Глава 1.Начало
Я родился в конце эпохи, которая вошла в историю под названием «брежневский застой», в обычной советской семье. Мое детство пришлось на время построения коммунизма-социализма, и быт нашей семьи, как и жизнь всей страны, полностью соответствовал традиционному укладу того времени – великий Ленин, одинаковая безликая одежда, магазины с тремя сортами сыра и слово «дефицит», смысл которого не нужно было объяснять даже мне, ребенку.
Все шло своим чередом. Мама работала лаборантом в котельной и получала за это 60 честно заработанных советских рублей. Отец с мамой был в разводе и с нами не жил, но как законопослушный советский гражданин каждый месяц выплачивал алименты. В дырявой одежде мы с моей сестрой не ходили, но и похвастаться было особенно нечем. Бабушка и дедушка жили с нами, работали и помогали маме ставить нас на ноги.
Скажу откровенно, школа, которую я окончил после девятого класса с аттестатом о неполном среднем образовании, не привила мне особой любви к учебе. Учитывая, что никто в моей семье высшего образования не имел, меня это не очень заботило – стремления его получить не было никакого. До третьего класса, как и многие, я учился неплохо, а потом, как говорится, «бабка отшептала»: скатился на двойки и тройки. Если бы не мое примерное поведение, из-за которого учителя «перетаскивали» меня из класса в класс, я бы оставался на второй год постоянно.
Вопреки распространенному мнению о том, что все двоечники – хулиганы, я был типичным тихоней, да еще и награжденным кличкой Пончик. Со мной почти никто не дружил: ни к группе классных хулиганов, ни к «ботаникам» я не относился. Поэтому в школе друзей у меня не было, а близким другом был Максим, который жил со мной в одном дворе, но ходил в другую школу-пятидневку – из-за этого мы виделись только на выходных.
Однако в школе у меня была своя отдушина – уроки труда, которые я очень любил. Мне нравилось что-то делать своими руками, и, что немаловажно, у меня действительно хорошо получалось. На этой почве и произошло мое первое знакомство с коммерцией: наш учитель был человеком дальновидным и организовал кружок – мы мастерили бронзовые и латунные подсвечники, а наш предприимчивый педагог их реализовывал. Впрочем, мы тоже получали за работу деньги, хоть и небольшие – до сих пор у моей мамы хранится один из образцов продукции, сделанный моими собственными руками.
В отличие от советских школ, сегодня учебные заведения очень мало уделяют внимания урокам труда. Продукцию, которую мы изготавливали на уроках, мы обменивали или реализовывали в школе на открытых ярмарках.
Я всегда завидовал Максиму, у которого отец жил в семье. Они всей семьей активно проводили отдых: ходили в походы с палатками, ездили на рыбалку… У меня такой возможности в детстве не было. Далеко не у каждого отец – доктор наук, успешный бизнесмен или просто достойный человек. Главное – живой пример (пусть и не всегда положительный) должен быть у каждого ребенка. Как говорится, родителей не выбирают, главное – иметь фундамент, от которого можно оттолкнуться в своем развитии. В дальнейшем каждый решает самостоятельно – копировать ли ему родителей или взять лишь какие-то черты и создать собственный образ жизни.
Впрочем, это не значит, что у меня не было живого примера. Взять, например, моего дедушку, который жил с нами. Он был личным водителем одного из замдиректоров завода, на котором работали моя мама и бабушка. Не скажу, что наше общение с ним было частым, но навсегда в моей памяти остались моменты, когда он брал меня с собой в гараж и разрешал помыть машину, а за это давал мне десять копеек (в 1983 году на эти деньги можно было купить сдобную булку).
Помню, какое большое счастье я испытал, когда дед взял меня в двухдневную командировку на автомобиле! Это были прекрасные моменты моего детства, но в них не было главного – живого общения. Мой дед любил меня, и я это видел, но его забота обо мне сводилась к тому, чтобы я был накормлен и одет. Он много работал, чтобы наша семья имела все необходимое, но мне, как и любому мальчишке, хотелось живого мужского общения, а вместо этого я слышал монолог об ответственности старших за мою судьбу.
Находите время для своих детей! Общайтесь с ними, учитесь понимать их, помогайте детям поверить в себя. Поймите, что забота о ваших детях состоит не только в том, чтобы ребенок был сыт и одет! Он ждет в первую очередь общения. Уделяйте вашим детям максимум внимания вместо того, чтобы тратить его на другие, менее важные вещи.
Ваши отношения с детьми – главная инвестиционная программа. Карьера, финансовое состояние – зачем все это, если вы потеряете взаимопонимание с вашим ребенком? Вы должны стать его единственным наставником, ведь неизвестно, кем будет тот, другой, занявший ваше место. Чему он научит вашего ребенка? Что вы будете испытывать тогда?
Упреки в неблагодарности в адрес наших детей можно иногда понять, но не оправдать. Урок, который преподнесла мне жизнь в детстве, меня ничему не научил, и я допустил ошибку. В погоне за финансовым благополучием своей семьи я потратил много времени, которое мог бы провести в общении со своим сыном. Я благодарен Богу и моей жене Ире, которые помогли мне переломить ситуацию: сегодня у нас с сыном хорошие отношения. Мы часто проводим время вместе. Посреди недели у нас даже есть день, когда я его встречаю из школы и мы общаемся. Я стараюсь быть для него наставником и помочь найти себя в жизни. У него много талантов, и мы с женой как заботливые родители помогаем ему их развивать. Когда сын приходит к нам за советом и мы вместе ищем решение – эти мгновения бесценны.
Отцы, научитесь нуждаться в своих детях так же, как они нуждаются в вас. Детство быстро пролетит, и вы даже заметить не успеете, что ваш ребенок стал взрослым.
Каждый ребенок открыт для общения, но если в вашей семье это не так, задумайтесь – в этом виноваты только вы. Ваш ребенок научился врать и обманывать потому, что у вас нет с ним доверительного общения. В его мире вас нет, поэтому, закрываясь, он защищает свой мир от вашего участия. Если вы научитесь быть для своего ребенка лучшим другом, поверьте, многие проблемы, такие как пресловутый «переходный возраст», просто не возникнут.
Друг – это соучастник жизни, тот, кто является ее неотделимой частью. Тот, кто помогает развивать, но не убивает индивидуальность. Помогает, а не заставляет: у вашего ребенка должна быть своя территория, в рамках которой он самостоятелен. Научитесь доверять вашему ребенку и будьте готовы прийти ему на помощь, если он этого попросит. Прежде чем ругать и обвинять, разберитесь, что пошло не так, помогите вашему ребенку самому исправить ситуацию. Учитесь каждый день любить и уважать своих детей.
Будьте для своего ребенка наставником, но не кумиром. Мы в жизни кого-то копируем, это нормально, но только до того момента, пока не потеряли свою индивидуальность. Для победы в спорте новичок берет пример с лидера. Он прилагает максимум усилий, копирует движения лидера, чтобы его догнать, но потом проявляет свою волю и индивидуальность, добиваясь первой ступеньки победного пьедестала.
Перейти грань между кумиром и наставником просто. Наставник – ваш друг, он хочет поделиться с вами своим опытом, научить всему, что знает сам. Кумир вряд ли захочет поделиться с вами славой и успехом. Не подменяйте эти два понятия, умейте их отличать.
Если ваш наставник превращается в кумира, сделайте из этого соответствующие выводы и как можно скорее бегите от него. В противном случае вы превратитесь в инструмент в руках кумира, вызывающего в вас восторг и восхищение. Плачевный и актуальный пример – то, как вожди радикальных исламистов используют мирную религию ислам, превращая людей в орудия террора. Многие из тех, кто вступил на путь терроризма, в детстве не имели правильного наставника, а повзрослев, обрели кумира, который превратил их в орудие убийства для достижения своих целей.
В моем детстве был хороший наставник – муж сестры моего деда. Звали его Александр Федорович. Он работал главным инженером в гостинице, которая входила в сеть «Интурист». Наши с ним беседы выходили за рамки привычного общения между дальними родственниками: мы часто вели беседы о смысле жизни, он наставлял меня, рассказывая, какими должны быть первые шаги в жизни, чтобы добиться успеха.
Мне было интересно с ним общаться: человеком он был глубоко интеллектуальным, много читал и делился своими знаниями со мной. Он постоянно прививал мне любовь к труду, и за выполненную мной работу всегда платил вознаграждение. Главный его девиз – любой труд должен быть оценен и премирован.
Дядя Саша научил меня фотографии. Благодаря этому в старших классах у меня появилась возможность подзаработать. Я занимался фотокопированием: «сдирал» фото мировых звезд с обложек западных музыкальных журналов (они в изобилии были у моего знакомого, отец которого часто бывал в командировках за границей), печатал их, а после мы с приятелем продавали их одноклассникам. Идею печатать фото предложил мне мой друг, и благодаря полученным знаниям и оборудованию, которое любезно предоставил мне в аренду дядя Саша, у нас появилась возможность заработать деньги.
Бабушка и мама в какой-то мере тоже были моими наставниками, но, в отличие от методов дяди Саши, их уроки не вызывали у меня особого интереса. Уборка в квартире была самым ненавистным занятием, но я мужественно справлялся: понимал, что маме нужно помогать. Только потом, спустя годы, я осознал, насколько благодарен ей за то, что она привила мне любовь к чистоте.
Бабушка летом брала меня с собой на «заработки в поле», в прямом смысле этого слова. Она работала на заводе, который выпускал настойки на лекарственных травах, таким образом предоставляя дополнительную возможность желающим подзаработать. Мы собирали цветы ромашки и календулы, которые после сдавали и получали дополнительный доход для нашей семьи.
Ну и, наконец, ягоды – ежегодные поездки в соседний совхоз на сбор клубники, смородины и малины тоже приучали меня, мальчишку, к оплачиваемому труду. Принцип вознаграждения был прост: собираешь девять ящиков, а десятый ящик твой, за работу. Продать или оставить его себе было личным делом каждого, и наиболее разумным вариантом всегда было 50 на 50: часть мы продавали, а часть оставляли себе «на варенье».
Бабуля была у меня очень дальновидной и умной женщиной. Я упрашивал ее и маму купить мне собаку, но бабушка поступила более продуманно. Она подарила мне большую собаку-копилку, а чтобы у меня не пропало желание о ком-то заботиться, купила волнистого попугайчика. Она смотрела далеко вперед: копилка была моим активом, а живая собака стала бы пассивом для всей семьи. Она решила две задачи: научить меня быть ответственным за жизнь другого (в моем случае это был попугай) и научить меня копить свои деньги. И стимулируя меня к этому, она на каждую положенную мной в копилку копейку клала туда и свою. Напоминает сегодняшний девиз ПФР (Пенсионный фонд России): «Принесите ваш рубль к нам, и на ваш рубль мы добавим свой». Но «свой» – это какой? Они что, из своего кармана дадут вам, как делала это моя бабушка в моем детстве? Вы принесете ваши рубли им, а они добавят вам из вашего же кармана. ПФР – огромное надувательство государственного масштаба. Мы еще поговорим об этом поподробнее, в других главах. Учите своих детей самих заботиться о себе, а не уповать на «чужого дядю».
Вы спросите, почему я уделяю так много внимания своим детским опытам, которые связаны с попытками заработать или копить на мелочах: производство подсвечников, сбор ягод и цветов, фотографии, копилка? Я отвечу. Первые финансовые опыты очень важны для любого ребенка. Задача каждого родителя – научить свое чадо миру денег, и чем быстрее вы начнете это делать, тем легче вашему малышу будет в будущем обрести свой путь к финансовой свободе. В наших школах этому не научат, поэтому очень важно, чтобы этому ребенок учился в семье.
Вы можете прослушать массу лекций и аудиокниг, просмотреть сотни обучающих видео и посетить тысячи семинаров, но без применения полученных знаний в жизни вы не добьетесь успеха. Вот почему очень важны первые шаги и полученный опыт, и чем быстрее вы и ваши дети их сделаете, тем быстрее мечта о финансовой свободе обретет реальность.
Учитесь у тех наставников, которые в своей жизни пережили то, чему учат вас. Если их рекомендации не подкреплены практическим опытом, задумайтесь: возможно, их голая теория легка, но вам самим на практике нужно будет доказать это. Ищите правильных наставников, которые помогут вам достичь целей не в теории, а на практике!
Прежде чем я продолжу свой рассказ, хочу поведать вам еще одну историю из своего детства. То, что произошло, перевернуло весь мой мир и, как бы смешно это ни звучало, заложило одну из основ моей финансовой свободы. Этим чудесным явлением стала привычная сегодня каждому ребенку игра «Монополия». Когда я был на летних каникулах в пионерском лагере, один приятель привез ее туда, и весь наш отряд играл в нее после отбоя каждый вечер до самого утра.
Вернувшись домой, я решил эту игру нарисовать – эпоха тотального дефицита не располагала к покупке «Монополии» в советском универмаге. Я по памяти воспроизвел на большом листе картонного ватмана все поля, сделал фишки и карточки, и мы с моим другом Максимом каждые выходные снова и снова покупали и продавали дома-отели, зарабатывая или теряя деньги… Пока еще не настоящие.
Раз уж я вернулся к этой истории, хочу порекомендовать вам одну из развивающих игр на ту же тему, заслуживающую особого внимания. Игра «Денежный поток», ее автор – известный бизнесмен и наставник Роберт Кийосаки. Есть два варианта этой игры: для детей и взрослых, и я рекомендую ее вам и вашим детям.
Почему? Доказано, что в форме игры человек усваивает и запоминает информацию на 80 %. Для сведения: читая или слушая, мы воспринимаем информацию только на 30 %. Если вы хотите научить своих детей и себя зарабатывать и рационально распоряжаться своими деньгами, то начните делать это прямо сейчас. Один из самых доступных и эффективных инструментов для достижения этих целей – как раз игра.