Вы здесь

Правовое обеспечение профессиональной деятельности. Часть первая. Право в Российской Федерации (Р. Ф. Матвеев, 2018)

Часть первая. Право в Российской Федерации

Глава первая. Правовая система в современном мире

Правовая система нашей страны прошла длительный, сложный и противоречивый путь. Эта история является темой специального курса – история государства и права. Здесь же мы ограничимся лишь несколькими краткими замечаниями, имеющими отношение к теме нашего пособия.

Современная российская правовая система является результатом влияния многих обстоятельств. Здесь и влияние древнерусских правовых традиций, а также варяжские, византийские (с их греко-римскими нормами), монголо-татарские, европейские (различных веков и типов), отечественные средневековые и более новые традиции и влияния. Совсем недавно предпринимались попытки заимствовать для условий нашей страны правовые и политические правила и нормы США и Евросоюза. Следы таких попыток и их (иногда пагубные) последствия ощущаются и поныне. Значительный исторический опыт говорит о том, что в каждой стране правовая система соответствует конкретным национальным условиям.

В целом развитие российской правовой системы не отличается от особенностей развития права в мире. Расширяется круг вопросов, регулируемых законом, уточняются понятия и «юридическая техника», признается, по крайней мере на словах, роль договорного международного права, современное соотношение права и закона.

В то же время развитие отечественной правовой системы имеет существенные отличия. Сегодня зарубежной правовой практике и теории зачастую приходится оправдывать неправовые насильственные, военные, даже бесчеловечные действия в области внутренней политики и на международной арене. Происходит явный процесс дегуманизации общественных наук в странах Запада, который привел западное право в состояние глубокого кризиса, и это признают тамошние юристы.

Пересматриваются традиционные юридические понятия демократии, народа как источника власти, национального государства. Роль публичного права отрицается, оправдывается переход полномочий по управлению обществом и государством и даже обороной и безопасностью в руки частных организаций – транснациональных корпораций и военных структур (НАТО) на международном уровне, а также и военно-политических ассоциаций (которых в последние годы усиленно тренируют американские «консультанты») в странах, соглашающихся принимать подобную «помощь». Все эти политические преобразования, утверждают западные пропагандисты, стали необходимыми в условиях «глобализации», «нового мирового лидерства США» и «российской угрозы».

В таких странах трудовое право не может быть самостоятельной отраслью правовой системы. В США трудовое право всегда было и остается всего лишь составной частью предпринимательского права. В странах Европейского союза развернулся активный процесс приватизации права, а по сути дела, ликвидации норм трудового права, которые были приняты после разгрома фашизма. По существу в этих странах восстанавливается положение начала XIX в., когда трудовое право было, как и в США сегодня, составной частью предпринимательского частного права, не связанного социальной ответственностью.

В современной России развитие трудового права, хотя и не без трудностей, следует иным направлениям.

Сейчас мы переживаем совершенно новый этап, когда российское право формируется на основе рационального подхода, учитывающего все наше прошлое, но вместе с тем и современные условия нашей страны и мира, как они складывается в наступившем XXI столетии. Теперь уже очевидно, что процесс становления правовой системы и ее законодательного оформления требует большого времени, активных усилий и тщательной проверки практикой.

Современная Россия, как и весь окружающий мир, находится в состоянии быстрого движения, и это требует, чтобы каждый гражданин овладел и владел динамическим мышлением, способностью с наименьшими ошибками ориентироваться в условиях высоких и возрастающих скоростей.

Правовая система состоит из норм поведения, сложившихся в практике общественной жизни, а также из законов, т. е. норм, принятых государственными учреждениями, в первую очередь парламентом, и подкрепленными принудительной силой.

Теоретически закон, как акт публичного права, отражает всеобщую волю населения данной страны. Обычно при этом даются два объяснения.

Первое объяснение – формальное. Закон принимает учреждение (парламент), который уполномочен на это конституцией (в прошлом – волей монарха). Это объяснение содержится в распространенной концепции правового государства («иерархия законов» и подчинение всех закону).

Это объяснение отражает и закрепляет концепцию подчиненной роли населения. Изначально жители считались рабами, потом – подданными королей и императоров. Путь к осознанию человека гражданином, обладающим своими правами и обязанностями, а тем более юридической функцией источника власти, оказался длительным и извилистым. Характерной чертой практически всех концепций «правового государства» является отсутствие признания народа как источника власти.

Второе объяснение – политическое. Оно утверждает, что закон есть выражение (и должен быть выражением) всеобщей воли. Это положение впервые было юридически сформулировано во французской Декларации прав и свобод человека и гражданина 1789 г.: «Закон есть выражение общей воли»[1]. Эта Декларация остается составной частью конституции Франции и сохраняет высшую юридическую силу в этой стране. Аналогичное положение закреплено Конституцией Российской Федерации: «Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления» (ст. 3 Конституции РФ).

Выявление и учет «всеобщей воли» оказывается достаточно сложным делом, поскольку эта «всеобщность» относительна и подвижна. Состоит эта «всеобщая воля» из множества часто неуловимых, противоречивых и постоянно движущихся элементов. Поэтому некоторые комментаторы объясняют, что «всеобщая воля» по своему содержанию сближается с математическим понятием «наименьший общий знаменатель», которое включает не все, но некоторые принципы, поддерживаемые если не всеми гражданами, то, по крайней мере, относительным большинством населения. Конкретное содержание такой «всеобщей воли» определяется произвольно. Это обстоятельство ставит важные задачи перед законодателем (парламентом) и перед государственными органами оперативного управления (правительством, административным аппаратом).

Закон принимается людьми, поэтому он может соответствовать некоторым принципам, отставать от реальности, а может забегать вперед, отрываться от действительности во имя некоего идеала. Это ставит перед законодателем задачу прогноза и оперативного отклика на изменения, а одновременно – обеспечения устойчивости законодательства. Отсюда многочисленные поправки и дополнения в уже принятые законы. Поэтому российские юристы серьезно думают о том, что конкретно следует написать в строках правового документа, что оставлять между строк и даже что оставлять за строками юридического текста. Все эти юридические технологии необходимо учитывать молодому гражданину, который вступает в самостоятельный этап жизни и стремится разбираться в происходящем.

Правовая система любой страны всегда создавалась людьми. Этот процесс мы наблюдаем в нашей стране и сегодня. Отечественная правовая система создается на наших глазах. Этот процесс опирается на пока еще медленное становление договорных отношений. Немало граждан думают, что это работа специалистов. Гражданин России должен не только соблюдать установленные нормы, но может и обязан участвовать в договорной практике, т. е. в создании правовой системы своей страны.

Конечно, законотворчество требует особых профессиональных знаний. Но здесь следует учитывать очень важное обстоятельство. Обширная практика показывает, что при низкой правовой культуре большинства населения самые хорошие законы (если такие принимаются) не работают, остаются на бумаге или дают обратный результат. Именно простым гражданам предстоит выполнять законы, а для этого они должны их понимать. Обязанность каждого гражданина состоит в том, чтобы овладевать правовой культурой, овладевать содержанием и необходимым объемом юридических знаний, постоянно пополнять их.

Для объективного понимания норм, регулирующих трудовые отношения, для защиты своих профессиональных интересов, полезно иметь общее представление об отечественной правовой системе.

Глава вторая. Почему право

Во всех культурных странах, во всяком случае претендующих на такое качество, любая профессиональная и в целом общественная деятельность регулируется правовыми нормами: конституциями, кодексами, законами, указами, постановлениями. При этом, конечно, учитывается наличие саморегулирующихся общественных систем и саморегулируемых организаций. Сегодняшние школьники, которые вскоре получат работу по своей специальности, должны знать нормы, соблюдение которых обязательно.

Для этого прежде всего необходимо ответить на вопрос: что такое право и правовая система, почему человечество приняло право для регулирования общественных отношений. Сейчас практически нет ни одной страны, где не существовало бы в той или иной форме правовое регулирование. Правовая система состоит из правил поведения, «норм», которые так или иначе регулируют деятельность тысяч и миллионов людей. Многие нормы и правила, сложившиеся на практике, получают поддержку государства и приобретают обязательную силу закона.

Конечно, в ряде случаев государственные органы могут почерпнуть некоторые формулировки закона не из практики, а из идеала, морали и иных субъективных представлений (по принципу «хорошая норма» или «за рубежом эта норма работает»). Но действовать закон будет только в том случае, если он соответствует правовой культуре миллионов людей, составляющих народ страны, объективным условиям, которые, может быть, еще не всем понятны.

Таким образом, правовая система в каждой стране состоит из конкретных правил, «норм», часть которых получила статус закона. В этом смысле правовая норма первична, норма закона вторична. Сказанное не означает, что закон можно не исполнять или нарушать. Закон выполняет важную роль упорядочивания общественных отношений. Но он соблюдается и исполняется, если он соответствует существующей правовой культуре, практике и традициям населения. Это положение лежит в основе ряда концепций правового государства: Rechtsstaat, Etat de Droit, Stato di diritto, Estato di direcho. В этих концепциях ключевые слова «право», а также государство (Etat, Stato), смысл которого: «состояние», т. е. реальность общества.

В некоторых странах, прежде всего в США, сложилась иная система, а именно, система господства («правления») закона: Rule of Law. Различие не ограничивается просто словами, а означает, по сути дела, принижение политической и юридической роли права, точнее, прав народа, его естественных прав и свобод, а отношения с ним государства определяются термином «господство», «правление», осуществляемое правителем. Не приходится удивляться, что даже современные учебники права в США содержат такое объяснение: закону следует подчиняться, ибо закон – это абсолютный монарх.

Наиболее важными являются нормы, регулирующие отношения гражданина, организаций, предприятий с государством и между собой: это нормы конституционного права. Как правило, эти нормы содержатся в конституции, являющейся основным законом государства.

Значение этих норм объясняется тем фактом, что конституция в большинстве стран утверждается избранным народным представительством (парламентом) или «непосредственно» – принимается всеобщим голосованием (референдумом). Поэтому Конституция Российской Федерации устанавливает: «Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы» (ст. 3.2 и 3.3 Конституции РФ). Все законы и правовые нормы, принимаемые парламентом, постановления правительства и других государственных учреждений должны соответствовать нормам конституции, которая отражает волю народа. Конституционные нормы поэтому обладают высшей юридической силой.

Россия имеет право отступить от исполнения некоторых международных документов, если такое отступление является единственным возможным способом избежать нарушения основополагающих конституционных норм[2]. В Постановлении Конституционного суда РФ дано следующее разъяснение: «Европейская Конвенция о защите прав и свобод и основанные на ней позиции Европейского суда по правам человека не могут отменить приоритет Конституции. Решения Европейского суда по правам человека подлежат исполнению только с учетом признания верховенства Конституции Российской Федерации»[3].

Положения Конституции Российской Федерации, закрепляющие основы конституционного строя, а также фундаментальные права и обязанности граждан, принимаются на длительный срок и поэтому не подлежат никаким изменениям (об этом четко сказано в главе 9 Конституции). Особое юридическое значение Конституции РФ объясняется тем, что она утверждена всенародным голосованием (референдумом).

Конституция Российской Федерации признает не только перечисленные в ней свободы, но и другие права и свободы гражданина при условии, что они соответствуют букве и смыслу Конституции. Тем самым она признает возможность появления новых прав и свобод.

Современное общество представляет собой сложную систему, элементы которой выполняют различные задачи и обязанности. Соответственно многообразной структуре общества право подразделяется на правовые отрасли (отрасли права). Как правило, нормы, регулирующие каждую такую область, включаются в кодекс (письменный сборник законов и правил). «Отраслевые правила», которые не включены в кодексы или в отдельные законы, оставлены на усмотрение договоров, судебных решений и самих граждан.

Отношения по поводу собственности, хозяйственной деятельности и нематериальных благ (в частности, имя, честь и достоинство, права автора на созданные им произведения науки, культуры и искусства) регулируются гражданским правом, многие нормы которого включены в Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ).

Отношения граждан с органами оперативного управления государства (а также функционирование органов «исполнительной власти») регулируются административным правом.

Ответы на многие вопросы, возникающие в ходе трудовой деятельности по найму, дает трудовое право, положения которого составляют Трудовой кодекс Российской Федерации (ТК РФ).

Преступные деяния подлежат наказанию в соответствии с положениями уголовного права. Уголовному преследованию подлежат только те действия, которые названы преступными в Уголовном кодексе. Этот кодекс также полезно знать, хотя бы в общих чертах (УК РФ).

Правонарушения, т. е. менее тяжкие проступки, и наказания за них регулируются Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ).

Многие отношения регулируются в Российской Федерации отдельными законами. Можно назвать некоторые: Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» (далее – Закон о судебной системе РФ), Федеральный закон от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации»; Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее – Закон о государственной гражданской службе); Федеральный закон от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (далее – Закон о статусе военнослужащих); Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон о местном самоуправлении); Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее – Закон об акционерных обществах); Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» (далее – Закон об общественных объединениях); Федеральный закон от 11 июля 2001 г. № 95-ФЗ «О политических партиях» (далее – Закон о политических партиях); Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» (далее – Закон о профсоюзах); Закон РФ от 27 декабря 1991 г. № 2124-I «О средствах массовой информации» (далее – Закон о СМИ); Федеральный закон от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе»; Закон РФ от 9 июля 1993 г. № 5351-I «Об авторском праве и смежных правах» (далее – Закон об авторском праве); Закон РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-I «О защите прав потребителей» (далее – Закон о защите прав потребителей). По мере накопления практического опыта возникает возможность кодификации, т. е. собрания законов той или иной отрасли в единый документ – кодекс законов. Правда, кодификация применяется не во всех странах (например, в Великобритании).

Важной составной частью любой современной правовой системы является суд. В прошлом, а в некоторых странах и сегодня, суд исполняет функции карательного органа. Сам факт предания гражданина суду в этих случаях рассматривается как признание виновности человека в совершении преступления, независимо даже от оправдательного приговора. В современной России, как и в ряде демократических стран (кстати, число которых невелико), только суд решает вопрос о виновности; суд также является органом, мирно решающим конфликты, возникающие в обществе. В принципе суд должен быть беспристрастным и справедливым, а каждый судья обязан руководствоваться только Конституцией и законом.

Нормы, регулирующие деятельность суда (юристы называют это термином «судопроизводство»), собраны в так называемые процессуальные кодексы. Такими в России являются Гражданский процессуальный кодекс, Уголовный процессуальный кодекс, Арбитражный процессуальный кодекс и т. д. В связи с относительной новизной российской правовой системы, процессуальные нормы административного права включены в КоАП РФ, а некоторые процессуальные нормы трудового права – в Трудовой кодекс РФ.

В отличие от практики европейских стран, где существуют «отраслевые» суды (уголовные, гражданские, трудовые, социальные, земельные, административные и т. п.), в России действует суд «общей юрисдикции», которому «подведомственны» самые различные дела, вплоть до публичных правоотношений (т. е. связанных с государственными органами).

Гражданский процессуальный кодекс устанавливает: «Суды рассматривают и разрешают: исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений» (ст. 22 ГПК).

Правовая система России помимо перечисленных выше отраслей включает также муниципальное, налоговое, таможенное, градостроительное, земельное право, право потребителей и ряд других отраслей, которые пока регулируются отдельными законами, часть которых перечислена выше.

Чем сложнее общество, чем разнообразнее и культурнее, гуманнее в нем отношения между людьми, тем более разнообразной и гуманной становится правовая и судебная система. Правовое регулирование постепенно распространяется на многие области коллективной общественной жизни. Это гарантирует устойчивость правил и защищает интересы граждан.

К настоящему времени право вышло за границы отдельных государств, возникли различные отрасли международного права. Более того, уже сейчас наблюдается тенденция к созданию космического права.

Современные отрасли международного права вырастают на базе добровольных договоров между суверенными государствами и регулируют именно между ними возникающие отношения. Источником международного права также является практика, которая складывается под влиянием различных обстоятельств. Постепенно усиливается роль принципов гуманизма, культуры, рационализма.

Традиционно (а нередко и сейчас) в международных отношениях основную роль играет сила, прежде всего военная. Эти особенности следует учитывать, поскольку и сейчас наблюдаются весьма опасные тенденции некоторых стран навязывать свои правила силой другим странам. Эти попытки предпринимают, например, Соединенные Штаты Америки под предлогом «глобализации» (распространение юрисдикции США на весь мир, «трансатлантическое партнерство»), и Евросоюз, который под флагом «интеграции» предпринимает попытки создать супергосударство, упразднив государства, передав всю власть «транснациональным корпорациям». Напомним, что обе тенденции наталкиваются на усиливающееся сопротивление населения практически во всем мире.

В Российской Федерации ее многонациональный народ является единственным источником власти и носителем суверенитета, он создает собственную правовую систему, соответствующую интересам населения и государства. Наша страна выступает за равноправные отношения между государствами на международной арене, не навязывает никому своих юридических правил. Россия вправе требовать, чтобы и другие государства уважали волю ее народа и не покушались на его интересы и права. Чтобы разбираться в экономических и международных проблемах, гражданин России обязан обладать высокой правовой и политической культурой.

Для удобства пользования нормами аналогичного содержания сложилась практика собирать их в единые документы. Основные положения конституционного права содержатся в конституциях, нормы, регулирующие специфические (отраслевые) отношения, публикуются в специальных сборниках, традиционно именуемыми кодексами. Отношения собственности, производства и торговли собраны в гражданском кодексе, трудовые отношения – в трудовом кодексе и т. д. Кодексами удобно пользоваться при применении и при изучении различных отраслей права. Следует иметь в виду, что российская правовая система пока переживает процесс становления. В кодексы и законы приходится вносить изменения и поправки в соответствии с изменяющимися условиями и накопленным опытом. Поэтому полезно брать последний вариант юридического документа. В Интернете, как правило, можно получить самый «свежий» вариант. Заметим, что для профессионального изучения права для студентов юридической специализации созданы также отраслевые учебники: теория государства и права, конституционное право, гражданское право, трудовое право, административное право, уголовное право, международное право и т. п.

Гражданин современной России, таким образом, не может ограничиться знанием только одного документа, одного кодекса для того, чтобы получить полную картину о своих профессиональных, трудовых, политических и гражданских правах и обязанностях. При этом надо не забывать текущее законодательство, договорную и судебную практику и другие источники. Правовая система потому и называется системой, что отдельные ее отрасли логически связаны между собой, и она постоянно пополняется за счет текущего законотворчества, договорной и судебной практики. Для решения некоторых вопросов трудовых отношений иногда приходится обращаться, например, также и к гражданскому, административному и уголовному кодексам, к отдельным законам, локальным правовым актам, содержащим нормы трудового права, а также к коллективным трудовым договорам различного уровня.

Правовая система не является сборником раз и навсегда утвержденных неизменных и застывших правил. Законодатель учитывает движущиеся условия, откликается на происходящие изменения, а иногда и исправляет допущенные пробелы и даже ошибки. Необходимо внимательно следить за текущим законодательством, стремиться понять причины внесения поправок. Надо пользоваться самым последним изданием правового акта. Одновременно следует следить за принимаемыми законами, указами президента и постановлениями правительства. Полезно также знакомиться с предварительными обсуждениями законопроектов, которые часто содержат важную аргументацию и полезные оценки. Обладая такой информацией, каждый гражданин получает возможность эффективно защищать свои права и интересы.

Право вырастает из опыта прошлого, но оно обращено не в прошлое, оно работает на настоящее и на будущее. Это учитывается при принятии законов и иных правовых актов.

Теперь можно ответить на вопрос: «Почему право?». Право есть демократический способ регулирования общественных отношений, который основан на равенстве сторон и направлен на создание рациональных и всем понятных правил, на обеспечение устойчивых общественных отношений. Письменная форма правового акта дает возможность гражданину быть в курсе своих прав и обязанностей, а при необходимости и защищать свои интересы. Наконец, право – это и средство привлечения населения к законотворчеству, т. е. к политической демократии. И еще раз необходимо подчеркнуть: право создается активностью населения. Нынешнее поколение не может быть пассивным в юридической области.

Глава третья. Источники права

Для того чтобы объективно оценивать правовую норму, полезно знать ее происхождение, как говорят, ее «источник». Правовая норма представляет собой правило, сложившееся в практике. Первоначально главными источниками были обычаи, договоры, затем основная роль перешла к государству, которое стало все более активно регулировать отношения между людьми, группами граждан, организациями и предприятиями между собой и с государством. Следствием этого стала профессионализация законотворческой деятельности. Вместе с тем возникла возможность некоторого отрыва ее от реальной жизни в условиях низкой правовой культуры. История права говорит об огромном числе законов и других юридических актов, которые оказывались невыполнимыми и не исполнялись.

Качественно новым явлением в этой области в последние годы стала «приватизация» права и законотворческой деятельности. Практически это находит свое выражение в попытках частных, в том числе «международных» финансовых и торговых корпораций принимать и навязывать государствам свои нормы. Особую активность в данной области проявляют Всемирный банк, Международная торговая организация, Международный валютный фонд. В этот же период значительно активизировалась в этой области деятельность «теоретиков» США, НАТО, Евросоюза и некоторых других объединений. Все они требуют отмены публичного права, упразднения «национальных» (т. е. суверенных) государств и передачи всех вопросов (в том числе военных, оборонных) частным организациям. За такую приватизацию международных отношений народы ряда стран уже заплатили тяжелую плату.

Знание источника права (и соответственно нормы закона) важно потому, что именно реальный источник права определяет многие особенности правовой системы, каждой отрасли права и даже каждой нормы закона. Пока не существовал наемный труд, не было условий для формирования трудового права. Пока трудящиеся своей борьбой не добились выгодных и равноправных условий, трудовое законодательство оставалось неравноправным. Это обстоятельство объясняет и многие особенности отечественного трудового права. Нельзя забывать, что наемный труд у нас стал развиваться только после отмены крепостного права, а трудовое законодательство по существу стало развиваться лишь после 1917 г., а в его современном виде – после 1993 г.

Важно, когда государство принимает трудовое законодательство с учетом лучших мировых достижений. Но, для того чтобы такие нормы повсеместно работали, они должны пройти длительную практику и доказать гражданам свою эффективность и демократичность.

Каждое государство стремится так или иначе выражать и защищать не только частные и групповые интересы, но также и общегосударственный интерес, общую волю. Конечно, здесь многое зависит от характера и содержания правовой и политической культуры самих государственных деятелей. Политические деятели и руководители разных стран по-своему понимают государственный интерес, по-своему пытаются руководить профессиональной деятельностью граждан, работой лиц различных профессий, осуществляют (или поддерживают) обучение необходимых специалистов.

Государство устанавливает обязательные правила и следит за их соблюдением, а в необходимых случаях применяет наказания к нарушителям установленных правил. Во всех этих случаях государство создает правовые, или, точнее, юридические, нормы. В данном случае для нас эти термины равнозначны. Такие нормы подкреплены авторитетом или принуждением со стороны государства.

Конечно, в наше время есть страны, руководители которых во имя своих корыстных интересов применяют силу и даже армию как средство навязывания своей политики и своих «ценностей». Об этом говорит, например, недавнее решение Конгресса США о предоставлении президенту права применять армию против своего народа (2014 г.).

Очевидно, что интересы и потребности граждан, различных групп населения различны. На практике часто возникают конфликты, столкновения интересов. Эти конфликты разрешаются политическими и судебными средствами, главная роль в которых принадлежит умению убеждать другую сторону в ходе переговорного (или судебного) процесса. Убеждение и переубеждение с давних пор применяется юристами, судьями, адвокатами.

Всякая правовая система включает в себя суд, который традиционно является переговорной площадкой для решения конфликтов на основе действующего законодательства. Это не означает, что с каждым вопросом надо обращаться в суд. Правовые системы всегда оставляют решение многих конфликтов на усмотрение самих граждан. Многие конфликты могут быть решены договорным путем, мировым соглашением (для чего у нас создан мировой суд). Главное состоит в том, чтобы решение удовлетворяло всех (или большинство), а это бывает тогда, когда учитываются и не нарушаются интересы сторон. Иными словами, когда решение принимается в условиях действительно современной правовой культуры.

В реальной жизни действуют люди, имеющие самые разные интересы и запросы, в том числе и такие, которые не понимают общего интереса, более того, есть люди, которые не понимают и не хотят понимать даже собственного интереса. Имеются граждане, пытающиеся навязать другим свою субъективную волю, присвоить чужое имущество и т. п. Были в прошлом, наблюдаются и сегодня многочисленные попытки людей, пришедших к власти, принимать законы и проводить политику в своих корыстных целях, нарушающих интересы большинства населения.

Такие действия всегда опираются на пассивность, фатализм населения, на подчиненную правовую и политическую культуру. Как правило, создаваемые подобными приемами правовые и политические системы оказываются неустойчивыми и нередко заканчиваются катастрофой. Только рационально основанное и работающее право может выполнять стабилизирующую и конструктивную роль, обеспечивать поступательное движение общества вперед.

Таким образом, в принципе право имеет целью и может поддерживать нормальные, демократические, гуманные отношения, способствовать процветанию всего общества, каждого гражданина.

Понятно, что сами правовые нормы автоматически не работают. Они осуществляются людьми. Нормами можно пользоваться, но для этого необходимо знать эти нормы и все конкретные особенности права, уметь ими пользоваться.

Право потому и называется правом, что оно обязательно предусматривает не только обязанности, но и права и сторон. Характер и объем таких прав и обязанностей зависит от многих причин. Бывают правовые системы, которые одним слоям населения предоставляют только права, а другим устанавливают в основном обязанности. Такие системы отражают субъективные и узкие интересы групп, оказавшихся у власти. Конечно, простому гражданину в этих системах неуютно. Опыт показал, что политическая система, опирающаяся на подобную систему норм, оказывается нестабильной. Об этом убедительно свидетельствуют постоянные кризисы так называемых развитых стран Запада, которые характерны и для нашего столетия. Об этом говорит глубокий и общепризнанный кризис западного права, политологии и политэкономии[4].

Самостоятельный юридический статус трудового права как специфической отрасли правовой системы означает, что его нормы обязательны не только для работников и предпринимателей, но и для государственных учреждений.

Право не является простым сборником абстрактных, умозрительных правил поведения. Оно тесно связано с жизнью общества, с людьми, опирается на осознанный опыт и традиции, оперативно откликается на происходящие перемены. Именно в создании такого права и такой практики состоит так называемая политическая и правовая модернизация. Поэтому так важны для граждан современной России правовые знания.

Практика и правовая норма

В подавляющем большинстве случаев современное право вырастало из долговременной и разнообразной практики, в которой участвовали и участвуют большие группы людей. За политические и личные права и свободы, за право пользоваться результатами своего физического, а позднее и интеллектуального труда, за право на труд, за социальную защищенность, за свободу организаций, мысли, информации, перемещений люди активно боролись многие века и добились значительных успехов.

Современные правовые системы содержат, можно сказать, результаты усилий многих поколений людей. Этот факт признает, например, Конституция Японии: «Основные права человека, гарантированные настоящей Конституцией, являются результатом вековой борьбы людей за свободу» (ст. 97)[5].

В данном случае понятие «борьба» включает все ее формы. Она означает не только вооруженную борьбу, революцию, но и дискуссии, искусство убеждать и переубеждать, умение составлять выполнимые договоры, соглашения и т. п. В конечном итоге любое вооруженное действие, война всегда завершается в той или иной форме соглашением сторон, мирным договором. Именно поэтому право стало постепенно приобретать гуманный и демократический характер. Конечно, до полного решения этой проблемы еще далеко, но растет понимание того, что соблюдение и выполнение законов в интересах всех и каждого, если такие законы опираются на длительную и широкую договорную практику, рациональны, т. е. понятны людям.

Возникает вопрос: как же право, базирующееся на прошлом, может упреждать события и способствовать будущему? Ответ прост и сложен. Эту роль может успешно выполнить законодатель, хорошо знающий прошлое и в то же время умеющий прогнозировать, т. е. «заглядывать в будущее». Иными словами, он должен опираться на достоверное знание традиций, и в то же время выявлять, «угадывать», какие процессы и отношения, наблюдаемые сегодня, даже только в зародыше, содержат элементы стабильности, поэтому могут сохраниться и развиться в будущем.

Следует добавить, что важную роль в прогнозировании играет гарантированная законом и используемая гражданами свобода. Свобода мысли означает свободу поиска нестандартных решений, свободу открытий. Чем более широк круг граждан, получивших такую свободу и умеющих ею пользоваться, тем больше шансов возникает для вероятностного и относительно точного прогноза самых неожиданных явлений.

Разумеется, и в современных обществах есть весьма влиятельные социальные группы и общественные деятели, стремящиеся приглушить гуманитарное содержание права, пытаются управлять и действовать при помощи лжи, запугивания и насилия, но это противоречит самой сущности права. В таких случаях право вытесняется из практики управления и заменяется обманом и административно-силовыми приемами. Об этом свидетельствует практика распространения, с легкой руки США, так называемых «военно-гражданских организаций», даже «военно-гражданских органов управления», (навязываемых ими ныне Украине). Не приходится удивляться, что в странах Европы многие юристы, экономисты, политологи, социологи и представители ряда других специальностей заговорили о происходящей там дегуманизации гуманитарных наук.

Искусство и юридическая «технология» законодателя состоят в том, чтобы правовая система и принимаемые нормы оставляли некоторый простор, некоторое пространство свободы гражданам для поиска и для творческого решения неожиданно возникающих новых проблем. Вся история человечества говорит о том, что большинство открытий делали люди, располагавшими свободой мысли и действия.

В некоторых случаях можно заимствовать некоторые нормы и правила из-за рубежа. Заимствование отдельных зарубежного права возможно, но оно требует осмотрительности и хорошего знания собственной и чужой ситуации, а также понимания, какие именно нормы и почему являются относительно всеобщими. Иными словами, это требует наличия достаточно высокой правовой и политической культуры. Нельзя забывать, что даже самые соблазнительные зарубежные нормы возникли в качественно иных условиях и часто отражают иные интересы.

Первая особенность «создания» права и правового регулирования. Право всегда создается активностью населения каждой страны. Об этом ясно сказано в Конституции Российской Федерации: «носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ» (ст. 3.1). Аналогичные положения содержатся в конституциях большинства европейских стран (их нет в конституциях Латвии, Литвы и Эстонии, а также нет и в конституции США). Конечно, в истории было немало случаев, когда правители придумывали правовые нормы «для себя» в надежде, что они обеспечат им и их потомкам спокойное царствование. Такие нормы редко исполняются и быстро забываются. Любопытно, но такие попытки принять нормы для решения некоторых сомнительных частных проблем принимает такая влиятельная организация, как Международный валютный фонд. Под усиленным давлением США МВФ согласился изменить действующие правила для того, чтобы продолжать оказывать финансовую поддержку правительству Украины. Эти правила до сих пор соблюдались и запрещали Фонду выдавать кредиты государству, имеющему непогашенный долг перед другой страной[6]. Попытка принимать норму, основанную на единичном событии, противоречит самой сущности права – регулировать общественные (а не индивидуальные) отношения.

Вторая особенность правового регулирования – договорная основа. Исторически любая отрасль права возникала как обобщение договорной практики. Идет ли речь об основах конституционного строя, личных правах и свободах, свободе мысли и слова, свободе собственности и предпринимательства, праве на труд и социальное обеспечение – формирование правовых норм везде начиналось с договоров. Конечно, не всегда такие договоры соблюдались, во всех странах были деятели, социальные слои, которые нарушали договоры, но договорная практика все же распространялась и была включена в законодательство. Правильно составленный договор имеет силу закона для сторон. Это тоже достаточно старое правило. В античном обществе сложилась норма: «договор должен соблюдаться». Но что можно ожидать от США, чьи правительства за двести лет самостоятельного существования этого государства нарушили более 400 международных договоров[7].

Современные выборы основаны на устном или письменном договоре кандидата с избирателями. Дело избирателей – следить за его выполнением. По сути дела, любое судебное решение также означает договор с участием двух сторон. Поэтому судебная практика также выполняет важную роль источника права. Не случайно в некоторых европейских странах каждая статья кодекса (трудового, гражданского, социального и муниципального) сопровождается изложением по данному вопросу нескольких судебных решений (с развернутым обоснованием). Этой же цели служит и регулярная публикация коллективных трудовых договоров.

Договорные отношения охватывают многие области нашей жизни. Вы покупаете в магазине хлеб, касса выдает вам чек как свидетельство договора купли-продажи. Вы получаете деньги в банкомате, который выдает вам чек в качестве свидетельства, что вы получили часть зарплаты или заработанных денег. Договоры заключаются на транспорте, в развлекательных учреждениях, в учебных заведениях, где вам также выдают чеки, зачетные книжки и другие документы. Сегодня мы пользуемся правами и свободами, которые в результате упорной, иногда жестокой борьбы на протяжении столетий с участием многих предшествующих поколений стали необходимыми составными частями современных договоров и законодательных актов. К сожалению, в нашей стране договорная практика не имеет пока длительных традиций.

Третья особенность правового регулирования – равенство сторон. «Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина» (ст. 19.1 Конституции РФ). Равенство сторон следует из самой сущности права и любого договора. Если нет равенства сторон, то нет и договора. А если нет договора, то нет и права. Конечно, и эта особенность не сложилась сразу и повсеместно, и сейчас немало случаев неравноправных договоров. Но процесс активно идет, и он необратим. Принцип равноправия сторон договора и равноправия граждан нигде, во всяком случае, открыто не оспаривается. Каждый гражданин России должен уметь читать текст любого договора перед его подписанием и с этой точки зрения бдительно следить за соблюдением своих конституционных прав и законодательства.

Четвертая особенность правового регулирования – это письменная форма закрепления отношения либо в тексте договора, либо в правовом акте государства. Письменная форма обеспечивает стабильность правила и возможность участнику договора сослаться на документальное доказательство своего права (или обязательства). Письменная форма является гарантией от всяких покушений на права граждан. В этом принципиальная важность положения российской Конституции: «Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения» (ст. 15.3). В нашей стране правовые акты публикуются в виде отдельных изданий, кодексов, законов, на компакт-дисках, в газетах и Интернете и т. д. Конечно, и в этой области иногда приходится встречаться с двойными стандартами. Поэтому здесь велика роль авторитетного истолкования нормы. В нашей стране таким правом обладает Конституционный Суд.

Названные четыре особенности правовых норм обеспечивают гуманное, равноправное содержание права, которым надо не только пользоваться, но также поддерживать и всемерно развивать. Правовая культура – это не только мнение, но и действие.

Правовая норма и правовая система

Каждая правовая система содержит нормы трех видов. Одни нормы содержат запреты, другие – содержат предписания (т. е. действия, подлежащие обязательному исполнению), третьи – определяют пространство разрешенного. Следует отметить, что аналогично и содержание правовой нормы. Практически каждая норма также содержит эти три элемента: предписание, запрет и свободу действия. Естественно, что нарушение запретов и предписаний, а также выход за рамки дозволенного сопровождается санкциями, т. е. наказанием.

Соотношение между названными элементами правовой системы подвижно и зависит от многих обстоятельств: традиций, интересов различных групп населения, соотношения политических сил, особенностей политической и правовой культуры, общей культуры правящих классов и групп, а также активности граждан и т. п.

На ранних этапах развития государств и обществ право в целом и каждая правовая норма подкреплялись божественной волей. В ту эпоху право и религия были тесно связаны друг с другом, точнее, право было полностью подчинено религии. Поведение граждан, действия, а также и мысли, идеи жестко регулировались, а значит, могли наказываться одновременно как юридическое преступление и религиозное вероотступничество. Так или иначе, человек считался неким инструментом «всевышнего», рабом божьим, объектом собственности, власти монарха, церковной иерархии и подлежал церковному суду. Об этом убедительно говорит история европейской инквизиции. Да и светский суд, там, где он существовал, долгое время ссылался на волю того или иного всевышнего. Поэтому нормы содержали главным образом угрозы, предписания, запреты и наказания. «Юридические» запреты и предписания продолжительное время касались мыслей, идей, имели религиозное – ближе к нам – идеологическое основание. Никаких трудовых, политических и экономических свобод не было.

Активными усилиями человечеству удалось отделить церковь от политической власти, «веру», государственную идеологию (и идеологию вообще) от поведения гражданина. Так возникло так называемое светское государство, в котором церкви и идеологии отделены от государства, в том числе от права и от школы. Это знаменовало крупный шаг на пути к демократии и свободе человека. Статья 14 Конституции РФ утверждает: «Российская Федерация – светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной».

Российское право не признает идеологических проступков и преступлений. Оно четко формулирует: «В Российской Федерации признается идеологическое разнообразие. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной» (ст. 13.1, 13.2 Конституции РФ). Запрет касается только таких общественных объединений, «цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни» (ст. 13.5 Конституции). То есть имеются в виду действия, а не мысли.

Вторым, также революционным, шагом в этой области стало признание человека высшей ценностью. Статья 2 Конституции РФ определяет: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства». Может показаться удивительным, но сейчас лишь немногие конституции содержат такое положение. Обратите внимание, что Конституция РФ впервые вводит понятие обязанности государства перед гражданином. Подобных норм нет в конституции США.

Большую роль в процессе гуманизации права сыграло изобретение в начале нашей эры римскими юристами понятия юридического лица. По сути дела, это означало, что человек (первоначально гражданин Рима) перестал считаться чьей-то собственностью (или, как говорили, «политическим животным»), стал постепенно рассматриваться носителем завоеванных им, четко сформулированных прав и обязанностей, личных прав по факту рождения, независимо от богов, от церквей, от властей, лидеров и элит. Отметим, что процесс распространения статуса юридических лиц продолжает охватывать новые отрасли права и профессии.

В этом смысл ст. 17.2 Конституции РФ «Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения». Никто не может лишить человека его прав. Договорные отношения между равноправными людьми выше идеологических и религиозных принципов. Сама Конституция РФ является результатом особого договора, оформленного всеобщим голосованием в декабре 1993 г. Российское право опирается на принцип естественного происхождения (т. е. по факту рождения) прав и свобод человека и гражданина.

В странах Западной Европы сложилась особая правовая культура благодаря тому, что там римское право преподается вот уже более тысячи лет в университетах. За это время диплом юриста получили несколько десятков тысяч выпускников, которые сыграли активную роль в развитии правовой культуры всего населения. Это сказалось при установлении, а затем и при отмене крепостного права в этой части Европы. В архивах сохранились тысячи письменных договоров, подписанных крестьянами о выходе из крепостного состояния. Распространению правовых знаний среди городского и сельского населения способствовало раннее установление товарно-денежных отношений. В результате европейские монархи вынуждены были пописывать юридические документы о признании прав и свобод населению («Великая Хартия вольностей» в Англии). А французский король Людовик Х свой указ об отмене крепостного права (1315) начал словами: «По закону природы каждый рождается свободным…»[8].

Не приходится удивляться, что именно юристы (нотариусы, адвокаты, судьи и т. д.), получившие образование на основе Кодекса Юстиниана, стали активными участниками Французской революции 1789 г. и разработчиками Декларации прав человека и гражданина 1789 г. и Гражданского кодекса Наполеона, многие нормы которых лежат в основе современного демократического гражданского законодательства. На лучшие традиции российской, европейской и мировой правовой культуры опирается Конституция и вся правовая система Российской Федерации, а в ряде вопросов идет намного дальше.

Приходится констатировать, что многие элементы европейской правовой культуры были утрачены европейскими переселенцами в Северной Америке и, более того, искажены их потомками. Под их влиянием в странах Евросоюза и происходит активный пересмотр демократических правовых концепций и отказ от демократических правовых учреждений. По сути дела, возврат в Средневековье.

Характерной особенностью современных демократических правовых систем всегда было существенное расширение пространства дозволенного, т. е. пространства, в пределах которого граждане имеют право поступать по своему усмотрению. Это стало возможным в условиях распространения демократической правовой культуры. Эти процессы не происходят самопроизвольно, они требует постоянного внимания и высокой активности всех граждан.

Необходимость такой активности подчеркивается тем фактом, что после исчезновения СССР и в условиях ослабления демократических организаций и движений, было развернуто мощное наступление на экономические, социальные, политические и юридические права и свободы граждан по всему миру. Частично результаты этого наступления затронули и нашу страну.

Во многих зарубежных странах отменяются социальные, трудовые и политические права, проводятся и готовятся военные операции для защиты «интересов» США, Евросоюза и «демократии» в Югославии, Ираке, Ливии, Афганистане, Сирии, Украине, Прибалтике. Все чаще военная сила, чтобы не сказать закон джунглей, противопоставляется праву.

В Конституции РФ правам и свободам человека и гражданина посвящены 57 статей, причем специально уточнено, что «перечисление в Конституции Российской Федерации основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина» (ст. 55). Действующим является принцип: разрешено все, что не запрещено законом (ст. 34, ст. 45.2). Главное ограничение состоит в том, что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц (ст. 17.3).

Круг запрещенных деяний в нашей стране достаточно узкий. Перечень таких действий четко определен в Конституции, Гражданском кодексе, Уголовном кодексе, в Кодексе об административных правонарушениях, а также в ряде законов. При этом, как уже указывалось выше, в нашей стране законы подлежат официальному опубликованию, неопубликованные акты, затрагивающие права, свободы и обязанности граждан, не могут применяться.

Посмотрим, что запрещает делать Конституция РФ. Она запрещает действия: захват или присвоение властных полномочий (ст. 3.4), создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни (ст. 13.5). Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию (ст. 34.2). Запрещен принудительный труд (ст. 37.2).

Количество (и содержание) норм предписывающих также постоянно сокращалось. Предписывающими нормами в Конституции РФ являются: обязанность платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57), защищать отечество (ст. 59), сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58), заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры (ст. 44.3). Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях (ст. 38.3). Основное общее образование обязательно (ст. 43.4).

Следует особо подчеркнуть, что российская Конституция большие обязанности возлагает на государство. «Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства» (ст. 2). Статья 7 Конституции напоминает: «Российская Федерация – социально государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». В Конституцию включена и совершенно новая для нашей страны норма: «Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд» (ст. 46.2). Это положение уточняется в ст. 53 Конституции РФ: «Каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц».

Российская правовая система провозглашает и гарантирует права и свободы человека и гражданина на уровне лучших достижений человечества в наступившем XXI в. Конечно, это не означает, что все уже достигнуто. Возникают новые проблемы, новые отношения, потребности в новых правах и свободах. Продолжается процесс совершенствования законодательства. Посмотрите любой кодекс, любой закон: сколько в них вносится поправок и дополнений. Приходится исправлять и допущенные пробелы и ошибки.

Каждый гражданин России должен знать и понимать содержание и особенности правовой системы и законов своей страны для того, чтобы полностью и эффективно пользоваться правами и свободами и соблюдать общеобязательные правила поведения. Это означает необходимость выработать у себя умение читать и понимать юридические документы, в том числе и особенно договоры (трудовые или хозяйственные), которые вам придется в будущем подписывать.

Специальные нормы, которые регулируют трудовую деятельность граждан в нашей стране, рассматриваются в следующих разделах этого пособия.

Глава четвертая. Право и профессиональная деятельность

Каждый школьник общеобразовательного учебного заведения, а тем более профессионального, естественно, задумывается о своей будущей самостоятельной работе, о качестве профессиональных знаний и навыков, об условиях, в которых предстоит работать.

Ответы на вопросы о необходимых профессиональных навыках школьники получают при изучении специальных предметов, а вопросы относительно условий работы и взаимоотношений с начальством являются областью юридического регулирования.

Мы видели, что Конституция и федеральные законы содержат наиболее общие обязательные правила трудовой деятельности. Более конкретные нормы содержатся в отраслевых документах. Так, условия работы собственников и руководителей предприятий частного и государственного секторов, а также работы по договору подряда подробно регулирует гражданский кодекс. Особые правила работы установлены для служащих государственных учреждений, отдельных крупных промышленных, торговых, транспортных предприятий, учебных заведений и т. п. В каждом учреждении и предприятии, а также в их подразделениях часто принимаются собственные локальные (местные) правила, обычно называемые внутренними регламентами. Отраслевые документы регулируют отношения в определенном предприятии, учреждении, регионе, городе, в некоторых случаях охватывают всю профессию (государственные служащие, железнодорожники, шахтеры и т. д.). Гражданин, поступающий на работу, подписывает трудовой договор с администрацией.

Условия работы собственников и руководителей предприятий частного и государственного секторов, а также исполнителей работ по договору подряда подробно регулирует Гражданский кодекс. Особые правила установлены для служащих государственных учреждений, крупных промышленных, торговых, транспортных предприятий, учебных заведений, военнослужащих и т. п. Работу по трудовому договору найма на промышленных, торговых и иных предприятиях и учреждениях регулирует Трудовой кодекс.

В каждом учреждении и предприятии, а также в их подразделениях администрация часто принимает собственные локальные (местные) правила, обычно называемые внутренними регламентами. Такой регламент устанавливает правила, обязательные для всех работников предприятия, учреждения, цеха, отдела и иного подразделения. Гражданину, поступающему на работу полезно ознакомиться с таким регламентом, ибо его положения обычно включены в трудовой договор с администрацией (или с собственником) предприятия, который подписывается каждым поступающим на работу. Трудовой договор четко определяет права и обязанности сторон трудовых отношений.

В каждом трудовом коллективе занято много людей, есть руководители (директор предприятия, руководители подразделений, отделов), есть сотрудники, между которыми постепенно устанавливаются различные отношения. Здесь надо иметь в виду, что право регулирует только трудовые отношения. Остальные, человеческие и культурные (личные), отношения регулируются традициями и обычаями. В большинстве случаев люди, составляющие трудовой коллектив, очень разные, но их объединяет профессия, общая дисциплина и общие задачи. Можно сказать, что их объединяет общий, коллективный интерес, стремление обеспечить эффективную работу.

Поэтому так важна в коллективе спокойная деловая обстановка, объединяющая разных работников. Конечно, во многом это проблема психологии и совместимости характеров. Нормальным отношениям не препятствует, а наоборот, их облегчает осознанное соблюдение правового регулирования профессиональной деятельности в интересах всех и каждого.

Право защищает индивидуальный интерес каждого работника и общий интерес коллектива в целом, более того, интерес всего народа страны. Надо помнить, что работники многих профессий, начиная со средневековых ремесленников, крестьян, преподавателей, врачей, адвокатов, служащих и других групп веками боролись за индивидуальные и коллективные права. В ходе этой длительной борьбы они поняли важность объединения усилий, коллективности.

И сейчас мы пользуемся результатами их усилий: профессиональными организациями, профсоюзами. Об их роли в трудовых отношениях в современной России мы поговорим в последующих главах. Именно коллективность позволила работникам подняться на уровень понимания общегосударственного интереса и вынудила правителей принимать во внимание интересы различных групп населения. Достигнутые в этих областях успехи приобрели в наши дни общечеловеческий размах и получили отражения в законодательстве Российской Федерации.

Но, для того чтобы полностью пользоваться правовой защитой, работник прежде всего должен быть настоящим профессионалом. Кстати, первые профсоюзы в европейских странах устраивали для желающих поступить в организацию экзамен на профессиональную пригодность. Сейчас это не требуется, но каждый работник, даже каждый гражданин должен быть патриотом своей профессии, жить своей специальностью.

Могут возразить, что есть профессии интересные, а есть «так себе». Конечно, у людей имеются определенные личные качества, личные склонности. Как правило, каждая профессия предполагает общение с людьми, помощь человеку. Даже за машинами, станками, обработанными деталями, за сухими цифрами, уравнениями и статистическими таблицами, за юридическими и политическими документами всегда есть живые люди. Надо уметь видеть и понимать людей.

Точно так же юрист, например, за каждой сухой нормой закона видит человека, а историк за текстами древних книг (и даже за черепками глиняной посуды) представляет себе предшествующие поколения, исчезнувшие цивилизации. Человек есть существо коллективное. В коллективе раскрываются все его достоинства и качества. Гуманизм, уважение человека – важнейшее свойство российского права и российского профессионала.

Это крайне важно подчеркнуть, поскольку в последнее время в мире распространяются и активно насаждаются антигуманные тенденции – военные приемы, государственный и частный терроризм, обман и другие бесчеловечные приемы и действия. В странах Западной Европы даже заговорили о кризисе и о дегуманизации общества вообще и гуманитарных наук в частности, именно потому, что их заставляют оправдывать насильственные и безжалостные приемы во внутренней политике и в международных отношениях.

Российская правовая система и российское законодательство имеют гуманитарное содержание. Это, конечно, не означает, что у нас все решено. В нашей стране, как и в любом живом организме, есть немало проблем. Но решить их можно только на основе достоверного понимания всех условий – экономических, социальных, образовательных, научных. Судьба страны и государства зависит не от доброго заокеанского дядюшки, а от профессионализма людей, работающих во всех уровнях и во всех уголках нашей страны, от профессионального уровня наших законодателей, управленцев разных областей и звеньев, от правовой и политической культуры каждого российского гражданина. Право всегда характеризовалось и характеризуется движением вместе с обществом. Его важнейшим действующим началом являются граждане, профессионалы.

Чем больше у нас будет профессионалов высокого уровня, чем больше будет граждан, владеющих правовой культурой, широким кругозором, тем успешнее будет развиваться общество, тем выше будет качество жизни всех и каждого, тем более эффективно будет обеспечена безопасность каждого гражданина и всей страны в современных сложных условиях. Законы, которыми мы пользуемся и которые будем изучать, постоянно совершенствуются, обновляются под влиянием практики и опыта профессионалов различных профилей. Не забывайте, что их качество во многом зависит от каждого из нас.

Исполнитель или руководитель, значение локальных норм

Выпускник учебного заведения приходит впервые на работу с дипломом, в котором указана его специальность. Нельзя забывать, что школа, колледж (и даже университет) дают минимальный объем знаний и практических навыков. Поэтому не ожидайте, что вам сразу предложат должность руководителя отдела или директора предприятия. Даже специальность, записанную в дипломе, надо заслужить своей последующей профессиональной работой.

Как правило, молодому специалисту сначала предлагают работу исполнителя. Этому не следует обижаться. Работник, если он желает добиться успеха, как говорят, успешно подниматься по служебной лестнице, должен на практике пройти все ступеньки этой лестницы. Хорошим руководителем может стать только тот, кто прекрасно и досконально знает условия работы и задачи каждого сотрудника, кухню учреждения, в котором он начал и будет продолжать работать.

Следует иметь в виду, что исполнители (как и начальники) бывают разные. Есть исполнители формальные, строго следующие каждой букве распоряжения. Есть исполнители инициативные, которые думают, как наилучшим образом выполнить порученную работу. Встречаются и начальники, которые не любят «самодеятельности» работников. Это означает, что необходимо знать свои особенности и особенности руководства.

Конечно, существуют поручения, которые необходимо неукоснительно исполнять. Вместе с тем не забывайте, что любой приказ можно выполнить по-разному. Каждая профессиональная задача, как правило, имеет несколько решений. Надо научиться находить наилучшее решение. Даже математики любят говорить о красивых уравнениях и красивых решениях.

Компьютер выполняет только заложенную в него программу. Человек может решить любую сложную задачу различными способами, опираясь на аналогии, на интуицию, на традиции и на подсознание, чем компьютер не располагает. Именно мобилизацией всех своих ресурсов человек может находить наилучшее решение – для себя и для общества. Как было сказано выше, отечественная правовая система содержит значительное пространство дозволенного. Это означает наличие широких возможностей для творческого решения возникающих проблем, в том числе и задач модернизации, перед которыми у некоторых опускаются руки.

Поэтому при поступлении на работу необходимо в первую очередь внимательно ознакомиться с внутренним регламентом учреждения или предприятия. Этот документ считается локальным правовым актом, имеющим юридическую (обязательную) силу. Он излагает права и обязанности коллектива работников данного учреждения гораздо более подробно и конкретно, чем Трудовой кодекс, содержащий нормы более общего характера. В соответствии с Конституцией регламент должен быть доступным для всеобщего ознакомления.

Вторым важным юридическим документом на предприятии является коллективный трудовой договор. Правда, пока он существует не на всех предприятиях и учреждениях. Но если он есть, то очень полезно с ним ознакомиться: документ такого рода должен быть также доступен для всеобщего ознакомления. Коллективный договор регулирует все практические проблемы коллектива: служебные, дисциплинарные, заработную плату, отпуска, премиальные, содержание индивидуальных контрактов и т. д.

Третий юридический документ – индивидуальный контракт (договор), который подписывают работник и представитель администрации. Этот документ определяет служебные обязанности и условия работы, зарплату и прочие детали для конкретного работника. Контракт имеет юридическую силу для подписавших его сторон. Поэтому работник должен не только подписать, но и уметь читать такой юридический документ.

Соблюдение российского Трудового кодекса обязательно для всех российских государственных и частных, а также и для иностранных предприятий, учреждений и работников на территории Российской Федерации.

Таким образом, поступающий впервые на работу молодой профессионал должен сделать первый шаг к элементарной самостоятельности: ознакомиться со всеми многочисленными нормами и правилами поведения на работе, понять задачи коллектива, свое место в трудовом коллективе, повышать свой профессиональный уровень и овладевать современной правовой культурой. В современном обществе гражданин должен учиться и совершенствоваться на протяжении всей своей жизни.

Время, затраченное на ознакомление с перечисленными документами, не является потерянным. Ознакомление позволяет получить важную информацию, которая полезна для правильного решения многих сложных проблем.