Вы здесь

Правоведение. Раздел 1. Общая теория права (О. Н. Булаков)

Раздел 1. Общая теория права

Глава 1. Общество и государство, их соотношение с правом

Люди живут в обществе и могут существовать только среди подобных себе. Каждый из нас, чтобы достичь определенных целей, удовлетворить свои потребности и интересы, должен постоянно вступать в определенные отношения с другими людьми. Следовательно, вся наша жизнь проходит среди людей, иначе говоря, в обществе.

Что же такое общество? Люди, скажут одни, другие добавят: вступающие между собой в различные отношения. В своей жизни мы ежедневно сталкиваемся со множеством людей. Всегда ли эту массу людей, собравшихся в одном месте – на улице, в автобусе, в институте и т.д., можно признать за общество? Конечно нет. Главное здесь, думаю, что у всех этих людей нет между собой ничего общего, кроме только места, где они находятся.

Следовательно, не всякая совокупность людей является обществом. Для того чтобы возникло настоящее общество, масса людей должна находиться в определенной связи, объединяющей их в одно целое. Эта связь создается только на основе общего интереса и должна иметь для них постоянный характер. Таким образом, общество можно определить как совокупность людей, объединенных сознанием, с наличием постоянных общих потребностей и интересов, которые могут быть удовлетворены только их совместными усилиями.

С развитием общества внутри его связующие интересы становятся все более сложными. Одновременно в нем появляются интересы, его разъединяющие. Эта противоречивая тенденция развития общества поддерживает его единство, с одной стороны, и разделяет общество на множество социальных общностей, институтов, с другой стороны. К таким элементам общества можно отнести семью, коллектив (творческий, трудовой), партии, народ, общественные организации, государство. При этом важно заметить, что каждая из них обеспечивает свои определенные потребности и интересы, вырабатывает свои формы общения и поведения в зависимости от целей, которые им предстоит решать.

Наиболее важным элементом (социальным институтом) общества является государство. Именно оно выполняет основной объем политических функций любого общества.

Сущность государства, его признаки и функции

Что же такое государство, каковы его особенности, основные признаки и функции?

За всю историю развития человечества сложилось множество различных определений государства. Пожалуй, наиболее простым будет определение государства как общности людей, в основе которой лежит территория, народ и государственная власть. Великими мыслителями и политиками разных времен было высказано огромное количество самых различных мнений и суждений о государстве. Напомню только некоторые из них.

Древнегреческий ученый и философ Демокрит (460—370 гг. до н.э.) считал, например, что государство – это то, в чем должны быть представлены всеобщее благо и справедливость. «Хорошо управляемое государство, – писал он, – есть величайший оплот: в нем все заключается и, когда оно сохраняется, все цело, а погибает оно, с ним вместе и все погибает».

Знаменитый римский оратор, государственный деятель и мыслитель Цицерон (106—43 гг. до н.э.) рассматривал государство как дело, «достойное народа». Причем под народом он понимал «не любое соединение людей, собранных вместе каким бы то ни было образом, а соединение многих людей, связанных между собою согласием в вопросах права и общностью интересов».

Выдающийся мыслитель эпохи Возрождения Н. Макиавелли (1469—1527) видел в государстве политическое состояние общества, которое заключалось в установлении и поддержании отношений между властвующими и подвластными, а проявлялось оно в наличии органов юстиции и законов. «Все государства, все державы, обладающие или обладавшие властью над людьми, были и суть либо республики, либо государства, управляемые единовластно», – писал он в своем знаменитом сочинении «Государь».

Рассмотрим основные черты, которые отличают государственную организацию от догосударственной. Здесь я обратил бы ваше внимание на некоторые аспекты этой проблемы. Первым и важным признаком всех догосударственных форм общественного устройства была неопределенность территориальной организации. Как правило, территории родоплеменной общины были весьма условны, что порождало постоянные войны между соседними общинами. Что же касается государства, то его отличает, в первую очередь, наличие четко определенных внешних границ и внутреннего административно-территориального деления. Следовательно, главным признаком для государства служит наличие территории. Территория — это пространственная основа государства, без нее государства не существует; теряя территорию, государство прекращает свое существование. Территория включает землю, недра, воздушное пространство, территориальные воды.

Еще один признак государства – наличие населения. Этот признак характеризует принадлежность людей к данному государству. Именно через население происходит объединение людей в общество, где они выступают в качестве целостного организма, т.е. государства.

С образованием государства жители, по меткому замечанию исследователей, «в политическом отношении превращались в простую принадлежность территории». Независимо от кровнородственных связей они выступают на территории государства либо как подданные (в условиях монархии), либо как граждане (в условиях республики), либо как лица без гражданства или иностранцы, попадающие под юрисдикцию государства, под действие его законов.

Территориальное деление населения и распространение государственной власти лишь на население определенной территории неизбежно влечет за собой административно-территориальное деление. Вся территория государства разделяется на ряд административно-территориальных единиц. В разных странах они называются по-разному: округа, провинции, области, края, дистрикты, графства, районы и т.д. Но их назначение и функции едины – организация государственной власти и управление на занимаемой территории. Здесь не важно, какую национальность имеют эти люди. Главным, определяющим является географическое место их проживания, что предопределяет их гражданство или подданство.

Немаловажный фактор для государства – это наличие выделенного из общества и нередко стоящего над ним аппарата власти и управления. Этот аппарат состоит в основном из людей, которые выполняют властные и управленческие функции. Эти должности они занимают путем избрания, назначения, наследования или замещения. Основными составными частями этого аппарата являются органы государственной власти, включая законодательные органы, органы управления, прокуратуры, судебные органы и др.

Важной отличительной особенностью государства является наличие наряду с аппаратом власти и управления аппарата принуждения. Это в первую очередь армия, полиция, разведка, а также принудительные учреждения (тюрьмы, лагеря и т.п.). Аппарат управления вместе с аппаратом принуждения нередко называют публичной властью, придавая ей первостепенное значение.

В первобытно-общинном обществе не было необходимости регулировать общественные отношения с помощью особого аппарата политической власти. В это время была власть авторитета вождя племени. Многие вопросы общественного устройства решались просто, на основе принятых в данном племени обычаев, традиций, обрядов и т.д. Иначе говоря, существовала стихийная система саморегуляции общественной жизни. В процессе слияния родов, образования союзов племен рушилась система межличностных отношений. Возникла необходимость разработать новые всеобщие регуляторы. Этот новый регулятор общественных отношений не мог больше опираться на власть авторитета. Место власти авторитета постепенно начинает занимать власть силы, ибо не было другой альтернативы для выживания человеческого общества.

Главными признаками государственной власти являются суверенность и легитимность. Суверенитет государственной власти означает ее единство и верховенство на территории данного государства и общеобязательность для всех граждан, иностранных граждан и лиц без гражданства, проживающих на этой территории. Суверенитет государственной власти означает также ее независимость и равенство в международных отношениях.

Термин «легитимность» переводится с французского как «законность». В праве чаще легитимность означает положительную оценку, принятие населением власти, признание ее правомерности, право управлять и согласие подчиняться ей. В демократическом обществе, конечно, легитимность связана с наличием у власти авторитета.

Верховенство проявляется в способности государственной власти самостоятельно издавать общеобязательные для всех членов общества правила поведения, устанавливать и обеспечивать единый правопорядок, определять права и обязанности граждан, должностных лиц, органов государственной власти и организаций.

В суверенитете государства находит свое политическое и юридическое выражение полновластие господствующих кругов. В нем же выражается способность государства, независимо от других государств, формировать и проводить в жизнь свою внутреннюю и внешнюю политику.

В мире всегда существуют государства с формальным, или ограниченным, суверенитетом. Формальным суверенитет считается тогда, когда он юридически и политически провозглашается, а фактически в силу распространения влияния других государств, диктующих свою волю, не осуществляется.

Ограничение суверенитета может быть принудительным и добровольным. Принудительное ограничение суверенитета может иметь место, например, по отношению к побежденному в войне государству со стороны государств-победителей.

Добровольное ограничение суверенитета может допускаться самим государством по взаимной договоренности с другими государствами, например, ради достижения определенных общих целей. Добровольность ограничения суверенитета наблюдается также тогда, когда государства объединяются и передают часть своих суверенных прав новому федеративному или конфедеративному государству.

Характерным признаком государства наряду с отмеченными его особенностями являются займы и налоги. Первоначально они необходимы лишь для того, чтобы содержать армию, полицию и другие принудительные органы, а также государственный аппарат. Позднее они стали использоваться и на другие осуществляемые государством программы – образовательные, медицинские, культурные, воспитательные и иные.

Взимание налогов является исключительным правом государства, имеющим для населения всеобщую обязательность. Сбором налогов, различных податей и займов обычно занимаются специальные органы государственной власти. В современных правовых системах существуют целые отрасли «налогового права», устанавливающие определенные размеры, виды налогов и порядок налогообложения.

Кроме отличительных признаков и черт каждое государство отличается своими символами, памятными датами, атрибутами, т.е. имеет свой гимн, флаг, установившиеся правила официального поведения, традиции, формы обращения людей друг к другу и приветствия.

Признаки государства:

♦ территория;

♦ суверенитет;

♦ налоги и займы;

♦ символика;

♦ право;

♦ население;

♦ наличие публичной власти.

Государство осуществляет управление обществом, охрану его экономической и социальной структуры, подавление социальных противников. Государство обладает монополией на принуждение в рамках определенной территории, правом на осуществление от имени всего общества внутренней и внешней политики, исключительным правом издания законов и правил, обязательных для всего населения, правом взимания налогов и сборов.

Суть государства состоит в том, что это единственная организация политической власти, управляющая всем обществом. Именно бытие государства в качестве основного орудия этой власти придает ей характер политической организации. При этом следует учесть, что это принуждение должно быть основано только на законе. Власть поддерживается через юридические нормы.

Деятельность государства по управлению общественными делами разнообразна и многогранна. Вместе с тем имеются такие направления деятельности государства, в которых проявляются его сущность и социальное назначение. Эти направления деятельности принято называть основными функциями государства.

Под функциями государства понимаются основные стратегические направления его деятельности внутри страны и на международной арене, в которых выражаются его сущность, роль и назначение в обществе. В ходе развития общества функции государства претерпевают изменения, одни возникают, другие отмирают. В целом можно сказать: основные функции государства сводятся к закреплению и охране господствующих форм собственности; организации и укреплению единства общества и государства и поддержанию общественного порядка.

По сфере политической направленности различают внутренние и внешние функции, по продолжительности действия – постоянные и временные.

Внутренние функции государства:

1) принятие законов и контроль за их соблюдением;

2) регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина;

3) определение общих программ экономического развития, формирование государственного бюджета и контроль за его расходованием (административно-хозяйственная функция);

4) осуществление единой финансовой, кредитно-денежной и таможенной политики (функция финансового контроля);

5) обеспечение точного и полного осуществления законодательных предписаний всеми участниками общественных отношений (функция охраны правопорядка);

6) оказание социальной помощи нуждающимся в ней членам общества (социальная функция);

7) осуществление мероприятий, направленных на сохранение и восстановление природной окружающей среды (экологическая функция).

Внешние функции государства:

1) осуществление внешней политики, установление и координация международных отношений;

2) заключение международных договоров по вопросам войны и мира, экономического и культурного сотрудничества;

3) обеспечение национальной безопасности и оборона от внешних посягательств на территориальную целостность и суверенитет;

4) определение статуса государственной границы и ее защита.

Таким образом, государство — это универсальная политическая организация, осуществляющая управление обществом, охрану его экономической и социальной структуры.

Несколько слов необходимо сказать о происхождении государства. Существует множество различных теорий, объясняющих процесс возникновения и развития государства. Взгляды на государство, его происхождение менялись в каждую историческую эпоху в зависимости от интересов и потребностей общества.

Это вполне естественно и понятно. Каждая теория отражает взгляды и суждения различных групп, слоев, классов, наций и других социальных общностей на данный процесс, исходя при этом из своего конкретного исторического времени. Хотя следует признать, что и сегодня нет, да и не может быть однозначного ответа на многие вопросы, связанные с теорией происхождения государства.

Не имея возможности раскрыть все теории возникновения государства и права, остановимся лишь на рассмотрении некоторых, наиболее известных и распространенных из них.

1. Теологическая (божественная) теория относится к числу теорий, возникших раньше других в Древнем мире. В силу особых взглядов и воззрений части общества значительная роль в решении этих вопросов на протяжении всей истории развития человечества отводилась религии. Теологическая теория настаивает на божественном происхождении не только государства, но и государственной власти в лице абсолютного монарха.

2. Патриархальная теория происхождения государства считается не менее древней, чем теологическая. Государственная власть, по мнению сторонников патриархальной теории, есть не что иное, как продолжение отцовской власти. Власть государя, монарха – это патриархальная власть главы семьи. Патриархальная теория служила в Средние века обоснованием абсолютной власти монарха.

3. Договорная теория происхождения государства является наиболее теоретически обоснованной и популярной. Согласно этой теории государство возникает из соглашения между правителем и народом, заключаемого в целях обеспечения порядка и организации общественной жизни. Сторонники договорной теории различают два вида права: естественное, предшествующее обществу и государству, и позитивное, являющееся порождением государства.

4. Теория насилия принадлежит к числу относительно новых теорий происхождения государства и права. Основные причины происхождения государства и права, по мнению сторонников этой теории, лежат не в процессах развития экономики и общества, а в завоевании одной части общества другой, в установлении власти завоевателей над побежденными. Государство и право, считали они, создаются завоевателями в целях поддержки и упрочения своего господства над побежденными.

5. Психологическая теория происхождения государства и права возникла в середине XIX в. Широкое распространение получила в конце XIX – первой половине XX вв. Ее суть в том, что она пытается объяснить возникновение государственно-правовых явлений и власти особыми психологическими переживаниями и потребностями людей. Это потребность властвовать у одних и потребность подчинения у других. Это осознание необходимости и потребности послушания, повиновения определенным лицам в обществе.

6. Расовая теория берет свое начало еще в эпоху рабовладения, когда в целях оправдания существующего строя развивались идеи естественного деления населения в силу прирожденных качеств на две породы людей – рабовладельцев и рабов. Наибольшее развитие и распространение расовая теория получила в конце XIX – первой половине XX вв. Она легла в основу фашистской политики и идеологии.

Содержание расовой теории составляли развиваемые идеи о физической и психологической неравноценности человеческих рас: о решающем влиянии расовых различий на историю, культуру, государственный и общественный строй; о делении людей на высшую и низшую расы, из которых первые являются создателями цивилизации и призваны господствовать в обществе и государстве, вторые не способны не только к созданию, но даже и к усвоению сформированной цивилизации. С помощью государства и права высшие расы должны господствовать над низшими.

7. Марксистская теория возникла во второй половине XIX в. На протяжении существования советской власти в нашей стране эта теория признавалась единственно верной. Основные положения этой теории изложены в книге Ф. Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства», вышедшей в свет в 1884 г.

Согласно марксистской теории государственная организация приходит на смену родоплеменной организации, право – на смену обычаям. И происходит это не в силу самого по себе изменения общественных нравов, религиозных воззрений и взглядов, а в силу коренных изменений в экономической сфере и в самом первобытном обществе. Именно они привели к разложению первобытно-общинного строя и к утрате способности первобытных обычаев регулировать общественные отношения в новых условиях. В обществе по мере разделения труда быстро усилилось имущественное расслоение. Имущественное неравенство повлекло за собой социальное неравенство. В течение многих столетий общество расслаивалось на устойчивые группы, классы, социальные прослойки.

Современная историко-материалистическая теория происхождения государства включает в себя два подхода. Один из них – это классовая борьба. Второй – в результате социально-экономического развития усложняется структура общества, и необходимость совершенствования управления общественными процессами приводит к возникновению государства.

Каждая из названных выше теорий по-разному объясняют причины и условия возникновения государства. Отдать приоритет какой-либо из них было бы неверно. Каждая из теорий исследовала преимущественно одну из сторон процесса возникновения государства и в силу этого односторонне характеризует данный процесс. У каждого народа возникновение государства было результатом сочетания разных факторов. Так, на Руси образование государства стимулировалось необходимостью организации защиты от набегов половцев и хазар. У германских племен, захвативших территорию бывшей Римской империи, образование государства было ускорено необходимостью удержания покоренного населения в повиновении и решения задач управления большими массами населения.

Механизм государства, характеристика его органов

Деятельность государства по осуществлению своих функций протекает в определенных правовых формах, каковыми являются правотворчество, исполнительно-распорядительная и правоохранительная деятельность. Каждое государство представляет собой четкую и хорошо структуризированную организацию власти, т.е. для осуществления определенных функций в любом государстве существует система органов государственной власти и иных государственных организаций.

Государственная власть проявляется в способности официальных структур подчинить поведение людей воле всего общества при помощи убеждения и государственного принуждения. Как подчеркивал Н.М. Коркунов, «государственная власть не есть чья-либо воля, а сила, вытекающая из сознания гражданами их зависимости от государства». Именно она обеспечивает выполнение стоящих перед государством целей и задач. Звеньями такой властной структуры являются государственные органы. Объединенные в единую систему органы государственной власти образуют аппарат государства, а вместе с государственными учреждениями и предприятиями они составляют механизм государства.

Аппарат государства — это система государственных органов, взаимосвязанных общими принципами, наделенных властными полномочиями с целью осуществления управления обществом и защиты его основных интересов. Механизм современного государства отличается высокой степенью сложности, многообразием структурных элементов и взаимосвязей между ними. Одну его подсистему образуют высшие органы государства: представительные, глава государства, правительство. Другая подсистема – органы правопорядка, суд, прокуратура, а также силовые структуры (армия, милиция, разведка и др.).

К органам государства примыкают государственные учреждения, предприятия, которые властными полномочиями не обладают, а выполняют общесоциальные функции в сфере экономики, образования, культуры, науки и т.п. В совокупности с аппаратом государства они образуют государственный механизм.

Обычно система государственных органов устанавливается конституцией государства. Под государственным органом понимается политическое учреждение, участвующее в осуществлении функций государства и наделенное для этого государственно-властными полномочиями.

Любой государственный орган имеет следующие признаки:

1) это звено действующей системы органов государства, которое имеет лишь ей одной присущие функции;

2) государственный орган создается на основе юридических актов, т.е. он не может возникнуть произвольно;

3) для осуществления возложенных на него задач каждый государственный орган наделен необходимой государственно-властной компетенцией и совокупностью соответствующих прав и обязанностей (полномочий).

Государственный аппарат состоит из различных по назначению и структуре органов и учреждений, обычно подразделяемых на три основные группы:

1) представительные законодательные органы;

2) органы исполнительной власти;

3) органы судебной власти.

Представительные законодательные органы избираются населением государства. В силу этого они решают наиболее важные вопросы государственной жизни в пределах соответствующей территории путем правотворчества, т.е. принятия и издания нормативных правовых актов. К ним относится парламент государства. В разных странах они могут называться по-разному. Например, в Российской Федерации – это Федеральное Собрание, в США – это конгресс, в Польше – сейм Но суть от этого не меняется. Он обладает исключительным правом принятия законов, которые обязательны для всего населения государства.

Исполнительные органы осуществляют повседневную оперативную управленческую деятельность в рамках той структуры отношений, которая установлена законодательными органами. К ним могут относиться: глава государства, правительство, местная администрация. Например, в России высший государственный орган исполнительной власти – Правительство РФ. Он непосредственно осуществляет управление страной. Правительство РФ состоит из Председателя Правительства РФ, его заместителей и федеральных министров. Федеральные органы исполнительной власти – исполнительные органы государства, которые формируются Правительством РФ.

Судебные органы призваны обеспечивать официальное толкование норм права и разрешать конфликты, споры между лицами (гражданами, организациями). Они подчиняются только закону и не зависят от каких бы то ни было иных государственных органов. К ним относятся система судов всех уровней, включая арбитражные суды, действующих в государстве.

Система судебных органов Российской Федерации:

♦ Конституционный Суд РФ;

♦ суды общей юрисдикции;

♦ арбитражные суды.

Согласно ст. 12 Конституции РФ органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

Формы государства

Любому государству всегда свойственна определенная форма. Под формой государства понимается организация государственной власти, ее как вторичное, производное и в то же время относительно устройство, то содержание изучаемого объекта, которое выступает и рассматривается самостоятельное по отношению к главному, его природе и назначению.

С античных времен широко известна классификация форм государства, которую дали Аристотель и Полибий. Сначала возникает монархия, со временем она перерождается в тиранию. Ей на смену приходит аристократия (от греч. aristokratia – власть немногих), использующая власть для своего обогащения. Не доверяя ни одному, ни многим, в результате переворота народ учреждает демократию. Но затем и она «портится», превращается в охлократию (от греч. ychlos – толпа, чернь и krбtos – господство, власть), при которой «собирающаяся вокруг вождя толпа совершает убийства, изгнания, переделы земли, пока не одичает совершенно и снова не обретет себе властителя и самодержца».

Форма государства определяется состоянием общества – «каждый народ имеет то правительство, которое заслуживает». В свою очередь форма государства активно влияет на общество, на образ жизни и воспитание людей.

Общее понятие формы государства складывается из трех частей:

♦ форма правления;

♦ форма государственного устройства;

♦ государственный (политический) режим.

Форма правления государства включает в себя порядок образования высших и местных государственных органов и порядок взаимоотношений между ними. Формы правления различаются в зависимости от того, осуществляется ли власть одним лицом или же она принадлежит выборному органу. В первом случае имеет место монархическая форма правления. Во втором – республиканская.

При монархической форме правления источником государственной власти, согласно действующим законам, является монарх. Монархии подразделяются на абсолютные и ограниченные, внутри которых выделяют сословно-представительную (дуалистическую), конституционную (парламентарную).

История и современность знают различные виды монархий и республик. На современном этапе развития общества и государства монархии бывают в основном двух видов – дуалистические и парламентарные. Характерной особенностью дуалистической монархии является формально-юридическое разделение государственной власти между монархом и парламентом. Исполнительная власть находится непосредственно в руках монарха. Законодательная – у парламента. Последний, однако, фактически подчиняется монарху. Власть монарха передается по наследству. Монарх назначает правительство, которому передается законодательная власть. В настоящее время дуалистических монархий в Европе нет. Дуалистическими монархиями являлись Эфиопия и Иран (до революции), кайзеровская Германия (1871—1907 гг.) Сегодня она сохранилась в Марокко, Иордании.

Парламентарная монархия отличается тем, что статус монарха формально и фактически ограничен во всех сферах осуществления государственной власти. Законодательная власть полностью принадлежит парламенту. Исполнительная – правительству, которое несет ответственность за свою деятельность перед парламентом. Участие монарха в формировании правительства чисто символично. Монарх не может присутствовать на заседаниях правительства. Законодательные акты принимаются парламентом и формально подписываются монархом, так как он не обладает правом отлагательного вето. Парламентарными монархиями являются Бельгия, Голландия, Швеция, Япония и др.

Республика — форма правления, при которой государственная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определенный срок.

Современные республики разделяются на два основных вида: президентские, характерной особенностью которых является соединение в руках президента полномочии главы правительства и государства, и парламентские. Особенностью последних является довольно слабая власть президента. Характерным для парламентарной республики является также наличие должности премьер-министра, который выполняет одновременно функции главы правительства и лидера правящей партии или партийной коалиции.

В современном мире существует также дополнительная форма правления – смешанная (суперпрезидентская) республика, которая объединяет черты президентской и парламентарной республик.

Отличительные черты парламентарной, президентской и смешанной республик определяются по двум основным критериям – порядку выбора президента и формирования правительства, объему полномочий президента – и сводятся к следующему:

парламентарная республика: глава государства избирается парламентом; правительство формируется парламентом и ему подотчетно, т.е. парламент может выразить правительству недоверие, за которым следует его отставка; президент после совещания с главой правительства (министрами), представителями палат имеет право роспуска нижней палаты (Италия) или обеих палат (Индия). Формальная отличительная особенность – наличие поста премьер-министра;

президентская республика: глава государства избирается не парламентом, а коллегией выборщиков или непосредственно населением; правительство формируется президентом и ответственно перед ним, а не перед парламентом, парламент не имеет права выразить вотум недоверия правительству; президент не имеет права роспуска парламента. Формальная отличительная особенность – отсутствует пост премьер-министра;

смешанная (суперпрезидентская) республика: глава государства избирается непосредственно населением; правительство формируется президентом и ему подотчетно (парламент не имеет права выразить вотум недоверия правительству); президент имеет право роспуска парламента. Формальная отличительная особенность – наличие поста премьер-министра.

Президентскими республиками являются Аргентина, Бразилия, США. Парламентарными — Греция, Германия, Италия. Суперпрезидентскими — Франция.

Форма государственного устройства представляет собой внутреннее деление государства на составные части – административно-территориальные единицы, автономные политические образования или суверенные государства. Она отражает также характер соотношения государства в целом и отдельных его частей. Существуют три основные разновидности форм государственного устройства.

Наиболее простая из них – унитарное государство. Это единое государственное образование. Государство при этом делится лишь на административно-территориальные части. Для унитарного государства характерно существование общих для всей страны высших органов государственной власти и управления, единой судебной системы и конституции.

Унитарными государствами являются Франция, Италия, Венгрия, Монголия и др.

Более сложной формой государственного устройства является федерация. Федеративное государство состоит из ряда других государств или государственных образований – членов федерации (штатов, кантонов, земель, республик и др.). Каждое из них имеет свое административно-территориальное деление. На территории каждого из них наряду с деятельностью общих для всей федерации высших органов государственной власти и управления действуют также свои собственные высшие и местные органы государственной власти и управления. Аналогично дело обстоит с конституцией и законами, с судебными, прокурорскими и иными органами. Федеративными государствами являются Россия, США, Канада, Германия и др.

Международной формой государственного устройства является конфедерация, которая представляет собой союз государств с номинальными (чисто формальными) правами конфедеративных органов, созданный для достижения определенных временных целей, после достижения которых он либо распадается, либо перерастает в федерацию. Поэтому конфедерации нередко называют непрочными государственными образованиями. Исторически существовали следующие конфедерации: Швейцарский союз – до 1848 г., Германский союз – в 1815—1866 гг., США – в 1776—1787 гг. и др.

Федерация отличается от конфедерации по следующим основным признакам. Во-первых, у федерации единая территория, образованная в результате объединения входящих в ее состав государств (их территории) в одно государство. У конфедерации территория состоит из территорий отдельных государств, вступивших в союз. Во-вторых, в федерации существует единое союзное гражданство, т.е. гражданин государства, входящего в союз, являете одновременно гражданином федерации. В конфедерации есть гражданство каждого отдельного государства, вступившего в союз. В-третьих, в федерации существуют общие для всего союза высшие органы государственной власти и управления. Акты, принятые этим союзными органами, в пределах их компетенции обладают верховенством над актами органов государств, входящих в союз. Конфедерация имеет лишь координирующие органы, которые решают общие вопросы союза. В-четвертых, федерация имеет единую систему налогов, а конфедерация не имеет. В-пятых, федерация является стабильным, постоянным союзом государств, а конфедерация – временным, непрочным союзом. Конфедеративные государства недолговечны. Они распадаются на унитарные государства или превращаются в федерации.

Форма государственного (политического) режима — это совокупность методов и способов осуществления в стране государственной власти и управления, выражающих ее содержание и особенности. Она характеризует атмосферу всей политической жизни в государстве, господство в ней демократических или тоталитарных (недемократических) методов осуществления государственной власти. Понятие «политический режим» введено в 1940 г. политологом Леви. Но в последнее время пользуются термином «государственный режим». Главным критерием классификации государственных режимов служит степень реального осуществления прав и свобод гражданами.

Государственные режимы могут быть демократическими и антидемократическими.

Демократический режим характеризуется следующими признаками:

♦ гарантированность прав и свобод личности;

♦ действие свободной прессы и множества партий и других политических объединений;

♦ равенство всех перед законом. Демократия предполагает наличие в государстве коллективного органа, в который народ выбирает своих представителей;

♦ минимальное вмешательство государства в экономическую сферу и личную жизнь граждан. В идеале демократический характер государства отличается высокой степенью развития экономики, достойным уровнем жизни, защищенностью населения от произвола и беззакония.

Антидемократический режим можно подразделить на следующие режимы: авторитарный, тоталитарный, деспотический, тиранический, фашистский. Его характеризует: ликвидация или существенное ограничение основных прав и свобод граждан; отказ от системы разделения властей; превращение парламента в фиктивный орган и передача всей власти правительству; срастание правящей партии с государственным аппаратом; ликвидация всех оппозиционных партий и свободной прессы.

Тоталитарный режим определяют следующие признаки: тотально жесткий контроль государства всех сфер жизни общества, включая личную жизнь граждан.

Авторитарный режим строится на диктатуре отдельных личностей. Различают два вида авторитарных режимов. Диктаторский режим порождается кризисом социально-экономической жизни государства. В это время приходит политический лидер, который берет всю полноту власти на себя, самым жестоким образом подавляет оппозицию. Военный режим – это режим, при котором высшая государственная власть сосредоточена в руках военных, которые управляют экономикой, культурой, социальной сферой. Деспотический режим существует в условиях абсолютной монархии. Для него характерна бессмысленная жестокость правителя в угоду личным эгоистическим интересам. Тиранический режим основан на единоличном правлении, но в отличие от деспотии власть к тирану переходит не по наследству, а насильственным путем, например, с помощью государственного переворота или военной агрессии.

В наиболее открытой и одиозной форме антидемократический режим проявился при фашизме. Он сочетает в себе политику и идеологию человеконенавистничества, террора, запугивания людей с изощренной системой демагогии и пропаганды. Это самый агрессивный из всех государственных режимов, так как создает угрозу существования всем остальным государствам.

Согласно сложившемуся в научной литературе представлению политическая система общества понимается как совокупность государственных и общественных организаций, участвующих в политической жизни страны. Основные черты политической системы.

Политическая власть:

1) абсолютная – монархия;

2) ограниченная (дуалистические, парламентарные) – республика.

Форма правления:

1) парламентарные;

2) президентские;

3) смешанные.

Государственный режим:

1) демократический;

2) антидемократический.

Форма государственного устройства:

1) унитарное государство;

2) федерация;

3) конфедерация.

В зависимости от степени участия в политической жизни эти организации в научной литературе подразделяются на следующие группы.

Собственно политические. К их числу относятся государство, все политические партии, отдельные общественные организации.

Характерным признаком этих организации является их прямая связь с политикой. Непосредственной целью их создания и функционирования выступает политическая цель. Она заключается в формировании и осуществлении внутренней и внешней политики на разных этапах развития общества, в политическом и идеологическом воздействии (воспитании) на различные слои и классы, существующие в обществе, в проведении политических интересов господствующих кругов и отчасти всего общества в жизнь.

Решающую роль в политической системе общества всегда играло и продолжает играть государство. Будучи оснащенным специальным аппаратом принуждения и подавления в виде тюрем и иных принудительных учреждений, государство выступает как главная сила в руках любого господствующего класса или слоя, как важнейшее средство осуществления его политической власти.

В структуре политической системы общества государство является объективно необходимым на протяжении всей истории развития классового общества, а следовательно, и его политической системы. В то же время все остальные ее составные звенья – политические партии и различные общественные организации – могут появляться на определенных этапах развития политической системы общества и, выполнив возложенные на них задачи, исчезать.

Несобственно политические. К ним относятся такие организации, которые возникают и развиваются в силу экономических и других причин. Это профсоюзные, религиозные, кооперативные и иные организации. Свою деятельность данные институты осуществляют не в политической, а в производственной, социально-бытовой, культурной и других сферах жизни общества. Они не ставят перед собой непосредственных задач активного воздействия в политических целях на государственную власть. Политическая деятельность этих организаций не составляет основу их функционирования, но всегда влияет на работу правительства.

Организации, имеющие в своем содержании лишь незначительный политический аспект. Они возникают и функционируют на основе личных склонностей и интересов того или иного слоя людей к занятию определенной деятельностью. К их числу следует отнести объединения типа нумизматов, туристов и др.

Политический оттенок в своей деятельности они приобретают лишь как объекты воздействия на них со стороны государственных и иных политических по своему характеру организаций, но отнюдь не как субъекты – носители политической власти и участники соответствующих политических отношений.

Понятие и формы демократии

В научной литературе и в практике сложилось представление о демократии как о народовластии. Демократия рассматривается нередко в виде формы или разновидности государства, основанной на признании народа в качестве источника власти.

В отличие от других видов государственного режима (деспотия, автократия и т.п.) демократическая форма отличается следующими признаками:

♦ выборность и периодическая сменяемость состава наиболее важных государственных органов и должностных лиц; их подотчетность и подконтрольность перед избирателями и избравшими их государственными органами;

♦ гласность в деятельности всех государственных органов и их ответственность;

♦ юридическое и фактическое признание принципа подчинения меньшинства большинству;

♦ реализация принципа равноправия всех граждан независимо от их пола, политического и социального статуса, вероисповедания, национальности и др.

Нельзя не согласиться с У. Черчиллем: «Демократия имеет недостатки, но ничего лучшего человечество не придумало».

В демократическом обществе принципы демократии должны лежать в основе организации и деятельности не только государственных органов, но и общественных организаций – политических партий, профсоюзов, кооперации, молодежных и все иных.

Демократия имеет разные формы выражения. Формы эти можно разграничить по двум основным критериям: по способу волеизъявления граждан и по способу осуществления власти.

По способу волеизъявления граждан демократия бывает: прямая, когда волеизъявление граждан выражается непосредственно через выборы, референдумы, собрания, митинги и т.п., и представительная, когда воля граждан выражается опосредованно через их представителей – депутатов, делегатов, выборщиков.

По способу осуществления власти демократия бывает государственная, т.е. это собственно государство со всей системой его органов – представительными, исполнительными и правоохранительными органами, и негосударственная – партии, общественные организации, трудовые коллективы и т.п. К демократии относится также система прав и свобод граждан.

Важно не забывать, что многие народы прошли свой жизненный путь, не будучи знакомы с демократией. Поэтому выдавать демократию за абсолютную ценность для всех народов и всех времен – значит, навязывать другим народам свое представление о лучшей форме государства, очернять почти всю историю человечества. Парадоксально, но государство и в форме диктатуры способно воодушевить, поднять народ на подвиг в борьбе с захватчиками, а в другой исторической обстановке государство даже в обличье демократии может стать причиной морального разложения, разрушения государственности, культуры, быть гибельным для народа. Все же черные страницы истории государства в масштабах прошлого, настоящего, будущего человечества не меняют общего его значения как великой ценности жизни.

Правовое государство: понятие и основные признаки

Наличие демократии в обществе предполагает существование правового государства. Что такое правовое государство? Когда появилась его идея и как она развивалась? Каковы признаки и черты правового государства? Эти вопросы всегда волновали прогрессивных мыслителей, широко обсуждаются они и в наши дни. Основная причина такого внимания к правовому государству заключается не только в гуманизме самой идеи его возникновения, но и в поисках путей ее наиболее оперативного и эффективного осуществления.

Первые истоки теории правового государства в виде идеи гуманизма прослеживаются еще в рассуждениях мыслителей-философов и юристов Древней Греции, Рима, Индии, Китая и других стран. Так, в знаменитых диалогах «Государство», «Политик», «Законы» древнегреческого философа Платона проводилась мысль о том, что там, где «закон не имеет силы и находится под чьей-либо властью», неизбежна «близкая гибель государства». «Соответственно, там, где законы установлены в интересах нескольких человек, речь идет не о государственном устройстве, а только о внутренних распрях».

«Только там, – заключал Платон, – где закон – владыка над правителями, а они – его рабы, я усматриваю спасение государства и все блага, какие только могут даровать государствам боги».

Аналогичные идеи высказывал ученик Платона Аристотель. Выражая свое отношение к государственной власти, праву и закону, он постоянно проводил мысль о том, что «не может быть делом закона властвование не только по праву, но и вопреки праву; стремление же к насильственному подчинению, конечно, противоречит идее права». Где отсутствует «власть закона», делал вывод Аристотель, там нет места и какой-либо форме государственного строя. Закон должен властвовать над всем.

С идеями передовых мыслителей Древней Греции о праве, свободе, человеческом достоинстве и гуманизме перекликаются гуманистические воззрения и взгляды древнеримских политических и общественных деятелей, писателей, историков, поэтов.

Древняя гуманистическая мысль, государственно-правовые взгляды и идеи передовых, прогрессивных мыслителей того времени, несомненно, стали первоосновой, предтечей всего последующего процесса развития гуманистических взглядов и идей, составивших впоследствии фундамент теории правового государства.

Очень много было сделано для развития теории правового государства мыслителями последующих веков, особенно XVIII— XX вв. Ряд положений теории правового государства развивался, в частности, усилиями таких носителей передовой общественно-политической мысли, боровшихся против произвола и беззакония, как Локк, Монтескье, Радищев, Герцен и многих других.

Философские основы теории правового государства создавал и развивал великий немецкий философ И. Кант, который ввел в науку термин «правовое государство» и многократно указывал в своих трудах на необходимость для государства опираться на право, строго согласовывать свои действия с правом, постоянно ориентироваться на право.

Прямое закрепление термина правового государства было осуществлено в конституции Испании 1978 г., провозглашающей в п. I ст. 1 о том, что Испания – это «социальное, правовое и демократическое государство, высшими ценностями которого являются свобода, справедливость, равенство и политический плюрализм». Он закрепляется в Основном законе ФРГ 1949 г., в ст. 20 и 28, прокламирующем, что «Федеративная Республика Германии является демократическим и социальным федеративным государством» и «конституционное устройство земель должно соответствовать основным принципам республиканского, демократического и социально-правового государства в духе настоящего Основного закона». Прямое или косвенное закрепление идея правового государства получила в конституциях Австрии, Греции, Италии, Франции, Швеции, Швейцарии и ряда других высокоразвитых государств.

В 1993 г. идея правового государства закреплена в Конституции Российской Федерации. Большое значение для совершенствования теории правового государства имеют работы российских авторов. Особое внимание в них уделяется не только основным чертам и признакам правового государства, но и наиболее важным условиям их формирования.

Во многих научных исследованиях подчеркивается, что в процессе формирования правового государства в любой стране главное состоит в том, чтобы обеспечить верховенство закона. Ни один государственный орган, должностное лицо, коллектив, партийная или общественная организация, ни один человек не освобождаются от обязанности подчиняться закону. Причем когда речь идет о верховенстве закона, то он понимается не в расширительном смысле, отождествляясь с правом, а в самом прямом своем значении, а именно как акт, исходящий от высшего органа государственной власти и обладающий высшей юридической силой.

Среди других черт и особенностей государства следует указать на полную гарантированность и незыблемость прав и свобод граждан, а также на установление и поддержание принципа взаимной ответственности гражданина и государства. Как граждане несут ответственность перед государством, так и государственная власть должна нести ответственность перед гражданами.

Важной особенностью правового государства является реализация принципа разделения властей. Разделение властей – это принцип, в соответствии с которым в государстве должны существовать независимые друг от друга власти, выступающие относительно друг друга в качестве своеобразного противовеса, это законодательная, исполнительная и судебная власти.

Главным в правовом государстве является реальное обеспечение прав и свобод граждан; создание механизма их полной гарантированности и всесторонней защищенности; проведение в жизнь принципа оптимального сочетания прав и свобод граждан с их конституционными обязанностями. Весьма важным для правового государства является также не только создание, но и поддержание в обществе режима демократии, законности и конституционности.

Вопросы для самоконтроля

1. Понятие государства и его признаки.

2. Функции и механизм государства.

3. Формы правления, государственного устройства, политического режима.

4. Правовое государство: понятие и признаки.

5. Соотношение общества, государства и права.

Глава 2. Право: понятие, нормы, отрасли

Сущность, назначение и признаки права

Право регулирует общественные отношения, т.е. взаимоотношения между людьми, поведение людей в обществе. Право, как и государство, не только наиболее важное, но, я бы сказал, и наиболее сложное общественное явление. Можно лишь констатировать, что право всегда выступало как средство наведения определенного порядка в обществе.

Право, в основе которого лежит справедливость, опираясь на признание естественных неотъемлемых прав человека, приобретает отчасти самостоятельное существование и качество регулятора государства, ограничивая произвол в его деятельности. В общей теории права понятие права различают как субъективное и объективное.

Субъективное право — это право конкретного лица, которое имеет возможность свободно выбирать для себя формы поведения в рамках закона. В субъективном смысле право выступает как мера свободы человека, как мера дозволенного поведения личности. И. Кант определил субъективное право как совокупность условий, при которых произвол одного может быть согласован с произволом другого по общему для них правилу свободы. Платон задолго до этого заметил, что свобода размахивать руками для одного человека заканчивается там, где начинается нос другого. Юридическое понимание свободы дано в Декларации прав и свобод человека и гражданина (1789), где записано, что свобода состоит в возможности делать все, что не вредит другому человеку.

Объективное право — это система общеобязательных правил поведения, выраженных в законодательных актах, принимаемых или санкционированных только государством.

При этом важно помнить, что право не исчерпывается одним каким-либо признаком или значением. В научной теории право может употребляться в нескольких смыслах. Во-первых, право означает то, что «всегда является справедливым и добрым», – таково естественное право. Это один из самых древних подходов к понятию права. Его приверженцы считали, что нормы и правила поведения людей есть отражение законов природы и естественного порядка вещей. Представителями теории естественного права были Гегель, Монтескье, Гольбах. Они утверждали, что существуют постоянно действующие, независимые от государства правила поведения, которые выражают волю высшего разума.

Другой подход к праву – «право полезно всем или многим в каком-либо государстве». Такое право называется позитивное право. Позитивное право, устанавливаемое людьми, не должно нарушать основополагающие принципы всеобщего порядка, в частности, гуманизма, доброй совести. В позитивном праве различают публичное и частное право.

Публичное право — «то, что относится к положению государства». Например, государственное, уголовное право. Публичному праву присущи императивные нормы, содержащие категорические безусловно обязательные предписания поведению.

Частное право — «то, которое относится к пользе отдельных лиц», охватывает сферу действия гражданского права (право собственности, обязательства и т.д.). Для частного права характерны диспозитивные нормы, дающие простор инициативе и возможность заинтересованным лицам самостоятельно сделать свой выбор и определять свои отношения.

В современной юридической науке наиболее распространены два противоположных подхода к сущности права: социологическая теория и нормативистская теория.

Сторонники социологической теории права утверждают, что государство не должно творить законы. Оно должно изучать сложившиеся отношения между людьми, выработанные практикой обыденной жизни, а затем придавать правилам, по которым складываются эти отношения, общеобязательную силу закона.

Представители нормативистской теории права считают наоборот: обстоятельства реальной жизни не должны мешать правотворческому процессу.

Что же такое «право» и каковы его основные признаки? Так как право неразрывно связанно с государством, оно в реальной жизни выступает в виде общеобязательных правил поведения (норм), которые непосредственно издаются либо санкционируются (утверждаются) государством. За нарушение их применяются различные меры государственного воздействия. Нормы издаются в форме различных нормативных правовых актов (законов, указов, постановлений, инструкций и т.п.), юридических прецедентов, нормативных договоров, правовых обычаев, которые принято называть источниками права и посредством которых происходит формальное закрепление норм. Право – это система норм, выраженных в законах, иных признаваемых государством источниках и являющихся общеобязательным нормативно-государственным критерием правомерно дозволенного поведения.

Особенностью норм права является то, что все они рассчитаны не на однократное, а на многократное применение. Следует также отметить, что ни отдельные нормы, ни право в целом никогда не бывают абстрактными. Право всегда выражает и закрепляет, прежде всего, волю и интересы властвующих кругов и классов. Нет права «вообще». Оно всегда конкретно и реально. В этом выражается сущность права. С одной стороны, это проявляется в том, что право на всех стадиях его развития закрепляет имущественное и социальное неравенство людей, неравенство рабовладельца и раба, феодала, помещика и крепостного, работодателя и работника.

Однако наряду с защитой интересов стоящих у власти классов или слоев право отражает также интересы всего общества. В нем неизменно сочетаются групповые интересы с общесоциальными, а национальные, классовые и иные – с общечеловеческими. И это естественно. Ибо право порождается и развивается не как результат деятельности лишь отдельного класса, нации или группы людей. Оно является порождением и результатом естественного развития всего общества. Право есть элемент культуры всего человечества.

Убедиться в этом позволяют такие акты, имеющие огромную роль и общечеловеческую значимость, как Всеобщая декларация прав человека, принятая 10 декабря 1948 г. Генеральной Ассамблеей ООН; международные пакты «Об экономических, социальных и культурных правах», «О гражданских и политических правах», принятые 16 декабря 1966 г. Генеральной Ассамблеей ООН; Декларация о предоставлении независимости колониальным странам и народам, принятая 14 декабря 1960 г., и другие международные правовые акты.

Признаки права

Под признаками права понимается ряд отличительных черт, которые выражают специфику права и выделяют его среди других регулятивных образований, например, правил этикета, нравственных установок, технических норм, стандартов.

Основные признаки права:

♦ общеобязательность исполнения;

♦ установление и гарантированность государством;

♦ формальная определенность;

♦ нормативность;

♦ системность;

♦ многократность применения.

Право имеет общеобязательный характер для всех граждан независимо от идеологических, религиозных, личностных убеждений, классовой или социальной принадлежности. Действие права распространяется на всю территорию государства. Исполнение норм права обеспечивается и гарантируется государством в лице его компетентных органов, в том числе с помощью официальных форм принуждения.

Право – не просто какие-то идеи, пожелания, а воля, выраженная в нормах законов и иных признаваемых государством источниках.

Основным свойством права является нормативность, т.е. право.

Когда мы говорим о роли права, его функциях, важно не забывать, что государство и право взаимозависимы. Но в то же время они относительно самостоятельны. По отношению к государству и обществу право выступает как регулятор общественных отношений. Право закрепляет существующий в той или иной стране государственный и общественный строй, устанавливает конкретные права и обязанности сторон (граждан, государственных органов и общественных организаций), воспитывает граждан в законопослушности. Исходя из этого можно выделить основные функции права: регулятивная, охранительная, воспитательная.

Нормы права, их структура, виды и способы изложения

Право состоит из норм. Поэтому важно составить представление о правовой норме, знать ее структуру, внутреннюю организацию. Норма права – это установленное государством общее правило поведения, регулирующее общественные отношения. Для того чтобы право было воспринято сознанием, оно должно быть материально оформленным. Форма права – выраженная вовне и закрепленная в законах воля государства. Норма – это основа права, первичная клеточка права.

Структура нормы права включает в себя следующие составные части:

♦ гипотеза;

♦ диспозиция;

♦ санкция.

Гипотеза указывает на круг лиц, которым адресована норма, а также на обстоятельства, при которых она реализуется. Диспозиция есть не что иное, как само правило поведения, права и обязанности субъектов или, иными словами, участников, правовых отношений. Санкция указывает на меры государственного принуждения, которые применяются к нарушителям правовых велений.

Таким образом, в классическом понятии права правовая норма может выглядеть примерно так: если одно лицо по договору займа получило от другого лица денежную сумму, то должник обязан вернуть причитающуюся с него сумму в назначенный срок, иначе дело будет передано в суд.

Знакомясь с вопросом о правовой норме, ее структуре, важно помнить, что правовая норма и конкретная статья закона не совпадают друг с другом. Например, в статьях конституции нет указания на санкции. Они содержатся в других нормативно-правовых актах. Это связано с правилами законодательной техники.

Виды норм

В правовой теории и практике сложились самые различные основания или критерии классификации норм права. Одним из широко распространенных критериев является подразделение их по характеру правового установления на:

♦ управомочивающие,

♦ обязывающие

♦ запрещающие.

Само название управомочивающих норм говорит о том, что смысл и содержание их заключается в предоставлении гражданам, равно как и другим субъектам права, определенной возможности действовать. В качестве примера таких норм могут служить нормы, закрепляющие права на труд, отдых, образование и др.

К обязывающим нормам относятся такие, которые требуют определенного (должного, обязательного) юридически активного поведения. Это, например, нормы, устанавливающие гражданские, трудовые и иные обязанности.

Наконец, к запрещающим нормам относятся такие, которые устанавливают запреты на совершение каких-либо действий или бездействий. Запреты эти, как правило, входят в содержание юридических обязанностей.

С делением норм права на обязывающие, запрещающие и управомочивающие нормы связано деление норм права по методам правового регулирования на диспозитивные и императивные.

Диспозитивные нормы в целом совпадают с управомочивающими, так как представляют сторонам регулируемого отношения возможность самим определять права и обязанности в отдельных случаях. Диспозитивным нормам противоставляются императивные нормы, выраженные в категорических предписаниях и действующие независимо от усмотрения субъектов права.

В соответствии с характером правовых норм они подразделяются на материальные и процессуальные.

Наконец, выделяются специализированные нормы. К ним относятся и коллизионные нормы. Правовая коллизия – это взаимное несоответствие правовых норм, регулирующих одинаковые общественные отношения. В таких случаях используют коллизионные нормы, которые давно используются в международном частном праве. Коллизионная норма отличается от традиционных норм права. В ней есть два структурных элемента – «объем» и «привязка». Объем коллизионной нормы отражает содержащиеся в ней указание отношений, на которые норма распространяется. Привязка содержит указание на конкретный вид источника права, подлежащий применению.

Способы изложения правовых норм

Нормы права получают свое внешнее выражение в источниках права, каковыми в первую очередь являются нормативные правовые акты. Основной структурный элемент нормативного правового акта статья. Статьи могут иметь прямой способ изложения, отсылочный или бланкетный характер.

Прямой способ изложения состоит в том, что в содержании самой нормы дается подробная характеристика правил поведения, указывается на все обстоятельства, при которых можно совершать те или иные действия, а также дается полный перечень мер воздействия за неисполнение этой нормы.

Отсылочный способ изложения статьи состоит в том, что содержание статьи полностью не раскрывается, дается ссылка на другие статьи, конкретизирующие ее требования.

Бланкетные способ изложения – это статьи, в которых содержится отсылка не к какому-то конкретному точному законоположению, а к иному источнику права. Такого рода статья представляет собой в известном смысле «бланк», который заполняется другим законом, источником права.

Формы (источники) права

Право, как и государство, всегда выражается и осуществляется в определенных формах. Что это за формы и в чем их особенность? Под формой права – способом его выражения – понимаются нормативные акты, прецеденты, правовые обычаи.

Исторически сложилось так, что в правовых системах таких государств, как Россия, Франция, Италия, Швейцария, Япония и др., наиболее распространенной формой права является нормативный акт. В то же время в правовых системах Великобритании, Австралии, Канады, США и других ведущее место среди форм права занимает прецедент.

Отличительной особенностью нормативных актов является то, что они содержат в себе общеобязательные правила поведения и издаются органами государственной власти и управления. С их помощью устанавливаются новые или изменяются и дополняются старые, действующие нормы права. Все нормативные акты находятся в строгой иерархии: законы, подзаконные акты – указы, постановления, инструкции и т.п. На вершине ее – конституция.

Прецедент выступает в виде некоего образца поведения или действия судебных и административных органов при решении аналогичных с ранее рассматривавшимися решений или дел. Соответственно, прецеденты подразделяются на судебные и административные. Первые создаются судебными, а вторые – административными органами. Систему права, основанную на судебном прецеденте, зачастую называют судейским правом.

Правовые обычаи представляют собой правила поведения, первоначально сложившиеся в процессе самой жизни, в результате их многократного и длительного применения, а затем санкционированные и взятые под защиту государством.

Нормативно-правой акт является наиболее характерным и важным источником права Российской Федерации. Под нормативно-правовым актом понимается акт, изданный управомоченным государственным органом и содержащий правовые нормы, т.е. предписания, рассчитанные на длительное действие и многократное применение, а также предписания об изменении или прекращении (отмене) действия этих норм.

Нормативно-правовые акты действуют в известных пределах во времени, по территории (в пространстве) и по кругу лиц, на которых распространяются нормы данного акта.

Действие нормативного акта во времени начинается с момента его вступления в силу. Вступление нормативно-правовых актов в силу связано с датой их опубликования или принятия (утверждения). В Российской Федерации нормативно-правовые акты вступают в силу следующим образом: с момента их опубликования; с момента их принятия (в большей части это относится к постановлениям правительства и актам министерств, ведомств); в срок, указанный в нормативном акте (это может быть день опубликования или другой срок); в момент их получения (это относится к ряду актов правительства, министерств, комитетов, ведомств, которые рассылаются тем, кому они адресованы, почтой, факсом и т.д.).

Прекращение действия нормативного акта происходит путем его отмены либо по истечении срока, на который было рассчитано действие данного акта.

В отдельных случаях происходит расширение пределов действия нормативных актов. Это происходит, когда нормативные акты устраняют или смягчают юридическую ответственность, они имеют обратную силу, т.е. распространяются на правонарушения, совершенные до их издания. Например, в России лица, осужденные за посредническую деятельность, с разрешением предпринимательства были освобождены от дальнейшего отбывания наказания. Нормативные акты, устанавливающие либо усиливающие юридическую ответственность, обратной силы не имеют. Исключения из этого правила допускаются лишь в гражданском, семейном, трудовом праве.

Нормативно-правовые акты действуют в пространстве. Под пространством обычно понимается территория государства, которая включает в себя: сухопутную территорию (внутри линий государственной границы), водную территорию (к ней относится и территориальное море шириной в 12 морских миль от линии наибольшего отлива), воздушное пространство, недра, невоенные суда под флагом государства, когда они находятся в открытом море, военные суда, где бы они ни находились.

Внутри государства нормативные акты могут действовать как на территории всего государства, так и на определенной его части. Например, акты парламента, правительства Российской Федерации действуют, как правило, на всей территории России, а акты правительства Москвы – только в пределах ее территории.

Нормативно-правовые акты действуют по кругу лиц, т.е. могут распространяться на неодинаковый круг лип к зависимости от правового статуса, социального положения, профессии и иных отличительных особенностей этих лиц.

Так, нормативно-правовой акт может распространяться только на определенные лица, граждан данного государства. Например, иностранные граждане и лица без гражданства, как правило, не имеют права избирать и быть избранными в государственные органы, не несут обязанности служить в вооруженных силах государства и т.п.

Нормативные акты могут распространяться на неодинаковый круг лиц не только в зависимости от гражданства, но и от своего социального положения, профессии. Так, пенсионное законодательство распространяется только на лиц, имеющих право на получение пенсии.

Понятие системы права

В любом обществе и государстве право всегда существовало и функционировало как совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих между собой норм, как система. Что это означает? Прежде всего, согласованность, упорядоченность, внутреннюю непротиворечивость правовых норм.

Целостность права является важной предпосылкой его эффективности. Противоречие между различными законодательными актами приводит к искусственному разрыву сложившихся в обществе в течение многих десятилетий экономических, социальных и иных связей; к резкому спаду всего производства; к росту цен, инфляции. И как следствие этого – к падению жизненного уровня населения.

Система права предполагает не только его единство, но и дифференцированность. Система права складывается из таких составных частей, как отрасли и институты. Они различаются между собой характером регулируемых общественных отношений и методом регулирования.

Правовой институт — это совокупность взаимосвязанных норм, регулирующих качественно однородные общественные отношения. Примером могут служить институты собственности и наследования в гражданском праве, институты брака и развода в семейном праве. По характеру норм правовые институты могут быть отраслевыми и комплексными. Отраслевой институт образуют нормы одной отрасли права.

Тесно взаимосвязанные правовые институты образуют отрасли права. Отрасль права — это главное подразделение системы права, отличающееся специфическим режимом юридического регулирования и охватывающее целые комплексы однородных общественных отношений. У каждой отрасли свой предмет, свое законодательство. Главная особенность – это наличие особого юридического режима – метода регулирования, который во многом ориентирован на способы правового регулирования: дозволение, запрещение, обязывание.

В целом под отраслью права понимается совокупность взаимосвязанных правовых институтов, регулирующих относительно самостоятельную обширную область, сферу общественных отношений. Правда, отрасль права не представляет собой механическое объединение норм или нескольких институтов. Существуют такие отрасли права, как государственное (конституционное), административное, финансовое, гражданское, трудовое, земельное, семейное, уголовное и др.

В зарубежном правоведении принято деление системы права на публичное и частное право, вытекающее из природы отношений между личностью и государством. В современной юридической литературе принято относить к системе частного права гражданское, торговое, трудовое и семейное право. Все остальные отрасли входят в состав публичного права. Иными словами, частное право регулирует личные и групповые интересы, а публичное право регулирует отношения государства с гражданами и иными субъектами права.

Вопросы для самоконтроля

1.Понятие права, его признаки.

2. Функции права и сферы его применения.

3. Норма права, ее структура.

4.Отрасли права: понятие и система.

Глава 3. Мораль, право, правовая культура

Понятие норм морали

Право существует в тесной, неразрывной связи и взаимодействии с другими социальными нормами – общими правилами поведения.

Какие нормы имеются в виду? Это, прежде всего, нормы морали или нравственности. Это – обычаи (неправовые), традиции. Это, наконец, нормы, содержащиеся в актах (решениях, постановлениях и т.п.), принимаемых партийными органами или общественными организациями. Все это социальные нормы. Как и правовые нормы, они являются регуляторами общественных отношений. В отличие от права они не издаются государством и не обеспечиваются государственным принуждением. Нормы права среди неправовых социальных норм играют ведущую роль.

Чтобы глубже понять, как взаимосвязаны и взаимодействуют нормы права со всеми социальными нормами, целесообразно обратиться к рассмотрению соотношения права и морали.

Мораль является одной из форм общественного сознания. В ней отражаются представления людей о добре и зле, справедливости и несправедливости, об общественно полезном и вредном для общества поведении.

Мораль, так же как и право, никогда и нигде не бывает вечной и неизменной. Она возникает вместе с обществом, вместе с ним изменяется и развивается. Это историческое явление. Чтобы убедиться в справедливости сказанного, достаточно поставить, например, такой вопрос: может ли мораль, закрепляющая и оправдывающая рабство, быть одобренной людьми на современном этапе? Нет, разумеется. И дело не только в том, хороша она или плоха.

Основная причина в том, что общество или часть его, проповедовавшие эту мораль, остались в прошлом. На смену им по мере развития экономической и социально-политической жизни приходили новые слои и классы. Они вырабатывали и закрепляли в обществе свои представления и взгляды о добре и зле, справедливости и несправедливости.

Общечеловеческие ценности и элементы морали закрепляются с помощью права как в международных, так и в национальных правовых актах. Подтверждением этому служат не только современные, но и древние правовые акты. Например, даже в Законах Ману, закрепляющих неравенство и несправедливость, можно найти отражающие общечеловеческую мораль статьи.

Единство и взаимосвязь между моралью и правом проявляется в следующем:

♦ они выражают интересы, стремления и волю всех граждан, поскольку нацелены на достижение общего блага;

♦ мораль и право закрепляют правильное соотношение интересов личности и общества, исходя из главенства первых. Однако в истории известны периоды, когда официальная идеология усматривала главенство общественного над личным как непременный залог достижения благоденствия общества в целом, и вследствие этого приоритет общественного над личным отражался в официально принятых актах, примером чего может служить Моральный кодекс строителя коммунизма;

♦ правовые и нравственные требования равны по отношению к каждому гражданину, независимо от национального и имущественного положения. Стоит сделать специальную оговорку о том, что издавна к людям, занимающим руководящие должности, предъявляли повышенные нравственные требования, поскольку они должны служить примером добропорядочности для подчиненных. Принцип равенства в морали соответствует равноправию людей перед законом;

♦ мораль и право выдвигают одинаковые критерии для оценки поведения: справедливость, уважение естественных прав человека, гражданские и политические свободы;

♦ нравственность опирается на метод убеждения, который является одним из ведущих методов и в праве. Отдельные нормы нравственности, требующие государственного обеспечения, получают санкцию государства. Например, в Конституции Российской Федерации закрепляются такие важные нравственные принципы, как охрана прав и свобод человека, собственности, природы, нетерпимость к правонарушителям, защита человеческого достоинства и т.д.

К сказанному следует добавить, что нормы права отличаются от норм морали большей конкретностью и формальной определенностью. Сфера распространения и применения норм права гораздо уже, чем сфера «приложения» норм морали. С помощью норм морали регулируются такие общественные отношения, которые не могут быть урегулированы при помощи норм права. Среди них, например, отношения дружбы, любви, товарищества и др.

Характер взаимосвязи и взаимозависимости норм права и морали в значительной мере распространяется также и на взаимодействие норм права с другими социальными нормами.

Соотношение норм права и морали

Известно, что общественные отношения регулируются не только правом, но и моральными нормами, установками. Право и мораль представляют собой требования к человеку от лица общества или государства. Право и мораль являют собой высказывания в повелительной форме и призывают людей к совершению определенных действий либо к воздержанию от них. Право и мораль в целом совпадают по объекту воздействия. Это отдельные индивиды, социальные группы, коллективы и т.д.

Вопросы для самоконтроля

1. Понятие норм морали.

2. Общие черты и отличие норм права и норм морали.

3. Правовое сознание.

4. Правовая культура.

Глава 4. Правоотношения и их участники

Понятие правоотношения, его структура

Главная цель права – регулирование наиболее важных общественных отношений. В самом общем виде правовые отношения можно представить как общественные отношения между людьми, урегулированные нормами права.

Субъектами (участниками) правоотношений являются физические и юридические лица. Физические лица — это граждане как участники правоотношений, обладающие правоспособностью. Юридические лица - это организации (предприятия, объединения, учреждения), имеющие обособленное имущество и наделенные правом выступать от своего имени во всех отношениях и нести самостоятельно ответственность по своим обязательствам.

Субъекты (участники) правоотношений обладают определенными субъективными правами и юридическими обязанностями. Субъективное право - это мера возможного (допускаемого и гарантируемого законом) поведения, т.е. возможность использовать либо не использовать предоставленные законом права, возможность требовать определенного поведения от другого лица, возможность обратиться к государству за защитой своих нарушенных прав. Юридическая обязанность - это мера должного (необходимого, установленного законом) поведения, т.е. обязанность лица совершать определенные действия или воздержаться от их совершения, и применение в случае неисполнения обязанностей к обязанному лицу государственного принуждения.

Все субъекты правоотношений, чтобы реализовать свои права и обязанности, должны обладать правоспособностью и дееспособностью.

Правоспособность - это способность иметь права и обязанности, а дееспособность - это способность своими действиями осуществлять права и обязанности. Субъективные права и обязанности, сами правоотношения не являются неизменными, но всегда связаны с окружающими их условиями, которые могут иметь юридическое значение, признанное государством. Жизненные обстоятельства, условия, с которыми закон связывает возникновение, изменение или прекращение правоотношений, называются юридическими фактами.

В зависимости от правовых последствий юридические факты делятся на правообразующие, влекущие возникновение правоотношения (приказ о принятии на работу); правоизменяющие, влекущие изменение правоотношения (приказ о повышении в должности); правопрекращающие, влекущие прекращение правоотношения (приказ об увольнении с работы).

Наиболее распространенным является деление юридических фактов по волевому признаку – на события и действия.

События - это такие юридические факты, наступление которых не зависит от воли людей (например, стихийное бедствие, наводнение и т.п.), но в связи с которыми для этих людей возникают юридические последствия (например, смерть человека от удара молнии).

Действия - юридические факты, наступление которых зависит от сознания людей. Действия могут быть правомерными и неправомерными.

Правомерные действия соответствуют установленному в государстве правопорядку. Они составляют подавляющее большинство юридических фактов (договор купли-продажи, дарения, трудовой договор и др.), делятся, в свою очередь, на юридические акты (заключение сделок, вынесение приговора судом и т.п.) и юридические поступки (написание книги, необходимая оборона и т.п.).

Неправомерные действия (правонарушения) – это действия, нарушающие установленный правопорядок. Они делятся на преступления, проступки (дисциплинарные и административные), гражданские правонарушения (деликты).

Вопросы для самоконтроля

1. Понятие и состав правоотношения.

2. Участники (субъекты) правоотношений.

3. Юридические факты как основания возникновения, изменения и прекращения правовых отношений.

Глава 5. Правонарушения и юридическая ответственность

Понятие и виды правонарушений

Правонарушение всегда связано с поведением человека в обществе. Человек способен сам лично выбирать характер своего поведения, которое может быть как правомерное, так и неправомерное. Правовое поведение в целом определяют как социально значимое и подконтрольное сознанию и воле поведение граждан и их объединений, предусмотренное правом и влекущее правовые последствия[1].

Правонарушение – это виновное противоправное и вредоносное поведение деликтоспособных лиц, влекущее юридическую ответственность.

Следовательно, речь идет в широком смысле слова о поведении личности, которое соответствует предписаниям юридических норм. Можно смело сказать, что это законопослушное социальное поведение, облаченное в юридическую форму. Правонарушение – это поведенческий акт, это активное действие лиц, а порой в некоторых случаях и пассивное бездействие определенных лиц.

Основной признак, который характеризует любое правонарушение, это его общественная опасность. Сущность общественной опасности определяется через реальный ущерб, причиненный правонарушением, или наличие реальной опасности его наступления. Мысли, психические процессы, убеждения, сколь бы негативными они ни были, преступлениями не являются.

Еще один признак правонарушения – это деяние лица, способного нести юридическую ответственность. Обязательным признаком правонарушения является его противоправность. Это юридическое свойство деяния. Только общественно опасное и виновное деяние признаются противоправным.

По степени общественной опасности правонарушения подразделяют на преступления и проступки.

Преступление – это виновное противоправное поведение, нарушающее нормы уголовного права и наносящее ущерб самым существенным общественным отношениям. «Преступлением признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное Уголовным кодексом РФ (УК РФ) под угрозой наказания» (ч. 1 ст. 4 УК РФ). Преступлением считается наиболее серьезный вид правонарушений, обладающих самой высокой степенью общественной опасности, поэтому их совершение влечет применение мер уголовного наказания.

Проступки – это все остальные правонарушения, не признанные преступлениями. Они характеризуются меньшей степенью общественной опасности.

Отнесение того или иного деяния к преступлению или к проступку во многом зависит от меры того вреда, который усмотрел законодатель в том или ином варианте поведения, каков характер этого вреда и насколько острой является потребность в борьбе с такого рода противоправным поведением.

В зависимости от того, в какой сфере жизни проступки были совершены, от вида нарушенных норм права, от характера нанесенного вреда и применяемых к нарушителю санкций выделяют следующие их виды.

Гражданско-правовые проступки – это правонарушения, наносящие вред урегулированным нормами гражданского права.

Административно-правовые проступки – это правонарушения, наносящие вред общественным отношениям в области государственного управления, которые урегулированы нормами административного, финансового, земельного и некоторых других отраслей права.

Дисциплинарные проступки — это правонарушения, наносящие вред внутреннему порядку деятельности предприятий, учреждений, организаций.

Борьба с правонарушениями включает в себя два основных направления – предупреждение совершения правонарушений и последовательную реализацию юридической ответственности за уже совершенные правонарушения.

Состав правонарушения — это совокупность его обязательных признаков (или элементов). К элементам состава правонарушения относятся:

♦ объект правонарушения;

♦ объективная сторона правонарушения;

♦ субъект правонарушения;

♦ субъективная сторона правонарушения.

Отсутствие одного из элементов означает отсутствие состава правонарушения.

Объект правонарушения - это охраняемые правом общественные отношения, которым наносится ущерб. Объект правонарушения – это не вещи, которые похищаются, не деньги, которые не возвращаются или не уплачиваются, не документы, которые подделываются, не человек, которого оскорбляют или избивают, а в первую очередь это соответствующее нарушенное субъективное право – право собственника на владение имуществом и т. д.

Объективная сторона правонарушения. Ее составляют те элементы противоправного поведения, которые характеризуют его как определенный акт внешнего проявления в объективной действительности.

Противоправное деяние. Большинство правонарушений совершаются посредством действия, которое может выступать или в форме физического воздействия на людей, животных, предметы материального мира, или в письменной форме, или в устной форме.

Субъект правонарушения - это лицо (или организация), совершившее правонарушение. Особенности субъекта зависят от вида правонарушения. Так, субъектом преступления может быть только вменяемое (т.е. способное осознавать общественно опасный характер своего деяния) физическое лицо, достигшее установленного возраста привлечения к уголовной ответственности – 16 лет, а в некоторых случаях и 14 лет (ст. 19, 20 УК РФ).

Субъекты гражданского правонарушения – физические и юридические лица. Для физических лиц полная гражданско-правовая ответственность наступает с 18 лет (ст. 21 Гражданского кодекса РФ – ГК РФ).

Субъективная сторона правонарушения раскрывает психическое отношение субъекта к совершенному деянию и его последствиям, направленность воли правонарушителя. К признакам субъективной стороны относятся вина, мотив и цель. Иногда здесь же говорят об особом психическом состоянии лица, совершившего правонарушение, например, состояние опьянения, состояние сильного душевного волнения.

Вина - основной признак субъективной стороны правонарушения. Это психическое отношение субъекта к деянию и его последствиям. При отсутствии вины, т.е. без осознания противоправного характера своего поведения и его последствий, не будет и правонарушения. Впрочем, и законодательство, и юридическая практика с древнейших времен и до наших дней знали примеры невиновного привлечения к самым жестким мерам ответственности.

Понятие и виды юридической ответственности

Понимание юридической ответственности традиционно дискутируется. С некоторых пор стали обращать внимание на так называемую позитивную ответственность. Это когда на какой-то орган или должностное лицо возлагается какая-то функция, он призывается к выполнению определенной задачи и при этом подчеркивается важность этой задачи, необходимость внимательного отношения к ее решению, а также и то, что только этот орган или должностное лицо выполняет данную функцию во всем ее объеме, не перекладывая организационных обременении на других лиц. Если проанализировать конституционные нормы или нормы, опосредующие деятельность министерств и ведомств, то выяснится, что там чаше идет речь не об ответственности за правонарушения, а об ответственности как долге, соответствующей обязанности государственных органов. Впрочем, и по отношению к гражданам можно вести речь об их позитивной ответственности, если иметь в виду их долг и обязанности перед обществом и государством.

Юридическая ответственность – это предусмотренная правовыми нормами обязанность субъекта права претерпевать неблагоприятные для него последствия правонарушения.

Юридическая ответственность – это мера государственного принуждения за совершенное правонарушение, связанная с претерпеванием виновным лишений личного (организационного) или имущественного характера.

Юридическая ответственность является одним из средств борьбы с правонарушениями, средством обеспечения правомерного поведения. Угроза юридической ответственности, соответствующие неблагоприятные последствия – важный фактор в обеспечении правомерного поведения членов общества.

Меры предупредительного воздействия – это разновидность мер государственного принуждения, применяемых для предупреждения возможных правонарушений, а также используемых с целью обеспечения общественной безопасности при стихийных бедствиях, крупных промышленных авариях. Это, например, проверка документов, таможенный досмотр, административный надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы (возложение обязанности являться в органы милиции, уведомлять их о перемене места работы или жительства и т.д.), прекращение либо ограничение движения транспорта и пешеходов при возникновении угрозы безопасности движения и т.д.

Юридическая ответственность может быть разделена на виды, т.е. классифицирована, по различным основаниям. По форме осуществления различают ответственность, осуществляемую в судебном, административном, ином порядке. Следует иметь в виду, что меры уголовной ответственности могут быть назначены только судом. По органам государства, которые возлагают юридическую ответственность, выделяют: юридическую ответственность, возлагаемую законодательными органами государства; юридическую ответственность, возлагаемую исполнительно-распорядительными (административными) органами государства; юридическую ответственность, возлагаемую судебными и иными юрисдикционными органами государства. Последний вид реализации ответственности представляется наиболее последовательным, поскольку он осуществляется в специальных процедурах, содержащих гарантии соблюдения принципов юридической ответственности.

Принципы юридической ответственности

Юридическая ответственность связана с установлением ее целей, оснований и принципов. Юридически ответственность может быть назначена лишь при наличии определенных правовых и фактических оснований. Такими основаниями являются:

♦ норма права, предусматривающая возможность применения мер ответственности за противоправное деяние;

♦ «состав правонарушения». Правонарушение является юридическим фактом и влечет возникновение охранительных правоотношений;

♦ правоприменительный акт, которым определяется конкретный вид и мера юридической ответственности (приговор суда, постановление о наложении административного взыскания и т.п.).

Юридическая ответственность преследует две цели: защиту правопорядка и воспитание граждан. Эти цели конкретизируются в функциях юридической ответственности, причем их содержание различно в зависимости от вида ответственности. Называют следующие функции юридической ответственности:

карательная (или штрафная);

правовосстановительная (она присуща прежде всего имущественной ответственности, призвана компенсировать потери потерпевшей стороны, восстановить ее права);

воспитательная;

предупредительная (или превентивная, причем здесь выделяют частную и общую превенцию).

Вопросы для самоконтроля

1. Понятие, признаки и состав правонарушения.

2. Субъект, объект, субъективная, объективная стороны правонарушения.

3. Понятие, основные признаки и виды юридической ответственности.

4. Законность и обоснованность ответственности.