Вы здесь

Правовое обеспечение экономической безопасности. Учебное пособие. Глава 1. Понятие, система, принципы, источники правового обеспечения экономической безопасности (Т. В. Колесникова)

Глава 1. Понятие, система, принципы, источники правового обеспечения экономической безопасности

В предшествующие годы наша страна находилась в экономическом кризисе, аналитики предрекают нестабильность экономики, связывая это с ожидаемыми колебаниями мировых цен на нефть от 20 до 100 долларов за баррель, при значительном перепроизводстве нефти в мире. Нестабильности способствуют быстро изменяющиеся политические ситуации, борьба с ИГИЛ (террористическим Исламским государством)1, создание коалиций, иногда противоречивых, множественность интерпретаций экономических и военных ситуаций, инертность международных организаций, опасность военных конфликтов ядерных держав, смещение эпицентров экономических и политических событий. Существует множество и других проблем, о которых будет сказано далее, которые влияют на экономическую безопасность. Безопасность личности, безопасность деятельности, безопасность государства, предприятия – важнейшие критерии стабильности и поступательного развития общества.

Понятие «экономическая безопасность» является комплексным, оно включает в себя состояние многих видов и сфер общественной жизни. Понятие «безопасность» употреблялось в конце ХII века в трудах английского философа Роберта Гроссетеста в таком аспекте как «спокойное состояние духа человека, считавшего себя защищенным от любой опасности». Дальнейшее использование этого понятия и его трансформирование на более высоком, государственном уровне проходило в разных странах в ХIII – ХIХ веках, и было связано с государственным управлением, возникновением полиции и даже с государственными преступлениями и политическим сыском.2

Законодательное понятие «экономическая безопасность» в Российской Федерации долгое время отсутствовало, и существовало только в научной литературе как комплексное понятие. 31 декабря 2015 года Указом Президента России №683 «О стратегии национальной безопасности РФ» утверждена обновленная Стратегия национальной безопасности Российской Федерации. После принятия Стратегии национальной безопасности РФ понятие экономической безопасности стало возможным определить через понятие «национальной безопасности», сформулированное в Стратегии национальной безопасности РФ3.

Правовую основу Стратегии национальной безопасности составляют Конституция Российской Федерации4, федеральные законы от 28 декабря 2010 г. N 390-ФЗ «О безопасности»5 и от 28 июня 2014 г. N 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации»6, другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации. Признаны утратившими силу Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. N 537 «О Стратегии национальной безопасности РФ до 2020 года» и Указ Президента Российской Федерации от 29 апреля 1996 г. №608 «О Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (Основных положениях)».

Принят Указ Президента РФ от 13 мая 2017 г. №208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года», которым утверждена прилагаемая Стратегия экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года.7 В этом важном документе дано понятие экономической безопасности и многие другие определения в данной сфере правового регулирования.

«Экономическая безопасность» – состояние защищенности национальной экономики от внешних и внутренних угроз, при котором обеспечиваются экономический суверенитет страны, единство ее экономического пространства, условия для реализации стратегических национальных приоритетов Российской Федерации.

Правительству Российской Федерации было дано поручение разработать в 3-месячный срок меры организационного, нормативно-правового и методического характера, необходимые для реализации Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года, и обеспечить их выполнение; а также обеспечить мониторинг и оценку состояния экономической безопасности Российской Федерации; осуществлять контроль за реализацией Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года; представлять Президенту Российской Федерации ежегодно доклад о состоянии экономической безопасности Российской Федерации и мерах по ее укреплению. Указ вступил в силу со дня его подписания, 13.05.2017.8

В новой Стратегии экономической безопасности России на период до 2030 г. определены основные вызовы и угрозы экономической безопасности. Это, в частности, стремление развитых государств использовать свои преимущества в уровне развития экономики, высоких технологий (в том числе информационных) в качестве инструмента глобальной конкуренции; усиление структурных дисбалансов в мировой экономике и финансовой системе, рост частной и суверенной задолженности, увеличение разрыва между стоимостной оценкой реальных активов и производных ценных бумаг; использование дискриминационных мер в отношении ключевых секторов экономики России, ограничение доступа к иностранным финансовым ресурсам и современным технологиям; повышение конфликтного потенциала в зонах экономических интересов Российской Федерации, а также вблизи ее границ; усиление колебаний конъюнктуры мировых товарных и финансовых рынков; изменение структуры мирового спроса на энергоресурсы и структуры их потребления, и т. д.

Установлены цели государственной политики в сфере обеспечения экономической безопасности. В их числе укрепление экономического суверенитета России; повышение устойчивости экономики к воздействию внешних и внутренних вызовов и угроз; обеспечение экономического роста; поддержание научно-технического потенциала развития экономики и повышение ее конкурентоспособности; поддержание потенциала отечественного оборонно-промышленного комплекса на необходимом уровне, повышение уровня и улучшение качества жизни населения.

Определены направления государственной политики в сфере обеспечения экономической безопасности. Приведена оценка состояния экономической безопасности. Определены этапы и основные механизмы реализации Стратегии. Стратегия экономической безопасности РФ призвана консолидировать усилия органов государственной власти, органов местного самоуправления, Центрального банка РФ и институтов гражданского общества по обеспечению экономической безопасности в целях защиты национальных интересов и реализации стратегических национальных приоритетов России.

Экономическая безопасность РФ является частью ее национальной безопасности. Обновленная Стратегия национальной безопасности является базовым документом стратегического планирования, определяющим национальные интересы и стратегические национальные приоритеты Российской Федерации, цели, задачи и меры в области внутренней и внешней политики, направленные на укрепление национальной безопасности Российской Федерации и обеспечение устойчивого развития страны на долгосрочную перспективу. Стратегия национальной безопасности, как сказано в документе, призвана консолидировать усилия федеральных органов государственной власти, других государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества по созданию благоприятных внутренних и внешних условий для реализации национальных интересов и стратегических национальных приоритетов Российской Федерации. Стратегия национальной безопасности является основой для формирования и реализации государственной политики в сфере обеспечения национальной безопасности Российской Федерации. Этот документ основан на неразрывной взаимосвязи и взаимозависимости национальной безопасности Российской Федерации и социально-экономического развития страны.

Реализация Стратегии национальной безопасности призвана способствовать развитию национальной экономики, улучшению качества жизни граждан, укреплению политической стабильности в обществе, обеспечению обороны страны, государственной и общественной безопасности, повышению конкурентоспособности и международного престижа Российской Федерации.

В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации используются следующие основные понятия.

Национальная безопасность Российской Федерации (далее – национальная безопасность) – состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, при котором обеспечиваются реализация конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации, достойные качество и уровень их жизни, суверенитет, независимость, государственная и территориальная целостность, устойчивое социально-экономическое развитие Российской Федерации. Национальная безопасность включает в себя оборону страны и все виды безопасности, предусмотренные Конституцией РФ и законодательством РФ, прежде всего государственную, общественную, информационную, экологическую, экономическую, транспортную, энергетическую безопасность, безопасность личности. (Стратегия национальной безопасности РФ, ч.1, п.6).

Таким образом, четко определено, что экономическая безопасность – один из видов национальной безопасности, предусмотренный Конституцией Российской Федерации и законодательством Российской Федерации.

Правовое обеспечение экономической безопасности РФ следует понимать как систему правовых актов, обеспечивающих экономическую безопасность, а также как комплексное направление правового регулирования, как систему знаний и учебную дисциплину. Таким образом, существуют различные аспекты понятия «правовое обеспечение экономической безопасности». Это направление правового регулирования является комплексным, т.к. в нем используются нормы из разных отраслей права, например, из конституционного права, административного права, уголовного права, гражданского права.

В последние десятилетия в правоведении утвердилась концепция о существовании многочисленных комплексных отраслей права – хозяйственного, медицинского, транспортного, пенсионного, сервисного и др. Их классификация, разграничения предметов и методов правового регулирования зачастую являются дискуссионными. Если идти по пути постоянного увеличения отраслей права без ограничений, то у нас появятся в дальнейшем право студентов, домохозяек, лиц, освободившихся из мест лишения свободы и др. Разумеется, у всех этих категорий есть свои права, и необходимы научные публикации, книги для изучения и разъяснения правового положения этих категорий граждан. Но является ли все вышеперечисленное комплексными отраслями права? Думается, что нет.

Несомненно, что правовое обеспечение экономической безопасности является комплексным направлением правового регулирования и комплексной учебной дисциплиной. Более того, являясь юридической, данная дисциплина связана с другими, как юридическими, так и иными дисциплинами – политологией, теорией управления, теорией государства и права, экономикой. Данная дисциплина основана на ряде программных документов, федеральных законов, указов Президента РФ.

Говоря о системе учебной дисциплины «Правовое обеспечение экономической безопасности», следует учитывать, что учебников и учебных пособий с таким названием практически нет, вероятно, некоторые находятся в стадии создания, издавались учебные пособия отдельных авторов в объеме нескольких тем дисциплины и до обновления законодательства.

Рабочие программы учебных дисциплин пересматриваются и изменяются в целях их улучшения. Если исходить из общих юридических подходов, данную учебную дисциплину следует рассматривать состоящей из двух частей – общей и особенной. В общей части излагаются вопросы, относящиеся ко всем направлениям правового обеспечения экономической безопасности – учения о предмете, методах, системе, принципах, источниках, субъектах правового обеспечения экономической безопасности. Также очень важно поднимать вопросы об объектах исследования, проблемах в данной области, о понятийном аппарате, концепциях, научных исследованиях.

В особенной части учебной дисциплины «Правовое обеспечение экономической безопасности» следует рассматривать отдельные направления и сферы обеспечения экономической безопасности, например, борьбу с экономической и организованной преступностью, коррупцией. Не следует игнорировать тему обеспечения экономической безопасности интеллектуальной собственности, поскольку все чаще мы сталкиваемся с грубыми посягательствами в этой сфере правового регулирования. Важными являются темы о правовом обеспечении экономической безопасности регионов России, предприятий, личности.

Является дискуссионным и не вполне обоснованным включение в предмет «Правовое обеспечение экономической безопасности» таких тем, как научно-техническая безопасность, энергетическая безопасность, финансовая безопасность, продовольственная безопасность, информационная безопасность. Несмотря на то, что все вышеперечисленное связано с экономической безопасностью. Данные отдельные виды безопасности, из перечисленных, являются самостоятельными, наряду с экономической безопасностью, согласно Стратегии национальной безопасности РФ, о которой упоминалось выше. Поэтому, основываясь на нормативно-правовых актах, указанные виды безопасности в этом учебном пособии не рассматриваются. Следует учитывать, что эти виды безопасности (научно-техническая, энергетическая, финансовая, продовольственная, информационная безопасность) в качестве отдельных тем рассматриваются в учебниках предыдущих лет9, которые издавались до принятия Стратегии национальной безопасности РФ и до принятия Стратегии экономической безопасности РФ на период до 2030 года.

В Стратегии национальной безопасности РФ выделяют в качестве отдельных видов безопасности государственную, общественную, информационную, экологическую, экономическую, транспортную, энергетическую безопасность, безопасность личности (ч.1 п.6.). Поэтому в данном учебном пособии рассматривается только правовое обеспечение экономической безопасности как одного из видов безопасности.

В качестве основного понятийного аппарата в Стратегии национальной безопасности РФ используются, помимо понятия национальной безопасности, следующие:

национальные интересы Российской Федерации (далее – национальные интересы) – объективно значимые потребности личности, общества и государства в обеспечении их защищенности и устойчивого развития;

угроза национальной безопасности – совокупность условий и факторов, создающих прямую или косвенную возможность нанесения ущерба национальным интересам;

обеспечение национальной безопасности – реализация органами государственной власти и органами местного самоуправления во взаимодействии с институтами гражданского общества политических, военных, организационных, социально-экономических, информационных, правовых и иных мер, направленных на противодействие угрозам национальной безопасности и удовлетворение национальных интересов;

стратегические национальные приоритеты Российской Федерации – важнейшие направления обеспечения национальной безопасности;

система обеспечения национальной безопасности – совокупность осуществляющих реализацию государственной политики в сфере обеспечения национальной безопасности органов государственной власти и органов местного самоуправления и находящихся в их распоряжении инструментов.

С точки зрения вышеперечисленного,

правовое обеспечение национальной безопасности следует понимать как реализацию правовых мер органами государственной власти и органами местного самоуправления во взаимодействии с институтами гражданского общества в системе различных иных мер – политических, военных, организационных, социально-экономических, информационных, и др., направленных на противодействие угрозам национальной безопасности и удовлетворение национальных интересов (согласно п. 6 ч. 1 Стратегии национальной безопасности РФ).

В Стратегии экономической безопасности РФ используются следующие основные понятия:

1) «экономическая безопасность» – состояние защищенности национальной экономики от внешних и внутренних угроз, при котором обеспечиваются экономический суверенитет страны, единство ее экономического пространства, условия для реализации стратегических национальных приоритетов Российской Федерации;

2) «экономический суверенитет Российской Федерации» (далее – экономический суверенитет) – объективно существующая независимость государства в проведении внутренней и внешней экономической политики с учетом международных обязательств;

3) «национальные интересы» Российской Федерации в экономической сфере – объективно значимые экономические потребности страны, удовлетворение которых обеспечивает реализацию стратегических национальных приоритетов Российской Федерации;

4) «угроза экономической безопасности» – совокупность условий и факторов, создающих прямую или косвенную возможность нанесения ущерба национальным интересам Российской Федерации в экономической сфере;

5) «вызовы экономической безопасности» – совокупность факторов, способных при определенных условиях привести к возникновению угрозы экономической безопасности;

6) «риск в области экономической безопасности» – возможность нанесения ущерба национальным интересам Российской Федерации в экономической сфере в связи с реализацией угрозы экономической безопасности;

7) «обеспечение экономической безопасности» – реализация органами государственной власти, органами местного самоуправления и Центрального банка Российской Федерации во взаимодействии с институтами гражданского общества комплекса политических, организационных, социально-экономических, информационных, правовых и иных мер, направленных на противодействие вызовам и угрозам экономической безопасности и защиту национальных интересов Российской Федерации в экономической сфере.10

В системе курсов учебных дисциплин принято выделять принципы в качестве основных положений правового регулирования отдельных направлений деятельности. Выделим принципы правового обеспечения экономической безопасности. Большинство их зафиксировано в Конституции Российской Федерации, в федеральных законах, кодексах, других правовых актах. В качестве принципов эти положения в нормативных правовых документах не всегда называются, в Конституции РФ, например, они декларируются, выступают в качестве основных положений. Принципами их зачастую именуют авторы научных исследований и учебных изданий. Но важность этих положений несомненна, и юристы, в первую очередь, обращают внимание на их знание и соблюдение.

Принципы правового обеспечения экономической безопасности:

Законность. В Конституции РФ, ст. 1 сказано, что Российская Федерация – Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Наименования Российская Федерация и Россия равнозначны. В ст.15 Конституции РФ сказано, что Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. Законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции РФ. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы РФ. В гражданских правоотношениях, если они прямо не урегулированы законодательством, в соответствии со ст. 5,6 Гражданского кодекса РФ широко применяются обычаи делового оборота, аналогия закона и аналогия права.

Приоритет прав и свобод человека и гражданина, охрана труда и здоровья. В ст.2 Конституции РФ сказано, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства. В с. 7 Конституции РФ сказано, что Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Некоторые права подробно рассматриваются в отдельных законодательных актах, в Трудовом кодексе РФ11 и иных кодексах.

Свобода, личная неприкосновенность и достоинство личности. Об этом сказано в статьях 21—24 Конституции РФ и др. статьях и нормативных актах. Достоинство личности охраняется государством. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность. Арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов. Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени. Каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения. Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются. К этим правам близки право на неприкосновенность жилища (ст. 25 Конституции РФ), право на свободу передвижения, выезд из РФ и возвращение в РФ (ст.27 Конституции РФ), также право на получение и распространение информации любым законным способом, запрещение цензуры (ст. 29 Конституции РФ). Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом12. Согласно ст. 30 Конституции РФ граждане имеют право на объединения, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется. Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем. Согласно ст.31 Конституции граждане РФ имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования. По ст. 32. Конституции они имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.

Недопустимость злоупотребления правом, действия с намерениями причинить кому-либо вред (ст. 10 ГК РФ).

Государственная защита прав и свобод граждан. В ст. 45 Конституции РФ сказано, что государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется. Согласно Гражданского кодекса РФ, ст.11, существует судебная защита гражданских прав, защита их в административном порядке, досудебное урегулирование споров и др.

Государственная защита потерпевших от преступлений. Ст. 52 Конституции РФ гласит, что права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью охраняются законом. Государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба. Каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц. Существуют многочисленные способы защиты гражданских прав, перечисленных в ст.12. Гражданского кодекса РФ.

Право граждан на самозащиту. В ст. 45 Конституции РФ сказано, что каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. О самозащите гражданских прав см. ст. 14 ГК РФ.

Право каждого на обращение в суд для защиты своих законных интересов. Согласно ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. Каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты. В Гражданском кодексе РФ и др. кодексах также указано право на обращение в суд.

Равенство граждан перед законом и судом. В ст. 19 Конституции РФ сказано, что все равны перед законом и судом. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации. Участники экономических отношений равны. В Гражданском кодексе, ст.1 также сказано о равенстве участников отношений.

Право на получение квалифицированной юридической помощи. В ст. 48 Конституции РФ сказано, что каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. А в случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно.

Неприкосновенность законно приобретенной собственности. Многообразие форм собственности. В ст. 8 Конституции РФ сказано, что в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. В ст. 35 Конституции РФ сказано, что право частной собственности охраняется законом. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения. Право наследования гарантируется. По наследству могут переходить разнообразные объекты собственности, в том числе и предприятия. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. Право собственности связано с обязанностями по оформлению, содержанию имущества, с рисками утраты и повреждения имущества.

Свобода экономической деятельности и свобода труда. В ст. 34 Конституции РФ сказано, что каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. В с. 37 Конституции РФ сказано, что труд свободен, принудительный труд запрещен. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы. Признается право на трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку. Каждый имеет право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск. О свободе предпринимательской деятельности говорится в ст. 23 ГК РФ. Признаки предпринимательской деятельности названы в ст. 2 ГК РФ.

Свобода договора (ст. 1 Гражданского кодекса РФ). Договоры заключаются на добровольной основе, условия их определяются сторонами, никто не может быть принужден к заключению договора.

В предпринимательской деятельности применяются самостоятельность, направленность на систематическое получение прибыли, допускаются коммерческие риски, в соответствии со ст. 2 ГК РФ. Прибыль получают от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. Лица должны быть зарегистрированы в качестве предпринимателей.

Недопустимость одностороннего отказа от исполнения обязательства, а также одностороннего изменения условий обязательства (ст. 309, 310 ГК РФ). Обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона. А при отсутствии таких условий и требований – в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.

Права, связанные с имуществом, могут переходить к другим лицам на основании сделки или на основании закона, по ст.382 ГК РФ.

Недопустимость перехода прав, неразрывно связанных с личностью кредитора, согласно ст.383 ГК РФ. Например, требования по алиментам, по возмещению вреда жизни, здоровью.

Недопустимость произвольного вмешательства кого-либо в частные дела (ст.1. Гражданского кодекса РФ).

Единство экономического пространства. Этот принцип установлен с. 8 Конституции РФ, и ст. 74 Конституции РФ, где сказано, что в Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств. Ограничение этого принципа может устанавливаться только в соответствии с федеральным законом, при необходимости обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей, согласно ст. 74 Конституции РФ и ст. 1 ГК РФ.

Поддержка конкуренции и ограничение монополий. В ст. 8. Конституции РФ, а также в ряде федеральных законов гарантируется поддержка конкуренции. В Федеральном законе от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»13 установлено, что не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. Там же даны понятия конкуренции, монополий.

Запрет на создание объединений, направленных на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности РФ, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни. Об этом сказано в ст.13 Конституции РФ. Признаются политическое и идеологическое многообразие, многопартийность. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной. Эти положения связаны с экономикой и экономической безопасностью.

Принадлежность государственной власти народу, разделение властей. В с. 3 Конституции РФ сказано, что носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ является ее многонациональный народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. В с. 10. Конституции РФ сказано, что государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную, они самостоятельны. Государственную власть осуществляют Президент, Федеральное Собрание, Правительство, суды Российской Федерации. Государственную власть в субъектах РФ осуществляют образуемые ими органы государственной власти. В ст. 12 Конституции РФ сказано, что в РФ признается и гарантируется местное самоуправление, оно самостоятельно в пределах своих полномочий. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

Государственное регулирование экономики. Ст. 71 Конституции РФ относит к исключительным полномочиям федеральных органов власти установление правовых основ единого рынка, финансовое, валютное, кредитное и таможенное регулирование, осуществление денежной эмиссии, определение основ ценовой политики. В ведении государства находятся федеральные экономические службы, федеральные банки.

К направлениям государственного регулирования относят вопросы лицензирования, квотирования, стандартизации, сертификации и другие.

В Стратегии национальной безопасности РФ (п.58) сказано, что важнейшими факторами обеспечения экономической безопасности являются повышение эффективности государственного регулирования экономики, в целях достижения устойчивого экономического роста,

повышение производительности труда, освоение новых ресурсных источников, стабильность функционирования и развития финансовой системы, повышение ее защищенности, валютное регулирование и контроль, накопление финансовых резервов, сохранение финансовой стабильности, сбалансированности бюджетной системы, совершенствование межбюджетных отношений, преодоление оттока капитала и квалифицированных специалистов, увеличение объема внутренних сбережений и их трансформация в инвестиции, снижение инфляции.

Презумпция невиновности в совершении преступления. Презумпция добросовестности субъектов экономической деятельности. Об этом говорится в ст. 49 Конституции РФ. Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана и установлена вступившим в законную силу приговором суда. Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого. Согласно ст. 50 Конституции РФ, никто не может быть осужден повторно за одно и то же преступление. Согласно ст. 51 Конституции РФ, никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом. Федеральным законом могут устанавливаться иные случаи освобождения от обязанности давать свидетельские показания. Субъект экономической деятельности считается добросовестным, действия его предполагаются разумными, согласно ст. 10 Гражданского кодекса РФ.

Презумпция вины применяется к имущественным отношениям и обязательствам в гражданском праве. Об этом говорится в статьях 401, 1064, 1069 Гражданского кодекса РФ. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательства или причинившим вред и др. случаи. Иначе гражданин считается виновным в нарушении права, связанного с имуществом (но не в преступлении).

Принцип беспрепятственного осуществления гражданских прав, в том числе прав, установленных договором. Этот принцип следует из ст. 46 Конституции, гарантируется судебная защита прав и свобод. В Гражданском кодексе РФ также закреплена судебная защита прав и свобод (ст.11 ГК), перечислены способы защиты гражданских прав (ст.12 ГК), например, признание права, возмещение убытков, взыскание неустойки, компенсация морального вреда, прекращение или изменение правоотношения и др.

Ограничение прав и свобод могут устанавливаться в условиях чрезвычайного положения. Согласно ст. 56 Конституции РФ в условиях чрезвычайного положения для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя в соответствии с федеральным конституционным законом могут устанавливаться отдельные ограничения прав и свобод с указанием пределов и срока их действия. Не подлежат ограничению ряд конституционных прав и свобод.


Обеспечение восстановления нарушенных прав, согласно ст. 1 ГК РФ. Возмещение вреда в полном объеме. Возмещение убытков, включая реальный ущерб и упущенную выгоду лицу, чьи права были нарушены. Убытки возмещаются и в результате незаконных действий государственных органов, органов местного самоуправления, а также компенсируются в результате правомерных действий этих органов, если они причинили вред личности или имуществу гражданина, имуществу юридического лица (ст.15, 16, 16.1, ст. 1064 ГК РФ). Причинитель вреда может быть обязан выплатить компенсацию сверх причинения вреда (ст.1064 ГК РФ). Учитываются имущественное положение причинителя вреда имуществу другого лица, если вред причинен не умышленно (ст.1083 ГК РФ). Обязанность возместить вред может быть возложена на другое лицо, не являющееся причинителем вреда, (например, родитель, опекун, попечитель, (ст.1068 ГК РФ). Также возмещать вред может по закону организация-юридическое лицо, государство РФ в целом, субъект федерации, муниципальное образование (ст.1069 ГК РФ). Независимо от возмещения имущественного вреда, в необходимых случаях подлежит возмещению моральный вред (ст.1099 ГК РФ).

Запрет деятельности, создающей опасность причинения вреда, может осуществляться в судебном и административном порядке (ст.1065 ГК РФ).

Социальная ответственность бизнеса и предпринимательства. Ст. 39 Конституции, ряд других законодательных актов говорят о том, что поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность.

Обязанность граждан, предприятий платить налоги и сборы (ст.57 Конституции РФ) является важнейшей в плане обеспечения экономической безопасности государства и личности.

Право на благоприятную окружающую среду и обязанность сохранения природы, бережного отношения к природным богатствам (ст. 42, 58 Конституции РФ). В том числе, это относится и к экономической деятельности.

Свобода творчества и преподавания, охрана интеллектуальной собственности (ст.44 Конституции РФ)

Развитие промышленно-технологической базы и национальной инновационной системы, модернизация и развитие приоритетных секторов национальной экономики, повышение инвестиционной привлекательности Российской Федерации, улучшение делового климата и создание благоприятной деловой среды. Об этом сказано в Стратегии национальной безопасности РФ, п.58. Также о развитии высоких технологий и наукоемкого производства идет речь в п. 70 этого же документа.

Борьба с коррупцией, теневой и криминальной экономикой. Об этом сказано в Стратегии национальной безопасности РФ, п.58 и ряде федеральных законов.

Экономическая безопасность страны и защита внутреннего рынка. Об этом сказано в Стратегии национальной безопасности РФ, п.58, это положение проявляется в мерах по государственной защите российских производителей, осуществляющих деятельность в области военной, продовольственной, информационной и энергетической безопасности и др. вопросах.

Стимулирование развития малого и среднего предпринимательства. Например, в производственной сфере, путем снижения расходов, связанных с началом предпринимательской деятельности, ее поддержку на этапе становления за счет снижения налоговой нагрузки, создания бизнес-инкубаторов, промышленных парков и технопарков, формирования спроса на продукцию малых и средних предприятий, расширения доступа к закупкам государственных компаний, участия в реализации крупных проектов. Об этом сказано в Стратегии национальной безопасности п. 62.

Научный, плановый и долгосрочный характер экономики в целом и правового обеспечения экономической безопасности. Это положение основано на Конституции РФ, Стратегии экономической безопасности РФ.

Учет норм нравственности в экономической деятельности. Об этом говорится и в Конституции РФ, в статьях о правах граждан, и в Гражданском кодексе РФ14, например, в ст.6 ГК РФ, о необходимости руководствоваться требованиями добросовестности, разумности и справедливости.

Многие принципы, провозглашенные в Конституции РФ и других законах РФ, недостаточно полно реализуются и соблюдаются в жизни нашего общества, и тому есть многочисленные примеры. Это каждодневные случаи нарушения качества товаров, работ и услуг. Претензии потребителей не всегда удовлетворяются по месту требования, потребителям часто грубят, их игнорируют, а обращаться в судебные инстанции для граждан обременительно. Во всех регионах имеют место нарушения прав граждан на производстве, низкие зарплаты, несоблюдение режима рабочего времени, принудительное зачисление в профсоюзы и другие общественные организации, несоблюдение техники безопасности и хищения на производстве, коррупция и взятки.

По поводу других нарушений Конституции РФ и Трудового кодекса РФ. Например, в образовательной и медицинской сфере сейчас распространено принимать работников по конкурсу всего лишь на год. Конкурсы проводятся формально, необъективно, в них зачастую участвуют лишь лица, допущенные по списку от руководства организаций. Увольняют по любым причинам, а формально по истечению срока трудового договора – одного года. Все это порождает произвол, многочисленные нарушения режима труда, норм рабочего времени, подрывает уверенность человека в завтрашнем дне. В трудовых книжках не хватает страниц, по причине многочисленных записей о приеме и увольнении даже у лиц, годами работающих в одной организации. Теряется право на дополнительный отпуск, во многих случаях нарушаются непрерывность трудового стажа, социальные гарантии.

Организации и учреждения таким путем маскируют многочисленные фактические сокращения персонала, увольнения формально защищенных законом категорий граждан, их переход в безработные без каких-либо социальных выплат и иных гарантий. Требуют от граждан, фактически постоянно работающих в учреждении, каждый год предоставлять пакет документов на конкурс, это касается преподавателей вузов, многочисленные справки, в том числе о судимости, проходить за свой счет дорогостоящие платные медицинские осмотры. Такие справки даже по месту жительства выдают только платно. Раньше профессиональные медицинские осмотры организовывали сами предприятия и учреждения, с привлечением медицинских работников, в том числе проходили выездные флюорографические обследования. Что касается справок о судимости, их могли бы запрашивать кадровые аппараты организаций, или отправлять запросы коллективно после заполнения бланков сотрудниками на рабочих местах. Тем более, что случаи судимостей, например, в сфере образования, профессорско-преподавательского состава, это большая редкость.

При этом работников обязуют обеспечивать научно-производственную деятельность на несколько лет вперед, а также устранять пробелы прошлых лет. Например, в вузах обязуют делать учебные программы и планы предыдущих лет, издавать учебники и пособия на следующие годы. А затем подготовленные пособия не публикуют, ссылаясь на то, что преподаватель вуза уже не состоит в штате учебного заведения, он был уволен по окончании учебного года. Не раз приходилось сталкиваться со стремлением чиновников присвоить себе результаты научных исследований. Ни один виновный в этом, исходя из моего опыта работы, не понес наказания. И это связано с существующей порочной корпоративной этикой и безнаказанностью, влечет прямое нарушение интеллектуальных прав, защищаемых Конституцией РФ и Гражданским кодексом РФ.

Профессорско-преподавательский состав часто превращают в исполнителей и курьеров многочисленных ненужных для преподавания документов, открыто заявляя: «Сбегайте туда, узнайте это. А если не успеваете, работайте по ночам. Не нравится, увольняйтесь. Мы никого не держим». Это наблюдается на протяжении более десяти лет. Прошло не вполне обоснованное сокращение, и вызывающее вопросы объединение многих вузов. Чиновники в сфере образования систематически отбирают у преподавателей выходные и праздничные дни, заставляя бесплатно работать над электронными документами, курсами, учебниками. Во время новогодних праздников требуют иногда десятки документов, рассылая указания на электронную почту. Обосновывают это производственной необходимостью, проведением проверок, аккредитации. От учебных занятий не освобождают при выполнении срочных работ. Или, например, на заседании выясняется, что в вузе есть предмет, но нет учебника по нему. Принимают решение – срочно за месяц создать учебник, и поручить это, условно говоря, доценту Иванову, у которого масса занятий. Такие решения могут принять только люди, очень далекие от науки и преподавания. Обязательные научно-методические исследования по заказу институтов в провинциях публикуются мелкими тиражами, не оплачиваются, и неизвестны широкой общественности. При этом вузы сохраняют права публикатора произведения.

Часто сравнивают нашу вузовскую науку с зарубежной, не указывая, что у нас требуют от преподавателей и доцентов выполнения в некоторых вузах свыше 900 только учебных часов в год, не считая методической, организационной и иной. Лично мной в 2016—2017 учебном году выполнено, по официальным учетам, 911,5 учебных часов, а с занятиями по просьбам руководства кафедры, еще больше, около 930 учебных часов. Думается, что такого во многих странах нет, это эксплуатация. Причем практически вся нагрузка, как говорят, «горловая», т.е. лекции и занятия в группах. В этих часах нет участия в комиссиях, руководства дипломными работами и тому подобного.

Что касается методической и организационной работы, за учебный год доцентом, например, были подготовлены учебное пособие, 4 рабочие программы нового поколения, внесены изменения в рабочие программы по девяти преподаваемым предметам, различные комплексы, электронные курсы, вопросы и экзаменационные билеты по всем предметам, опубликовано восемь статей. Ученики занимали призовые места на конференциях, в том числе международных. При этом сотрудникам несколько лет не выплачивалось материальное поощрение, не индексировалась зарплата с учетом инфляции. Человек при такой нагрузке лишен возможности сходить к врачу, попасть на похороны коллег. В случаях заболеваний заменить его порой вообще некем, так как прошли сокращения преподавателей вузов.

Увольняя штатных сотрудников, нанимают работников не по трудовому, а по гражданскому договору (оформляя преподавание как сделку, как оказание услуг), так же лишая тем самым многих трудового стажа, социальных гарантий и выплат. Привлекая таких работников по гражданскому договору, учреждения экономят еще больше на заработных платах, отчислениях в пенсионные и иные фонды, уходят от оплаты отпусков работников, и т. д. Работник по гражданскому договору не является сотрудником учреждения, членом трудового коллектива. Может быть, такие лица, с почасовой оплатой, и нужны в вузах (по отдельным предметам, в отдельных ситуациях), но не в таких количествах и не за счет увольнения штатных сотрудников. И их оплата также является мизерной, еще меньше, чем у штатных преподавателей, хотя учебная нагрузка у таких лиц бывает довольно большая, в объеме третьей части от ставки и еще более, работают весь учебный год.

Иногда возникает вопрос – почему наши граждане безропотно терпят такое положение? Даем ответ. Потому что надеются на лучшее, им обещают, что выходим из кризиса, зарплату повысят в ближайшее время. Потом вместо повышения зарплаты их увольняют. В регионах с работой проблемы, особенно для лиц старшего возраста. Граждане, не достигшие пенсионного возраста, которым осталось работать до пенсии несколько лет, месяцев, терпят и не увольняются, т.к. идут отчисления в пенсионные фонды.

Во многих вузах по всей стране обязывают профессорско-преподавательский состав заключать договоры с организациями на десятки и сотни тысяч рублей на выполнение научно-исследовательских работ, принося прибыль образовательным учреждениям. В период кризиса, закрытия фирм, подобные предложения преподавателей представителям бизнеса, как правило, не вызывают у последних понимания. Законны ли такие требования? Необходимы ли они? Если да, то эти положения должны быть сформулированы не в инструкциях, приказах, а в федеральных законах, обоснованы. А может быть, этим должны заниматься не преподаватели, а руководители, научно-методические отделы и др. структуры. Традиции финансирования сферы образования бизнесом не сформированы, они существовали отчасти до 1917 года. А в советский период действовало государственное финансирование вузов.

Обязанности преподавателей по привлечению платных студентов выглядят не всегда этично, а что касается бюджетных мест, они выделяются не на всех направлениях обучения, их распределение вызывает сомнение. Перевод высшего образования преимущественно на платные формы обучения, по нашему мнению, существенно подрывает качество обучения. Большинство студентов вынуждены платить за свое обучение, и в связи с этим многие работают в тяжелых условиях, некоторые в ночное время, устают, испытывают трудности с одеждой, питанием, оплатой проезда. А в той категории, кого финансируют несколько более обеспеченные родители, не все студенты мотивированы на процесс обучения и его результат.

В это время многие чиновники обучают своих детей за границей. Российские вузы вместе с государственными структурами экономят на зарплатах преподавателей и стипендиях студентов, забывая, что эти субъекты – основные звенья обучения. Огромные средства иногда вкладываются в отделку корпусов, даже там, где нет в этом острой необходимости. Расцветают управленческие структуры. В школьных и студенческих буфетах зачастую завышены цены, и все перечисленное и многое другое связано с коррупцией при проведении конкурсов и закупок, осуществлении ремонтов.

В некоторых вузах, даже медицинских, отменяют часть занятий в связи с невозможностью замены преподавателей, и не восполняют эти занятия. Во многих школах и вузах, вместо повышения заработной платы, сотрудники работают на 1,5 ставки, увеличивая тем самым эксплуатацию, и отрицательно влияя на качество образования. Мы не откроем ничего нового в том, что уставшие преподаватель и ученик не являются достижением. Обучение, прежде всего, предполагает процесс общения, доброжелательности, установления психологического контакта с аудиторией, и затем передачи знаний.

Руководители и чиновники, делая акцент на коммерческую составляющую образования, на прибыль, игнорируют положения законодательства, и в частности, ст. 50 Гражданского кодекса РФ, о том, что учреждения в этой сфере являются в целом некоммерческими юридическими лицами. Они могут получать прибыль, коммерческую выгоду, но это не является, по закону, основной целью их деятельности. Их основные цели сформулированы в законодательстве об образовании и т. д. Также и учреждения в медицинской сфере, и в других направлениях.

Существует проблема нарушения федерального законодательства в различных сферах регулирования региональными властями. Это нарушение законности проявляется, например, в ограничении льгот каких-либо категорий граждан. И это не пресекается в последние годы должным образом.

Возможно, что у кого-либо возникнут сомнения, имеют ли отношение вышеперечисленные проблемы к предмету правового обеспечения экономической безопасности. Думается, что эти проблемы имеют прямое отношение в целом к праву, к принципам правового обеспечения экономической безопасности, и к вопросу правового обеспечения экономической безопасности личности, человека. Еще раз напоминаем, что человек, его права и свободы признаются Конституцией РФ высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства (Ст. 2 Конституции РФ). Если у нас в стране юристы не всегда могут отстоять свои права и экономические свободы, и государство не защищает их, что ожидать от человека, допустим, необразованного, пожилого, больного, живущего в отдаленном районе, не имеющего доступа к электронным системам. Может быть, кто-то возразит, что нужно доводить свою позицию до суда. Полагаем, что неправильно было бы проводить всю жизнь в судебных разбирательствах из-за постоянного нарушения прав. Нужно принципиально решать ситуацию с законностью в стране. Но отстаивать свои права все равно необходимо, и есть примеры успешной защиты своих прав гражданами в судебных инстанциях.

Повсеместно в стране страдают многочисленные жертвы мошенничеств и финансовых пирамид, вкладчики в долевое строительство. Государство хоть и гарантирует защиту потерпевших от преступлений, но на практике нанесенный им ущерб погашается за счет средств осужденных лиц, только в случае нахождения таких, доказанности их вины следствием и судом. Следует сказать, что в некоторых странах, например в Великобритании, действуют определенные фонды помощи потерпевшим от преступлений, за счет которых помогают пострадавшим, а потом с виновных взыскивают средства в эти фонды. Возможно, что в перспективе подобные структуры будут созданы и в России.

Приватизация, осуществленная в период перестройки, по мнению многих ученых, прошла с многочисленными нарушениями закона. Это выражалось в занижении стоимости государственных предприятий, использовании взяток и должностного положения руководством предприятий, чиновниками и приближенными к ним лицами, нарушении сроков проведения конкурсов и аукционов, создании препятствий к широкому доступу граждан на аукционы, сокрытии информации, использовании угроз, запугивания населения и конкурентов по бизнесу различными криминальными структурами.

По поводу принципа свободы труда и справедливой оплаты труда, возникают множественные вопросы. При расчетах заработной платы учитывается такое понятие, как минимальный размер оплаты труда, так называемый МРОТ, с 1 июля 2017 года МРОТ в целом по России составил 7800 рублей (ранее он составлял 7500 рублей), согласно ст.1 Федерального закона от 19.12.2016 №460-ФЗ «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда».15 МРОТ в регионах может отличаться от федерального. Не все регионы подняли планку МРОТ выше федерального уровня. Например, в Саратовской области МРОТ равнялся федеральному, после 1.07.2017 – 7800 рублей, а для примера, в Башкортостане он составлял несколько больше – 9256 рублей. Возникают вопросы, может ли зарплата работника быть ниже МРОТ, эксперты дают ответ, что да, т. к. МРОТ считают с начисленной зарплаты, до удержания налога НДФЛ (налог на доходы физических лиц).

В целом МРОТ влияет на заработную плату, также на расчет по больничному листу, и др. выплаты, на пенсионные отчисления и пенсии. Также используется такое понятие, как прожиточный минимум, он приравнен к стоимости потребительской корзины, и означает стоимостную оценку потребительской корзины, включает долю продовольственных и непродовольственных товаров, обязательные платежи и сборы, согласно ст. 1 ФЗ от 24.10.1997 №134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации».16 Прожиточный минимум используют для оценки уровня жизни населения, обоснования размера МРОТ, стипендий, пособий, формирования бюджета РФ и др. расчетов. Используют также такой показатель, как прожиточный минимум в регионах РФ, причем в разных вариантах – прожиточный минимум на душу населения (составлял в Саратовской области на 1 квартал 2017 года 9909 рублей), прожиточный минимум для трудоспособного населения (10701 руб.), для пенсионеров отдельно (8178 руб.), для детей отдельно (9756 руб.).17 Возможно, что для экономических расчетов такие понятия и нужны, а в юридическом аспекте возникают главные, на мой взгляд, противоречия, почему же минимальный размер оплаты труда меньше прожиточного минимума? Почему к трудоспособному населению подходы иные, чем к пенсионерам и детям? Не противоречит ли это принципу равенства граждан? Нет ли здесь конфликта принципов? Думается, что проблема взаимодействия принципов существует.

Президент РФ В. В. Путин обратил внимание на несоответствие МРОТ и прожиточного минимума. На встрече с рабочими Тверского вагоностроительного завода он пообещал, что МРОТ приравняют к прожиточному минимуму 1 мая 2018 года, а не 1 января 2019, как планировали ранее.18 Эта работа уже осуществляется законодателями.

С 1 мая 2018 года и МРОТ и прожиточный минимум в целом по России составят 11163 рубля. В то же время, директор Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Т. Малева отметила, что повышение МРОТ не решит полностью проблему бедности. Как она пояснила, МРОТ поднимается до уровня прожиточного минимума, но бедность является категорией потребления, и если на эту минимальную зарплату в размере прожиточного минимума живет не только сам работник, но и несколько членов его семьи, то он не перестанет быть бедным. Помимо этого, из зарплаты, приравненной к прожиточному минимуму, вычитается налог на доходы от физических лиц.19

Принцип равенства граждан перед законом и судом часто нарушается. У обеспеченных граждан больше возможностей даже законным путем решить проблемы в свою пользу, например, нанять квалифицированных специалистов, нескольких адвокатов, юристов и т. д. Не говоря о незаконных способах использования имущественного положения. Крупные расхитители, мошенники, взяточники, коррумпированные чиновники неоднократно уходили от уголовной ответственности и наказания.

Не все граждане и предприниматели добросовестно платят налоги и сборы, правильно заполняют документы финансовой отчетности. Бизнес не во всех случаях проявляет социальную ответственность перед обществом, заботится о слабых, незащищенных категориях граждан. Хотя есть случаи и проявления такой заботы, но есть и противоположные примеры. Малый и средний бизнес не всегда имеет возможность и желание вкладывать средства в высокотехнологическое производство, а стремится к быстрому извлечению прибылей, личному обогащению руководителей.

Стимулирование развития малого и среднего предпринимательства, хотя и провозглашено в программных документах, но в практике мы наблюдаем, что в период кризиса многие предприятия закрываются или уменьшают объемы деятельности. Существующие меры государственной поддержки недостаточны, выделение средств путем применения региональных программ требует кропотливого оформления, ожидания для рассмотрения документов в течение многих месяцев, большинству предпринимателей отказывают в помощи по различным причинам.

В последнее время участились случаи компьютерных атак не только на предприятия и частный бизнес с целью вымогательства денег, но и на официальные сайты, учеты государственных и правоохранительных органов, больниц, банков. Во многих случаях проблема информационной безопасности связана с экономической безопасностью.

В ходе реализации государственных программ и планов по строительству жилья, дорог, школ, детских садов, поликлиник, предприятий промышленности и сельского хозяйства, созданию транспортной инфраструктуры, а также при ликвидации предприятий и учреждений иногда странным образом не учитываются интересы населения, проживающего и работающего на этих территориях.

Право на благоприятную окружающую среду и обязанность сохранения природы, бережного отношения к природным богатствам должным образом не реализуются. Это наблюдается в отношении охраны рек, лесов, контроля за вредными выбросами в атмосферу, утилизацией бытовых и производственных отходов, истреблением диких животных и в других жизненно важных вопросах. Президент РФ В. В. Путин 14 апреля 2016 года обратил внимание на очистку русла реки Волга. Премьер-министр РФ Д. А. Медведев пояснил, что объем федеральной программы по очистке Волги до 2025 года составит 257 млрд. рублей.20 Могу добавить, как жительница этого региона, что наши граждане, живущие на Волге, очень опасаются, что средства, выделенные для этих целей, будут разворованы, и волжане не увидят каких-либо позитивных изменений.

Недостаточно говорится в юридической научной и учебной литературе о достоинстве личности, хотя об этом сказано и в Конституции РФ, и в Гражданском кодексе РФ. Авторы учебников практически не выделяют это положение в качестве принципа. При огромном количестве бедного и нищего населения в стране, малочисленности среднего класса по имуществу и доходам, резкого расслоения населения на крайне богатых и бедных, сложно добиться практической реализации этого конституционного принципа. Хотя в Стратегии национальной безопасности и говорится о необходимости снижения имущественной дифференциации населения, «работающие бедные» стали приметой нашего времени в стране.

Вопрос о бедности вполне обоснованно поднимался вице-премьером Правительства РФ О. Голодец на Социальном форуме, в рамках Недели российского бизнеса21. Пенсии и пособия некоторым образом индексировались на протяжении последних лет в связи с инфляцией. Заработные платы не индексировались за последние годы, и это привело к снижению реальных доходов граждан, их покупательной способности и деловой активности. Граждане редко отстаивают свои экономические права, личное достоинство в судах, многие не верят в возможности правоохранительной и судебной систем, проявляя тем самым правовой нигилизм, и во многом к такому поведению их подталкивает жизнь, реальности сегодняшнего дня. Огромное поле деятельности существует здесь в плане правотворчества, применения норм, правового воспитания личности и общества, предупреждения нарушений и других направлениях.

Несколько слов по поводу завершенности системы и полноты изложения принципов правового обеспечения экономической безопасности, и необходимости их выделения. На наш взгляд, изложенная система принципов является открытой, возможны и другие изложения, дополнения, классификации, иная последовательность принципов, также согласно Конституции РФ и законов РФ. Необходимость выделения принципов больше касается учебных дисциплин, усвоения нормативного материала, отчасти это касается научных исследований, проблем в области правового регулирования. В меньшей степени выделение принципов влияет на практику правового регулирования в области экономической безопасности, т.к. положения, сформулированные в законе, уже действуют независимо от их научного анализа и обобщения. Хотя возможно, что научный анализ проблем обратит внимание законодателей на пути решений этих проблем.

Должны ли подвергаться сомнению принципы правового обеспечения экономической безопасности? В науке – да, в исследованиях, предложениях по улучшению законодательства – да. В области правового регулирования, правоприменения должно исполняться то, что прописано в нормативных правовых актах. Учебная дисциплина не должна противоречить законодательству РФ, особенно если это правовая дисциплина, но она может содержать элементы научных дискуссий, анализа проблемных ситуаций. Многие авторитетные ученые, создатели научных концепций, школ задумываются о формулировке положений Конституции РФ, и вообще это право любого человека. Профессор Н. И. Матузов, анализируя ст.13 Конституции РФ о том, что никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной, приводит мнения российских философов, политологов о необходимости скрепляющих основ государства, о разном восприятии прав и свобод, о разобщенности экспертного сообщества, о разрушительном влиянии некоторых идей22.

Конец ознакомительного фрагмента.