ЧАСТЬ ВТОРАЯ. Философия
Глава 8. Основной вопрос философии
«Как же, знаем. Бытиё определяет сознание, бытиё первично, сознание вторично», – скажет выпускник одного из советских вузов. «А разве такое есть?» – изумится выпускник одного из российских вузов в 1990-2000-х годах. «Философия – полезная языческая наука из дохристианских времён. С её помощью можно доказывать бытие бога», – добавит продвинутый православный священник. Философия рождалась в виде эзотерических практик жрецов различных культов (храмов) по улучшению способностей души человека рационально формулировать свои мысли. Христианство разрушило храмы других богов и всячески уничтожало память о них. Однако знания греческих жрецов не были забыты. Из их приверженности к тем или иным божественным культам выделилась рациональная часть, по сути секулярная, гражданская, небожественная, которая была названа «любовью к мудрости». В таком виде эти учения пережили годы засилья христианской идеологии и дали толчок становлению атеистической философии новейшего времени. Современная философия позиционируется как наука о наиболее общих законах развития окружающей действительности. С точки зрения содержания философия охватывает, в том числе, и систему миросозерцания. Однако наиболее общие законы каждой системой миросозерцания – атеистической или религиозной описываются со своими особенностями. Поэтому философию следует рассматривать как часть системы миросозерцания, в том числе основанной на демократии и рынке.
Хотя в настоящее время основной вопрос философии учёные благополучно замалчивают, проблема остаётся. В общем виде можно сказать, что основной вопрос философии заключается в интерпретации понятий материи и сознания, а также показывает первичность одного из этих понятий и соотношение, пути взаимодействия материи и сознания. Современная наука называет два основных подхода к решению этого вопроса: материализм и идеализм. Материализм предполагает, что материя первична, сознание вторично. Идеализм, наоборот, первичным считает сознание, дух, абсолют, из которого вышла материя. Если расширить рамки научного исследования на 2—3 столетия, то окажется, что в настоящее время основной вопрос философии решается с точки зрения атеизма, исключая теистические подходы. Однако спор атеистов и теистов в духе «бога нет» – «бог есть» малопродуктивен и не решает сути проблемы основного вопроса философии. На эту тему есть хорошая буддистская притча. В один из дней учитель со своим учеником как обычно собирали подаяния, к учителю при этом ещё и обращались за советами. К ним подошёл один человек и спросил: «Бог есть?». Учитель ответил: «Да, есть». Потом подошёл ещё один человек и спросил: «Бог есть?». На что учитель ответил: «Бога нет». Затем подошёл третий человек и спросил: «Бог есть?». Учитель: «Ни да, ни нет, ты же сам понимаешь, о чём идёт речь». Вечером ученик спросил: «Учитель, почему ты сегодня на вопрос: есть ли бог – три раза ответил по-разному». На что учитель сказал: «Первым ко мне подошёл закоренелый атеист, поэтому я ему категорично подтвердил существование бога. Вторым спросил религиозный фанатик, для него я категорично отверг существование бога. Наконец, третьим был человек, постоянно занимающийся эзотерическими практиками. Ему я ответил, что он сам знает, о чём идёт речь».
Из данной истории можно сделать вывод, что решение спора о существовании бога между атеистами и теистами следует решать в виде – «что такое бог», как относиться к этому понятию и как это отразится на нашей жизни. Для переосмысления основного вопроса философии необходимо точнее разобраться с определением единства этого мира, единства мироздания. Философы единство мира определяют терминами единство бытия, единство сущего, реже – единство субстанции. С этой точки зрения сознание – действительно часть бытия, можно сказать, бытие определяет сознание, и, действительно, бытие – первично, сознание вторично, поскольку является частью бытия. Однако, когда философы переходят к определению соотношения материи и сознания, тут налицо подтасовка фактов, или обычная софистика, словоблудие, поскольку бытие или сущее никогда не ограничивают лишь материей. На начальном уровне действительно можно сказать, что материя определяет сознание. Допустим, когда мы говорим о горе и мысли о горе. Гора существовала до нашего рождения, поэтому можно сказать, что мысль о горе появилась как отражение реально существующей горы. Однако, если взять материальный объект «второй» природы, произведённый человеком, например, здание, то уже сложно сказать, что первично – здание или мысль о нём, поскольку мысль о здании появилась у одного или нескольких человек до того, как появилось это здание. Затем появился проект здания, то есть изображение мыслей. И лишь потом появилось здание. Тут скорее сознание (мысль) – первично, материя (здание) – вторична.
Из этого же ряда следует и другое, скорее бытовое или обыденное отношение к сознанию, что мысль (сознание) – материальна. Это утверждение нельзя назвать строго научным, оно либо не используется в научных выкладках, либо используется без особых обоснований. Как можно объединить мысль о здании и само здание? Даже первичное материальное изложение мыслей о здании на песке, пергаменте, бумаге или в компьютере невозможно идентифицировать с самим зданием или мыслью о нём. Современные эзотеристы-мистики материальность мысли выводят из следующего утверждения. Если о чём-то постоянно думать, то эти мысли станут реальностью. Такое смешение понятий с точки зрения философии эзотерического атеизма следует называть обыкновенной софистикой, искажением существующей действительности до получения выводов, противоположных реальности. Мысль идеальна, но она часть реального мира. Когда вы о чём-то постоянно думаете, то интенсифицируете мыслительный процесс идеальной-эзотерической реальности. Этот мыслительный процесс заставляет вас производить деяния в материальном мире: вы зарабатываете деньги, ищите пути реализации вашей мечты, мыслей в идеальной реальности. Таким образом ваши идеальные мысли воплощаются в материальном мире, материальной действительности.
Тут мы сталкиваемся с таким парадоксом атеистической научной мысли настоящего времени, как отсутствие описания сознания или мыслительного процесса. Заполнить этот пробел можно, используя хорошо описанные характеристики материи. Материалистическая философия марксизма-ленинизма строится на следующем определении материи: это «философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них»43. Сознание при этом определяется как свойство высокоорганизованной материи. Следует отметить, что современные исследователи основного вопроса философии подобное толкование материи находят на несколько столетий раньше В. И. Ленина, уже в XVII веке. Новое видение христианской философии единого бога в свете реалий великих географических открытий, Реформации и буржуазно-демократических революций позволили подобным же образом характеризовать материю Рене Декарту (1596—1650 гг.)44. Правда, Декарт считал категории материи и сознания равнозначными, однако их обе сотворил бог.
При характеристике материи выделяются всеобщие формы её существования – пространство и время. Пространство характеризует протяжённость объектов и их расположение друг относительно друга. Время характеризует длительность процессов, то есть следование друг за другом состояний объектов. Однако в характеристике сознания атеистическая наука однозначно уступает мистицизму и религиозности. Все положения теории познания и психологии не дают чёткого ответа на вопросы: что такое индивидуальное сознание, каковы его характеристики? В каком виде существует коллективное сознание и как оно взаимодействует с индивидом? Существует ли сознание на глобальном уровне и как к нему относиться? Эти пробелы следует заполнить следующим образом.
В первую очередь для сознания подходят характеристики, даваемые материи: 1. Объективность, то есть глобальное сознание (идеальное) существует независимо от сознания отдельного индивида. 2. Всеобщность, что означает, с одной стороны, то, что сознание присуще многим индивидам. С другой – оно в состоянии воспринимать материю во всех её проявлениях. 3. Вечность и неуничтожимость. Эти свойства также можно вывести из свойств материи. Поскольку сознание индивида в состоянии воспринять материю, существовавшую задолго до появления самого индивида и которая будет существовать после изменения формы индивида, значит – сознание приобщено к вечности. Неуничтожимость сознания, как и неуничтожимость материи, означает, что оно находится в постоянном движении, переходит из одной формы в другую. Кроме того, сознанию присущи и свои специфические характеристики. 1. Информативность, то есть сознание при отражении может воедино свести пространственно-временные характеристики любых объектов в удобную форму. 2. Выдача команд управления, то есть способность запускать процессы, согласованные по объектам во времени и пространстве. 3. Передача команд управления. 4. Фактическое отсутствие пространственно-временных характеристик. Наличие сознания фиксируется косвенно, через процессы и явления с материей, протекающие в явном противоречии с известными законами о ней. Специфические характеристики сознания заставляют говорить об иной природе того, что составляет сознание на глобальном уровне. В атеистической науке сознание на глобальном уровне рассматривали только идеалисты. В их интерпретации глобальное идеальное (сознание) – это абсолют, абсолютная идея, абсолютный дух. Можно сказать, что в монотеистических религиях глобальное сознание – это бог. Хотя в христианстве и мусульманстве понятию «бог» не всегда соответствует понятие глобального сознания или абсолюта, нередко мировые религии термин «бог» используют как аналог понятий «сущее» или «бытие». В дохристианских религиях понятию глобальное идеальное соответствуют термины божественная (духовная) энергия, космос (древние греки), прана (индийцы), ци, ки (китайцы).
Как известно, субстанциональная система мироздания имеет три формы: монизм (материалистический и идеалистический), дуализм, считающий, что в мире присутствуют два начала, и плюрализм, признающий несколько начал. При новом толковании основного вопроса философии следует определить, что материя и сознание – это часть общего единства – бытия, сущего, или субстанции. Бытие, сущее, или субстанция – это реальность, которая обладает свойствами объективности, всеобщности, вечности и неуничтожимости. При этом бытие, сущее, или субстанция имеет 2 формы проявления – материальную и идеальную. Материальная форма обладает свойствами пространства, времени и хаотичности протекания процессов. Идеальная форма имеет свойства информативности, способности к управленческим воздействиям и фактическим отсутствием пространственно-временных характеристик. В любом объекте (и субъекте) бытие, сущее, или субстанция проявляется как материальной, так и идеальной формой. Два казалось непримиримых вида монизма – идеалистический и материалистический – сливаются в один бытийный, субстанциональный или реалистический монизм. Это можно назвать современным решением основного вопроса философии эзотерическим атеизмом. Данный подход предполагает, что вместо философии (любви к мыслям) нужно изучать теософию (любовь к божественным откровениям). Поскольку именно философский подход к душе человека и привёл к выводу о том, что сознание – это свойство высокоорганизованной материи.
Сознание в определении философов – это, скорее, рациональная часть душевно-духовных процессов. В этом смысле действительно сознание – это свойство высокоорганизованной материи, поскольку именно кора головного мозга человека позволяет индивиду осуществлять рациональные мыслительные процессы. Однако, даже когда речь заходит обо всей духовно-душевной системе отдельно взятого человека, то ограничиваться лишь корой головного мозга не получается. Тем более, когда речь заходит о «прилетевших» мыслях, видениях и других эзотерических реалиях, ограничивать сознание лишь корой головного мозга также не приходится, поскольку в этих случаях речь явно идёт о свойстве человеческого сознания как своеобразном «локаторе», воспринимающем внешние сигналы идеального характера. В этих терминах действительно описывается единство идеального и материального, материального и божественного. Правда, при этом подходе исчезает не только коммунистическая уловка по объединению понятий материи и бытия, но и традиционный монотеизм, поскольку бытийному единству более точно соответствуют такие теистические учения, как анимизм или пантеизм, а не христианство или мусульманство. В соответствии с анимизмом и пантеизмом идеальное (божественная энергия) пронизывает всё бытийное, сущее, как и их материальное проявление.
Следующей философской категорией, которая существенно отделяет эзотерический атеизм от материализма и теизма, следует назвать понятие истины. В обыденном представлении истина означает соответствие слова делу, неких выкладок на бумаге получившимся реалиям. Христианская и мусульманская философии оперировали понятием бога, давшего непреложные законы. Эти законы излагались в «Священном писании» – Библии, Коране, деяниях церковной бюрократии. Атеистические философы XVI – XIX веков из идеи непререкаемого авторитета бога и его законов вывели идею абсолютной истины, некоего идеала, которого невозможно достичь, но к которому нужно стремиться. Материализм понятию истины не придавал особого значения. Терминологически абсолютная истина была заменена объективной истиной. На фоне засилья социалистической идеологии попытки замены идеи бога идеей объективной истины коммунистических или национал-социалистических идеалов оказались достаточно фальшивыми. Можно подумать, что раз нет идеала, то нет места и абсолютной истине, как следствие – и истине вообще. Развивать идею истины позволяет критерий её познания – практика. Тогда философы обычно говорят, что истина конкретна или относительна, поскольку мы можем сравнить какое-либо явление, предмет, субъект или процесс с известными нам ранее. Наши знания об окружающей действительности постоянно расширяются. На уровне отдельного человека при пополнении его знаний действует известный принцип, формулировку которого приписывают древнегреческому мудрецу Сократу (469—399 гг. до н.э.): «чем больше я знаю, тем меньше я знаю». Поскольку чем больше человек знает, тем больше границ соприкосновения этих знаний с непознанным. У человека увеличивается объём знаний о том, что ещё необходимо познать.
На уровне человеческого общества понятие абсолютной истины становится не только более туманным, чем у отдельного человека, но и выступает причиной многочисленных конфликтов, поскольку абсолютная истина начинает окрашиваться в религиозные, национальные, государственные, общественные или политические цвета. Когда упорствование отдельных социальных групп на той или иной интерпретации абсолютной истины принимает силовой характер, например, одни исповедуют христианство, другие ислам, то в обществе проявляются антагонистические противоречия. Антагонизмы заканчиваются либо истреблением последователей одной из сторон, либо возведением между сторонами труднопреодолимых барьеров. В настоящее время во многих странах проживают люди, исповедующие христианство и ислам, причём без конфликтов, переходящих в антагонистические деяния, как это было в период силового противостояния в IX – XV веках «классических» интерпретаций христианства и мусульманства. Никто не задаётся вопросом: почему это происходит? С философской точки зрения можно сказать, что изменилось понимание абсолютной истины. Христиане и мусульмане могут жить вполне мирно… если немного поправят свои «классические» представления об абсолютной истине. Следовательно, абсолютная истина изменилась и перестала быть абсолютной. Одновременно многие положения христианства и мусульманства не потеряли своей актуальности и в наши дни. Соответственно мы не можем говорить в этом случае об относительной или конкретной истине, поскольку мирное проживание христиан и мусульман основывается на предыдущем развитии цивилизации. Поэтому имеет смысл говорить о достоверной истине, которая обобщает весь имеющийся предыдущий опыт, неоднократно подтверждённый практикой.
Понятие истины тесно связывается с такими понятиями, как знания, сумма знаний, банк знаний (данных), которые служат базой сравнения с новыми реалиями. При характеристике банка знаний мы снова должны выйти за пределы материалистической философии и традиционных религий, поскольку пополнение знаний отдельным человеком происходит через усвоение знаний предшественников, которые живут ныне или жили в прошлые, в том числе далёкие эпохи. Восприятие этих знаний из физических носителей информации начинается с чувственного опыта, когда задействуются органы зрения, слуха, осязания, обоняния. Однако переработка этих знаний есть свойство сознания, которое не является органом чувств. Наиболее точное описание работы сознания можно найти у древнегреческого учёного Аристотеля (384—322 гг. до н.э.). В своей книге «О душе» восприятие действительности разумом человека он называет «созерцанием».45 Работа сознания с объектами и субъектами идеальной реальности позволяет определить самые маленькие и самые большие объекты. Самым большим невозможно противопоставить материальные объекты, поскольку знание о них всегда является ограниченным. Но мысль позволяет нам понять, что как ни велика созерцаемая человечеством Вселенная, это всего лишь небольшая часть бытия, включая новые материальные объекты, которые будут открыты в будущем. Как бы не были малы элементарные частицы, составляющие атом, или не были тонки гравитационные и иные волны, тонкая, эзотерическая (божественная) энергетика меньше элементарных частиц и тоньше любых волн материальной природы.
В своих спорах о достоинствах и недостатках материализма и идеализма социалистические философы апеллировали к древнегреческим мыслителям. Истоки материализма находили в трудах Демокрита (460—370 гг. до н.э.), следование идеализму – в работах Платона (428—347 гг. до н.э.). Современные исследователи античной философии часто с удивлением говорят, что «линии» Демокрита и Платона различаются не значительно, поскольку их основа поклонение Олимпийским богам. Но вот различия взглядов Демокрита и Платона от учения Христа атеистические философы старательно обходят стороной. Демокрит считал, что элементарные частицы в своей сути материальны, Платон – духовны, идеальны. Для Платона идеальное, божественное – это наше сознание, то, что имеется, кроме физики, или метафизика. Причём, метафизика Платона и рассуждения Демокрита вовсе не касаются вопроса поклонения Олимпийским богам. Для Христа идеальное неотделимо от материального, и то, и другое – разные проявления бога. Лишь у идеального, божественного, есть качества, аналогичные человеческому мышлению, сознанию. Глобальное идеальное у Иисуса Христа принимает рациональную форму – бога без имени, верховного бога иудеев, имя которого нельзя произносить, ему можно лишь поклоняться. Однако такие положения христианства, как, например, создание богом дня и ночи, земли, суши и моря, растений, животных и человека уже по образу и подобию божьему нельзя воспринимать однозначно, поскольку в этих положениях понятие «бог» явно толкуется как всё сущее, а не его идеальная составляющая. Более глобальное проявление бога христиан со временем стёрло различия между олимпийскими и другими аналогичными богами. Одни из этих богов стали аналогичны христианским святым, другие – явлениям материальной природы.
В проявлениях идеальной и материальной стороны глобальных объектов достаточно острые споры возникают вокруг понятия «бог», «чёрной», предсказательной магии и астрологии. Соотношение «бога» и Вселенной всегда вызывало бурные дискуссии. Бог как некий человек, старичок, который с помощью кувалды и лома (или может кирки?) за один день сотворил (сколотил) небо и землю, утратил свою привлекательность после начала полётов в околоземное космическое пространство. Первым советским космонавтам и первым американским астронавтам задавали один и тот же вопрос: «Видели ли вы на околоземной орбите старичка по имени „Бог“, который крутит нашу землю и всю Вселенную». Отрицательный ответ на этот вопрос переместил «бога» в неизвестность. Новые богоискатели запустили другой вопрос: наша Вселенная ограничена, а бог безграничен. Опять же рассматривать «бога» как некоего старичка-великана новые богоискатели не желают. Соответственно, глобальный бесконечный бог превращается в бесконечность этого мира, как материального, так и идеального. Ограниченность нашей Вселенной можно рассматривать как ограниченность видимой, созерцаемой вселенной, в виде исторически определённой истины. Также можно рассматривать ограниченность нашей Вселенной материально ограниченным объектом, за пределами которого будут со временем открыты новые аналогичные вселенные. Для созерцаемой в настоящее время Вселенной учёные открыли явное концентрическое движение, то есть движение в разные стороны от одного центра. Это движение получило название взрыва Вселенной. Для инициации взрыва снова ищут исполнителя в виде старичка-бога. На этот раз «бог» выступает некоторым террористом-взрывотехником, который заложил запал, поджёг его и «скрылся». После чего произошёл взрыв, и части Вселенной вместе с нашей планетой Земля начали разлетаться в разные стороны. В результате через несколько сотен миллиардов лет наша Вселенная остановится. Только очень смелые оптимисты могут рассуждать о том, как избавиться от этой напасти. Реалисты же рассуждают, насколько вера в бога-подрывника способна объяснить явления настоящего времени, достоверно предсказать будущее на несколько последующих лет, десятилетий, может, столетий.
Астрологию не особенно баловали христиане и мусульмане, практически не признавали воинствующие материалисты. Под давлением материалистов допускалась материальная сторона астрологии – астрономия, наука о космических объектах и их движении в созерцаемой части Вселенной. Традиционные христианство и мусульманство в астрологии видели остатки многобожеских религий, которые почитали космические объекты как богов. Для христианской астрологии было характерно представление о том, что планеты «думают». С точки зрения эзотерического атеизма космические объекты оказывают определённое воздействие на сознание и бессознательную эзотерическую систему каждого человека. Это воздействие в наибольшей степени оказывают ближайшие космические «соседи» Земли: Луна, Солнце, планеты солнечной системы и звёздные образования, созвездия. Поскольку их движение вполне изучено при астрономических наблюдениях, то и описания воздействия этих объектов на сознание людей также следует считать достаточно достоверными, что, по сути, подводит научную основу астрологии. Астрологические наблюдения ведутся с очень древних времён, по крайней мере, с позднего палеолита, не менее 30 тысяч лет, следовательно, их нужно корректировать на реалии настоящего времени.
Бытийно-сущностное, субстанциональное толкование основного вопроса философии позволяет по-новому определить понятие «жизнь». Живым организмом следует называть способ существования объекта в виде открытой системы в рамках определённой среды обитания, способного к воспроизводству и такой реакции на оказываемое воздействие, которая способствует наилучшему его существованию. Способность выбора реакции на оказываемое воздействие характеризует живое существо как субъект. В живом субъекте материальная и идеальная части проявляются очевидными факторами. С древних времён считалось, что живое существо имеет душу, то есть идеальная часть ассоциировалась с субъектом в целом, а не с отдельными его органами. Живые существа всегда подразделяли на растения и животных. Растения самостоятельно не передвигаются и не имеют мыслительных центров. Для концентрации усилий идеальной части у животных появляются специальные органы, мозг и нервная система. Животные приобретают способность к передвижению и преобразованию своей среды обитания.
Человека можно определить как животное существо, которое может выбрать наилучший способ реакции на внешнее воздействие и расширять среду своего существования. Религиозные представления о том, что «бог» сделал человека из неживой природы, вдохнул в него жизнь и разум, добавляют лишь пищу для размышлений, что такое «бог» в понятиях древних людей. Прежде всего, понятием «бог» люди определяют глобальную идеальную, эзотерическую реальность, имеющую свойства, аналогичные человеческому сознанию.
Эзотерическими реалиями, которые непосредственно контактируют с человеком, занимается магия. До христианства эти реалии интерпретировались как духи, боги, полубоги. Традиционные христианство и мусульманство место бога освободили для глобальной реальности, соответственно и для полубогов места также не осталось. На место мелких богов и полубогов пришли бестелесные души святых, духи, ангелы, демоны, дэвы, сатана, человеческие души и многое другое. С философской точки зрения проблемы магии следует решать в виде: могут ли существовать идеальные реалии без материального наполнения? Теоретически возможно, практика эту проблему подтверждает очень часто. Конечно, напрямую интерпретировать многие магические деяния достаточно проблематично. Когда какой-нибудь поп, мулла, маг, шаман или жрец говорит, что он в каком-то сакральном предмете (амулете) спрятал бога или духов, которые будут вам помогать, защищать вас, это выглядит достаточно наивно. В то же время вполне можно сказать, что благодаря ритуальным действиям какой-то амулет будет ограждать (защищать) вас от негативных воздействий идеального характера. Магические или мистические взаимодействия с идеальными сущностями часто проявляются на уровне разных людей, отдельного человека и коллектива, общности людей. Мистические взаимодействия могут быть у человека с животными (особенно это важно для охотников). Мистические взаимодействия возникают с объектами живой и неживой природы, наконец, собственно с эзотерическими реалиями, границы которых определить сложно, которые практически не имеют материального содержания, но проявляются в материальном мире.
С позиций эзотерического решения основного вопроса философии нельзя назвать невероятной и возможность контактов с инопланетным разумом. Только какими могут быть мыслящие существа, сказать сложно. Если теисты говорят о живых существах размером с нашу Вселенную, то материалисты чаще всего фантазируют о модификациях человека, зверей, насекомых или иных субъектах, вполне охватываемых человеческими чувствами. Гипотетически вполне можно допустить, что цивилизации, более развитые, чем земная, знают о нас чуть ли не с самого нашего зарождения. Однако, когда мы говорим о том, что наша цивилизация знает об инопланетных, тут мы уже из гипотетической переходим в практическую область. Без особых сомнений мы констатируем, что пока не сумели найти реальных доказательств не только контактов, но даже и фактов присутствия иных цивилизаций на Земле. Ни один инопланетянин не выступал в прямом эфире наших телевизионных или радиостанций. Поиски фактов появления жизни на Земле из внешнего космоса или происхождения человека от инопланетян не принесли положительного результата. Письменные свидетельства о контактах людей с «богами», как правило, оказываются повествованиями о взаимодействиях земных культур с разными уровнями развития. Это не значит, что старания уфологов напрасны. Когда-то и где-то реальные контакты с инопланетным разумом произойдут и будут иметь материальное подтверждение. Только в погоне за инопланетным разумом следует более ответственно подходить к имеющимся фактам, поскольку то, что мы пытаемся объяснить «летающими тарелками» или «гуманоидами», может иметь вполне земное, а не инопланетное происхождение.
Глава 9. Философские характеристики основных религиозных систем
Эзотерическое решение основного вопроса философии позволяет рассматривать теистическую историю человечества более детально, подробнее анализировать религиозные системы и их роль в жизни общества. Как бы ни был очевиден вывод об отношении к старым и новым богам со стороны христианства и социалистов, не следует торопиться отвергать или изменять первую заповедь Моисея46. В американском фильме «Мумия»47 хорошо показано, к чему может привести легкомысленное отношение к старым богам. Если вспомнить эпизод, когда главная героиня Эвелин читает Чёрную Книгу, возродив тем самым из безжизненной мумии злого принца (или жреца) Имхотепа (Имусета), то оправдания Эвелин перед своим другом Риком О’Конелл, что чтение книг ещё никому не приносило вреда, кажутся весьма сомнительными.
В реальной действительности мы хорошо знаем деяния доктора Карла Маркса, который в молодости углубился в изучение греческих богов, работая над докторской диссертацией по философии Демокрита и Эпикура. В результате он материализовал нелицеприятный призрак коммунизма. Или деяния Адольфа Гитлера, который в юности увлекался различными эзотерическими учениями, в особенности древнегерманскими, древнеримскими, ираноарийскими и другими ритуалами по общению с богами. В результате он возродил миросозерцание фашизма. Поэтому рациональное представление о том, что такое религия, какие существовали религиозные системы, в каком направлении должна быть направлена современная мысль о религиях, является достаточно насущной проблемой. Причём материалистическая наука рассматривает религии с внешней стороны видимого проявления. Эзотерическая же философия способна охарактеризовать религии комплексно, выделить рациональную систему религий, определить их влияние на духовную, правовую жизнь общества и условия материального благосостояния последователей конкретной религии.
Современная атеистическая наука выделяет следующие группы религий48. Первобытные религии: фетишизм, тотемизм, анимизм. Этнические и региональные религии: иудаизм, зороастризм, индуизм, даосизм. Мировые религии: буддизм, христианство, ислам. Если развивать трёхступенчатую градацию, то религии можно классифицировать на первичные, среднего и высокого развития. Первичные религии для поклонения выбирали отдельные объекты и явления живой и неживой природы. Этим объектам приписывались качества человеческого сознания. Внутри первичных религий сложно делать дополнительную градацию, поскольку последователи данных религий не составляли письменных источников. Пожалуй, именно по появлению протописьменных источников информации в виде систем сакральных знаков, рун, шнуров, иероглифов или клинописи, с помощью которых можно достоверно идентифицировать деятельность других людей, следует отграничивать первоначальные религиозные системы от религиозных систем среднего развития. Тогда исторически следует говорить, что религии среднего развития появились в начале неолита. Религии начального развития были присущи человеческому обществу палеолита и мезолита, то есть в настоящее время в «чистом виде» они не сохранились.
Соответственно по сравнению с традиционной классификацией религиозные системы греков, кельтов, друидов, славян, египтян, финикийцев и многие другие, от которых остались зачатки письменных источников информации, следует перевести во второй класс – этнических и региональных религий среднего развития. Основным признаком религий высокого развития имеет смысл назвать создание на их основе государств – мировых империй, имеющих длительную устойчивость, в том числе в современном мире. Тогда собственно буддизм следует определить, скорее, во вторую категорию. А вот совокупность учений индуизма и связку китайских религиозных учений (конфуцианство, даосизм и буддизм) имеет смысл отнести к мировым религиям высокого развития. Современное состояние общества, построенное на опыте секуляризации, мирского отношения к действительности, следует назвать четвёртой надрелигиозной атеистической стадией развития цивилизации. К этим, уже миросозерцательным, системам можно отнести атеизм американского республиканства-демократизма и различные виды социализма.
Для построения рациональной системы религий, по аналогии с философией, необходимо определить основной вопрос религий. Основные вопросы религии: Что такое душа человека (сознание). Что такое высший уровень проявления божественного (глобального сознания, абсолюта). Как духовное проявляется в крупных объектах – земле, воде, луне, народе (племени) и т. п. Как взаимодействуют объекты духовного (идеального) и физического (материального) миров. Как организовать деятельность институтов (церквей, храмов), способствующих взаимодействию идеального и материального проявлениям мира. Как проводить процесс взаимодействия (ритуалы) этих проявлений мира. По сути, религии занимаются проблемами идеального – практически отсутствующей части современной атеистической философии.
Традиционное деление первичных религий на фетишизм, тотемизм и анимизм не отвечает реальному состоянию проблемы, поскольку фетишизм означает придание людьми сверхъестественных качеств отдельным предметам живой и неживой природы, которые могут помочь им в защите от стихий и потерь иного характера, либо в приобретениях во время собирательства, охоты, рыбной ловли или другой необходимой деятельности. Тотемизм означает подобную же помощь, но только члену рода или племени, который находится под защитой данного тотема. Наконец, анимизм означает одухотворение всех окружающих предметов живой и неживой природы, придание им качеств, аналогичных человеческому сознанию. Однако все эти три элемента содержатся в любой религиозной системе, которую можно отнести к первичной, или первобытной. Поэтому первичные религии лучше отнести к разряду родоплеменных, являющихся устойчивыми теистическими системами лишь в рамках отдельных племён или даже родов. Естественно, каждому роду или племени соответствует свой тотем, он же объединитель духовно-божественных сил рода (племени). Первые родоплеменные объединения людей носили теократический характер. То есть руководитель группы (вождь или жрец) олицетворял собой верховное божество, либо представителя верховного божества, либо, как минимум, был связующим звеном между людьми и богами (духами). Естественно, в руководители пробивались люди с наибольшими физическими данными и умственными способностями. Их деяниям придавали божественный характер. В качестве тотемов нередко выступали существа смешанного человеко-животного характера. Тотемы способствовали формированию «духа» или «мира идей» родоплеменной группировки, которую в эзотерических традициях следует называть эгрегором. Эгрегор является «банком идей», «душ» умерших, проводником между его членами и каналами других объектов с глобальными эзотерическими реалиями.
Придание качеств, аналогичных человеческому сознанию, отдельным объектам и явлениям живой и неживой природы характерно для всех первичных религий. Это – духи или боги гор, полей, рек, озер и другого ближайшего окружения рода-племени. Духи или боги появлялись у Луны, Солнца, созвездий, неба, огня, земли и других крупных и более абстрактных объектов. Поэтому анимизм также является составной частью любой первичной религии. Только система божественных объектов различалась у каждого рода-племени. Для общения с богами создавались ритуалы. В них могли участвовать как все члены рода-племени, так и лишь духовно-божественная, жреческо-шаманская элита. В ритуалах использовалась специальная одежда, предметы магического характера, дурманящие вещества и речёвки-молитвы. Сами ритуалы представляли некое театральное действо по «общению с духами и богами», они обычно сопровождались жертвоприношениями. Каждый человек принадлежал своему роду и племени не только духовно, но и своей плотью. Отдельные ритуалы сопровождались человеческими жертвоприношениями. При этом в качестве жертвы могли приноситься как иноплеменники, так и лучшие из членов своего рода и племени. Придание божественных качеств отдельным предметам дало толчок к созданию различных амулетов и символических украшений, что является третьей составляющей первичных религий – фетишизма. По технике исполнения, содержанию, форме фетиши также различались у разных родов и племён.
В настоящее время первичные или первобытные религии в большей мере могут изучаться по данным археологических раскопок. Конкретные проявления этих религий различны у разных народностей. Археологи классифицируют их по стоянкам, культурам и т. п. признакам. Второй источник изучения первичных религий – их остатки в родоплеменных отношениях слаборазвитых народностей Африки, юго-восточной Азии, Америки, Австралии, европейского или русского Севера. В их верованиях в той или иной степени присутствуют все три элемента первичных религий – фетишизм, тотемизм и анимизм, хотя они и систематизированы до уровня религий среднего развития. Третий источник – фольклорно-этнографические исследования, и, наконец, четвёртый – письменные свидетельства, оставшиеся от религий среднего и высокого развития.
При переходе от первичных религий к религиям среднего развития можно выделить два важных элемента. Первый – развитие систем сакральных (священных) предметов, которые явились зачатком протописьменностей. Второй – заучивание ритуальных речёвок. Остатки этих традиций до сих пор можно наблюдать в киргизском эпосе «Манас» или у тибетских монахов. В виде повествования изложена «Шримад Бхагаватам Кришны-Двайпаяны Вьясы». Религии среднего развития рождались в союзах союзов племён, то есть в социумах достаточно многочисленного характера, имеющих сложную структуру. Ритуальные речёвки повествовали об исторических событиях. В них вписывались морально-этические правила, законы и иные важные знания, необходимые в повседневной жизни.
Существенной отличительной чертой религий среднего развития является наличие трёх отчётливо выраженных линий. Первая – линия теогонии – рождения богов, вторая – линия героев – руководителей союзов племён и третья – линия царей (вождей). Боги обычно делятся на древних, старых, более злых и современных, настоящих, более добрых, которым нужно поклоняться. Наиболее известная религия среднего развития – древнегреческая. Борьбу старых и новых богов можно увидеть в борьбе Зевса против своего злого отца Кроноса. Помимо Зевса у древних греков были ещё одиннадцать главных олимпийских богов. Эти боги, по сути, являлись верховными богами отдельных греческих племён или союзов племён, хотя по отдельным легендам (которые в настоящее время имеют наибольшее хождение) и являлись кровными родственниками. Линия героев, как правило, более подробная и достоверная. Если ориентироваться на письменные источники, можно понять, что деяния героев фиксировались в известной мере достоверными способами: протописьменностью, рунами и другими системами сакральных знаков – непосредственно после их свершения. Деяния богов тысячи лет передавались устными способами и отдельными сакральными знаками. Деяния царей (вождей) подробно записывались клинописью, иероглифами или буквенными (слоговыми) знаками. Естественно исторически время царей наступило не более 5300 лет назад, когда письменность стала достаточно достоверной. Время героев началось не менее 10000 лет назад, когда сакральные знаки стали складываться в протописьменность и позволять рассказчикам вспоминать ранее заученные тексты. Время богов можно связывать с рождением Homo Sapiens как биологического вида.
Религии среднего развития появлялись в борьбе с первичными религиями. В историях героев отражается прямая победа сил добра, установление систем права для защиты широких масс простых людей от правового беспредела противников героев. Первые цари не только устанавливали более справедливые законы, но и объединяли вокруг себя разрозненные, воюющие между собой племена в сильные централизованные государства. Новые герои и новые цари учреждали новых богов или совершенствовали поклонение прежним богам. В число богов входили люди, животные, объекты неживой природы: Луна, Земля, вода, солнце и т. д. Богами могли быть явления природы: гром, молния, ветер, огонь и т. п. Богами становились человеческие качества: ум, честь, слава и т. д. Как и в первичных религиях, богами выступали существа смешанного характера: человеко-животного и проч. Можно предположить, что борьба богов чаще всего отражает процессы, аналогичные борьбе героев или царей, которые проходили в более отдалённые времена, когда письменность только зарождалась. К тем временам часто относят культы сакральных знаков: условных, как руны, или миникартин, как египетские иероглифы.
У разных народов, имеющих религии среднего развития, исторические временные рамки различаются. Особенно это касается линии царей. По мере развития и распространения письменности у разных народов линия царей наблюдалась с конца третьего тысячелетия до новой эры и продолжает появляться даже в наше время. Если линия героев и линия царей в большей мере опиралась на описание реальных событий (можно сказать они дали развитие социологии и историографии), то линия богов постепенно развивалась во внешние и божественно-философские науки. Вместе с развитием внешних наук: физики, географии, математики, механики, архитектуры, военного дела – на базе религий среднего развития появился и атеизм. Пантеоны богов развивались многократно. Каждый бог отвечал за свою стезю, у каждого из них появлялись помощники – полубоги и другие существа идеального (божественного) характера. В религиях среднего развития появилось понятие божественной энергии, но оно не принимало силы верховного бога. Верховный бог всё же имел человеческий облик, но обладал громадной божественной силой и способностью перевоплощения. Распространение божественной энергетики на всех богов пантеона религий среднего развития позволило говорить о пантеизме как самостоятельном теистическом течении. Религии среднего развития позволяли народам, которые исповедовали эти религии, создавать государства и даже империи.
Конец ознакомительного фрагмента.