85 атомных решений для относительно трудных проблем
1
Что знает рыба о воде, в которой она плавает всю жизнь?
Познание себя – это захватывающая история любви и открытий, которая длится всю жизнь. Поняв свои эмоции, мы с большей объективностью оцениваем жизненные ситуации и принимаем более разумные решения. Так, итальянский романист и научный документалист Сюзанна Тамаро утверждает: «Наше сердце – как Земля, у которой одна часть освещена, а другая – в тени. Спуститься, чтобы ее понять, очень трудно и очень болезненно».
Все мы когда-либо отсылали наши проблемы вовне, возлагая вину на других, вместо того чтобы признать ошибки. Но, как сказал Фридрих Шиллер: «Если хочешь познать себя, наблюдай за поведением других; если хочешь познать других, посмотри в свое собственное сердце».
Чтобы познать других, мы можем прибегнуть к книготерапии или фильмотерапии. При помощи этих историй, в которых видим себя отраженными, мы приобретаем опыт, не испытывая этого в реальности.
Как указывает Бронни Вэр в The top Five Regrets of the Dying: «Хотел бы я иметь смелость, чтобы делать то, что я действительно хотел делать, а не то, чего ожидали от меня другие». Поэтому сто́ит оставить страх и вглядеться в глубину своего сердца, чтобы понять, в какой же воде мы плаваем всю жизнь.
2
Проблема человека не в атомной бомбе, проблема человека – в его сердце
Любовь – это личный опыт, для которого не существует рецептов. Это искусство, требующее дисциплины, терпения и сопереживания. Чтобы любить, надо осознавать это – и работать ежедневно.
В нашем обществе много говорят о том, как преуспеть на службе, в общественной жизни, в учебе, но часто забывают, что такая же умственная и эмоциональная дисциплина необходима, чтобы любить.
Мы любим так, как любим; поэтому взаимосвязь с другими является также и формой самопознания. Как говорил Эрих Фромм, «в акте любви, когда я отдаюсь, когда я проникаю в другого человека, я нахожу самого себя, я открываю себя, я открываю нас обоих, я открываю человека».
Терпение позволяет устанавливать длительные связи, помогает услышать и полностью проникнуться ситуацией. Любовь активна, так как она вовлекает нас в чувства, в саму жизнь.
Эйнштейн говорил, что внутри каждого человека есть бомба, которая способна нейтрализовать килотонны вражды и смятения. Сердце – лучшее, что может помочь добиться мира внутри нас самих.
3
Важно не переставать спрашивать себя
Сократ говорил о важности сомнений в реальном мире. Его философия приводила к «рождению идей» благодаря серии вопросов и ответов, при помощи которых учитель вел ученика его собственным путем, раскрывая ему его собственные противоречия.
Альберт Эйнштейн говорил по этому поводу: «Если бы у меня был один час для решения какой-то проблемы и моя жизнь зависела бы от ее разрешения, я бы потратил первые 55 минут на то, чтобы сформулировать вопрос; потому что если ты задаешь правильный вопрос, проблему можно разрешить менее чем за 5 минут». Действительно – точный вопрос мобилизует энергию для получения решения.
Как говорил гуру позитивного мышления Уэйн Дайер, «ты не сможешь расти и развиваться, если знаешь ответы еще до того, как узнал вопросы».
4
Тайна – самое прекрасное, что мы можем повстречать. Тайна – источник всякого настоящего искусства и настоящей науки
Тайна – это прихожая настоящего знания. Осознание того, чего мы не знаем, стимулирует восприимчивость и направляет по дороге роста личности.
Прежде чем стать известным писателем и ученым, Карл Саган был ребенком, способным постоянно удивляться; он беспрестанно говорил о звездах и динозаврах. Его родители поощряли в нем любопытство. Вот его собственные слова: «Мои родители не были учеными. Они почти ничего не знали о науке. Но, воспитывая во мне одновременно скептицизм и способность задавать вопросы, научили двум способам мышления, которые являются фундаментальными для научного метода».
Вся его жизнь изменилась, когда в возрасте пяти лет он посетил Международную выставку 1939 года и понял, что «в мире есть чудеса, которые я никогда и не представлял себе».
Будучи отважным ребенком, он полюбил тайны природы; посещал библиотеку, чтобы изучать окружающий мир. «Я подошел к библиотекарю и попросил у него книжку о звездах […] Ответ был поразительным. Оказывается, Солнце – тоже звезда, просто она находится очень близко. Все звезды – солнца, но они так далеко, что видны только как точечки света […] Внезапно масштаб Вселенной открылся для меня. Это было что-то вроде религиозного опыта. В этом было что-то волшебное, грандиозное; с тех пор этот опыт всегда со мной и никогда меня не покинет».
Его родители помогали развивать его увлечение с помощью чтения, экскурсий и игр, которые подогревали любознательность ребенка и в дальнейшем привели к публикации нескольких статей и книг. Спустя годы Саган инициировал поиски внеземного разума при помощи проекта SETI[1], а также изучение парникового эффекта в планетарном масштабе.
5
Память – это ум неумных
Мы не можем отбросить прошлое, как старую тряпку. Стереть его – все равно что избавиться от нашей истории. Но можно простить и залечить раны прошлого – чтобы очистить настоящее и следовать в жизни своим путем.
Как мудро сказала мать Тереза Калькуттская, «прощение – это решимость, а не чувство; когда мы прощаем, то больше не чувствуем обиды, не ощущаем злости. Прости – и ощутишь мир в душе; такой же мир будет у того, кто тебя оскорбил».
Группа доктора Джо Тсиена из медицинского колледжа в Джорджии провела исследование, показавшее: с возрастом все труднее изучать что-то новое, но и труднее забывать прошлое. То есть мозг теряет способность фильтровать, уничтожать старую информацию – таким образом, уменьшается пространство для новых записей.
Доктор Тсиен с коллегами пришли к этим открытиям, работая с немолодыми мышами. Он были удивлены, установив, что животные могли удерживать краткосрочные воспоминания, но в то же время были не способны ослаблять долгосрочную память. Это было неожиданно – и связано, по-видимому, с функционированием определенного рецептора в коре. Согласно доктору Тсиену, «мы наблюдаем, что если в мозгу синапсы только укрепляются и никогда не освобождаются от помех, которые создает информация, переставшая быть полезной, то возникают серьезные проблемы». Иными словами, это приводит к неспособности накапливать новую информацию.
Необходимо оставлять пространство для нового опыта и новых идей для того, чтобы продолжать обогащаться духовно.
6
Если мы не идем против здравого смысла, мы ни к чему не придем
Наше мышление старается искать «логические» решения проблем.
Оно опирается на то, что является обычным, и идет по тем путям, по которым мы уже ходили.
Пусть это будет вертикальным мышлением, но в 1967 году Эдвард де Боно опубликовал книжку Использование латерального мышления, в которой излагает форму необычного мышления.
Латеральное мышление позволяет находить новые решения для любого опыта или вызова, исходя из многочисленных точек зрения.
Чтобы развить его, мы можем следовать четырьмя путями:
1. Проверять предположения.
2. Формулировать адекватные вопросы: начиная с общих и заканчивая частными.
3. Смотреть на вещи креативно, с разных ракурсов.
4. Применять логику.
Согласно Боно, есть два «трюка» для развития латерального мышления. Первый – перевернуть проблему так, чтобы рассматривать ее с другой точки зрения; второй – разбить ее на фрагменты и потом, один за другим, работать с каждым.
Есть две классические загадки для тренировки латерального мышления:
Антоний и Клеопатра мертвы. Оба лежат на полу на одной из вилл в Египте. Рядом разбитый сосуд. На телах никаких отметин, они не отравлены. Что же случилось?
Ответ: они оба – рыбы; когда аквариум разбился, они умерли.
Один человек пошел на праздник. Там он пил из одного кувшина с остальными, рано ушел домой, и с ним ничего не случилось. А остальные умерли от отравления. Как такое может быть?
Ответ: Яд находился в кубиках льда, и напиток не был отравленным до тех пор, пока кубики не растаяли.
Именно к подобному типу мышления призывал Эйнштейн в своем афоризме, когда говорил «думать по-другому».
7
Случайностей не бывает; Бог не играет в кости
Сколько раз мы слышали фразу «случайностей не бывает»? Карл Густав Юнг во время изучения психоанализа развил теорию синхронности. В ней говорится о том, что события находятся в существенной связи между собой. Наши индивидуальные «я» являются как бы островками в море. Мы привыкли смотреть на реальность именно таким образом – и не учитываем того, что в море есть еще островки, на глубине соединенные с землей.
Согласно Юнгу, мы являемся частью целого, разделенного на отдельные части, обладающие сознанием. Это разделение не является полным, поэтому когда мы размышляем или мечтаем, то входим в бессознательное – и воспринимаем бессознательное коллективное.
Сигналы, встречи и происшествия, которые мы воспринимаем в мире как случайности или определяем как дежавю, являются не более чем выражением этой связи и единства. Когда личность находится в процессе развития, вокруг нее все пребывает в движении – как в часах. Одно колесико крутит другое, и мы порой не осознаем, что эти связи всего со всем ведут нас и показывают путь.
Если мы осознаем, что случайностей нет – а Эйнштейн утверждал именно это, – то лучше поймем мир, сможем понимать и учитывать все сигналы и движения как существенную информацию для повседневной жизни.
8
Каждый день мы узнаем все больше, а понимаем все меньше
Философ и лектор Джидду Кришнамурти настаивал на том, что для совершения открытия необходимо иметь свободу. Он также утверждал, что тот, кто занимается накоплением – денег или знаний, – никогда не будет свободным, потому что свобода не имеет рамок, а накопление – имеет.
«Мудрость – это одно, а знание – другое. Знание – это накопление опыта; оно продлевает опыт, то есть является памятью. Накопление опыта – постоянный процесс, каждый опыт укрепляет этот процесс, каждый опыт укрепляет память, продлевает ей жизнь […] Вся эта тяжесть прошлого является умом, мышлением. Мышление – это то, что накоплено. Оно должно закончиться, чтобы дать место новому».
Гуру Ошо, которого спросили, какая разница между знанием, мудростью и пониманием, сказал, что разница качественная: знание – это вера в опыт других людей, любое знание – вещь, взятая взаймы. Мудрость же – это собственный накопленный опыт. Понимание нельзя накопить, ведь мы меняемся ежеминутно; понимание не копит опыт – ни свой, ни чужой, а лишь приводит к развитию индивидуума. Мудрость собрала пыль веков, знание живет в прошлом – а понимание всегда свежо.
«Знание может быть уничтожено так же, как и мудрость. Их можно удалить из твоих мозгов, из твоего сознания. А вот понимание невозможно убрать из сознания, оно не является его частью, оно не накапливается. Все, что накапливается, накоплено у тебя в мозгу, понимание же является частью тебя самого; его невозможно уничтожить. Ты не можешь сделать промывание мозгов Будде; он уже сам сделал это – очистился. Он не копит, он живет от момента к моменту. Если в течение жизни возрастает твое знание, это мудрость; если возрастает суть – это понимание; если же ты не живешь, а накапливаешь – это знание».
Итак, Ошо утверждает, что настоящим расцветом личности является понимание. Оно выступает «зеркалом, которое ничего не накапливает, всегда существует только в непосредственном настоящем: отражает все, что перед ним появится».
«Пожилые люди могут быть мудрыми, молодые могут быть эрудитами, но только дети могут понимать. Сказал Иисус: «Если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное». Когда ты станешь как дитя: свежим, не раздавленным прошлым, не нагруженным готовыми ответами, словом – пустым внутри, тогда в тебе что-то отзовется».
9
В кризисные моменты только воображение бывает важнее знания
Воображение – самое сокрушительное оружие противостояния проблемам. Каждая напасть – это возможность измениться, она заставляет нас развиваться; а чтобы развиваться, необходимо созидание – как индивидуальное, так и коллективное.
Поощряя непосредственного ребенка, который есть в каждом из нас, можно получить совершенно иное видение того, что вначале казалось неразрешимым. Креативные взрослые пользуются для решения своих проблем открытыми и гибкими ментальными структурами. А внутренний ребенок просыпается чаще всего в трудные форс-мажорные моменты: встряска заставляет его очнуться от летаргического сна и поработать над чем-то новым.
Блестящим примером того является Масуд Хасани, родившийся в Афганистане и живший в Кабуле до пяти лет. Ему повезло: он смог уехать, путешествовать и расширить горизонты, но воспоминания заставляли его возвращаться в годы детства.
Одной из игрушек для детей в его стране были самоделки, которые катались по полям, движимые ветром. Это воспоминание и креативность Масуда привели его к созданию такой же самоделки – только в двадцать раз больше, чем те игрушки. Он использовал ее в качестве выпускного проекта Академии дизайна в Эйндховене. Эта штука оказалась способна решить проблему противопехотных мин: «Много детей играет рядом с минными полями в Афганистане. Они часто получают ранения. Я чувствовал, что должен что-то сделать».
Его изделие предназначено для того, чтобы мины взрывались: оно катится по полю, теряя отдельные части от взрывов, но конструкция аппарата такая простая и экономичная, что это не составляет проблемы.
10
Зрелость проявляется, когда мы чувствуем, что наше беспокойство за других больше, чем беспокойство о себе
Последняя треть жизни Эйнштейна отмечена его активностью в борьбе за мир. Произошло мощнейшее духовное развитие ученого, связанное с бомбардировками Хиросимы и Нагасаки.
Можно вспомнить многих людей, в которых в определенные моменты жизни просыпалось великодушие, и они бросались делать мир лучше. Так случилось с Висенте Феррером, умершим в 2009 году. После того как стал иезуитом, он основал фонд, который носил его имя и помогал наиболее несчастным жителям Индии. Его благотворительная деятельность охватывала более двух миллионов человек.
По его словам, «сердце разделено на две части. Одной половиной человек любит самого себя, второй – всех остальных. Сердце – твой постоянный проводник. Оно всегда говорит: «Делай добро». Оно всегда работает в полную силу. Если внутри тебя любовь к себе больше, чем любовь к другим, ты потерпишь много неудач». Этот старый иезуит верил, что «дело – это молитва без слов. Доброе дело содержит всю философию, всю идеологию, все религии […] Никакое хорошее дело не теряется в этом мире. Где-то остается оно навсегда». Он говорил: «Ты думаешь, что пришел спасти мир, а выходит, что спасаешь себя».
Знаменитая во всем мире мать Тереза Калькуттская умерла в 87 лет – после целой жизни служения людям и выполнения обетов. Она основала Общество Миссионеров Милосердия, которое помогает тысячам нуждающихся. В 1929 году, во время поездки в Дарджилинг, на нее сошло Божественное вдохновение, после которого она отдала свою жизнь делу помощи убогим и обездоленным.
Она и другие сестры общества приняли обеты не только аскезы, целомудрия и послушания, но и помощи самым бедным, не ожидая никакого вознаграждения. «Иногда мы чувствуем, что то, что мы делаем, – только капля в море, но ведь и море без одной капли будет меньше», – говорила мать Тереза.
11
Старайся стать не успешным человеком, а настоящим человеком
Времена меняются, и некоторые ценности становятся более востребованными. В кризисные времена, такие, как сейчас, взаимовыручка и скромность более важны для выживания и развития, а несколько десятков лет назад воля и амбициозность были ключевыми фигурами для успеха в обществе и в карьере.
Каждый человек обретает определенные качества в процессе воспитания и жизни. Они определяют его поведение, его решения, его волю и приоритеты, смысл его существования и цели, а также стиль жизни и отношение к другим. Таким образом, качества являются приобретенными, но они определяют характер.
В опросе, проведенном компанией Адвира среди 1010 испанцев, наиболее ценимыми качествами являлись:
1. Искренность (42 %).
2. Честность (20 %).
3. Порядочность (6 %)
4. Доброта (5 %).
5. Дружелюбие (5 %).
6. Сочувствие (3 %).
7. Надежность (2 %).
8. Уважение (2 %).
9. Скромность (2 %).
Наш успех в обществе зависит от того, найдут ли окружающие эти качества в нас.
12
Когда мужчина проводит час с красивой девушкой, ему кажется, что прошла минута. Но дайте ему посидеть минуту на горячем утюге, и эта минута покажется длиннее часа. Это и есть относительность
Есть время, отмеряемое часами, и есть психологическое время. Последнее является субъективным – и привязано к каждому индивидууму. Оно является нашим восприятием физического времени – и не является количественным.
Измерять время начали египтяне и вавилоняне, которые наблюдали небосвод, чтобы определить месяцы и сезоны года. Несмотря на то что сегодня есть абсолютно точные приборы для измерения часов, минут и секунд, время не является одинаковым для всех, так как мозг каждого человека отвечает за его регулировку.
Мозг функционирует таким образом, что сохраняет новые эмоциональные события, а простые и обычные – игнорирует. Из-за этого у нас складывается впечатление, что время бежит быстрее или медленнее – в зависимости от того, как мы живем.
Согласно журналу «Сети для науки», рутина делает время быстротекущим, а перемены в привычках и выбор других путей ведут к установлению новых нейронных взаимосвязей – поэтому кажется, что время идет медленнее.
Вот причина того, что в детстве время течет медленно: все новое, впечатления свежие – и мы взахлеб познаем мир. Потом, по мере взросления, время идет все быстрее – будто закончился песок в наших песочных часах.
Физическое время одинаково для всех, но то, как мы его воспринимаем, зависит только от нас. Чтобы продлить свои дни, часы и минуты, не делай все рутинно: меняй повседневность, открой двери новому и удивительному.
Вечность заключена в настоящем.
13
Слабый настрой ведет к слабости характера
Обычно мы ставим способности выше стремлений, думая, что способности личности важнее, чем ее устремления. Нет ничего более ошибочного.
Мы рождаемся с набором способностей, которые затем надо развивать. Они могут быть физическими и интеллектуальными, но принимать решения развиваться и идти вперед – заставляют наши устремления.
В Гарвардском университете исследовали группу людей, которые добились в жизни поставленных целей.
Оказалось, что 85 % из них сделали это потому, что к этому стремились, а 15 % – благодаря своим способностям.
Подведем итог: чтобы достичь своей мечты, необходим соответствующий настрой. Четкий и позитивный настрой в жизни дает энергию и ресурсы для решения задач. Этот конструктивный настрой подвигает нас к действию и помогает реализовать любой проект.
Хороший настрой вкупе со способностями приводит к великолепным результатам.
14
Ты ничего не понимаешь в вопросе, если не способен разъяснить его своей бабушке
Изъясняться ясно и четко – ключ к триумфу в социальном обществе. Провал в этой области приводит к неразберихе, неправильному пониманию и в конце концов – к проблемам.
Вот несколько ключевых моментов для улучшения коммуникаций:
Изучай язык тела. Человек общается не только словами, но и жестами.
Улыбайся. Улыбка должна быть не только на губах, но и в глазах, и в голосе.
Следи за своей речью. Необходимо избегать негативных, враждебных и категоричных слов – таких, как «невозможно» или «трудно».
Спрашивай, а не утверждай. Сделай так, чтобы собеседник принимал участие в том, что ты говоришь. Так ты привлечешь его интерес к теме, важной для тебя.
Приноравливайся к ситуации. Люди и ситуации меняются, поэтому надо быть гибким. Приспосабливай к ситуации свою речь и свой настрой.
Думай о хорошем. Если тебе предстоит разговор или обсуждение твоей идеи, в первую очередь ты сам должен быть убежден в том, что будешь предлагать. Это ощущается еще до того, как ты откроешь рот. Если ты в это веришь, то другие тоже поверят.
Не думай, что мир вертится вокруг тебя. Чтобы заинтересовать других, не веди себя так, будто ты – пуп земли. Разговаривай на интересные темы, далекие от твоей персоны, задавай вопросы другим, интересуйся их проблемами.
Помни, как зовут твоих собеседников. Заставь себя запомнить, кто есть кто и каковы увлечения этих людей. Человек, с которым ты будешь так общаться, будет тебе благодарен и почувствует близость, которая откроет путь к общению.
15
Есть два способа видеть жизнь: первый – верить в то, что чудес не существует, второй – верить в то, что все вокруг – чудо
Чудеса проявляются в нашей жизни ежедневно. Сама жизнь во Вселенной уже является чудом. И когда ты открываешь глаза по утрам, уже можешь оценить счастье существования.
Сара Бан Бриснэх в своей книге Simple Abuntance говорит о важности воспринимать все, что нас окружает изо дня в день, всеми нашими чувствами.
По ее мнению, кроме осязания, вкуса, обоняния, слуха и зрения, мы должны научиться доверять нашей интуиции, повышая природную способность удивляться и благоговеть.
В ее книге каждая глава посвящена одному из месяцев года. Для каждого месяца она предлагает испытать приключение для наших чувств. Вот один из примеров для чувства вкуса: «Представь себе только одну дорогущую конфету из шикарной кондитерской. Сначала спокойно насладись видом этой конфеты, завернутой в такую обертку, как будто это драгоценность. Раскрой ее, как если бы ты не знала, что там внутри. Понюхай ее. Проведи пальцем по ее волнистой поверхности или ее геометрическим краям. Откусывай понемножку, не проглатывай сразу».
Для зрения она предлагает необычное упражнение: «Прогуляйся в темное время суток. Учись воспринимать мир при помощи ночного зрения. На этой неделе выбери холодную светлую ночь и пройдись в каком-нибудь безопасном месте. Пойди с подругой или с собакой, если она у тебя есть. Понаблюдай за приходом ночи. Посмотри, как вечер превращается в ночь, как меняются цвета заката: от серо-стальных к темно-синим, затем к угольно-черным». Если мы будем усиливать и питать наши чувства, мы познаем все каждодневные чудеса, которые нас окружают.
16
Тот, кто верит, что жизнь его и жизнь подобных ему лишена смысла, не только несчастен, но и почти не способен жить
Виктор Франкл, создатель логотерапии, сказал, что «жизнь каждого человека является последовательностью уникальных возможностей для познания смысла».
Смысл жизни одного человека отличается от смысла жизни другого. Единых правил не существует, но мы должны надеяться, что найдем цель нашей жизни. Вот несколько правил, чтобы найти эту цель:
1. Привыкай доводить все до конца, хорошо или плохо у тебя получается. Помни о том, что узнал, и двигайся вперед, к новым вызовам.
2. Цени все ситуации, приятны они тебе или нет; все они ведут тебя по пути, на котором ты отыщешь смысл.
3. Открывай в себе таланты и способности, замечай, что тебе удается, что нравится делать, что тебя делает счастливым… В конце концов, все это говорит тебе, кто ты есть на самом деле.
4. Будь хозяином своей судьбы, сам принимай решения и сам решай, что делать.
5. Используй контрасты, делай что-либо то на свежем воздухе, то в своей комнате; наслаждайся компанией и одиночеством, развлекайся, играя, но давай себе отдых.
6. Не прекращай учиться. Мы, люди, никогда не прекращаем расти, мы всегда в постоянном развитии.
7. Забудь о чужом мнении. Если ты во что-то веришь, иди к этому, что бы кто ни говорил. Помни, что великих первопроходцев и изобретателей поначалу принимали за сумасшедших.
8. Не бойся ошибиться. Любое открытие проходило через множество проб и ошибок. Классический пример – Эдисон, у которого сгорели тысячи лампочек, прежде чем одна из них дала свет.
9. Дыши глубоко и медитируй. Концентрация внутреннего внимания на том, что делаешь, покажет тебе, какой дорогой идти, и даст инструменты, чтобы этого добиться.
10. Делай все как можно лучше. Каждый день дает нам возможность исполнения маленькой мечты. Сумма многих дней, заполненных смыслом, приводит нас к полноте жизни.
17
Есть сила мощнее, чем пар, электричество и атомная энергия: это воля
Многие думают, что сила воли – врожденная способность, но это не так. Сила воли приобретается и тренируется на практике. Речь идет о мостике между «думаю» и «делаю» – главном, что преобразует идею в действие и изменяет реальность.
Чтобы укрепить силу воли, необходимы небольшие изменения в наших ежедневных привычках.
Согласно исследованию Чикагского университета, сопротивление искушениям, которые действуют на наши слабые места, тренирует и повышает силу воли до тех пределов, о которых мы и не подозреваем. Однако не стоит противостоять всему и сразу. Отказаться подойти и открыть холодильник, подавить отрицательные эмоции, не уступить плохой привычке мало спать – все это может привести к короткому замыканию наших внутренних цепей.
Сила воли тренируется на индивидуальных проблемах.
С физиологической точки зрения специалисты по высокой жизнеспособности советуют нам: если предстоят тяжелые испытания и ситуации – как физические, так и эмоциональные, – необходимо поддерживать высокий уровень глюкозы в крови. Надо есть пять раз в день, понемногу – и постоянно поддерживать водно-солевой баланс.
18
Тот, кто считает себя способным судить об истине и знаниях, бывает осмеян богами
Как объясняет Эдвард Пунсет в одной из своих статей, наш мозг автоматически делит всех на «своих» и «чужих» – и тратит бо́льшую часть получаемой энергии, чтобы все вообразить и все предусмотреть. Это создает пределы и границы, отделяющие нас от «других», и закладывает фундамент для предрассудков и страхов, заставляя быть начеку по отношению к тем, кто не входит в «наше племя».
Эти предрассудки и страхи являются частью нашей повседневной культуры. Мы видим их в людях, которые питают настоящую страсть к одной команде и ненавидят другую, в тех, что избегают других людей только по признаку пола или цвета кожи.
В биологии это известно как одна из природных функций для сохранения стаи и обозначения территории. В человеческих существах это является животным чувством, заставляющим выносить оценочные суждения, часто – несправедливые.
Те же гормоны, что мы выделяем при физических усилиях на соревнованиях, выделяются и тогда, когда мы подбадриваем команду. Они отражаются в нас физически и психологически, заставляя реагировать эмоционально.
Однако человеческое существо должно стремиться к тому, чтобы руководствоваться чем-то большим, чем животное с его страхами и инстинктами.
Только способность разумно наблюдать, анализировать и решать может отделить нас от подобных импульсов, не имеющих смысла в человеческой жизни.
19
Сила без любви – это энергия, потраченная напрасно
Все мы когда-то влюблялись и ощущали в себе новую способность к созданию поэм и рассказов, к написанию картин или к пению. Фрейд пришел к заключению, что существование человека основано на «любви-творце», то есть любовь напрямую воздействует на наши творческие и созидательные способности.
В исследованиях Амстердамского университета подчеркивалось, что любовь значительно усиливает творческие способности мозга. Группа доктора Йенса Фёрстера доказала, что это состояние улучшает обработку информации правым полушарием, замедляя аналитическое мышление и убыстряя творческое.
Если любовь помогает творить, то мы не должны сводить это «состояние благодати» лишь к романтическим чувствам. Каждый, кто полюбит дело, которым занимается, ощутит повышение своего творческого потенциала. Эту алхимию мы можем применить в следующих повседневных делах:
Выполнение всех дел, которые мы считаем «повседневными».
Наши взаимоотношения с близкими.
Забота о теле с помощью спорта; об уме – с помощью обучения.
Работа над краткосрочными и долгосрочными проектами.
Если мы сможем влюбляться в вещи, которыми занимаемся – как это было с Эйнштейном во время разработки его знаменитых теорий, – мы улучшим и собственную жизнь, и жизнь других людей.
20
Я не учу своих учеников, я просто создаю им условия для обучения
Роджер Шэнк считается ужасным ребенком (enfant terriblе) в мире современной педагогики, поскольку утверждает, что сегодняшние учебные платформы бесполезны, а обучение должно быть прежде всего практическим и полезным. Этот математик и доктор лингвистики защищает новую образовательную систему, в которой подразумевается, что «обучение происходит тогда, когда кто-то хочет учиться, а не тогда, когда кто-то хочет учить».
Он объясняет, что существует пропасть между естественным обучением и тем, которое дается в учебных центрах. Естественное обучение происходит в процессе проб и ошибок, когда каждый ребенок – это маленький ученый. Мы учимся кататься на велосипеде, падая с него, а не читая про это.
Обучение должно быть добровольным процессом, должно быть естественным, проистекать из любознательности и поиска решений. Поэтому учитель – это наставник, ангел-хранитель знания; это проводник для ученика, желающего найти ответы на свои вопросы.
Согласно Шэнку, обучение должно быть востребовано по следующим критериям:
Никаких экзаменов или обязательных лекций.
Обучение на практике, исходя из реальных способностей ученика.
Короткие курсы, на которых приобретаются навыки. Больше практики, чем теории.
Работа в группах и индивидуально – исходя из тех задач, которые поставлены перед детьми.
21
Если мы обозначим А как успех в жизни, тогда А = X + Y + Z, где Х – работа, Y – удовольствие, а Z – рот на замке
Существуют курсы и целые школы, в которых учат разговаривать правильно и эффективно, но нигде не учат держать рот на замке, когда это необходимо. Говорить только то, что надо, взвешивать каждое слово и уметь молчать – вот часть той формулы успеха, которую Альберт Эйнштейн преподал одному из своих учеников.
Экономия в словах – очень ценная способность как для личного общения, так и на работе. Люди, способные сопереживать, умеют слушать и наблюдать; они говорят только тогда, когда это необходимо собеседнику.
Мы понимаем намного больше, когда слушаем, а не когда говорим. На самом деле, многие проблемы никак не решаются, потому что эго подталкивает нас к тому, чтобы мы всегда были правы – без учета мнения окружающих.
Вот несколько советов для того, чтобы научиться молчать:
Как сказал Сократ, если то, что ты хочешь сказать, ничего не добавит и не будет позитивным, лучше воздержись открывать рот (а в наши дни – воздержись и от отправки сообщения).
Если ты не уверен, хорошо ли то, что ты скажешь, молчи. Японцы рекомендуют следующее: «То, что ты хочешь сказать, скажи завтра».
Прежде чем спорить, вдохни глубоко и подумай.
Когда ищешь решение проблемы, сначала послушай.
Для лучшего качества общения делай бо́льшие промежутки между вопросами и ответами.
Улыбайся и будь спокоен, даже если разговор перешел на повышенные тона.
Не готовь ответ в то время, когда другой говорит. Слушай его!
Жди, пока тебя спросят, – и не монополизируй разговор.
22
Способность фантазировать помогла мне усваивать положительные знания больше, чем талант
Каждое человеческое существо обладает способностью создавать новые понятия и решения. Это свойство называется созидательным воображением, или креативностью.
Это качество в той или иной мере присуще всем, но иногда оно уменьшается под воздействием ежедневных стрессов.
Вот несколько привычек, чтобы его усилить:
Каждый день посвящай какое-то время тому, что тебе нравится.
Добивайся того, о чем мечтаешь, даже если тебе говорят, что это недостижимо. Иди навстречу новому.
Упражняйся каждый день – не только физически, но и ментально.
Избегай рутины. Делай все по-разному, меняй расписание, маршруты и диеты.
Читай что-то новое. Открытия и погружения в неизведанное воодушевят тебя и дадут стимул.
Расслабляйся. Упражняться так же важно, как и отдыхать. Не уменьшай время сна и, если есть возможность, медитируй по двадцать минут в день, чтобы освободить сознание.
Как сказал писатель и педагог Джанни Родари, «созидательная функция воображения есть у того, кто движется: ученого, техника; она необходима и для научных открытий, и для познавания искусства; но также она является необходимым условием для повседневной жизни».
Согласно Родари, фантазия необходима нам, чтобы избавиться от пресноты повседневности: «Креативность является синонимом иного мышления, способного ломать наработанные схемы. Креативным является мышление, которое постоянно работает, все время задает вопросы и отыскивает проблемы там, где другие находят удовлетворяющие ответы. Ему нравятся ситуации, в которых другие чувствуют опасность; оно способно на самостоятельные, независимые суждения (даже в отношении отца, учителя и общества); оно отвергает штампы и оперирует объектами и суждениями, не впадая в конформизм. Все эти качества проявляются в созидательном процессе».
23
Человек является частью того, что мы называем «Вселенная»; частью, ограниченной временем и пространством
Согласно цигун, китайской терапевтической практике, объединяющей упражнение, дыхание и сознание, наше подсознание создает нашу же реальность и способно разрешить практически все наши проблемы. Мы являемся частью всеобщей энергии. Понимание этого – первый шаг управления сознанием и собственной жизнью в целом.
Медитации и упражнения цигун можно делать в любом месте и в любое время; они предназначены для того, чтобы приносить энергию, спокойствие и ясность.
Вот упражнение «Поднимая мячик», которое необходимо делать 20–30 минут в день:
Положи руки на три сантиметра ниже пупка.
Представь, что у тебя в правой и левой руке по мячику; правая рука выше, левая ниже.
Глубоко вдохни и подними правую руку к подбородку.
Скажи: «Я даю Вселенной – и Вселенная дает мне».
Сделай еще вдох и опусти правую руку, теперь она должна быть ниже левой.
Опять скажи: «Я даю Вселенной – и Вселенная дает мне».
Теперь подними левую руку к подбородку. Глубоко вдохни и опять произнеси эти слова.
Верни руки в исходное положение. Вдохни и произнеси.
Во время упражнения, когда ты сосредоточен на дыхании и словах, ты должен чувствовать, что мячик надувается и сдувается сам по себе, а энергия наполняет твое тело.
24
Закон всемирного тяготения не виноват в том, что люди влюбляются
Теория Треугольника Любви, сформулированная Робертом Штенбергом, утверждает, что это чувство имеет три основных компонента: страсть, или желание быть с другим человеком; дружеские отношения, или возможность делиться мыслями с другим человеком; взаимные обязательства, или уверенность в том, что этот человек нас не оставит.
Эти компоненты подразделяют любовь на шесть видов, в зависимости от сочетания:
Дружба: только дружеские отношения.
Конец ознакомительного фрагмента.