Вы здесь

Правоведение с основами семейного права и прав инвалидов. Глава 1. Понятие права (В. В. Надвикова, 2017)

Глава 1

Понятие права

В результате изучения главы 1 студены должны

знать: понятие права, объективное и субъективное право, право как свобода, право как справедливость, право как сила, право как добро и зло, право как социальный опыт, право как правда, право как науки, право как совокупность нпа, право как совокупность норм права и т. д.;

уметь: оперировать юридическими понятиями, толковать норму права, подготовить проект нормы права, находить ошибки в нормах права и меры по их исправлению, применять нормы права;

владеть: юридической терминологией, правовой культурой, методикой анализа правоотношений, методикой измерения эффективности норм права;

приобрести компетенции: анализа правовых отношений как предмета правового регулирования; осуществления законотворчества; правоприменителя; защитника прав детей, включая инвалидов.

§ 1. Общая характеристика права

Право принадлежит к числу не только наиболее важных, но и наиболее сложных общественных явлений. В Организацию Объединенных Наций входят 193 государства (www.un.org), и у каждого есть свое законодательство. Во все века были попытки создать универсальный закон, который бы обеспечил благополучие гражданам. Такой кодекс, например, был создан в иудео-христианской религии – Декалог Моисея или Десять заповедей, Закон Божий. Заповеди были даны Богом Моисею на горе Синай на пятидесятый день после Исхода из Египта (Исх. 19.10–25).

Заповеди были представлены Моисеем, получившим этот закон (по мнению ученых) от различных афро-азиатских народов, особенно месопотамской культуры, интуитивно уловившим и соблюдавшим его. Моисей был не только военачальником, но и выдающимся знатоком древней и современной ему европейской культуры. Особенно хорошо он был знаком с утерянными для нас историческими сочинениями и жизнеописаниями таких цивилизаций, как халдейская, шумерская, хеттская, а также с ученым наследием, восходящим к десятому тысячелетию до Рождества Христова.

Сегодня в западной системе ценностей иудео-христианская культура стремится выступать в качестве идеологического обоснования любой морали.

Это следующие заповеди:

1. Да не будет у тебя других богов перед лицом Моим…

2. Не делай себе кумира…

3. Не произноси имени Господа, Бога твоего напрасно…

4. Помни день субботний, чтобы святить его…

5. Почитай отца твоего и мать твою…

6. Не убивай.

7. Не прелюбодействуй.

8. Не кради.

9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.

10. Не желай дома ближнего твоего, не желай жены ближнего твоего…

В нашей жизни право мы наблюдаем в разных формах[2]. Общепризнанного определения права в мире не существует. Более того, в науке рекомендуется избегать универсальных определений. Перечислим основные формы права, которых более десяти: 1) совокупность нормативных правовых актов; 2) совокупность правил поведения; 3) наука; 4) система правоотношений; 5) правосознание; 6) как справедливость; 7) как свобода; 8) как форма добра и зла; 9) как правда и ложь; 10) учебная дисциплина 11) как социальный опыт и т. д.

§ 2. Право – это совокупность нормативных правовых актов

Это объективная форма права, которая доступна всем, но, тем не менее, многие понимают право по-разному. Право, принимая форму законодательства (законодательство – это совокупность всех нормативных правовые актов), приобретает форму всеобщности, объективности. Право мы видим в форме напечатанного закона, указа Президента РФ, приказа министра и т. д. Нормативный правовой акт – общее название всех конкретных нормативных правовых актов, таких как закон, указ, постановление, приказ и т. д. Акт – письменный документ, содержащий норму. Эта норма является правовой. Документ – зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими её идентифицировать (ГОСТ Р 7.9.8-2013). Письменный документ – это текстовый документ, информация которого зафиксирована любым типом письма.

Нормативный правовой акт – письменный официальный документ, принятый правотворческим органом и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм. Норма права – общеобязательное правило постоянного или временного характера, рассчитанное на многократное применение.

По юридической силе, т. е. сфере действия акта и степени его обязательности, различают следующие нормативные правовые акты:

а) федеральные нормативные правовые акты:

законы. Существуют два вида законов: природы и правовые. Правовой закон – нормативный правовой акт, принятый высшим представительным органом государственной власти или непосредственным волеизъявлением народа. Природный закон – необходимое, существенное, устойчивое, повторяющееся отношение между явлениями, например закон сохранения энергии, закон всеобщего тяготения и другие.

Правовые законы регулируют наиболее важные вопросы государственной жизни. Существуют следующие виды законов:

• Конституция – основной закон, имеет высшую юридическую силу, прямое действие, она закрепляет основополагающие принципы правового регулирования, является основой законодательства;

• закон о поправках к Конституции;

• федеральный конституционный закон;

• федеральный закон (кодифицированный и текущий);

указы Президента Российской Федерации. Они издаются на основе и во исполнение Конституции России и законов;

постановления Правительства РФ (нормативный правовой акт распорядительного характера, принимаемый организацией, действующей на основании коллегиальности). Издаются на основе и во исполнение Конституции, законов, указов Президента РФ, например, постановление Правительства РФ от 31 июля 1998 г. № 3867 «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи»;

приказы (нормативный правовой акт распорядительного характера, издаваемый единолично руководителем организации);

инструкции федеральных органов исполнительной власти, министерств. Эти нормативные правовые акты издаются на основе и во исполнение Конституции, законов, указов Президента РФ, постановлений Правительства России.

Законы публикуются в Собрании законодательства РФ. Акты органов исполнительной власти публикуются в «Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти» (www.szrf.ru); их можно найти на официальном интернет-портале правовой информации – www.pravo.gov.ru;

б) нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации:

Конституция — основной закон республики, определяющий ее статус;

уставы края, области, автономной области, автономного округа, города федерального значения;

закон субъекта РФ — региональный закон;

постановления представительного органа субъекта РФ;

указы Президента Республики издаются на основе и во исполнение Конституции РФ, Конституции республики и законов;

постановления Правительства субъекта РФ;

постановления главы администрации края, области, автономной области, автономного округа, города федерального значения;

приказы, инструкции (нормативный правовой акт органа управления, которым регулируется какая-либо деятельность), постановления министерств, ведомств субъектов РФ, например, письмо Минобразования РФ от 28.10.2003 г. № 18-52-1044ин/18-28 «О рекомендациях по организации деятельности психологической службы в среднем специальном учебном заведении. О примерной должностной инструкции педагога-психолога среднего специального учебного заведения».

Правовые акты можно найти на сайте соответствующего госоргана;

в) нормативные правовые акты органов местного самоуправления: постановления, распоряжения, приказы. Их можно найти на сайте соответствующего органа;

г) нормативные правовые акты организаций. Администрация организаций издает приказы, инструкции, положения, распоряжения в соответствии со своей компетенцией.

Указом Президента РФ от 15 марта 2000 г. № 511 одобрен Классификатор правовых актов, на основании которого можно построить собственную юридическую библиотеку. Он включает следующие разделы:

010.000.000 Конституционный строй

020.000.000 Основы государственного управления

030.000.000 Гражданское право

040.000.000 Cемья

050.000.000 Жилище

060,000.000 Труд и занятость населения

070.000.000 Cоциальное обеспечение и социальное страхование

080.000.000 Финансы

090.000.000 Хозяйственная деятельность

100.000.000 Внешнеэкономическая деятельность. Таможенное дело

110.000.000 Природные ресурсы и охрана окружающей природной среды

120.000.000 Информация и информатизация

130. 000.000 Образование. Наука. Культура

140.000.000 Здравоохранение. Физическая культура и спорт. Туризм

150.000.000 Оборона

160.000.000 Безопасность и охрана правопорядка

170.000.000 Уголовное право. Исполнение наказаний

180.000.000 Правосудие

190.000.000 Прокуратура. Органы юстиции. Адвокатура. Нотариат

200.000.000 Международные отношения. Международное право

210.000.000 Индивидуальные правовые акты по кадровым вопросам, вопросам награждения, помилования, гражданства, присвоения почетных и иных званий.

Нормативные правовые акты делятся на отрасли законодательства: конституционное, уголовное, гражданское, семейное, административное, трудовое, образовательное и т. д.

§ 3. Право – это совокупность общеобязательных правил поведения, установленных или санкционированных государством

За нарушение общеобязательных правил поведения, установленных или санкционированных государством, применяются различные меры государственного воздействия. Правила поведения делятся на правовые и другие (морали, традиции, обычаи и т. д.). Особенности правовых правил, состоят в следующем:

они устанавливаются или санкционируются государством;

защищаются от нарушения государством;

должны выражать интересы большинства населения независимо от их политических, экономических и других взглядов, имущественного положения и т. д.;

они обязательны для всех;

обладают формальной определенностью;

они неперсонифицированны;

они обладают микросистемностью, т. е. упорядоченностью элементов правовой нормы: гипотезы, диспозиции, санкции.

Каждая форма существования права – будь то система норм, нормативных правовых актов, наука, правоотношения, правосознание – имеет свою структуру.

Структура – это связь между элементами права. Структура права как совокупность норм состоит из групп норм, которые называются отраслями права.

Отрасль права – элемент системы права, регулирующий определенный вид общественных отношений. Отрасли права состоят из институтов.

Институт права – это группа норм, регулирующая определенную часть общественных отношений. Например, в отрасли трудового права выделяют такие институты, как трудовой договор, рабочее время и время отдыха, заработная плата, труд молодежи, труд женщин, трудовые споры и др.

Норма права

Основным элементом структуры права является норма права, т. е. общеобязательное правило поведения, установленное или санкционированное государством и обеспеченное его принудительной силой, регулирующее общественные отношения. Она состоит из трех частей: гипотезы, диспозиции, санкции.

Гипотеза — часть правила, где содержатся обстоятельства, юридические факты, при наличии которых возникают, изменяются или прекращаются права, обязанности, ответственность лиц. Гипотеза включается в нормы для того, чтобы ограничить права, например право на увольнение работодателя, на заключение договора и т. д.

Диспозиция — указывает участников правоотношения, а также их права и обязанности.

Санкция (от лат. sanctio – строжайшее постановление; англ. sanction) – указывает меры государственного принуждения, в ней перечисляются меры наказания, которые применяются к нарушителю в двух случаях: если человек превысил свои права, незаконно ограничил права другого человека, причинил ему ущерб; если человек не исполнил или некачественно исполнил свою обязанность.

Существуют следующие виды санкций: уголовно-правовые представляют собой меру государственного принуждения, применяемую только судом к лицам, совершившим преступление; административно-правовые могут применяться административными органами и судом; дисциплинарные, применяемые работодателем; гражданско-правовые в виде возмещения правонарушителем причиненного имущественного вреда (изъятие имущества из чужого незаконного владения, возмещение убытков, принудительное выполнение невыполненной обязанности и т. п.) или в виде взыскания с виновного в нарушении договорных обязательств неустойки (штрафа, пени).

Субъективное право – обеспеченная законом мера возможного поведения человека или организации, направленная на достижение цели, связанная с удовлетворением их интересов.

Субъективные права человека можно разделить по юридической силе на следующие виды:

Первый вид – право, которое может быть реализовано собственными силами, без обязательного активного участия другой стороны. Это, например, право: исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними(ст. 28 Конституции РФ); обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33 Конституции РФ); свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию (ст. 37 Конституции РФ) и т. д.

Второй вид — право, которое можно осуществить только тогда, когда определенную обязанность выполнит другая, обязанная сторона. Это наиболее распространенный вид прав в образовательных правоотношениях. Например, учащийся может воспользоваться своим правом на ускоренный курс обучения только с согласия администрации образовательного учреждения. Такой же порядок установлен и при реализации права обучающегося на получение дополнительных образовательных услуг.

Третий вид — право, реализуемое лишь в договорном (консенсуальном) порядке. Например, право образовательного учреждения на исключение учащихся, оставшихся без попечения родителей, можно реализовать только с согласия органов опеки и попечительства.

Четвертый вид – право, реализация которого возможна только при наличии двух юридических фактов:

выполнения обязанности обязанной стороной;

признания законности действий должностным лицом, органом власти, разрешение их действий в местном нормативном акте.

Например, право на обучение по индивидуальному учебному плану возможно только с согласия администрации образовательного учреждения, если это право предусмотрено в уставе образовательного учреждения.

Юридическая обязанность, долг определенная нормой права мера необходимого поведения в интересах управомоченного субъекта. Обязанности можно разделить на три группы:

Первая группа – постоянные обязанности, которые необходимо выполнять, например, обучающемуся соблюдать требования устава, педагогу – честно и добросовестно работать, выполнять нормы труда (ст. 21 ТК РФ) и т. д.

Вторая группа – обязанности, связанные с определенным событием, например обязанность сдать экзамены, выдать диплом и т. д.

Третья группа — обязанности, которые выполняются по требованию правомочного лица, например своевременно и точно выполнить распоряжения работодателя, предоставить право гражданину обучаться на родном языке (ст. 6 Закона РФ «Об образовании») и т. д.

Кроме того, обязанности делят на активные (совершать действия) и пассивные (не совершать действия). Например, педагогу запрещается удалять с занятий обучающихся – это пассивная форма. Активной обязанностью является обязанность студента выполнять требования программы высшего профессионального образования.

Юридическая ответственность это применение к виновному лицу, нарушившему закон, мер государственного принуждения.

В зависимости от характера правонарушения существуют следующие виды ответственности:

– уголовная ответственность наступает, если лицо совершило преступление;

– административная ответственность наступает, если лицо совершило административное правонарушение. Это противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом РФ об административных правонарушениях (КоАП) или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность;

– материальная ответственность наступает, если лицо причинило ущерб организации, с которой оно состоит в трудовых отношениях;

– гражданская ответственность наступает, если лицо не исполнило обязанность, предусмотренную гражданским правом;

– дисциплинарная ответственность наступает, если человек совершил дисциплинарный проступок в трудовых, образовательных отношениях.

Привлечь человека к ответственности можно, если он совершил правонарушение, которое традиционно должно включать четыре элемента:

объект нарушения – общественные отношения, охраняемые законодательством;

субъект правонарушения, т. е. лицо, совершившее нарушение;

субъективная сторона – вина человека в форме умысла или неосторожности;

объективная сторона – сам проступок, его последствия. Это деяние, повлекшее общественно опасные последствия в виде действия или бездействия.

Правила поведения содержатся в нормативном правовом акте (НПА) и являются его содержанием.

§ 4. Право, как наука

Как и всякая наука, право изучает определенную часть действительности: нормы права, нормативные правовые акты, правосознание, правоотношения и т. д. Приказом Министерства образования и науки РФ от 25 февраля 2009 г. № 59 утверждена Номенклатура специальностей научных работников, представленная в следующей таблице.


Таблица 1.1


Современная наука права имеет 39 специальностей, которые составляют 15 групп:




Право изменяется, возникают новые специальности, например образовательное право, международное образовательное право, служебное право и т. д.

§ 5. Право как система правоотношений

Правовые отношения – это общественные отношения между лицами, урегулированные нормами права. Это связь людей, которая состоит в том, что стороны, вступившие в отношения, наделяются правами, обязанностями, ответственностью за исполнение обязанностей. Право регулирует не все общественные отношения, а только самые существенные. После того как для урегулирования отношений принята норма права, они становятся правоотношениями.

Субъектами (участниками, сторонами) правоотношений являются физические и юридические лица. Физическое лицо — это человек как участник правоотношений. Его положение в правоотношении характеризуется двумя свойствами, которые называются правоспособностью и дееспособностью. Юридические лица – это организации: предприятия, учреждения, акционерные общества, госорган и т. д. Они имеют право выступать от своего имени во всех отношениях и нести самостоятельно ответственность по своим обязательствам.

Поведение человека в правовых отношениях может быть двух видов:

правомерное поведение, при котором человек не превышает своих прав, исполняет обязанности, установленные в законе;

правонарушение – неисполнение обязанности, установленной в законе, или превышение прав, причинившее ущерб другому человеку.

Правоспособность человека – способность иметь юридические права и выполнять обязанности. Она признается в равной мере за всеми людьми. Правоспособность приобретается с рождения и прекращается со смертью.

Какие права имеют люди? Например, они могут: иметь имущество на правах собственности; наследовать и завещать имущество; заниматься предпринимательской деятельностью, а также любой иной, не запрещенной законом деятельностью; создавать юридические лица или совместно с другими гражданами и юридическими лицами совершать любые не противоречащие закону сделки и участвовать в обязательствах; выбирать место жительства; иметь авторские права на научные труды, произведения литературы и искусства, изобретения; иметь иные имущественные и личные неимущественные права.

Дееспособность – это способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя юридические обязанности и исполнять их. Например, в имущественных отношениях гражданская дееспособность возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия, т. е. по достижении 18 лет.

Возникновение, изменение или прекращение правоотношений связано с определенной причиной, которой являются юридические факты. В зависимости от правовых последствий они делятся:

на правообразующие, которые влекут возникновение правоотношений, например трудовой договор;

правоизменяющие, которые влекут изменение прав, обязанностей, например приказ о переводе на другую работу;

правопрекращающие, которые прекращают правоотношения, например приказ об увольнении.

Правоотношение состоит из трёх необходимых элементов:

субъект правоотношения;

объект правоотношения;

содержание правоотношения.

§ 6. Право как правосознание

Право как правосознание – одна из форм общественного сознания. Это система правовых взглядов, теорий, идей, убеждений, оценок и т. д. Это представления каждого человека о праве, о его реализации и т. д. Индивидуальное правосознание делится на научное, обыденное и профессиональное. Обыденное правосознание возникает на основе опыта человека, из средств массовой информации, под влиянием других людей. Каждый человек обязан обладать знанием права, так как право регулирует его поведение. Научное правосознание — более точное представление о праве в отличие от обыденного правосознания. Это правосознание человека, изучающего право. Профессиональное правосознание – это правовое сознание лиц, которые профессионально занимаются правом.

Ученые считают, что главным критерием, по которому можно оценивать разные этапы исторического развития, является уровень свободы личности. Право является формой выражения свободы человека. Люди свободны тогда, когда они признаются равными и подчиняются не другим людям, а закону.

Право должно регулировать деятельность государства, чтобы оно не могло ограничивать права людей сверх меры, т. е. ограничивать их свободу. Этот принцип последовательно проводится в законодательстве как международном, так и национальном. Например, в 1930 г. была принята Конвенция ООН относительно принудительного или обязательного труда. В 1955 г. ООН приняла дополнительную Конвенцию об упразднении рабства, работорговли и институтов и обычаев, сходных с рабством. Считается, что свобода есть прирожденное, естественное право каждого человека, что никто не должен содержаться в рабстве или подневольном состоянии. Государства, участвующие в Конвенции, отмечали, что рабство и обычаи, сходные с рабством, ликвидированы еще не во всем мире, не во всех частях света.

Обычаями, сходными с рабством, в Конвенции названы:

долговая кабала – человек должен отработать долг, причем время отработки не ограничено, характер работы не определен;

крепостное состояние – человек работает на земле другого человека и не может изменить свое положение;

обычай выдавать женщину замуж за вознаграждение без права ее отказа от брака;

право мужа передать женщину другому за вознаграждение;

обычай после смерти мужа передавать женщину по наследству другому;

случаи, когда ребенок передается другому лицу за вознаграждение с целью эксплуатации ребенка или его труда.

§ 7. Право как справедливость

Право нередко понимают как справедливость. По определению Аристотеля (др. – греч. философ и ученый, 384–322 до н. э.), справедливость есть равенство для равных людей. Справедливым считается и пропорциональное равенство: если человек трудится больше, то он может и больше получать; не трудившийся, в свою очередь, ничего не получает, и это справедливо.

Справедливость нередко разделяют на природную и установленную законом. Закон может быть двух видов: справедливый и несправедливый. На этом основано различие права и закона. Право – это справедливый закон. Закон в этом контексте отличается от права тем, что он отражает интересы не всего общества или его большинства, а лишь его меньшинства. Тем самым закон оказывается формой произвола какой-то группы населения и становится несправедливым. Кроме того, несправедливый закон нарушает равенство граждан. Важнейшим инструментом обеспечения равенства является договор.

Факт общественной солидарности, говорил Л. Дюги, осознается индивидами и порождает норму социальной справедливости: «не делать ничего, что нарушает социальную справедливость, и делать все возможное для ее реализации и увеличения». Социальная норма солидарности составляет основу всего объективного права.

Л. Дюги утверждает, что право вытекает непосредственно из социальной солидарности и поэтому стоит над государством. Законодатель лишь констатирует норму, но не создает ее.

Равенство (справедливость) бывает двух видов: фактическое и формальное. В любой система права используются оба вида справедливости, но какого-то вида справедливости в конкретной правовой системе больше. Примерами фактического равенства являются одинаковая для всех минимальная заработная плата, один для всех возраст выхода на пенсию и т. д. Формальное равенство состоит в том, что всем даны одинаковые права, но мы все живем по-разному. Почему? Потому, в частности, что мы все по-разному пользуемся своими правами, например, после окончания вуза один стал предпринимателем, создал собственное дело, а другой поступил на работу в качестве наемного работника.

§ 8. Право как свобода

Свобода неотделима от равенства. Правовое равенство – это равенство свободных людей. Равенство отличается от уравнительности. Равенство установление одинакового положения людей, наделение их одинаковыми правами и обязанностями, невзирая на естественные различия. Право рассчитано на свободных людей. Человек в правовых отношениях должен вести себя как свободный человек, и только в этом случае он может привести в действие весь правовой механизм для обеспечения своей свободы.

Право признает людей формально равными, поэтому они имеют одинаковые права приобретать те или иные блага, получать доходы, приобретать жилье и т. д. Но в силу того что люди не равны по своим возможностям (физическим, интеллектуальным и т. д.), они по-разному используют свои права, достигают разных результатов и, следовательно, живут по-разному.

Социальное государство предполагает обеспечение каждого человека минимальным набором благ, позволяющим человеку вести достойную жизнь независимо от его особенностей: способностей, возраста, состояния здоровья и т. д.

Самые блестящие умы бьются над тем, как сделать этот мир лучше. Но результат расходится с целями, если вместо свободы и процветания на нас надвинулись рабство и нищета.

По словам Иммануила Канта (а перед этим почти те же слова произнес Вольтер), «человек свободен, если он должен подчиняться не другому человеку, но закону».

Цель общества или государства – дать каждому человеку возможности, а он должен развивать присущие ему дарования.

Основная свобода человека – экономическая, это тот вид свободы, без которой свобода личная и политическая в прошлом никогда не существовали. Каждый человек должен иметь собственность. Первый вид свободы есть собственность, считал Гегель (Философия права. М., 1990. С. 94).

Предпринимательство – это свобода в экономической сфере. Оно открыло дорогу использованию нового знания, все стало возможным, лишь бы нашелся кто-нибудь, кто готов действовать на свой страх и риск, вкладывая свои деньги в те или иные затеи.

Экономическая свобода – это свобода любой деятельности. Она включает, кроме права выбора, риск и ответственность.

Деньги – величайший из когда-либо изобретенных человеком инструментов свободы.

Частная собственность является главной гарантией свободы, причем не только для тех, кто владеет этой собственностью, но и для тех, кто ею не владеет.

Путь к Свободе есть в действительности Столбовая Дорога к Рабству – считают пессимисты.

В экономической сфере конкурируют два экономических метода – планирование и конкуренция. Конкуренция дает большую свободу человеку, чем планирование, так как она позволяет обойтись без «сознательного общественного контроля» и дает индивиду шанс самому принимать решения, взвешивая успех и неудачу того или иного предприятия.

Назначение правовых правил – быть инструментом достижения индивидуальных целей.

Есть три вида, три ступени человеческой свободы – «свобода от», «свобода для» и «свобода во имя».

§ 9. Право как форма добра и зла

Право называет и добро, и зло.

Абсолют (Бог) не только благ и всемогущ, но и имеет право суда, поэтому не производя зла и имея силы ему воспрепятствовать, Он допускает его как средство наказания свободных созданий, злоупотребивших своей свободой[3].

Лейбниц разделяет зло на три вида: 1) метафизическое: несовершенство в мире, бытийственное; 2) физическое: страдание бытия; 3) нравственное включает все человеческие пороки и преступления. Отменить его Бог не может, так как это будет отмена свободы (см. более подробно: Щеглов А. П. Философские представления о природе зла в древней Руси. 2011).

Эпикур указывал, что логически объяснить существование зла возможно через три версии.

Первая: Бог может, но не хочет избавить мир от несчастий.

Вторая: Бог хочет, но не может избавить мир от несчастий.

И третья версия: Бог и не может, и не хочет это сделать.

Плутарх изложил четыре причины, из-за которых боги попускают существование зла. Первая причина заключена в том, что боги дают грешнику время исправиться. Вторая причина говорит о том, что ожидание наказания увеличивает его переживание. Третья состоит в ожидании богов, когда наказание будет наиболее эффективным. Четвертая причина объемлет предыдущие и гласит, что понятие времени у богов и людей не совпадают.

Истинная свобода человека отождествляется с подчинением божественной воле (в католицизме также церковным предписаниям), а зло трактуется как извращенное, неправильное употребление свободы, своеволие и гордыня – наглое притязание наподобие божественному всемогуществу: (Втор, 29; 19). Гордость составляет, согласно христианству, психологическую основу греха. (Сир, 10;7, 14–15).

Как порождение «гордости» себялюбия и эгоизма зло рассматривается как противоположность абсолютному добру – Богу. В отличие от абсолютного добра зло не первично и не самостоятельно по следующим причинам: оно существует только в тварном мире, причем вследствие акта свободной воли субстанциальной личности. Злые акты воли совершаются под видом добра, в составе зла всегда есть добро.

В. С. Соловьев в книге «Оправдание добра: Нравственная философия»[4] пытается решить вопрос: «оправдывая» добро, стоит ли жить, если в мире царит зло, и в чем же заключается смысл жизни? Автор рассматривает зло исключительно через этические категории[5].

Бердяев говорит, что Свобода угодна Богу, но в то же время она – не от Бога. Существует «первичная», «несотворённая» свобода, над которой Бог не властен.

Древнерусские метафизические представления различали два вида бытия – духовное и физическое. В этих двух формах проявляется зло. Природа зла начинается в духовной сфере и затем проявляется в физическом бытии в форме физических страданий, болезней, бедствий и смерти.

Свобода выбора обнаруживает повод для появления природы зла.

Разрушая одно и давая тем самым бытие другому, зло только разрушение и гибель. Зло не только несет ложный бытийственный статус, но и является ложным знанием и ошибочным пониманием.

Русский нравственный мир – это мир активного противления злу, упреждения действий зла, удержания зла.

По замечанию К. Крылова[6], «главным источником зла (…) считается потакание злу, готовность смириться с ним, потворствование ему (чем бы это ни объяснялось)».

В этике человек, который не защищает свой идеал (добра, правды, истины), – сам не добр, не правдив, не истинен.

Менделеев писал: «Законы, сколь бы ни были они прозорливы и разумны, не только всего предусмотреть не могут, но и пишутся, в сущности, ради устранения зла, а возбуждать добра не могут ни при каких законодателях». «Благо же народное, ради которого существуют правители, определяется суммой добра, и во имя его «положительно» может действовать одна администрация». Она может содействовать добру в «круге свободных действий граждан».

М. М. Сперанский[7] писал: «…законы без нравов не могут иметь полного действия, ибо законы должны покровительствовать свободе, а не уловлять ее подозрениями».

Право должно показать человеку, что государство считает добром, а что злом. В законодательстве перечислены следующие виды зла: уголовные преступления; административные правонарушения; причинение вреда в имущественных отношениях; дисциплинарные нарушения. В мире появляются все новые виды зла, и государство должно указать народу на них, включив эти злодейства в уголовный кодекс. Добро – это все, что полезно человеку. Зло – это все, что вредно человеку.

Пётр I, создавая прокуратуру, поставил задачу «уничтожить или ослабить зло, проистекающее из беспорядков в делах, неправосудия, взяточничества и беззакония»[8].

§ 10. Право, правда и ложь

Правда (истина) – отражение объекта познающим субъектом, воспроизведение его таким, каким он предположительно существует сам по себе, как бы вне и независимо от познающего субъекта и его сознания.

Ложь – утверждение, заведомо (или не заведомо) не соответствующее истине и высказанное в таком виде сознательно (или неосознанно). В повседневной жизни ложью называют умышленную передачу фактической и эмоциональной информации (вербально или невербально) с целью создания или удержания в другом человеке убеждения, которое сам передающий считает противным истине.

Доверие между людьми складывается только тогда, когда общество скреплено общими ценностями и люди не утратили способность к вере, честность, чувство справедливости. А уважение к закону возникает только тогда, когда он один для всех, всеми соблюдается и в основе его – правда (Путин В. В. Россия сосредотачивается – вызовы, на которые мы должны ответить. Известия. 2012. 16 янв.)

Русская Правда (др. – рус. Правда XI век, 1019–1054 гг.) – правовой кодекс Руси. Правда Ярослава основана на устном законе и обычном праве Руси.

Русская Правда содержит в себе прежде всего нормы уголовного, наследственного, торгового и процессуального законодательства; является главным источником правовых, социальных и экономических отношений восточных славян.

Многочисленные ранние европейские правовые сборники тоже назывались Правдой, например «Салическая правда» – сборник законодательных актов Франкского государства; Рипуарская и Бургундская правды, составленные в V–VI вв. н. э., и др. Как полагает И. В. Петров[9], Русская правда явилась конечным кодифицированным результатом эволюции Древнерусского права, прошедшего несколько этапов в своем развитии.

Ложь выступает как манипулирование информацией. Опираясь на Cooperative Principle (Grice), МакКорнак[10] (McCornack), по его убеждению, выявил общие типы лжи:

1. Манипулирование качеством информации (осознанное манипулирование качеством передаваемой информации хорошо объясняет ложь или фальсификацию).

2. Манипулирование количеством информации (осознанное манипулирование количеством передаваемой информации хорошо объясняет обман или укрывательство).

3. Передача двусмысленной, размытой информации:

а) умолчание – сокрытие правды (минимизация – minimization).

б) искажение – сообщение ложной информации, также – фабрикация, фальсификация (максимизация – maximization).

Можно назвать две причины лжи в праве: умышленные и неосторожные действия.

§ 11. Право как учебная дисциплина

Учебная дисциплина имеет названия: «Право», «Правоведение», «Основы правовых знаний» и т. д. Она может включаться в общеобразовательные программы, но в основном изучается в качестве профессиональной программы. Задача программы «Право» состоит в том, чтобы привить необходимую правовую культуру. Содержание образования по этой программе составляет совокупность системы знаний о праве, умений и навыков, овладение которыми обеспечивает правовую культуру. Элементами учебной дисциплины являются: государственный образовательный стандарт, программа предмета, организация учебного процесса, итоговая аттестация и т. д.

§ 12. Право как форма социального опыта

Опыт — единство знаний, умений, навыков, компетенций, приобретённых в процессе деятельности, в отличие от знания, достигнутого посредством умозрительного мышления.

Социальный опыт — это не только духовная предпосылка и основа деятельности людей, но и объективированный результат их прошлой деятельности.

Опыт в правовой сфере включает правовые идеи, теории, концепции, доктрины, программы, дорожные карты, понятия и категории, правовые акты, судебные решения, практику применения правовых актов и т. д. Это явления, которые произошли и происходят в правовой сфере.

Функции социального опыта — стабилизация общественных отношений, их воспроизводство, обеспечение функционирования и развития.

Опыт – философская категория, включающая единство знаний, умений, навыков, компетенций, чувств и воли. Это вид социокультурного наследования исторического бытия человека в мире.

Государство, решая свои проблемы, конечно, должно учитывать накопленный опыт правового регулирования в других странах

§ 13. Право в современном мире

В современном мире каждое государство имеет свое право, а бывает так, что в одном и том же государстве действует несколько конкурирующих правовых систем. Свое право имеют и негосударственные общности: каноническое право, мусульманское право, индусское право, иудейское право. Существует также международное право, призванное регулировать во всемирно-глобальном или региональном масштабе межгосударственные и внешнеторговые отношения.

Правовая семья – одно из понятий сравнительного правоведения. Она представляет собой совокупность национальных правовых систем, которые объединяют общность источников права, основных понятий, структуры права и исторического пути его формирования.

Наиболее известной является классификация французского учёного Р. Давида[11], в соответствии с которой выделяются правовые семьи:

• романо-германская;

• англосаксонская;

• религиозная (мусульманская, иудейская и др.);

• социалистическая;

некоторые другие.

§ 14. Задачи права

Право в обществе, государстве необходимо для решения конкретных задач. Такая сложная и большая система, как право, имеет множество целей. Задачи права представляют собой разновидность социальных задач. Социальная задача – это необходимость осуществить в будущем определенную деятельность.

В любом обществе существует огромное количество конфликтующих между собой задач, выдвигаемых разными группами населения. В то же время с помощью права общество формирует общие задачи, с которыми в той или иной степени согласно большинство его членов. Задачи нормативных правовых актов показывают то, для чего они были созданы. Существует разное понимание задач права. Если основными задачами считать защиту личности, то тогда мы исходим из идеи о том, что общество создано для человека, а не человек для общества. Если мы будем считать, что главной задачей права является защита интересов общества и государства, то в таком обществе государство будет считаться высшей ценностью по сравнению с человеком. Видимо, основными задачами права является решение обеих этих задач – защита человека и защита государства.

Ученые по-разному объясняют необходимость права. Например, известный европейский правовед П. Сандевуар[12] пишет, что в общественной жизни люди и группы людей могут проявлять не только миролюбие, склонность к сотрудничеству, симпатию и солидарность, но и эгоизм, жадность, жестокость, стремление к превосходству над другими, чрезмерную требовательность и даже злонамеренность – хищническое в своем роде поведение. Таким образом, общественная жизнь не всегда представляет примеры альтруизма (нравственный принцип, согласно которому благо другого и он сам нравственно более значимы, чем собственное Я и своё благо. Альтруизм противоположен эгоизму. Эгоизм – принцип жизненной ориентации, основывающейся на мотивах себялюбия и своекорыстия, забота о своем Я и своих интересах даже ценой блага других) и благородства, превращаясь в арену проявления желаний, интересов, конкуренции, стремлений к власти и господству. Право существует, так как живущий в обществе человек является эгоистичным, жадным и жестоким созданием по отношению к другим людям, а иногда даже несознательным и преступным. Право существует потому, что сплоченность групп людей, общественный прогресс и само выживание человеческого общества требуют энергичного и всеобщего принуждения. Право – это «отчасти тот хлыст, которым служитель щелкает в зоопарке».

Видный французский юрист Мишель Виралли[13] отмечает, что право – чрезвычайно сложный механизм, нечто необъятное, устрашающее, принуждающее и даже притесняющее, но одновременно, с другой точки зрения, успокаивающее и защищающее. Право – лицо общества, подавляющее индивида и помогающее ему.

Право – это весьма сложный объект для изучения, и чтобы проникнуться им, нужны годы тяжелого труда… Как только отношение между двумя лицами может стать объектом рассмотрения со стороны третьего лица, которое решает спорные вопросы, это означает, что данное отношение из области нравов перешло в несколько неопределенное царство права.

Важнейшей целью права является упорядочение деятельности индивидов – членов общества путем установления норм или правил поведения, которые они должны соблюдать при реализации различных социальных связей.

Право есть метод организации общества, нацеленный на снижение социальной напряженности и устранение конфликтов.

Право призвано учреждать и поддерживать такой социальный порядок, который налагает на индивидов и социальные группы определенные обязанности, одновременно гарантируя им правоспособность и конкретные права.

Основная цель права – установить формальное равенство разных людей; обеспечить им возможность осуществить свое право; признать людей одинаково ценными для государства и в государстве. Если эта цель не достигается, то в обществе действует закон силы.

§ 15. Функции права

Под функцией права понимаются основные направления воздействия норм права на общественные отношения, поведение, сознание людей.

Право выполняет, прежде всего, регулятивную и охранительную функции.

Регулятивная функция состоит в упорядочении общественных отношений, которые представляются в виде задач, прав, обязанностей и ответственности. Важнейшим средством регулирования общественных отношений является договор.

Охранительная функция заключается в установлении мер ответственности за превышение прав, неисполнение обязанностей. Рассмотрение функций права дает возможность узнать, почему существует право, что оно дает обществу.

Есть еще одна точка зрения на функции права. По мнению американского юриста Лоуренса Фридмэна, основная функция права состоит в социальном контроле поведения людей в обществе. Правовая система рассматривается как часть системы социального контроля. Другая функция – урегулирование спорных вопросов, конфликтов. Следующая – перераспределение между людьми товаров и услуг.

Функция социального охранения состоит в том, что право можно рассматривать как мускулы и скелет общества. Закон защищает право каждого человека[14]. Важнейшая функция права – установление мира в обществе, мирного способа разрешения конфликтов.

§ 16. Субъективные права человека и возможности их реализации

Право делится на два вида: объективное и субъективное. Субъективное право – вид и мера возможного поведения лица. Объективное право – это система общеобязательных социальных норм, правил поведения, установленных государством и обеспечиваемых силой его принуждения. Его называют иногда позитивным правом. Объективное, или естественное право – вытекающий из самой природы человеческого разума императив, стоящий над государством и законом (См.: Юридический словарь. М., 2000.)

Перед каждым человеком стоит вопрос: как реализовывать свою свободу (возможности) или субъективное право в жизни, хотя бы для того, чтобы быть конкурентоспособным, приобрести максимально возможную свободу, выбрать и реализовать образ жизни, который человек выбрал.

Хотя люди наделены одинаковыми правами, они живут по-разному. По степени свободы людей можно условно разделить на четыре группы: нищие, бедные, средний класс, богатые. Нищие и бедные не имеют достаточной свободы, чтобы жить так, как они хотят. Почему это происходит? Причин много, но одна из основных состоит в том, что человек не пользуется своими правами.

Можно предложить сделать 23 шага к свободе, которые может реализовать каждый человек в течение всей своей жизни, и войти в средний класс, приобретя свободу, которая дает возможность жить так, как хочет человек:

первый шаг – получить максимально высокое профессиональное образование. Оно имеет следующие ступени: 1) начальное профессиональное образование; 2) среднее профессиональное образование; 3) высшее профессиональное образование с квалификацией «бакалавр»; 4) высшее профессиональное образование с квалификацией «специалист»; 5) высшее образование с квалификацией «магистр»; 6) подготовка кадров высшей квалификации – получение ученой степени «кандидат наук»; 7) получение ученой степени «доктор наук». Существует закономерность; чем выше профессиональное образование, тем выше может быть доход;

второй шаг – изучить мировой язык, например английский. Доход лиц, знающих иностранный язык, может быть выше дохода лиц языка, не знающих его;

третий шаг – выбрать вид работы, который позволит получать максимальный доход. Существуют следующие виды труда: 1) труд «на себя» (предпринимательский: индивидуальное предпринимательство – фрилансерство, микробизнес, малый бизнес, средний бизнес, крупный бизнес); 2) труд наемного работника; 3) работа в госоргане, муниципальном органе; 4) работа в международных организациях; 5) работа на свою семью, например, управляя капиталом семьи;

четвертый шаг – освоить правила создания собственной организации;

пятый шаг – поддерживать профессиональное общение с коллегами численностью до 120 человек – создать и поддерживать социальный капитал;

шестой шаг – получить доступ к мировым информационным ресурсам, записавшись в библиотеки мирового уровня: Лондонская (первая в мире по количеству единиц хранения, на сегодняшний день располагает около 150 млн ед.), http://www.bl.uk/; библиотека ООН им. Д. Хаммаршельда (http://www.un.org/); мировая цифровая библиотека (http://www.wdl.org/ru/item/); Российская государственная библиотека (http://rsl.ru/), Российская Государственная библиотека для слепых, библиотека Президента Ельцина Б. Н. в Санкт-Петербурге (www.prlib.ru) и т. д.;

седьмой шаг — научиться превращать доходы в капитал и его увеличивать. За тридцать лет работы человек может заработать капитал разметом 500 тысяч евро или 20 000 000 рублей, не считая стоимости машины и квартиры. Президент России в своем выступлении на расширенном заседании Госсовета 24.04.2012 г. сказал: «Человек стремится к материальному благополучию, потому что кроме достойных условий жизни оно дает свободу, дает возможность выбирать место жительства и род занятий, сохранять и укреплять здоровье, чувствовать себя уверенно, помогать другим»; Капитал[15] – ключевое понятие рыночной экономики. Он представляет собой самовозрастающую стоимость. В XXI веке появились человеческий, интеллектуальный, социальный, информационный, венчурный, репутационный, паблицитный и другие формы проявления капитала. Капитал как самовозрастающая стоимость процесса, результата.

Ключевым признаком капитала является соединение факторов производства (живого и овеществленного труда), производительного потребления, генерированой стоимости, непрерывного воспроизводства[16].

восьмой шаг – развивать свою компетенцию жителя муниципальной общины;

девятый шаг – развивать свою компетенцию гражданина России: избирателя, прав и обязанностей гражданина; участника общественной экспертизы законопроектов (zakon.gavernment.ru), участника открытого правительства;

десятый шаг – изучить и анализировать бюджеты страны на сайте «электронный бюджет»: муниципальный, субъекта РФ, Федеральный, для того, чтобы иметь представление и своё мнение о финансовом плане страны и, конечно же, управлять своим семейным бюджетом; граждане являются налогоплательщиками, и они должны знать, как используются эти средства, образующие бюджет;

одиннадцатый шаг – изучить закон о защите прав потребителей (изучить основы потребительского права) и научиться прагматично строить свои отношения с продавцами;

двенадцатый шаг – научиться использовать силу судов для защиты своих прав, свобод и законных интересов, изучить гражданский процессуальный, уголовный процессуальный, арбитражный процессуальный кодексы, административное судопроизводство, посетить судебные процессы для приобретения опыта защиты прав в суде;

тринадцатый шаг – знать своих трех депутатов: федерального, в субъекте РФ, муниципального, изучить статус депутата;

четырнадцатый шаг – изучать и совершенствовать свои знания права, создать и поддерживать свою юридическую библиотеку;

пятнадцатый шаг – постоянно заниматься самообразованием, повышать свой профессионализм до 100 %;

шестнадцатый шаг – научиться измерять свой профессионализм по стобалльной шкале;

семнадцатый шаг – построить дом, а не только квартиру в многоквартирном доме;

восемнадцатый шаг – посадить сад;

девятнадцатый шаг – создать семью и воспитать детей;

двадцатый шаг – постоянно повышать свою общую компетенцию;

двадцать первый шаг – освоить роль хозяина своего дома, муниципального образования, субъекта РФ, всей Федерации;

двадцать второй шаг — создать свой сайт;

двадцать третий шаг — открыть интернет-магазин и т. д.

Вопросы и темы для самостоятельного изучения

1. Создать правовую библиотеку правового обеспечения вашей будущей профессиональной деятельности.

2. Формы права.

3. Место российского права в системе мирового права.

4. Структура нормы права.

5. Механизм правового регулирования.

6. Приемы толкования нормы права.

7. Проанализируйте Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». Назовите все нормы, содержащиеся в статьях закона.

8. Каковы особенности нормы права в разных отраслях права?