Глава I Понятия о правах и свободах
Образовательная программа по правам женщин и стратегия обучения
Обучение основам правовых знаний на сегодняшний день является необходимой задачей как государственных, так и неправительственных организаций. Для того чтобы помочь женщинам овладеть знаниями и навыками, а также выработать позиции, которые требуются от них как полноценных граждан демократического общества, нужны умелое обучение и современные образовательные программы.
В последние годы стало ясно, что эффективное обучение основным демократическим принципам – правам человека и правам женщин – требует разработки определенных методик, которые не только помогают приобрести знания, но и развить социальные навыки и позиции, требуемые от граждан демократического общества.
Образовательные программы требуют такой обстановки на семинаре, которая в максимально возможной степени создаёт среду уважения личного достоинства участников независимо от их статуса и в соответствии с уровнем развития обучающихся предусматривает самостоятельность и ответственность. Обучающихся женщин нужно учить думать за себя, а также чувствовать ответственность за других.
Авторитарная обстановка на занятиях, т. е. обстановка, при которой делается акцент на послушании, а не на познании, тормозит развитие самовыражения и вряд ли будет способствовать эффективному обучению. Подходы, которые направлены на то, чтобы вовлекать обучающихся в активное, совместное и основанное на критическом анализе обучение, и являются наиболее эффективными.
Стиль обучения, более ориентированный на сотрудничество, является необходимым элементом демократического процесса обучения.
Совместная работа в небольших группах, дискуссии, смена ролей, обсуждение противоречивых мнений и разрешение противоречий внушают важную мысль о том, что все члены демократического общества имеют право участвовать в его жизни и быть выслушанными и позволяют женщинам приобретать навыки лидерства.
Образовательная программа снабжена примерами в виде сцен из повседневной жизни, которые делают информацию более привлекательной и доходчивой. Кроме того, по всему тексту имеется ряд аналитических вопросов и заданий, которые помогают обучающимся лучше усвоить изучаемый предмет.
Занятие 1. Знакомство, представление друг другу
Инструкция:
Ведущему тренеру следует уделить 5–6 минут на представление, а для этого необходимо:
1 – кратко представиться;
2 – кратко создать свой образ;
3 – кратко сказать о целях и задачах (т. е. идею семинара донести до аудитории);
4 – кратко подготовить участников к тому, что их ждет в плане проведения семинара;
5 – кратко обговорить основные правила и организационные моменты.
После того как группа выслушала Ваше представление, теперь надо дать возможность участницам представить себя. Для этого группе предлагается по жребию разделиться на пары. Для собеседования отводится 10–15 мин. Каждая участница сообщает свою информацию напарнице: о семье, детях, об интересах, работе и т. д. В ходе знакомства каждая пара представляет друг друга аудитории.
В приложении предлагаются дополнительные варианты знакомства.
Занятие 2. Что такое права и свободы
Информация:
Свобода – это индивидуальное или коллективное состояние, предполагающее способность выбирать какие-либо действия или воздержаться от них.
Свобода не равнозначна вседозволенности, произволу.
Свобода дана человеку как возможность выбора в неразрывном единстве с ответственностью за его осуществление. Нет свободы без ответственности, как нет ответственности без свободы.
Сознательная свободная и ответственная деятельность – родовой признак человека, отличающий его от остального животного мира.
Свободы тем больше, чем лучше люди осознают свои реальные возможности, чем больше средств для достижения целей они имеют и чем в большей степени они осознают ответственность за свои решения.
Общественный прогресс сопровождается расширением рамок свободы и ответственности каждой личности.
Возможность выполнить какие-либо действия или иметь блага обеспечиваются определёнными нормами, или правами.
Термин "право", с одной стороны, имеет общесоциальный смысл (моральное, этическое право, право члена той или иной общественной организации, право нации на самоопределение и т. д.), а с другой стороны – юридический смысл.
Юридическому понятию права дают следующее определение:
Право представляет собой совокупность общеобязательных для всех членов общества правил поведения, норм, установленных или санкционированных государством и охраняемых его силой.
В преамбуле Венской Декларации, принятой 25 июня 1993 г. Всемирной конференцией по правам человека признано, что “все права человека проистекают из достоинства и ценностей, присущих человеческой личности”. Достоинство является источником всех прав, защита прав основана на принципе уважения достоинства человека. Концепция “прирождённого чувства человеческого достоинства” в международных документах является основой идеи международной защиты и обеспечения прав человека наряду с представлением о “неотъемлемых правах” человека. Это представление о том, что люди обладают правами именно в силу того, что они люди, а не граждане определённого государства. Права являются неотъемлемыми, т. к. каждый человек по своей природе наделён ими. Независимо от того, в какой стране живут люди, к какой этнической или социальной группе они относятся, какую религию они исповедуют, они повсеместно и всегда ощущают потребность в одних и тех же правах. Права и свободы исходят из самой природы человека, они органически присущи ему.
“Права человека и основные свободы являются правами, данными каждому человеку с рождения; их защита и поощрение является первейшей обязанностью правительств”.
Униженный, бесправный человек обречен на подневольный труд, он лишен возможности развивать свои дарования и способности, вне свободы он не может вести жизнь, достойную человека. Вот почему так важны законы, которые закрепляют за человеком его естественные права и свободы.
Конституция Республики Узбекистан охраняет как природные, естественные права личности (на жизнь, на жилище, на труд и т. д.), так и права личности в социальном плане – во взаимоотношениях с другими людьми, в семье, обществе.
История развития правовых норм
Права человека находятся в постоянном движении и в каждый исторический момент отражают процесс развития. В эпоху рабовладельчества раб не воспринимался как человек и был обделен какими-либо правами. В результате многовековой борьбы рабы получили свободу. С изменением общественного строя менялось отношение людей к своей жизни. Именно тогда, когда властвовал произвол, беззаконие, когда человека подвергали варварским пыткам, казням, унижению человеческого достоинства, постепенно вызревал и нарастал протест прогрессивно мыслящих людей против системы привилегий для одних и лишения прав свобод для других.
Идея социальной справедливости, свободы и признания человеческого достоинства постепенно и неуклонно вызревала в сознании и умах униженных и бесправных людей. В результате борьбы за права человека, имеющей всемирное значение, бесправные и униженные люди упорно добивались своих целей. Декларация независимости США в 1776 году впервые в истории провозглашены неотъемлемые естественные прав человека “на жизнь, свободу и на счастье”. За ней последовала “Декларация прав человека и гражданина”, принятая в результате Великой Французской революции в августе 1789 г. Учредительным собранием Франции. И итоге кровопролитной войны рабы острова Санто-Доминго добились в 1793 г. принятия Декларации об отмене рабства. Затем этот же Декрет был ратифицирован Конвентом 1794 г. и распространен на другие колонии Франции.
Закрепление прав человека в законе обязывает государство создавать необходимые условия для реализации прав и свобод своих граждан.
10 декабря 1948 г Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций была принята Всеобщая Декларация прав человека.
Весь прогрессивный мир ежегодно отмечает эту дату, как одно из величайших достижений человека в борьбе за свои права и свободы, как “День прав”.
Права человека определены и гарантированы в пяти основных правовых документах Организации Объединенных Наций: во Всеобщей Декларации прав человека (1948 г.) в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.), Международном пакте о гражданских и политических правах (1966 г.) и в двух факультативных протоколах к последнему. Взятые все вместе, они составляют документ, известный под названием Международный биль о правах человека.
За последующее время было принято ещё несколько международных документов по правам человека. Центральное место среди них занимает
Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 18 декабря 1979 года. Начинается этот документ заявлением, что дискриминация женщин «нарушает принцип равенства в правах и принцип уважения достоинства человека».
Изъявляя волю своего народа на пути создания истинно демократического, правового государства, Конституция Узбекистана закрепила основные принципы человеческих прав. В ней утверждается равенство граждан перед законом, их равные права и свободы, взаимная ответственность государства, общества и граждан, недопустимость реализации прав и свобод в ущерб интересам других лиц, государства и общества.
Упражнение 1
Разделите участников семинара на малые группы (по 3–4 чел.). Раздайте тезисы информационного материала для подготовки к беседе и вопросы к занятию. Каждая группа работает над своим вариантом ответов и выбирает своего спикера. В процессе дальнейшей работы рекомендуется менять состав групп. Желательно, чтобы в малые группы попадали участницы с различным уровнем подготовки. Женщины обсуждают ответ и затем представитель группы – спикер – выступает перед аудиторией. Тренер может задать вопрос выступающим, чтобы создать возможность для дискуссии.
Вопросы:
1. Как Вы понимаете определения “права и свободы”?
2. Что означают такие фразы, как: “Ты не имеешь права это делать!"
3. Как и когда зарождалась идея о правах человека?
4. Как Вы понимаете определение “права человека”?
5. Как Вы понимаете взаимосвязь между чувством собственного достоинства и осознанием своих прав?
Упражнение 2
1) Какое определение соответствует понятию “права человека”?
• “это законы, по которым живет человек”;
• “это охраняемая, обеспечиваемая государством естественная возможность что-то делать, осуществлять”;
• “это те нормы, которые человек придумал для себя сам”.
2) Выберите из следующих определений те, которые соответствуют “духу” прав человека:
• свобода есть возможность делать всё, что мне хочется;
• свобода есть право делать всё, что дозволено законом:
• свобода есть независимость от норм, установленных людьми;
• свобода есть независимость от заветов Бога;
• свобода одного человека ограничена пределами свободы других.
Упражнение 3
Как именуется должность человека, избираемого Олий Мажлисом для сбора информации о нарушениях прав человека и содействию тем, чьи права ущемлены?
• директор правового центра;
• председатель союза правозащитников;
• уполномоченный по правам человека.
В обсуждении вопросов участвует вся группа. Тренер подводит итоги занятия.
Занятие 3. Права и обязанности
Информация:
Права человека мыслятся как универсальная ценность в сфере общественной жизни, важнейший инструмент, помогающий выстроить взаимоотношения личности и коллектива (семья, махалля, общество, государство).
Но абсолютного права, как и абсолютной свободы не может быть.
“Где царит закон, там есть и свобода”
Свобода как выбор возможностей дана человеку в неразрывном единстве с ответственностью за его исполнение.
Возможность выполнить какие-либо действия или иметь блага обеспечиваются определёнными нормами, или правами.
Ответственность осуществляется исполнением обязанностей, свобода проявляется в предоставлении определённых прав.
Обязанность – это моральное или юридическое обязательство действовать или воздержаться от действий в соответствии с личной совестью, этическими нормами или предписаниями закона.
Нет прав без обязанностей так же, как нет обязанностей без прав.
Закон, провозглашая определенные права, одновременно устанавливает меру юридической ответственности за нарушение этих прав.
“Для нас гражданское общество – это социальное пространство, где верховенствует закон, который не только не противоречит, но и способствует саморазвитию человека, реализации интересов личности, максимальному функционированию ее прав и свобод. Одновременно с этим не должно допускаться ущемление прав и свобод других людей, т. е. свобода и законопослушание действует одновременно, взаимодополняя и взаимовостребуя друг друга. Иначе говоря, Законы государства не должны ущемлять права человека и гражданина, но и законы должны соблюдаться всеми беспрекословно”
Статья 47. Все граждане несут обязанности, закрепленные за ними в Конституции.
Статья 48. Граждане обязаны соблюдать Конституцию и законы, уважать права, свободы, честь и достоинство других людей.
Статья 49. Граждане обязаны оберегать историческое, духовное и культурное наследие народов Узбекистана.
Памятники культуры охраняются государством.
Статья 50. Граждане обязаны бережно относиться к окружающей природной среде.
Статья 51. Граждане обязаны платить установленные законом налоги и местные сборы.
Статья 52. Защита Республики Узбекистан – долг каждого гражданина Республики Узбекистан. Граждане обязаны нести военную или альтернативную службу в порядке, установленном законом.
Права человека не имеют абсолютного характера. Когда реализация того или иного права одним человеком оказывается в противоречии с тем или иным правом другого, а также в тех случаях, когда реализация того или иного права одним человеком затрагивает важный общественный интерес, возникает необходимость ограничения этого права и нахождения баланса интересов.
В самом факте закрепления законом определенных прав одновременно воплощается и идея юридической обязанности.
Связывая гражданина и государство взаимными правами и взаимной ответственностью, Конституция определяет правовые основы их согласованной деятельности.
1. Каждый человек имеет обязанности перед обществом, в котором только и возможно свободное и полное развитие его личности.
2. При осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе.
3. Осуществление этих прав и свобод ни в коем случае не должно противоречить целям и принципам Организации Объединенных Наций.
Упражнение 1
1. Ознакомьтесь с содержанием главы XI Конституции РУз.
2. Перечислите конституционные обязанности гражданина Узбекистана.
Вопросы:
1. В каком соотношении находятся права человека и его обязанности?
а) обязанности имеют приоритет над правами;
б) права имеют приоритет над обязанностями;
с) нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав.
2. Что позволяет гражданину воспринимать свои права как обязанности?
а) хорошее знание права;
б) высокие нравственные качества;
с) способность к служению – родине, государству, обществу; d)чувство патриотизма; е) все вышеперечисленное.
3. Какое значение имеют обязанности?
Упражнение 2
Обсудите следующую ситуацию в малых группах Молодой человек желает, чтобы жена сидела дома. Он не пускает ее даже к ее родителям, и не допускает мысли, что она могла бы учиться или работать.
Вопросы:
1. Как Вы думаете, лишает ли он ее права на свободу?
2. Как бы Вы поступили, оказавшись в такой ситуации?
3. Нарушает ли муж этой женщины её права?
4. Приведите примеры из вашей жизни.
5. Что такое свобода?
6. Как Вы думаете, может ли свобода быть безграничной?
7. Свобода и вседозволенность – это одно и то же?
8. Как Вы понимаете взаимосвязь “прав и обязанностей?”
Тренер обобщает представления о правах и обязанностях. Приведите высказывания и цитаты о свободе.
Занятие 4. Демократия и право
Информация:
Страна, в которой мы с вами живем, получила свое политическое признание 31 августа 1991 после провозглашения государственной независимости. Именно с этого времени для Республики Узбекистан началась новая эпоха становления, укрепления и утверждения ее в качестве независимого суверенного государство.
“Из всех мировых ценностей мы выделили самое великое – Человека – и на этой основе стремились найти рациональное правовое решение взаимоотношений между гражданином, обществом и государством”
Избрав демократический путь развития, стремясь создать правовое государство с социально ориентированной рыночной экономикой, народ Узбекистана прежде всего обратился к созданию своего основного Закона, чтобы развивать и укреплять независимость достигнутую на конституционной основе.
Чтобы укрепить и развить достигнутую независимость, 8 декабря 1992 года XI сессия Верховного Совета республики приняла первую Конституцию суверенного Узбекистана. При разработке Основного Закона был использован опыт мирового и национального законотворчества. В Основном Законе Узбекистана получили отражение и развитие основные идеи ряда международно-правовых стандартов, в частности, Всеобщей Декларации Прав Человека.
Конституция Узбекистана воплотила в себе важнейшие достижения общественной мысли о человеческом достоинстве, правах и свободах личности.
Только демократия может служить подлинной гарантией прав человека. Именно с помощью демократии можно согласовать индивидуальные права, коллективные права, права народов и права людей.
Основными тезисами демократического правового государства (народовластия) являются:
• государство, его органы и должностные лица служат всему обществу, а не какой либо его части, ответственны перед гражданами;
• человек, его права и свободы – высшая ценность.
Прямая демократия – когда человек непосредственно сам участвует в решении государственных дел путем тайного голосования или в другой форме. Представительная демократия – когда в решении государственных дел человек принимает участие не сам непосредственно, а через избранных им своих представителей, т. е. депутатов.
Упражнение 1
Обсудите: что означает слово «демократия». Дайте ответы на следующие вопросы.
Вопросы:
1. Когда произошло реальное признание Республики Узбекистан мировым сообществом?
2. Что лежит в основе суверенитета Республики?
3. Как Вы думаете, осуществляется ли солидарность, интернационализм и гласность в Узбекистане в результате демократических преобразований?
4. Имели ли люди возможность признавать приоритет родного языка до утверждения независимости?
5. Каким Вам видится будущее Узбекистана как демократического правового государства?
Упражнение 2
Подберите свой вариант ответа на предложенные вопросы:
А. Что означает понятие “прямая демократия”?
a) Это когда группа людей участвует в решении государственных дел путем открытого голосования.
b) Это когда группа людей участвует в решении государственных дел путем тайного голосования.
c) Это когда правитель государства (президент, король и т. п.) сам решает государственные дела.
d) Это когда правитель со своим окружением решает государственные дела.
e) Это когда человек (гражданин своего государства) непосредственно сам участвует в решении государственных дел путем тайного голосования или в другой форме.
В. Что означает понятие “представительная демократия”?
a) Это когда человек принимает участие в решении государственных дел непосредственно.
b) Это когда человек принимает участие в решении государственных дел через своего посланника.
c) Это когда в решении государственных дел человек принимает участие не сам непосредственно, а через избранных им своих представителей, т. е. депутатов.
d) Это когда человек никаким образом не принимает участие в решении государственных дел.
Упражнение 3
Выбираем права
Участникам для обсуждения предлагается перечень прав, изложенных во Всеобщей Декларации Прав Человека. (Перечень прав можно представить в раздаточном материале для малых групп).
Примечание: Полностью текст Всеобщей Декларации Прав Человека дается в Приложении.
Статья 1 – Право на равенство
Статья 2 – Право на свободу от дискриминации
Статья 3 – Право на жизнь, свободу и личную неприкосновенность
Статья 4 – Право на защиту от рабства
Статья 5 – Право на защиту от пыток, жестокого человеческого обращения
Статья 6 – Право на признание правосубъектности
Статья 7 – Право на равенство перед законом
Статья 8 – Право на восстановление в правах компетентными национальными судами
Статья 9 – Право на защиту от произвольного ареста, задержания, изгнания
Статья 10 – Право на гласное рассмотрение дела в независимом и беспристрастном суде
Статья 11 – Право на презумпцию невиновности
Статья 12 – Право на частную жизнь, неприкосновенность жилища, тайну корреспонденции, защиту чести и достоинства
Статья 13 – Право на свободный въезд в страну и выезд из нее
Статья 14 – Право на получение убежища от преследования в других странах
Статья 15 – Право на гражданство и его изменение
Статья 16 – Право на заключение брака и создание семьи
Статья 17 – Право на собственность
Статья 18 – Право на свободу мысли, совести и религии
Статья 19 – Право на свободу убеждений и получение и распространение информации
Статья 20 – Право на свободу мирных собраний и ассоциаций
Статья 21 – Право на участие в правительстве и в справедливых, честных выборах
Статья 22 – Право на социальное обеспечение
Статья 23 – Право на труд и участие в профсоюзах
Статья 24 – Право на отдых и досуг
Статья 25 – Право на достойный жизненный уровень и социальную защиту
Статья 26 – Право на образование
Статья 27 – Право на участие в культурной жизни
Статья 28 – Право на социальный и международный порядок, обеспечивающий соблюдение прав и свобод
Статья 29 – Обязанности перед обществом, в котором возможно свободное и полное развитие личности
Статья 30 – Право на свободу от посягательств со стороны государства или отдельных лиц на права, изложенные в данной декларации.
Инструкция:
Из всего перечня прав, изложенных в Декларации, выберите те, которые относятся к личным (гражданским), политическим, социально-экономическим и культурным правам (каждая группа выбирает права из одной категории по усмотрению тренера)
Вопросы:
• Можно ли четко разграничить все эти права?
• Можно ли объединить все эти права в группы или категории?
(Права, изложенные во Всеобщей Декларации Прав Человека, подразделяются, на четыре категории):
I. Права и свободы.
II. Политические права.
III. Социально-экономические права.
IV.Культурные права.
В конце занятия тренер подводит итоги обсуждений.