Глава 3. Судебная система Российской Федерации
Ключевые термины и понятия: судебная власть; судебная система; правосудие; суды общей юрисдикции; Конституционный Суд Российской Федерации; военные суды; верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, специализированные суды; суд по интеллектуальным правам; мировые судьи; арбитражные суды; арбитражные суды округа; арбитражные апелляционные суды; арбитражные суды субъектов Российской Федерации; конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации; конституционное судопроизводство; гражданское судопроизводство; административное судопроизводство; уголовное судопроизводство.
В результате освоения данной главы студент должен:
знать:
• понятие, сущность и структуру судебной системы Российской Федерации;
• виды судов и судопроизводств в Российской Федерации;
• основные нормативные правовые акты, регулирующие деятельность судов в Российской Федерации;
уметь:
• анализировать принципы деятельности судов в Российской Федерации;
• различать порядок образования и компетенцию судебных органов в Российской Федерации;
владеть:
• навыками самостоятельной работы с учебной и научной литературой по рассматриваемой теме;
• навыками свободного оперирования научными категориями и понятиями, используемыми в данной теме.
3.1. Судебная система Российской Федерации
Судебная власть в Российской Федерации осуществляется только судами в лице судей и привлекаемых в установленном законом порядке к осуществлению правосудия присяжных и арбитражных заседателей. Никакие другие органы и лица не вправе принимать на себя осуществление правосудия.
Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судами, учрежденными в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Законом о судебной системе. Создание чрезвычайных судов и судов, не предусмотренных Федеральным конституционным законом от 31.12.1996 № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» (далее – Закон о судебной системе), не допускается.
Термины «судебная власть» и «правосудие» выражают одно и то же понятие. Но они не синонимы. В термине «судебная власть» акцент делается на систему органов, эту власть осуществляющих, а в термине «правосудие» – содержание и функцию судебной власти.
Правосудие – вид государственной деятельности, направленной на рассмотрение и разрешение различных социальных конфликтов, связанных с действительным или предполагаемым нарушением норм права.
К числу специфических признаков правосудия относятся:
1) правосудие осуществляется специальными государственными органами – судами от имени государства;
2) правосудие осуществляется путем рассмотрения в судебных заседаниях гражданских, уголовных и иных дел;
3) правосудие осуществляется в установленной законом процессуальной форме.
Правосудием является всякая деятельность коллегиального суда или единоличного судьи, отвечающая указанным признакам.
Судебная власть в Российской Федерации самостоятельна и действует независимо от законодательной и исполнительной властей, она осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.
Реализация судебной власти, или осуществление правосудия, происходит в установленном законом процессуальном порядке. Он в целом универсален и базируется на таких общепризнанных принципах, как равенство граждан перед законом и судом, уважение личности, открытое судебное разбирательство, национальный язык судопроизводства, состязательность и равноправие сторон. Однако в зависимости от характера рассматриваемых правоотношений, т. е. от того, нормы какой отрасли материального права оказались нарушенными, судопроизводство приобретает некоторые особенности.
Так, например, согласно ст. 1 АПК РФ, правосудие в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности осуществляется арбитражными судами в Российской Федерации, образованными в соответствии с Конституцией РФ и федеральным конституционным законом, путем разрешения экономических споров и рассмотрения иных дел, отнесенных к их компетенции АПК РФ и другими федеральными законами, по правилам, установленным законодательством о судопроизводстве в арбитражных судах.
Единство судебной системы Российской Федерации обеспечивается путем:
1) установления судебной системы Российской Федерации Конституцией РФ и настоящим Федеральным конституционным законом;
2) соблюдения всеми федеральными судами и мировыми судьями установленных федеральными законами правил судопроизводства;
3) применения всеми судами Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации, а также конституций (уставов) и других законов субъектов Российской Федерации;
4) признания обязательности исполнения на всей территории Российской Федерации судебных постановлений, вступивших в законную силу;
5) законодательного закрепления единства статуса судей;
6) финансирования федеральных судов и мировых судей из федерального бюджета.
В Российской Федерации действуют федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов Российской Федерации, составляющие судебную систему Российской Федерации (рис. 3.1).
Правовой статус судей в Российской Федерации
Судьями в соответствии с Законом Российской Федерации от 26.06.1992 № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» (далее – Закон о статусе судей) являются лица, наделенные в конституционном порядке полномочиями осуществлять правосудие и исполняющие свои обязанности на профессиональной основе.
Судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и закону. В своей деятельности по осуществлению правосудия они никому не подотчетны.
Все судьи в Российской Федерации обладают единым статусом. Особенности правового положения некоторых категорий судей, включая судей военных судов, определяются федеральными законами, а в случаях, предусмотренных федеральными законами, также законами субъектов Российской Федерации.
Рис. 3.1. Структура судебной системы Российской Федерации
Судьям в зависимости от занимаемой должности, стажа работы в должности судьи и иных предусмотренных законом обстоятельств присваиваются квалификационные классы в порядке, предусмотренном настоящим Законом. Присвоение судье квалификационного класса не означает изменение его статуса относительно других судей в Российской Федерации.
Судья обязан неукоснительно соблюдать Конституцию РФ, федеральные конституционные законы и федеральные законы. Судья конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации, мировой судья обязаны также соблюдать конституцию (устав) субъекта Российской Федерации и законы субъекта Российской Федерации.
Судья при исполнении своих полномочий, а также во внеслужебных отношениях должен избегать всего, что могло бы умалить авторитет судебной власти, достоинство судьи или вызвать сомнение в его объективности, справедливости и беспристрастности.
В случае возникновения конфликта интересов[12] судья, участвующий в производстве по делу, обязан заявить самоотвод или поставить в известность участников процесса о сложившейся ситуации.
Судья не вправе:
1) замещать иные государственные должности, должности государственной службы, муниципальные должности, должности муниципальной службы, быть третейским судьей, арбитром;
2) принадлежать к политическим партиям, материально поддерживать указанные партии и принимать участие в их политических акциях и иной политической деятельности;
3) публично выражать свое отношение к политическим партиям и иным общественным объединениям;
4) заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, в том числе принимать участие в управлении хозяйствующим субъектом независимо от его организационно-правовой формы;
5) заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельности, занятие которой не должно препятствовать исполнению обязанностей судьи и не может служить уважительной причиной отсутствия на заседании, если на то не дано согласия председателя соответствующего суда (для мировых судей – председателя соответствующего районного суда, для председателей судов – президиумов соответствующих судов, а в случае отсутствия таких президиумов – президиумов вышестоящих судов)[13];
6) открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами. Супруг (супруга) и несовершеннолетние дети судьи также не вправе открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами;
7) быть поверенным или представителем (кроме случаев законного представительства) по делам физических или юридических лиц;
8) допускать публичные высказывания по вопросу, который является предметом рассмотрения в суде, до вступления в законную силу судебного акта по этому вопросу;
9) использовать в целях, не связанных с осуществлением полномочий судьи, средства материально-технического, финансового и информационного обеспечения, предназначенные для служебной деятельности;
10) разглашать или использовать в целях, не связанных с осуществлением полномочий судьи, сведения, отнесенные в соответствии с федеральным законом к информации ограниченного доступа, или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с осуществлением полномочий судьи;
11) получать в связи с осуществлением полномочий судьи не предусмотренные законодательством Российской Федерации вознаграждения (ссуды, денежное и иное вознаграждение, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов) от физических и юридических лиц. Подарки, полученные судьей в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и с другими официальными мероприятиями, признаются федеральной собственностью или собственностью субъекта Российской Федерации и передаются судьей по акту в суд, в котором он занимает должность судьи, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Судья, сдавший подарок, полученный им в связи с протокольным мероприятием, со служебной командировкой и с другим официальным мероприятием, может его выкупить в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации;
12) принимать без разрешения соответствующей квалификационной коллегии судей почетные и специальные (за исключением научных и спортивных) звания, награды и иные знаки отличия иностранных государств, политических партий, иных общественных объединений и других организаций;
13) выезжать в служебные командировки за пределы территории Российской Федерации за счет средств физических и юридических лиц, за исключением служебных командировок, осуществляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации или договоренностями на взаимной основе Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Совета судей Российской Федерации, конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации с соответствующими судами иностранных государств, международными и иностранными организациями;
14) входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов действующих на территории Российской Федерации иностранных некоммерческих неправительственных организаций и их структурных подразделений, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации или договоренностями на взаимной основе Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации с соответствующими судами иностранных государств, международными и иностранными организациями;
15) прекращать исполнение должностных обязанностей в целях урегулирования трудового спора.
Судьей может быть гражданин Российской Федерации:
1) имеющий высшее юридическое образование по специальности «Юриспруденция» или высшее образование по направлению подготовки «Юриспруденция» квалификации (степени) «магистр» при наличии диплома бакалавра по направлению подготовки «Юриспруденция»;
2) не имеющий или не имевший судимости либо уголовное преследование в отношении которого прекращено по реабилитирующим основаниям;
3) не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства;
4) не признанный судом недееспособным или ограниченно дееспособным;
5) не состоящий на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических и затяжных психических расстройств;
6) не имеющий иных заболеваний, препятствующих осуществлению полномочий судьи.
3.2. Конституционный Суд Российской Федерации
Конституционный Суд Российской Федерации (далее – КС РФ) представляет собой судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства (рис. 3.2.).
Полномочия, порядок образования и деятельности КС РФ определяются Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 21.07.1994 № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» (далее – Закон о Конституционном Суде Российской Федерации).
Основными принципами деятельности КС РФ являются независимость, коллегиальность, гласность, состязательность и равноправие сторон.
Решения КС РФ обязательны на всей территории Российской Федерации для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений.
Статус судьи Конституционного Суда Российской Федерации
Судьей КС РФ может быть назначен гражданин Российской Федерации, достигший ко дню назначения возраста не менее сорока лет, с безупречной репутацией, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пятнадцати лет, обладающий признанной высокой квалификацией в области права.
Совет Федерации рассматривает вопрос о назначении на должность судьи КС РФ в срок не позднее четырнадцати дней с момента получения представления Президента Российской Федерации.
Каждый судья КС РФ назначается на должность в индивидуальном порядке тайным голосованием. Назначенным на должность судьи КС РФ считается лицо, получившее при голосовании большинство от общего числа членов (депутатов) Совета Федерации.
Рис. 3.2. Компетенция Конституционного Суда Российской Федерации
Присяга судьи Конституционного Суда Российской Федерации
Клянусь честно и добросовестно исполнять обязанности судьи Конституционного Суда Российской Федерации, подчиняясь при этом только Конституции Российской Федерации, ничему и никому более.
Вопросы, рассматриваемые в заседаниях Конституционного Суда Российской Федерации
Конституционный Суд Российской Федерации рассматривает и разрешает дела в заседаниях КС РФ с проведением слушаний, а в случаях предусмотренных законом, без проведения слушаний.
Конституционный Суд Российской Федерации рассматривает в заседаниях все вопросы, относящиеся к полномочиям КС РФ, установленным Конституцией Российской Федерации и ст. 3 Закона о Конституционном Суде Российской Федерации.
Конституционный Суд Российской Федерации в заседаниях также:
1) принимает послания КС РФ;
2) принимает Регламент Конституционного Суда Российской Федерации и вносит в него изменения и дополнения. В Регламенте устанавливаются порядок определения очередности рассмотрения дел в заседаниях, правила процедуры и этикета в заседаниях, особенности делопроизводства в КС РФ, требования к работникам аппарата КС РФ и иные вопросы внутренней деятельности КС РФ;
3) принимает решения о представлении судьи КС РФ к награждению государственной наградой Российской Федерации, в том числе присвоению ему почетного звания Российской Федерации, а также об обращении к Президенту Российской Федерации с ходатайством о даче им согласия на принятие судьей КС РФ награды или иного знака отличия иностранного государства;
4) принимает решения о приостановлении или прекращении полномочий судьи КС РФ, а также о наличии оснований для досрочного прекращения Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации полномочий Председателя или заместителей Председателя КС РФ;
5) осуществляет иные полномочия, предусмотренные Законом о Конституционном Суде Российской Федерации.
Рассмотрение дела в Конституционном Суде Российской Федерации Поводом к рассмотрению дела в КС РФ является обращение в КС РФ в форме запроса, ходатайства или жалобы, отвечающее требованиям настоящего Федерального конституционного закона.
Основанием к рассмотрению дела является обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли Конституции Российской Федерации закон, иной нормативный акт, договор между органами государственной власти, не вступивший в силу международный договор, или обнаружившаяся неопределенность в вопросе о возможности исполнения решения межгосударственного органа по защите прав и свобод человека, основанного на положениях соответствующего международного договора Российской Федерации в истолковании, предположительно приводящем к их расхождению с Конституцией Российской Федерации, или обнаружившееся противоречие в позициях сторон о принадлежности полномочия в спорах о компетенции, или обнаружившаяся неопределенность в понимании положений Конституции Российской Федерации, или выдвижение Государственной Думой обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.
3.3. Верховные суды республик, краевые (областные) суды, суды города федерального значения, суд автономной области, суды автономных округов, районные суды
Верховный суд республики, краевой (областной) суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа в пределах своей компетенции рассматривают дела в качестве суда первой и второй инстанций, в порядке надзора и по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.
Районный суд в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда первой и второй инстанций и осуществляет другие полномочия, предусмотренные федеральным конституционным законом. Районный суд является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к мировым судьям, действующим на территории соответствующего судебного района.
Верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа являются федеральными судами общей юрисдикции, действующими в пределах территории соответствующего субъекта Российской Федерации, и непосредственно вышестоящими судебными инстанциями по отношению к районным судам, действующим на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа действуют в составе:
1) президиума суда;
2) судебной коллегии по гражданским делам;
3) судебной коллегии по административным делам;
4) судебной коллегии по уголовным делам.
Верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа в соответствии с установленной федеральными законами подсудностью рассматривают дела в качестве суда первой, апелляционной, кассационной инстанций, по новым или вновь открывшимся обстоятельствам, а также осуществляют иные полномочия в соответствии с федеральными законами.
Районный суд
Районный суд создается федеральным законом в судебном районе, территория которого охватывает территорию одного района, города или иной соответствующей им административно-территориальной единицы субъекта Российской Федерации.
Районный суд может быть создан также в судебном районе, территория которого охватывает имеющие общие (смежные) границы территории нескольких районов или иных соответствующих им административно-территориальных единиц субъекта Российской Федерации.
Районный суд формируется в составе председателя районного суда, его заместителя (заместителей) и судей районного суда, назначаемых на должность в количестве, достаточном для обеспечения права граждан, проживающих на территории судебного района, на доступность правосудия и определяемом Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации по согласованию с председателем верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа в пределах общей численности судей всех федеральных судов общей юрисдикции, установленной федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
Компетенция районного суда
Районный суд рассматривает все уголовные, гражданские и административные дела в качестве суда первой инстанции, за исключением дел, отнесенных федеральными законами к подсудности других судов.
В случаях, установленных федеральным законом, районный суд рассматривает дела об административных правонарушениях.
Районный суд вправе обратиться в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о конституционности закона, подлежащего применению в конкретном деле.
Районный суд рассматривает апелляционные жалобы, представления на решения мировых судей, действующих на территории соответствующего судебного района.
Районный суд в соответствии с федеральным законом рассматривает дела по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.
Символы судов общей юрисдикции
На зданиях федеральных судов общей юрисдикции устанавливается Государственный флаг Российской Федерации, а в залах судебных заседаний помещаются Государственный флаг Российской Федерации и изображение Государственного герба Российской Федерации. На зданиях судов общей юрисдикции может также устанавливаться флаг субъекта Российской Федерации, а в залах судебных заседаний могут помещаться флаг и изображение герба субъекта Российской Федерации.
При осуществлении правосудия судьи заседают в мантиях.
В залах судебных заседаний мировых судей помещаются Государственный флаг Российской Федерации и изображение Государственного герба Российской Федерации, а также могут помещаться флаг и изображение герба соответствующего субъекта Российской Федерации.
При осуществлении правосудия мировой судья заседает в мантии и (или) имеет другой отличительный знак своей должности, предусмотренный законом соответствующего субъекта Российской Федерации.
3.4. Военные суды
Военные суды Российской Федерации являются федеральными судами общей юрисдикции, входят в судебную систему Российской Федерации, осуществляют судебную власть в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (далее – органы), и иные полномочия в соответствии с федеральными конституционными и федеральными законами.
Военные суды создаются по территориальному принципу по месту дислокации воинских частей и учреждений Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов. Военные суды располагаются в открытых для свободного доступа местах.
Система военных судов
В систему военных судов входят окружные (флотские) военные суды и гарнизонные военные суды.
Если воинская часть, предприятие, учреждение или организация Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов дислоцируются за пределами территории Российской Федерации, по месту их дислокации могут быть созданы военные суды, если это предусмотрено международным договором Российской Федерации.
Военные суды создаются и упраздняются федеральным законом. Никакой военный суд не может быть упразднен, если отнесенные к его ведению вопросы не были одновременно переданы в юрисдикцию другого суда. Численность судей военных судов устанавливается Верховным Судом Российской Федерации в пределах общей численности судей федеральных судов общей юрисдикции, установленной федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
Полномочия, порядок образования и деятельности военных судов устанавливаются Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом от 31.12.1996 № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» (далее – Закон о судебной системе), Федеральным конституционным законом от 23.06.1999 № 1-ФКЗ «О военных судах Российской Федерации», иными федеральными конституционными законами и федеральными законами.
Военные суды осуществляют правосудие от имени Российской Федерации, рассматривая подсудные им дела в порядке гражданского, административного и уголовного судопроизводства.
Основными задачами военных судов при рассмотрении дел являются обеспечение и защита:
1) нарушенных и (или) оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов человека и гражданина, юридических лиц и их объединений;
2) нарушенных и (или) оспариваемых прав и охраняемых законом интересов местного самоуправления;
3) нарушенных и (или) оспариваемых прав и охраняемых законом интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Граждане, уволенные с военной службы, граждане, прошедшие военные сборы, вправе обжаловать в военный суд действия (бездействие) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятые ими решения, нарушившие права, свободы и охраняемые законом интересы указанных граждан в период прохождения ими военной службы, военных сборов.
Граждане, уволенные с военной службы, граждане, прошедшие военные сборы, вправе обжаловать в военный суд действия (бездействие) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятые ими решения, нарушившие права, свободы и охраняемые законом интересы указанных граждан в период прохождения ими военной службы, военных сборов.
Рис. 3.3. Подсудность военных судов
Если дела о преступлениях, совершенных группой лиц, группой лиц по предварительному сговору, организованной группой или преступным сообществом, подсудны военному суду в отношении хотя бы одного из соучастников, а выделение уголовного дела в отношении остальных лиц невозможно, указанные дела в отношении всех лиц рассматриваются соответствующим военным судом.
3.5. Арбитражные суды округа, арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов Российской Федерации
Арбитражные суды в Российской Федерации являются федеральными судами и входят в судебную систему Российской Федерации.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации законодательство об арбитражных судах находится в ведении Российской Федерации.
Систему арбитражных судов в Российской Федерации составляют:
1) арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды);
2) арбитражные апелляционные суды;
3) арбитражные суды первой инстанции в республиках, краях, областях, городах федерального значения, автономной области, автономных округах (далее – арбитражные суды субъектов Российской Федерации);
4) специализированные арбитражные суды.
Арбитражные суды в Российской Федерации осуществляют правосудие путем разрешения экономических споров и рассмотрения иных дел, отнесенных к их компетенции Федеральным конституционным законом от 28.04.1995 г. № 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации» (далее – Закон об арбитражных судах), АПК РФ и принимаемыми в соответствии с ними другими федеральными законами.
Основными задачами арбитражных судов в Российской Федерации при рассмотрении подведомственных им споров являются:
1) защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов предприятий, учреждений, организаций (далее – организации) и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;
2) содействие укреплению законности и предупреждению правонарушений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Деятельность арбитражных судов в Российской Федерации строится на основе принципов:
1) законности;
2) независимости судей;
3) равенства организаций и граждан перед законом и судом;
4) состязательности;
5) равноправия сторон;
6) гласности разбирательства дел.
Арбитражные суды округов являются судами по проверке в кассационной инстанции законности вступивших в законную силу судебных актов арбитражных судов субъектов Российской Федерации и арбитражных апелляционных судов, а в случаях, установленных федеральными законами, – судебных актов, принятых судами кассационной инстанции, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом. Арбитражные суды округов являются также судами первой инстанции по рассмотрению заявлений о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок по делам, рассматриваемым арбитражными судами, или за нарушение права на исполнение судебных актов в разумный срок, принятых арбитражными судами.
Арбитражный суд округа действует в составе:
1) президиума арбитражного суда округа;
2) судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений;
3) судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений.
Компетенция арбитражного суда округа Арбитражный суд округа:
1) проверяет в кассационной инстанции законность судебных актов по делам, рассмотренным арбитражными судами субъектов Российской Федерации и арбитражными апелляционными судами, а в случаях, установленных федеральными законами, – судебных актов, принятых судами кассационной инстанции, если иное не предусмотрено Законом об арбитражных судах;
2) пересматривает по вновь открывшимся обстоятельствам принятые им и вступившие в законную силу судебные акты;
3) обращается в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности закона, примененного или подлежащего применению в рассматриваемом им деле;
4) изучает и обобщает судебную практику;
5) подготавливает предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов;
6) анализирует судебную статистику;
7) рассматривает в качестве суда первой инстанции заявления о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок по делам, рассматриваемым арбитражными судами, или за нарушение права на исполнение судебных актов в разумный срок, принятых арбитражными судами.
Арбитражные апелляционные суды
Арбитражные апелляционные суды являются судами по проверке в апелляционной инстанции законности и обоснованности судебных актов арбитражных судов субъектов Российской Федерации, принятых ими в первой инстанции.
Арбитражный апелляционный суд действует в составе:
1) президиума арбитражного апелляционного суда;
2) судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений;
3) судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений.
В составе арбитражного апелляционного суда федеральным законом могут быть образованы постоянные судебные присутствия, расположенные вне места постоянного пребывания арбитражного апелляционного суда.
Компетенция арбитражного апелляционного суда
Арбитражный апелляционный суд:
1) проверяет в апелляционной инстанции законность и обоснованность судебных актов, не вступивших в законную силу, по делам, рассмотренным арбитражными судами субъектов Российской Федерации в первой инстанции, повторно рассматривая дело;
2) пересматривает по вновь открывшимся обстоятельствам принятые им и вступившие в законную силу судебные акты;
3) обращается в КС РФ с запросом о проверке конституционности закона, примененного или подлежащего применению в деле, рассматриваемом им в апелляционной инстанции;
4) изучает и обобщает судебную практику;
5) подготавливает предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов;
6) анализирует судебную статистику.
Арбитражные суды субъектов Российской Федерации
В субъектах Российской Федерации действуют арбитражные суды республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов.
На территориях нескольких субъектов Российской Федерации судебную власть может осуществлять один арбитражный суд. Судебную власть на территории одного субъекта Российской Федерации могут осуществлять несколько арбитражных судов.
Арбитражные суды в Российской Федерации создаются федеральным законом.
В арбитражном суде субъекта Российской Федерации действует президиум. В арбитражном суде могут быть образованы судебные коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений, и по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений.
В составе арбитражного суда субъекта Российской Федерации федеральным законом могут быть образованы постоянные судебные присутствия, расположенные вне места постоянного пребывания арбитражного суда субъекта Российской Федерации.
Компетенция арбитражного суда субъекта Российской Федерации
Арбитражный суд субъекта Российской Федерации:
1) рассматривает в первой инстанции все дела, подведомственные арбитражным судам в Российской Федерации, за исключением дел, отнесенных к компетенции Верховного Суда Российской Федерации, арбитражных судов округов и специализированных арбитражных судов;
2) пересматривает по вновь открывшимся обстоятельствам принятые им и вступившие в законную силу судебные акты;
3) обращается в КС РФ с запросом о проверке конституционности закона, примененного или подлежащего применению в деле, рассматриваемом им в любой инстанции;
3) изучает и обобщает судебную практику;
4) подготавливает предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов;
5) анализирует судебную статистику.
3.6. Суд по интеллектуальным правам
Суд по интеллектуальным правам является специализированным арбитражным судом, рассматривающим в пределах своей компетенции дела по спорам, связанным с защитой интеллектуальных прав, в качестве суда первой и кассационной инстанций (рис. 3.4).
Суд по интеллектуальным правам действует в составе судей, судебных составов и президиума.
Рассмотрение дел в первой инстанции Суда по интеллектуальным правам осуществляется коллегиальным составом судей.
Рассмотрение дел в кассационном порядке Судом по интеллектуальным правам осуществляется:
1) президиумом – при пересмотре дел, рассмотренных Судом по интеллектуальным правам по первой инстанции;
2) коллегиальным составом судей – при пересмотре дел, рассмотренных арбитражными судами субъектов Российской Федерации, арбитражными апелляционными судами.
Рис. 3.4. Компетенция Суда по интеллектуальным правам первой инстанции
Суд по интеллектуальным правам в качестве суда кассационной инстанции рассматривает:
1) дела, рассмотренные им по первой инстанции;
2) дела о защите интеллектуальных прав, рассмотренные арбитражными судами субъектов Российской Федерации по первой инстанции, арбитражными апелляционными судами.
Суд по интеллектуальным правам пересматривает по новым и вновь открывшимся обстоятельствам принятые им и вступившие в законную силу судебные акты.
Суд по интеллектуальным правам:
1) обращается в КС РФ с запросом о проверке конституционности закона, примененного или подлежащего применению в рассматриваемом им деле;
2) изучает и обобщает судебную практику;
3) подготавливает предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов;
4) анализирует судебную статистику.
3.7. Конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации
Конституционный (уставный) суд субъекта Российской Федерации может создаваться субъектом Российской Федерации для рассмотрения вопросов соответствия законов субъекта Российской Федерации, нормативных правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления субъекта Российской Федерации конституции (уставу) субъекта Российской Федерации, а также для толкования конституции (устава) субъекта Российской Федерации.
Финансирование конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации производится за счет средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации.
Конституционный (уставный) суд субъекта Российской Федерации рассматривает отнесенные к его компетенции вопросы в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации.
Решение конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации, принятое в пределах его полномочий, не может быть пересмотрено иным судом.
Так, согласно Закона города Москвы от 13.02.2002 № 10 «Об Уставном суде города Москвы» (далее – Закон об Уставном суде), уставный суд города Москвы является судебным органом уставного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющим судебную власть посредством уставного судопроизводства как разновидности конституционного судопроизводства. Уставный суд входит в единую судебную систему Российской Федерации.
Полномочия, порядок образования и деятельности Уставного суда определяются Конституцией Российской Федерации, Законом о судебной системе, федеральными законами, Уставом города Москвы и Законом об уставном суде.
Компетенция Уставного суда города Москвы
Уставный суд:
1) разрешает дела о соответствии Уставу:
законов города Москвы;
нормативных правовых актов Московской городской Думы, Мэра Москвы, Правительства Москвы, иных органов и должностных лиц исполнительной власти города Москвы;
уставов муниципальных образований, нормативных правовых актов органов местного самоуправления и их должностных лиц;
отдельных положений нормативных правовых актов;
2) дает официальное толкование Устава;
3) реализует законодательную инициативу;
4) осуществляет иные полномочия, предусмотренные Конституцией Российской Федерации, Законом о судебной системе, Уставом и Законом об Уставном суде.
Общие принципы деятельности Уставного суда
Уставный суд осуществляет свою деятельность на основе принципов законности, независимости, коллегиальности, гласности, состязательности и равноправия сторон, использования в деятельности Уставного суда русского языка – государственного языка Российской Федерации с предоставлением возможности участникам процесса пользоваться родным языком.
Правовой статус судьи Уставного суда
Уставный суд состоит из пяти судей.
Судьей Уставного суда может быть назначен гражданин Российской Федерации, достигший ко дню назначения возраста не менее 25 лет, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет.
Судья Уставного суда замещает государственную должность города Москвы и назначается на должность на срок четыре года Московской городской Думой по представлению Мэра Москвы. Он считается вступившим в должность с момента принесения им присяги. Его полномочия прекращаются в последний день месяца, в котором истекает срок его полномочий.
Судья Уставного суда, срок полномочий которого истек, продолжает исполнять обязанности судьи до принятия итогового решения по делу, начатому с его участием, а в случае, если с прекращением его полномочий в составе Уставного суда останется менее трех сохраняющих полномочия судей, до назначения нового судьи Уставного суда.
Поводы и основания к рассмотрению дела в Уставном суде
Поводом к рассмотрению дела в Уставном суде является обращение в Уставный суд.
Основанием к рассмотрению дела является:
1) обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли Уставу закон города Москвы, иной нормативный правовой акт;
2) обнаружившаяся неопределенность в понимании положений Устава.
Обращение в Уставный суд
Правом на обращение в Уставный суд обладают: Мэр Москвы, Московская городская Дума, Правительство Москвы, Московский городской суд, Арбитражный суд города Москвы, Московская городская избирательная комиссия, Уполномоченный по правам человека в городе Москве, районные суды города Москвы, мировые судьи города Москвы, Прокурор города Москвы, главы муниципальных образований города Москвы, представительные органы местного самоуправления муниципальных образований города Москвы.
3.8. Мировые судьи
Мировые судьи осуществляют свою деятельность в соответствии с Законом о статусе судей и Федеральным законом от 17.12.1998 № 188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации» (далее – Закон о мировых судьях).
Мировые судьи являются судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации; входят в единую судебную систему Российской Федерации; осуществляют правосудие именем Российской Федерации; вступившие в силу постановления мировых судей, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения: федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Мировые судьи назначаются (избираются) на должность законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации либо избираются на должность населением соответствующего судебного участка в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации.
Мировым судьей может стать гражданин Российской Федерации, достигший возраста 25 лет, имеющий высшее юридическое образование, стаж работы по юридической специальности не менее 5 лет, отвечающий иным требованиям, установленным Законом о статусе судей и Законом о мировых судьях.
Мировой судья обязан неукоснительно соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, Устав города Москвы, другие законы города Москвы, а также соблюдать ограничения и исполнять свои полномочия в соответствии с требованиями, установленными Законом Российской Федерации от 26 июня 1992 г. № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» и Федеральным законом от 17 декабря 1998 г. № 188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации». Компетенция мирового судьи указана на рис. 3.5.
Деятельность мировых судей осуществляется в пределах судебного района на судебных участках.
Общее число мировых судей и количество судебных участков субъекта Российской Федерации определяются федеральным законом по законодательной инициативе соответствующего субъекта Российской Федерации, согласованной с Верховным Судом Российской Федерации, или по инициативе Верховного Суда Российской Федерации, согласованной с соответствующим субъектом Российской Федерации.
Судебные участки и должности мировых судей создаются и упраздняются законами субъектов Российской Федерации.
Судебные участки создаются из расчета численности населения на одном участке от 15 до 23 тысяч человек. В административно-территориальных образованиях с численностью населения менее 15 тысяч человек создается один судебный участок.
Судебный участок или должность мирового судьи не могут быть упразднены, если отнесенные к компетенции этого мирового судьи дела не были одновременно переданы в юрисдикцию другого судьи или суда.
Рис. 3.5. Компетенция мирового судьи
Председатель районного суда в целях обеспечения равномерности нагрузки на мировых судей в случае, если нагрузка на мирового судью превышает среднюю нагрузку на мирового судью по судебному району, вправе мотивированным распоряжением передать часть уголовных, гражданских дел, дел об административных правонарушениях, исковых заявлений и заявлений о вынесении судебного приказа по требованиям о взыскании обязательных платежей и санкций, поступивших к мировому судье одного судебного участка, мировому судье другого судебного участка того же судебного района.
Мировые судьи назначаются (избираются) на должность законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации либо избираются на должность населением соответствующего судебного участка в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации.
Мировой судья назначается (избирается) на должность на срок, установленный законом соответствующего субъекта Российской
Федерации, но не более чем на пять лет. По истечении указанного срока лицо, занимавшее должность мирового судьи, вправе снова выдвинуть свою кандидатуру для назначения (избрания) на данную должность.
В зале судебных заседаний мировых судей помещаются Государственный флаг Российской Федерации и изображение Государственного герба Российской Федерации, а также может устанавливаться флаг и помещаться изображение герба соответствующего субъекта Российской Федерации.
При осуществлении правосудия мировой судья заседает в мантии и (или) имеет другой отличительный знак своей должности, предусмотренный законом соответствующего субъекта Российской Федерации.
Тест
1. В систему военных судов входят:
а) окружные (флотские) военные суды;
б) апелляционные военные суды;
в) военные суды субъектов Российской Федерации;
г) гарнизонные военные суды;
д) районные военные суды.
2. Военные суды создаются и упраздняются:
а) указом Президента Российской Федерации;
б) постановлением Правительства Российской Федерации;
в) решением Верховного Суда Российской Федерации;
г) всенародным референдумом;
д) федеральным законом.
3. Мировые судьи осуществляют правосудие именем:
а) субъекта Российской Федерации;
б) Российской Федерации;
в) органа местного самоуправления;
г) Президента Российской Федерации;
д) муниципального образования.
4. Конституционный Суд Российской Федерации состоит из… судей:
а) 20;
б) 19;
в) 18;
г) 17;
д) 16.
5. Судьи Конституционного Суда Российской Федерации назначаются по представлению:
а) Генеральным прокурором Российской Федерации;
б) Советом Федерации Российской Федерации;
в) Президента Российской Федерации;
г) Государственной Думой Российской Федерации;
д) министром юстиции Российской Федерации.
6. Деятельность арбитражных судов в Российской Федерации строится на основе принципов:
а) взаимности;
б) конфиденциальности;
в) состязательности;
г) диспозитивности;
д) законности.
7. Конституционные (уставные) суды являются:
а) судами общей юрисдикции;
б) судами специальной юрисдикции;
в) органами судебной власти субъекта Российской Федерации;
г) органами местного самоуправления;
д) федеральными судами.
8. Суд по интеллектуальным правам действует в составе:
а) консилиума;
б) сообщества;
в) президиума;
г) судебных составов;
д) коллоквиума.
9. Судебная власть в Российской Федерации осуществляется посредством судопроизводства:
а) международного;
б) гражданского;
в) арбитражного;
г) административного;
д) исполнительного.
10. Граждане могут осуществлять правосудие, участвуя в качестве:
а) народных заседателей;
б) присяжных заседателей;
в) арбитражных управляющих;
г) арбитражных заседателей;
д) судебных приставов-исполнителей.
Вопросы и задания для самоконтроля
1. Охарактеризуйте судебную систему Российской Федерации и ее принципы.
2. Дайте характеристику статуса судей в Российской Федерации.
3. Какие суды общей юрисдикции существуют в Российской Федерации?
4. В чем особенности компетенции военных судов в Российской Федерации?
5. Какие дела рассматривают арбитражные суды?
6. Какова компетенция Суда по интеллектуальным правам?
7. Какие дела рассматривают конституционные (уставные) суды субъектов РФ?
8. Охарактеризуйте компетенцию мировых судей.
9. Дайте характеристику федеральных конституционных и федеральных законов, регулирующих осуществление правосудия в Российской Федерации.
10. Каковы полномочия Верховного Суда Российской Федерации?
Список рекомендуемой литературы
1. Аулов В.К. Судебная власть в системе политико-правовых ценностей современного государства. М.: Граница, 2015. 250 с.
2. Бараева О.В. Судебная система РФ: учеб. пособие. Вологда: ИП Киселев А.В., 2011. 149 с.
3. Изварина А.Ф. Судебная система России (концептуальные основы организации, развития и совершенствования): монография. М.: Проспект, 2014. 302 с.
4. Иналкаева К.С. Правовая система общества: вопросы теории и практики: монография. Грозный: Чеченский гос. пед. ун-т; Махачкала: АЛЕФ (Овчинников М.А.), 2016. 163 с.
5. Малько А.В. Судебная система и судебная политика в современной России: проблемы теории и практики: монография. М.: Юрлитинформ, 2014. 159 с.
6. Сачков А.Н. Судебная власть: методология правового исследования: монография. М.: Юрлитинформ, 2013. 211 с.
7. Судебная власть в Российской Федерации: тенденции и перспективы развития: учеб. пособие / под ред. Н.Д. Эриашвили. М.: ЮНИТИ: Закон и право, 2016. 167 с.
8. Суд по интеллектуальным правам в системе органов государственной власти Российской Федерации / под. ред. И.А. Близнеца, Л.А. Новоселовой. М.: Проспект, 2015 118 с.
9. Титков В.И. Судебная власть: вопросы теории и практики: монография. Краснодар: Новация, 2016. 311 с.
10. Филиппов Н.К. Судебная власть в современной России: науч. – практ. пособие. Чебоксары: Новое время, 2015. 291 с.