Вы здесь

Правовое обеспечение медицинской деятельности. Глава 1. СУЩНОСТЬ ПРАВА И ЕГО ВЗАИМОСВЯЗЬ С ГОСУДАРСТВОМ (О. В. Леонтьев, 2013)

Глава 1

СУЩНОСТЬ ПРАВА И ЕГО ВЗАИМОСВЯЗЬ С ГОСУДАРСТВОМ

1.1. Право: понятие, источники и система права

Определить право и его роль в жизни общества пытались еще юристы Древнего Рима, которые обращали внимание на его многогранность. Понятие «право» в Древнем Риме употреблялось в нескольких значениях. В первом оно означало все то, что всегда является справедливым (естественное право), а во втором – все то, что полезно всем или многим гражданам любого государства (цивильное право).

По мере развития общества и государства менялось и представление о праве. Появилось множество различных правовых идей, теорий и суждений, однако основы, заложенные римскими юристами, сохранились. Споры о понятии права, о соотношении государства и права, права и закона продолжаются и в настоящее время.

Естественно-правовые взгляды известны из трудов ученых Древней Греции и Древнего Рима (представители – Демокрит, Сократ, Платон и др.) и выражают стремление укрепить нравственные, справедливые начала в праве, заложенные самой природой человека. Естественноправовая теория развивалась в эпоху Возрождения, буржуазных революций, развивается и в период перехода к правовому государству в современном обществе. В данной теории основные права и свободы первичны по отношению к законодательству.

Естественно-правовая теория утверждает идею естественных, неотъемлемых прав человека. Однако с точки зрения данного подхода не всегда представление о праве как справедливом или несправедливом можно объективировать в социуме.

Позитивистская теория права (представители – К. Бергбом; Г. В. Шершеневич) возникла в противовес «естественному праву» и характеризуется введением понятия «субъективное право» как производного от объективного права, созданного государством, которое устанавливает юридические обязанности в нормах права, составляющих закрытую совершенную систему. Данная теория признает право тождественным закону. Этот взгляд дает возможность установления стабильного правопорядка посредством правовой нормы, оснований юридической ответственности, классификации норм и нормативных актов. Слабым местом этой теории является отсутствие возможности нравственной оценки правовых явлений, отказ от исследований содержания права и целей, преследуемых им.

В зависимости от базового элемента права (норма права, правосознание, правоотношение) выделяют нормативистскую, психологическую и социологическую теории.

Нормативистская теория (представитель – Г. Кельзен) определяет право как совокупность норм, внешне выраженных в законах и иных нормативных актах, и представляет собой стройную, с логически взаимосвязанными элементами, иерархическую пирамиду во главе с «основной нормой». К достоинствам данной теории следует отнести возможность создавать и совершенствовать систему законодательства, обеспечивать единообразное применение норм, содействовать формированию представления о праве как формально-логической основе правосознания граждан. Кроме того, такой подход позволяет четко обозначать права и обязанности субъектов, меры и средства государственного принуждения и позволяет уйти от классово-политических характеристик права. Неполноценность нормативного подхода заключается в его отрицании обусловленности права потребностями развития общества, естественных и нравственных начал в праве, абсолютизации государственного влияния на правовую систему.

Психологическая теория (представитель – Л. И. Петражицкий) под правом понимает некую психическую реальность – правовые эмоции человека, которые подразделяются на переживание позитивного права, установленного государством, и переживание личного права. Последнее выступает регулятором поведения человека, и, следовательно, рассматривается как реальное право. Прогрессивным в этой теории является то, что она выделяет как одну из сторон правовой системы психологию поведения, основанную на уровне правовой культуры и правосознания в обществе, равно как и на психологических особенностях индивида. К отрицательным сторонам теории относится ее односторонний характер и неконструктивизм по отношению к нормам права.

Социологическая теория права (представители – Л. Дюги, С. Муромцев, Е. Эрлих) в основу понятия права ставит общественное отношение, защищенное государством. На судебные или административные органы возлагается задача определить суть спора и разрешить его в данной ситуации. Положительным в этой теории является рассмотрение общества и права как целостных и взаимосвязанных явлений, исследованию подлежат нормы права, установленные государством, и совокупность в обществе правовых отношений и права как средства социального контроля и достижения социального равновесия. Отрицательным является недооценка в праве нравственно-гуманистических начал.

Субъектом правопонимания является гражданин, юрист-профессионал, ученый, то есть конкретный человек вне зависимости от его юридических знаний.

Объектом правопонимания является право конкретного общества, отрасль, институт права, отдельные правовые нормы.

Содержание правопонимания составляют знания субъекта о его правах и обязанностях, оценка и отношение к ним.

В современной юридической науке термин «право» используется в нескольких значениях.

Так правом называют право человека на жизнь, право народов на самоопределение и т. п. – то, что обусловлено природой человека и общества и считается естественными правами.

Право в объективном смысле – система юридических норм.

Под термином «право» понимают официально признанные возможности, которыми располагает физическое (право на труд, имущество и т. д.) или юридическое лицо (право на имущество, на деятельность в определенной сфере и т. п.).

Право можно использовать для обозначения системы всех правовых явлений (например, правовые системы: англосаксонское право, романо-германское право и т. д.).

Исходя из современных воззрений, его можно определить следующим образом: право – это обусловленная природой человека и общества, выражающая свободу личности система регулирования общественных отношений, которой присущи нормативность, формальная определенность в официальных источниках и обеспеченность возможностью государственного принуждения.

Основные признаки права заключаются в том, что оно:

– представляет собой систему норм или правил, установленных или санкционированных государством (обладает нормативностью);

– выражает идею справедливости и свободу действий (носит интеллектуально-волевой характер);

– образует собой систему взаимосвязанных норм, основанных на общих принципах и подходах (обладает системностью);

– закрепляет наиболее значимые интересы и потребности граждан;

– действует на всей территории страны; правовые нормы обязательны для всех категорий граждан, которых они касаются;

– определяет оптимальную меру свободы для каждого гражданина, обеспечивая такое положение, когда проявление его личностной свободы не ущемляет права и интересы других граждан;

– выступает как допустимая мера насилия над личностью в интересах личности и в интересах других граждан, то есть обеспечивает возможность государственного принуждения;

– является обязательным для исполнения всеми категориями граждан.

Принципы права – это руководящие идеи, характеризующие содержание права, его сущность и назначение в обществе. Конституция РФ выделяет такие принципы, как права: демократизм, федерализм, уважение прав и свобод человека, непосредственное действие общепризнанных принципов и норм международного права, правосудие, верховенство Конституции и законов, равноправие, равенство всех форм собственности.

Виды источников права приведены в табл. 1.1.


Таблица 1.1

Источники права


В России нормативно-правовые акты являются основными источниками права. Различают следующие виды нормативно-правовых актов.

Конституция – это принятый в особом порядке законодательный акт высшей юридической силы, закрепляющий наиболее значимые особенности политики государства, правового и экономического устройства конкретного государства. Содержит базовые ориентиры для правотворческих органов всех уровней. Дополнения и изменения к Конституции вносятся также в особом порядке.

Законы – это правовые акты, регулирующие наиболее значимые для государственной и общественной области отношения; принимаются законотворческими органами всех уровней.

Законы должны обладать следующими признаками:

– законы принимаются исключительно компетентными органами законодательной власти;

– законы регулируют важные, устойчивые общественные отношения;

– законы содержат юридические предписания, которые представляют собой отправные начала всей правовой системы;

– закон обладает высшей юридической силой в обществе;

– закон может быть дополнен, отменен, изменен только другим законом.

Выделяют законы:

конституционные – законы, принятые парламентом государства в особом порядке, которые определяют основные вопросы жизни государства, выражают общую государственную форму, обладают высшей юридической силой. Перечень конституционных законов определяет Конституция РФ – это законы о порядке деятельности правительственных органов, о судебной системе, о порядке деятельности Конституционного суда и т. д.;

федеральные (субъектов федерации) – законы, принятые на основе Конституции и для исполнения Конституции, которые составляют текущее законодательство субъекта федерации, регулирующее различные стороны его политической, экономической, культурной жизни.

Законодательный процесс – это порядок внесения законопроектов, их рассмотрения, принятия, подписания и опубликования законов.

Начало законодательного процесса восходит к праву законодательной инициативы и кругу ее субъектов. Право законодательной инициативы – это юридически предусмотренная возможность соответствующих государственных органов и депутатов вносить в Государственную Думу проекты законов. Согласно Конституции Российской Федерации, право законодательной инициативы принадлежит Президенту, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству, законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации, а также Конституционному Суду, Верховному Суду, Высшему Арбитражному Суду по вопросам их ведения. Принятие закона Государственной Думой осуществляется в трех чтениях. В первом чтении обсуждаются основные положения законопроекта, заслушивается доклад инициатора проекта и проводятся прения. После них Государственная Дума принимает решение по законопроекту с учетом высказанных замечаний и предложений. При принципиальном одобрении законопроекта он считается принятым в первом чтении, что означает продолжение работы над ним и передачу его на обсуждение комитета, ответственного за подготовку данного законопроекта. Второе чтение состоит в детальном постатейном обсуждении законопроекта и внесенных депутатами поправок, изменений и дополнений. Третье, завершающее, чтение состоит в голосовании за или против законопроекта в целом; на этой стадии не разрешается вносить никаких поправок.

Федеральный закон принимается большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы (50 % плюс один голос). После принятия Государственной Думой Федеральный закон передается в течение 5 дней на рассмотрение Совету Федерации. Регламентом Совета Федерации предусмотрено, что принятый Государственной Думой Федеральный закон и сопровождающие его документы в течение не более чем 48 ч направляются всем депутатам Совета Федерации, а также в соответствующий комитет данной палаты, который, по решению Председателя Совета Федерации, должен подготовить заключение по этому закону.

Совет Федерации может в течение 14 дней рассмотреть принятый Государственной Думой Федеральный закон, одобрить его или отклонить. Совет Федерации может и воздержаться от рассмотрения.

Часть принятых Государственной Думой законов, согласно Конституции РФ, подлежит обязательному рассмотрению Советом Федерации. К ним относятся законы по вопросам: федерального бюджета; федеральных налогов и сборов; финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии; ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации; статуса и защиты государственной границы Российской Федерации; войны и мира, а также конституционные законы.

После направления в Совет Федерации принятого Государственной Думой Федерального закона такой закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты либо если в течение 14 дней он не был рассмотрен Советом Федерации.

Если Федеральный закон не подлежит обязательному рассмотрению Советом Федерации, то Председатель Совета Федерации может принять решение не вносить закон на рассмотрение палаты или включить его рассмотрение в повестку дня.

Далее принятый Федеральный закон в течение 5 дней направляется Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования. Президент в течение 14 дней подписывает Федеральный закон.

Конституцией Российской Федерации Президенту дано право отлагательного вето в отношении принятых Государственной Думой и одобренных Советом Федерации федеральных законов. Если Президент в течение 14 дней с момента поступления федерального закона отклонит его, то Государственная Дума и Совет Федерации в установленном Конституцией Российской Федерации порядке вновь рассматривает данный закон. Если при повторном рассмотрении Федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, он подлежит подписанию Президентом Российской Федерации в течение 7 дней и обнародованию.

Официальным считается опубликование закона в «Собрании законодательства Российской Федерации» и в «Российской газете». При опубликовании закона указываются его полное наименование и дата подписания, дается полный текст закона.

Наряду с законами в иерархии правовых норм присутствуют:

– указы Президента;

– постановления и распоряжения Правительства;

– приказы и распоряжения руководств министерств и ведомств;

– инструкции Центрального банка;

– постановления правительств субъектов федерации;

– распоряжения мэров и губернаторов;

– акты органов местного самоуправления. Это нормативные акты государственных органов и компетентных должностных лиц, которые изданы во исполнение законов и на них основаны.

1.2. Система права. Отрасли и институты

Под системой права понимается внутренняя структура права, выражающая согласованность и единство составляющих его юридических норм, и вместе с тем объективно необходимое деление их на отрасли и институты в соответствии с особенностями регулируемых этими нормами общественных отношений.

Система права представляется как:

– сложное единство, сформированное различными факторами, которое служит для достижения общей цели;

– интегральная совокупность взаимодействия элементов, предназначенная для кооперационного выполнения заранее назначенных функций, и различных функциональных единиц.

Базовые признаки системы права характеризуются:

– объективностью, под которой понимается, что данная система не создается по произвольному усмотрению людей, а обусловлена системой объективно существующих общественных отношений;

– согласованностью, которая обусловлена тем, что возникающие противоречия должны своевременно устраняться законодательным путем, внесением изменений и дополнений в соответствующий нормативно-правовой акт.

Особенности системы национального права определяются конкретными историческими условиями его формирования, влиянием традиции правовой системы, в состав которой входит система национального права.

Для любой системы права характерна не только внутренняя связь между ее структурными элементами, но и внешние связи с моралью, политикой, идеологией, экономикой. Система содержит функциональные связи и отношения. Право в целом и его отдельные отрасли реализуют по отношению к обществу ряд функций (охранительную, регулятивную, воспитательную и др.). Право – система формализованная, она может существовать только документально в форме совокупности нормативно-правовых актов. Основы системы права составляют существующие общественные отношения (каждой области общественных отношений соответствует своя область права).

Выделяют следующие элементы системы российского права:

– отрасль права – это совокупность правовых норм, регулирующих какую-либо сферу общественных отношений.

– институт права – это совокупность правовых норм внутри отрасли права, регулирующих какой-либо вид общественных отношений внутри отрасли права; в каждой отрасли можно выделить множество институтов.

1.3. Структура норм права

Норма права – это общеобязательное правило поведения, регулируемое общественными отношениями, содержащее дозволение либо запрещение, предоставляющее юридические права либо возлагающее юридическую ответственность, которое исходит от государства и обеспечивается правовыми санкциями или силой государственного принуждения.

Основные признаки правовой нормы:

1. Правовая норма – общеобязательная норма поведения.

2. Устанавливается или санкционируется государством (властное веление).

3. Предоставляет участникам общественных отношений, субъектам юридические права и возлагает юридическую ответственность.

4. Охраняется принудительной силой государства путем применения санкций.

5. Норма права отражает наиболее значимые для общества общественные отношения – отношение к власти, безопасность, материальное, семейное.

Нормы права подразделяются на следующие виды: управомочивающие (предоставляющие возможность действовать), обязывающие (требующие определенного, должного поведения) и запрещающие (устанавливающие запреты на совершение каких-либо действий или на бездействие).

Нормы права можно классифицировать также по отраслям (гражданского, уголовного, административного права и т. д.), в зависимости от действия в пространстве (общего действия и местного действия) и др.

Структура правовой нормы приведена в табл. 1.2.


Таблица 1.2

Структура правовой нормы


Способ изложения правовой нормы в статьях нормативно-правовых актов может быть:

прямой – когда в статье закона прямо изложены два или все три элемента правовой нормы;

отсылочный – когда в статье нормативно-правового акта изложена не вся правовая норма, но дается прямая отсылка к другой конкретно названной статье нормативно-правового акта, в которой излагают недостающие элементы либо более детально раскрыто их содержимое;

бланкетный – это такой способ, когда в статье нормативноправового акта устанавливается лишь ответственность за нарушение определенных правил, но самих этих правил не содержится, нет отсылки к другим статьям, и недостающие сведения дополняют самостоятельные нормы права, содержащиеся в других нормативно-правовых актах.

Виды правовых норм представлены в табл. 1.3.

Норма права обладает рядом специфических признаков (свойств).

1. Норма права указывает лишь на те характерные черты поведения, которые являются существенными, они включены в текст нормы и становятся обязательными правилами поведения.


Таблица 1.3

Виды правовых норм


2. Норма права является повелительным предписанием независимо от его характера, находится под охраной государства, которое определяет меры принуждения в случаях его нарушения.

3. Норма права представляет собой определенный метод воздействия на регулируемые отношения.

4. Норма права – общеобязательное правило поведения, которое имеет значение как для общества в целом, так и для участников конкретного вида общественных отношений. Норма права обычно рассчитана на неопределенный круг уполномоченных и обязанных лиц.

5. Норма права регулирует повторяющийся вид общественных отношений и охватывает все возможные индивидуальные случаи.

6. Содержание правовой нормы определяется объективной природой того вида общественных отношений, на урегулирование которых она направлена, и формируется под влиянием социального опыта, уровня общей и правовой культуры, нравственных и политических установок государства и других факторов.

Таким образом, норма права – это научное, объективно обоснованное предписание, модель общественного отношения, отражающая интересы общества в развитии данного отношения.

В настоящее время совершенствование норм права идет по направлениям улучшения содержания норм, упорядочения их структуры и системы.

1.4. Государство и право в их соотношении

Государство и право в их соотношении. По вопросу о соотношении государства и права в юридической науке существуют различные подходы. Один из них исходит из приоритета государства над правом. Согласно ему, право рассматривается как продукт государственной деятельности. Считается, что право находится в подчиненном отношении к государству. Понятие «права» при этом подходе определяется как совокупность норм, издаваемых государством.

Другой взгляд на соотношение государства и права исходит из концепций школы естественного права, где определяют понятие государства исходя из общественного договора. Право ограничивает деятельность государства, что, по мнению представителей данной школы, вытекает из нерушимости естественного закона и неотчуждаемости основанных на нем субъективных публичных прав субъекта правоотношения. Следовательно, исходя из концепции данного подхода, право главенствует над государством, возникает до образования государства, и никакое государство не является первоначальным источником права.

Согласно третьей точке зрения, связь между государством и правом не имеет однозначного причинно-следственного характера, так как государство порождает право или из права рождается государство. Эта связь видится более сложной и носит характер двусторонней зависимости: государство и право друг без друга не могут существовать, а значит, между ними имеется функциональная связь, что позволяет выявить глубинные связи между государством и правом и определить принципиально важное значение этого взаимодействия для жизни общества. Связь государства и права заключается в том, что государство не порождает право, а является, с одной стороны, зависимым и подчиненным ему, с другой стороны, мощным средством, поддерживающим и усиливающим высокий потенциал права в обществе. Государство использует право в качестве средства управления общественными процессами, но лишь в той мере, в какой право ему это позволяет.

Государство является непосредственным фактором создания правовых установлений и главной силой их осуществления. Государственная власть имеет конструктивное значение для самого бытия права как особо институционального образования. Она присутствует в праве и как бы проникает в самую суть права. Ниже представлено соотношение государства и права в реальной жизни общества.

Соотношение государства и права.

Общие черты:

– возникли в результате одних причин;

– друг без друга не существуют;

– имеют общую экономическую базу;

– имеют общий уровень правовой культуры, национально-политические особенности конкретного народа;

– едины по своей социальной сущности.

Различия:

– государство – это аппарат общественного устройства, тогда как право – производная от взаимоотношений государства и общества;

– роль государства как правообразующего фактора заключается: в осуществлении правотворческой деятельности, т. е. в определении потребности в юридической регламентации тех или иных отношений (деятельности) и учреждении общих норм, придавая им авторитетом государственной власти всеобщий характер; в санкционировании государством норм, которые не имеют прямого государственного характера; в признании юридически обязательными регуляторами поведения фактически сформировавшихся и существующих отношений и связей (соответствующих им видов деятельности), вследствие чего эти связи и отношения получают юридическое значение.

Обобщенно можно отметить ряд направлений, характеризующих организующую роль права в отношении к государству.

1. Право воздействует на государство при его взаимоотношениях с населением, отдельной личностью. Государство воздействует на граждан через право и в границах правовых требований; в свою очередь, и граждане воздействуют на государство с помощью права. Ценность права измеряется главным образом тем, в какой мере оно обеспечивает гармоничное и прогрессивное развитие личности и расширение ее свободы.

2. Право легализует государственную деятельность, обеспечивает дозволенность охранительных и принудительных мер государства.

3. Посредством права определяются границы деятельности государства, обозначаются пределы вмешательства в частную жизнь граждан. 4. Право закрепляет специфические интересы наций и народностей и тем самым воздействует на государственную власть в ее взаимоотношениях с нациями и народностями.

5. Правовая форма обеспечивает возможность осуществления действенного контроля за деятельностью государственного аппарата и тем самым создает юридические гарантии ответственного поведения государства перед населением.

6. Право выступает в современных условиях языком общения государства с другими государствами, мировым сообществом в целом. 7. Право является основным средством легитимации государственного принуждения и определяет основания, пределы и формы государственного принуждения.

Следовательно, государство не может существовать и функционировать вне права. Концепция правового государства исходит из того, что право в интересах личности, общества в целом связывает, ограничивает государство. Оно выступает мощным ограничителем государственного произвола. Право выступает как сила, способная подчинить государство.

В современных условиях связывающая роль права в отношении государства усиливается. При этом наблюдается следующая закономерность: чем точнее право отражает объективные потребности общественного развития, тем в большей мере оно связывает государство. Активность государства в этом случае не подавляется. Напротив, она расходуется результативно и исключительно в интересах общества и отдельной личности. Только будучи связанным с правом, государство может действовать свободно, а значит, соответствует своему историческому предназначению.

Правовое государство: основные признаки. Теория правового государства изначально закладывалась такими мыслителями, как Платон, Аристотель, И. Кант, Д. Локк, Г. Гегель, Ш. Монтескье и др. Реализация основных признаков правового государства является одним из условий его формирования, и они отражают направление движения к цивилизованному обществу. Можно выделить различные признаки правового государства, которые будут ему свойственны и отражать его различные стороны. Основными отличительными признаками правового государства, его сущностными характеристиками являются:

– верховенство закона;

– организация и функционирование власти на принципе разделения законодательной, исполнительной и судебной функций;

– обеспечение взаимной ответственности государства и граждан.

Верховенство закона связано с анализом его содержательной стороны, т. е. с тем, что закрепляется в законах, поскольку законы могут быть справедливыми и несправедливыми (например, законы в нацистской Германии). Закон должен соответствовать идее справедливости, приоритету общечеловеческих ценностей. Закон может быть правовым и соответствовать воле большинства народа. Для реального выявления воли большинства народа есть механизм – это наиболее полное отражение общественного мнения, гласность, свобода слова. В государственной практике используются такие формы, как выборы, референдумы. Таким образом, государственная власть должна в своих законах закреплять волю народа, и только такой закон является правовым.

Верховенство закона означает иерархию нормативных актов, исключающую противоречие между ними. В государстве законы должны соответствовать нормам международного права. Конституция является главенствующей в этой иерархической лестнице, и все остальные нормативные акты должны ей соответствовать и не противоречить.

В правовом государстве должна быть взаимная ответственность как государства перед личностью, так и личности перед государством. Государство должно гарантировать гражданам нормальные условия существования и должно нести ответственность за выполнение обязанностей. Государство считается правовым, если выполняются взаимные обязанности как государством, так и личностью.

1.5. Понятие формы государства

Под формой государства понимаются конкретно-исторические характеристики организации политической власти в стране. Сторонами, характеризующими форму государства, являются: форма правления, форма устройства государства и политический режим.

Форма правления в государстве представляет собой категорию для обозначения структуры высших органов государственной власти конкретного государства, порядок их образования, взаимодействия и распределения властных полномочий (табл. 1.4).

Форма устройства государства.

Государство может быть унитарным, федеративным и конфедеративным.

Унитарное государство характеризуется тем, что его части являются административно-территориальными единицами. Федерация характеризуется тем, что в ее состав входят несколько государственных образований.


Таблица 1.4

Формы правления государства


Признаки федерации:

– территория федерации состоит из территорий ее отдельных субъектов;

– федеративное государство имеет единую систему высших органов государственной власти;

– федеративное государство осуществляет представительный интерес входящих в него субъектов в международных отношениях;

– наличие единой налоговой системы;

– наличие общей армии и правоохранительных органов;

– единая государственная граница и пограничные войска;

– наличие федеральных судебных органов;

– наличие в парламенте палаты федераций, представляющей интересы членов федерации, что обеспечивается равным механизмом выборов.

Конфедерация – это временно созданный союз суверенных государств для их защиты и достижения общих целей.

Политический режим государства – это совокупность средств и методов осуществления политической власти в конкретном государстве.

По форме государственного режима государства делятся на:

– демократические;

– тоталитарные;

– авторитарные.

Политический режим демократического типа имеет своей предпосылкой (целью) существование суверенных, индивидуальных субъектов, являющихся собственниками экономической жизни и строящих отношения друг с другом на основе обмена и договора.

Отличительные черты:

– отсутствие обязательной для всех государственной идеологии;

– наличие свободного формирования партий;

– ограничение политической роли партии участием в выборах с разработанной избирательной программой, отражающей интересы представляемой партией социальной группы;

– наличие политических свобод.

Реализация этих предпосылок и делает режим демократическим. Главную роль в его формировании играет народ.

Тоталитарный режим государства характеризуется насильственным навязыванием населению общих порядков, модели которых разработаны на основе единой антинародной идеологии.

Отличительные черты:

– полный контроль господствующей партии (группы людей) над политической, экономической жизнью государства, культурой и бытом;

– преобладание в методах управления политического и физического насилия.

Авторитарный политический режим имеет следующие черты:

– ликвидация или значительное отрицание свобод граждан;

– запрещение оппозиционных партий и других политических организаций;

– ограничение роли выборных государственных органов;

– сосредоточение огромных властных полномочий в руках главы государства или правительства, сведение роли парламента и других органов власти до положения сугубо формальных институтов.

Политический режим в России Конституцией провозглашен как демократический. Его характеризуют следующие признаки: гарантированность прав и свобод человека; выборность органов государственной власти; недопущение господства какой-либо идеологии в качестве государственной или обязательной; обеспечение свободного действия различных партий, объединений, движений, которые не преследуют целей насильственного изменения основ конституционного строя, подрыва безопасности государства. Формой правления в России выбрана республика, при которой высшие органы государственной власти формируются выборным путем.