Раздел 2
Перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом
Глава 6
Правовое регулирование внутренних перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом
6.1. Регулярные перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом
Регулярные перевозки пассажиров и багажа урегулированы главой 3 УАТГНЭТ. В ее статье 19 выделены следующие виды регулярных перевозок пассажиров и багажа: 1) перевозки с посадкой и высадкой пассажиров только в установленных остановочных пунктах по маршруту регулярных перевозок и 2) перевозки с посадкой и высадкой пассажиров в любом не запрещенном правилами движения месте по маршруту регулярных перевозок.
Перевозка с посадкой и высадкой только в установленных остановочных пунктах по маршруту регулярной перевозки осуществляется в соответствии с расписанием, установленным для каждого остановочного пункта. Остановки транспортного средства для посадки и высадки в каждом из этих пунктов обязательны. Важное требование, предъявляемое к указанному виду регулярных перевозок, – это размещение по маршрутам на каждом остановочном пункте информации, включающей: 1) сведения о виде регулярных перевозок; 2) расписание; 3) время начала и окончания движения транспортного средства по маршруту; 4) наименование конечного остановочного пункта маршрута; 5) сведения о наименовании, адресе и номерах контактных телефонов органа, осуществляющего контроль за регулярными перевозками пассажиров и багажа.
Перевозка с посадкой и высадкой пассажиров в любом не запрещенном правилами дорожного движения месте по маршруту регулярной перевозки также осуществляется по расписанию, но в нем устанавливается лишь следование из начального и конечного остановочных пунктов. Что касается остановок транспортного средства для посадки и высадки пассажиров по маршруту регулярной перевозки, то они осуществляются по требованию пассажиров.
Как видно, регулярные перевозки осуществляются в соответствии с расписанием. Это график, устанавливающий время или интервалы прибытия транспортных средств в остановочный пункт либо их отправления из остановочного пункта. Существенная особенность регулярных перевозок заключается в том, что они относятся к перевозкам транспортом общего пользования (ч. 2 ст. 19 УАТГНЭТ).
Завершается статья 19 двумя частями – 7 и 8, принятыми дополнительно соответственно Федеральным законом от 28.07.2012 № 131-ФЗ и Федеральным законом от 03.02.2014 № 15-ФЗ. Часть 7 закрепляет положение, согласно которому перевозчик, выполняющий виды указанной деятельности, должен подать уведомление о начале их осуществления в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Согласно же части 8 в этом уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности должны быть указаны следующие данные. Во-первых, о получении юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем уведомления о включении объекта транспортной и (или) транспортного средства в Реестр категорированных объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, и о присвоенной категории. Во-вторых, о соответствии их работников, осуществляе5мой ими предпринимательской деятельности и предназначенных для использования в процессе осуществления ими предпринимательской деятельности территории, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, подобных объектов, транспортных средств требованиям по обеспечению транспортной безопасности.
Договор перевозки пассажира
Согласно УАТГНЭТ договор перевозки пассажира по маршруту регулярных перевозок относится к числу публичных договоров (ч. 1 ст. 19). Он является формальным. Заключение договора удостоверяется билетом пассажира. Если пассажир провозит за плату ручную кладь, то ему выдается квитанция на ее провоз. Формы перечисленных провозных документов, их реквизиты устанавливаются правилами перевозок пассажиров.
К билету пассажира и квитанции на провоз ручной клади Устав приравнивает кассовый чек, в котором должны быть указаны реквизиты билета и квитанции. Кроме того, УАТГНЭТ допускает использование билетов с указанием части или всех реквизитов в электронном виде.
Содержание договора.
Обязанности перевозчика. К обязанностям перевозчика общего характера относятся: оборудование остановок транспортных средств для посадки (высадки) пассажиров, в том числе указателями с необходимой информацией (наименование данного и конечного остановочных пунктов, номера маршрутов, расписание для каждого из них, данные о перевозчике), защитными средствами от атмосферных осадков и др.; оборудование транспортных средств снаружи указателями маршрута, информацией о перевозчике, а внутри – также информацией о водителе, кондукторе, стоимости проезда, местах для пассажиров с детьми и инвалидов, правилах пользования транспортными средствами и т. п.[32]
Обязанностями перевозчика общего характера являются также организация и осуществление продажи билетов. Они могут производиться не только в специализированных пунктах, но и в транспортных средствах (кондукторами, водителями). Продажа билетов для проезда в междугородном сообщении начинается не менее чем за 10 суток и заканчивается за 5 минут до отправления транспортного средства.
Непосредственно из договора вытекают следующие обязанности перевозчика. Поскольку договор перевозки пассажира при регулярных перевозках является публичным, перевозчик обязан заключить его с любым пассажиром при наличии места на соответствующий рейс. Его обязанностью является осуществление перевозки тем транспортным средством, на который продан билет, а также предоставление пассажиру места, указанного в билете. Перевозчик обязан обеспечить должный уровень комфорта, отвечающий классу обслуживания (наличие кондиционера, видеомагнитофона, туалета, багажных полок, предоставление питания и др.)[33]. Он обязан вернуть пассажиру стоимость проезда в установленных случаях: при непредоставлении ему места, отмене отправления транспортного средства, задержке его отправления более чем на час. Возврат стоимости проезда должен быть осуществлен не позднее чем в течение 10 дней с момента предъявления перевозчику соответствующего требования пассажира.
При осуществлении перевозки перевозчик обязан делать остановку транспорта на остановочных пунктах, предварительно объявляя об этом при подъезде к соответствующему пункту. Остановка для посадки (высадки) по требованию пассажира осуществляется, если он заранее уведомит о необходимости остановки или если в остановочном пункте имеются люди, ожидающие прибытия транспорта. Водитель, кондуктор обязаны предупредить пассажиров об остановочных пунктах, в которых посадка (высадка) осуществляется по требованию пассажиров.
В случае невозможности осуществить перевозку пассажира предоставленным транспортным средством в связи с его неисправностью, аварией, другими аналогичными причинами перевозчик обязан заменить его другим транспортом для обеспечения перевозки пассажира. При этом он должен организовать пересадку пассажиров по имеющимся у них билетам.
При завершении перевозки перевозчик обязан возвратить пассажиру забытые им в транспорте вещи. Порядок возврата таких вещей установлен правилами перевозок пассажиров.
К правам перевозчика относится, прежде всего, право устанавливать нормы провоза ручной клади, в том числе бесплатно, большего размера или в большем количестве, чем это предусмотрено УАТГНЭТ (п. 1 ч. 2 ст. 22 УАТГНЭТ). Он вправе отказать пассажиру в провозе ручной клади, если свойства или упаковка вещей, входящих в ее состав, не отвечают требованиям, установленным правилами перевозок пассажиров. Перевозчик имеет также право отказать пассажиру в провозе ручной клади, если ее размещение в транспортном средстве будет препятствовать входу пассажиров в транспорт и выходу из него.
Обязанности пассажира. Пассажир обязан оплатить свой проезд и провоз ручной клади сверх установленной нормы, если его оплата предусмотрена законом, а также хранить билет и квитанции на провоз ручной клади в течение всей поездки. Он должен предъявлять указанные проездные документы по первому требованию лиц, осуществляющих контроль.
Правилами перевозок пассажиров установлено, что безбилетным является лицо, не имеющее билета, или лицо, предъявившее билет: а) без отметки о гашении, если оно обязательно, б) поддельный, в) срок действия которого истек, г) ранее использованный, д) предназначенный для лица, которому предоставлено преимущество по оплате проезда, и не имеющее при себе документа, подтверждающего право на предоставление указанного преимущества.
Лицо, являющееся безбилетным, оплачивает билет от пункта посадки до пункта назначения. При невозможности определить пункт посадки стоимость проезда исчисляется от начального пункта отправления. Если указанное лицо заявляет о желании покинуть транспорт, оплате подлежит проезд до пункта, в котором оно покинет транспортное средство. При этом оплата стоимости проезда не освобождает лицо от уплаты штрафов, установленных КоАП и законами субъектов РФ, за безбилетный проезд, перевозку багажа без оплаты и провоз ручной клади сверх определенной нормы бесплатного провоза.
При поездке в междугородном сообщении с ребенком не старше пяти лет пассажир должен иметь при себе документ, который подтверждает возраст ребенка. Такая же обязанность возлагается на пассажира и при совершении поездки в городском и пригородном сообщении с ребенком не старше семи лет.
Права пассажира. Выполнение обязанности иметь документ, подтверждающий возраст ребенка, связано с правом пассажира провозить с собой бесплатно в междугородном сообщении одного ребенка в возрасте не старше пяти лет без предоставления отдельного места для сидения, а в городском и пригородном сообщении – детей в возрасте не старше семи лет, также без предоставления отдельных мест для сидения.
В отношении провоза детей в городском и пригородном сообщении УАТГНЭТ делает оговорку о том, что в случае, если установлен запрет на перевозку в транспортном средстве детей без предоставления им отдельных мест для сидения, пассажир имеет право перевезти с собой двух детей в возрасте не старше 12 лет с предоставлением им отдельных мест для сидения за плату, размер которой не может составлять более чем 50 % провозной платы (ч. 2 ст. 21).
Пассажир имеет право провозить с собой бесплатно ручную кладь в количестве не более одного места. При этом установлены ограничения ручной клади по габаритам.
Пассажир наделен широким кругом прав, касающихся получения обратно стоимости проезда и провоза ручной клади в междугородном сообщении. В одних случаях возвращается часть их стоимости, в других – полная стоимость. Так, при опоздании пассажира к отправлению транспортного средства в течение трех часов или вследствие болезни, несчастного случая в течение трех суток с момента отправления транспортного средства, на которое был приобретен билет, УАТГНЭТ предоставляет ему право либо получить обратно стоимость проезда и провоза ручной клади за вычетом 25 % их стоимости, либо возобновить действие билета на другое транспортное средство при условии доплаты, размер которой составляет 25 % стоимости проезда и провоза ручной клади.
Если пассажир возвращает билет в кассу не позднее, чем за два часа до отправления транспортного средства, он вправе получить обратно стоимость проезда и провоза ручной клади за вычетом 5 % их стоимости. При возврате пассажиром билета позднее этого срока, но до отправления транспортного средства ему выплачивается стоимость проезда и провоза ручной клади за вычетом 15 % их стоимости.
Право на получение полной стоимости проезда и провоза ручной клади может быть реализовано пассажиром в случаях: отмены отправления транспортного средства; задержки отправления транспортного средства более чем на час; предоставления пассажиру места в транспортном средстве с оплатой проезда по более низкой цене, чем в том транспортном средстве, на проезд в котором пассажиру продан билет; непредоставления пассажиру указанного в билете места.
В случаях согласия на проезд в транспортном средстве с оплатой проезда по более низкой цене пассажир вправе получить разницу между оплаченной суммой и причитающейся за проезд и провоз ручной клади платой. Если перевозчик предоставил транспортное средство с оплатой проезда по более высокой цене, чем в транспортном средстве, указанном в расписании, пассажир вправе осуществить проезд и провоз ручной клади без доплаты.
В ситуации, когда невозможно осуществление перевозки предоставленным транспортным средством из-за его неисправности, аварии, других аналогичных причин, пассажир имеет право воспользоваться выданным билетом и квитанцией на провоз ручной клади для проезда в другом транспортном средстве, предоставленном перевозчиком.
Договор перевозки багажа
В соответствии с УАТГНЭТ багаж может перевозиться тем же транспортным средством, которым перевозится пассажир, или другим транспортным средством. Заключение договора перевозки багажа подтверждается выдачей перевозчиком багажной квитанции. К ней приравнивается кассовый чек, содержащий реквизиты квитанции.
Содержание договора.
Обязанности перевозчика. По договору перевозки перевозчик обязан информировать пассажира о нормах перевозки багажа и условиях оплаты перевозки. В его обязанности входит прием багажа к перевозке при предъявлении пассажиром билета и багажной квитанции. Принятый для перевозки багаж он должен доставить в пункт назначения и выдать его не позднее дня прибытия пассажира в этот пункт в соответствии с договором перевозки при предъявлении им багажной квитанции.
В случае утраты багажа перевозчик должен возместить его стоимость. Если пассажир объявил ценность багажа, возмещению подлежит сумма объявленной ценности. В УАТГНЭТ нет нормы, которая обязывала бы перевозчика при несохранности багажа возвращать пассажиру стоимость перевозки. Безусловно, этот пробел должен быть устранен путем включения в закон соответствующей нормы. Вполне понятно, что раз багаж утрачен, подлежит аннулированию и условие об оплате его перевозки, а значит, должна быть возвращена и уплаченная за нее сумма. Об этом имеется прямое указание в п. 3 ст. 796 ГК, в соответствии с которым перевозчик наряду с возмещением установленного ущерба, вызванного утратой, недостачей или повреждением багажа, возвращает получателю провозную плату, взысканную за перевозку утраченного, недостающего, испорченного или поврежденного багажа, если эта плата не входит в его стоимость.
Обязанностью перевозчика является также выплата стоимости провоза багажа в случаях, если пассажир по какой-либо причине не совершил поездку (опоздание, болезнь, отказ от поездки, несчастный случай).
Размер выплаты зависит от конкретных причин и времени возврата билета. Процент, на который уменьшается стоимость выплаты за перевозку багажа, такой же, как и при провозе ручной клади (ч. 1, 2 ст. 23 УАТГНЭТ). Обязанность по полному возмещению стоимости перевозки багажа возникает при возврате пассажиром билета в связи нарушением обязательств перевозчиком, перечень которых дается в УАТГНЭТ (п. 4 ч. 1 ст. 23).
Права перевозчика. К ним относится прежде всего право устанавливать нормы перевозки багажа большего размера или в большем количестве, чем это предусмотрено законом (п. 1 ч. 2 ст. 22 УАТГНЭТ). Перевозчик вправе отказать пассажиру в принятии багажа для перевозки, если свойства или упаковка вещей, входящих в его состав, не отвечают требованиям, которые установлены правилами перевозки пассажиров.
В том случае, если багаж не востребован в течение 30 суток со дня прибытия транспортного средства в пункт назначения, перевозчик вправе реализовать этот багаж. Реализация осуществляется по установленным правилам, как и при реализации груза.
Обязанности пассажира. Пассажир обязан оплатить перевозку багажа, а также хранение его при невостребованности в пункте назначения более суток со дня доставки. При этом неполные сутки считаются за полные. Если багаж доставлен в пункт назначения раньше прибытия пассажира, плата за его хранение со дня доставки до дня, следующего за днем прибытия пассажира, не взимается.
Пассажир должен хранить багажную квитанцию в течение всей поездки и предъявлять ее по первому требованию лиц, осуществляющих контроль.
Он обязан предъявлять для перевозки в качестве багажа вещи, свойства и упаковка которых отвечают требованиям, установленным правилами перевозок пассажиров. Он должен осуществлять погрузку и выгрузку багажа, перевозимого в багажном отделении транспортного средства.
Пассажир должен соблюдать установленные запреты на перевозку багажом зловонных и опасных (легковоспламеняющихся, взрывчатых, токсичных, коррозийных и др.) веществ, холодного и огнестрельного оружия без чехлов и упаковки и некоторых других предметов. Под ответственность пассажира осуществляется перевозка багажом пищевых продуктов в багажных отделениях без поддержания температурного режима.
Права пассажира. Пассажир вправе перевозить за плату в багажном отделении или в отдельном транспортном средстве багаж в количестве не более двух мест. Законом установлены ограничения габаритов каждого места. Сумма его длины, ширины и высоты не должны превышать 180 см. Пассажир имеет право при сдаче багажа перевозчику объявить его ценность. В этом случае с него взимается дополнительная плата в размере, установленном перевозчиком.
После реализации перевозчиком багажа, не востребованного в течение 30 суток со дня прибытия транспортного средства в пункт назначения, пассажир вправе в рамках срока исковой давности получить сумму, вырученную от продажи багажа.
Как и при перевозке ручной клади, в случае опоздания к отправлению транспортного средства в течение трех часов, а вследствие болезни, несчастного случая – в течение трех суток с момента отправления транспортного средства, пассажир вправе возобновить действие багажной квитанции на другое транспортное средство при условии доплаты 25 % стоимости перевозки багажа или получить обратно стоимость его провоза за вычетом 25 % такой стоимости.
Устав закрепляет также право пассажира на получение полной стоимости перевозки багажа. Это те же случаи, что и при получении им полной стоимости проезда и провоза ручной клади (п. 4 ч. 1 ст. 23 УАТГ – НЭТ).
6.2. Перевозки пассажиров и багажа по заказам
Данный вид перевозок пассажиров осуществляется в соответствии с заказом, который направляют организации, предприятия, учреждения перевозчику для перевозки, как правило, своих сотрудников.
УАТГНЭТ выделяет две разновидности перевозок пассажиров и багажа по заказам: 1) систематические перевозки; 2) перевозки, не являющиеся таковыми.
Систематические перевозки осуществляются на основании договора фрахтования. Он заключается в письменной форме и включает в себя следующие данные: 1) сведения о фрахтовщике и фрахтователе; 2) тип предоставляемого транспортного средства (при необходимости – количество транспортных средств); 3) маршрут и место подачи транспортного средства; 4) определенный или неопределенный круг лиц, для перевозки которых предоставляется транспортное средство; 5) сроки выполнения перевозки; 6) размер платы за пользование транспортным средством; 7) порядок допуска пассажиров для посадки в транспортное средство, установленный с учетом требований, предусмотренных правилами перевозок пассажиров (в случае, если транспортное средство предоставляется для перевозки определенного круга лиц).
Кроме перечисленных данных, при необходимости стороны могут включить в договор и другие условия. Систематические перевозки пассажиров подразделяются на перевозки определенного круга лиц и перевозки неопределенного круга лиц. Правилами перевозок пассажиров установлен особый порядок допуска пассажиров к посадке в транспортное средство при предоставлении его для перевозки определенного круга лиц. Он заключается в том, что посадка осуществляется при предъявлении этими лицами фрахтовщику документов (служебного удостоверения, экскурсионной путевки и др.), удостоверяющих их право на проезд, и (или) в соответствии со списком пассажиров, предоставленным фрахтовщику фрахтователем.
Особенности перевозок неопределенного круга лиц заключаются в следующем. Во-первых, если договором фрахтования предусматривается предоставление транспортных средств для неопределенного круга лиц, взимание платы с указанных лиц не допускается (ч. 5 ст. 27 УАТГНЭТ). Во-вторых, правила перевозок пассажиров содержат ряд требований, предъявляемых к оборудованию пунктов посадки (высадки), используемых при перевозках неопределенного круга лиц, соответствующими указателями. Так, они должны содержать следующую информацию: условное изображение транспортного средства (автобуса, троллейбуса и трамвая), используемого для осуществления перевозок пассажира и багажа по заказу; наименования конечного и промежуточных пунктов посадки (высадки) пассажиров; время начала и окончания движения транспортных средств по маршруту; расписание (для перевозок пассажиров и багажа, осуществляемых по расписанию); наименование, адрес и контактные телефоны органа, обеспечивающего контроль над осуществлением перевозок пассажиров и багажа.
Кроме перечисленных сведений, на указателях пунктов посадки (высадки) пассажиров может быть размещена и другая информация. Пункты посадки (высадки) пассажиров, используемые для перевозок неопределенного круга лиц, могут совмещаться с остановочными пунктами маршрутов регулярных перевозок[34].
Что касается перевозок, не являющихся систематическими, то они оформляются договорами в форме заказа-наряда на предоставление транспортного средства для перевозок пассажиров и багажа. Его реквизиты и порядок заполнения устанавливаются правилами перевозок. Заказ-наряд включает следующие реквизиты: а) наименование документа и дата его оформления (число, месяц и год); б) наименование, адрес, номер телефона и ИНН фрахтователя, а если фрахтователем является физическое лицо – его фамилия, инициалы, паспортные данные, адрес и номер телефона; в) наименование, адрес, номер телефона и ИНН фрахтовщика; г) марка транспортного средства и его государственный регистрационный знак; д) фамилия и инициалы водителя; е) адрес пункта подачи транспортного средства, дата и время подачи транспортного средства в этот пункт; ж) наименование конечного и промежуточных пунктов маршрута, в которых предполагается остановка транспортного средства в пути следования; з) стоимость пользования предоставленным транспортным средством в рублях и копейках; и) должность, фамилия, инициалы и подпись лица, уполномоченного на проведение расчетов за пользование предоставленным транспортным средством; к) часы и минуты прибытия транспортного средства в пункт подачи; л) часы и минуты убытия транспортного средства после завершения перевозки; м) количество перевезенных пассажиров; н) должность, фамилия, инициалы и подпись фрахтователя или уполномоченного им лица, удостоверяющего выполнение заказа-наряда[35].
Как и в случае с договором фрахтования, в заказ-наряд на предоставление транспортного средства для перевозки пассажиров и багажа допускается включение дополнительных реквизитов для отражения особых условий осуществления этих перевозок.
Сравнение реквизитов обоих перевозочных документов (договора фрахтования и заказа-наряда) показывает различия не только по их количественному составу, но и относительно содержания ряда совпадающих реквизитов.
Поскольку перевозки пассажиров по заказу-наряду не относятся к систематическим, этот транспортный документ содержит ряд специальных реквизитов, в том числе касающихся данных о водителях, лице, уполномоченном на проведение расчетов за пользование транспортом, и его подписи на документе, о фрахтователе (или уполномоченном им лице), удостоверяющем подписью выполнение заказа-наряда, количестве перевезенных пассажиров, а также о конечном и промежуточных остановочных пунктах в пути следования.
Кроме того, в заказе-наряде конкретизированы некоторые реквизиты договора фрахтования, например реквизиты, содержащие сведения о фрахтователе и фрахтовщике. А взамен реквизита договора фрахтования о сроках выполнения перевозки в нем указаны реквизиты о часах и минутах прибытия транспорта в пункт подачи и убытия его после завершения перевозки.
Заказ-наряд на предоставление транспортного средства для перевозки пассажиров и багажа оформляется фрахтовщиком.
Следует отметить, что Правила перевозок пассажиров содержат ряд требований, распространяющихся как на систематические перевозки пассажиров по договору фрахтования, так и на перевозки, не относящиеся к систематическим и оформляемые заказом-нарядом. В частности, договор фрахтования (или его копия) либо заказ-наряд должны находиться у водителя от начала до конца осуществления перевозки по заказу и предъявляться им в обязательном порядке по требованию должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на осуществление контроля за наличием у водителей таких документов.
Еще одно общее требование касается соответствующего оборудования транспортного средства, предоставляемого для перевозки пассажиров и багажа по заказу. Так, например, над его лобовым стеклом, а также на верхней части лобового стекла, правой стороне кузова и заднем окне должны быть размещены таблички с надписью «Заказной». Кроме того, над лобовым стеклом и на правой стороне кузова указывается краткое наименование фрахтовщика.[36]
Ряд норм УАТГНЭТ регулирует отдельные положения, относящиеся к перевозкам ручной клади и багажа пассажира при перевозке по заказу. Они касаются ограничений по количеству входящих в состав ручной клади и багажа вещей, а также случаев отказа в их перевозке. В ст. 30 УАТГНЭТ закреплено право фрахтовщика устанавливать нормы провоза ручной клади и перевозки багажа. Превышение нормативов влечет за собой оплату фрахтователем их перевозки по установленным фрахтовщиком тарифам. При этом провоз ручной клади, количество и размер которой превышают норму бесплатного провоза, осуществляется при наличии квитанции на ее провоз.
В УАТГНЭТ дан исчерпывающий перечень оснований отказа фрахтовщика в провозе ручной клади и перевозке багажа. Во-первых, фрахтовщик вправе принять такое решение, если свойства или упаковка вещей, входящих в состав ручной клади и багажа, не отвечают требованиям, установленным правилами перевозок пассажиров. Во-вторых, отказ в провозе ручной клади возможен, если ее размещение в транспортном средстве будет препятствовать входу пассажиров в транспортное средство и выходу из него.
В гл. 4 УАТГНЭТ, посвященной перевозкам пассажиров и багажа по заказам, наряду с регламентацией применяемых договорных форм и закрепления некоторых прав и обязанностей сторон в связи с перевозкой ручной клади и багажа, содержатся нормы, возлагающие на фрахтовщика обязанности по обеспечению надлежащего выполнения договора перевозки. Это, например, обязанность предоставить в случае неисправности транспортного средства, аварии или других аналогичных причин другое транспортное средство или возвратить оплаченную фрахтователем стоимость пользования транспортом. Другой его обязанностью является предоставление для перевозки транспортного средства, соответствующего договору фрахтования. Здесь речь идет о соответствии типа предоставленного транспортного средства указанному в договоре.
Еще одна обязанность фрахтовщика заключается в своевременном предоставлении транспортного средства для осуществления перевозки. УАТГНЭТ закрепляет положение, согласно которому предоставление фрахтовщиком для перевозки пассажиров и багажа по заказу транспортного средства с опозданием считается непредоставлением транспортного средства (ч. 1 ст. 29). Оно полностью совпадает с нормой, регулирующей обязанность фрахтовщика при перевозке груза своевременно предоставлять транспортное средство и определяющей, что предоставление его с опозданием считается непредоставлением (ч. 5 ст. 18). Вопросы несовершенства этой нормы рассмотрены в параграфе 9.3. Аналогичные правовые последствия нарушения обязательства фрахтовщиком при перевозке пассажира заключаются в праве фрахтователя отказаться от исполнения договора фрахтования транспортного средства для перевозки пассажиров и багажа и взыскать с фрахтовщика штраф в размере 20 % платы, установленной за пользование транспортным средством.
6.3. Перевозки пассажиров и багажа легковыми такси
В соответствии с УАТГНЭТ перевозки пассажиров и багажа легковыми такси осуществляются на основании договора фрахтования. Этот договор является взаимным, возмездным, публичным. Он имеет устную форму (ч. 1 ст. 31 УАТГНЭТ).
Стороны договора. Фрахтователем в договоре выступает пассажир, т. е. физическое лицо, на которого распространяется не только транспортное законодательство, но и законодательство о защите прав потребителей.
Вторая сторона договора – фрахтовщик. Им может быть юридическое лицо или индивидуальный предприниматель. Если фрахтовщиком является юридическое лицо, договор фрахтования заключает с пассажиром водитель легкового такси, который действует от имени и по поручению фрахтовщика. В том случае, когда в качестве фрахтовщика выступает индивидуальный предприниматель – водитель легкового такси, он заключает договор от собственного имени.
Заключение договора. Договор заключается либо непосредственно с водителем легкового такси, либо путем принятия к выполнению фрахтовщиком заказа фрахтователя. Во втором случае установлен определенный порядок заключения этого договора. Он включает принятие заказа фрахтователя, его регистрацию в специальном журнале и сообщение номера регистрации фрахтователю. Фрахтовщик принимает заказ фрахтователя с использованием любых средств связи, а также по месту нахождения фрахтовщика или его представителя. Он обязан зарегистрировать принятый к исполнению заказ в журнале регистрации путем внесения в него следующих данных: номер заказа; дата принятия заказа; место подачи легкового такси; марка легкового такси; планируемое время подачи легкового такси.
Помимо перечисленных сведений в журнал регистрации может вноситься и другая информация, связанная с осуществлением перевозок пассажиров и багажа легковым такси.[37]
Регистрация заказа в журнале под соответствующим номером с указанием перечисленных данных является подтверждением заключения договора фрахтования по заказу и его условий. Фрахтователю сообщается номер принятого заказа.
В планируемое время легковое такси подается к указанному в договоре месту, о чем водитель сообщает фрахтователю. При этом он информирует заказчика о местонахождении, государственном регистрационном знаке, марке и цвете кузова легкового такси, называет свою фамилию, имя и отчество, а также фактическое время подачи транспорта.
Маршрут перевозки определяет фрахтователь. Но если он не указан, водитель легкового такси обязан осуществить перевозку по кратчайшему маршруту.
Цена договора фрахтования легкового такси для перевозки пассажиров и багажа может быть определена двумя способами. Применение соответствующего способа зависит от того, оборудовано ли легковое такси таксометром или нет. Если он отсутствует, применяется первый способ в виде фиксированной платы независимо от фактического пробега легкового такси и фактического времени пользования им. В случае, когда легковое такси оборудовано таксометром, применяется второй способ определения цены – на основании установленных тарифов, исходя из фактического расстояния перевозки и (или) фактического времени пользования легковым такси. Указанные показатели фиксируются таксометром.
При расчете за пользование легковым такси фрахтовщик выдает фрахтователю кассовый чек или квитанцию в форме бланка строгой отчетности, подтверждающие произведенную оплату. Особые требования предъявляются к такому документу, как квитанция. Согласно правилам перевозки пассажиров она должна включать следующие обязательные реквизиты: наименование, серию и номер квитанции на оплату пользования легковым такси; наименование фрахтовщика; дату выдачи квитанции на оплату пользования легковым такси; стоимость пользования легковым такси; фамилию, имя, отчество и подпись лица, уполномоченного на проведение расчетов. При необходимости в квитанцию могут быть включены дополнительные реквизиты, учитывающие особые условия осуществления перевозок пассажиров и багажа легковым такси.[38]
Фрахтователь вправе провозить с собой бесплатно ручную кладь. Ею могут быть вещи, которые свободно проходят через дверные проемы, не загрязняют и не портят сидений, не мешают водителю управлять легковым такси и пользоваться зеркалами заднего вида. Багаж пассажира перевозится в багажном отделении легкового такси. Габариты багажа не должны препятствовать его перевозке с закрытой крышкой багажника.
Правила перевозок пассажиров содержат ряд запретов, не позволяющих перевозить ручную кладь и багаж пассажиров. Они совпадают с запретами, распространяющимися на багаж при регулярных перевозках пассажиров, ручной клади и багажа.
Правилами перевозок пассажиров закреплены требования к оборудованию легкового такси, которые фрахтовщик обязан строго соблюдать. В частности, оно должно быть оборудовано опознавательным фонарем оранжевого цвета, который устанавливается на крыше транспортного средства и включается при готовности легкового такси к перевозке пассажиров и багажа. Кроме того, на кузов легкового такси наносится цветографическая схема, представляющая собой композицию из квадратов контрастного цвета, расположенных в шахматном порядке. В салоне легкового такси на передней панели справа от водителя размещается следующая информация: полное и краткое наименование фрахтовщика; условия оплаты за пользование легковым такси; визитная карточка водителя с фотографией; наименование, адрес и контактные телефоны органа, обеспечивающего контроль за осуществлением перевозок пассажиров и багажа.
Все это необходимо для того, чтобы фрахтователь мог реально воспользоваться своим правом требовать от фрахтовщика надлежащего исполнения возложенных на него обязательств. С этой же целью в правилах перевозок пассажиров закреплено положение, согласно которому в каждом легковом такси должны находиться правила пользования данным видом транспорта. Они предоставляются фрахтовщиком фрахтователю по первому его требованию.
Для облегчения пользования гражданами-потребителями услугами легкового такси Правилами перевозок пассажиров предусмотрено оборудование стоянок этого транспортного средства табличками с указанием: надписи «Стоянка такси», режима работы стоянки такси, наименования, адреса и контактных телефонов органа, обеспечивающего контроль за осуществлением перевозок пассажиров и багажа.
6.4. Ответственность за нарушения обязательств по перевозке пассажира и багажа
Ответственность перевозчика. Согласно ч. 13 ст. 34 УАТГНЭТ перевозчик несет ответственность за задержку отправления транспортного средства или прибытие его с опозданием в пункт назначения. Она распространена на регулярные перевозки в междугородном сообщении. В качестве санкции установлен штраф в размере 3 % стоимости проезда за каждый час задержки, но не более чем в размере стоимости проезда. В отличие от других транспортных законов УАТГНЭТ фиксирует ограниченный срок выплаты штрафа 10 днями после дня предъявления пассажиром соответствующего требования перевозчику. По закону течение этого срока приостанавливается в случае обращения в суд.
Кроме штрафной санкции возможны и другие негативные для перевозчика последствия. В частности, пассажир вправе потребовать от перевозчика возмещения убытков, причиненных в связи с задержкой отправления или прибытия с опозданием транспортного средства в пункт назначения в порядке, установленном законодательством РФ.
Что касается ответственности перевозчика за несохранность багажа, то устанавливающие ее нормы не содержат каких-либо особенностей по сравнению с общими нормами ГК об ответственности перевозчика за утрату, недостачу и повреждение багажа (ст. 796 ГК). Ответственность за просрочку доставки багажа состоит в применении штрафа. В соответствии с ч. 12 ст. 34 УАТГНЭТ перевозчик уплачивает штраф в размере 3 % провозной платы за каждые сутки просрочки, но не более чем в размере провозной платы. Просрочка доставки багажа исчисляется с 24 часов суток, когда он должен быть доставлен. Факт просрочки фиксируется по требованию получателя багажа в специальном акте, который составляется перевозчиком. Этот документ имеет важное правовое значение. Во-первых, он является основанием для уплаты штрафа. Во-вторых, со дня его оформления начинается отсчет 10 дней, не позднее которых перевозчик должен выплатить штраф. Течение 10-дневного срока приостанавливается в случае обращения в суд.
Ответственность перевозчика за вред, причиненный при перевозке пассажира его жизни или здоровью и (или) ручной клади. Она нашла конкретизацию в дополненных Федеральным законом от 14.06.2012 № 78-ФЗ частях 14 – 18 статьи 34 УАТГНЭТ. Основное положение части 14 заключаются в том, что ответственность перевозчика за вред, причиненный при перевозке пассажира его жизни или здоровью и (или) багажу, ручной клади, определяется международными договорами Российской Федерации либо, если Уставом или договором перевозки пассажира не предусмотрен более высокий размер возмещения указанного вреда, в соответствии с гражданским законодательством.
Часть 15 фиксирует конкретную сумму компенсации, выплата которой в счет возмещения вреда, причиненного при перевозке пассажира его жизни, обеспечивается перевозчиком гражданам, имеющим в соответствии с гражданским законодательством право на возмещение вреда. Она составляет два миллиона рублей. При этом указанная сумма распределяется между гражданами, имеющими право на ее получение, пропорционально количеству таких граждан.
Часть 16 устанавливает сумму, выплату которой обязан обеспечить перевозчик в счет возмещения вреда, причиненного при перевозке пассажира его здоровью. Эта сумма не может превышать два миллиона рублей.
Наконец, часть 17 содержит общее положение, согласно которому, если определенный в соответствии с гражданским законодательством размер возмещения вреда, причиненного при перевозке пассажира его жизни или здоровью, превышает размер компенсации в счет возмещения вреда, выплата указанной компенсации не освобождает перевозчик от возмещения такого вреда в части, превышающей сумму произведенной компенсации.
Что касается части 18, то в ней определен период перевозки пассажира, в течение которого перевозчик несет ответственность за вред, причиненный жизни или здоровью пассажира и (или) его багажу, ручной клади. Он включает период, в течение которого пассажир находится в транспортном средстве, период посадки пассажира в транспорт и период высадки из него.
Ответственность за нарушение правил перевозок пассажиров и багажа легковым такси и перевозок пассажиров и багажа по заказу. Такая ответственность установлена ст. 36.1. УАТГНЭТ, введенной Федеральным законом от 21.04.2011 № 69-ФЗ. Суть ее заключается в том, что нарушение правил перевозок пассажиров и багажа легковым такси и перевозок пассажиров и багажа по заказу влечет административную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Ответственность фрахтовщика. УАТГНЭТ возлагает на фрахтовщика ответственность за непредоставление транспортного средства для перевозки пассажиров и багажа по заказу. Непредоставление может заключаться в предоставлении транспортного средства, не соответствующего условиям договора фрахтования, например, предоставление транспортного средства, не соответствующего типу, указанному в договоре. Непредоставлением транспортного средства считается также опоздание его предоставления (ч. 1 ст. 29).
В качестве санкции предусмотрен штраф, размеры которого такие же, как и за непредоставление транспортного средства при перевозке груза по договору фрахтования, т. е. 20 % платы, установленной за пользование транспортным средством, если иное не установлено договором фрахтования. При этом фрахтователь вправе отказаться от исполнения договора фрахтования.
Ответственность пассажира возникает в случае отправления им в составе багажа, сданного для перевозки, предметов, перевозка которых запрещена. Установленный законом штраф за данное нарушение достаточно суров и составляет 10-кратный размер провозной платы за провоз багажа. Ответить на вопрос, почему установлен именно такой размер штрафной санкции, достаточно сложно. Тем более что он не соотнесен с возможными негативными последствиями, такими, например, как возникновение обстоятельств, влияющих на безопасность движения. Скорее всего, законодатель ориентировался на норму УЖТ (ст. 111), установившую такую же санкцию за аналогичное нарушение пассажиром обязанности при железнодорожной перевозке багажа.
6.5 Основания освобождения от ответственности при перевозках пассажиров
В ст. 36 УАТГНЭТ предусмотрены основания освобождения от ответственности при перевозках как грузов, так и пассажиров. К ним относятся непреодолимая сила, временное ограничение или запрещение движение транспорта и иные причины, не зависящие от нарушителей обязательств. Устав, так же как и КВВТ (ст. 118), применил принцип распространения оснований не на какой-либо один вид нарушения обязательств. Более того, если КВВТ ограничился тремя видами нарушения обязательств перевозчиком (невыполнением заявки на перевозку груза, просрочкой его доставки и несохранностью груза), то Устав пошел значительно дальше. Во-первых, он распространил основания освобождения от ответственности на любой закрепленный в законе (УАТГНЭТ) вид нарушения обязательств, влекущий ответственность. Во-вторых, установленные Уставом основания касаются не только перевозчика, но и таких участников договорных отношений, как фрахтовщик, грузоотправитель, фрахтователь.
Правомерность установления унифицированных оснований освобождения от ответственности за различные нарушения обязательств, тем более допускаемых разными субъектами транспортных договорных отношений, вызывает возражения, и в первую очередь потому, что они не всегда могут быть применены на практике. Например, невозможно применить ни одно из указанных в ст. 36 УАТГНЭТ оснований освобождения грузоотправителя от ответственности за искажение сведений о грузе. Можно привести и другие примеры.
В свое время В. В. Витрянский обоснованно поставил под сомнение правомерность установления ст. 118 КВВТ единых оснований освобождения перевозчика от ответственности за три вида нарушений обязательств.
Что касается самих оснований освобождения от ответственности за нарушения обязательств при перевозках автомобильным транспортом, то они весьма близки к тем, которые указаны в п. 2 ст. 794 ГК, но не дублируют их. Первым основанием УАТГНЭТ называет непреодолимую силу. В ГК (п. 2 ст. 794) аналогичное основание дается более широко и включает помимо непреодолимой силы иные явления стихийного характера (пожары, заносы, наводнения) и военные действия. Следует признать неоправданным сужение этого основания по сравнению с закрепленным в ГК и сведение его только к непреодолимой силе. Приведенный в ГК перечень, безусловно, является ориентиром для более точного толкования заинтересованными сторонами понятия «непреодолимая сила».
Вторым основанием освобождения от ответственности являются временные ограничения или запрет движения транспортных средств по автомобильным дорогам, введенные в порядке, установленном законодательством РФ, по независящим от перевозчика причинам. Эта норма конкретизирует такое закрепленное в ГК основание, как прекращение или ограничение перевозки грузов в определенных направлениях, установленное в порядке, предусмотренном соответствующими транспортными уставами или кодексами (п. 2 ст. 794).
Временные ограничения и запрет движения транспортных средств по автомобильным дорогам устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.
Третье основание освобождения от ответственности сформулировано в УАТГНЭТ как «иные независящие от перевозчика, фрахтовщика, грузоотправителя, грузополучателя, фрахтователя причины». Такими причинами могут быть, например, неправомерные действия контрагента, непредвиденная техническая неисправность транспортного средства в пути следования и ряд других.
6.6. Акты и другие документы, удостоверяющие нарушение обязательств по перевозке пассажира
Для решения вопроса об ответственности участников автотранспортных договорных отношений, нарушивших обязательства, необходимы доказательства таких нарушений. Одним из них является акт, в котором фиксируется факт допущенного нарушения. Порядок составления акта устанавливается правилами перевозок грузов и правилами перевозок пассажиров.
Правила устанавливают две разновидности акта: коммерческий акт и акт общей формы. Наибольшее распространение на практике получил коммерческий акт. Так, при перевозке пассажиров и багажа он составляется, если выявлены следующие обстоятельства:
• несоответствие наименования и количества мест багажа данным, указанным в багажной квитанции;
• повреждение (порча) багажа;
• отсутствие багажа, указанного в багажной квитанции;
• обнаружен невостребованный багаж.
Этот транспортный документ должен содержать: описание состояния багажа и тех обстоятельств, при которых обнаружена его несохранность; данные о том, правильно ли был погружен, размещен и закреплен багаж; описание нарушения требований к погрузке, размещению или креплению багажа.
Коммерческий акт составляется перевозчиком в день обнаружения обстоятельств, подлежащих оформлению этим документом. В случае отсутствия возможности составления акта в указанный срок, он должен быть составлен в течение следующих суток. Документ составляется в двух экземплярах,
заполняется без помарок и каких-либо исправлений и подписывается перевозчиком, а также пассажиром, если он участвует в перевозке багажа. Пассажир вправе потребовать от перевозчика выдачи ему коммерческого акта в течение трех дней.
Если перевозчик отказывается от составления коммерческого акта или если он оформлен с нарушениями установленных требований, пассажир вправе подать перевозчику письменное заявление о допущенных нарушениях. Перевозчик обязан дать пассажиру мотивированный ответ в течение трех дней. Если будет подтверждена обоснованность заявления пассажира, плата за хранение багажа в течение времени, затраченного на составление коммерческого акта, с него не взимается.
Конец ознакомительного фрагмента.