Глава 4. Законодательные органы Российской Федерации
Ключевые термины и понятия: народное представительство, непосредственная демократия, парламентаризм, смешанная, мажоритарная и пропорциональная избирательная система, избирательный округ, правовой иммунитет, единая норма представительства, законодательный процесс, закон, нормативный правовой акт, парламентский контроль.
В результате освоения данной главы студент должен:
знать:
• природу и сущность парламентаризма;
• правовую основу формирования и осуществления деятельности Федерального Собрания Российской Федерации;
• тип и особенности действующей в России избирательной системы;
• элементы правового статуса депутата Государственной Думы и члена Совета Федерации;
• роль и место Федерального Собрания в системе государственной власти Российской Федерации;
• общие принципы формирования законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации;
уметь:
• анализировать и применять правовые нормы, регулирующие правоотношения в сфере народного представительства и законотворческой деятельности;
владеть:
• приемами самостоятельной работы с правовой базой, учебной и научной литературой в рассматриваемой сфере;
• навыками свободного оперирования научными понятиями и категориями юридической науки, используемыми в данной теме.
4.1. Федеральное Собрание Российской Федерации: Совет Федерации и Государственная Дума
Согласно Конституции Российской Федерации, Федеральное Собрание Российской Федерации (Парламент) является высшим законодательным, представительным органом государственной власти в России.
Как становится ясно из самого определения, основной, хотя и не единственной, функцией данного органа является законотворческая деятельность, выражающаяся в принятии законов – нормативных правовых актов высшей юридической силы, регулирующих наиболее важные и значимые вопросы государственной и общественной жизни.
Как это принято в большинстве федеративных государств, Федеральное Собрание Российской Федерации имеет бикамеральную структуру, т. е. включает в себя две составные части – палаты. Палата народного представительства называется в России Государственной Думой, а палата представительства интересов субъектов федерации – Советом Федерации. Представительный характер российского Парламента определяется способом формирования его палат. Согласно Федеральному закону «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»[14]: «Депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации избираются гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании». Соответственно, депутаты Государственной Думы Российской Федерации являются легитимными и легальными представителями всего российского народа.
Принцип формирования Совета Федерации несколько иной. Часть 2 статьи 95 Конституции РФ[15] указывает, что в Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации – по одному от законодательного (представительного) и исполнительного органов государственной власти, с недавнего времени и представители Российской Федерации в целом, назначаемые Президентом Российской Федерации[16]. Число последних не может составлять более 10 % от числа представителей от законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации. А значит, 90 % членов Совета Федерации являются непосредственными выразителями интересов отдельных субъектов Российской Федерации, чем и обеспечивается представительство регионов в высшем законодательном органе страны.
Остановимся подробнее на основных положениях, регулирующих порядок формирования палат Федерального Собрания Российской Федерации.
Как уже отмечалось, Государственная Дума РФ является полностью выборным органом. Законодательство о порядке проведения выборов составляют следующие нормативные правовые акты: Конституция Российской Федерации; Федеральный закон от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»; Федеральный закон от 22 апреля 2014 г. № 20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» и др.
Тип избирательной системы, отраженный в действующем законодательстве, относится к смешанным. Из 450 депутатов Государственной Думы половина (225 депутатов) избираются по пропорциональной системе – по единому федеральному избирательному округу пропорционально числу голосов избирателей, поданных за федеральные (партийные) списки кандидатов в депутаты. Решение о выдвижении федерального списка кандидатов принимается тайным голосованием на съезде политической партии в соответствии с Федеральным законом «О политических партиях». Порядок включения кандидатур в федеральный список кандидатов и порядок проведения тайного голосования определяются уставом политической партии. Выдвижение федерального списка кандидатов на съезд политической партии осуществляется в течение 25 дней после дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов депутатов Государственной Думы.
Вторая же половина (225 депутатов) – избирается по одномандатным избирательным округам, исходя из принципа – «один округ – один депутат».
Границы одномандатных округов определяются исходя из численности избирателей, зарегистрированных на территориях субъектов Российской Федерации, по состоянию на ближайшую ко дню принятия Центральной избирательной комиссией РФ решения о представлении на рассмотрение Государственной Думы схемы одномандатных избирательных округов дату (на 1 января или на 1 июля). Такие округа образуются на основе единой нормы представительства избирателей, определяемой путем деления общего числа избирателей, зарегистрированных в России, на общее число одномандатных избирательных округов (225). Так, общая численность избирателей Российской Федерации на 01.07.2016 составляла 111 624 248[17] человек. Поделив эту цифру на 225 округов, мы получим число 496107,78 человек. Это и будет единой нормой представительства избирателей.
После определения единой нормы представительства число избирателей, зарегистрированных на территории каждого субъекта Российской Федерации, делится на число, составляющее единую норму представительства избирателей. Целая часть полученного частного является предварительно установленным числом одномандатных избирательных округов для соответствующего субъекта Российской Федерации. К примеру, число избирателей в г. Москве составляло на 01.07.2016 7 341 984 человека, соответственно, для того, чтобы узнать, сколько одномандатных округов будет образовано в данном регионе, нужно 7 341 984 (число избирателей) поделить на 496107,78 (норму представительства). Полученный результат составляет 14,79. Значит, в Москве будет предварительно (в окончательном варианте их количество может быть увеличено) установлено 14 округов.
Субъектам Российской Федерации, в которых число зарегистрированных избирателей меньше единой нормы представительства избирателей, выделяется по одному одномандатному избирательному округу. Так, Республика Хакассия, где зарегистрировано 398 239 избирателей, получит один избирательный округ, впрочем, так же как и Ненецкий автономный округ, где численность избирателей составляет 34 367 человек, что в десять раз меньше, чем в Хакассии. Поэтому, хотя Закон и устанавливает, что распределение одномандатных избирательных округов между субъектами Российской Федерации должно обеспечивать максимально возможное равенство представительства в Государственной Думе избирателей от каждого субъекта Российской Федерации, очевидно, равенство представительства субъектов, еще не означает равного представительства от числа избирателей.
Оставшиеся одномандатные избирательные округа распределяются по одному между субъектами Российской Федерации, у которых частное, полученное при делении числа избирателей на норму представительства, больше единицы и имеет наибольшую дробную часть.
Кто же может стать кандидатом в депутаты Государственной Думы РФ? Требования к кандидатам крайне просты – это должен быть дееспособный гражданин Российской Федерации, достигший возраста двадцати одного года. Однако предусмотрен и ряд ограничений:
• гражданин Российской Федерации, признанный судом недееспособным;
• гражданин Российской Федерации, содержащийся в местах лишения свободы по приговору суда;
• гражданин Российской Федерации, имеющий гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание на территории иностранного государства;
• осужденный к лишению свободы за совершение тяжкого и (или) особо тяжкого преступления и имеющий на день голосования неснятую и непогашенную судимость за указанное преступление;
• осужденный к лишению свободы за совершение тяжкого преступления, судимость которого снята или погашена до истечения 10 лет со дня снятия или погашения судимости;
• осужденный к лишению свободы за совершение особо тяжкого преступления, судимость которого снята или погашена до истечения 15 лет со дня снятия или погашения судимости;
• осужденный за совершение преступления экстремистской направленности, предусмотренного Уголовного кодекса РФ и имеющий на день голосования неснятую и непогашенную судимость за указанное преступление;
• подвергнутый административному наказанию за совершение административных правонарушений, предусмотренных ст. 20.3 и 20.29 КоАП РФ, если голосование на выборах депутатов Государственной Думы состоится до окончания срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию;
• в отношении которого вступившим в силу решением суда установлен факт нарушения ограничений, предусмотренных п. 1. ст. 56 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», либо факт совершения действий, предусмотренных подп. «ж» п. 7 м подп. «ж» п. 8 ст. 76 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», если указанные нарушения либо действия совершены в период не превышающий 5 лет до дня голосования;
• гражданин Российской Федерации, в отношении которого вступил в законную силу приговор суда о лишении его права занимать государственные должности в течение определенного срока.
Установлены определенные ограничения и для действующих депутатов:
1) одно и то же лицо не может одновременно являться членом Совета Федерации и депутатом Государственной Думы;
2) депутат Государственной Думы не может быть депутатом иных представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления;
3) депутаты Государственной Думы не могут находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.
Однако, помимо ограничений, Конституцией РФ для депутатов Государственной Думы РФ (впрочем, так же как и для членов Совета Федерации), обозначены и некоторые привилегии (например, правовые иммунитеты) – они обладают неприкосновенностью в течение всего срока полномочий, не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, кроме случаев задержания на месте преступления, а также подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей.
Вопрос о лишении неприкосновенности решается по представлению Генерального прокурора Российской Федерации, соответствующей палатой Федерального Собрания.
Механизм создания верхней палаты Парламента – Совета Федерации РФ, определен Федеральным законом «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации»[18]. Так, в соответствии с указанным законом, наделение полномочиями члена Совета Федерации осуществляется законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации нового созыва и вновь избранным высшим должностным лицом субъекта (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта) на срок полномочий указанного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Решение о наделении полномочиями члена Совета Федерации – представителя от законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации – принимается большинством голосов от общего числа депутатов этого органа и оформляется постановлением законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Решение о наделении полномочиями члена Совета Федерации – представителя от исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации – принимается высшим должностным лицом (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта) единолично. Порядок в данном случае такой. Если высшее должностное лицо субъекта избирается гражданами Российской Федерации, проживающими на территории данного субъекта, каждый кандидат на данную должность представляет в соответствующую избирательную комиссию три кандидатуры, отвечающие установленным требованиям и ограничениям, одна из которых в случае избрания представившего ее кандидата будет наделена полномочиями члена Совета Федерации – представителя от исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Требования и ограничения к кандидатам в члены Совета Федерации устанавливаются следующие. Кандидатом в члены Совета Федерации может быть гражданин России, достигший возраста 30 лет, обладающий безупречной репутацией и постоянно проживающий на территории соответствующего субъекта Российской Федерации в течение пяти лет, непосредственно предшествующих выдвижению кандидатом в члены Совета Федерации, либо в совокупности в течение 20 лет, предшествующих выдвижению кандидатом для наделения полномочиями члена Совета Федерации.
Кандидатом от законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации может быть только депутат этого органа, отвечающий вышеизложенным требованиям.
Не может быть кандидатом в члены Совета Федерации гражданин Российской Федерации:
1) имеющий гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание на территории иностранного государства;
2) признанный судом недееспособным или ограниченно дееспособным;
3) содержащийся в местах лишения свободы по приговору суда;
4) осужденный за совершение тяжкого и (или) особо тяжкого преступления и имеющий неснятую, непогашенную судимость либо ранее имевший судимость за совершение тяжкого и (или) особо тяжкого преступления, за исключением случаев, если в соответствии с новым уголовным законом это деяние не признается тяжким или особо тяжким преступлением;
5) осужденный за совершение преступления экстремистской направленности и имеющий на день принятия решения о назначении выборов соответствующего органа государственной власти субъекта Российской Федерации неснятую, непогашенную судимость за указанное преступление;
6) подвергнутый административному наказанию за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 20.3 или 20.29 КоАП РФ (в течение срока, когда считается подвергнутым административному наказанию).
Что же касается прекращения деятельности Государственной Думы и Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, то здесь также установлен особый, специфический порядок для каждой из палат.
В соответствии со ст. 96 Конституции РФ, Государственная Дума избирается сроком на пять лет и прекращает действовать по истечении этого периода.
Кроме того, Государственная Дума может быть распущена Президентом Российской Федерации досрочно в случаях, предусмотренных ст. 111 и 117 Конституции Российской Федерации, а именно:
1) после трехкратного отклонения ею представленных Президентом РФ кандидатур Председателя Правительства Российской Федерации;
2) если Государственная Дума в течение трех месяцев двукратно выразит недоверие Правительству Российской Федерации;
3) если Председатель Правительства Российской Федерации ставит перед Государственной Думой вопрос о доверии Правительству, а Государственная Дума в доверии отказывает.
В случае роспуска Государственной Думы Президент Российской Федерации назначает дату выборов с тем, чтобы вновь избранная Государственная Дума собралась не позднее чем через четыре месяца с момента роспуска.
Предусмотрены случаи, когда распустить досрочно Государственную Думу нельзя:
1) по основаниям, предусмотренным ст. 117 Конституции Российской Федерации, это не допускается в течение года после ее избрания;
2) с момента выдвижения ею обвинения против Президента Российской Федерации до принятия соответствующего решения Советом Федерации;
3) в период действия на всей территории Российской Федерации военного или чрезвычайного положения;
4) в течение шести месяцев до окончания срока полномочий Президента Российской Федерации.
В отношении Совета Федерации ситуация принципиально иная.
Совет Федерации не имеет установленного законодательством срока полномочий и не может быть распущен (расформирован). Изменение персонального состава Совета Федерации происходит постепенно. Срок полномочий отдельных членов Совета Федерации напрямую связан со сроком полномочий и волеизъявлением органа (должностного лица), наделившего их соответствующими полномочиями. Полномочия члена Совета Федерации прекращаются со дня вступления в силу решения соответствующего органа государственной власти субъекта Российской Федерации о наделении полномочиями нового члена Совета Федерации – представителя от этого же органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Полномочия члена Совета Федерации, а равно депутата Государственной Думы прекращаются досрочно в случаях:
1) письменного заявления о сложении своих полномочий;
2) избрания члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления, выборным должностным лицом иного органа государственной власти или органа местного самоуправления, а равно назначения члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы на иную государственную должность, поступления на государственную или муниципальную службу;
3) участия члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы в деятельности по управлению хозяйственным обществом или иной коммерческой организацией, осуществления ими предпринимательской или другой оплачиваемой деятельности, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности;
4) вхождения члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации;
5) открытия (наличия) счетов (вкладов), хранения наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владения и (или) пользования иностранными финансовыми инструментами членом Совета Федерации, депутатом Государственной Думы, их супругами и несовершеннолетними детьми;
7) установления фактов открытия (наличия) счетов (вкладов), хранения наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами российской территории, владения и (или) пользования иностранными финансовыми инструментами: в отношении члена Совета Федерации – на момент рассмотрения законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации его кандидатуры для наделения полномочиями члена Совета Федерации или соответствующей кандидатуры на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) либо в период со дня регистрации избирательной комиссией субъекта Российской Федерации соответствующего кандидата на выборах высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) и в случае его избрания до дня принятия этим лицом решения о наделении одной из представленных им кандидатур полномочиями члена Совета Федерации, в отношении депутата Государственной Думы – в период, когда он был зарегистрирован в качестве кандидата на выборах депутатов Государственной Думы;
8) непредставления или несвоевременного представления членом Совета Федерации, депутатом Государственной Думы сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей;
9) утраты членом Совета Федерации, депутатом Государственной Думы гражданства Российской Федерации либо приобретения гражданства иностранного государства;
10) вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении лица, являющегося членом Совета Федерации, депутатом Государственной Думы;
11) вступления в законную силу решения суда об ограничении дееспособности члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы либо о признании их недееспособными;
12) признания члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы безвестно отсутствующими либо объявления их умершими на основании решения суда, вступившего в законную силу;
13) смерти члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы.
Полномочия депутата Государственной Думы прекращаются также в случае:
1) роспуска Государственной Думы, предусмотренного ст. 111 и 117 Конституции Российской Федерации;
2) выхода по личному заявлению из состава фракции, в которой он состоит;
3) по инициативе фракции, в которой он состоит, или по инициативе комитета, членом которого он является, в случае неисполнения в течение 30 и более календарных дней обязанностей, предусмотренных законом.
Таковы требования к кандидатам в депутаты Государственной Думы и членам Совета Федерации и установленный действующим российским законодательством порядок формирования палат высшего российского представительного и законодательного органа государственной власти – Федерального Собрания Российской Федерации. Внутреннее устройство, порядок организации деятельности и отдельные полномочия палат Федерального Собрания будут рассмотрены в следующих параграфах.
4.2. Внутреннее устройство и органы Государственной Думы. Вопросы, относящиеся к ведению Государственной Думы
Внутреннее устройство и органы Государственной Думы. Как уже отмечалось ранее, Государственная Дума Российской Федерации является палатой всенародного представительства Федерального Собрания Российской Федерации, состоит из 450 депутатов и избирается сроком на 5 лет. Ее деятельность основывается на принципах политического многообразия и многопартийности, свободного обсуждения и коллективного решения вопросов, закрепленных за Государственной Думой в конституционном порядке.
В наиболее общем виде правовой статус Государственной Думы устанавливается Конституцией РФ.
Внутренне устройство, порядок осуществления законодательных процедур и иные аспекты деятельности Государственной Думы РФ определяются другими нормативными правовыми актами. Среди этих актов в первую очередь стоит назвать постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 22.01.1998 № 2134-II ГД «О Регламенте Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»[19].
Так, внутреннему устройству и органам Государственной Думы, посвящен раздел I указанного Регламента.
В соответствии с данным разделом, в состав Государственной Думы включены:
1) Председатель Государственной Думы;
2) первые заместители и заместители Председателя Государственной Думы;
3) Совет Государственной Думы;
4) фракции;
5) комитеты и комиссии Государственной Думы;
6) межфракционные рабочие группы;
7) Научный совет по правотворчеству;
8) Аппарат Государственной Думы.
Рассмотрим правовой статус каждого из этих субъектов более подробно.
Председатель Государственной Думы
Кандидатов на должность Председателя Государственной Думы могут выдвигать фракции[20]. Выборы Председателя из представленных кандидатов проходят путем голосования, при этом лицо считается избранным, если за него проголосовало более половины от общего числа депутатов Государственной Думы[21].
Решение об освобождении Председателя Государственной Думы от должности также принимается большинством голосов от общего числа депутатов.
Избранный Председатель в рамках работы Государственной Думы, осуществляет следующие полномочия:
1) ведет заседания палаты;
2) ведает вопросами внутреннего распорядка палаты;
3) организует работу Совета Государственной Думы;
4) осуществляет общее руководство деятельностью Аппарата Государственной Думы;
5) назначает на должность и освобождает от должности Руководителя Аппарата Государственной Думы с согласия Совета Государственной Думы и по представлению Комитета Государственной Думы по Регламенту и организации работы Государственной Думы, назначает на должность и освобождает от должности первого заместителя и заместителей Руководителя Аппарата по представлению Руководителя Аппарата Государственной Думы;
6) принимает решение о предоставлении отдельных полномочий Руководителя Аппарата, в том числе предусмотренных Регламентом, первому заместителю Руководителя Аппарата;
7) принимает решение о предоставлении Аппарату Государственной Думы отдельных бюджетных полномочий главного распорядителя бюджетных средств, главного администратора доходов федерального бюджета, главного администратора источников финансирования дефицита федерального бюджета;
8) утверждает бюджетную смету Государственной Думы на очередной финансовый год;
9) осуществляет представительские функции[22];
10) участвует в согласительных процедурах, используемых Президентом РФ[23] для разрешения разногласий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также между органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
11) направляет поступивший в Государственную Думу законопроект (вместе с сопроводительными материалами) во фракции для сведения и в комитет Государственной Думы в соответствии с вопросами его ведения[24];
12) поручает Научному совету по правотворчеству провести экспертизу находящегося на рассмотрении Государственной Думы законопроекта;
13) направляет заключение по результатам экспертизы законопроекта в профильный комитет Государственной Думы по указанному законопроекту;
14) подписывает постановления Государственной Думы;
15) направляет в Совет Федерации для рассмотрения одобренные Государственной Думой проекты законов;
16) направляет Президенту РФ федеральные законы, принятые Государственной Думой в соответствии со ст. 105 (часть 5) Конституции Российской Федерации[25];
17) издает распоряжения и дает поручения по вопросам, отнесенным к его компетенции;
18) направляет внесенный в Государственную Думу проект постановления Государственной Думы и материалы к нему в профильный комитет для рассмотрения и устанавливает срок подготовки проекта постановления Государственной Думы к рассмотрению палатой;
19) направляет заключение Общественной палаты по результатам экспертизы законопроекта в профильный комитет Государственной Думы, ответственный по указанному законопроекту;
20) направляет поступившие в Государственную Думу проекты государственных программ (предложения о внесении изменений в государственные программы) Российской Федерации в профильные комитеты и Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам для рассмотрения;
21) направляет поступившие в Государственную Думу проекты основных направлений бюджетной, налоговой, таможенно-тарифной политики Российской Федерации и проект бюджетного прогноза (проект изменений бюджетного прогноза) Российской Федерации на долгосрочный период в Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам для рассмотрения, а в период между сессиями Государственной Думы – в Совет Федерации;
22) направляет поступившую в Государственную Думу информацию Правительства РФ о ходе разработки и предполагаемых сроках принятия нормативных правовых актов, разработка и принятие которых предусмотрены федеральными законами в профильные ко митеты;
23) направляет поступивший доклад Правительства РФ об итогах работы по реализации соглашений о разделе продукции за отчетный период в Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам;
24) направляет поступившие предложения Счетной палаты РФ о приостановлении всех видов финансовых платежных и расчетных операций по счетам объектов аудита (контроля) в Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам;
25) в период между сессиями Государственной Думы направляет в трехдневный срок с момента получения заключения Комитета Государственной Думы по бюджету и налогам проект федерального закона о федеральном бюджете и проекты федеральных законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации в комитеты, комиссии Государственной Думы и во фракции в Государственной Думе, Президенту РФ, в Совет Федерации, Правительство РФ и Счетную палату;
26) приглашает федерального министра (федеральных министров), иных должностных лиц для ответов на вопросы депутатов Государственной Думы;
27) вносит представления о назначении и досрочном прекращении полномочий являющихся представителями Государственной Думы членов наблюдательных советов в организациях, создаваемых Российской Федерацией;
28) осуществляет иные полномочия, установленные настоящим Регламентом.
Однако заметим, что Государственная Дума вправе отменить любое распоряжение или поручение своего Председателя.
Кроме вышеперечисленных полномочий, Председатель:
1) вправе включать в проект порядка работы Государственной Думы вопросы о выборах на вакантную должность заместителя Председателя Государственной Думы, а также о замещении вакантных мест в комитетах и комиссиях Государственной Думы;
2) обязан представлять Государственной Думе доклады о деятельности палаты за истекшую сессию и о проекте примерной программы законопроектной работы Государственной Думы на текущую сессию;
3) вправе выступать на заседании Государственной Думы по вопросам, отнесенным к его полномочиям Регламентом, вопросам, отнесенным к ведению Государственной Думы Конституцией РФ и иными законами;
4) вправе решать вопросы экспертного, научного, консультативного и иного обеспечения законодательной деятельности Государственной Думы;
5) по вопросам, связанным с экспертным сопровождением законотворческого процесса и совершенствованием законодательства, Председатель создает Научный совет по правотворчеству.
Деятельность Председателя Государственной Думы обеспечивается Секретариатом Председателя Государственной Думы.
Первые заместители и заместители Председателя Государственной Думы
Точное число заместителей Председателя Регламентом Государственной думы не определено. В части 1 статьи 10 Регламента есть указание только на то, что решение о численности заместителей Председателя Государственной Думы принимает Государственная Дума. Отметим, что в ныне действующем созыве Государственной Думы, избранной в 2016 г., присутствуют два первых заместителя[26] и шесть заместителей Председателя Государственной Думы[27].
Кандидатов на должности заместителей Председателя Государственной Думы могут выдвигать фракции.
Избрание заместителей происходит путем проведения тайного голосования депутатов.
Избранными на должности заместителей Председателя считаются кандидаты, за которых проголосовало большинство от общего числа депутатов. Решение об их избрании оформляется постановлением палаты без дополнительного голосования.
Заместители Председателя Государственной Думы: замещают Председателя Государственной Думы в его отсутствие; по поручению Председателя ведут заседания палаты; координируют деятельность комитетов и комиссий Государственной Думы; решают другие вопросы внутреннего распорядка деятельности палаты в соответствии с Регламентом и распределением обязанностей между заместителями Председателя Государственной Думы; в пределах своих должностных обязанностей вправе давать поручения руководителям структурных подразделений Аппарата Государственной Думы.
Распоряжение о распределении обязанностей между своими заместителями издается Председателем Государственной Думы по согласованию с Советом Государственной Думы.
Деятельность первых заместителей и заместителей Председателя Государственной Думы обеспечивается их секретариатами.
Совет Государственной Думы
В соответствии с ч. 1 ст. 13 Регламента Государственной Думы, ее Совет создается для предварительной подготовки и рассмотрения вопросов деятельности палаты.
Членами Совета Государственной Думы с правом решающего голоса являются: Председатель Государственной Думы; первые заместители и заместители Председателя Государственной Думы; руководители фракций (если в составе фракции созданы внутрифракционные группы, то в состав Совета с правом решающего голоса могут входить, по поручению руководителя фракции, также не более двух руководителей внутрифракционных групп).
Помимо членов Совета с правом решающего голоса, Регламент предусматривает наличие членов Совета с правом совещательного голоса. В качестве таковых могут выступать председатели комитетов Государственной Думы или по их поручению представители этих комитетов.
Заседание Совета Государственной Думы ведет Председатель Государственной Думы или один из его заместителей.
Заседание Совета Государственной Думы правомочно, если число присутствующих на нем членов составляет более половины от общего числа членов Совета Государственной Думы.
Все решения Совета Государственной Думы принимаются большинством голосов от числа присутствующих на заседании членов Совета Государственной Думы и лиц, наделенных правом решающего голоса. Если при принятии решения голоса разделились поровну, принятым считается решение, за которое проголосовал Председатель Государственной Думы или один из его заместителей, председательствующий на заседании.
Помимо членов с решающим и совещательным голосом, в заседаниях Совета вправе участвовать: полномочные представители Президента РФ и Правительства РФ в Государственной Думе; представители субъектов права законодательной инициативы, если на заседании Совета Государственной Думы рассматривается вопрос о законопроектах, внесенных данными субъектами; депутаты Государственной Думы.
Конец ознакомительного фрагмента.