Вы здесь

Правоведение. Учебник для медицинских вузов. Часть 1. Глава 2. Государство и право. их роль в жизни общества (О. В. Леонтьев, 2009)

Глава 2. Государство и право. их роль в жизни общества

2.1. Государство и право в их соотношении и взаимодействии

Право – в наиболее простом его определении – есть система регуляции общественных отношений с целью установления режима правопорядка. Однако данное определение совершенно не исчерпывает всей многозначности этого юридического феномена.

В юридической науке существуют различные трактовки права (нормативная, социологическая, этическая и др.), каждая из которых имеет свои обоснования. Множество определений зависит от того, какую из концепций права принять за основу.

Позитивистская концепция возникновения права рассматривает его как власть, принадлежащую Богу, как внешнюю норму, которой должна подчиниться воля индивида. Божественная воля, в соответствии с этой концепцией, развивается в норму поведения, выраженную в законе, утвержденном властью, государством. Право в этом случае выступает как инструмент принуждения к послушанию власти и выражает лишь абсолютный государственный интерес: власть диктует законы, законы содержат право, власть карает за их неисполнение.

Другая тенденция правопонимания возникла и развивалась на основе разработанных римским правом понятий справедливости, естественного образа мышления, правосудия, на признании взаимности правомочий сторон. Божественная сила в этой системе правопонимания отсутствует. При таком подходе нормы права рождаются в самом гражданском обществе в процессе совместной деятельности людей при постоянном столкновении их интересов. При этом вырабатываются правила сочетания правовых норм, способы взаимодействия и подавления. Для большей объективности в определении права необходимо включить естественно-исторический характер его происхождения, способность быть мерилом поведения свободных и равных субъектов, а также такие свойства права, как нормативность, общеобязательность, взаимозависимость заключенных в нем прав и обязанностей и гарантии реализации права, вплоть до вмешательства со стороны государства. Благодаря работам юристов Древнего Рима в юридическую практику вошло разграничение права на публичное, то есть обращенное к статусу государства, и частное, то есть относящееся к статусу отдельных лиц.

Уходя своими корнями в социальные отношения, право конкретно и реально всегда выражает волю и интересы определенных групп населения, стоящих у власти социальных слоев. В юридической науке выделяются следующие основные признаки права:

– право – это система норм и правил поведения, которая складывается из взаимосвязанных между собой и взаимодействующих друг с другом элементов. Ими являются нормы права или правила поведения. Данная система должна быть внутренне единой и непротиворечивой, ее нормы должны быть направлены на выполнение строго определенных функций и достижение единых целей;

– право – это система норм, установленных или санкционированных государством. Создавая нормы права, государство действует непосредственно через свои уполномоченные на то органы;

– право всегда выражает государственную волю (воплощенную в себе волю класса, правящей группы, народа, общества или нации) как основу права;

– право представляет собой систему норм или правил поведения, имеющих общеобязательный характер, то есть распространяется не только на рядовых граждан, должностных лиц, различные негосударственные органы и организации, но и на само государство;

– право охраняется и обеспечивается государством, а в случае нарушения требований, содержащихся в нормах права, применяется государственное принуждение.

Специфическим принципом права, отличающим его от других социальных регуляторов (в соответствии с историко-материалистической концепцией), является принцип формального равенства, так как всеобщность права как равной меры свободы возможна лишь в отношениях между формально равными, независимыми друг от друга субъектами.

Решение проблемы соотношения права и закона находится в прямой зависимости от того, как решается вопрос о соотношении таких институтов, как право и государство. В этой ситуации присутствуют два различных взгляда. Первый определяет, что государство является единственным и исключительным источником права, что все то, что провозглашает государство через свое законодательство, – это и есть право. Такая теория определяется как позитивистская и ориентирована на социологическое понятие государства (Четвернин В. А., 1993).

Отождествляя право и закон (следовательно, право и государство), право представляется как совокупность изданных государством норм, обеспеченных принудительной силой государства. Например, марксистско-ленинская доктрина с классовым подходом к анализу всех общественных явлений определяет: «право – совокупность правил поведения, выражающих волю господствующего класса, установленных в законодательном порядке, применение которых обеспечивается принудительной силой государства» (Спиридонов Л. И., 1999). Приведенное определение, сформулированное А. Я. Вышинским на I совещании по вопросам советского государства и права в 1938 г., послужило теоретической основой большей части распространенных в советский период определений права, базирующихся на тезисах ленинской трактовки соотношения права, закона и государства. Понятие «право» Ленин ставил в абсолютную зависимость от понятия «власть»: по его убеждению, пролетариат после 1917 г. мог позволить себе любую «юридическую возможность», оправданную «фактическим переходом власти» в его руки. В 1906 г. В. И. Ленин определил форму власти, к которой стремились большевики (диктатуру пролетариата), как «неограниченную, опирающуюся на силу, а не на закон, власть» (Ленин В. И., 1966). То есть марксистско-ленинский тезис о социально-экономической детерминированности права способен оправдать любой произвол.

Другой подход к разрешению проблемы соотношения государства и права основан на том, что право как регулятор общественных отношений считается «относительно независимым от государства и закона или даже предшествующим закону, например, в качестве надысторичного естественного права или в качестве права общественного, исторически и социально обусловленного, распадающегося в объективных общественных отношениях» (Четвернин В. А., 1993; Нерсесянц В. С., 1983). Такая трактовка относится к непозитивистскому типу правопонимания. Государство – «это не голая монополия силы и не просто наиболее эффективная организация власти на данной территории». Государство – это организация публичной власти, «производная от объективных социально-экономических и культурно-духовных отношений в обществе, от гражданского общества, от отношений свободного эквивалентного обмена, в которые вступают формально равные, независимые друг от друга индивиды. Это организация власти, вырастающая над гражданским обществом и в соответствии со своим естественно-историческим назначением обслуживающая потребности саморазвивающегося гражданского общества и так или иначе ему подконтрольная» (Четвернин В. А., 1993).

При таком подходе государство и право признаются институтами не только относительно самостоятельными по отношению друг к другу, но и в равной степени производными от объективно существующих отношений и условий, складывающихся в рамках конкретного гражданского общества.

Право при этом определяется как форма выражения свободы в общественных отношениях, «как мера этой свободы, форма бытия свободы, формальная свобода» (Нерсесянц В. С., 1983).

В работах С. А. Емельянова право определяется как социальный институт, «претендующий на всеобщность и общеобязательность, социальный институт нормативного регулирования общественных отношений в целях разумного устройства человеческого общежития путем определения меры свободы, прав и обязанностей и представляющий собой воплощение в обычаях, традициях, прецедентах, решениях референдумов, канонических, корпоративных, государственных и международных нормах правового идеала, основанного на принципах добра, справедливости и гуманизма и сохранения окружающей природной среды» (Емельянов С. А., 1992).

Государство при таком подходе не рассматривается в качестве творца права, а само представляется повсеместно связанным правом, ограниченным в своих действиях. Оно воспринимается как институт, который в результате своей законотворческой деятельности формулирует право, исходя из объективно существующей экономической, социально-политической и иной действительности.

Государство является фактором создания правовых установлений и главной силой их осуществления. Государственная власть имеет конструктивное значение для самого бытия права как особо институционального образования.

Исследуем соотношение государства и права в реальной жизни общества.

Общие черты государства и права:

– возникли в результате одних причин;

– друг без друга не существуют;

– имеют общую экономическую базу;

– одинаковый уровень правовой культуры, отражающий национально-политические особенности конкретного народа;

– едины по своей социальной сущности.

Различие заключается в том, что государство – это орган ведущей политической партии, а право – производная от взаимоотношений государства и общества.

Роль государства как правообразующего фактора заключается в осуществлении правотворческой деятельности.

Направления, характеризующие организующую роль права в отношении к государству, могут быть представлены следующим образом.

1. Право воздействует на государство при его взаимоотношениях с населением, отдельной личностью. Государство воздействует на граждан через право и в границах правовых требований; в свою очередь и граждане воздействуют на государство с помощью права.

2. Право легализует государственную деятельность, обеспечивает дозволенность охранительных и принудительных мер государства.

3. Посредством права определяются границы деятельности государства, обозначаются пределы вмешательства в частную жизнь граждан.

4. Право закрепляет специфические интересы наций и народностей и тем самым воздействует на государственную власть в ее взаимоотношениях с нациями и народностями.

5. Правовая форма обеспечивает возможность осуществления действенного контроля за деятельностью государственного аппарата и тем самым создает юридические гарантии ответственного поведения государства перед населением.

6. Право выступает в современных условиях языком общения государства с другими государствами, мировым сообществом в целом.

7. Право является основным средством легитимации государственного принуждения и определяет основания, пределы и формы государственного принуждения.

Таким образом, государство не может существовать и функционировать вне права. Концепция правового государства исходит из того, что право в интересах личности, общества в целом связывает, ограничивает государство. Оно выступает мощным ограничителем государственного произвола.

В современных условиях связывающая роль права в отношении государства усиливается. При этом наблюдается закономерность, которая может быть определена следующим образом: чем точнее право отражает объективные потребности общественного развития, тем в большей мере оно связывает государство.

Исходя из современных воззрений, право может быть определено как нормативное выражение исторически сложившегося порядка общественно значимых отношений между свободными субъектами, отклонения от которого могут быть устранены средствами государственного принуждения.

2.2. Источники и система права

Для того чтобы эффективно регулировать общественные отношения, право как характеристика социальной организации должно иметь внешнее выражение, форму. В правовой доктрине эта объективизация правовой нормы обозначается термином «источник права». Под правовой нормой понимается система норм права, действующих в данном обществе.

В мировой практике известны различные виды источников права: правовой обычай (обычное право), нормативный акт государственных органов (закон и др.), судебный прецедент, договор нормативного содержания, общие принципы, идеи, доктрины. Одним из основных видов источников права являются законы (табл. 1.)


Таблица 1. Источники права


Законы как основная и главная форма выражения права играют первостепенную роль в системе права любого цивилизованного государства. В современной юридической литературе встречается множество определений понятия «закон», из которых следует, что закон (в упрощенном определении) – это нормативно-правовой (юридический) акт, издаваемый государством и содержащий общие правила поведения (правовые нормы), который регулирует важнейшие общественные отношения с участием граждан, государственных и общественных организаций.

Закон (равно как и другие нормативно-правовые акты) отражает объективные потребности регулирования общественных отношений и в силу этого приобретает форму общего и обязательного правила поведения для всех. Потребности общества неизбежно проходят через волю государства, чтобы в форме закона приобрести общеобязательную силу.

Именно закону присущи правовые нормы наиболее широкого диапазона действия. К ним можно отнести: нормы-цели, нормы-принципы, нормы-стимулы, нормы-дефиниции (определения), общережимные нормы, нормы-запреты (санкции), технико-экономические нормы и т. п. Правильный подбор и сочетание норм закона – важнейшая проблема успешного развития и функционирования правовой системы государства.

Как уже отмечалось, главное в законах, кроме их всеобщности, – это то, что они рассчитаны не на один конкретный случай, а на множество случаев, то есть законы являются общеобязательным регулятором поведения людей и организаций (Седугин П. М., 1991). Закон реален, если выражает существенные, основные связи социальных факторов. В этом смысле теория закона непосредственно связана с проблемой содержания и формы права, вытекает из их соотношения.

Различают следующие виды нормативно-правовых актов.

Законы – это правовые акты, регулирующие наиболее значимые для государственной и общественной области отношения, принимаются законотворческими органами всех уровней.

Законы должны обладать следующими признаками:

– издание законов входит в исключительную компетенцию органов законодательной власти;

– законы регулируют важные, устойчивые общественные отношения;

– в законе содержатся юридические предписания, которые представляют собой отправные начала всей правовой системы;

– закон обладает высшей юридической силой;

– закон может быть дополнен, отменен, изменен только законом.

Выделяют законы: конституционные, принятые парламентом государства; они определяют основные вопросы жизни государства, выражают общую государственную форму, обладают высшей юридической силой. Перечень конституционных законов определяет Конституция РФ: это законы о порядке деятельности правительственных органов, судебной системе, о порядке деятельности Конституционного суда и т. д. Федеральные (субъектов Федерации) законы принимаются на основе и для исполнения Конституции и составляют текущее законодательство, регулирующее различные стороны политической, экономической, культурной жизни страны.

Наряду с законами в иерархии правовых норм присутствуют и другие нормативно-правовые акты:

– указы Президента;

– постановления и распоряжения Правительства;

– приказы и распоряжения руководства министерств и ведомств;

– постановления правительства субъектов Федерации;

– распоряжения мэров и губернаторов;

– акты органов местного самоуправления.

Нормативные акты государственных органов и компетентных должностных лиц издаются во исполнение законов и на них основаны.

2.3. Правовые системы

Исследование сущности права и его роли в жизни общества требует всестороннего изучения правовых явлений во всем их многообразии. При этом одной из самых обширных сфер проявления права является его взаимодействие с такими институтами, как общество и государство. Выражение этого взаимодействия осуществляется через «правовые системы».

Понятие «правовой системы» охватывает широкий круг правовых явлений, включая нормативные, организационные, социально-культурные аспекты и стороны правового феномена (Загрядский Г. В., 1995), и представляет собой совокупную связь права, правосознания и правореализации; используется для того, чтобы охарактеризовать историко-правовые и этнокультурные отличия права разных государств и народов.

У каждого государства своя правовая система, которая имеет как общие с правовыми системами других государств черты, так и отличия от них, т. е. специфические особенности.

Разные авторы выделяют в своих исследованиях различные элементы правовых систем, из которых следует, что структура правовой системы характеризуется тремя основными группами правовых явлений: юридическими нормами, принципами и институтами (нормативная сторона); совокупностью правовых учреждений (организационная сторона); совокупностью правовых взглядов, представлений, идей, свойственных данному обществу, правовой культурой.

Возникновение и эволюция правовой системы того или иного государства свидетельствуют о том, что на содержание и динамику правовой системы воздействует вся духовная жизнь общества: религия, философия, мораль, художественная культура, наука. Большое влияние на правовую систему оказывают политика и в целом политическая культура общества. Так, например, правовые системы Древнего Рима, Китая, Индии, Египта были органически связаны с религией; морально-этические элементы культуры, правовые ценности выступали в религиозной форме, опирались на религию.

Тем не менее эволюция правовых систем различных государств имеет свои закономерности. К ним относятся: усложнение, активизация процесса взаимодействия цивилизационных факторов; преемственность в развитии правовых систем, вследствие которой традиционные правовые ценности того или иного государства взаимодействуют с новыми, воспринятыми от других или другой правовой системы; общий прогресс правовых систем отдельных обществ и государств (Попков В. Д., 1996).

Эволюция правовых систем современности обусловлена развитием экономического фактора, совершенствованием производительных сил и производственных отношений, обменных взаимосвязей. В результате общих интеграционных процессов различные государства, выступающие во всем многообразии их правовых систем, проявляют тенденцию к сближению правовых основ общества, к единству законодательства и модели правоприменительной деятельности прежде всего в таких общезначимых сферах, как охрана окружающей среды, защита прав и свобод личности и т. п.

По сходству, единству элементов правовые системы различных государств принято объединять в группы – «правовые семьи». В качестве объединяющего признака при таких группировках принимаются во внимание источники права, частное или публичное право, другие юридические качества. Существует способ объединения правовых систем в группы на основе анализа того типа общества, к воплощению которого стремится то или иное государство на основе действующей в нем правовой системы.

Романо-германская правовая семья

Основным признаком романо-германской правовой семьи является ее формирование на основе римского права. Она объединяет правовые системы многих государств современного мирового сообщества и существует на европейской территории в странах латинской (Италия, Испания, Португалия) и романо-германской (Франция, Германия, Швеция) языковых групп. Кроме того, к этой правовой семье относятся правовые системы государств континентальной Европы, Латинской Америки, значительной части Африки, стран Ближнего Востока. Во многих странах – например, в Японии – отчетливо наблюдается влияние этой правовой семьи.

Для правовой семьи этого вида характерен взгляд на право и его взаимосвязь с моралью как на требование должного, а также оптимальная обобщенность норм права, разделение права на публичное и частное, выделение различных отраслей права. Государства этой правовой семьи имеют хорошо разработанное законодательство, причем если на протяжении долгого времени в прошлом в них господствовала правовая доктрина, то в настоящее время основным источником права признается закон. Ограниченная роль среди источников права принадлежит обычаю. В определенной степени в качестве источника права признается значение судебной практики, которая в странах этой системы достаточно хорошо развита. Формами государственно-правовых актов являются декреты, регламенты, административные циркуляры и т. п.

Характерно, что в рамках правовых систем романо-германской правовой семьи закон и право не отождествляются. Это обстоятельство находит отражение в том, что основную юридическую силу здесь имеет толкование закона, предложенное судами.

В системе правопонимания романо-германской правовой семьи находят выражение идея и чувство справедливости, идея сочетания различных интересов, в том числе частных и интересов государства, общества.

Общее право

Система общего права сложилась в Англии в период норманнского завоевания и в процессе дальнейшего исторического развития распространилась на довольно широкой территории. В настоящее время семья английского общего права объединяет почти все, за небольшими исключениями, англоязычные страны.

Отличия английского общего права от романо-германской правовой системы выражаются в структуре права, категориях и понятиях права, правовых нормах. В английском праве нет деления на публичное и частное право, на гражданское и торговое, административное и право социального обеспечения. В то же время в английском праве принято деление на общее право и право справедливости. В нем присутствуют такие категории, как доверительная собственность, встречное удовлетворение, треспасс, эстоппель и др. Структура английского права складывалась в рамках судебной процедуры, поэтому правовые нормы в нем имеют скорее общий и абстрактный характер, нет деления норм на позитивные и императивные.

Основным источником английского права является судебная практика. Это означает, что суды не только применяют, но и непосредственно создают правовые нормы на основе судебных прецедентов. Подобные полномочия принадлежат в настоящее время Верховному суду, в который входят Высокий суд, Суд короны и Апелляционный суд. Важным источником английского права являются также законы, принятые парламентом, и различные подзаконные акты.

Кроме того, определенную роль в правовой жизни Англии играют обычай, доктрина и разум. Это вспомогательные источники права, которые находят применение при восполнении пробелов в действующем праве. Надо сказать, что и само общее право характеризуется в Англии как выражение разума.

В процессе распространения по миру – в том числе благодаря активной колониальной политике Англии – общее право стало одной из крупнейших правовых систем. В конкретных странах его основы, испытав воздействие местных культурных и исторических традиций, утвердились в качестве национального права. Примером тому является правовая система США, которая отличается от классической системы общего права федеративным устройством и общим содержанием. Так, в США действует федеративная правовая система и система права отдельных штатов, между которыми часто возникают споры по вопросам правового регулирования – ситуация, не характерная для Англии. Кроме того, отличия правовой системы США проявляются в нормах права, понятийном аппарате и структуре права.

Большая роль в развитии правовой системы США принадлежит конгрессу, Верховному суду, законодательным и судебным органам штатов. Важнейшими источниками права здесь являются законы и судебная практика. Принципиальное значение для функционирования правовой системы в США имеет Конституция страны. Принцип судебного контроля над конституционностью законов, который не известен в Англии, является одним из основополагающих в США.

Мусульманское право

Под мусульманским правом вообще понимается комплекс социальных норм, фундаментом и главной составной частью которого являются религиозные установления и предписания ислама, а также органически связанные с ними, проникнутые религиозным духом, нравственные и юридические нормы.

Правовые системы мусульманских стран, хотя они и имеют определенные различия, сформировались и функционируют на религиозной основе ислама. В связи с этим основным источником – стержнем – мусульманского права является Коран, наряду с которым действует также Сунна – жизнеописание Магомета (его поступков, поведения, высказываний). Большую роль в обоих этих источниках, обладающих юридической силой, играет понятие справедливости. Третий источник мусульманского права – иджма, т. е. согласие, достигнутое всем мусульманским сообществом по вопросам обязанностей правоверных, которое формируется на основе единого мнения знатоков ислама. Наконец, четвертым источником мусульманского права является кияс, т. е. умозаключения, сделанные по аналогии.

Нормы мусульманского права обладают относительной самостоятельностью по отношению к постулатам ислама. Так, наряду с писаным правом – шариатом («путем следования») в мусульманских странах действует и обычное право – адаты.

Правовые системы различных мусульманских государств имеют и существенные различия в структуре права, правовых учреждениях, правовой культуре, эффективности правового регулирования. Большое влияние на развитие правовых систем мусульманских государств в новое время оказывают также правовые системы Запада – романо-германского и общего права. Так, наряду с комплексом мусульманских норм «личного статуса» (правосубъектность, брак, наследование, завещание), в них сформировались такие отрасли права, как гражданское и торговое, судебно-процессуальное, уголовное. Проводится систематизация законодательства, совершенствуется организация и деятельность судов. В то же время в ряде стран сохраняются и действуют мусульманские суды, в юрисдикцию которых входит прежде всего рассмотрение дел личного статуса, а иногда и гражданских или уголовных.

Правовая система Китая

Правовая система современного Китая представляет собой сложное переплетение двух противоположных исторически обусловленных концепций: конфуцианства, призывавшего строить отношения людей на началах добродетели и морали и инициировавшего негативное отношение к праву и закону, и учения легистов (законников), обосновывавших идею приоритетной роли закона, гарантированного принудительной силой государства.

Существенные преобразования в правовой системе Китая были проведены в результате буржуазной революции и свержения монархического строя в 1911 г. Под влиянием политической и правовой мысли Запада были разработаны законодательные акты, проведена кодификация законодательства. Однако учение Конфуция не утратило своего духовного влияния и в этот период.

В настоящий период в КНР действует правовая система, ориентированная на проведение социально-экономических преобразований на основе признания различных форм собственности, укрепления принципа законности и правопорядка. Проводятся мероприятия по совершенствованию работы судов, повышению правовой культуры общества.

Право Японии

Становление современной правовой системы Японии происходило главным образом в условиях интенсивного развития капитализма, и как собственно японское право оно сформировалось после Первой мировой войны. Значительное влияние на него оказали юридический опыт и материалы западноевропейских государств, а также право США.

В современных условиях хорошо организованную правовую систему Японии характеризуют развитое законодательство, суды, квалифицированные кадры юристов и высокая правовая культура населения. В соответствии с ныне действующей Конституцией 1946 г., единственным законодательным органом государства является парламент, вся полнота судебной власти принадлежит Верховному суду и судам низших инстанций, учрежденным на основе закона. Гражданам Японии гарантированы основные права и свободы, принятые в международном сообществе. Основным источником права Японии являются законы, а также решения Верховного суда, содержащие толкование законов. Основными отраслями права Японии являются гражданское и торговое право, трудовое, право социального обеспечения, семейное, наследственное право, уголовное и уголовно-процессуальное.

Важную роль в правовой системе Японии играет правосознание граждан, в основе которого лежит бережное отношение к таким нравственным категориям, как совесть, долг, достоинство, честь. При этом чувство долга, воспринимаемое как обязанность перед определенными людьми или коллективами, проявляется и в правовых действиях японцев. В то же время в договорных отношениях, в правосознании японцев присутствуют элементы, чуждые пониманию долга, допускающие возможность не совершать каких-либо «лишних» действий по отношению к людям, с которыми они не находятся в личном контакте.

В правосознании японцев по-прежнему сильна также идея, ставящая «общее благо» выше личных интересов; определенную роль играет и конфуцианская идея иерархического порядка, сохранившаяся в умонастроениях большей части общества.

В современном мире в целом наблюдается процесс сближения правовых систем различных государств, их взаимопроникновение и взаимовлияние. Приоритетными среди норм права цивилизованных стран становятся прежде всего нормы, направленные на защиту прав и свобод человека. Правда, наиболее сложно процессы унификации правовых норм и законодательства в целом протекают в тех государствах, правовые системы которых находятся под сильным воздействием религиозных и национальных традиций.

Правовую систему не следует путать с понятием системы права, которая является лишь ее частью. Под системой права понимается внутренняя структура права, выражающая согласованность и единство составляющих его юридических норм и вместе с тем объективно необходимое деление их на отрасли и институты в соответствии с особенностями регулируемых этими нормами общественных отношений.

Система права представляется как:

– сложное единство, сформированное различными факторами, которые служат для достижения общей цели;

– интегральная совокупность взаимодействия элементов, предназначенная для кооперационного выполнения заранее назначенных функций и различных функциональных единиц.

Базовые признаки системы права характеризуются:

– объективностью, т. е. данная система сама не создается по произвольному усмотрению людей, а обусловлена системой объективно существующих общественных отношений;

– согласованностью; это обусловлено тем, что возникающие противоречия должны своевременно устраняться законодательным путем, внесением изменений и дополнений в соответствующий нормативно-правовой акт.

Особенности системы национального права определяются конкретными историческими условиями его формирования, влиянием традиции правовой системы, в состав которой входит система национального права.

Для всякой системы права характерны не только внутренняя связь между ее структурными элементами, но и внешние связи с моралью, политикой, идеологией, экономикой. Система содержит функциональные связи и отношения. Право в целом и его отдельные отрасли реализуют по отношению к обществу ряд функций (охранительную, регулятивную, воспитательную и др.). Право – система формализованная; она может существовать только документально в форме совокупности нормативно-правовых актов. Основы системы права составляют существующие общественные отношения (каждой области общественных отношений соответствует своя область права).

Выделяют следующие элементы системы российского права:

– отрасль права – это совокупность правовых норм, регулирующих какую-либо сферу общественных отношений;

– институт права – это совокупность правовых норм внутри отрасли права, регулирующих какой-либо вид общественных отношений внутри отрасли права: в каждой отрасли можно выделить множество институтов;

– норма права – это обязательное правило поведения, которое охраняется силой государственного принуждения.

2.4. Структура норм права

Норма права – это общеобязательное правило поведения, регулируемое общественными отношениями, содержащее дозволение либо запрещение, предоставляющее юридические права либо возлагающее юридическую ответственность, исходит от государства и обеспечивается правовыми санкциями или силой государственного принуждения.

Основные признаки правовой нормы:

– правовая норма – общеобязательная норма поведения;

– устанавливается или санкционируется государством (властное веление);

– предоставляет участникам общественных отношений, субъектам юридические права и возлагает юридическую ответственность;

– охраняется принудительной силой государства, путем применения санкций;

– норма права отражает наиболее значимые для общества общественные отношения: отношение к власти, безопасность.

Нормы права по критериям внутренней структуры делятся на две группы: 1) отправные (учредительные нормы) – это нормы, которые путем словесного обозначения либо указания одного или нескольких существенных признаков, либо путем полного определения (дефиниции) закрепляют в законе правовые понятия, правовые нормы; 2) нормы, которые устанавливают правила поведения людей и ответственность за их неисполнение.

Норма права имеет следующую структуру (табл. 2).


Таблица 2. Структура правовой нормы


Способы изложения правовой нормы в статьях нормативно-правовых актов:

– прямой – когда в статье закона прямо изложены все три или два элемента правовой нормы;

– отсылочный – когда в статье нормативно-правового акта изложена не вся правовая норма, но дается прямая отсылка к другой конкретно названной статье нормативно-правового акта, в которой излагаются недостающие элементы либо более детально раскрыто их содержание;

– бланкетный – это такой способ, когда в статье нормативно-правового акта устанавливается лишь ответственность за нарушение определенных правил, но сами правила не содержатся, нет отсылки к другим статьям и недостающие сведения дополняют самостоятельные нормы права, содержащиеся в других нормативно-правовых актах.

Виды правовых норм представлены в табл. 3.

Норма права обладает рядом специфических признаков (свойств):

– указывает лишь на те характерные черты поведения, которые являются существенными, они включены в текст нормы и становятся обязательными правилами поведения;


Таблица 3. Виды правовых норм


– является повелительным предписанием независимо от его характера, находится под охраной государства, которое определяет меры принуждения в случаях его нарушения;

– представляет собой определенный метод воздействия на регулируемые отношения;

– общеобязательное правило поведения, которое имеет значение как для общества в целом, так и участников конкретного вида общественного отношения. Норма права обычно рассчитана на неопределенный круг уполномоченных и обязанных лиц;

– регулирует повторяющийся вид общественных отношений и охватывает все возможные индивидуальные случаи;

– содержание правовой нормы определяется объективной природой того вида общественных отношений, на урегулирование которых она направлена, и формируется под влиянием социального опыта, уровня общей и правовой культуры, нравственных и политических установок государства и других факторов.

Таким образом, норма права – это научное, объективно обоснованное предписание, модель общественного отношения, отражающая интересы общества в развитии данного отношения.

В настоящее время совершенствование норм права идет по направлениям улучшения содержания норм, упорядочения их структуры и системы.

2.5. Правовое государство: основные признаки

Современное понятие правового государства предполагает достаточно высокий уровень развития права и государственности как таковой. В определении В. А. Четвернина «правовое государство – это государство, обслуживающее потребности правового, саморегулирующегося общества, т. е. обеспечивающее режим господства права и создающее надежные гарантии от административного вмешательства в саморегулирующиеся процессы жизнедеятельности общества, защищающее интересы производителей и потребителей социальных благ в рамках общедоступной надлежащей правовой процедуры разрешения споров» (Четвернин В. А., 1993).

Юридическая сущность правового государства заключается в том, что его публичная власть исключает произвол и действует только в соответствии с правом, причем юристы особо подчеркивают, что под правом здесь нельзя понимать закон, который тоже может быть произволом (Мушинский В. О., 1990). Следовательно, правовое государство – это прежде всего система разного рода гарантий, защищающих социально-экономические и политические основы общества, а также основные права и свободы личности. С точки зрения современного этапа развития российского общества, это – неприкосновенность и плюрализм прав собственности, самостоятельность и равная мера свободы производителей и потребителей социальных благ «и вообще участников социального обмена – индивидов и их ассоциаций» (Четвернин В. А., 1993).

Таким образом, понятие правового государства тесно связано со вторым типом правопонимания, ибо предполагается, что государство признает нормы поведения, выработанные гражданским обществом, и подчиняется им. Право здесь, как и все законотворчество, становится формой контроля гражданского общества за государством, формой подчинения государства гражданскому обществу (Мушинский В. О., 1990).

Выделяются три основных признака правовой государственности (Четвернин В. А., 1993).

Первый признак – верховенство правовых законов и прежде всего Конституции как основного закона. Этому признаку соответствует собственно правовой компонент, т. е. социальное регулирование по принципу права (формального равенства участников правоотношений). В правовом государстве конституция должна закреплять неотъемлемую меру свободы индивида в данном обществе (права человека и гражданина) и тем самым устанавливать, что никто, ни частное лицо, ни орган государства, не может посягать на минимальную неотчуждаемую свободу.

Второй признак правового государства – формально-юридические гарантии свободы, самостоятельности и права собственности как для индивидов, так и для их объединений. Речь в данном случае идет не только об индивидуально-правовом признаке равенства, но и о субъективно-правовом признаке, поскольку субъектами права являются не только физические, но и юридические лица – ассоциации.

Третий признак правовой государственности – институционально-правовой компонент, который подразумевает создание системы законодательных (в том числе конституционных) и прочих гарантий свободы, самостоятельности и собственности.

Выяснив, однако, что правовое государство в своей законодательной деятельности должно руководствоваться правом, мы вновь вынуждены вернуться к вопросу о критериях правовых законов и норм, лежащих в их основе, а также о самостоятельном действии правовых норм в рамках правового государства.

С точки зрения марксистско-ленинской теории права, правовое государство может существовать лишь как государство законности. Однако этот тезис содержит противоречие: с одной стороны, государство может установить, изменить или отменить любой закон, с другой – оно связано им же установленным законом (Четвернин В. А., 1993). Кроме того, как показала история, неограниченное право государства принимать любые, угодные воле людей, стоящих у власти, законы ведет к диктатуре. Подтверждением этому может служить законодательство фашистской Германии, фашистской Италии и ряда других тоталитарных государств. Следовательно, легитимный закон не обязательно будет правовым.

В современную эпоху фундаментальный принцип разделения властей является одним из важнейших оснований устройства и функционирования государственного механизма подавляющего большинства стран.

Концепция разделения властей, ставшая непреложным принципом конституционного устройства всех демократических государств, была сформулирована в эпоху кризиса феодально-абсолютистских режимов в Западной Европе XVII–XVIII вв. Локком и Монтескье. Теоретическим источником этой политико-правовой доктрины были получившие широкое распространение в это время концепции естественного права и общественного договора.

Выступая за синхронность, согласованность действий всех ветвей власти, Монтескье намечает контуры системы взаимных сдержек и противовесов между различными ветвями власти. Локк пишет о праве исполнительной власти созывать и распускать законодательный орган; Монтескье говорит о наделении исполнительной власти правом отмены решений представительного учреждения, о запрете законодателям вмешиваться в непосредственную деятельность исполнительного органа.

Конституционным правом развитых демократических государств к настоящему времени выработана эффективная система сдержек и противовесов во взаимоотношениях трех ветвей власти.

В правовом государстве должна быть взаимная ответственность как государства перед личностью, так и личности перед государством.

Правосознание и правовая культура врача – важные характеристики для формирования правового государства.

Правосознание – система знаний, оценок и представлений о правопорядке данного общества, субъективное моделирование объективно существующего порядка. Правосознание является ориентировочной основой значимых в правовом смысле действий. Основой правосознания является не только знание многочисленных правовых норм, но и осознание и принятие тех социальных ценностей, которые находят свое официальное закрепление в праве. Высший уровень индивидуального правосознания характеризуется осознанием социальной значимости права, овладением правовой идеологией. Индивидуальное правосознание проявляется в мотивах правовых поведенческих актов, в солидарности личности с правом или в правовом негативизме – отрицании правовых ценностей. Дефекты правосознания отражают не столько незнание права, сколько негативное отношение к нему, противопоставление праву эгоистических интересов индивида. Но первопричина противоправного поведения – не дефекты правосознания, а те жизненные условия, которые эти дефекты порождают.

Важнейшим признаком правового государства, обязательным условием его построения является высокий уровень правовой культуры населения. Правовая культура представляет собой разновидность общей культуры и состоит из духовных и материальных ценностей, соотносящихся с правовой действительностью, включает в себя все прогрессивное, социально полезное и ценное, что присутствует в правовых явлениях. Правовая культура подразделяется на правовую культуру общества, группы и индивидуальную правовую культуру.

Высший уровень индивидуальной правовой культуры – это правовая активность, которая проявляется в готовности личности к активным сознательным, творческим действиям как в сфере правового регулирования, так и в сфере реализации права, в законности поведения. Особую разновидность групповой и индивидуальной правовой культуры составляет правовая культура врача. В правовую культуру входят ценностные ориентации общества, социальных групп и слоев населения, а также индивидов, имеющие юридическое значение. Наивысшими среди них являются ориентации на общечеловеческие ценности, а их ядром – человеческая личность с ее естественными правами. Следовательно, правовая культура врача представляет собой ценность в той мере, в какой позволяет людям пользоваться благами свободы и справедливости, служит обеспечению достоинства личности, участвует в достижении достойного и достаточного уровня медицинской помощи. Применительно к личности каждого гражданина в рассматриваемом аспекте правовая культура – это знание и понимание права, осознанное исполнение его предписаний.

Профессионально-правовая культура – это глубокие, объемные и формализованные знания законов и подзаконных актов, а также источников права, правильное понимание принципов права и задач правового регулирования, профессиональное отношение к праву и практике его применения в строгом и точном соответствии с правовыми предписаниями или принципами законности, т. е. высокая степень владения правом в предметно-практической деятельности.

2.6. Понятие формы государства

Под формой государства понимаются конкретно-исторические характеристики организации политической власти в стране. Сторонами, характеризующими форму государства, являются: форма правления, политический режим и форма устройства государства.

Форма правления в государстве представляет собой категорию для обозначения структуры высших органов государственной власти конкретного государства, порядка их образования, взаимодействия и распределения властных полномочий (табл. 4). Форма правления определяет:

– создание высших органов государства и их строение;

– принципы, лежащие в основе взаимоотношений между высшими и другими государственными органами;

– построение отношений между верховной властью и населением страны, а именно: в какой мере высшие органы государства позволяют обеспечивать свободы и права граждан.

Формы государственного устройства – это национальное и административное территориальное строение государства, которое распределяет характерные взаимоотношения между его основными частями и между центральными и местными органами власти. Формы государственного устройства определяют:

– внутреннее строение государства;


Таблица 4. Формы правления государства


– правовое положение частей государства;

– построение взаимоотношений между центральными и местными органами власти.

По форме государственного устройства государства разделяются на:

– унитарные;

– федерации;

– конфедерации.

Унитарное государство – единое, целое государственное образование, состоящее из административных и территориальных единиц, которые подчиняются центральным органам власти и признаками государственного суверенитета не обладают. Они соединены высшим органом власти, единой судебной системой, единой конституцией, единым законодательством, единым гражданством, единой денежной и кредитно-налоговой политикой.

Федерация – это добровольное объединение нескольких суверенных государств в единое союзное государство.

Признаки федерации:

– территория федерации состоит из территории ее отдельных субъектов;

– единая система высших органов государственной власти;

– федеративное государство осуществляет представительный интерес входящих в него субъектов в международных отношениях;

– единая налоговая система;

– наличие общей армии и правоохранительных органов;

– единая государственная граница и пограничные войска;

– наличие федеральных судебных органов;

– наличие в парламенте палаты федераций, представляющей интересы членов федерации, что обеспечивается равным механизмом выборов.

Конфедерация – это временно созданный союз суверенных государств для их защиты и достижения общих целей.

Политический режим государства – это совокупность средств и методов осуществления политической власти в конкретном государстве.

По форме государственного режима государства делятся на:

– демократические;

– антидемократические;

– тоталитарные;

– авторитарные.

Политический режим демократического типа имеет своей предпосылкой (целью) существование суверенных, индивидуальных субъектов, являющихся собственниками экономической жизни и строящих отношения друг с другом на основе обмена и договора.

Отличительные черты:

– отсутствие обязательной для всех государственной идеологии;

– наличие свободного формирования вне государственных политических партий;

– ограничение политической роли партии участием в выборах с разработанной избирательной программой, отражающей интересы социальной группы, представляемой партией;

– наличие политических свобод.

Реализация этих предпосылок и делает режим демократическим, главную роль в форме государственного управления которого играет народ.

Тоталитарный режим государства характеризуется насильственным навязыванием населению общих порядков, модели которых разработаны на основе единой антинародной идеологии, включающей полный контроль господствующей партии (группы людей) над политической, экономической жизнью государства, культурой и бытом. В методах управления преобладает политическое и физическое насилие (полицейский и жандармский террор).

Авторитарный политический режим имеет следующие черты:

– ликвидация или значительное ограничение свобод граждан;

– запрещение оппозиционных партий и других организаций;

– ограничение роли выборных государственных органов;

– сосредоточение огромных властных полномочий в руках главы государства или правительства, сведение роли парламента и других органов власти до положения сугубо формальных институтов.

Авторитаризм – зачастую фашистский режим.

В связи со схожестью черт авторитарного и тоталитарного режимов ряд авторов их не разделяют.

Политический режим в России Конституцией провозглашен как демократический, который характеризуется следующими признаками: гарантированностью прав и свобод человека; выборностью органов государственной власти; недопущением господства какой-либо идеологии в качестве государственной или обязательной; обеспечением свободного действия различных партий, объединений, движений, которые не преследуют целей насильственного изменения основ конституционного строя, подрыва безопасности государства. Формой правления в России выбрана республика, при которой высшие органы государственной власти формируются выборным путем.