Вы здесь

Правоведение с основами семейного права и прав инвалидов. Глава 3. Конституционное право (В. В. Надвикова, 2017)

Глава 3

Конституционное право

В результате изучения главы 3 студенты должны

знать понятия: конституционное, государственное право, конституционное управление, конституционные правоотношения, метод правового регулирования конституционных правоотношений, источники конституционного права, права и свободы человека и гражданина, конституционный договор, виды управления, цели и задачи управления, развитие государственного права, особенности норм государственного права, конституционные правоотношения, особенности управления видами экономической деятельности, особенности управления государством социальной сферой;

уметь: оперировать юридическими категориями и понятиями, составить проект конституционного договора, анализировать конституционные правоотношения, пользоваться правами и свободами в сфере конституционных правоотношений;

владеть: юридической терминологией, методами конституционного анализа;

приобрести компетенции: государствоведа, гражданина, члена муниципальной общины

§ 1. Основы конституционного строя России

Российская Федерация (Россия) – это демократическое, федеративное, правовое государство с республиканской формой правления (ст. 1 Конституции).

Многонациональный народ России (более 1901 народов) принял Конституцию России на всенародном голосовании в 1993 г.:

соединенный общей судьбой на своей земле;

сохраняя исторически сложившееся государственное единство;

исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов;

чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость;

возрождая суверенную государственность России;

утверждая незыблемость её демократической основы;

стремясь обеспечить благополучие и процветание России;

исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущим поколениями;

сознавая себя частью мирового сообщества.

Днем принятия Конституции РФ является 12 декабря, который стал праздничным. Конституция России состоит из 133 статей. Она состоит из 9 глав двух разделов. (В Конституцию внесены поправки от 30 декабря 2008 г., 5 февраля, 21 июля 2014 г.)

Преамбула

Раздел первый

Глава 1. Основы конституционного строя (ст. 1—16)

Глава 2. Права и свободы человека и гражданина (ст. 17–64)

Глава 3. Федеративное устройство (ст. 65–79)

Глава 4. Президент Российской Федерации (ст. 80–93)

Глава 5. Федеральное Собрание (ст. 94—109)

1 Национальный состав России (материал из Википедии).

Глава 6. Правительство Российской Федерации (ст. 110–117)

Глава 7. Судебная власть и прокуратура (ст. 118–129)

Глава 8. Местное самоуправление (ст. 130–133)

Глава 9. Конституционные поправки и пересмотр Конституции (ст. 134–137)

Раздел второй. Заключительные и переходные положения

Россия – демократическое государство (ст. 1 Конституции РФ, в дальнейшем в скобках указывается только статья). Это означает, что оно закрепляет власть всего многонационального народа. Народ осуществляет свою власть непосредственно, выбирая руководителей органов государственной власти и формируя органы местного самоуправления. Никто не может присвоить власть народа.

«Человек имеет столько прав, сколько имеют мощи, – писал Б. Спиноза. – Люди объединяют свои силы и создают государство, в котором они объединяют свою мощь и силы. Чем больше силы объединяют граждане, тем больше мощь и сила государства»[29]. Каждому человеку принадлежит частица силы государства. От его имени этой силой пользуются представители народа: муниципальный депутат, депутат публичной власти субъекта РФ, депутат Государственной думы, Президент страны. Если сила народа в лице каждого гражданина будет достаточно развита, то такое государство непобедимо. Высшим выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.

Демократия как форма государственного устройства активно развивается последние 25 веков. Демократия возникла еще в первобытно-общинном строе. Рост количества стран демократии показывает таблица, приведенная в книге Роберта Даля[30].

Идеи и процедуры, заложенные в основу современных демократий, по мнению Роберта Даля, появились в XVI веке в Скандинавии, Фландрии, Нидерландах, Швейцарии, Англии. Прежде всего, это – идея равенства. Она привела к созданию народных собраний, на которых свободные люди могли принять участие в управлении страной. Другая идея состояла в том, что правительство должно получать согласие тех, кем оно правит. Сначала это требование касалось только налогов и податей, а затем распространилось на все законы.

Любая крупная страна для реализации этих принципов вынуждена была изобрести систему представительства. Представители определялись не по жребию или другим случайным способом, а путем выборов.

Одной из тенденций развития демократии является увеличение числа населения, имеющего право голоса, например, в Великобритании в 1831 г. право голоса имели лишь 4,4 %, а через столетие число лиц, имеющих право голоса, выросло до 97 % (в 1931 г.).

Россия – федеративное государство (ст. 1, 5) (федерация – союз, объединение. Она состоит из государств и государственных образований).

Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, а также автономных областей, автономных округов – равноправных субъектов Российской Федерации. Всего субъектов Федерации – 85. Республика – государство, которое имеет свою конституцию и законы. Край, область, город федерального значения, а также автономная область, автономный округ имеют свой устав, законы, но не имеют конституции.

Российская Федерация – правовое государство (ст. 1). Это означает, что в государстве властвует закон. Его обязаны соблюдать все без исключения граждане, иностранцы, лица без гражданства, все организации, государственные и муниципальные служащие. Положение каждого человека, организации определено правом. Право должно отражать интересы большинства народа.

Россия – государство с республиканской формой правления (ст. 1). Республиканская форма правления отличает наше государство, например, от монархии, при которой глава государства – монарх (король, царь, император и др.), как правило, получает права по наследству. Республика предполагает коллективное управление государством. Все высшие должностные лица и законодательные органы выбираются народом на определенный срок, а не пожизненно.

Республика (лат. res publica – «общее дело») – форма государственного правления, при которой органы государственной власти либо избираются на определенный срок, либо формируются общенациональными представительными учреждениями (например, парламентом), а граждане обладают личными и политическими правами. Важнейшей чертой республики как формы правления является выборность главы государства, исключающей наследственный или иной не выборный способ передачи власти.

По состоянию на 2006 г. в мире из 190 государств 140 официально являлись республиками[31].

Высшей ценностью в нашей стране является человек, его права и свободы (ст. 2). Государство обязано обеспечивать условия для признания, соблюдения и защиты прав человека и гражданина. Статус (положение) гражданина вытекает из его отношения с государством. Человек является элементом гражданского общества, гражданином государства. Государство создает специальные организации по охране и защите человека: суды, органы охраны общественного порядка, армию, прокуратуру.

Государство обладает суверенитетом (ст. 4) – самостоятельностью, независимостью в отношениях с другими государствами мира, а их около 200, и внутри государства. Носителем суверенитета является многонациональный народ.

Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории. Роль защиты государства осуществляют Вооруженные Силы.

Связь человека и государства закрепляется в понятии «гражданство» (ст. 6) Оно проявляется во взаимных правах, обязанностях и ответственности государства и гражданина. Гражданство приобретается и прекращается по правилам специального закона. Оно может быть прекращено по решению лица, которое хочет выбрать гражданство другой страны.

Гражданин РФ не может быть лишен государством своего гражданства или права изменить его. В современной Европе принят ряд норм, регулирующих гражданство и в частности Европейская конвенция о гражданстве[32].

Конвенция устанавливает принципы и правила, касающиеся гражданства физических лиц, и правила, регулирующие воинскую обязанность в случаях множественного гражданства, которым должно соответствовать внутреннее законодательство государств-участников. Для целей Конвенции:

a) «гражданство» означает устойчивую правовую связь между отдельным лицом и государством и не указывает на этническое происхождение этого лица;

b) «множественное гражданство» означает обладание одним и тем же лицом одновременно гражданством двух или более государств;

c) «ребенок» означает любое лицо моложе 18 лет, если только в соответствии с законодательством, применимым к детям, совершеннолетие не наступает раньше;

d) «внутреннее законодательство» означает все виды положений национальной правовой системы, включая конституцию, законы, постановления, указы, прецедентное право, обычные нормы и практику, а также нормы, вытекающие из обязательных международных документов.

Конвенция установила следующие основные положения по вопросам гражданства:

1. Каждое государство определяет в соответствии со своим законодательством, кто является гражданином.

2. Это законодательство признается другими государствами, если оно соответствует применимым международным конвенциям, международному обычному праву и общепризнанным принципам права в отношении гражданства.

3. Правовые нормы каждого государства-участника, регулирующие гражданство, основываются на следующих принципах:

a) каждый человек имеет право на гражданство;

b) следует избегать состояния без гражданства;

c) никто не может быть произвольно лишен своего гражданства;

d) ни вступление в брак, ни расторжение брака между гражданином государства-участника и иностранцем, ни изменение гражданства одним из супругов во время пребывания в браке не влекут за собой автоматически последствий для гражданства другого супруга.

4. Правовые нормы государства-участника, регулирующие гражданство, не должны проводить различий, которые равносильны дискриминации по признаку пола, религии, цвета кожи или национального или этнического происхождения.

5. Каждое государство-участник руководствуется принципом недискриминации между своими гражданами, будь то граждане по рождению или лица, приобретшие свое гражданство в последующий период.

6. Каждое государство-участник предусматривает в своем внутреннем законодательстве возможность приобретения его гражданства ex lege (помимо закона) следующими лицами:

а) детьми, один из родителей которых в момент рождения этих детей имеет гражданство данного государства-участника, с учетом любых изъятий, которые могут предусматриваться его внутренним законодательством в отношении детей, родившихся за пределами территории данного государства-участника. В отношении детей, родительские права на которых установлены на основе признания, решения суда или аналогичных процедур, каждое государство-участник может предусмотреть, чтобы ребенок приобретал его гражданство в соответствии с процедурой, которая определена его внутренним законодательством;

b) подкидышами, найденными на его территории, которые в противном случае были бы лицами без гражданства.

7. Каждое государство-участник предусматривает в своем внутреннем законодательстве возможность приобретения его гражданства детьми, родившимися на его территории, которые не приобретают при рождении иного гражданства. Такое гражданство предоставляется:

a) при рождении ex lege;

b) в последующий период детям, которые остались без гражданства, по предоставлении ими или от их имени заявления в соответствующие органы в порядке, установленном внутренним законодательством этого государства-участника. Такое заявление может быть подано при условии законного и постоянного проживания на его территории в течение срока, не превышающего пяти лет непосредственно перед подачей заявления.

8. Каждое государство-участник предусматривает в своем внутреннем законодательстве возможность приема в гражданство лиц, законно и постоянно проживающих на его территории. При определении условий приема в гражданство оно не должно предусматривать срока проживания, превышающего десять лет перед подачей заявления.

9. Каждое государство-участник предусматривает в своем внутреннем законодательстве возможности, облегчающие приобретение его гражданства следующими лицами:

a) супругами лиц, являющихся его гражданами;

b) детьми одного из его граждан, на которых распространяются изъятия, предусмотренные в Конвенции;

c) детьми, один из родителей которых приобретает или приобрел его гражданство;

d) детьми, усыновленными одним из его граждан;

e) лицами, которые родились на его территории и законно и постоянно проживают на ней;

f) лицами, которые законно и постоянно проживают на его территории в течение определенного периода времени, начавшегося до достижения ими возраста 18 лет, причем этот период устанавливается внутренним законодательством соответствующего государства-участника;

g) лицами без гражданства и лицами, признанными беженцами, постоянно проживающими на его территории.

10. Утрата гражданства возможна в следующих случаях:

a) добровольное приобретение другого гражданства;

b) приобретение гражданства государства-участника путем мошенничества, предоставления ложной информации или сокрытия любого относящегося к делу факта, касающегося заявителя;

c) добровольная служба в вооруженных силах иностранного государства;

d) поведение, причиняющее серьезный ущерб жизненно важным интересам государства-участника;

e) отсутствие реальной связи между государством-участником и гражданином, постоянно проживающим за границей;

f) если до достижения ребенком совершеннолетия устанавливается, что предусмотренные внутренним законодательством условия, которые позволили приобрести ребенку гражданство государства-участника ex lege, более не выполняются;

g) усыновление ребенка, если ребенок приобретает или имеет иностранное гражданство одного или обоих усыновляющих его родителей.

11. Каждое государство-участник в случаях и на условиях, предусмотренных его внутренним законодательством, способствует восстановлению его гражданства бывшими гражданами, законно и постоянно проживающими на его территории.

12. Государство-участник разрешает:

a) детям, имеющим гражданство нескольких государств, приобретенное автоматически при рождении, сохранять множественное гражданство;

b) своим гражданам иметь другое гражданство в случае, если это другое гражданство приобретается автоматически в силу вступления в брак.

13. Лица, имеющие гражданство двух или более государств-участников, должны исполнять свою воинскую обязанность в отношении лишь одного из этих государств-участников.

Наше государство – социальное (ст. 7)[33]. Его политика направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие личности. Государство оказывает социальные услуги населению: организует охрану труда и здоровья людей, устанавливает гарантированный минимальный размер оплаты труда. Оно обеспечивает государственную поддержку семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан. Государство развивает систему социальных служб, устанавливает государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

К социальным государствам относят: Финляндию, Нидерланды, Канаду, Швейцарию, Германию, Бельгию, а также иногда Великобританию, Францию, Австрию, Новую Зеландию, Австралию, США, Италию, Грецию, Португалию, Японию, Польшу, Чехию, Словакию, Венгрию, Эстонию, Литву, Латвию, страны Персидского залива, Ливию и другие страны.

Социальное государство (нем. Sozialstaat) – политическая система, перераспределяющая материальные блага в соответствии с принципом социальной справедливости ради достижения каждым гражданином достойного уровня жизни, сглаживания социальных различий и помощи нуждающимся.

Признаки социального государства:

высокий уровень экономического развития страны, что позволяет перераспределять доходы населения, не ущемляя крупных собственников;

социально ориентированная структура экономики;

формирование гражданского общества;

разработка государством разнообразных социальных программ;

развитое социальное законодательство;

утверждение целей государства, обеспечивающих каждому достойные условия жизни, социальную защищенность и равные стартовые условия для самореализации личности;

социальная ответственность перед гражданами и т. д.

Наше государство светское (ст. 14). Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Этот принцип конкретизирован в Федеральном законе от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» (с изменениями от 26 марта 2000 г.), устанавливая права человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания.

Ничто в законодательстве о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях не должно истолковываться в смысле умаления или ущемления прав человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания, гарантированных Конституцией Российской Федерации или вытекающих из международных договоров Российской Федерации.

В Российской Федерации гарантируются свобода совести и свобода вероисповедания, в том числе право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать и менять, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.

Каждый имеет право на получение религиозного образования по своему выбору индивидуально или совместно с другими.

Воспитание и образование детей осуществляются родителями или лицами, их заменяющими, с учетом права ребенка на свободу совести и свободу вероисповедания.

Религиозные организации вправе в соответствии со своими уставами и с законодательством Российской Федерации создавать образовательные учреждения.

По просьбе родителей или лиц, их заменяющих, с согласия детей, обучающихся в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, администрация указанных учреждений по согласованию с соответствующим органом местного самоуправления предоставляет религиозной организации возможность обучать детей религии вне рамок образовательной программы.

Религиозные объединения могут создаваться в форме религиозных групп и религиозных организаций.

Создание религиозных объединений в органах государственной власти, других государственных органах, государственных учреждениях и органах местного самоуправления, воинских частях, государственных и муниципальных организациях запрещается.

Запрещаются создание и деятельность религиозных объединений, цели и действия которых противоречат закону.

Конституция признает и защищает равным образом частную, государственную, муниципальную формы собственности (ст. 8). В стране гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, осуществляется поддержка конкуренции, предоставляется свобода экономической деятельности.

В частной, государственной, муниципальной собственности находятся земля, а также другие природные ресурсы.

Государственная власть организована по принципу разделения властей: законодательной, исполнительной, судебной. Ее осуществляют Президент России, Федеральное собрание (Совет Федерации, Государственная дума),

Правительство, суды. Государственная власть в субъектах РФ осуществляется образуемыми ими органами государственной власти. Конституция России разграничивает предметы ведения и полномочий между органами государственной власти Федерации и субъектами Федерации. В систему органов государственной власти не входят органы местного самоуправления. Местное самоуправление дает возможность населению самостоятельно решать проблемы местного характера.

В России закреплены идеологическое, политическое многообразие и многопартийность (ст. 13). Идеология – это система экономических, политических, религиозных взглядов на действительность, например консерваторы и либералы. В России никакая идеология не может устанавливаться в качестве обязательной. Равенство партий, общественных объединений означает возможность граждан объединяться на основе определенных взглядов на развитие государства. Население нашей страны по своим политическим взглядам делятся на три основные группы: левые (высшая ценность – справедливость), центристы (высшие ценности – свобода и справедливость) и правые (высшая ценность – свобода). Партии, выдвигая своих представителей в органы власти, могут изменить жизнь общества в соответствии с собственными представлениями, если большинство населения согласится с предложенной ими идеологией.

Каждый гражданин, органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица обязаны соблюдать Конституцию (ст. 15). Конституция России имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории России.

Законы и иные правовые акты России не должны противоречить Конституции. Действуют только официально опубликованные законы. Нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

Составной частью правовой системы России являются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры. Если между законом России и международным договором возникли противоречия, то применяются правила международного договора.

Содержание конституционно-правового регулирования государства представляют в виде следующей системы элементов[34]:

1) основы организации и деятельности государства:

характеристики государства, официальное наименование государства, его символы, столица, государственный язык, статус и состав территории государства, основы, опоры, ценности, цели, задачи, функции, обязанности государства, принципы его деятельности;

2) компетенция в смысле status positivus, status negativus, status activus и status passivus государства[35];

3) функциональное (организационное) устройство государства;

4) территориальное устройство государства;

5) государство и народ;

6) государство и общество (общественные институты): роль, место, принципы функционирования государства в политической системе общества, отношения между государством и политическими партиями, религиозными организациями (церковью) и иными общественными формированиями, роль государства в информационной среде, роль государства в отношении семьи как основы общества;

7) государство и личность: принципы взаимоотношений государства и личности, гражданство, функции государства в гарантировании прав и свобод личности и обязанности личности в отношении государства, ограничения прав и свобод личности, ответственность государства за вред, причинённый личности;

8) государство и экономика: конституционные основы государственного регулирования экономики, его общие принципы, объём, содержание, инструменты, основы регулирования собственности, собственность государства, возможность отчуждения имущества для государственных нужд, основы государственных финансов, принципы бюджетной и налоговой политики;

9) конституционные основы социальной политики государства;

10) государство и духовная сфера;

11) государство и окружающая среда;

12) конституционные принципы участия государства в международных отношениях;

13) специальные (исключительные) государственные состояния: оборона, безопасность, чрезвычайное положение, переходное состояние.

§ 2. Права и свободы человека и гражданина

В главе 2 Конституции РФ конкретизируется положение человека, так как его права в соответствии с естественным правом не зависят от государства. Права и свободы человека не отчуждаемы и принадлежат ему от рождения. Россия закрепляет за человеком права и свободы, признанные международным правом. Такими правовыми актами являются:

• «Всеобщая декларация прав человека», принятая 10 декабря 1948 г.;

• «Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах» и «Международный пакт о гражданских и политических правах», принятые 19 декабря 1966 г.

Впервые права человека были закреплены в «Декларации независимости» (1776 г., США), в «Билле о правах» (1789 г., США), в «Декларации прав человека и гражданина» (1789 г., Франция).

Все права человека являются действующими. Их обязаны обеспечить государственные органы власти, органы местного самоуправления в пределах своей компетенции. Права можно защитить в суде. Установлены также границы свободы человека, которую он реализует своим поведением. Они закреплены в следующем правиле: осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

Государство не может ограничить права человека (например, ввести чрезвычайное положение в стране) без законного основания. Все договоры с человеком, в которых не признаются его конституционные права, являются недействительными.

Все граждане нашего государства равны перед законом и судом независимо от различий между людьми (ст. 19). Наиболее важными считаются различия по полу, расе, национальности, языку, происхождению, имущественному и должностному положению, месту жительства, отношению к религии, по убеждениям, принадлежности к общественным объединениям. Существуют и другие различия.

Государственные органы власти, органы местного самоуправления, организации не имеют права ограничивать права граждан исходя из перечисленных выше различий, устанавливать преимущества по этим основаниям.

В гл. 2 Конституции РФ провозглашаются следующие права человека:

1. Каждый имеет право на жизнь (ст. 20). Государство отказывается от применения смертной казни.

2. Достоинство личности охраняется государством (ст. 21). Каждый человек имеет право на уважение окружающих. Достоинство личности признается высшей человеческой ценностью.

Уголовный кодекс устанавливает ответственность за посягательство на честь и достоинство личности.

Человек может предъявить в суд иск в случае распространения сведений, которые его порочат, о материальном возмещении морального вреда.

3. Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность (ст. 22). Неприкосновенность человека включает в себя как физический аспект – жизнь, здоровье, так и моральный – честь, достоинство.

4. Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени (ст. 23). Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются.

Каждый человек имеет право ознакомиться с документами и материалами, затрагивающими его права и свободы, в органах государственной власти и органах местного самоуправления, у должностных лиц.

Конституция устанавливает тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений.

5. Жилище человека неприкосновенно (ст. 25). Никто не вправе входить в жилище без разрешения проживающего в нем человека.

6. Каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность (ст. 26), которая обусловлена рядом особенностей, таких как язык, причастность к культуре и традициям народа.

Человек может пользоваться родным языком или выбрать любой иной язык общения, воспитания, обучения и творчества.

7. Человек имеет право свободно передвигаться по территории России, выбирать место жительства, место пребывания (ст. 27).

8. Человеку гарантируется свобода совести и вероисповедания (ст. 28). Это право включает в себя возможность исповедовать индивидуально или коллективно любую религию или не исповедовать никакой, распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.

9. Гарантируется свобода мысли и слова (ст. 29). Из этого правила есть исключения.

Запрещаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду, а также пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.

Человека запрещено принуждать к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них. Он может свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию законным способом. Цензура в России запрещена.

10. Каждый имеет право на объединение (ст. 30), в том числе в партии, общественные движения, профессиональные союзы, для защиты своих интересов.

Гарантируется свобода деятельности общественных объединений. Запрещено принуждать человека к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем.

11. Граждане могут собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия, пикетирования (ст. 31).

Публичное мероприятие – открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений. Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, а также выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики.

1) Публичное мероприятие – открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений. Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, а также выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики;

2) собрание – совместное присутствие граждан в специально отведенном или приспособленном для этого месте для коллективного обсуждения каких-либо общественно значимых вопросов;

3) митинг – массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера;

4) демонстрация – организованное публичное выражение общественных настроений группой граждан с использованием во время передвижения плакатов, транспарантов и иных средств наглядной агитации;

5) шествие – массовое прохождение граждан по заранее определенному маршруту в целях привлечения внимания к каким-либо проблемам;

6) пикетирование – форма публичного выражения мнений, осуществляемая без передвижения и использования звукоусиливающих технических средств путем размещения у пикетируемого объекта одного или более граждан, использующих плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации;

7) уведомление о проведении публичного мероприятия – документ, посредством которого органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органу местного самоуправления в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, сообщается информация о проведении публичного мероприятия в целях обеспечения при его проведении безопасности и правопорядка;

8) регламент проведения публичного мероприятия – документ, содержащий повременное расписание (почасовой план) основных этапов проведения публичного мероприятия с указанием лиц, ответственных за проведение каждого этапа;

9) территории, непосредственно прилегающие к зданиям и другим объектам, – земельные участки, границы которых определяются решениями органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органов местного самоуправления в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере землеустройства, землепользования и градостроительства[36].

12. Граждане имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей (ст. 32).

Каждый имеет равный доступ к государственной службе, право участвовать в отправлении правосудия. Это право включает правомочия избирать и быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления, участвовать в референдуме.

Лишены права избирать и быть избранными лишь недееспособные граждане, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

13. Каждый человек имеет право обращаться лично и направлять индивидуальные и коллективные обращения в органы государственной власти и органы местного самоуправления (ст. 33).

14. Каждый имеет право на экономическую деятельность, в том числе и предпринимательскую (ст. 34). Можно свободно использовать свои способности и имущество. Запрещена экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. Условием для этого является право частной собственности, в том числе и на землю, которое охраняется законом. Человек вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться, распоряжаться им единолично и совместно с другими. Нельзя лишать человека имущества. Исключение из этого правила возможно по решению суда. Государство гарантирует право наследования.

15. Труд свободен. Каждый имеет право на труд, т. е. может свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию (ст. 37).

Доходы от трудовой деятельности являются основным источником денежных доходов и благосостояния населения и важнейшим стимулом развития производства, повышения трудовой активности людей.

Работодатели обязаны создавать условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, выплачивать вознаграждение за труд без дискриминации и не ниже установленного законом минимального размера оплаты труда. У человека есть право на защиту от безработицы со стороны государства. В то же время принудительный труд запрещен.

Защищая свое право на труд, человек может вступать в индивидуальный или коллективный трудовой спор, участвовать в забастовке.

Государство гарантирует человеку не только право на труд, но и на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленная законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.

16. Семья, материнство и детство находятся под защитой государства (ст. 38). Родители обязаны заботиться о детях и воспитывать их. Трудоспособные граждане, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях.

17. Человеку гарантируется социальное обеспечение (ст. 39): по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

18. Важнейшим условием достойного существования человека является жилище. Каждый имеет право на жилище (ст. 40). Если человек не в состоянии купить себе жилье и относится к категории малоимущих, то в соответствии с Конституцией РФ жилище предоставляется ему бесплатно из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

19. Человек имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41). В государственном и муниципальном учреждении здравоохранения эта помощь оказывается бесплатно, за счет средств бюджета, страховых взносов, других поступлений.

20. Человек имеет право на благоприятную окружающую среду, которая является важнейшим условием его нормальной жизни (ст. 42), а также на информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическими преступлениями.

21. Человек имеет право на образование (ст. 43). Государство гарантирует общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Государством обеспечивается на конкурсной основе среднее, высшее, послевузовское профессиональное образование в государственных или муниципальных образовательных учреждениях. Гражданин обязан получать как минимум основное общее образование. Уровень и качество образования определяются государственными образовательными стандартами.

22. Человеку гарантируется свобода творчества (ст. 44): литературного, художественного, научного, технического и других видов. Человек имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры. В то же время он обязан заботиться о сохранении исторического культурного наследия, беречь памятники культуры.

Каждый человек вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.

23. Для того чтобы права были реальными, они нуждаются в защите и обеспечении. Гражданину и человеку в Российской Федерации гарантируется государственная, в том числе судебная, защита прав и свобод, а также право на получение квалифицированной юридической помощи (ст. 45–48). Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.

Можно обжаловать в суде решения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц. Кроме того, обжалованы могут быть действия или бездействие этих органов.

Человек может обратиться в межгосударственные органы по защите прав и свобод, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.

Членство России в Совете Европы (с 1996 г.) дает право гражданам России на основе Европейской Конвенции о защите прав человека и основных Свобод (принята 4 ноября 1950 г. в Риме, внесены изменения 11 мая 1994 г. в Страсбурге) обращаться в Европейский суд по правам человека.

Согласно ст. 34 Протокола № 11 к Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод, в суд могут обращаться с жалобой физические лица, неправительственные организации или любые группы частных лиц, которые утверждают, что государство нарушило их права, предусмотренные положениями Конвенции и протоколом к ней. Суд принимает дело к рассмотрению после того, как были исчерпаны все соответствующие общепризнанным нормам международного права внутренние средства защиты. Дело принимается к рассмотрению в течение шести месяцев, начиная с даты принятия окончательного решения на национальном уровне.

Конвенция устанавливает следующие права, подлежащие защите в Европейском суде:

1) уважение прав человека;

2) право на жизнь;

3) право на запрещение пыток;

4) право на запрещение рабства и принудительного труда;

5) право на свободу и безопасность;

6) право на справедливое судебное разбирательство;

7) право на наказание, основанное исключительно на законе;

8) право на уважение частной и семейной жизни;

9) право на свободу мысли, совести и религии;

10) право на свободу выражения мнения;

11) право на свободу собраний и ассоциаций;

12) право на вступление в брак;

13) право на эффективные средства правовой защиты;

14) право на запрет дискриминации;

15) право на отступление от соблюдения обязательств в чрезвычайных ситуациях;

16) право на собственность;

17) право на образование;

18) право на свободные выборы;

19) право на запрет лишать свободы за долги;

20) право на передвижения;

21) право на свободу от высылки;

22) право на свободу от смертной казни;

23) право на равные права супругов.

Обвиняемый в совершении преступления имеет право в российском суде на рассмотрение его дела судом с участием присяжный заседателей в случаях, предусмотренных федеральным законом. Каждый задержанный, заключенный под стражу, обвиненный в совершении преступления, имеет право пользоваться помощью адвоката с момента задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения. В то же время человек, обвиняемый в совершении преступления, считается невиновным, пока его виновность не будет доказана вступившим в законную силу приговором суда. Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность. Все сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого. Человек не обязан свидетельствовать против себя, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом.

Закон охраняет права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью. Каждый человек имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями или бездействием органов государственной власти или их должностных лиц (ст. 53).

Гарантируется соблюдение правил, по которым закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет.

Перечисленные права и свободы не означают, что у человека нет других прав.

Человеку разрешено все, что ему не запрещено.

Обязанности граждан, закрепленные в Конституции РФ:

1. Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщика, обратной силы не имеют (ст. 57).

2. Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58).

3. Долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации является защита Отечества (ст. 59).

Гражданин России может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет.

Российская Федерация гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за ее пределами. Гражданин Российской Федерации может иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство) в соответствии с федеральным законом или международным договором Российской Федерации (ст. 62).

4. Каждый гражданин, достигший 18 лет обязан заботиться о нетрудоспособных родителях (ст. 8).

5. Каждый гражданин обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники и культуры (ст. 44).

6. Граждане обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы (ст. 15).

7. Каждый обязан получить основное общее образование (ст. 43).

Изложенные права, свободы и обязанности граждан составляют основы правового статуса личности в Российской Федерации и могут быть изменены только в порядке, установленном Конституцией.

§ 3. Федеративное устройство России

В составе Российской Федерации находятся 85 субъектов, они объединены в 9 федеральных округов. Перечень федеральных округов утвержден Указом Президента РФ от 13 мая 2000 г. № 849.

Центральный федеральный округ: Белгородская область, Брянская область, Владимирская область, Воронежская область, Ивановская область, Калужская область, Костромская область, Курская область, Липецкая область, Московская область, Орловская область, Рязанская область, Смоленская область, Тамбовская область, Тверская область, Тульская область, Ярославская область, г. Москва. Центр федерального округа – г. Москва.

Северо-Западный федеральный округ: Республика Карелия, Республика Коми, Архангельская область, Вологодская область, Калининградская область, Ленинградская область, Мурманская область, Новгородская область, Псковская область, г. Санкт-Петербург, Ненецкий автономный округ. Центр федерального округа – г. Санкт-Петербург.

Южный федеральный округ: Республика Адыгея (Адыгея), Республика Калмыкия, Краснодарский край, Астраханская область, Волгоградская область, Ростовская область. Центр федерального округа – г. Ростов-на-Дону.

Северо-Кавказский федеральный округ: Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Кабардино-Балкарская Республика, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Северная Осетия – Алания, Чеченская Республика, Ставропольский край. Центр федерального округа – г. Пятигорск.

Приволжский федеральный округ: Республика Башкортостан, Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Республика Татарстан, Удмуртская Республика, Чувашская Республика, Кировская область, Нижегородская область, Оренбургская область, Пензенская область, Пермская область, Самарская область, Саратовская область, Ульяновская область, Коми-Пермяцкий автономный округ. Центр федерального округа – г. Нижний Новгород.

Уральский федеральный округ: Курганская область, Свердловская область, Тюменская область, Челябинская область, Ханты-Мансийский автономный округ, Ямало-Ненецкий автономный округ. Центр федерального округа – г. Екатеринбург.

Сибирский федеральный округ: Республика Алтай, Республика Бурятия, Республика Тыва, Республика Хакасия, Алтайский край, Красноярский край, Иркутская область, Кемеровская область, Новосибирская область, Омская область, Томская область, Читинская область, Агинский Бурятский автономный округ, Таймырский (Долгано-Ненецкий) автономный округ, Усть-Ордынский Бурятский автономный округ, Эвенкийский автономный округ. Центр федерального округа – г. Новосибирск.

Дальневосточный федеральный округ: Республика Саха (Якутия), Приморский край, Хабаровский край, Амурская область, Камчатская область, Магаданская область, Сахалинская область, Еврейская автономная область, Корякский автономный округ, Чукотский автономный округ. Центр федерального округа – г. Хабаровск.

Крымский федеральный округ: Республика Крым, г. Севастополь. Центр федерального округа – г. Симферополь.

Статус каждой республики определяется Конституцией России и конституциями республик. Статус края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа определяется Конституцией России, уставом субъекта РФ.

Территория России включает в себя территории ее субъектов, внутренние воды, территориальное море, воздушное пространство над ними.

Государственным языком России является русским язык. Республики вправе устанавливать свои государственные языки. У всех народов России есть право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития.

Столицей России является город Москва.

Конституция разграничивает компетенцию субъектов РФ, определяя также вопросы, которые решаются совместно федерацией и ее субъектами. Субъекты РФ самостоятельно устанавливают свою систему органов государственной власти. Федеральные органы исполнительной власти могут создавать и создают на территории субъектов РФ свои органы для осуществления своих полномочий.

Ведении Российской Федерации определено в ст. 71 Конституции РФ. Совместное ведение РФ и её субъектов определено в ст. 72 Конституции РФ.

§ 4. Союз России и Белоруссии

8 декабря 1999 г. в Москве было создано Союзное государство на основе подписанного Договора между Россией и Белоруссией.

Российская Федерация и Республика Беларусь (далее – государства-участники), руководствуясь волей народов России и Белоруссии к единению и опираясь на общность их исторических судеб, заботясь о жизненных интересах своих граждан, создали Союзное государство. Оно образовано в интересах социального и экономического преобразования обоих государств в демократическое правовое государство.

Целями Союзного государства являются:

обеспечение мирного и демократического развития братских народов государств-участников, укрепление дружбы, повышение благосостояния и уровня жизни населения;

• создание единого экономического пространства для обеспечения социально-экономического развития на основе объединения материального и интеллектуального потенциалов государств-участников и использования рыночных механизмов функционирования экономики;

• неуклонное соблюдение основных прав и свобод человека и гражданина в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права;

• проведение согласованной внешней политики и политики в области обороны;

• формирование единой правовой системы демократического государства;

• проведение согласованной социальной политики, направленной на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека;

• обеспечение безопасности союзного государства и борьба с преступностью;

• укрепление мира, безопасности и взаимовыгодного сотрудничества в Европе и во всем мире, развитие Содружества Независимых Государств.

Достижение целей Союзного государства осуществляется поэтапно с учетом приоритета решения экономических и социальных задач.

Для реализации целей Союзного государства созданы Высший Государственный Совет, Парламент, Совет Министров, Суд и Счетная палата Союзного государства.

Высший Государственный Совет является высшим органом Союзного государства.

В состав Высшего Государственного Совета входят главы государств, главы правительств, руководители палат парламентов государств-участников.

Государственную власть в государствах-участниках осуществляют образованные ими в соответствии с их конституциями государственные органы.

Союзное государство является светским, демократическим, социальным, правовым государством, в котором признается политическое и идеологическое многообразие.

Граждане государств-участников являются одновременно гражданами Союзного государства. Сайт союзного государства http://www.soyuz.by/.

В Союзном государстве действует унифицированное трудовое законодательство, законодательство в области социальной защиты населения, пенсионного обеспечения.

§ 5. Полномочия Президента РФ

Президент Российской Федерации является главой государства. Он определяет основные направления внутренней и внешней политики государства.

Президент избирается на 6 лет гражданами России на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Им может быть избран гражданин России не моложе 35 лет, постоянно проживающий на ее территории не менее 10 лет.

В России исполняли и исполняют обязанности Президента: Б. Н. Ельцин 10.07.1991 г.–31.12.1999 г.; В. В. Путин 07.05.2000 г.–7.05.2008 г.; Д. А. Медведев 7.05.2008 г. – 7.05.2012 г.; В. В. Путин 7.05.2012 г. – по настоящее время(2017).

Важнейшей задачей Президента является защита конституционных прав и свобод человека, суверенитета, независимости и целостности государства, обеспечение согласованного функционирования и взаимодействия основ государственной власти.

Полномочия Президента Российской Федерации определены в ст. 83–84 Конституции РФ.

Президент Российской Федерации является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации.

Конец ознакомительного фрагмента.