Вы здесь

Правовое регулирование международных частных отношений. Часть вторая. Механизм правового регулирования международных частных отношений при взаимодействии национальных правовых систем (В. В. Кудашкин, 2004)

Часть вторая

Механизм правового регулирования международных частных отношений при взаимодействии национальных правовых систем

Исследованием общетеоретических вопросов правового регулирования занимались С. С. Алексеев[197], В. М. Горшенев[198], Т. В. Кашанина[199], В. В. Лазарев[200], В. Д. Сорокин[201], Л. С. Явич[202], В. Ф. Яковлев[203] и др.

Как отмечает С. С. Алексеев, механизм правового регулирования – это взятая в единстве система правовых средств, при помощи которой обеспечивается результативное правовое воздействие на общественные отношения[204]. Настоящая часть посвящена изучению основных закономерностей и правовых средств, через которые осуществляется правовое воздействие на международные частные отношения при взаимодействии национальных правовых систем, представляющих в совокупности механизм правового регулирования международных частных отношений.

Глава 3

Закономерности правового регулирования международных частных отношений при взаимодействии национальных правовых систем

Одна из главных задач исследования правового регулирования международных частных отношений – познание объективно существующих связей и отношений явлений реальной действительности, а также закономерностей их взаимосвязи, взаимообусловленности и взаимовлияния. Научную ценность представляет не только получение знания об объективной данности, но и раскрытие объективно существующих связей этих явлений через устойчиво проявляющиеся признаки и свойства.

Праву присущи специфические закономерности, характеризующие его бытие и развитие как объективированного институционного образования[205]. Как отмечает В. П. Казимирчук, «закономерности в области развития политических и правовых отношений не могут объяснять все детали каждого правового факта, каждого отдельного правового отношения. Формулируемые юридической наукой закономерности отражают то общее, основное, что имеется в изучаемых правовых и смежных с ними социальных явлениях. Это дает возможность абстрагирования от индивидуальных и неповторимых различий отдельных правовых фактов и оперировать массовыми социально-значимыми явлениями»[206].

Современная наука международного частного права не располагает знаниями о закономерностях правового регулирования связей и отношений, возникающих при взаимодействии национальных правовых систем в области международных частных отношений. Однако, как подчеркивает В. М. Сырых[207], незначительное число известных современным юристам объективных законов свидетельствует скорее о недостаточно высоком уровне познания правовых закономерностей, нежели об их отсутствии в праве[208].

Задача исследования названных закономерностей правового опосредования представляется более чем актуальной, так как знание объективно существующих свойств и признаков связей и отношений позволяет познать природу и сущность правовых явлений, их место в правовой действительности. Методологически обоснованный подход к изучению правовых явлений на основе системного и диалектико-материалистического методов предполагает рассмотрение прежде всего их системных свойств и качеств, исходя из системности не только права в целом и национальных правовых систем в частности, но и общественных отношений, являющихся объектом правового опосредования. Именно поэтому специфические закономерности права как институционного образования, в том числе и под углом зрения правового регулирования, во многом выражены в системных связях, которые формируются путем нормативных обобщений[209].

Таким образом, предметом настоящего исследования является изучение закономерностей правового регулирования международных частных отношений, вытекающих из системных свойств взаимодействующих национальных правовых систем в целом.

Анализ взаимодействия национальных правовых систем позволяет выявить ряд закономерностей правового регулирования возникающих при этом международных частных отношений.

3.1. Первая закономерность: существо опосредуемых связей и отношений в системе внутригосударственных отношений при взаимодействии национальных правовых систем определяет специфику применяемых правовых средств

Если правовое регулирование направлено на обеспечение взаимодействия двух и более национальных правовых систем, то эти средства прежде всего должны сделать возможным определение применимого права, которое наиболее тесным образом связано с правоотношением, содержащим иностранный элемент. Если же предметом правового регулирования при взаимодействии национальных правовых систем выступает обеспечение устойчивости системы внутригосударственных отношений, то правовые средства должны пресекать любые возмущающие воздействия на эту систему. Выполняемой служебной ролью определяется и характер правовых средств.

Таким образом, речь идет о системно-структурной закономерности правового регулирования взаимодействия национальных правовых систем, которая объективна не только для области международных частных отношений, но и для международных негосударственных отношений в целом.

В данном аспекте принципиально важным для нас является как существо самих общественных отношений, составляющих систему, так и существо связей, возникающих в системе в процессе ее функционирования и взаимодействия с другими системами. И если первый подход к исследованию правовых явлений в правовой науке разработан основательно, то второй – раскрывающий устойчивые признаки и свойства связей, возникающих в правовой системе, пока исследован недостаточно. Во многом именно этим обстоятельством обусловлено отсутствие общепризнанной доктрины в отношений природы и сущности таких правовых явлений, относящихся к международному частному праву, как публичный порядок и оговорка о публичном порядке, императивные нормы, обход закона и др.

3.1.1. Характер правового регулирования международных частных отношений, обеспечивающего устойчивость национальной правовой системы

Вместе с тем, признавая, что в системе внутригосударственных отношений (целое) существует определенная совокупность (часть) специфических связей и отношений, опосредующих жизненно важные потребности и интересы ее ключевого элемента – государства, нарушение которых способно вывести систему из состояния равновесия, объективно необходимо исследовать характер правового опосредования этих связей и отношений.

Первый вывод, который можно сделать – эти связи и отношения через ключевой элемент – государство – затрагивают систему в целом. Второй – они призваны обеспечить устойчивость системы. То есть они отражают только одно ее свойство – устойчивость. Именно этим обстоятельством и обусловливается сам характер правового регулирования. Для обеспечения устойчивости связей и отношений не обязательно оказывать через них активное влияние на другие связи и отношения в системе. Такой характер правового регулирования присущ другому свойству системы – функционированию. Для обеспечения устойчивости достаточно предотвратить возмущающее воздействие на связи и отношения в системе внутригосударственных отношений. Следовательно, правовое опосредование жизненно важных связей и отношений системы, затрагивающих ее устойчивость, объективно носит пассивный характер. Примером здесь является оговорка о публичном порядке, которая призвана обеспечить целостность и устойчивость системы внутригосударственных отношений при взаимодействии национальных правовых систем.

Так, если иностранным судом будет обращено взыскание на российскую продукцию военного назначения, находящуюся на территории России, то вполне вероятно, что будет отказано в выдаче экзекватуры на основании неприемлемости такого решения для российского публичного порядка. При этом не оспаривается ни выбор применимого права, ни рассмотрение самого дела по существу, т. е. не затрагивается иностранная правовая система. Оговорка о публичном порядке обеспечивает не воздействие на иностранную правовую систему, а устойчивость связей и отношений своей национальной правовой системы.

3.1.2. Характер правового регулирования международных частных отношений, обеспечивающего функционирование национальной правовой системы

В то же время правовое опосредование другого свойства системы – ее функционирования – должно носить активный, преобразующий характер. Как отмечает Д. А. Керимов, «система только в том случае является системой, если она действует, функционирует, выполняет определенную роль. Функционирует не только система в целом, но и каждый ее элемент. При этом функции элементов детерминированы, производны от функций системы в целом»[210]. Взаимодействуя с другими системами и внутри себя, она институализирует себя в качестве системы и развивается. Соответственно должен существовать и набор правовых средств, обеспечивающих вышеназванное свойство системы. Одним из таких средств является коллизионное право. Именно указанным свойством системы определяется социальная природа коллизионного права. Правовая же природа определяется его местом в правовой системе. Оно является вторым посредующим звеном между международным частным отношением и национальной правовой системой, имеющей с ним тесную связь, о чем более подробно будет сказано ниже.

Еще одно правовое средство, которое обеспечивает функционирование системы – это императивные нормы, имеющие особое значение. Именно они, например, формируют доминирующий тип правового регулирования международных частных отношений в области военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами, в которых, исходя из интересов государства, введены государственная монополия и система экспортного контроля[211].

Конец ознакомительного фрагмента.