4. Формы государственного устройства
Форма государственного устройства – способ территориальной организации государства (как организована территория государства, из каких частей оно состоит), способ взаимоотношений между центральной и региональными властями.
Формы государственного устройства:
1) унитарное государство;
2) федерация;
3) конфедерация.
Унитарное государство – это единое, слитное государство, разделенное на административно-территориальные единицы, не обладающие, как правило, какой-либо политической самостоятельностью (Дания, Швеция, Франция и др.).
Основные признаки унитарного государства:
1) единство территории;
2) единая для всей страны система органов государственной власти;
3) единое для всей страны гражданство;
4) единая система законодательства;
5) наличие одной общегосударственной конституции;
6) деление страны осуществляется только по административно-территориальному признаку и др.
Унитарные государства можно разделить на:
1) децентрализованные;
2) централизованные.
В децентрализованных государствах существует конституционное распределение полномочий между общегосударственными органами власти и органами власти территориальных единиц. Последние могут принимать свои нормативные акты, однако, например, в Италии они утверждаются законом республики. Также они наделяются правом решать местные вопросы (профессионального обучения, туризма и гостиничного дела, сельского и лесного хозяйства и др.) Многие де-централизованные унитарные государства в науке принято считать находящимися в стадии перехода от унитарной к федеративной форме государственного устройства.
В централизованных унитарных государствах в административно-территориальных единицах нет выборных органов власти, обладающих правом самостоятельно решать местные вопросы. Руководители местных органов власти назначаются центральной властью. Таких стран немного (некоторые страны Африки и Азии).
Федерация – сложное государство, состоящее из государственных образований, имеющих признаки государства. Составные части федерации именуются субъектами, они имеют свои конституции или основные законы (в Российской Федерации – уставы областей, краев и автономий), свои высшие органы государственной власти (главу субъекта, парламент, правительство), свои герб, флаг. Разграничение полномочий между субъектами и федерацией отражено в общефедеральной конституции.
Виды федераций:
1) территориальная;
2) национальная;
3) смешанная (национально-территориальная).
Территориальная федерация – в основу разделения страны на субъекты положен территориальный признак. Как правило, это делается в больших государствах или государствах новых, где еще не успели сложиться национально-этнические группы, проживающие на определенной территории. Типичными примерами могут служить США, Бразилия, Мексика. История показывает, что такие страны более прочные и устойчивые.
Национальная федерация – разделение на субъекты производится по национальному признаку, т. е. на основе проживающих в государстве национальностей. Такие государства считаются непрочными (Республика Югославия).
Смешанные – в основу деления на субъекты положены и национальный, и территориальный признаки (в Российской Федерации 32 субъекта созданы по национальному признаку и 57 – по территориальному).
Конфедерация – временное неустойчивое образование, союз самостоятельных государств, образуемый для достижения каких-либо конкретных целей.
Признаки конфедерации:
1) наличие у ее частей суверенитета и других признаков государства;
2) отсутствие единых высших органов власти или наделение их минимальной компетенцией;
3) право свободного выхода из такого государства.