Вы здесь

Правила карьеры. Все, что нужно для служебного роста. Правило 1. Умейте делать дело (Ричард Темплар, 2008)

Правило 1. Умейте делать дело

Это Правило – основополагающее, оно главенствует над остальными: вы должны досконально знать свое дело и делать его не просто хорошо, но лучше других. Ничего сложного, казалось бы. Но есть еще один маленький секрет – никто не должен знать, как много вам приходится для этого работать. Вы можете осваивать и совершенствовать свое мастерство тайно, наедине с собой – только не проговоритесь, и пусть ни одна живая душа об этом не догадывается. Постарайтесь, чтобы никто и никогда не узнал, что вы читали эту книгу. Это ваша тайная библия. Важно, чтобы вы всегда выглядели спокойно и уверенно, хозяином положения, полностью контролирующим ситуацию. Действовали стремительно, но без суеты, с легкостью расправляясь с ежедневными делами. Хладнокровно преодолевали все препятствия. Но при этом вы не должны забывать – главное быть настоящим профи в том, что составляет вашу основную работу.

Правило 1.1. Сделайте так, чтобы вашу работу заметили

Нет ничего необычного в том, что ваши усилия порой остаются незамеченными в повседневной суматохе. Вы загружены работой так, что вам просто некогда заботиться о собственном статусе и думать о славе и признании. А ведь это так важно – сделать что-то, что выделит вас из общей массы и позволит рассчитывать на повышение.

Лучший способ привлечь к себе внимание – нарушить привычную рутину. Если ваша основная задача заключается в том, чтобы делать столько-то разных штуковин в день, – как и у всех остальных рядом с вами, – то, сделав однажды еще больше этих самых штуковин, вы ничего не добьетесь. А вот если вы направите боссу техническое предложение, в котором изложите, каким образом каждый из ваших коллег может повысить эффективность своей работы, тогда вас заметят. Подобная инициатива – отличный способ выделиться из толпы, свидетельство того, что вы соображаете быстрее других и не боитесь взять на себя ответственность. Однако этим нельзя злоупотреблять. Если вы завалите начальство всякими докладами, отчетами и предложениями, вас непременно отметят, однако совсем не так, как вы рассчитываете. Здесь нужно соблюдать определенные правила:

• проявлять подобную инициативу редко, но метко;

• удостовериться, что ваше предложение будет работать, то есть действительно принесет пользу или прибыль;

• убедиться, что ваше авторство будет должным образом засвидетельствовано;

• сделать так, чтобы о вашей инициативе узнал не только ваш босс, но и босс вашего босса;

• излагать свое предложение не обязательно в форме доклада или служебной записки – это может быть статья в корпоративной газете.


Разумеется, самый лучший способ обратить внимание на свою работу – делать ее очень и очень хорошо. А для этого нужно всецело посвятить себя решению стоящих перед вами задач, игнорируя все лишнее, что происходит вокруг и под видом работы – внутренние склоки, сплетни, подковерную борьбу, пустую трату времени и общение ради общения. Это не работа. Будьте внимательны и не расслабляйтесь – в этом ваше преимущество перед коллегами. Соблюдающий Правила всегда сосредоточен на главной задаче – делать свое дело как можно лучше.

ВОВРЕМЯ ПРОЯВЛЕННАЯ ИНИЦИАТИВА – ОТЛИЧНЫЙ СПОСОБ ВЫДЕЛИТЬСЯ ИЗ ТОЛПЫ.

Правило 1.2. Никогда не оставайтесь в бездействии

Очень многие ежедневно идут на работу с одной-единственной мыслью – скорее бы вернуться домой. В течение дня они делают все, что положено делать, в ожидании этого волшебного мгновения. Вы не такой. Вы хотите что-то предпринять. Те, кто просто ждут конца дня, обычно считают, что раз у них есть работа, этого уже достаточно – больше ничего делать не нужно. Для вас работа – не конечная цель, а средство ее достижения. Ваша цель – следующая ступень в карьере, повышение зарплаты, успех, движение вперед и вверх, расширение контактов и приобретение опыта. Все это понадобится вам и в том случае, если вы однажды решите открыть свое дело или реализовать любой другой пункт из списка ваших желаний – см. Правило 3. Работа как таковая – не самоцель.

Однако работать нужно. И, разумеется, нужно делать это исключительно профессионально. Но одновременно вы должны планировать свой следующий шаг, поскольку все, что вы делаете в процессе, – это лишь очередной этап в вашем восхождении к вершинам.

Пока остальные думают о предстоящем перекуре или о том, как дотянуть до конца рабочего дня, ничего не делая, попробуйте обдумывать стратегию и тактику вашего следующего маневра. В идеале соблюдающий Правила должен справиться со своими непосредственными обязанностями еще до обеденного перерыва, чтобы освободить вторую половину дня. В это время можно готовиться к очередному повышению, анализировать шансы коллег-конкурентов, писать предложения и отчеты, которые привлекут внимание к вашей работе, исследовать способы оптимизации рабочего процесса для вас и ваших коллег, изучать процедуры и историю компании.

Если вы не в состоянии закончить все обязательные дела к обеденному перерыву, придется заниматься вашей тайной учебой и подготовкой до, после и во время работы. Что бы ни делали ваши конкуренты, этим они заниматься все равно не будут. В отличие от них вы не будете довольствоваться тем, что есть. Не считайте, что вы уже делаете все, что можете. Пусть так думают другие – это не для вас. Ваша задача – двигаться дальше, изыскивая время и возможности для самосовершенствования, учебы, анализа и планирования.

В ИДЕАЛЕ ИГРОК ПО ПРАВИЛАМ ДОЛЖЕН СПРАВИТЬСЯ СО СВОИМИ НЕПОСРЕДСТВЕННЫМИ ОБЯЗАННОСТЯМИ ДО ОБЕДЕННОГО ПЕРЕРЫВА, ЧТОБЫ ОСВОБОДИТЬ ВТОРУЮ ПОЛОВИНУ ДНЯ.

Помните, мы говорили о походке менеджера? Этим тоже придется заниматься, будь то походка менеджера или любая другая, которую нужно освоить. Старайтесь рассматривать возможность потенциального повышения и все остальное, чего вы хотите добиться, как постоянное движение. Двигайтесь, иначе вы обрастете мхом или закостенеете. Вы должны полюбить движение – в противном случае вы пустите корни.

Забудьте о мягком кресле и ничегонеделании. Хотите двигаться вперед – не топчитесь на месте.

Правило 1.3. Вызываясь добровольцем, взвешивайте все за и против

Многие считают, что если они будут выкрикивать «Я!» всякий раз, когда начальство спросит: «Кто это может сделать?» – их непременно заметят, отметят и повысят. Как бы не так. Сообразительный менеджер не упустит возможности воспользоваться услугами подчиненного, желающего угодить, и вечного добровольца завалят работой, но наградить забудут. Сдержите свой порыв и хорошенько подумайте, прежде чем поднимать руку, вызываясь добровольцем куда бы то ни было. Попытайтесь прояснить для себя следующее:

• зачем этому типу нужны добровольцы?

• насколько это поможет вам в реализации ваших собственных планов?

• как вы будете выглядеть в глазах вышестоящего начальства, если согласитесь?

• как вы будете выглядеть, если промолчите?

• может быть это грязная работенка, за которую никто не хочет браться?

• может быть ваш босс действительно загружен сверх всякой меры и отчаянно нуждается в вашей помощи?


Вполне возможно, что это и на самом деле неприятная или трудная работа, за которую никто не хочет браться, и ваша инициатива может вызвать одобрение вышестоящего начальства, которое посчитает вас человеком, готовым принять вызов, засучить рукава и взяться за дело. Но с другой стороны, вас могут принять и за ненормального. Может случиться, что, вызвавшись навести порядок в документах, вы заработаете репутацию клерка, годного лишь на то, чтобы складывать папки аккуратными стопками. А может – репутацию человека, готового помочь коллеге в трудную минуту. Тщательно взвешивайте свое решение в каждом конкретном случае. Нет смысла высовываться, чтобы выглядеть клоуном. Выходите из строя, только когда будете уверены, что это пойдет вам на пользу, принесет дивиденды или поможет тому, кто в этом действительно нуждается.

Кроме того, помните, что иногда можно оказаться добровольцем, даже не поднимая руки и не делая шаг вперед. Такое случается, когда ваши коллеги все как один делают шаг назад, а вы не успеваете отреагировать, и ваше замешательство принимают за согласие. В первый раз придется смириться и сделать то, что от вас потребуют, однако дважды наступать на одни и те же грабли соблюдающий Правила не имеет права. В следующий раз будьте внимательнее, чтобы вовремя уловить общее настроение и отойти в сторону вместе с остальными.

ХОРОШЕНЬКО ПОДУМАЙТЕ, ПРЕЖДЕ ЧЕМ ПОДНЯТЬ РУКУ, ВЫЗЫВАЯСЬ ДОБРОВОЛЬЦЕМ.

Правило 1.4. Найдите собственную нишу

Однажды у меня был коллега, обладавший замечательным личным качеством, – он умел узнавать о наших клиентах нечто такое, о чем другие сотрудники не имели ни малейшего понятия. Он знал, как зовут их детей, где они проводят отпуск, когда у них день рождения – и когда день рождения у их супруги, – какую музыку они слушают и какие рестораны посещают. Если кому-то из нас предстояло иметь дело с определенным клиентом, он шел на поклон к Майку, и тот мог посоветовать, как лучше всего подступиться к этому человеку. Таким образом, у Майка была своя собственная ниша. Никто не заставлял его становиться ходячей энциклопедией клиентских симпатий и антипатий. Это не входило в его должностные обязанности, однако ему пришлось приложить немало усилий и выполнить большую работу, незаметную для посторонних. Такой талант не мог пропасть даром, и прошло совсем немного времени, как о нем услышал региональный директор. Скорость, с которой Майк взлетел по корпоративной лестнице, была буквально беспрецедентной. Вот и все, что он сделал. Я сказал «все», однако за этим действительно стояла большая работа и незаурядные способности.

Конец ознакомительного фрагмента.