Вы здесь

Правила нормального питания. 3. Изменение убеждений, чувств и поведения (Карен Кениг, 2005)

3

Изменение убеждений, чувств и поведения

Если я начну сейчас, то успею ли завершить начатое к концу жизни?

Сейчас, когда у вас появилось четкое представление о том, как происходит изменение поведения, вы должны понимать, что «нормальное» пищевое поведение – это нечто большее, чем просто следование неким правилам относительно аппетита, тяги к определенному продукту, выбора еды, осознания, сытости и удовлетворенности. Вы думаете, что я сошла с ума, если вообразила, что после десятилетий нездорового отношения к еде вы можете кардинальным образом изменить свои привычки. Робота можно перепрограммировать так, чтобы он всегда следовал правилам «нормального» питания. А человека? Никогда.

И да и нет. У нас есть плоть, кровь, мысли, чувства, убеждения, мнения, склонности, желания, страхи и взгляд на мир в целом, которые обязательно будут влиять на процесс превращения в человека с «нормальным» пищевым поведением. Ошибка в том, что вы недооцениваете себя. Вас можно запрограммировать таким образом, чтобы вы смогли измениться. Ведь вы уже запрограммированы на неправильное поведение. Эта книга поможет вам «обновить» себя.

Как я могу перепрограммировать себя?

Сделать это можно при помощи когнитивной или когнитивно-поведенческой терапии, разработанной Альбертом Эллисом и Аароном Беком в 1960-е годы. Медицинский словарь Мосби дает следующее определение когнитивной терапии: «это любой из многочисленных методов лечения психических или эмоциональных расстройств, помогающий человеку изменить отношение к себе и ситуации в целом, восприятие и образ мышления от иррационального к реалистичному».

В книге «Когнитивно-поведенческая терапия» Пола Энн Форд-Мартин говорит о ней как о «форме психосоциальной терапии, ориентированной на действия», которая предполагает, что «не поддающиеся адаптации или ошибочные модели мышления становятся причиной не поддающегося адаптации поведения и “негативных эмоций”… В процессе терапии акцент делается на изменение образа мышления пациента (когнитивные модели), чтобы изменилось его поведение и эмоциональное состояние».

Ниже представлена схема, используемая в когнитивно-поведенческой терапии, демонстрирующая, как взаимодействуют убеждения, чувства и поведение.




Проще говоря, убеждения (сознательные или бессознательные) определяют чувства и поведение. Измените первые, и остальные также трансформируются. Придерживайтесь своих убеждений, и ваши чувства и поведение сохранят постоянство. Однако процесс изменения не всегда носит линейный характер. В действительности убеждения, чувства и поведение часто возникают практически одновременно, и тогда очень трудно осознать, что на самом деле убеждение появилось первым.

Хотя иногда вы обдумываете, какой именно продукт хотите больше всего, все равно часто едите импульсивно. Допустим, вы находитесь в ресторане с другом, пытаясь расслабиться после напряженного рабочего дня, и официант приносит корзинку свежеиспеченных горячих булочек. Не задумываясь, вы берете одну и быстро съедаете. Прошло не более минуты между тем, как вы впервые их увидели, и последним проглоченным кусочком. Вероятно, вы осознаете свое поведение (хотя не факт) и замечаете чувство, которое возникло после того, как вы съели булочку (расслабление, вина или даже удивление). Вы можете засомневаться в том, что ваши убеждения имеют хоть какое-то отношение к тому, что вы сделали или почувствовали. Однако, медленно разложив на составляющие этот сложный когнитивно-поведенческий процесс, вы поймете, что все три реакции не происходили одновременно. Ваше скорое решение взять булочку возникло после того, как вы сделали вывод, что это действие вполне допустимо. К сожалению, оно было принято неосознанно.

Вот что происходило на самом деле: 1) вы увидели булочки; 2) в силу подсознательного убеждения в том, что еда является хорошей наградой после напряженного дня, вы чувствуете, что заслужили эту булочку; 3) ваше поведение — съесть ее.

То, что вы не понимаете действия этого механизма, не означает, что все сказанное неправда. Когда дело доходит до принятия решения, ваше поведение и чувства являются всего лишь верхушкой айсберга, в то время как убеждения составляют невидимый базис. Вы действуете, автоматически основываясь на убеждениях. Они настолько глубокие, что вы даже не подозреваете об их существовании и не можете установить с ними связь. Именно отсутствие контакта является причиной того, что ваше поведение не меняется, хотя вы упорно над этим работаете.

Вы сделаете что-то со своими убеждениями только тогда, когда осознаете их и установите с ними связь. За этим сразу же последует изменение убеждений, появятся новые чувства, станет иным поведение.

Если принципы неправильны и нездоровы, значит, основанные на них чувства и поведение также будут неверными. Соответственно, развитие противоположных чувств и поведения предполагает, что сначала ваши убеждения должны стать таковыми.

Чтобы стать человеком с «нормальным» пищевым поведением, надо выстроить такую систему убеждений, которая позволит позитивно относиться к питанию и восприятию еды. Изменение чувств и поведения станет прямым результатом пересмотра убеждений. Например, если вы строго ограничиваете себя в еде, убеждены, что листья салата эскариоль лучше, чем эклеры, вы, конечно же, выберете (поведение) салат. В результате подобного шага вы можете почувствовать себя лишенным чего-либо. И наоборот, если вы склонны к компульсивному/эмоциональному перееданию и убеждены, что эклер гораздо важнее, чем листья салата эскариоль, то выберете (поведение) его, но потом можете почувствовать вину.

Человек с «нормальным» отношением к еде убежден, что для любого продукта характерна определенная питательная ценность. Вы выбираете (поведение) салат или эклер в зависимости от того, что хотите съесть в настоящий момент. И позже не почувствуете никаких моральных уколов. Однако вашу реакцию может вызвать сам съеденный продукт: недовольство из-за того, что эклер оказался приторно-сладким, или наслаждение, поскольку он был восхитительным; удовольствие, потому что листья салата были свежими и хрустящими, или разочарование, поскольку они оказались вялыми и горькими.

Для чего нужны убеждения

В следующей главе мы рассмотрим убеждения, характерные для тех, кто склонен к компульсивному/эмоциональному перееданию или строгому ограничению, а также для людей с «нормальным» пищевым поведением. Но сначала разберем, как возникают убеждения. Наряду с усвоенными знаниями они начинают формироваться на бессознательном уровне в самые первые годы жизни. Они молчаливо сидят в сознании и большую часть времени проявляются только безотчетно. Наши убеждения – это предсказуемые, стереотипные способы восприятия себя и окружающего мира. Без них жизнь стала бы невыносимо хаотичной и пугающей, поскольку:

• убеждения помогают нам понимать и осмысливать мир («Я, должно быть, заболел, потому что поцеловал тетю, у которой был грипп», «Моя подруга опоздала, потому что никак не могла закончить телефонный разговор с сыном», «Если я буду упорно трудиться, то добьюсь успеха»);

• убеждения помогают ориентироваться во времени и в пространстве («Солнце взошло, значит, уже утро», «После зимы наступает весна»);

• убеждения дают нам чувство внутренней стабильности и осведомленности, а также помогают идти по жизни с ощущением безопасности и уверенности («У меня талант к цифрам», «Я знаю, как поменять колесо в машине», «Если я возьму зонт, то не промокну», «Если я буду в толпе людей, меня могут ранить»).


Без убеждений наше существование немыслимо! Мы не знали бы, что делать со всем тем, что происходит внутри и вокруг нас. Жизнь стала бы чередой беспорядочных, непредсказуемых, хаотичных действий и бессвязных ситуаций. Во фразе «Тротуар скользкий, поэтому надо идти аккуратнее» вы не увидите никакой связи между мыслями и в итоге с удивлением обнаружите, что сидите на пятой точке на скользком асфальте. Ваши умозаключения, действия и чувства окажутся полнейшим сюрпризом, если вы лишитесь способности анализировать окружающую обстановку на предмет безопасности и снижения степени возможных повреждений. Убеждения очень похожи на память в том смысле, что они формируют связь между событиями и ощущениями и помогают предвидеть или предчувствовать будущее.

На свой день рождения я ожидаю получить поздравительные открытки от друзей и родственников, потому что они всегда мне их присылали и так принято в нашем обществе. Это рациональное убеждение основывается на моем опыте. Конечно, я могу мыслить и по-другому: «На мой день рождения все, кто меня знает, должны прислать мне поздравительные открытки». Если они этого не сделают, я буду разочарована. Обратите внимание на то, как вслед за убеждением возникает чувство. Если продолжить развивать эту ситуацию до поведения, то получится примерно следующее: я не отправлю дяде Джо открытку на его день рождения просто потому, что он не поздравил меня. Или же я могу позвонить своей подруге Дениз и сделать ей выговор за то, что она забыла о моем дне рождения. Последовательность событий будет выглядеть так: 1) мое убеждение в том, что все, кто меня знает, должны прислать на мой день рождения поздравительную открытку, приводит к тому, что 2) я чувствую разочарование, если они этого не сделают, а это, в свою очередь, ведет к тому, что 3) я не поздравлю (поведение) их с днем рождения или сделаю им выговор.

Откуда берутся убеждения

Как я уже говорила, убеждения формируются на уровне подсознания в детстве в процессе познания окружающей действительности. При всем желании вы не сможете подавить в себе данный процесс. Это как пытаться заставить свое сердце остановиться. Ребенком вы перенимаете убеждения родителей и других людей, которые участвуют в вашем воспитании. Они дают вам советы, что-то предлагают или побуждают поразмышлять о таких вещах, как религия, мораль, политика и ценность личности. Их представления показывают вам, что они считают истинным или ложным, и таким образом формируют основу вашей системы подсознательных убеждений.

По мере взросления вы перенимаете убеждения иных источников – учителей, соседей, друзей, родственников, средств массовой информации и культуры в целом. Кроме того, вы учитесь на собственном опыте, который либо укрепляет, либо оспаривает ваши изначальные принципы.

Строгие родители часто настаивают на том, чтобы дети разделяли их убеждения. В начале жизни выбор у вас небольшой – соглашаться или делать вид, что соглашаетесь. Например, если ваш отец считает, что нельзя оставлять еду на тарелке, он может сидеть с вами за столом, пока вы не съедите все до последней крошки (так часто делал мой отец). Своими действиями и словами он давал мне понять, что будет очень плохо обо мне думать, если я не вступлю в «Клуб чистых тарелок». Он никогда не грозил мне наказанием. В этом не было нужды, поскольку я изо всех сил старалась ему угодить. Неудивительно, что я полностью переняла этот его принцип и в дальнейшем думала так же. Неудивительно, что во время попыток изменить в себе это убеждение меня преследовало устойчивое ощущение, что я делаю что-то очень плохое, хотя на тот момент моего отца уже более двадцати лет не было в живых. Теперь вы понимаете, насколько сильны в нас столь прочно сложившиеся мнения.

Еще один способ перенять убеждения своих родителей – наблюдать за их поведением. Если бы мой отец ничего не говорил о еде, но при этом всегда доедал бы все до последней крошки, я естественным образом пришла бы к выводу о том, что нехорошо оставлять еду на тарелке. Поведение наших родителей показывает нам, как мы должны поступать. Конечно, чаще всего родители не осознают того, что закладывают в нас модели поведения. Мой отец, вероятно, думал, что он просто доедает свой обед. Однако, наблюдая, как он каждый раз опустошал свою тарелку (а иногда и всех остальных!) и оставался со мной за столом, пока моя тарелка не заблестит от чистоты, я накрепко усвоила: никогда ни при каких обстоятельствах нельзя зря переводить продукты. Со временем эта мысль превратилась в убеждение, что я поступлю очень плохо, если сделаю не так.

Вы тоже можете проследить, как из детства в вашу нынешнюю жизнь перекочевали те ключевые убеждения, которые сейчас составляют основу ваших чувств и поведения. К ним относятся такие вещи, как доверие к людям, просьбы о помощи и принятие ее, открытое или настороженное отношение к миру, ощущение себя беспомощной жертвой или сильной личностью. Помните, что убеждения – это не просто слова, которые говорят родители. Это неписаные (и часто подсознательные) инструкции о том, как вы должны прожить свою жизнь.

Возьмем, к примеру, честность. Убеждение, что вы всегда должны стараться быть честными, формируется в результате сочетания инструкций, данных вам родителями («Врать нехорошо»), выражения их лиц (расстроенный вид, когда вы сказали неправду) и демонстрируемой модели поведения (вы видели, как отец вернул прохожему выпавший у того кошелек). Если такой опыт будет продолжаться годами, вы накрепко усвоите, что честность – это лучшая политика, и подобная мысль станет частью вашей системы убеждений.

Все ли убеждения имеют смысл?

Когнитивная терапия рассматривает два типа убеждений или образа мышления: иррациональный и рациональный. Авторы книги «Новое руководство по рациональной жизни» Альберт Эллис и Роберт Харпер цитируют доктора Макси Молтсби: «Рациональному мышлению присущи четыре характеристики: 1) оно основывается прежде всего на объективных фактах, противопоставляемых субъективному мнению; 2) если полагаться на него, оно скорее сохранит вам жизнь, чем приведет к преждевременной смерти или травме; 3) если полагаться на него, оно поможет быстрее достичь поставленных личных целей; 4) если полагаться на него, оно предотвратит нежелательные конфликты с самим собой и/или с обществом».

Молтсби говорит о том, что рациональное мышление по сути позитивно и, поощряя положительные чувства и поведение, способствует достижению качественных целей. Иррациональное мышление негативно и отрицательно сказывается на психическом, эмоциональном и даже физическом здоровье. Теперь вернемся к приведенному ранее примеру и сравним мой принцип «Нельзя оставлять на тарелке еду» с критериями рационального мышления Молтсби. Попробуйте определить, каким было мое убеждение.

Во-первых, основывается ли мое убеждение на фактах и если да, то каковы объективные доказательства того, что нельзя оставлять еду на тарелке? Нет ни малейшего объективного подтверждения тому, что недоеденный картофель фри является чем-то криминальным, греховным или причиняет кому-то вред. Но есть множество доказательств тому, что принимать пищу после насыщения вредно для здоровья.

Конец ознакомительного фрагмента.