Вы здесь

Правовое регулирование бесплатного оказания медицинской помощи. Глава 3. Основные принципы охраны здоровья и медицинской помощи (Т. К. Миронова, 2018)

Глава 3

Основные принципы охраны здоровья и медицинской помощи

§ 3.1. Принципы охраны здоровья и обеспечения прав граждан на охрану здоровья

Исследование принципов обеспечения прав граждан на охрану здоровья можно предварить некоторыми общетеоретическими положениями, касающимися понятия и содержания принципов права вообще. С. С. Алексеев обращает внимание «на высокое значение в той или иной национальной юридической системе, да и в праве в целом, принципов права, которые при развитом и интеллектуальном содержании юридических установлений являются как бы концентрированным выражением данной юридической системы, тех основ, на которых она строится»[43]. По мнению Л. С. Явича, объективно обусловленные принципы права служат важным ориентиром для дальнейшего совершенствования и упорядочения законодательства[44].

Представители науки права социального обеспечения исследовали особенности отраслевых принципов. По определению В. С. Андреева, принципами советского права социального обеспечения являются руководящие начала, характеризующие внутреннее единство и направление развития данной системы правовых норм[45]. В. Ш. Шайхатдинов, подчеркивая значимость принципов, отмечает, что система основных принципов отрасли выражает целостный характер и функциональную самостоятельность отрасли права[46]. Теоретические и прикладные проблемы, касающиеся принципов права социального обеспечения, в начале 90-х годов прошлого столетия были исследованы достаточно подробно[47].

Несмотря на различия в формулировках принципов права социального обеспечения у разных авторов и в разных работах, классификация их на общеправовые, межотраслевые, отраслевые и внутриотраслевые практически не претерпела изменений. Развитие внутриотраслевых принципов права социального обеспечения прослеживается в разных институтах отрасли. Одним из таких институтов является институт медицинской помощи. В ст. 4 Закона об основах охраны здоровья закреплены основные принципы охраны здоровья.

Появление в российском законодательстве после принятия Конституции РФ 1993 г. принципов охраны здоровья «как приоритетных, универсальных и общеобязательных положений, оказывающих регулирующее действие на правоотношения в области реализации данного права, являлось, с одной стороны результатом имплементации международных норм во внутригосударственное законодательство, с другой – стало закономерным следствием развития доктрины социального государства»[48].

Согласно закону, в общий перечень принципов охраны здоровья включаются следующие:

– соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий;

– приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи;

– приоритет охраны здоровья детей;

– социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья;

– ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья;

– доступность и качество медицинской помощи;

– недопустимость отказа в оказании медицинской помощи;

– приоритет профилактики в сфере охраны здоровья;

– соблюдение врачебной тайны.

Все эти принципы можно разделить на две группы, выделив в одну группу принципы охраны здоровья (1, 3–5, 8), а в другую – принципы медицинской помощи (2, 6, 7, 9). Их совокупность можно считать принципами обеспечения прав граждан на охрану здоровья. Содержание каждого из указанных принципов раскрывается в Законе об основах охраны здоровья.

Соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий. Мероприятия по охране здоровья должны проводиться на основе признания, соблюдения и защиты прав граждан и в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права. Государство обеспечивает гражданам охрану здоровья независимо от пола, расы, возраста, национальности, языка, наличия заболеваний, состояний, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и от других обстоятельств. Государство гарантирует гражданам защиту от любых форм дискриминации, обусловленной наличием у них каких-либо заболеваний.

Граждане имеют право на получение достоверной и своевременной информации о факторах, способствующих сохранению здоровья или оказывающих на него вредное влияние, включая информацию о санитарно-эпидемиологическом благополучии района проживания, состоянии среды обитания, рациональных нормах питания, качестве и безопасности продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов, товаров для личных и бытовых нужд, потенциальной опасности для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг. Такая информация предоставляется органами государственной власти и органами местного самоуправления в соответствии с их полномочиями, а также организациями в порядке, предусмотренном законодательством РФ.

Приоритет охраны здоровья детей. Государство признает охрану здоровья детей как одно из важнейших и необходимых условий физического и психического развития детей. Дети независимо от их семейного и социального благополучия подлежат особой охране, включая заботу об их здоровье и надлежащую правовую защиту в сфере охраны здоровья, и имеют приоритетные права при оказании медицинской помощи.

Органы государственной власти РФ и субъектов РФ в соответствии со своими полномочиями создают и развивают медицинские организации, оказывающие медицинскую помощь детям, с учетом обеспечения благоприятных условий для пребывания в них детей, в том числе детей-инвалидов, и возможности пребывания с ними родителей и (или) иных членов семьи, а также социальную инфраструктуру, ориентированную на организованный отдых, оздоровление детей и восстановление их здоровья. Медицинские организации, общественные объединения и иные организации обязаны признавать и соблюдать права детей в сфере охраны здоровья.

Кроме того, органы государственной власти РФ и субъектов РФ и органы местного самоуправления в соответствии со своими полномочиями разрабатывают и реализуют программы, направленные на профилактику, раннее выявление и лечение заболеваний[49], снижение материнской и младенческой смертности, формирование у детей и их родителей мотивации к здоровому образу жизни, и принимают соответствующие меры по организации обеспечения детей лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания, медицинскими изделиями.

В этой связи следует отметить, что Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012–2017 годы предусматривает «меры по созданию дружественного к ребенку здравоохранения»[50].

Социальная защищенность граждан е случае утраты здоровья. Социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья обеспечивается путем установления и реализации правовых, экономических, организационных, медико-социальных и других мер, гарантирующих социальное обеспечение, в том числе за счет средств обязательного социального страхования, определения потребности гражданина в социальной защите в соответствии с законодательством РФ, в реабилитации и уходе в случае заболевания (состояния), установления временной нетрудоспособности, инвалидности или в иных определенных законодательством РФ случаях.

Ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья. В соответствии со ст. 98 Закона об основах охраны здоровья органы государственной власти и органы местного самоуправления, должностные лица организаций несут ответственность за обеспечение реализации гарантий и соблюдение прав и свобод в сфере охраны здоровья, установленных законодательством Российской Федерации.

Медицинские организации, медицинские работники и фармацевтические работники несут ответственность в соответствии с законодательством РФ за нарушение прав в сфере охраны здоровья, причинение вреда жизни и здоровью при оказании гражданам медицинской помощи. Вред, причиненный жизни и здоровью граждан при оказании им медицинской помощи, возмещается медицинскими организациями в объеме и порядке, установленных законодательством РФ.

Возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью граждан, не освобождает медицинских работников и фармацевтических работников от привлечения их к ответственности в соответствии с законодательством РФ.

Приоритет профилактики в сфере охраны здоровья. Профилактика – комплекс мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья и включающих в себя формирование здорового образа жизни, предупреждение возникновения и распространения заболеваний, их раннее выявление, выявление причин и условий их возникновения и развития, а также направленных на устранение вредного влияния на здоровье человека факторов среды его обитания.

Приоритет профилактики в сфере охраны здоровья обеспечивается путем:

– разработки и реализации программ формирования здорового образа жизни, в том числе программ снижения потребления алкоголя и табака, предупреждения и борьбы с немедицинским потреблением наркотических средств и психотропных веществ;

– осуществления санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий;

– осуществления мероприятий по предупреждению и раннему выявлению заболеваний, в том числе предупреждению социально значимых заболеваний и борьбе с ними;

– проведения профилактических и иных медицинских осмотров, диспансеризации, диспансерного наблюдения в соответствии с законодательством РФ[51];

– осуществления мероприятий по сохранению жизни и здоровья граждан в процессе их обучения и трудовой деятельности в соответствии с законодательством РФ.

Профилактика инфекционных заболеваний осуществляется органами государственной власти, органами местного самоуправления, работодателями, медицинскими организациями, общественными объединениями путем разработки и реализации системы правовых, экономических и социальных мер, направленных на предупреждение возникновения, распространения и раннее выявление таких заболеваний, в том числе в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, программы иммунопрофилактики инфекционных болезней в соответствии с национальным календарем профилактических прививок и календарем профилактических прививок по эпидемическим показаниям.

Профилактика неинфекционных заболеваний осуществляется на популяционном, групповом и индивидуальном уровнях органами государственной власти, органами местного самоуправления, работодателями, медицинскими организациями, образовательными организациями и физкультурно-спортивными организациями, общественными объединениями путем разработки и реализации системы правовых, экономических и социальных мер, направленных на предупреждение возникновения, распространения и раннее выявление таких заболеваний, а также на снижение риска их развития, предупреждение и устранение отрицательного воздействия на здоровье факторов внутренней и внешней среды, формирование здорового образа жизни.

Формирование здорового образа жизни у граждан начиная с детского возраста обеспечивается путем проведения мероприятий, направленных на информирование граждан о факторах риска для их здоровья, формирование мотивации к ведению здорового образа жизни и создание условий для ведения здорового образа жизни, в том числе для занятий физической культурой и спортом.

Порядок организации и осуществления профилактики не-инфекционных заболеваний и проведения мероприятий по формированию здорового образа жизни в медицинских организациях устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Приоритет профилактики в сфере охраны здоровья и развития первичной медико-санитарной помощи предусмотрен

Государственной программой Российской Федерации «Развитие здравоохранения».[52]

Отдельными законами могут устанавливаться дополнительные принципы охраны здоровья для населения в целом либо для отдельных категорий граждан.

Так, ст. 4 Федерального закона от 23.02.2013 № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» определяет, что основными принципами охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака являются:

– соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака;

– предупреждение заболеваемости, инвалидности, преждевременной смертности населения, связанных с воздействием окружающего табачного дыма и потреблением табака;

– приоритет охраны здоровья граждан перед интересами табачных организаций;

– возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина вследствие нарушения законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака;

– ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака и др.

В качестве другого примера можно назвать Федеральный закон от 2.05.1997 № 76-ФЗ «Об уничтожении химического оружия», который содержит гл. 4, посвященную общим принципам обеспечения безопасности граждан и защиты окружающей среды при проведении работ по хранению, перевозке и уничтожению химического оружия. Согласно ст. 12 данного закона, обеспечение безопасности граждан и защита окружающей среды при проведении указанных работ регламентируются нормативными правовыми актами, в основе которых заложены следующие принципы: обеспечение приоритета охраны жизни и здоровья граждан, защиты окружающей среды; полное исключение или в максимальной степени снижение негативного воздействия на здоровье человека и окружающую среду при проведении работ и др.

Таким образом, правовое регулирование в сфере охраны здоровья базируется на основополагающих принципах, в соответствии с которыми обеспечивается соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; приоритет охраны здоровья детей и приоритет профилактики в сфере охраны здоровья; социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья. В качестве важнейшей гарантии выступает закрепленная законом ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья.

§ 3.2. Принципы оказания медицинской помощи

Принципы охраны здоровья, которые носят общий характер, безусловно, отражают содержание правовых норм, регулирующих оказание медицинской помощи. Вместе с тем медицинская помощь, являясь одним из важнейших компонентов охраны здоровья, базируется на принципах, характерных именно для медицинской помощи.

Основными принципами оказания медицинской помощи являются:

1) приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи;

2) доступность и качество медицинской помощи;

3) недопустимость отказа в оказании медицинской помощи;

4) соблюдение врачебной тайны.

Рассмотрим каждый из этих принципов.

Приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи. Приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи реализуется путем:

1) соблюдения этических и моральных норм, а также уважительного и гуманного отношения со стороны медицинских работников и иных работников медицинской организации;

2) оказания медицинской помощи пациенту с учетом его физического состояния и с соблюдением по возможности культурных и религиозных традиций пациента;

3) обеспечения ухода при оказании медицинской помощи;

4) организации оказания медицинской помощи пациенту с учетом рационального использования его времени;

5) установления требований к проектированию и размещению медицинских организаций с учетом соблюдения санитарно-гигиенических норм и обеспечения комфортных условий пребывания пациентов в медицинских организациях;

6) создания условий, обеспечивающих возможность посещения пациента и пребывания родственников с ним в медицинской организации с учетом состояния пациента, соблюдения противоэпидемического режима и интересов иных лиц, работающих или находящихся в медицинской организации.

В целях реализации принципа приоритета интересов пациента при оказании медицинской помощи органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, осуществляющие полномочия в сфере охраны здоровья, и медицинские организации в пределах своей компетенции взаимодействуют с общественными объединениями, иными некоммерческими организациями, осуществляющими свою деятельность в сфере охраны здоровья.[53]

Доступность и качество медицинской помощи. Доступность и качество медицинской помощи обеспечиваются:

1) организацией оказания медицинской помощи по принципу приближенности к месту жительства, месту работы или обучения;

2) наличием необходимого количества медицинских работников и уровнем их квалификации;

3) возможностью выбора медицинской организации и врача в установленном законом порядке;

4) применением порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи;

5) предоставлением медицинской организацией гарантированного объема медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи;

6) установлением в соответствии с законодательством РФ требований к размещению медицинских организаций государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения и иных объектов инфраструктуры в сфере здравоохранения исходя из потребностей населения;

7) транспортной доступностью медицинских организаций для всех групп населения, в том числе инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения;

8) возможностью беспрепятственного и бесплатного использования медицинским работником средств связи или транспортных средств для перевозки пациента в ближайшую медицинскую организацию в случаях, угрожающих его жизни и здоровью.

9) оснащением медицинских организаций оборудованием для оказания медицинской помощи с учетом особых потребностей инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями здоровья.

Стратегия национальной безопасности Российской Федерации определяет, что развитие здравоохранения и укрепление здоровья населения Российской Федерации является важнейшим направлением обеспечения национальной безопасности, для реализации которого проводится долгосрочная государственная политика в сфере охраны здоровья граждан. Одной из стратегических целей такой политики является повышение доступности и качества медицинской помощи.[54]

Раздел IX Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2017 год определяет критерии доступности и качества медицинской помощи[55]. Аналогичные положения содержались в Программах государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, принятых в предшествующие годы.

Недопустимость отказа в оказании медицинской помощи. Медицинская организация, оказывающая бесплатную помощь, не может отказать пациенту в приеме. Однако следует иметь в виду, что реализация этого принципа в полном объеме затруднительна в случаях, когда медицинская организация в силу объективных причин не может оказать медицинскую помощь определенного вида (специальная профильная направленность медицинской организации и оказываемой ею помощи, отсутствие необходимого медицинского оборудования или медицинского персонала соответствующего профиля, необходимость применения сложных методов обследования, технологий и т. п.). Подобные обстоятельства не нарушают принципа недопустимости отказа в оказании медицинской помощи, так как пациент может получить такую помощь в медицинской организации соответствующего профиля и технической оснащенности.

Отказ в оказании медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и взимание платы за ее оказание медицинской организацией, участвующей в реализации этой программы, и медицинскими работниками такой медицинской организации не допускаются. Медицинская помощь в экстренной форме оказывается медицинской организацией и медицинским работником гражданину безотлагательно и бесплатно. Отказ в ее оказании не допускается. За нарушение предусмотренных требований медицинские организации и медицинские работники несут ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Ст. 24 Уголовного кодекса РФ предусматривает уголовную ответственность за неоказание помощи больному. Неоказание помощи больному без уважительных причин лицом, обязанным ее оказывать в соответствии с законом или со специальным правилом, если это повлекло по неосторожности причинение средней тяжести вреда здоровью больного, наказывается штрафом в размере до сорока тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до четырех месяцев. То же деяние, если оно повлекло по неосторожности смерть больного либо причинение тяжкого вреда его здоровью, наказывается принудительными работами на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового либо лишением свободы на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Соблюдение врачебной тайны. Сведения о факте обращения гражданина за оказанием медицинской помощи, состоянии его здоровья и диагнозе, иные сведения, полученные при его медицинском обследовании и лечении, составляют врачебную тайну. Не допускается разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, в том числе после смерти человека, лицами, которым они стали известны при обучении, исполнении трудовых, должностных, служебных и иных обязанностей, за исключением случаев, установленных Законом об основах охраны здоровья. С письменного согласия гражданина или его законного представителя допускается разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, другим гражданам, в том числе должностным лицам, в целях медицинского обследования и лечения пациента, проведения научных исследований, их опубликования в научных изданиях, использования в учебном процессе и в иных целях.

Предоставление сведений, составляющих врачебную тайну, без согласия гражданина или его законного представителя допускается:

– в целях проведения медицинского обследования и лечения гражданина, который в результате своего состояния не способен выразить свою волю;

– при угрозе распространения инфекционных заболеваний, массовых отравлений и поражений;

– по запросу органов дознания и следствия, суда в связи с проведением расследования или судебным разбирательством, по запросу органов прокуратуры в связи с осуществлением ими прокурорского надзора, по запросу органа уголовно-исполнительной системы в связи с исполнением уголовного наказания и осуществлением контроля за поведением условно осужденного, осужденного, в отношении которого отбывание наказания отсрочено, и лица, освобожденного условно-досрочно;

– в случае оказания медицинской помощи несовершеннолетнему в случаях, установленных Законом об основах охраны здоровья, для информирования одного из его родителей или иного законного представителя;

– при обмене информацией медицинскими организациями, в том числе размещенной в медицинских информационных системах, в целях оказания медицинской помощи с учетом требований законодательства РФ о персональных данных;

– в целях осуществления учета и контроля в системе обязательного социального страхования;

– в целях осуществления контроля качества и безопасности медицинской деятельности и в некоторых других случаях, предусмотренных Законом об основах охраны здоровья.

Специальными законами могут предусматриваться принципы оказания отдельных видов медицинской помощи.

Например, оказание противотуберкулезной помощи больным туберкулезом гарантируется государством и осуществляется на основе принципов законности, соблюдения прав человека и гражданина, общедоступности в объемах, предусмотренных программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи[56]. Психиатрическая помощь лицам, страдающим психическими расстройствами, гарантируется государством и осуществляется на основе принципов законности, гуманности и соблюдения прав человека и гражданина[57].

Таким образом, особый характер деятельности в сфере оказания медицинской помощи определяет специфику принципов, которые лежат в основе правового регулирования данной сферы и предусматривают приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи; недопустимость отказа в оказании медицинской помощи; соблюдение врачебной тайны и обеспечение доступности и качества медицинской помощи.

§ 3.3. Принципы обязательного медицинского страхования

Осуществление медицинской помощи в рамках организационно-правовой формы обязательного медицинского страхования (как одного из видов обязательного социального страхования) основывается как на общих принципах обязательного социального страхования[58], так и на принципах, присущих именно обязательному медицинскому страхованию.

Основными принципами осуществления обязательного медицинского страхования являются:

– обеспечение за счет средств обязательного медицинского страхования гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи при наступлении страхового случая в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования и базовой программы обязательного медицинского страхования (программы обязательного медицинского страхования);

– устойчивость финансовой системы обязательного медицинского страхования, обеспечиваемая на основе эквивалентности страхового обеспечения средствам обязательного медицинского страхования;

– обязательность уплаты страхователями страховых взносов на обязательное медицинское страхование в размерах, установленных федеральными законами;

– государственная гарантия соблюдения прав застрахованных лиц на исполнение обязательств по обязательному медицинскому страхованию в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования независимо от финансового положения страховщика;

– создание условий для обеспечения доступности и качества медицинской помощи, оказываемой в рамках программ обязательного медицинского страхования;

– паритетность представительства субъектов обязательного медицинского страхования и участников обязательного медицинского страхования в органах управления обязательного медицинского страхования (ст. 4 Закона об обязательном медицинском страховании).

Каждый из этих принципов находит свое отражение в соответствующих правовых нормах.

Обеспечение за счет средств обязательного медицинского страхования гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи при наступлении страхового случая в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования и базовой программы обязательного медицинского страхования. Данный принцип воплощен в самом понятии обязательного медицинского страхования, которое является одним из видов обязательного социального страхования и представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на обеспечение при наступлении страхового случая гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования в пределах территориальной программы обязательного медицинского страхования и в установленных Законом об обязательном медицинском страховании случаях в пределах базовой программы обязательного медицинского страхования.

Базовая программа обязательного медицинского страхования – составная часть программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, определяющая права застрахованных лиц на бесплатное оказание им за счет средств обязательного медицинского страхования на всей территории Российской Федерации медицинской помощи и устанавливающая единые требования к территориальным программам обязательного медицинского страхования.

Территориальная программа обязательного медицинского страхования – составная часть территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, определяющая права застрахованных лиц на бесплатное оказание им медицинской помощи на территории субъекта РФ и соответствующая единым требованиям базовой программы обязательного медицинского страхования.

Средства обязательного медицинского страхования аккумулируются в Федеральном фонде обязательного медицинского страхования и в создаваемых в субъектах РФ территориальных фондах ОМС.

Территориальный фонд осуществляет управление средствами обязательного медицинского страхования на территории субъекта РФ, предназначенными для обеспечения гарантий бесплатного оказания застрахованным лицам медицинской помощи в рамках программ обязательного медицинского страхования и в целях обеспечения финансовой устойчивости обязательного медицинского страхования на территории субъекта РФ.

Законом об обязательном медицинском страховании закреплено право застрахованных лиц на бесплатное оказание им медицинской помощи медицинскими организациями при наступлении страхового случая. Права застрахованных лиц на бесплатное оказание медицинской помощи, установленные базовой программой обязательного медицинского страхования, являются едиными на всей территории Российской Федерации.

Право застрахованного лица на бесплатное оказание медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию реализуется на основании заключенных в его пользу между участниками обязательного медицинского страхования договора о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования и договора на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию. Полис обязательного медицинского страхования является документом, удостоверяющим право застрахованного лица на бесплатное оказание медицинской помощи на всей территории Российской Федерации в объеме, предусмотренном базовой программой обязательного медицинского страхования. Исходя из этого, медицинские организации обязаны бесплатно оказывать застрахованным лицам медицинскую помощь в рамках программ обязательного медицинского страхования.

Устойчивость финансовой системы обязательного медицинского страхования, обеспечиваемая на основе эквивалентности страхового обеспечения средствам обязательного медицинского страхования. Для обеспечения устойчивости финансовой системы Налоговым кодексом РФ[59] устанавливается тариф страховых взносов на обязательное медицинское страхование, который составляет 5,1 процента выплат и иных вознаграждений, начисляемых плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений, гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, и некоторых иных объектов обложения страховыми взносами.[60] Страховые взносы по указанному тарифу уплачивают, как правило, работодатели – лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (организации и индивидуальные предприниматели). База для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов на обязательное медицинское страхование с 2015 года не ограничивается предельной суммой, исчисляемой в течение года нарастающим итогом (такая предельная сумма устанавливается, в частности, для уплаты страховых взносов в Фонд социального страхования РФ и Пенсионный фонд РФ)[61].

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования:

1) участвует в разработке программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи;

2) аккумулирует средства обязательного медицинского страхования и управляет ими, формирует и использует резервы для обеспечения финансовой устойчивости обязательного медицинского страхования в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;

3) осуществляет выравнивание финансовых условий деятельности территориальных фондов в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования;

4) издает нормативные правовые акты и методические указания в соответствии с предоставленными полномочиями;

Конец ознакомительного фрагмента.