От вокзала до Проспекта Революции
Вокзал «Воронеж-1»
Стоя у вокзала, вспомним, что железная дорога пришла в Воронеж в 1868 году, когда вступила в строй железнодорожная ветка от Козлова (ныне Мичуринск) до Воронежа. А до Козлова уже действовало железнодорожное сообщение из Москвы. Три года спустя была принята в эксплуатацию железная дорога Воронеж – Ростов. Так было положено начало Юго-Восточной железной дороги (ЮВЖД). Первое вокзальное здание было небольшим, построенным по стандартному проекту. А когда из Воронежа провели железные дороги до Ростова и Киева, понадобился более вместительный вокзал. Его построили в 1895 году. Он стоял на том же месте, что и сегодня. Как он выглядел, видно на старой открытке. В 1943 году отступавшие из Воронежа немецкие оккупанты взорвали его, и пока строился новый, вокзальные службы разместились в соседнем старинном здании, где в дореволюционные годы располагалось управление ЮВЖД. В 1954 году сдали в эксплуатацию новое здание вокзала, возведённое по проекту, разработанному в мастерской известного московского архитектора К. С. Алабяна (1897–1959). Оно стоит и сейчас. С привокзальной площади вы можете видеть на карнизе здания скульптурную группу, созданную для строящегося вокзала воронежским ваятелем В. Ф. Буримовым (1892–1979). Тогда она была выполнена в бетоне и со временем стала ветшать. В 1996 году руководство ЮВЖД поручило скульптору И. П. Дикунову перевести её в бронзу.
Памятник генералу И. Д. Черняховскому
У этого памятника интересная история. Открытие его состоялось 9 мая 1993 года. А до этого он почти полвека стоял в центре города Вильнюса. В Воронеж генерал-майор И. Д. Черняховский (1907–1945) прибыл летом 1942 года в самое тяжёлое для обороны города время. Он только что выписался из госпиталя в Москве после длительного лечения и сразу был назначен командиром 18-го танкового корпуса, который уже сражался под Воронежем в составе 60-й армии. Ознакомившись с оперативной обстановкой, И. Д. Черняховский высказал командующему армией генералу М. А. Антонюку недовольство тем, что танковый корпус используется неэффективно, потому что его раздробили на танковые бригады, которыми в пожарном порядке затыкают дыры в обороне в разных местах. Командующий с ним не согласился и вскоре предложил И. В. Сталину освободить строптивого генерала от должности командира танкового корпуса. А Верховный Главнокомандующий освободил генерал-лейтенанта М. А. Антонюка от обязанностей командующего 60-й армией и назначил на эту должность генерал-майора И. Д. Черняховского. Между прочим, он стал тогда самым молодым командующим армией в советских вооруженных силах. Войска 60-й армии не позволили немецко-фашистским захватчикам пройти на восток дальше Воронежа.
В начале победного 1945 года И. Д. Черняховский, уже дважды Герой Советского Союза, в звании генерала армии и в должности командующего 3-м Белорусским фронтом готовил свои войска к штурму столицы Восточной Пруссии города Кенигсберга (ныне это российский город Калининград). Утром 18 февраля он отправился в 3-ю армию генерала А. В. Горбатова. Когда подъезжали к недавно освобождённому городу Мельзаку, рядом с машиной разорвался вражеский снаряд. Сидевший на месте с водителем И. Д. Черняховский был смертельно ранен осколком под левую лопатку. Похоронили его в центре Вильнюса в небольшом скверике, выходящем на главную городскую улицу. У могилы в 1950 году установили памятник работы скульптора Н. В. Томского. Генерал изображён стоящим во весь рост на башне танка в минуту руководства боем.
Прошли годы, и литовские власти после обретения государственной независимости памятник демонтировали. О вандализме литовских властей стало известно в Воронеже. В Вильнюс из Воронежа в конце 1991 года отправилась полномочная делегация с надеждой добиться передачи памятника Воронежу. Переговоры были непростыми. Но, тем не менее, вскоре бронзовая статуя полководца оказалась в Воронеже. Однако денег для сооружения памятника в городской казне не было. Тогда в банке открыли специальный счёт, куда стали поступать пожертвования от предприятий, организаций и частных лиц. Проработку архитектурно-организационных проблем, связанных с возведением памятника, взял на себя воронежский архитектор С. А. Гилёв. Вот так и появился в Воронеже этот необычный памятник. Открытие его совпало с празднованием Дня Победы 9 мая.
Монументально-декоративное сооружение на ул. Мира
После осмотра вокзала и памятника следует перейти на улицу Мира, которая как раз и начинается от привокзальной площади. Это – новая улица в старой части города. Она появилась в результате послевоенного восстановления Воронежа как парадный вход в город для людей, прибывающих на поезде. На кольцевой развязке при пересечении улиц Феоктистова, Ф. Энгельса и Мира возвышается замысловатое сооружение из металла. В народе её прозвали памятником ДНК. На самом деле никакого мемориального значения она не имеет, но у неё любопытная история появления. Мне довелось неоднократно её видеть в подмосковном Зеленограде, где она успела постоять на оживлённом перекрёстке.
Зеленоград, город-спутник Москвы, построен в начале 1960-х годов в сорока километрах от столицы на голом месте как центр электронной промышленности СССР. Однажды зеленоградские власти решили украсить кольцевую транспортную развязку в центре города около одного из НИИ монументальным сооружением из металла. Столичные мастера выполнили заказ. Министр электронной промышленности А. И. Шокин (1909–1988) увидел его уже стоящим в городе и был возмущён тем, что в центре отечественной микроэлектроники стоит прославляющее науку внушительное сооружение, на котором нет абсолютно никакой электронной символики. Он распорядился убрать всё это из Зеленограда. Рядом с министром оказался тогда генеральный директор объединения «Электроника» из Воронежа В. И. Никишин (1939–1994). Он договорился с министром и директором того НИИ о передаче этой конструкции «Электронике», а «Электроника» подарила её городу. Для Воронежа с его развитой промышленностью, в т. ч. и химической, шарообразная символика вполне подходит. И круговая дорожная развязка приобрела другой вид. Вот так и появилось в Воронеже это замысловатое сооружение.
Первомайский сквер
Рядом с кольцевой дорожной развязкой находится вход в Первомайский сквер, хотя сейчас так его называют просто по многолетней привычке. Это был первый в городе общественный сад. Во второй половине 1840-х годов он был открыт для публики. В те времена в нём всегда было многолюдно, играл духовой оркестр, в летнем театре ставили спектакли с заезжими актёрами, зимой заливали каток. В послевоенные годы сад тоже был любимым местом отдыха – и каток продолжали заливать, и кино крутили, летом работал цирк-шапито, и часто приезжал Луна-парк из Чехословакии. В сквере придётся задержаться подольше. Там вас ожидают пять интересных объектов, с которыми следует познакомиться: кафедральный Благовещенский собор, памятные знаки ликвидаторам аварии на Чернобыльской АЭС и испытателям ядерного оружия в СССР, памятник святителю Митрофану и памятный знак на месте формирования Воронежского коммунистического добровольческого полка в 1941 году.
Памятный знак участникам испытаний ядерного оружия установлен у ограды, идущей вдоль улицы Ф. Энгельса. Первые испытания отечественных атомных бомб проводились на Семипалатинском полигоне практически в безлюдной местности. Но позднее остро встал вопрос о защите живой силы, боевой техники и населения в условиях применения атомного оружия. Необходимо было провести специальные испытания для проверки устойчивости зданий, сооружений, наземной и воздушной военной техники и систем защиты в условиях атомного взрыва. Первые такие учения провели в сентябре 1954 года в Оренбургской области около посёлка Тоцкое. Потом были другие учения и испытания. Среди военнослужащих было немало воронежцев. Во время учений жертв среди личного состава и населения не было. Но значительно позже все эти события роковым образом отразились на здоровье участников учений. Всем участникам испытаний атомного и термоядерного оружия, как ушедшим из жизни, так и ныне здравствующим, и посвящен памятный знак, открытый в августе 2004 года. Он представляет собой глыбу красного гранита из Павловского месторождения. Обратите внимание на глубокий смысл надписи, нанесённой на чёрной гранитной доске:
ПРЕДОТВРАТИВШИМ ТРЕТЬЮ МИРОВУЮ
РАКЕТНО-ЯДЕРНУЮ ВОЙНУ.
Памятный знак ликвидаторам аварии на Чернобыльской атомной электростанции установлен недалеко от ограды сквера вдоль улицы Феоктистова. Напомним, что авария произошла 26 апреля 1986 года. Среди тех, кто прибыл со всех концов Советского Союза на ликвидацию последствий аварии, было около трёх тысяч воронежцев. Это и специалисты Нововоронежской АЭС, и военнослужащие, в том числе пожарные, и строители, и сотрудники правоохранительных органов.
Открытие знака состоялось 26 апреля 2000 года. К тому времени ушли из жизни около 400 бывших ликвидаторов-воронежцев. У памятника ежегодно в годовщину аварии собираются участники ликвидации её последствий.
Благовещенский собор – главная достопримечательность бывшего Первомайского сада. Решение о его строительстве было принято епархией в 1998 году. Областная и городская администрации не только поддержали в этом епархию, но и оказали материальную помощь и выделили для строительства земельный участок в Первомайском саду, видимо, чувствуя вину за своих далёких предшественников, закрывших в тридцатых годах прошлого столетия Благовещенский собор Митрофановского монастыря и построивших на его месте потом главный корпус ВГУ в начале Плехановской улицы.
Проект храма в русско-византийском стиле исполнил архитектор В. П. Шевелёв. 15 ноября 1998 года закладной камень о строительстве собора освятил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, приезжавший с первосвятительским визитом. Однако строительные работы из-за недостатка средств проходили медленно. Тогда в Воронеже в 2003 году был образован общественный благотворительный «Фонд святителя Митрофана». В него вносили и продолжают вносить пожертвования предприятия, организации, предприниматели и отдельные граждане. Первая литургия в соборе прошла 7 апреля 2004 года в престольный праздник собора – Благовещение Пресвятой Богородицы. С тех пор в храме богослужения стали проходить регулярно, а храм объявлен кафедральным.
5 декабря 2009 года состоялись торжества по случаю перенесения мощей святителя Митрофана из Покровского собора в Благовещенский. Напомним, что мощи были обретены 6 августа 1831 года. Нетленные останки его были обнаружены при ремонте Благовещенского собора Митрофановского монастыря. В современном Благовещенском соборе их установили у окна справа от иконостаса. Они помещены в раку, изготовленную из малахита уральскими мастерами. А на следующий день состоялось официальное открытие Благовещенского храма.
Памятник святителю Митрофану установлен перед Благовещенским собором. Открытие его совместили с празднованием Дня славянской письменности. Праздник в России отмечают 24 мая, но центром праздника каждый раз выбирают разные российские города. В 2003 году таким городом стал Воронеж. Накануне праздника как раз и открыли памятник святителю. Конкурса на лучший проект не проводили, а епархия предложила исполнить проект семейному тандему воронежских скульпторов И. П. Дикунову и Э. Н. Пак. А они привлекли к работе своих сыновей Максима и Алексея, начинающих скульпторов. Памятник многофигурный. Мы не будем подробно его описывать. Вы сами все увидите своими глазами, сами поймёте, что означают разные предметы в руках крылатых ангелов, установленных по углам вокруг постамента, сами расшифруете аллегорический смысл барельефных изображений на постаменте.
Памятный знак в честь добровольческого полка можно увидеть в нескольких десятках метров справа от памятника святителю Митрофану. 19–21 августа 1941 года в Первомайском саду проходило формирование добровольческого коммунистического полка из рабочих и служащих предприятий, а также студентов учебных заведений. Командиром полка был назначен полковник М. Е. Вайцеховский, участник Гражданской войны, кавалер двух орденов Красного Знамени. Комиссаром полка стал ректор воронежского университета Н. П. Латышев, начальником штаба – капитан А. Т. Худяков, участник Гражданской войны.
Воронежский полк в полном составе влился в состав 100-й стрелковой дивизии (командир дивизии генерал И. Н. Руссиянов), которая в это время находилась в Воронеже на кратковременном отдыхе после упорных боёв на дальних подступах к Москве. В сентябре все подразделения дивизии, в том числе и Воронежский полк, погрузились в эшелоны на станции Сомове и отправились на фронт. В пути их застало известие, что приказом наркома обороны Сталина 100-й дивизии было присвоено наименование «1-я гвардейская стрелковая дивизия». Таким образом, воронежский полк начал свой боевой путь в составе дивизии, первой в истории советских Вооружённых Сил завоевавшей почётное гвардейское звание. Как и другие подразделения дивизии, воронежский полк тоже стал гвардейским.
Конец ознакомительного фрагмента.