Вы здесь

Правила поведения в церкви. О ХРАМЕ (А. Т. Звонарева, 2008)

О ХРАМЕ

Сам Господь дал людям еще в Ветхом Завете через пророка Моисея указания, каким должен быть храм для богослужений; новозаветный православный храм устроен по образцу ветхозаветного.

Как ветхозаветный храм (вначале – скиния) разделялся на три части: святое святых, святилище и двор, – так и православный христианский храм делится на три части: алтарь, средняя часть храма и притвор.

Как святое святых тогда и теперь алтарь означает Царство Небесное.

В ветхозаветные времена в алтарь никто не мог входить. Только первосвященник один раз в год, и то лишь с кровью очистительной жертвы. Ведь Царство Небесное после грехопадения было закрыто для человека. Первосвященник же был прообразом Христа, и это его действие знаменовало людям, что придет время, когда Христос через пролитие Своей крови, страданиями на кресте, откроет Царство Небесное для всех. Вот почему когда Христос умер на кресте, завеса в храме, закрывавшая святое святых, разорвалась надвое: с этого момента Христос открыл врата Царства Небесного для всех, кто с верой приходит к Нему.

Святилищу соответствует в нашем православном храме средняя часть храма. В святилище ветхозаветного храма никто из народа не имел права входить, кроме священников. В нашем же храме стоят все верующие христиане, потому что теперь ни для кого не закрыто Царство Божие.

Двору ветхозаветного храма, где находился весь народ, соответствует в православном храме притвор, теперь существенного значения не имеющий. Раньше здесь стояли оглашенные, которые, готовясь стать христианами, еще не сподобились таинства крещения. Теперь же иногда тяжело согрешивших и отступивших от Церкви временно посылают стоять в притворе для исправления.

Православные храмы строятся алтарем на восток – в сторону света, где восходит солнце: Господь Иисус Христос есть для нас «восток», от Него воссиял нам вечный Божественный Свет. В церковных молитвах мы называем Иисуса Христа «Солнце правды», «с высоты Востока» (то есть «Восток свыше»), «Восток имя ему».

Каждый храм посвящается Богу, нося имя в память того или другого священного события или угодника Божия, например, Троицкий храм, Преображенский, Вознесенский, Благовещенский, Покровский, Михаило-Архангельский, Николаевский и т. д. Если в храме устраиваются несколько алтарей, каждый из них освящается в память особого события или святого. Тогда все алтари, кроме главного, называются придельными, или приделами.

Храм («церковь») есть особый дом, посвященный Богу – «Дом Божий», в котором совершаются богослужения.

В храме пребывает особенная благодать или милость Божия, которая подается нам через совершающих богослужение – священнослужителей (епископов и священников).

Наружный вид храма отличается от обыкновенного здания тем, что над храмом возвышается купол, изображающий небо. Купол заканчивается вверху главою, на которой ставится крест, во славу главы Церкви – Иисуса Христа.

Часто на храме строят не одну, а несколько глав, тогда две главы означают два естества (Божеское и человеческое) в Иисусе Христе; три главы – три Лица Св. Троицы; пять глав – Иисуса Христа и четырех евангелистов, семь глав – семь таинств и семь Вселенских Соборов; девять глав – девять чинов ангельских; тринадцать глав – Иисуса Христа и двенадцать апостолов, а иногда строят и большее количество глав.

Над входом в храм обычно строится колокольня, то есть башня, на которой висят колокола. Колокольный звон необходим для того, чтобы созывать верующих к богослужению и возвещать о важнейших частях совершаемой в храме службы.

При входе в храм снаружи устраивается паперть (площадка, крыльцо).

Внутри храм разделяется на три части: 1) притвор, 2) собственно храм или средняя часть храма, где стоят молящееся, и 3) алтарь, где совершаются священнослужителями богослужения и находится самое главное место во всем храме – святой престол, на котором совершается таинство святого Причащения.

Алтарь отделяется от средней части храма иконостасом, состоящим из нескольких рядов икон и имеющим трое врат: средние врата называются Царскими, потому что через них Сам Господь Иисус Христос, Царь славы, невидимо проходит в Святых Дарах (во святом причащении). Потому через царские врата никому не разрешается проходить кроме священнослужителей.

Совершающееся по особому чину (порядку) в храме во главе со священнослужителем чтение и пение молитв называется богослужением.

Самое важное богослужение – литургия или обедня (она совершается до полудня).

Так как храм есть великое святое место, где с особенной милостью невидимо присутствует Сам Бог, то мы должны входить в храм с молитвой и держать себя в храме тихо и благоговейно. Нельзя поворачиваться спиной к алтарю. Не следует уходить из храма до окончания богослужения.

Внутреннее устройство храма

Итак, вы входите в храм. Вы прошли первые двери и попали в притвор, или трапезную. Притвор есть преддверие к храму. В первые века христианства здесь стояли кающиеся, а также оглашенные (то есть лица, готовящиеся к святому крещению). Теперь эта часть храма не имеет такого значения, как раньше, но и сегодня иногда тяжело согрешившие и отступившие от церкви временно стоят в притворе для исправления.

Войдя в следующие двери, то есть попав в среднюю часть храма, православный христианин должен осенить себя трижды крестным знамением.

Средняя часть храма называется нефом, то есть кораблем, или четвериком. Предназначается она для молитвы верных или лиц, уже принявших крещение. Самой примечательной в этой части храма являются солея, а также амвон, клиросы и иконостас. Слово солея имеет греческое происхождение и обозначает седалище. Это – возвышение перед иконостасом. Оно устраивается для того, чтобы богослужение было виднее и слышнее для прихожан. Следует заметить, что в древности солея была очень узкая.

Середина солеи, против Царских врат, называется амвоном, т. е. восхождением. На амвоне дьякон произносит ектеньи и читает Евангелие. На амвоне же преподается верующим и святое Причастие.

Клиросы (правый и левый) – это крайние участки солеи, предназначающиеся для чтецов и певцов. К клиросам прикрепляются хоругви, то есть иконы на древках, называющиеся церковными знаменами. Иконостасом называется стена, отделяющая неф от алтаря, вся увешанная иконами, иногда в несколько рядов.

В центре иконостаса – Царские врата, расположенные напротив престола. Они называются так потому, что через них выходит в Святых Дарах Сам Царь Славы Иисус Христос. Царские врата украшаются изображением на них икон: Благовещения Пресвятой Богородицы и четырех евангелистов, то есть апостолов, написавших Евангелие: Матфея, Марка, Луки и Иоанна. Над царскими вратами помещается икона Тайной вечери.

Направо от царских врат всегда помещается икона Спасителя, а налево – икона Божией Матери.

Направо от иконы Спасителя находится южная дверь, а налево от иконы Божией Матери находится северная дверь. На этих боковых дверях изображаются архангелы Михаил и Гавриил, или первые дьяконы Стефан и Филипп, или же первосвященник Аарон и пророк Моисей. Боковые двери называются еще дьяконскими вратами, так как через них чаще всего проходят дьяконы.

Дальше, за боковыми дверями иконостаса, помещаются иконы особенно чтимых святых. Первой иконой справа от иконы Спасителя (не считая южной двери) должна быть всегда храмовая икона, то есть изображение того праздника или того святого, в честь которого освящен храм.

В русской традиции приняты высокие иконостасы, часто состоящие из пяти ярусов.

В первом ярусе на Царских вратах – иконы Благовещения и четырех евангелистов; на боковых вратах (северных и южных) – иконы архангелов. По сторонам Царских врат: справа – образ Спасителя и храмового праздника, а слева – Божия Матерь и икона особо чтимого святого.

Во втором ярусе – над Царскими вратами – Тайная вечеря, а по сторонам – иконы двунадесятых праздников.

В третьем ярусе – над Тайной вечерей – икона «Деисус», или моление, в центре которой изображен Спаситель, сидящий на престоле, справа – Богоматерь, слева – Иоанн Предтеча, а по сторонам – иконы пророков и апостолов, простирающих в молитве руки к Господу. Справа и слева от Деисуса – иконы святителей и архангелов.

В четвертом ярусе над «деисусным рядом»: иконы ветхозаветных праведников – святых пророков.

В пятом ярусе – Бог Саваоф с Божественным сыном, а по сторонам – иконы ветхозаветных патриархов. На самой вершине иконостаса ставится крест со стоящими по сторонам Божией Матерью и святым Иоанном Богословом.

В различных храмах число ярусов может разниться.

На самом верху иконостаса помещается крест с изображением на нем распятого Господа нашего Иисуса Христа.

Кроме иконостаса иконы размещаются по стенам храма, в больших киотах, то есть в особых больших рамах, а также располагаются на аналоях, то есть на особых высоких узких столиках с наклонной поверхностью.

Алтарем храмы всегда обращены к востоку в ознаменование мысли, что церковь и молящиеся устремлены к «востоку свыше», то есть ко Христу.

Алтарь составляет главнейшую часть храма, предназначаемую для священнослужителей и лиц, которые им прислуживают во время богослужения. Алтарь знаменует собой небо, жилище самого Господа. Ввиду особенно священного значения алтаря он всегда внушает таинственное благоговение, и при входе в него верующие должны делать земной поклон, а лица воинского звания – снимать оружие. Войти в алтарь с благословения священника в крайних случаях могут не только служители церкви, но и миряне – мужчины.

В алтаре совершается священнослужителями богослужение и находится самое святое место во всем храме – святой престол, на котором совершается таинство святого Причащения. Алтарь устраивается на возвышении. Он выше прочих частей храма, чтобы всем было слышно богослужение и видно, что делается в алтаре. Самое слово «алтарь» значит «возвышенный жертвенник».

Престолом называется особо освященный четырехугольный стол, находящийся посередине алтаря и украшенный двумя одеждами: нижней – белой, из полотна, и верхней – из более дорогой материи, большей частью из парчи. На престоле таинственно невидимо присутствует Сам Господь как Царь и Владыка Церкви. Прикасаться к престолу и целовать его могут только священнослужители.

На престоле находятся: антиминс, Евангелие, крест, дарохранительница и дароносица.

Антиминсом называется освященный архиереем шелковый плат (платок) с изображением на нем положения Иисуса Христа во гроб и, обязательно, с зашитой на другой его стороне частицею мощей какого-либо святого, так как в первые века христианства Литургия всегда совершалась на гробницах мучеников. Без антиминса нельзя совершать Божественную Литургию (слово «антиминс» греческое, значит «вместопрестолие»).

Для сохранности антиминс завертывается в другой шелковый плат, называющийся илитоном. Он напоминает нам сударь (плат), которым была обвита голова Спасителя во гробе.

На самом антиминсе лежит губа (губка) для собирания частиц Св. Даров.

Евангелие – это слово Божие, учение Господа нашего Иисуса Христа.

Крест – это меч Божий, которым Господь победил дьявола и смерть.

Дарохранительницей называется ковчег (ящик), в котором хранятся Святые Дары на случай причащения больных. Обычно дарохранительница делается в виде маленькой церкви.

За престолом стоит семисвечник, то есть подсвечник с семью лампадами, а за ним запрестольный крест. Место за престолом у самой восточной стены алтаря называется горним (высоким) местом; оно обычно делается возвышенным.

Дароносицей называется маленький ковчежец (ящичек), в котором священник носит Святые Дары для причащения больных на дому.

Налево от престола, в северной части алтаря, стоит другой небольшой стол, украшенный также со всех сторон одеждой. Этот стол называется жертвенником. На нем приготовляются дары для таинства Причащения.

На жертвеннике находятся священные сосуды со всеми принадлежностями к ним. Ко всем этим священным предметам никому нельзя прикасаться, кроме епископов, священников и дьяконов.

С правой стороны алтаря устраивается ризница. Так называется помещение, где хранятся ризы, то есть священные одежды, употребляемые при богослужении, а также церковные сосуды и книги, по которым совершается богослужение.

В храме имеется еще канунник, так именуется низенький столик, на котором стоит изображение распятия и устроена подставка для свечей. Перед канунником служатся панихиды, т. е. заупокойные богослужения.

Перед иконами и аналоями стоят подсвечники, на которые верующие ставят свечи.

Посредине храма, вверху на потолке, висит паникадило, т. е. большой подсвечник со множеством свечей. Паникадило зажигается в торжественные моменты богослужения.

Теперь о колоколах. Они принадлежат к предметам церковной утвари. Колокола стали употребляться с VII века, во времена гонений на христиан. До этого время для богослужения определялось через словесные объявления совершителей службы, или же христиане созывались на молитву особыми лицами, ходившими с объявлениями по домам. Потом для зова к богослужению употреблялись металлические доски, называемые билами или клепалами, по которым ударяли молотком. В VII веке в итальянской области Кампания появились колокола; поэтому колокола иногда еще называются кампанами.

В русской церкви для звона обычно употребляются 5 или более колоколов различной величины и различного тона. Сам звон носит троякое название: благовест, трезвон и перезвон. Перезвон – медленный звон в каждый колокол поочередно, начиная с самого большого и кончая самым меньшим, а затем удар одновременно во все колокола. Перезвон употребляется обычно по поводу печального события, например при несении умерших. Звон в один колокол называется «благовест». Звон во все колокола, выражающий христианскую радость по поводу торжественного праздника и подобного, называется «трезвон». Теперь входит в обычай придавать колоколам звуки гаммы, так что звон их иногда издает определенную мелодию. Звон колоколов увеличивает торжественность богослужения. Для освящения колоколов перед поднятием их на колокольню существует особая служба.

Над входом в храм, а иногда рядом с храмом, строится колокольня, или звонница, то есть башня, на которой висят колокола.

Колокольный звон употребляется для того, чтобы созывать верующих на молитву, к богослужению, а также для того, чтобы возвещать о важнейших частях совершаемой в храме службы.

Богослужебная утварь

Литургические предметы, необходимые для совершения богослужения, ныне делаются из медных сплавов с серебряным или золотым покрытием, иногда – из серебра или золота с украшениями из драгоценных камней. При совершении литургии употребляются дискос, потир, звездица, копие, лжица, тарелочки, ковшики, кадило, кропило, покровцы и общий покров (воздух), водосвятная чаша, светильники: подсвечники, лампады, люстры (паникадила).

Дискос – круглое металлическое блюдо или тарелка на подставочке с изображением лежащего в яслях младенца Иисуса Христа. Во время проскомидии на него полагается агнец для причащения и частицы из просфор. Дискос напоминает ясли и гроб Спасителя.

Потир, или святая чаша, – есть тот сосуд, из которого верующие приобщаются телом и кровью Христовой. Он напоминает Святую чашу Спасителя на Тайной вечере.

Копие – резец, наподобие копья, для изъятия частиц из агнца и просфор. Оно символизирует копье, которым прободены были ребра Спасителя на Кресте.

Звездица – состоит из двух скоб, шарнирно соединенных между собой крестообразно. Символизируя звезду, приведшую волхвов в Вифлеем, звездица ставится на дискос для того, чтобы покровы не касались расположенных на дискосе частиц и не смешивали их порядок.

Лжица – специальная ложечка, употребляемая для причащения мирян со времени святого Иоанна Златоуста (с IV века).

Губка или плат – для вытирания сосудов и лжицы.

Кадило – сосуд на цепочках для каждения (воскурения) благовонного дыма (фимиама), состоящий из двух полукруглых чашечек, накрывающих одна другую.

Кропило – используется для окропления святой водой и изготовляется из тонких ветвей растения, называемого иссопом.

Утварь, необходимая при совершении таинства Крещения: купель, мирница.

Купель – сосуд, наподобие большого потира, в который наливается вода для крещения младенцев.

Мирница – четырехугольный ящик, в котором помещаются склянки со святым миром и елеем для миропомазания, губка для сушения и ножницы для пострижения волос новокрещенного.

При венчании используются венцы – головные украшения венчающихся, выполненные в виде корон с крестиками наверху.

Дикирием называется подсвечник с двумя свечами, знаменующими два естества в Иисусе Христе – Божеское и человеческое.

Трикирием называется подсвечник с тремя свечами, знаменующими нашу веру в Пресвятую Троицу.