Вы здесь

Правоведение с основами семейного права и прав инвалидов. Глава 2. Основы теории государства (В. В. Надвикова, 2017)

Глава 2

Основы теории государства

В результате изучения главы 2 студенты должны:

знать: понятие государства, теории государства, механизм государства, угрозы государству и способы их устранения, понятие гражданина, функции государства, цели и задачи государства, разделение властей в государстве, особенности Российского государства, способы повышения эффективности государства;

уметь: различать политические режимы государства, оперировать категориями правового государства, проводить мониторинг состояния государства;

владеть: современными теориями государства, методикой определения конкурентности государства;

приобрести компетенции: государствоведа, гражданина, патриота, члена гражданского общества, члена муниципальной общины.

§ 1. Понятие государства

Государство – это разновидность территориальной организации. Организация – это образование, состоящее, по меньшей мере, из двух человек, которые работают во имя достижения общей цели или совокупности целей. Древнегреческий философ Платон (428 или 427 до н. э. – 348 или 347 гг. до н. э. По мнению американского философа А. Уайтхеда[17], вся европейская философия представляет собой примечание к Платону) определял государство как форму организации общества, устремленную к идеалу, наилучшему общежитию людей, способных жить в мире и совместными усилиями утверждать тождество нравственности, справедливости и духовности.

Согласно Платону все люди находятся в войне со всеми как в общественной, так и в частной жизни, и каждый пребывает в войне с самим собой. Объединяясь в государство, люди ограничивают свою свободу. Платон отмечал, что полная свобода и независимость людей от власти гораздо хуже умеренного подчинения другим людям.

Приведем основные определения государства, которые давались в течение двух тысяч лет, для того чтобы, сравнивая их, составить наиболее полное представление о нем.

Государство это:

организация, сознательно создаваемая совместно

проживающими людьми в целях единообразного управления;

организация правительственного аппарата;

политическая организация экономически господствующего класса;

профессиональный аппарат управления;

механизм принуждения, насилия над человеком;

коллективный гражданин;

установление, которое способствует улучшению человеческой природы, раскрепощает творческие способности людей во имя всеобщего блага, сдерживает их предрасположенность творить зло;

вещь, выгодная всем, но невыгодная каждому в отдельности;

ассоциация граждан – людей свободных и равных, общество людей, которое само распоряжается, управляет собой;

совокупность граждан – людей, обладающих собственными законами, судами, должностными лицами;

гражданская организация – община, которая соединяет в одно целое всех составляющих ее граждан (народ);

постоянный союз, благодаря которому человек достигает самодовлеющей жизни;

совершенный союз свободных людей, заключенный ради соблюдения права и общей пользы;

устроенная на определенный лад земля;

организация бюрократов, полиции, постоянной армии;

машина для подавления одного класса другим;

органы, которым поручается соблюдение законов;

наемный менеджер на службе общества;

особая организация политической власти общества, располагающая специальным аппаратом принуждения, выражающим волю и интересы господствующего класса, иной социальной группы или всего народа и т. д.

§ 2. Ценность государства

В мире существуют противоположные взгляды на ценность государства. Сторонники отрицательного отношения к государству, в частности, считают, что оно: препятствует самоутверждению личности; эксплуатирует людей; есть необходимое зло, и чем меньше будет сфера его деятельности, воздействия, тем лучше; сковывает их свободу; оно чуждо и враждебно индивидам; несовместимо с правами и свободами человека и свободой общества в целом; тиран, делающий человека рабом.

Эти и другие взгляды высказывались и высказываются анархистами (идея анархизма состоит в том, чтобы организовать общество без государственного принуждения и эксплуатации, заменив власть на сотрудничество людей), коммунистами и сторонниками раннего либерализма.

Большинство людей оценивают государство положительно, отмечая главным образом такие его черты, как:

права и свободы человека возникают и существуют внутри государства;

свобода и право возможны только в государстве. Человек обязан поддерживать свое государство, защищать его, активно трудиться над укреплением и развитием его положительных начал.

Сравнивая права, свободы человека и государства, следует учитывать, что существуют три подхода к определению этих отношений:

права государства выше прав человека;

права человека выше прав государства;

права человека и права государства одинаково важны для общества.

Распространено также мнение о том, что каковы люди (в том числе каждый в отдельности), таково и государство.

В настоящее время существуют две основные конкурирующие теории государства.

1. Теория – жесткое ограничение государства при максимальной свободе личности, гражданского общества в рамках закона. В этом обществе признается уникальная ценность каждой личности, а не только некоторых.

2. Теория – основана на том, что многие политики считают, что большинство людей не могут управлять своей собственной жизнью самостоятельно, и это должно делать государство. Пороки такой системы назвал Алексис де Торквиль[18] (Alexis de Tocquewille). Если государство по отношению к своим гражданам относится как родители, то в этом нет ничего негативного. Негатив появляется, если государство стремится удержать граждан в вечном детстве, не предоставляя им самостоятельности. Это напоминает упорядоченное, мягкое, мирное рабство или несвободу.

Эти противоположные идеи имеют определенный фон – группу людей, которые имеют стремление к спокойной жизни сильнее, чем к свободе. Существует много людей, которые предпочитают бездействие борьбе, зависимость от других людей (например, наемная работа на другого) независимости, выбор скромного вознаграждения – лишь бы всем поровну.

§ 3. Сущность государства

Государство – это социальная структура, политическая организация. Государство, по мнению Ханса Кельзена[19] (Кельзен Ханс, 1881–1973, – австрийский юрист. В теории права разрабатывал направление нормативизма, юриспруденцию, свободную от идеологии), есть правопорядок. Но чтобы быть государственным, правопорядок должен иметь органы, которые функционируют по принципу разделения труда, создают и применяют нормы права, образующие этот правопорядок. Традиционно теории государства включают в понятие «государство» четыре элемента:

население;

территорию;

государственную власть;

суверенитет.

Этими элементами государство отличается от других организаций. Характеристикой государства является также и эпоха, ибо каждое государство переживает свои периоды расцвета и упадка.

Государство выступает как юридическое лицо. Оно имеет права, обязанности, ответственность, является действующим субъектом права.

Сущность государства в теориях объясняется по-разному. Технократическая теория считает, что властвовать в государстве могут профессиональные управленцы, менеджеры. Демократическая теория исходит из того, что власть должен осуществлять народ, и она должна осуществляться под контролем народа. Марксистская теория считает, что власть в государстве принадлежит господствующему классу. Теория элит исходит из того, что власть должна принадлежать элите – верхушке общества. Теологическая теория считает, что государство создано Богом. Нет власти не от Бога. Теория насилия (завоевания) говорит о том, что государство возникает как акт насилия одних племен над другими, и власть в государстве должна принадлежать самым сильным.

§ 4. Цели и задачи государства

Государство и право можно считать величайшими изобретениями человечества. В догосударственное время главным законом, на основании которого взаимодействовали люди, был закон «джунглей» – кто сильнее, тот и прав. Все находились в состоянии войны со всеми, хотя было и сотрудничество. С изобретением государства и права у людей появился мир внутри государства, который создает необходимые условия для развития человечества. Главное назначение демократического государства – создать условия для свободной мирной жизни граждан, включая свободное развитие каждого гражданина.

Основными задачами правового государства являются:

признание равных прав за всеми людьми, так как все люди одинаково ценны для общества, государства;

обеспечение равных возможностей для всех граждан пользоваться своими правами, т. е. формального равенства.

Каждый гражданин может самостоятельно распоряжаться своей свободой, не нарушая при этом права и свободы других лиц. В то же время государство обеспечивает и фактическое равенство граждан, например, устанавливая минимальный размер оплаты тpyдa (ст. 37 Конституции РФ), одинаковый возраст выхода на пенсию и т. д.

На протяжении всей истории человечества государство служило двум главным целям:

1) поддержанию порядка (охрана жизни и защита собственности граждан);

2) предоставлению общественных благ.

Позднее некоторые государства назвали третью цель – содействие достижению равенства[20].

Поддержание порядка (order) является самой давней функцией государства и означает установление господства права, для того чтобы охранять жизнь и защищать собственность граждан.

После того как государство установило порядок, оно может, используя силу принуждения, обложить граждан налогами, чтобы собрать средства для создания общественных благ (public goods) – выгод и услуг, которые доступны каждому (образование, здравоохранение, благоустроенные парки, санитарный контроль и т. д.).

Провозглашение и укрепление равенства в массовом порядке стало появляться в деятельности государств в XX в. как результат процессов индустриализации и урбанизации, начавшихся вследствие противодействия катастрофической нищете одних групп людей при процветающем изобилии у других. Тогда возникла концепция государства всеобщего благоденствия, в которой роль государства расширилась до обеспечения индивидов медицинским облуживанием, образованием и гарантированным доходом «от колыбели до гробовой доски».

Использование государства для перераспределения дохода изначально было радикальной идеей, выдвинутой К. Марксом в качестве основного принципа коммунизма «От каждого – по способностям, каждому – по потребностям». Этот принцип никогда не был реализован полностью ни одним государством. Но со временем брать у богатых, чтобы помогать нуждающимся, стало легитимной функцией большинства государств.

Все три перечисленные цели государства являются одновременно ценностями государства и конкурируют между собой.

Каждое государство, реализуя свою политику, сталкивается как минимум с двумя дилеммами: свобода или порядок; свобода или равенство. Дилеммы порождают разные решения, которые отражаются в следующих идеологиях:

либертаризм — согласно которому государство должно только защищать жизнь и собственность граждан, не вмешиваясь в другую деятельность;

либерализм — либералы хотят использовать государство для обеспечения равенства, но не порядка;

консерватизм — государство имеет в качестве основной цели обеспечение порядка, но не равенства;

тоталитаризм — неограниченная власть государства, позволяющая ему контролировать все секторы общества.

Для России определяющее значение приобретает четвертая цель – просвещение человека, в том числе юридическое, для того, чтобы он имел возможность проявлять себя как свободный человек, а не как раб. Как говорил А. П. Чехов, человек должен по капле выдавливать из себя раба. Подобные мысли еще древнегреческий философ Сократ (470/469—399 до н. э.) проповедовал на улицах и площадях, ставя своей целью борьбу с софистами и воспитание молодежи. Существует закономерность: чем большее количество населения ощущает себя свободными людьми, тем сильнее и влиятельнее в мире становится государство.

§ 5. Функции государства

Функции государства это основные направления его деятельности по управлению делами всего общества.

Функции делят на внутренние и внешние.

Внутренние функции государства:

регулятивная. Состоит в том, чтобы принять правила функционирования и развития общества и организовать жизнь общества, каждого человека по этим правилам;

охранительная. Состоит в обеспечении и защите установленных государством правил общественной жизни. Государство защищает права всех граждан без исключения в равной степени;

налогообложение и взимание налогов. Для обеспечения своей деятельности государство должно иметь средства, которые образуются за счет налогов, хозяйственной деятельности государственных предприятий;

экономическая. Этот вид регулятивной функции включает выработку экономической политики, установление правил функционирования и развития рыночных отношений;

социальная. Вид регулятивной функции, который заключается в создании условий для достойной жизни всех граждан, включая государственную помощь семье, матерям, инвалидам, пожилым и т. п.;

охрана природы и окружающей среды. В связи с загрязнением окружающей среды и возникающей угрозой жизни человека эта функция становится одной из основных.

Внешние функции это направления деятельности государства во взаимоотношениях с другими странами:

оборона страны. Состоит в поддержании необходимого уровня обороноспособности государства;

международное сотрудничество. Предусматривает, прежде всего, активное участие в международном разделении труда, международных рынках.

Важнейшим в деятельности государства является вопрос о том, должно ли оно заниматься проблемами общества в целом или должно заботиться и о каждом отдельном гражданине. Государство может находиться в таком состоянии, когда общество в целом процветает, его рейтинг среди государств мира повышается, но в то же время многие граждане имеют доходы ниже прожиточного уровня. Такое состояние не может получить поддержку большинства населения.

§ 6. Гражданское общество и правовое государство

Гражданское общество основывается на таких ценностях, как личная независимость, обеспечение прав человека, обеспечение частной собственности, обеспечение безопасности.

Гражданское общество рассматривают как естественную функцию политической демократии. Это – сфера отношений, в которой объединение граждан свободно от принуждения политической властью.

Гражданское общество строится на основе механизма самоорганизации, а государство – на основе управления.

Для того чтобы представить особенности гражданского общества, его целесообразно сравнить с государством. Государство и гражданское общество – это виды организации. В них действуют разные механизмы консолидации населения. В государстве – это политическое принуждение. В гражданском обществе – свободно реализуемые частные интересы.

Основные функции гражданского общества:

объединение общества;

введение социальных конфликтов в цивилизованные рамки;

создание норм и ценностей, которые затем становятся государственными;

образование среды, в которой формируется активный, свободный человек;

воздействие на государство в целях его изменения в соответствии с демократическими нормами и интересами граждан.

Многие ученые считают, что в Европе элементы и ценности гражданского общества сложились в XIII в. Это:

требование личной безопасности;

свобода от власти с чьей-либо стороны;

принцип равенства всех перед законом;

право на частную собственность;

право на частную жизнь;

право на достойную жизнь;

договорные отношения между индивидами и между человеком и группой;

признание индивидуальных различий между людьми;

уважение к другому человеку[21].

Важным вопросом развития государства является вопрос о формах контроля над государством со стороны гражданского общества.

В государстве целесообразно составлять на каждый год социальные задачи, которые государство и общество должны решать. Для решения каждой задачи целесообразно составлять союз государства и гражданского общества. Процесс управления социальной задачи включает государственное управление плюс муниципальное управление и плюс управление институтом гражданского общества.

§ 7. Механизм государства

Государство можно рассматривать в широком и узком смысле. В широком смысле – это население, которое живет на определенной территории независимо от других государств, имеющее публичную власть, осуществляемую государственными органами. В узком смысле – это государственные органы и организации, образуемые государством.

Механизм государства — система государственных органов, соподчиненно связанных и осуществляющих государственную власть, решающих задачи и реализующих функции государства.

Государственный аппарат состоит из государственных органов и государственных учреждений, предприятий и других организаций.

Органы государства делятся на органы общей компетенции, которые руководят в целом всей жизнедеятельностью населения, и органы специальной компетенции, например министерства. Кроме того, есть деление на органы выборные и назначаемые, а также на органы законодательной, исполнительной и судебной власти. Глава государства в нашей стране обеспечивает согласованное функционирование всех ветвей власти.

Ветви власти в государстве могут взаимодействовать тремя способами:

сосредоточение власти в руках одного лица;

разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную (однако поскольку такое разделение полностью не обеспечивает эффективное функционирование государства, предлагают введение еще других ветвей власти, например контрольной власти граждан в виде комитетов гражданского контроля, и т. д.);

организация органов власти, основанная на принципах демократического централизма.

Структура механизма государства включает: 1) государственные органы; 2) организации, учреждения, предприятия.

§ 8. Типы государства

Тип государства – это группа государств, объединенных по определенным критериям и признакам.

Типология государств по формациям:

рабовладельческое,

феодальное,

буржуазное,

посткапиталистическое,

социалистическое.

Типология государств по политическому режиму:

• тоталитарное,

• авторитарное,

• демократическое.

В зависимости от формы правления государства делят:

– на монархию, т. е. власть одного лица;

– республика – все высшие органы власти либо избираются, либо формируются общенациональными представительными учреждениями. В 2005 г. из 190 государств 140 было республики;

– олигархия – власть немногих, например представителей крупного капитала;

– полиархия – власть большинства.

Типология государств по типам цивилизации:

• древневосточное,

• древнеафинское,

• древнеримское,

• средневековое,

• государство СССР,

• современное.

В зависимости от идеологии государства делятся:

– на идеологизированные,

– деидеологизированные.

В зависимости от уровня экономического развития государства:

– развивающиеся или страны третьего мира,

– индустриальные,

– постиндустриальные.

В зависимости от отношения к религии государства:

– теократические, например, Иран, Пакистан, Саудовская Аравия, Марокко и т. д.

– светские.

§ 9. Формы государства

В глубокой древности Полибий (ок. 210—ок. 128 гг. до н. э.) – видный древнегреческий историк и политический деятель эллинистического периода, считал, что в мире существует порядок зарождения и смены шести основных форм государства, представляющий собой естественный процесс, как бы закон природы:

царская власть;

•тирания;

•аристократия;

олигархия;

•демократия;

•охлократия.

Полибий говорил, что слабость людей побуждает их собираться в толпу.

Вождем толпы является тот, кто превосходит всех силой и душевной отвагой. Вождь становится царем. Постепенно царская власть начинает передаваться по наследству. Цари, предаваясь излишествам, превращаются в тиранов. Благородные и отважные люди восстают против тирании.

Их поддерживает народ. Возникает аристократия, ставящая своей целью заботу о благе общества. С течением времени аристократия вследствие злоупотреблений и бесконтрольности становится олигархией, которой свойственны злоупотребление властью, корыстолюбие, коррупция, беззаконное стяжательство, пьянство и обжорство.

Народ выступает против олигархии, свергает ее и устанавливается демократия – власть народа. При демократии ценятся равенство и свобода. Но постепенно народ выбирает в вожди отважного демагога и сам отстраняется от власти. Демократия вырождается в охлократию – господство толпы, которая вокруг вождя занимается убийствами и переделом собственности. Такой режим всему населению становится невыносим, и народ выбирает царя. Таким образом, происходит круговорот форм правления, и все начинается сначала.

Платон выделял следующие виды правления:

• правление одного – тирания (правление без закона) и царская власть, основанная на законе;

• правление немногих – аристократия или олигархия;

• правление большинства – демократия.

В настоящее время формы государства рассматриваются как формы правления: монархия, республика. Формы государственного устройства – способ территориальной организации государства: простая – унитарная; сложная – федерация, конфедерация.

§ 10. Особенности российского государства

Российское государство имеет свои особенности. Называют разные отличительные черты российского государства. В частности, в учебнике «Теория государства и права» (под ред. В. М. Корельского, В. Д. Перевалова. М., 1997) даны следующие отличительные особенности:

державность – утверждение роли своей страны как великой и единой державы;

• общинность – форма сохранения человеческой идентичности в условиях глобальной политической нестабильности. Это – движение за социальное, политическое и экономическое единство представителей разных народов, рас и культур;

• соборность – это цельность, внутренняя полнота, множество людей собранных силой любви в свободное и органическое единство государства на духовных началах;

• патриотизм – любовь к отечеству, убеждение, что твоя страна лучше других, потому, что именно в ней ты родился. Бернард Шоу писал: «права она или нет – это наша страна». Стивен Декейтер писал: «не спрашивай, что твоя родина может сделать для тебя – спроси, что ты можешь сделать для своей родины»;

• социальная справедливость – поддерживаемое государством равенство между людьми (формальное и фактическое);

• приоритетная ценность труда – трудом создаются все ценности социального мира;

• духовность – высший уровень развития зрелой личности. Духовность – предпосылка личной свободы и ответственности, идеальная потребность в познании.

В реальности перечисленные особенности не присущи в полной мере современному российскому государству и находятся в нем в самом зачаточном состоянии. От всех граждан России зависит, какие черты будут преобладать в нашем государстве.

Особенность государства в определенной степени обусловлена национальными особенностями населяющих его народов. Наше государство образуют более 180 народов. Самой многочисленной нацией является русский народ. Писатель А. И. Солженицын в своей работе[22] приводит одну из характеристик, данную русскому человеку А. П. Чеховым: «Природа вложила в русского человека необыкновенную способность веровать, испытующий ум, дар мыслительства, но все это разбивается в прах о беспечность, лень и мечтательное легкомыслие».

В этой же работе А. И. Солженицын, опираясь на слова Ф. М. Достоевского и Г. Федотова, говорит о следующих чертах русского народа: открытость, прямодушие; естественная непринужденность, простота в поведении, вплоть до изрядной простоватости; несуетность; юмор (многократно и выразительно сверкают им русские пословицы); великодушие (русские люди непрочной ненависти, не умеют долго ненавидеть); уживчивость, легкость человеческих отношений (чужие в минутную встречу могут почувствовать себя близкими); отзывчивость, способность все понять; размах способностей; широкий, всеоткрытый ум и характер.

А. И. Солженицын подмечает, что русский человек сторонился власти и презирал ее как источник неизбежной нечистоты, соблазнов и грехов. Напротив, он жаждал сильных и праведных действий правителя, ждал чуда.

Отсюда проистекла наша нынешняя губительно малая способность к объединению сил, к самоорганизации. Мы из тех народов, которым непременно нужен вожак. При удачном вожаке русские могут быть очень сильны.

Совершенствование России А. И. Солженицын видел, в частности, в развитии земства – местного самоуправления.

Русский философ Иван Александрович Ильин (1882–1954) считал, что России уготован третий путь развития. Она должна найти новый, собственный путь государственной организации, отличающийся и от тоталитарной диктатуры, и от формальной псевдодемократии. Новое государственное устройство Ильин связывал с демократической, национальной диктатурой. Пройдут годы, считал Ильин, национального опамятования, оседания, успокоения, уразумения, осведомления, восстановления элементарного правосознания, возврата к частной собственности, началам чести и честности, личной ответственности и лояльности, чувству собственного достоинства, неподкупности и самостоятельной мысли, прежде чем русский народ будет в состоянии произвести осмысленные, не погибельные политические выборы. А до тех пор его может повести только национальная, патриотическая (отнюдь не тоталитарная, но авторитарная), воспитывающая и возрождающая диктатура.

Выборы в России, по Ильину, должны строиться по следующему принципу. В каждом селе избираются волостные избиратели. Сельский сход выбирает от себя четырех. Начальник уезда вправе двоих из них утвердить, а двоих отвести. В свою очередь, он предлагает сельскому сходу четырех своих кандидатов, от коих сход подтверждает большинством голосов права двух. Отобранные таким образом четверо народных представителей участву ют в выборах уездного начальства. И так далее вверх по государственной лестнице.

По мнению Ильина, западные принципы либеральной демократии у нас в России неизбежно ведут к распаду, к установлению власти худших граждан. Только собственное корпоративно-учредительное устройство способно привести к власти лучшие силы народа. Демократия, по его мнению, заслуживает признания и поддержки лишь постольку, поскольку она выделяет подлинную аристократию, лучших людей. Аристократия не вырождается и не вредит государству, если в ее состав вступают подлинно лучшие силы народа.

Государственная политика по развитию страны и общества с 2000 г. стала формулироваться в посланиях Президента РФ Федеральному собранию РФ.

Основной целью государственной политики является повышение конкурентоспособности государства.

Конкурентоспособность государства можно определять разными способами. Среди них можно выделить основные четыре показателя конкурентоспособности.

Конкурентоспособность в военно-политической сфере. РФ входит по этому показателю в десятку самых развитых стран.

По уровню социально-экономического развития государство планирует к 2020 г. войти в десятку самых развитых стран мира.

Третий показатель – изменение социально-классовой структуры общества. К 2020 г. 60 % населения должно относиться к среднему классу. Четвертый показатель – средняя заработная плата. К 2020 г. она должна быть равной европейской. Соотношение минимальной и максимальной заработной платы не должно превышать 10 раз. Фонд оплаты труда в себестоимости продукции должен составлять 60–70 %. Пенсии составят не менее 40 % средней заработной платы. Инвестиции в персонал в виде повышения квалификации и профессионализма составят не менее 30 % фонда оплаты труда в каждой организации. Оптимисты говорят, что этого состояния можно достигнуть через двадцать лет. Пессимисты говорят, что для этого потребуется все XXI столетие. Другие предполагают, что для этого потребуется 40–50 лет.

Правовой статус человека. Каждый человек, живущий в нашей стране, может иметь один из трех правовых статусов: гражданин, иностранец, лицо без гражданства.

Правовой статус человека определяет три вида отношений с государством. Если человек гражданин, то у него есть как бы четыре дома:

• первый дом – его квартира, семья или дом, в котором он живет;

• второй дом – населенный пункт, поселение (деревня, аул, поселок, город), где находится его дом или квартира;

• третий дом – субъект Федерации, в котором находится поселение (республика, край, область);

• четвертый дом – государство, гражданином которого человек является, наш общий дом.

Люди стремятся к тому, чтобы во всех домах был порядок: и в квартире, и в поселении, и в республике, и в государстве.

Каждое поколение людей, а поколения меняются приблизительно каждые 30 лет[23], устанавливает свой порядок жизни. Любой человек, живущий в государстве, вправе предлагать такие правила, которые сделали бы жизнь лучше для всех. Однако многие люди считают, что им нет дела до власти, и хотят жить только своими делами. Но порядок в государстве может помешать им жить так, как они хотят, и люди вынуждены заниматься вопросами государства.

Реальность всегда вносит изменения в расчеты и планы государства, и поэтому возникает потребность творчески представить направления его развития. Идеи об идеальном общественном строе получили название утопий (утопия – место, которого нет).

Огромное влияние на мир оказали утопии таких великих мыслителей, как Сократ, Платон, Томас Мор, Т. Компанелла, И. В. Андреэ, Дени Верас, Н. Чернышевский, С. Батлер, Фрэнсис Бэкон, Шарль Монтескье, Карл Маркс, Мартин Лютер Кинг, Мохандас Ганди, Нельсон Мандела, Муаммар Аль-Каддафи и др.

План развития Российского государства изложен в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р.

В ней определяются пути и способы обеспечения в долгосрочной перспективе (2008–2020 годы) устойчивого повышения благосостояния российских граждан, национальной безопасности, динамичного развития экономики, укрепления позиций России в мировом сообществе.

В разделе I Концепции приводятся стратегические ориентиры долгосрочного социально-экономического развития России. В разделе говорится, что итогами 1990—2000-х гг. стало возвращение России в число мировых экономических держав.

В России в основном завершен переход к рыночной экономической системе. Создана система базовых правовых норм и других институтов, обеспечивающих развитие рыночных отношений. На повестке дня стоит задача повышения эффективности деятельности этих институтов.

Достигнута высокая степень открытости российской экономики. Внешнеторговый оборот в 2007 г. Составил 45 % валового внутреннего продукта, что является одним из наиболее высоких показателей для стран с развитой экономикой.

В целом обеспечена макроэкономическая стабильность. Экономика защищена от внешних шоковых воздействий международными резервными активами Российской Федерации.

Сформировался мощный слой развивающихся компаний, успешно конкурирующих на внутреннем и внешнем рынках и активно привлекающих капитал для своего развития. Российский фондовый рынок стал важным фактором привлечения инвестиций и обеспечения экономического роста страны. В условиях развивающегося мирового финансового кризиса российская финансовая система (при активной поддержке государства) показала свою устойчивость.

Преодолены тенденции социальной конфронтации в обществе, наблюдавшиеся в 90-е годы. Развиваются институты гражданского общества. Снизились политические и экономические риски ведения предпринимательской деятельности. О международном признании успехов России свидетельствует получение ею статуса страны с рыночной экономикой и инвестиционного кредитного рейтинга.

Формируется новая система государственного управления, опирающаяся на нормативно закрепленное разграничение полномочий Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. В процесс государственного управления внедряются современные методы и механизмы стратегического планирования и управления по результатам, идет их увязка с механизмами принятия бюджетных решений, в первую очередь в рамках программно-целевого подхода.

Проведены реформы налоговой и бюджетной системы, принят пакет законов о земельной и судебной реформе, реализованы меры по снижению административной нагрузки на малый бизнес, проведена реформа электроэнергетики. Начавшаяся реализация национальных проектов в образовании, здравоохранении, жилищном строительстве и сельском хозяйстве позволила значительно модернизировать эти сферы, устранить или смягчить часть имеющихся диспропорций.

Главные цели национальных проектов в основном достигнуты: экономический рост приобрел устойчивый характер, заложены основы масштабных структурных и институциональных изменений. Сегодня перед российской экономикой стоят новые вызовы и задачи, решение которых требует новых подходов не только на краткосрочную, но и на долгосрочную перспективу.

Показатели социально-экономического развития Российской Федерации, достигнутая макроэкономическая стабильность и финансовая устойчивость свидетельствуют о результативности проведенных системных преобразований. Последние 5 лет темпы роста российской экономики значительно превышают среднемировой уровень (около 107 и 104,6 % соответственно).

Преодолен спад производства и потребления 90-х годов. В 2007 г. объем валового внутреннего продукта составил к уровню 1991 г. 110 %. При этом в структуре экономики повышается доля отраслей, ориентированных на рыночный спрос.

Объем валового внутреннего продукта (по паритету покупательной способности) в 2008 г. превысил 2 трлн. долларов США, и по этому показателю Россия вышла на 6-е место в мире. По оценке, в 2009 г. объем валового внутреннего продукта в 2 раза превысит уровень 1999 г. (удвоится за 10 лет).

Таким образом, за последние годы Россия восстановила статус мощной экономической державы.

Мир стоит на пороге новой эры, поэтому как никогда прежде от человека требуется ответственность перед обществом, которое, в свою очередь, должно предоставить ему возможности развивать свой творческий потенциал[24].

Для совершенствования нашей жизни нет пределов. Поскольку во многом частная жизнь зависит от работы государства, человек задумывается о том, как сделать его функционирование более эффективным.

Предложения по обустройству, модернизации государства могут и должны делать граждане государства. Рассмотрим некоторые из них, которые полезно обсудить на семинарах, сравнив с идеями перечисленных утопистов.

Первое предложение — повысить качество законов. Парламент принимает законы – правила, устанавливающие основы порядка в обществе. Сегодня в парламент избирают депутатов, которые фактически должны отвечать только одному требованию – доверию народа (оно выражается голосованием). В то же время при приеме на работу, и особенно на ответственную должность, проверяют наличие квалификации в области законодательной техники. Напрашивается новое решение – введение обязательного экзамена для кандидатов в виде единого государственного экзамена по законодательной технике. Человек регистрируется кандидатом в депутаты, если он сдал экзамен и имеет определенную профессиональную подготовку и необходимые компетенции.

Второе предложение – развивать суверенитет народа. Согласно ст. 3 Конституции РФ, носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ является ее многонациональный народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти. Необходимо дать юридическое определение народа. Совершенствование власти народа осуществляется путем развития непосредственных и опосредованных форм ее реализации.

Одной из новых непосредственных форм могло бы стать принятие народом программы своей жизни на несколько лет. Сегодня для этих целей народ избирает депутатов и президента, хотя народ достаточно образован, чтобы самому сформулировать программу своей жизни, а депутатов и президента выбирать в качестве наемных менеджеров для того, чтобы они осуществляли эту программу. Программа жизнедеятельности народа могла бы состоять из 200–300 показателей, которые можно конкретизировать путем выборов. Например, показатель минимального уровня жизни можно представить в десяти позициях, одна из которых выбирается народом, исходя из экономических возможностей государства. В качестве таких позиций могут выступать:

минимальный уровень зарплаты;

минимальный уровень производительности труда;

минимальный размер пенсии;

размер налогов;

уровень обязательного образования граждан;

уровень обязательного медицинского обслуживания;

размер минимальной потребительской корзины;

размер валового национального дохода;

размер внутренних и внешних займов;

минимальная норма жилой площади;

минимальный размер пособий;

соотношение минимальной и максимальной заработной платы;

соотношение фонда оплаты труда в себестоимости продукции;

размер инфляции;

процент безработицы;

минимальный размер стипендий и другие.

Третье предложение — сделать связь между государством и гражданином более эффективной. Гражданин, с 14 лет получая паспорт, мог бы заключать индивидуальный письменный договор с государством, отражающий взаимные права и обязанности человека и государства. С этого возраста можно предоставить право выбора депутатов на муниципальном уровне.

Четвертое предложение — для стабилизации государства и использования огромного творческого потенциала народа наряду с тремя государственными властями целесообразно ввести четвертую – контрольную. Народ во всех административных единицах страны мог бы выбирать комитеты гражданского контроля: федеральный комитет гражданского контроля, комитет гражданского контроля каждого субъекта РФ, каждого поселения. Комитеты гражданского контроля могли бы стать одной из форм реализации народом своей власти.

Пятое предложение. Гарантом Конституции РФ целесообразно признать многонациональный народ, исходя из ст. 3 Конституции РФ (народ – единственный источник власти). Целесообразно принять регламент осуществления народом этой функции.

Шестое предложение. Все основные законы народ может принимать сам, например, один раз в один или два года на всероссийском (учредительном) собрании избирателей в Интернете. Для этого на референдум Федеральное собрание могло бы вынести закон в трех вариантах: правом, центристском, левом. Для реализации этого предложения необходимо определить, кто относится к народу, который будет принимать закон. Это могут быть дееспособные граждане, имеющие гражданскую компетенцию. На практических занятиях обсудите вопрос, какой должна быть эта компетенция.

§ 11. Современные государства в мире

Количество государств в мире растет. Если в начале XX в. на территории современной Европы было всего 23 государства, то к 1945 г. их стало 30. В современной Европе существуют 49 государств – в два раза больше, чем 100 лет назад.

В мировом развитии обозначились две тенденции: к интеграции, прежде всего, в экономической сфере, и к национально-государственной дезинтеграции.

Мир – это одна из самых важных ценностей. Государство может обеспечить мир внутри государства. Между государствами мир обеспечить не удается, и поэтому все страны прилагают усилия к созданию такого мирового порядка, который бы обеспечил мир в отношениях между странами. Современные государства объединены в ООН. Название «Объединенные Нации» было предложено президентом США Франклином Д. Рузвельтом. Оно было впервые использовано в Декларации Объединенных Наций 1 января 1942 г., когда во время Второй мировой войны представители 26 государств обязались от имени своих правительств продолжать совместную борьбу против стран оси[25].

Первые международные организации были созданы для сотрудничества в отдельных областях. Нынешний Международный союз электросвязи был создан в 1865 г. как Международный телеграфный союз, Всемирный почтовый союз был основан в 1874 г. Обе организации являются сегодня специализированными учреждениями ООН.

Первая Международная конференция мира была созвана в Гааге в 1899 г. для разработки соглашений по мирному разрешению кризисов, предупреждению войн и правилам ведения войны. Конференция приняла Конвенцию о мирном решении международных столкновений и учредила Постоянную Палату третейского суда, которая начала свою работу в 1902 г.

Предшественником ООН была Лига Наций — организация, задуманная при схожих обстоятельствах во время Первой мировой войны и учрежденная в 1919 г. в соответствии с Версальским договором «для развития сотрудничества между народами и для обеспечения им мира и безопасности». Лига Наций прекратила свою деятельность вследствие своей неспособности предотвратить Вторую мировую войну.

В 1945 г. представители 50 стран собрались в Сан-Франциско на Конференции Объединенных Наций по созданию международной организации, чтобы разработать Устав ООН. В основу работы делегаты положили предложения, выработанные представителями Китая, Советского Союза, Великобритании и Соединенных Штатов в Думбартон-Оуксе в августе-октябре 1944 г. Устав был подписан 26 июня 1945 г. представителями 50 стран. Польша, не представленная на Конференции, подписала его позднее и стала 51-м государством-основателем.

Организация Объединенных Наций официально существует с 24 октября 1945 г. В неё входят на 2012 г. 193 страны. 24 октября ежегодно отмечается как День Организации Объединенных Наций. ООН – лауреат Нобелевской премии мира в 2001 г. В 1988 г. Нобелевскую премию мира получили миротворческие силы ООН.

Государства, имеющие небольшую территорию и численность населения, именуют карликовыми государствами. Сильные государства, обладающие значительным превосходством над другими государствами, а также постоянных членов Совета Безопасности ООН именуют великими державами. Великие державы, обладающее подавляющим превосходством над другими государствами, именуют сверхдержавами. Государства, обладающие ядерным оружием, именуют ядерными державами – членами «ядерного клуба». Государства, обладающие возможностью осуществления орбитальных космических полётов, именуют космическими державами – членами «космического клуба».

§ 12. Государство в глобальном мире

Согласно теории мировой системы Иммануила Улоллерстайна существуют три стадии в истории человечества: эпоха минисистем небольших экономически самостоятельных обществ; эпоха мировых империй; с XVI в. с раннего капитализма функцией государства является охрана собственности, надзор за правилами свободного предпринимательства, свободной конкуренции и свободного рынка. Государство уступило роль экономического регулятора рынку[26].

Глобальный мир и современные государства

Каждый восьмой человек на планете живет в условиях крайней нищеты, 800 миллионов человек недоедают, более миллиарда лишены электричества, а два миллиарда испытывают нехватку чистой воды. Государства-члены ООН постановили решить эти и другие проблемы к 2030 г.

В сентябре 2015 г. в ходе встречи на высшем уровне по устойчивому развитию, состоявшейся в Центральных учреждениях Организации Объединенных Наций в Нью-Йорке, 193 государства – члены Организации Объединенных Наций официально приняли новую программу в области устойчивого развития, озаглавленную «Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года». Данная повестка дня включает 17 целей и 169 задач[27].

Устойчивое развитие:

– определяется как развитие, отвечающее потребностям нынешнего поколения без ущерба для возможностей будущих поколений удовлетворять их собственные потребности;

– предусматривает согласованные усилия по созданию инклюзивного, устойчивого и жизнеспособного будущего для людей и планеты.

Для достижения устойчивого развития крайне важно согласовать три основных элемента – экономический рост, социальную интеграцию и охрану окружающей среды. Эти элементы взаимосвязаны и крайне важны для благополучия отдельных лиц и общества в целом.

Искоренение нищеты во всех ее формах и проявлениях является одним из необходимых условий устойчивого развития. Для этого необходимо обеспечить поступательное, всеохватное и справедливое экономическое развитие, создание более широких возможностей для всех, уменьшение неравенства, повышение основных показателей уровня жизни, поощрение справедливого социального развития и интеграции и пропаганду комплексных и устойчивых методов управления природными ресурсами и экосистемами.

Семнадцать целей устойчивого развития для всего мира(это цели каждого государства) установила ООН для всего мира на период до 2030 года: 1) ликвидация нищеты; 2) ликвидация голода; 3) хорошее здоровье и благополучие; 4) качественное образование; 5) гендерное равенство; 6) чистая вода и санитария; 7) недорогостоящая и чистая энергия; 8) достойная работа и экономический рост; 9) индустриализация инновации и инфраструктура; 10) уменьшение неравенства; 11) устойчивые города и населенные пункты; 12) ответственное потребление и производство; 13) борьба с изменением климата; 14) сохранение морских экосистем; 15) сохранение экосистем суши; 16) мир, правосудие и эффективные институты; 17) партнерство в интересах устойчивого развития.

Страны мира делятся на четыре большие категории, исходя из их индекса человеческого развития (ИЧР или HDI): очень высокий, высокий, средний и низкий уровень.

HDI был создан, чтобы подчеркнуть, что люди и их возможности должны быть конечным критерием оценки развития страны, а не её экономический рост. HDI может быть использован для выбора корректировки национальной политики. Эти данные могут также стимулировать дискуссию о приоритетах государственной политики.

Индекс был разработан в 1990 г. пакистанским экономистом Махбубом уль-Хаком и индийским экономистом Амартьей Сеном. В 2010 г. технология расчета индекса была несколько изменена. Этот индекс:

– используется для выявления отличий между развитыми, развивающимися и недостаточно развитыми странами, а также для оценки воздействия экономической политики на качество жизни;

– является комплексным сравнительным показателем ожидаемой продолжительности жизни, грамотности, образования и уровня жизни для стран во всём мире.

Россия входит в страны в высоким уровнем ИЧР и занимает 50 место по данным 2014 г. с индексом 0.798[28].

Вопросы и темы для самостоятельного изучения

1. Основные проблемы Российского государства.

2. Как повысить эффективность Российского государства?

3. Как с помощью объединения усилий государственных органов и институтов гражданского общества можно решить самые острые проблемы современной жизни?

4. Развитие механизма государства.

5. Понятие и виды демократии.

6. Развитие прямой демократии.

7. Виды разделений властей в государствах современного мира.

8. Перечислите меры с помощью которых обеспечивается единство народа.