Вы здесь

Правоведение. Учебно-методическое пособие в таблицах, схемах и определениях. Раздел 2. Правонарушения. Юридическая ответственность. (Ю. В. Бондаренко, 2014)

Раздел 2. Правонарушения. Юридическая ответственность.

Тема. Понятие правонарушения. Понятие юридической ответственности.

Юридические факты как основания возникновения, изменения и прекращения правовых отношений. Понятие правомерного поведения и его признаки. Правонарушение: понятие, признаки и его юридический состав. Юридическая ответственность: понятие, виды, принципы.

Основное содержание темы

Юридические факты – это конкретные жизненные обстоятельства, с которыми нормы права связывают возникновение, изменение или прекращение правоотношений.




Характеристика юридических фактов.


Правомерное поведение:

– это основная форма деятельности субъектов права в соответствии с предписаниями правовых норм.

– это поведение в рамках закона.

В демократическом обществе и правовом государстве правомерное поведение представляет собой общественно полезное явление, обеспечивающее нормальное функционирование общества.

Правомерное поведение определяется уровнем правосознания, которое означает отношение к действующему праву и вновь принимаемым правовым актам. Оно тесно связано с уровнем нравственного сознания. Взгляды, представления о праве передаются из поколения в поколение, воспитываются в процессе обучения, в семье.

Признаки правомерного поведения:

1. Находится в установленных законодательством рамках (формальный аспект).

2. Социально полезно, не противоречит общественным интересам и целям (содержательный аспект)

3. Является осознанным, что составляет его субъективную сторону.


Классификация правомерного поведения (в зависимости от мотивов)


Правонарушение (неправомерное поведение) – виновное поведение праводееспособного лица, которое противоречит предписанию норма права, причиняет вред обществу, государству и другим лицам и влечет за собой юридическую ответственность.

Признаки правонарушений:

1. Противоправность, т. е. нарушается конкретная норма права.

2. Деяние – действие (кража, превышение водителем дозволенной скорости, грабеж и пр.) и бездействие (неуплата налогов, неоправданный невыход на работу и пр.)

3. Общественная вредность: вред наносится обществу, государству или конкретным лицам, либо создается угроза такого вреда.

4. Виновность – правонарушитель избирает такой вариант поведения, который не соответствует нормам права.

Юридический состав правонарушения – это система признаков правонарушения, необходимых для возложения юридической ответственности.


СОСТАВ ПРАВОНАРУШЕНИЯ:


ВИДЫ ПРАВОНАРУШЕНИЙ:


Преступления (уголовные правонарушения) – отличаются максимальной степенью общественной вредности, посягают на наиболее значимые интересы, охраняемые от посягательств уголовным законодательством. Перечень преступлений, предусмотренных уголовным законодательством, является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.

Проступки отличаются меньшей степенью социальной опасности (вредности).

Классификация проступков:

Гражданско-правовые – совершаются в сфере имущественных и личных неимущественных отношений (неисполнение обязательств по договору, распространение сведений порочащих честь и достоинство гражданина и т. п.)

Административно-правовые – посягающие на установленные законом общественный порядок, на отношения в области исполнительно-распорядительной деятельности (нарушение правил дорожного движения, появление в общественном месте в нетрезвом виде и т. п.)

Дисциплинарные – совершаются в сфере трудовых отношений и посягают на внутренний трудовой распорядок деятельности организации (прогул, несоблюдение расписания и т. п.)

Юридическая ответственность: понятие, виды, принципы.

Юридическая ответственность – это применение к правонарушителю санкций правовых норм, указанных в них определенных мер ответственности.

Виды юридической ответственности:

Ретроспективная (есть исполнение правонарушителем обязанностей на основе государственного принуждения, правовое отношение, возникающее между государством и личностью, на которую возлагаются обязанности претерпеть в предусмотренной законом форме неблагоприятные последствия и лишения за совершенное правонарушение)

Гражданско-правовая (возмещение вреда, штраф, пеня)

Административно-правовая (штраф, административный арест)

Дисциплинарная (выговор, увольнение и др.)

Уголовная (лишение свободы, арест, лишение военного звания и др.)

Позитивная (есть сознание и воспроизведение личностью в своем поведении необходимости выполнения долга)

Конституциональная

Функциональная

Персональная

Принципы юридической ответственности:

Законность

Гуманизм

Справедливость

Презумпция невиновности

Индивидуальность

Ответственность только за вину

Целесообразность

Неотвратимость

Обстоятельства, исключающие противоправность деяния и юридическую ответственность.

Невменяемость (лицо не отдает отчет в своих действиях);

Необходимая оборона (имеет место при защите интересов государства, общества, личности от преступного посягательства путем причинения нападающему вреда);

Крайняя необходимость (допустимая в случаях устранения опасности, угрожающей интересам государства, общества, личности, если ее нельзя было устранить другими средствами и если причиненный вред меньше, чем предотвращенный);

Малозначительность общественной опасности;

Казус (случай).


В результате изучения учебных вопросов занятия ВЫ должны ЗНАТЬ:

– понятие, признаки, состав правонарушений;

– понятие, основные признаки и виды юридической ответственности;

– субъект, объект, субъективная, объективная стороны правонарушения.

УМЕТЬ:

– использовать указанные знания в своей профессиональной деятельности.

ВЛАДЕТЬ:

– методиками толкования нормативных правовых актов и их отдельных норм в правовых системах современности;

– практическим анализом логики различного рода рассуждений.

ИМЕТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ:

– о понятии, признаках и составе правонарушений;

– о понятии, основных признаках и видах юридической ответственности;

– о субъекте, объекте, субъективной, объективной сторонах правонарушения.

Текущий контроль

Задание 1. Охарактеризуйте элементы структуры правоотношения.

ОБРАЗЕЦ. Структура трудового правоотношения:

– Субъекты: работник (физическое лицо), работодатель (юридическое или физическое лицо).

– Объект: работа определе́нной квалификации, которую предоставляет работник работодателю за определе́нную плату.

– Содержание: это правоотношение, в котором обе стороны получают как субъективные права, так и юридические обязанности. Взаимодействие по двум направлениям:

1) субъективному праву работника на оборудованное рабочее место, соблюдение санитарно-гигиенических норм труда, оплачиваемый отпуск и т. п. соответствует юридическая обязанность работодателя предоставить ему это;

2) юридической обязанности работника исполнять правила внутреннего распорядка, не нарушать трудовую дисциплину, выполнять нормативы труда, соблюдать технику безопасности и т. п. соответствует субъективное право работодателя потребовать исполнения всего этого.

По вышеприведенному образцу охарактеризуйте:

1. Гражданское правоотношение купли-продажи сапог. Гражданка М. приобрела зимние сапоги в магазине «О-Обувь». Субъекты: Объект: Содержание: 1) 2) 3)

2. Административное охранительное правоотношение, возникшее вследствие нарушения водителем ПДД. Водитель К., находясь в нетрезвом состоянии за рулем своего личного автомобиля, был остановлен сотрудником ГАИ. Субъекты: Объект: Содержание: 1)2)3)

Задание 2. Распределите по видам юридические факты, значимые для жизни гражданина: а) рождение; б) получение образования; в) достижение возраста 18 лет; г) покупка автомобиля; д) вступление в брак; е) рождение ребенка; ж) наводнение; з) расторжение брака; и) денежная реформа, к) достижение пенсионного возраста; л) самоубийство; м) естественная смерть. Факты события: Факты действия:

Задание 3. Творческое задание. Приведите пример того, как один и тот же юридический факт одновременно является правообразующим, правоизменяющим и правопрекращающим для нескольких правоотношений. Юридический факт

A) является правообразующим для правоотношения

Б) является правоизменяющим для правоотношения

B) является правопрекращающим для правоотношения Задание 4. В данных утверждениях вставьте пропущенное слово:

A) Не может быть субъектом правонарушения лицо, призванное в установленном законом порядке_______________

Б) Отрицательное психическое отношение субъекта к совершаемому противоправному деянию называется______________

B) Субъектом преступления может быть только_______________лицо.

Г) Совокупность внешних признаков деяния, характеризующих его как правонарушение, называется_____________

Д) Лицо, нарушившее порядок государственного управления, закрепленный в соответствующих Правилах (ПДД, Правилах противопожарной безопасности, Правилах перевоза пассажиров и т. п.), привлекается к __________________________ответственности.

Задание 5. Охарактеризуйте элементы состава правонарушения.

ОБРАЗЕЦ. Совершен административный проступок: Водитель К., 18 мая 2013 г., следуя из Владивостока в Находку, значительно превысил скорость, установленную для участка дороги в районе аэропорта.

– Субъект: водитель (физическое лицо), праводееспособное в полном объеме.

– Объект: безопасность дорожного движения.

– Объективная сторона: 18 октября, шоссе в районе аэропорта, превышение скорости на 45 км.

– Субъективная сторона – прямой умысел.

По вышеприведенному образцу охарактеризуйте:

1. Состав уголовного преступления. Гражданин N, 24 лет, поссорившись со своим приятелем на почве ревности, решил убить его, подкараулив его в подъезде вечером, нанес три удара ножом, от которых пострадавший скончался.

Субъект:

Объект:

Объективная сторона:

Субъективная сторона:

2. Состав дисциплинарного проступка. Гражданин К., 37 лет, работающий охранником, назначил свидание продавщице находящегося поблизости магазина, вследствие чего в течение двух часов отсутствовал на охраняемом объекте.

Субъект:

Объект:

Объективная сторона:

Субъективная сторона:

Задание 6. Найдите ошибки, допущенные в газетной публикации: «В связи с участившимися случаями безбилетного проезда на городском транспорте, городская администрация г. Урюпинска приняла закон, квалифицирующий это деяние как преступление, и установила за него наказание в виде 6 месяцев каторжных работ».

1)

2)

3)

4)

5)

Задание 7. Распределите правонарушения по степени общественного вреда:

а) опоздание на работу;

б) похищение человека;

в) контрабанда наркотиков;

г) задержка оплаты коммунальных платежей;

д) неподача декларации о доходах;

е) кража;

ж) охота без лицензии;

з) угон автомобиля;

и) розничная торговля в неустановленном месте;

к) превышение скорости;

л) недостоверное декларирование груза;

м) появление в общественном месте в нетрезвом виде.

Проступки Преступления

Задание 8. Определите вид юридической ответственности.

A) Наступает за совершение трудовых и иных служебных правонарушений, налагается властью руководителя предприятия или учреждения –

Б) Наступает за причинение вреда имущественным и личным неимущественным правам других лиц, налагается по суду и по договору (например в форме пени – договорной ответственности) –

B) Наступает за совершение преступлений, налагается исключительно в судебном порядке –

Г) Наступает за нарушение правил государственного управления, налагается властью компетентных в данной сфере государственного управления должностных лиц – Задание 9. Терминологический контроль Норма права –

Институт права –

Подотрасль права –

Отрасль права –

Предмет отрасли права –

Метод отрасли права –

Правоотношение –

Правосубъектность –

Правоспособность –

Дееспособность –

Деликтоспособность –

Субъективное право –

Объект правоотношения –

Юридический факт –

Правонарушение –

Преступление –

Проступок –

Вина –

Юридическая ответственность –

Правомерное поведение –

Тестовые задания

1. Признаки правомерного поведения:

а) конкретная связь между субъектами выражается через их субъективные права и юридические обязанности;

б) социально полезно, не противоречит общественным интересам и целям;

в) является осознанным, что составляет его субъективную сторону;

г) находится в установленных законодательством рамках.

2. К физическим лицам правоотношения можно отнести:

а) лица без гражданства;

б) общественные организации;

в) иностранные граждане;

г) благотворительные фонды.

3. Правоспособность – это:

а) способность быть субъектом права;

б) возможность субъекта быть носителем прав и обязанностей;

в) способность нести юридическую ответственность за правонарушения;

г) возможность лица своими собственными действиями приобретать и осуществлять субъективные права и юридические обязанности.

4. Основные права и свободы человек имеет:

а) с момента рождения и до смерти;

б) по достижению возраста 14 лет;

в) по достижению возраста 18 лет;

г) по достижению возраста 21 год.

5. Общественно – опасное, противоправное, виновное деяние деликтоспособного лица, влекущие за собой юридическую ответственность это:

а) правонарушение;

б) преюдиция;

в) аналогия;

г) гипотеза.

6. Правонарушение – это:

а) такое общественное отношение, в котором стороны связаны между собой взаимными юридическими правами и обязанностями, охраняемые государством;

б) виновное поведение праводееспособного лица, которое противоречит предписанию норм права, причиняет вред обществу, государству и другим лицам и влечет за собой юридическую ответственность;

в) это санкционированное государством правило поведения;

г) основная форма деятельности субъектов права в соответствии с предписаниями правовых норм.

7. Признаками объективной стороны правонарушения является:

а) противоправное деяние;

б) мотив;

в) вина;

г) противоправный результат.

8. Субъектом правонарушения является:

а) ценные бумаги и документы;

б) физическое лицо;

в) нематериальные блага;

г) жизнь, здоровье человека.

9. Преступления классифицируются на:

а) уголовно-правовые;

б) дисциплинарные;

в) гражданско-правовые;

г) административно-правовые.

10. Признаки правонарушений:

а) противоправность, общественная опасность, юридическая ответственность;

б) субъект, субъективная сторона, объект, объективная сторона;

в) субъект, объект, содержание;

г) общественная опасность, наказуемость, противоправность.

11. Правомерное поведение – это:

а) поведение в рамках закона;

б) виновное поведение праводееспособного лица;

в) поведение, которое противоречит предписанию норм права, причиняет вред обществу, государству и другим лицам и влечет за собой юридическую ответственность;

г) основная форма деятельности субъектов права в соответствии с предписаниями правовых норм.

12. Признаками субъективной стороны правонарушения является:

а) мотив;

б) вина;

в) цель;

г) противоправный результат.

13. Объектом правонарушения является:

а) человек;

б) вина;

в) материальные ценности;

г) жизнь, здоровье человека.

14. Проступки классифицируются на:

а) уголовно-правовые;

б) дисциплинарные;

в) гражданско-правовые;

г) административно-правовые.

15. Состав правонарушения – совокупность признаков, характеризующих:

а) объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона;

б) объект, субъект;

в) субъект, субъективная сторона;

г) объект, объективная сторона.

16. К видам юридической ответственности относится:

а) гражданско-правовая ответственность;

б) уголовная ответственность;

в) моральная ответственность;

г) дисциплинарная ответственность.

17. Ответственность за преступления предусмотрена нормами:

а) административного права;

б) гражданского права;

в) уголовного права;

г) конституционного права.

18. С какого минимального возраста наступает уголовная ответственность:

а) с 18 лет;

б) с 16 лет;

в) с 15 лет;

г) с 14 лет.

19. Уголовная ответственность применяется за:

а) правонарушения;

б) проступки;

в) преступления и проступки;

г) преступления.

20. С какого возраста наступает дисциплинарная ответственность:

а) с 18 лет;

б) с 16 лет;

в) с 15 лет;

г) с 14 лет.

21. С какого возраста наступает административная ответственность:

а) с 18 лет;

б) с 16 лет;

в) с 15 лет;

г) с 14 лет.

22. С какого возраста наступает гражданско-правовая ответственность:

а) с 18 лет;

б) с 16 лет;

в) с 15 лет;

г) с 14 лет.

По выполнению программы учебного занятия:

В рабочую тетрадь запишите:

термины и определения, которые были не поняты при изучении раздела;

вопросы, которые возникли при изучении раздела.

Выясните то, что у Вас вызвало затруднения.