Глава 2. Правовые основы различных видов медицинской деятельности
2.1. Виды медицинской помощи и формы ее оказания
Под медицинской помощью законодательством определяется комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг.
Медицинская услуга – это медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение.
Отраслевой классификатор «Простые медицинские услуги», медицинскую услугу определяет как:
простую – неделимая услуга, выполняемая по формуле: (пациент) + (специалист) = (один элемент профилактики, диагностики или лечения);
сложную – набор простых медицинских услуг, который требует для своей реализации определенного состава персонала, комплексного технического оснащения, специальных помещений и т. д., отвечающий формуле: (пациент) + (комплекс простых услуг) = (этап профилактики, диагностики или лечения);
комплексную – набор сложных и (или) простых медицинских услуг, заканчивающихся либо проведением профилактики, либо установлением диагноза, либо окончанием проведения определенного этапа лечения (стационарный, реабилитационный и т. д.) по формуле: (пациент) + (простые + комплексные услуги) = (проведение профилактики, установление диагноза или окончание проведения определенного этапа лечения).
По функциональному назначению медицинские услуги делятся на:
– лечебно-диагностические – направленные на установление диагноза или лечение заболевания, включая оказание помощи при физиологических родах и в неонатологии при отсутствии патологии со стороны новорожденного;
– профилактические – диспансеризация, вакцинация, физкультурно-оздоровительные мероприятия, санпросветработа;
– восстановительно-реабилитационные – связанные с социальной и медицинской реабилитацией больных;
– транспортные – перевозка больных с использованием службы «скорой помощи» и «санавиации», оказание неотложной медицинской помощи в процессе транспортирования.
Основными требованиями к условиям оказания медицинской помощи являются санитарные правила и гигиенические нормативы, требования к оснащению медицинской техникой и изделиями медицинского назначения, необходимыми для выполнения манипуляций и процедур, согласно технологическим требованиям к их выполнению.
Требования к квалификации, аттестации и сертификации медицинского, фармацевтического и вспомогательного персонала будут являться основой для создания программ подготовки и последипломного образования кадров в соответствии с классификатором специальностей в системе здравоохранения (образовательные стандарты). Виды медицинской помощи представлены в табл. 4.
Медицинская помощь может оказываться в условиях вне медицинской организации (по месту вызова бригады скорой медицинской помощи, в транспортном средстве при медицинской эвакуации), амбулаторно, т. е. в условиях, не предусматривающих круглосуточного медицинского наблюдения и лечения, в дневном стационаре (в условиях, предусматривающих медицинское наблюдение и лечение в дневное время, но не требующих круглосуточного медицинского наблюдения и лечения), а также стационарно при обеспечении круглосуточного медицинского наблюдения и лечения.
Законодательством выделяются следующие формы оказания медицинской помощи.
Экстренная – медицинская помощь, оказываемая при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, представляющих угрозу жизни пациента.
Неотложная – медицинская помощь, оказываемая при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний без явных признаков угрозы жизни пациента.
Плановая – медицинская помощь, которая оказывается при проведении профилактических мероприятий, при заболеваниях и состояниях, не сопровождающихся угрозой жизни пациенту, не требующих экстренной и неотложной медицинской помощи, и отсрочка оказания которой на определенное время не повлечет за собой ухудшения состояния пациента, угрозы его жизни и здоровью.
Таблица 4. Виды медицинской помощи (ст. 32 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»)
Медицинская помощь организуется и оказывается:
– в соответствии с порядком оказания медицинской помощи, обязательным для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, который разрабатывается по отдельным ее видам, профилям, заболеваниям или состояниям (группам заболеваний или состояний) и включает в себя этапы оказания медицинской помощи, правила организации деятельности медицинской организации, стандарт оснащения медицинской организации, ее структурных подразделений, рекомендуемые штатные нормативы медицинской организации, ее структурных подразделений и пр.;
– на основе стандартов медицинской помощи, которые разрабатываются в соответствии с номенклатурой медицинских услуг и включают в себя усредненные показатели частоты предоставления и кратности применения медицинских услуг; зарегистрированных на территории Российской Федерации лекарственных препаратов (с указанием средних доз) в соответствии с инструкцией по применению лекарственного препарата и фармакотерапевтической группой по анатомо-терапевтическо-химической классификации, рекомендованной Всемирной организацией здравоохранения, медицинских изделий, имплантируемых в организм человека, компонентов крови, видов лечебного питания, включая специализированные продукты лечебного питания, иного, исходя из особенностей заболевания (состояния).
Назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.
Порядки оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Законодательством отдельно выделена медицинская помощь гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, и гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих.
Гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, оказывается медицинская помощь и обеспечивается диспансерное наблюдение в соответствующих лечебно-профилактических учреждениях бесплатно или на льготных условиях. В Перечень социально значимых заболеваний входят: туберкулез, инфекции, передающиеся преимущественно половым путем, гепатиты В, С, болезнь, вызванная вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ), злокачественные новообразования, сахарный диабет, психические расстройства и расстройства поведения, болезни, характеризующиеся повышенным кровяным давлением.
Гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, перечень которых определяется Правительством РФ, медицинская помощь оказывается в предназначенных для этой цели учреждениях государственной системы здравоохранения в рамках Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи. К данным заболеваниям относятся болезнь, вызванная вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ), вирусные лихорадки, передаваемые членистоногими, и вирусные геморрагические лихорадки, гельминтозы, гепатиты В, С, дифтерия, инфекции, передающиеся преимущественно половым путем, лепра, малярия, педикулез, акариаз и другие инфестации, сап и мелиоидоз, сибирская язва, туберкулез, холера, чума.
Отдельно организуется медицинская помощь гражданам, страдающим редкими (орфанными) заболеваниями, то есть имеющими распространенность не более 10 случаев заболевания на 100 тыс. населения. Формируется Федеральный регистр данных лиц, которые обеспечиваются лекарственными препаратами и методами лечения.
Законодатель впервые определил понятие первой помощи, которая оказывается до оказания медицинской помощи гражданам при несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях и заболеваниях, угрожающих их жизни и здоровью, лицами, обязанными оказывать первую помощь в соответствии с федеральным законом или со специальным правилом и имеющими соответствующую подготовку (например, сотрудниками органов внутренних дел РФ, сотрудниками, военнослужащими и работниками Государственной противопожарной службы, спасателями аварийно-спасательных формирований и аварийно-спасательных служб).
2.2. Медицинская деятельность по планированию семьи и регулированию репродуктивной функции человека
Юридически жизнь человека есть жизнь его мозга, и начало жизни мозга означает начало жизни человека. Следовательно, с правовых позиций начальная граница жизни человека на сегодняшний день как минимум должна связываться с появлением оформившейся массы мозговых клеток (рождением головного мозга), делающих плод жизнеспособным. А это происходит еще в материнской утробе задолго до рождения самого ребенка (к пятому месяцу беременности). В медицинской литературе описаны случаи, когда дети, рожденные на этом сроке, выживали. Поведение плода в этот период также дает основание считать его человеком.
Федеральный закон от 21.11.2011 г. «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» определяет, что моментом рождения ребенка является момент отделения плода от организма матери посредством родов. Медицинские критерии рождения, в том числе сроки беременности, масса тела ребенка при рождении и признаки живорождения, а также порядок выдачи документа о рождении и его форма утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Законодательством выделены следующие направления правового регулирования медицинской деятельности по планированию семьи и регулированию репродуктивной функции человека (глава 6 Федерального закона от 21.11.2011 г. «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).
Искусственное оплодотворение и имплантация эмбриона.
Вспомогательные репродуктивные технологии представляют собой методы лечения бесплодия, при применении которых отдельные или все этапы зачатия и раннего развития эмбрионов осуществляются вне материнского организма (в том числе с использованием донорских и/или криоконсервированных половых клеток, тканей репродуктивных органов и эмбрионов, а также суррогатного материнства).
Эта медицинская деятельность может осуществляться в учреждениях, получивших лицензию на медицинскую деятельность, при наличии письменного согласия супругов (одинокой женщины).
Сведения о проведенных искусственном оплодотворении и имплантации эмбриона, а также о личности донора составляют врачебную тайну.
Женщина имеет право на информацию о процедуре искусственного оплодотворения и имплантации эмбриона, о медицинских и правовых аспектах ее последствий, о данных медико-генетического обследования, внешних данных и национальности донора. Эти сведения предоставляются врачом, осуществляющим медицинское вмешательство.
Искусственное прерывание беременности. Законодательством закреплено право женщины самостоятельно решать вопрос о материнстве. Искусственное прерывание беременности проводится по желанию женщины при наличии информированного добровольного согласия при сроке беременности до двенадцати недель. Законом установлено время для обдуманного решения о прерывании беременности – не ранее 48 часов с момента обращения женщины в медицинскую организацию для искусственного прерывания беременности при сроке беременности четвертая – седьмая недели, при сроке беременности одиннадцатая – двенадцатая недели, но не позднее окончания двенадцатой недели беременности. Не ранее семи дней с момента обращения женщины в медицинскую организацию для искусственного прерывания беременности при сроке беременности восьмая – десятая недели. Искусственное прерывание беременности по социальным показаниям проводится при сроке беременности до двадцати двух недель, а при наличии медицинских показаний – независимо от срока беременности.
Искусственное прерывание беременности проводится в рамках программ обязательного медицинского страхования в учреждениях, получивших лицензию на медицинскую деятельность, врачами, имеющими специальную подготовку.
Перечень медицинских показаний для искусственного прерывания беременности определяется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере здравоохранения. Среди них – туберкулез, краснуха, злокачественные новообразования, требующие проведения химиотерапии или лучевой терапии на область малого таза, сахарный диабет с тяжелой нефропатией, впервые диагностированные острые лейкозы, хронические и затяжные психические расстройства с тяжелыми стойкими болезненными проявлениями, тяжелое течение эпилепсии и др. Кроме того, помимо заболеваний, показанием для искусственного прерывания беременности является также и физиологическая незрелость беременной женщины до достижения возраста 15 лет.
Постановлением Правительства РФ утвержден «Перечень социальных показаний для искусственного прерывания беременности». В него входят: наличие решения суда о лишении или об ограничении родительских прав, беременность в результате изнасилования, пребывание женщины в местах лишения свободы, наличие инвалидности I–II группы у мужа или смерть мужа во время беременности.
Незаконное проведение искусственного прерывания беременности влечет за собой уголовную ответственность.
Медицинская стерилизация как специальное медицинское вмешательство в целях лишения человека способности к воспроизводству потомства или как метод контрацепции может быть проведена только по письменному заявлению гражданина в возрасте старше тридцати пяти лет или гражданина, имеющего не менее двух детей, а при наличии медицинских показаний и информированного добровольного согласия гражданина – независимо от возраста и наличия детей.
Перечень медицинских показаний для медицинской стерилизации определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере здравоохранения. К таким заболеваниям, в частности, относятся туберкулез органов дыхания и других органов, впервые диагностированные острые лейкозы, лимфогранулематоз, сахарный диабет с терминальной почечной недостаточностью на заместительной почечной терапии при невозможности трансплантации почки, тяжелые хронические психические расстройства, наследственные и дегенеративные психические расстройства, тяжелые инвалидизирующие некурабельные заболевания нервной системы, злокачественные новообразования органа зрения, ревматические и врожденные пороки сердца, развитие тяжелой дыхательной недостаточности, независимо от характера первичной легочной патологии и/или легочной гипертензии, печеночная недостаточность, краниосиностоз, системная красная волчанка и др. По заявлению законного представителя совершеннолетнего лица, признанного в установленном законом порядке недееспособным, если такое лицо по своему состоянию не способно выразить свою волю, медицинская стерилизация возможна по решению суда, принимаемому с участием совершеннолетнего лица, признанного в установленном законом порядке недееспособным.
Вопрос о медицинской стерилизации женщин решается с учетом заключения специалистов по профилю основного заболевания.
Медицинская стерилизация проводится в учреждениях государственной или муниципальной системы здравоохранения, получивших лицензию на медицинскую деятельность.
Незаконное проведение искусственного оплодотворения и имплантации эмбриона, искусственного прерывания беременности, медицинской стерилизации влечет за собой уголовную ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
Федеральный закон от 21.11.2011 г. «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» определяет суррогатное материнство как вынашивание и рождение ребенка (в том числе преждевременные роды) по договору, заключаемому между суррогатной матерью (женщиной, вынашивающей плод после переноса донорского эмбриона) и потенциальными родителями, чьи половые клетки использовались для оплодотворения, либо одинокой женщиной, для которых вынашивание и рождение ребенка невозможно по медицинским показаниям. Суррогатная мать не может быть одновременно донором яйцеклетки.
Суррогатной матерью может быть женщина в возрасте от двадцати до тридцати пяти лет, имеющая не менее одного здорового собственного ребенка, получившая медицинское заключение об удовлетворительном состоянии здоровья, давшая письменное информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство. Женщина, состоящая в зарегистрированном браке, может быть суррогатной матерью только с письменного согласия супруга.
2.3. Законодательство о донорстве крови и ее компонентов
Федеральный закон от 20.07.2012 «О донорстве крови и ее компонентов» (в последующих редакциях) устанавливает правовые, экономические и социальные основы развития донорства крови и ее компонентов в Российской Федерации в целях организации заготовки, хранения, транспортировки донорской крови и ее компонентов, обеспечения ее безопасности и клинического использования, а также охраны здоровья доноров крови и ее компонентов, реципиентов и защиты их прав.
Донорство крови и (или) ее компонентов основывается на принципах безопасности донорской крови и ее компонентов; добровольности сдачи крови и (или) ее компонентов; сохранения здоровья донора при выполнении им донорской функции; обеспечения социальной поддержки и соблюдения прав доноров; поощрения и поддержки безвозмездного донорства крови и (или) ее компонентов.
Донором вправе быть дееспособное лицо, являющееся гражданином Российской Федерации либо иностранным гражданином, проживающим на территории Российской Федерации на законных основаниях не менее одного года, или лицом без гражданства, и достигшее возраста 18 лет или приобретшее полную дееспособность до достижения им возраста 18 лет в соответствии с законодательством Российской Федерации, изъявившее добровольное желание сдать кровь и (или) ее компоненты, прошедшее добровольно медицинское обследование и не имеющее медицинских противопоказаний для сдачи крови и (или) ее компонентов.
Защита прав донора и охрана его здоровья, а также предоставление ему мер социальной поддержки гарантируются государством (табл. 5).
Донор, умышленно скрывший или исказивший известную ему информацию о состоянии здоровья при выполнении донорской функции, несет ответственность, установленную законодательством Российской Федерации, если такие действия повлекли или могли повлечь за собой нанесение вреда жизни или здоровью реципиентов.
На донора при аутологичной трансфузии донорской крови и (или) ее компонентов не распространяются меры социальной поддержки, установленные ст. 22 Федерального закона от 20.07.2012 «О донорстве крови и ее компонентов».
Необходимым предварительным условием при переливании донорской крови и (или) ее компонентов является дача информированного добровольного согласия реципиента или его законного представителя на переливание донорской крови и (или) ее компонентов на основании предоставленной в доступной форме полной информации о целях и методах переливания, о возможных последствиях для здоровья в связи с предстоящей манипуляцией.
Таблица 5. Права и обязанности донора крови
Информированное добровольное согласие реципиента или его законного представителя на переливание донорской крови и (или) ее компонентов и на отказ от трансфузии, а также переливание донорской крови и (или) ее компонентов без согласия реципиента или его законного представителя осуществляется с соблюдением требований, установленных частями 1–5 и 7–10 ст. 20 «Информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство и на отказ от медицинского вмешательства» Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
Возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью человека вследствие деятельности в сфере обращения донорской крови и (или) ее компонентов или противоправных действий субъектов обращения донорской крови и (или) ее компонентов, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Гарантии и компенсации донорам крови и ее компонентов представлены в табл. 6.
Таблица 6. Гарантии и компенсации донорам
Граждане Российской Федерации, награжденные нагрудным знаком «Почетный донор СССР» и постоянно проживающие на территории Российской Федерации, имеют право на меры социальной поддержки, определенные для лиц, награжденных нагрудным знаком «Почетный донор России».
Организация донорства крови и ее компонентов
Заготовку и хранение донорской крови и (или) ее компонентов осуществляют следующие субъекты обращения донорской крови и (или) ее компонентов: медицинские организации государственной системы здравоохранения; организации федеральных органов исполнительной власти, в которых Федеральным законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба; медицинские организации, которые подведомственны уполномоченным органам местного самоуправления и соответствующие структурные подразделения которых созданы не позднее 1 января 2006 г. на основании лицензии на медицинскую деятельность с указанием заготовки и хранения донорской крови и (или) ее компонентов в качестве составляющих частей лицензируемого вида деятельности.
Клиническое использование донорской крови и (или) ее компонентов осуществляют медицинские организации, а также образовательные организации, научные организации, осуществляющие оказание медицинской помощи, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности; организации федеральных органов исполнительной власти, в которых Федеральным законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба на основании лицензии на медицинскую деятельность с указанием трансфузиологии в качестве составляющей части лицензируемого вида деятельности.
В соответствии с законодательством не допускается клиническое использование донорской крови и (или) ее компонентов в иных целях, кроме лечебных.
Взятие крови и ее компонентов проводится после медицинского обследования донора в порядке, определенном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения.
Кровь, ее компоненты, выпускаемые организациями, осуществляющими заготовку, переработку, хранение и обеспечение безопасности донорской крови и ее компонентов, подлежат контролю со стороны федерального органа исполнительной власти, в компетенцию которого входит осуществление государственного контроля и надзора в сфере здравоохранения.
Работодатели, руководители организаций, должностные лица организаций федеральных органов исполнительной власти, в которых Федеральным законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, обязаны:
1) оказывать содействие субъектам обращения донорской крови и (или) ее компонентов в привлечении доноров к сдаче крови и (или) ее компонентов;
2) предоставлять работникам и военнослужащим, сдавшим кровь и (или) ее компоненты, гарантии и компенсации, установленные законодательством Российской Федерации;
3) предоставлять безвозмездно необходимые помещения для донации.
Ввоз на территорию Российской Федерации и вывоз за пределы территории Российской Федерации донорской крови и ее компонентов допускаются по решению Правительства Российской Федерации при оказании гуманитарной помощи. Продажа донорской крови и (или) ее компонентов, полученных в пределах территории Российской Федерации, в другие государства запрещается.
2.4. Законодательство о трансплантации органов и тканей человека
Операции по трансплантации в нашей стране давно стали обычным делом в медицинской практике, но ряд проблем до сих пор существует. В данной главе мы рассмотрим эти проблемы.
Трансплантация (лат. transplantatio – пересаживание) – это хирургический метод лечения, связанный с пересадкой органов и (или) тканей.
Началом трансплантологии как науки в нашей стране можно считать хирургические опыты Н. И. Пирогова и исследования в области иммунологии И. И. Мечникова. В 1933 г. русский хирург Ю. Ю. Вороной совершил первую в мире пересадку трупной почки. В 1960-х годах профессор В. П. Демихов проводил опыты по пересадке головы на собаках. По мнению М. Н. Малеиной и В. И. Покровского первым российским нормативным актом в этой области можно считать «Инструкцию для взятия трупной роговицы» 1935 г.
В современном законодательстве существуют два основных законодательных акта, регулирующих вопросы трансплантации. Это Федеральный закон от 21.11.2011 г. «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», и закон РФ от 22.12.1992 г. «О трансплантации органов и (или) тканей человека». Действие последнего закона не распространяется на органы, их части и ткани, имеющие отношение к процессу воспроизводства человека, включающие в себя репродуктивные ткани (яйцеклетку, сперму, яичники, яички и эмбрионы), а также на кровь и ее компоненты.
Законодательством определено, что трансплантация органов и (или) тканей от живого донора или трупа может быть применена только в случае, если другие медицинские средства не могут гарантировать сохранения жизни реципиента либо восстановления его здоровья. Объектами трансплантации могут быть сердце, легкое, почка, печень, костный мозг и другие органы и (или) ткани, перечень которых определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения и социального развития, совместно с Российской академией медицинских наук.
В настоящее время приказом Минздравсоцразвития России и РАМНот 25.05.2007 г. № 357/40 утвержден следующий перечень органов и тканей человека – объектов трансплантации:
Органы: сердце, легкое, комплекс сердце-легкое, печень, почка, поджелудочная железа с 12-перстной кишкой, селезенка, эндокринные железы (гипофиз, надпочечники, щитовидная железа, паращитовидная железа, слюнная железа, яичко), кишечник и его фрагменты.
Ткани: костный мозг, трахея, глазное яблоко (роговица, склера, хрусталик, сетчатка), верхняя конечность и ее фрагменты, нижняя конечность и ее фрагменты, твердая мозговая оболочка, кости свода черепа, нижняя челюсть, височная фасция, сосуды (участки сосудистого русла), сухожилие длинного сгибателя большого пальца, сухожилие передней большеберцовой мышцы, широчайшая фасция бедра, реберный хрящ, дермальный слой кожи, подкожно-жировая клетчатка подошвенной области стопы, фиброзная капсула почки, серозная капсула печени, белочная оболочка яичка.
Действие данного закона не распространяется на органы, их части и ткани, имеющие отношение к процессу воспроизводства человека, включающие в себя репродуктивные ткани (яйцеклетку, сперму, яичники, яички или эмбрионы), на кровь и ее компоненты, на препараты и пересадочные материалы, для приготовления которых использованы тканевые компоненты.
Изъятие органов и тканей для трансплантации (пересадки) у живого донора допустимо только в случае, если по заключению врачебной комиссии медицинской организации с привлечением соответствующих врачей-специалистов, оформленному в виде протокола, его здоровью не будет причинен значительный вред.
Трансплантация (пересадка) органов и тканей человека допускается при наличии информированного добровольного согласия совершеннолетнего дееспособного реципиента, а в отношении несовершеннолетнего реципиента, а также в отношении реципиента, признанного в установленном законом порядке недееспособным, если он по своему состоянию не способен дать информированное добровольное согласие, – при наличии информированного добровольного согласия одного из родителей или иного законного представителя, данного в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Совершеннолетний дееспособный гражданин может в устной форме в присутствии свидетелей или в письменной форме, заверенной руководителем медицинской организации либо нотариально, выразить свое волеизъявление о согласии или о несогласии на изъятие органов и тканей из своего тела после смерти для трансплантации (пересадки) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В случае отсутствия волеизъявления совершеннолетнего дееспособного умершего право заявить о своем несогласии на изъятие органов и тканей из тела умершего для трансплантации (пересадки) имеют супруг (супруга), а при его (ее) отсутствии – один из близких родственников (дети, родители, усыновленные, усыновители, родные братья и родные сестры, внуки, дедушка, бабушка).
В случае смерти несовершеннолетнего или лица, признанного в установленном порядке недееспособным, изъятие органов и тканей из тела умершего для трансплантации (пересадки) допускается на основании испрошенного согласия одного из родителей.
Информация о наличии волеизъявления гражданина вносится в медицинскую документацию гражданина.
Органы и ткани для трансплантации (пересадки) могут быть изъяты у трупа после констатации смерти в соответствии со ст. 66 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Не допускается принуждение к изъятию органов и тканей человека для трансплантации (пересадки).
Забор и заготовка органов и (или) тканей человека, а также их трансплантация осуществляются в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, включенных в перечень учреждений здравоохранения, осуществляющих трансплантацию органов и (или) тканей человека, утверждаемый управомоченным федеральным органом исполнительной власти.
Донор, изъявивший согласие на пересадку своих органов и (или) тканей, вправе:
– требовать от учреждения здравоохранения полной информации о возможных осложнениях для его здоровья в связи с предстоящим оперативным вмешательством по изъятию органов и (или) тканей;
– получать бесплатное лечение, в том числе медикаментозное, в учреждении здравоохранения в связи с проведенной операцией.
Врачам и иным сотрудникам учреждения здравоохранения запрещается разглашать сведения о доноре и реципиенте.
При причинении вреда здоровью донора или реципиента, связанного с нарушением условий и порядка изъятия органов и (или) тканей либо условиями и порядком трансплантации, предусмотренными законодательством, учреждение здравоохранения несет ответственность перед указанными лицами.
Законодательный порядок изъятия органов и тканей для трансплантации изложен ниже.
Не допускается изъятие органов и тканей у живого донора:
– не достигшего 18 лет (за исключением случаев пересадки костного мозга), признанного недееспособным;
– если установлено, что органы или ткани принадлежат лицу, страдающему болезнью, представляющей опасность для жизни и здоровья реципиента;
– у лиц, находящихся в служебной или иной зависимости от реципиента.
Условия изъятия у живого донора:
– если донор предупрежден о возможных осложнениях для его здоровья в связи с предстоящим оперативным вмешательством;
– если донор свободно и сознательно в письменной форме выразил согласие на изъятие;
– если донор прошел медицинское обследование и имеется соответствующее заключение консилиума врачей-специалистов.
Живой донор должен находиться с реципиентом в генетической связи, за исключением случаев пересадки костного мозга.
У трупа не допускается изъятие, если медицинская организация в установленном законодательством порядке поставлена в известность о том, что данное лицо при жизни либо иные лица в соответствии со ст. 47 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» заявили о своем несогласии на изъятие его органов и тканей после смерти для трансплантации.
Фиксация факта смерти осуществляется консилиумом врачей-специалистов на основе констатации необратимой гибели всего головного мозга, установленной в соответствии с процедурой, утвержденной управомоченным федеральным органом исполнительной власти. В диагностике смерти запрещается участие трансплантологов и членов бригад, обеспечивающих работу донорской службы и оплачиваемых ею.
Изъятие производится с разрешения главного врача учреждения здравоохранения.
При необходимости судебно-медицинской экспертизы разрешение на изъятие органов и (или) тканей у трупа должно быть дано также судебно-медицинским экспертом с уведомлением об этом прокурора.
2.5. Правовые основы оказания психиатрической помощи
Законодательство в области психического здоровья гарантирует предоставление высококачественной и доступной медицинской помощи, защиту прав пациентов, помощь в социализации лиц с психическими расстройствами и, как результат вышеперечисленных мер, содействует укреплению психического здоровья.
В течение истории отношение общества к лицам, страдающим психическими заболеваниями, значительно изменилось. В настоящее время выделяют 3 модели исполнения социальных задач, поставленных обществом перед психиатрической помощью. В первой модели («Медицинская модель психиатрического законодательства») перед психиатрами стояла задача ограждения общества от потенциально опасных проявлений душевных расстройств. Доминантную роль в ней играл врач-психиатр, который решал судьбу психически больного человека единолично. Ни о каких правах пациентов в те времена не было упоминаний. Вторая модель, «американская», получила развитие в середине XX столетия во времена активной борьбы за гражданские права. Проведенные реформы провозгласили приоритет прав лиц, страдающих психическими расстройствами, и разрешили госпитализировать пациентов в больницу только в случае возникновения опасности для себя и окружающих. Были установлены сроки, в течение которых разрешение на госпитализацию подвергалось судебному разбирательству. Более уравновешенной оказалась «английская модель», которая берет свое начало с принятия в 1983 г. «Закона о психическом здоровье» в Англии и Уэльсе.
В основе действующих законодательств в области психического здоровья лежат международные нормативные документы, история которых относится к современности. Определенные международные пакты, хотя и не ориентированы исключительно на то, чтобы гарантировать права лиц с психическими расстройствами, все же обеспечивают в законодательном порядке защиту прав человека в странах, подписавших такие соглашения.
Существуют следующие основные нормы международного права, закрепляющие права человека при оказании психиатрической помощи.
«Международный пакт о гражданских и политических правах» является универсальным международным документом, который содержит каталог прав, включающий в себя все права, содержащиеся во «Всеобщей декларации прав человека» 1948 г. Пактом создается Комитет по правам человека – один из 7 конвенционных органов ООН, наделенный компетенцией получать и рассматривать доклады от государств-участников, формулировать замечания общего порядка, принимать жалобы от одного государства-участника на другое, а также рассматривать сообщения о нарушении прав человека от отдельных лиц. Пакт ратифицирован Указом Президиума ВС СССР. В Протоколе закреплена такая функция Комитета по правам человека, как получение и рассмотрение индивидуальных сообщений от лиц, в отношении которых были нарушены положения Пакта. Компетенция Комитета рассматривать индивидуальные сообщения была признана СССР 05.07.1991 г. В ст. 7 «Международного пакта о гражданских и политических правах» предусмотрена защита всех индивидуумов, в том числе лиц с психическими расстройствами, от применения пыток или жестокого, бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания. А также ни одно лицо не должно без его добровольного согласия подвергаться медицинским или научным опытам.
«Конвенция о защите прав человека и основных свобод» (1950 г.) определяет, что права и свободы каждого человека гарантированы участвующими государствами. В рамках международного договора о защите прав человека был создан конкретный механизм их защиты; парламенты и судебные органы получили прочную основу в области прав человека для принятия и толкования законов. Конвенция определяет, что отдельные граждане и государства могут обращаться в Европейский суд по правам человека. Действующее в европейских странах законодательство в области психического здоровья должно предоставлять гарантии против недобровольной госпитализации лиц с психическими расстройствами на основании трех следующих принципов, сформулированных Европейским судом по правам человека:
1) факт психического расстройства должен быть установлен в результате объективной медицинской экспертизы;
2) психическое расстройство должно проявляться в такой форме и степени, чтобы служить основанием для недобровольного содержания в учреждении закрытого типа;
3) стойкий характер психического расстройства должен быть доказан, чтобы на этом основании можно было принять решение о дальнейшем пребывании больного в учреждении закрытого типа.
На законодательство в области психического здоровья в европейских странах оказывает свое влияние принятая Парламентской ассамблеей Совета Европы Рекомендация 1235 по вопросам психиатрии и правам человека (1994 г.), где изложены критерии недобровольной госпитализации лиц с психическими расстройствами, порядок принятия решений о недобровольной госпитализации, стандарты организации ухода и лечения лиц с психическими расстройствами и запретительные меры, нацеленные на предотвращение злоупотреблений в системе и практике оказания психиатрической помощи.
В 1991 г. на сессии Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций была принята Резолюция 46/119 с изложением принципов защиты прав человека применительно к лицам с психическими расстройствами.
В Российской Федерации защита прав лиц, страдающих психическими расстройствами, регулируется Конституцией РФ, Федеральным законом от 21.11.2011 г. «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», Гражданским процессуальным кодексом РФ, законом РФ от 02.07.1992 г. (в последующих редакциях) «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании», иными подзаконными актами.
Основной смысл закона РФ от 02.07.1992 г. (в последующих редакциях) «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» состоит в стремлении сделать психиатрическую помощь максимально гуманной и демократичной, по возможности сблизить ее в правовом отношении с другими видами медицинской помощи. Вместе с тем Закон исходит из того, что специфический характер психических расстройств делает необходимым и оправданным в определяемых законом случаях применение мер психиатрической помощи в недобровольном порядке.
Законом решаются следующие основные задачи:
1) защита прав и законных интересов граждан при оказании психиатрической помощи от необоснованного вмешательства в их жизнь;
2) защита лиц, страдающих психическими расстройствами, от необоснованной дискриминации в обществе;
3) защита общества от возможных опасных действий лиц, страдающих психическими расстройствами;
4) защита врачей, медицинского персонала и иных специалистов, участвующих в оказании психиатрической помощи.
Принципами оказания психиатрической помощи в РФ, закрепляющими права пациентов, являются:
1. Принцип законности. Подразумевает оказание психиатрической помощи в соответствии с действующим законодательством. За нарушение закона об оказании психиатрической помощи устанавливается юридическая ответственность вплоть до уголовной, например ст. 128 УК РФ, которая предусматривает санкции за незаконное помещение в психиатрический стационар.
2. Принцип гуманности. Означает оказание психиатрической помощи на благо пациента, с уважением его достоинства и чести.
3. Принцип соблюдения прав человека и гражданина. Этот принцип представлен в виде определения порядка и сроков обжалования действия медицинских работников, ущемляющих права и законные интересы граждан при оказании психиатрической помощи. Наряду с тем, что права может защищать сам больной, существует еще круг лиц, которым предоставляется право представлять интересы больного: его представителям, а также организациям, которым законом или уставом предоставлено право защищать граждан.
4. Принцип добровольности. Современные эффективные программы дестигматизации психиатрии и пользователей психиатрических услуг должны быть направлены на общество, что приведет к более широкому добровольному и осознанному обращению за помощью психиатра. Но также добровольность определяется и возможностью получения объективной и доверительной консультации у специалиста и практической реализуемостью права на получение психиатрической помощи в достаточно комфортных условиях. Очевидно, что принцип добровольности будет в полной мере реализован в будущем, когда названные обстоятельства не будут этому препятствовать.
5. Принцип необходимости и достаточности мер диагностики лечения и их проведения в соответствии с современным уровнем научных знаний.
Необходимость и достаточность мер диагностики заключается в разрешении оказывать помощь только лицам с психическими расстройствами. Если психическое расстройство не выявляется, то дальнейшие обследования прекращаются. Это подкрепляется принципом достаточности. Выставление диагноза должно быть в соответствии с общепризнанными международными стандартами, МКБ-10 пересмотра, что гарантирует признанный на международном уровне стандарт диагностики.
6. Принцип оказания помощи наименее ограничительной альтернативы. Лицам с психическими расстройствами должна предоставляться возможность проходить лечение по месту жительства, за исключением обстоятельств, установленных законом. Закон РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» определяет, что государство гарантирует создание всех видов учреждений, оказывающих внебольничную и стационарную психиатрическую помощь. Если лицу в связи с его заболеванием необходимы какие-либо специальные виды психиатрической помощи, которые по организационным или иным причинам не могут быть обеспечены в каждом населенном пункте, оно должно быть направлено в медицинское учреждение, максимально приближенное к месту пребывания его самого или его родственников. Таким образом, обеспечивается принцип проведения лечения в условиях, по возможности не отрывающих больного от его социальных связей, а также предупреждение его социальной дезадапатции.
7. Принцип социальной защищенности при оказании психиатрической помощи. В соответствии с законом РФ от 02.07.1992 г. (в последующих редакциях) «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» принят ряд положений, направленных на защиту психически больных от необоснованных ущемлений прав и свобод человека. Государство:
– создает все виды учреждений, оказывающих внебольничную и стационарную психиатрическую помощь, по возможности по месту жительства пациентов; организует общеобразовательное и профессиональное обучение несовершеннолетних, страдающих психическими расстройствами;
– создает лечебно-производственные предприятия для трудовой терапии, обучения новым профессиям и трудоустройства на этих предприятиях лиц, страдающих психическими расстройствами, включая инвалидов, а также специальные производства, цеха или участки с облегченными условиями труда для таких лиц;
Конец ознакомительного фрагмента.