Вы здесь

По теневой, по непарадной. Улицы Петербурга, не включенные в туристические маршруты. По Лесному вдоль железки… (А. Д. Ерофеев, 2013)

По Лесному вдоль железки…

Лесной проспект – одна из главных магистралей Выборгской стороны, проходит от улицы Академика Лебедева до Институтского переулка. На значительном протяжении проспект проходит вдоль железнодорожной линии, поэтому прогулку по нему правильней начать у Финляндского вокзала, построенного в 1870 г. по проекту архитектора Петра Купинского. В том же году в Симбирске, городе, имя которого носила улица, проходящая с южной стороны Финляндского вокзала (ныне – ул. Комсомола), в семье губернского учителя Ильи Николаевича Ульянова родился мальчик Володя. Прибытие Владимира Ульянова на Финляндский вокзал 3 апреля 1917 г., когда его знали уже не только как Ульянова, но и Ленина, поскольку этим псевдонимом он подписывал многие свои политико-экономические работы, начиная с 1901 г., стало прологом к событиям, сыгравшим ключевую роль в российской и мировой истории.

Итак, привокзальная площадь Ленина, она имеет необычную конфигурацию, поскольку после всех реконструкций фактически представляет собой две площади.

Начнем с главной…

Территория перед современным Финляндским вокзалом длительное время не представляла собой чего-то цельного в архитектурном плане. На этой рабочей окраине со всеми присущими таким окраинам «прелестями» только здание Михайловского артиллерийского училища на Арсенальной набережной, к облику которого вначале 1850-х гг. приложил руку талантливый зодчий Иван Черник, выделялось среди хаотичной застройки и разного вида заборов. В 1870 г. построено здание Финляндского вокзала и открылось движение на первом участке Петербургско-Гельсингфорсской железной дороги (фрагмент стены старого вокзала включен в новый корпус, расположенный между Финским переулком и Боткинской улицей).






Финляндский вокзал. Старые фото




Финляндский вокзал. Современное фото


Через 47 лет после открытия на Финляндском вокзале произошло событие, предопределившее его выдающуюся роль в отечественной и мировой истории. Вечером 3 апреля 1917 г. в Петроград из Германии через Швецию и Финляндию прибывал лидер Российской социал-демократической рабочей партии (большевиков) Ульянов-Ленин.

Надо сказать, что значимость возвращения вождя партии, еще не имевшей к тому времени большого политического веса, стала очевидной уже тогда. Неслучайно среди встречающей массы рабочих Выборгской стороны был и председатель Исполкома Петроградского Совета рабочих и солдатских депутатов меньшевик Николай Чхеидзе, он тогда произнес пламенную речь с выражением надежды о «единении сил демократии».

По воспоминаниям генерал-лейтенанта Николая Рябова, в 1917-м работавшего токарем на Металлическом заводе, после краткой речи большевистского вождя, несколько рабочих и матросов подняли его на руки и отнесли на бронированный автомобиль, присланный для встречи Ленина.

Помните строки Маяковского?

И в город,

уже

заплывающий салом,

Вдруг оттуда,

из-за Невы,

С Финляндского вокзала

по Выборгской

загрохотал броневик.

Владимир Владимирович допустил маленькую неточность. Броневик «загрохотал» не из-за Невы, а из-за Большой Невки. Его прислал председатель Военной организации большевиков Николай Подвойский с Малой Дворянской улицы (ныне – ул. Мичуринская), где в доме № 19 располагались мастерские 3-го бронедивизиона. Это была машина фирмы «Остин». Их производили в Англии, доставляли в Россию на пароходах, а потом на Ижорских заводах одевали в броню. Мастерские бронедивизиона находились рядом с особняком Кшесинской, в которой после бегства хозяйки за границу большевики разместили свой штаб. Среди рабочих мастерских сочувствовали революции, поэтому они без колебаний дали транспорт для встречи Ленина.




Памятник В.И. Ленину


С башни этого броневика, получившего вскоре название «Враг капитала», и выступил Владимир Ильич.

Такова предыстория появления памятника ему на площади перед Финляндским вокзалом, стоящим на башне броневика.

Сама эта площадь начала формироваться с апреля 1924 г. под наблюдением академика архитектуры Ивана Фомина.

А через четыре месяца в залах Академии художеств открылась выставка, где были представлены более шестидесяти проектов памятника Ленину. Экспертная комиссия отметила, что многие из них обладают высокими художественными качествами, но полностью не одобрила ни один из них. Но поскольку тянуть с сооружением монумента было нежелательно, работу над моделью поручили творческому коллективу, в который вошли архитекторы Владимир Щуко и Владимир Гельфрейх и художник-скульптор Сергей Евсеев.

Видимо, потому, что их проект получил наибольшее количество положительных отзывов.

Гипсовые модели фрагментов памятника были готовы к маю 1925 г., а отливку их в бронзе поручили заводу «Красный выборжец». Этим отдавалась не только дань уважения революционным заслугам рабочих Выборгской стороны, – на предприятии к тому времени создали первую в стране мастерскую художественного бронзового литья.

Как было принято говорить в советское время, трудящиеся «Красного выборжца» полностью оправдали доверие.

7 ноября, в девятую годовщину Октябрьской революции, которую тогда находящиеся у власти большевики еще именовали переворотом, состоялось торжественное открытие памятника. Первого по-настоящему величественного монумента создателю первого в мире государства рабочих и крестьян.

Постамент сложен из черных гранитных блоков, он прекрасно сочетается с бронзовыми частями, воспроизводящими башню броневика. На его лицевой стороне надпись: «…И да здравствует социалистическая революция во всем мире».

Высота статуи 4 метра 26 сантиметров, а постамента 5 метров 12 сантиметров.

Фигура Ленина пронизана динамикой. Он запечатлен в момент произнесения речи перед огромным количеством рабочих. Характерны жест правой руки и поворот головы, а полы распахнутого пальто подчеркивают целеустремленность вождя.

Создать столь великолепный образ Евсееву помогло то, что он был свидетелем выступления Ленина с балкона дворца Кшесинской, куда он прибыл с Финляндского вокзала на броневике. Мастер, работавший в ту пору художником в Мариинском театре, вылепил небольшую статуэтку Ленина, произносившего речь. При работе над памятником он поставил Владимира Ильича на башню броневика, тем самым, восстановив предельную точность в изображении вождя, обращающегося к народу с призывом бороться за свои права и за светлое будущее.

Установка монумента потребовала создания вокруг него соответствующей объемно-пространственной композиции. Поэтому, пока шла работа над памятником, Иван Фомин перепланировал площадь между Невой и зданием вокзала, создав улицу-аллею. Благодаря этому и возникла полноценная площадь, открывшая вид на памятник с Невы.

Что любопытно. Если двигаться по Неве со стороны Финского залива – первым памятником, обращенным к Неве, будет Петр I, вторым – Ленин. Оба – с простертой вперед рукой; оба, можно сказать, на средствах передвижения, соответствующих эпохам.

Первоначально памятник Ленину стоял ближе к вокзалу, примерно на том месте, где действительно происходило выступление. Впоследствии, при реконструкции территории, начатой еще летом 1944-го, после полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады, памятник передвинули на 180 метров ближе к Неве, в центр новой площади, открывающейся с реки. Этот проект разрабатывался Натальей Агеевой и Георгием Ивановым под руководством главного архитектора Ленинграда Николая Баранова, тот впоследствии станет автором нового здания Финляндского вокзала.

Вокзал получился не таким, каким видел его зодчий. «В 1953 году, когда меня в Ленинграде не было, был спешно выполнен ошибочный в градостроительном, архитектурном и художественном отношении другой проект. Здание главного корпуса, замыкающее площадь, было по новому проекту на восемь метров ниже и вовсе лишено башни, призванной центрировать площадь и подчеркнуть фронт Пироговской набережной со стороны Биржевой стрелки», – писал он в 1953 г. Несмотря на то, что проект через год был пересмотрен, первоначальный, наиболее интересный, вариант воплотить не удалось.

Тем не менее, площадь с памятником Владимиру Ильичу в центре стала одной из главных видовых точек, без которых невозможно представить панораму невских берегов. Причем даже с исчезновением Советского Союза и охаиванием советского прошлого памятник Ленину оставался и остается одним из символов города.

Гармонируют со зданием Михайловского артиллерийского училища фасады домов, оформивших площадь с восточной стороны. Это здание Калининского райсовета, возведенное в 1948–1952 гг., и построенный в предвоенные годы Дом полярников.

В завершении пространственно-архитектурной композиции площади последним штрихом стал спуск к Неве, созданный талантливым советским зодчим Александром Васильевым.

1 апреля 2009 г. оставшиеся неизвестными преступники взорвали монумент. Серьезно пострадавшую статую вождя отреставрировали к 140-й годовщине со дня его рождения, и в апреле 2010 г. она снова украшала площадь, названную его именем.




Финский переулок, д. 9


Вторая часть площади оформилась, как единое архитектурное пространство, тоже в 1950-е гг. Хотя дом, выходящий полукругом в Финский переулок, Павел Сюзор построил в 1878 г. До нашего времени он дошел в надстроенном виде и частично, с южной стороны, разрушенным. И это жаль, поскольку здание, представляющее собой характерный образец эклектического стиля, весьма красиво. Зато совсем не жаль, что в 2013 г. в Финском переулке снесли Чмонинские бараки. Так местные жители прозвали торговые постройки, возведенные в начале XXI столетия архитектором Глебом Чмониным посередине переулка, превращенного в пешеходную зону.

Финским переулок стал именно потому, что выводил к Финляндскому вокзалу, ведь изначально главный вход в вокзал был обращен к переулку.

Нынешнее главное здание вокзала, возведенное впервые на месте вокзальных корпусов, выходивших на улицу Комсомола, предстало перед ленинградцами без строительных лесов 4 июня 1960 г.

Еще ранее построили наклонный ход станции метрополитена «Площадь Ленина». Эту станцию метро открыли 1 июня 1958 г. в составе второй очереди Ленинградского метрополитена.

Главный вход на вокзал с тех пор со стороны Невы, а в 2001 г., в связи с введением автоматизированной системы оплаты проезда, выходы к Финскому переулку и Боткинской улице вообще закрыли.

Финляндский вокзал оставался единственным, действовавшим в годы Великой Отечественной войны. Сюда 7 февраля 1943 г. после прорыва блокады прибыл первый поезд с продовольствием.




Паровоз «Н-293»


В 1957 г. на вокзале установили паровоз «Н-293», на котором в апреле 1917 г. в Россию прибыл В.И. Ульянов-Ленин. К 40-летию Октябрьской революции такой подарок Советскому Союзу сделала Финляндия.

Но вернемся ко второй части площади Ленина. Северную часть площади украшает комплекс зданий, построенных в эпоху модерна (в 1907–1908 гг.) архитектором Федором Миритцем и гражданским инженером Иваном Герасимовым, представлявшими «Архитектурно-строительную контору Ф.Ф. Миритца и И.И. Герасимова», для служащих Финляндской железной дороги. В 1966 г. на брандмауэре одного из зданий по проекту художника В.П. Антонова создано керамическое панно «Человек и космос». В том году отмечалось пятилетие первого полета человека в космос.




Боткинская улица, д. 1


Между Финским переулком и Боткинской улицей в 1955 г. построили жилой пятиэтажный дом, который спроектировали Армен Барутчев, Яков Рубанчик и Николай Иоффе. Он фактически завершил ансамбль этой части площади Ленина. Только в начале 1970-х гг. поменялся облик исторического Финляндского вокзала, а как раз напротив этого дома сохранили фрагмент вокзала, построенного Петром Купинским.






Керамическое панно


Отрезок Боткинской улицы, примыкающий к площади Ленина, возник вскоре после Великой Отечественной войны, до этого она начиналась от улицы Академика Лебедева. С 1898 г. она именовалась Самарской, а в 1898 г., к 100-летию Медико-хирургической академии (ныне – Военно-медицинская академия), ее переименовали в честь знаменитого врача.

Сергей Петрович Боткин (1832–1889) проработал в академии более тридцати лет, с 1861 г. был ее профессором. Дважды как врач побывал на войне – в 1855 г. в Севастополе и в 1877 г. на Балканах. Первым в России создал экспериментальную лабораторию, где изучал действие лекарств. Был одним из основателей теории о значении нервной системы в физиологических процессах, позже развитой его учеником Иваном Петровичем Павловым. Боткин установил инфекционный характер вирусного гепатита, который с тех пор иногда так и называют – болезнью Боткина, разработал диагностику и лечение блуждающей почки. В 1861 г. открыл первую в мире бесплатную амбулаторию, а в 1880 г. добился строительства бесплатной больницы, ныне носящей его имя. Участвовал в организации женских врачебных курсов, ввел институт санитарных врачей, в 1886 г. предложил конкретные меры по улучшению санитарного состояния в России.

25 октября 1917 г. на углу Боткинской и Нижегородской улиц вечером с трамвая сошел Владимир Ильич Ульянов-Ленин, переодетый в рабочего. Сошел, чтобы пешком дошагать до Смольного и положительно решить вопрос о приходе к власти большевиков. Известно, что от Сердобольской улицы он добирался на трамвае. Можно предположить, ехал он на «двадцатке», а сошел раньше времени только потому, что кондуктор объявила: «Трамвай едет в парк».

Нижегородская улица, по которой мы выйдем к Лесному проспекту, с 1949 г. носит имя академика Сергея Васильевича Лебедева – изобретателя синтетического каучука. С его именем на этой улице связаны сразу три адреса.

Один из них никак нельзя обойти вниманием. Это дом № 10-г, расположенный между Лесным проспектом и улицей Комиссара Смирнова. Текст мемориальной доски, установленной на нем, гласит: «В этом доме с 1924 по 1934 г. жил академик Сергей Васильевич Лебедев, выдающийся химик, основоположник промышленности синтетического каучука, созданной в СССР впервые в мире».

Каждый автомобилист, независимо от того, ездит он на импортной или на отечественной резине, должен бы остановиться у этого здания и почтить память Сергея Васильевича. С 1931 г. свыше полутора десятилетий на тогдашней Нижегородской улице останавливался автомобиль академика Лебедева, на одном из колес которого стояла первая советская шина из синтетического каучука № 26839. Она за время своей верной службы создателю проделала путь длиной свыше шестнадцати тысяч километров.

13 января 1931 г. на заводе «Красный треугольник» помощники ученого изготовили это, казалось бы, незатейливое изделие, затем перенесли его на опытный завод на Гутуевский остров, а еще через несколько дней установили на машину академика. Это было еще до того, как на опытном заводе получили первую партию синтетического каучука весом в 265 килограммов, о чем 15 февраля сообщили в телеграмме директору завода, руководителям компартии и советского правительства.

Казалось бы, опять пустячок? Отнюдь. Получение синтетического каучука – огромный прорыв в отечественной науке. Наша страна перестала зависеть от экспорта дорогостоящего сырья, из-за которого велись настоящие войны.

Вот что писал Илья Эренбург в книге «Люди, годы, жизнь» о войне между Англией и Америкой, войне «без танков, без бомбежек, но со многим количеством жертв», происходившей в 1929 г., том самом, который в Советском Союзе принято считать «годом великого перелома»: «Каучук, главным производителем которого была английская колония Малайя, упал катастрофически в цене. Тогда министр финансов Великобритании Уинстон Черчилль начал битву; специалисты называли ее планом Стефенсона: площадь, засаженная гевеями (каучуконоское дерево. – А. Е.), сужалась или расширялась в зависимости мировых цен на каучук. Напрасно Стюарт Готшкинс, вице-председатель „Американской каучуковой компании“ пытался договориться с Черчиллем. Напрасно президент Соединенных Штатов Гувер восклицал: „Вмешательство государства, прежде всего, безнравственно!“ Плантации сжимались, и каучук рос в цене. Сотни тысяч малайцев, лишившись нищенского заработка, умирали с голоду. Американцы нажимали на Гаагу – второй страной по производству каучука была Индонезия, принадлежавшая голландцам».

Вот такая была обстановка, когда Сергей Васильевич Лебедев создавал синтетический каучук. То, что не удалось сделать во время Первой мировой войны промышленно развитой Германии, сделали ленинградские специалисты. Заметим, в стране, которую еще нельзя было назвать промышленно развитой.

* * *

Теперь начнем прогулку по Лесному проспекту.

Свое нынешнее название проспект получил 18 января 1913 г., а до этого магистраль делилась на две части. Первая называлась Нюстадской улицей, по городу Великого Княжества Финляндского.

Название Нюстад для уха русского человека менее привычно, чем Ништадт – город, в котором в 1721 г. подписали Ништадтский мир, положивший конец Северной войне. В связи с этим небезынтересно вспомнить о том, как происходило подписание Ништадтского мира. Со стороны России мирный договор подписал граф Андрей Иванович Остерман.

Между тем, 16 апреля 1887 г., при Александре III, улица получила название в использовавшейся тогда и более правильной с точки зрения шведского языка форме – Нюстад. Ныне это финский город Уусикаупунки. Финское имя города – калька со шведского, и то, и другое значит «новый город».

Тогда улица начиналась от Нижегородской улицы (ныне – ул. Академика Лебедева) и доходила до Нейшлотского переулка. Далее простирался обширный пустырь, он постепенно застраивался, а Нюстадская улица, соответственно, продлевалась, и в 1908 г. ее дотянули до Литовской улицы.

Вторая часть современного Лесного проспекта с 5 марта 1871 г. именовалась Межевой улицей. Межевым назывался институт, к которому она вела. Другое, более известное его название – Лесной. Первоначально это было Практическое лесное училище, переведенное сюда из Царского Села ровно двести лет назад, в 1811 г. Через три года училищу повысили статус, оно стало форст-институтом, от немецкого «ферст» или от английского «форест» – «лес». Немецкий язык в начале XIX столетия в столице Российской империи был распространен больше, однако в вблизи нынешней Лесотехнической академии незадолго до основания училища англичанин Александр Дэвидсон пытался создать образцовую английскую ферму. Поэтому сегодня трудно сказать, от английского или немецкого слова произошло наименование форст-института.

Во всяком случае, абсолютно точно известно, что в 1930 г. этот вуз был преобразован в Лесотехническую академию, она существует и по сей день.

Межевая улица начиналась от Батениной улицы (ныне – ул. Александра Матросова) и шла до Институтского переулка. В 1911 г. ее продлили до Литовской улицы навстречу Нюстадской. После этого две улицы стали составлять фактически единую магистраль, разделенную только железнодорожным мостом, и в 1913 г. их объединили под общим названием – Лесной проспект.

Прогуляемся по нему, останавливаясь в наиболее интересных местах. Слева, под № 2 находится здание клиники нервных болезней. Табличка над входом уведомляет о том, что клиника носит имя М.И. Аствацатурова.

Невропатолог, профессор Михаил Иванович Аствацатуров руководил клиникой с 1917 по 1936 г., до своей смерти. Имя ученого, автора более сотни научных работ, сразу присвоили клинике. Уместно вспомнить, что он был одним из первых разработчиков биогенетического направления в невропатологии. А как специалист в области изучения болей, он первым в СССР предложил внутрикожные инъекции новокаина для борьбы с некоторыми формами болей.

Интересно, что в проектировании здания клиники для нервных болезней принял участие учитель Аствацатурова – выдающийся русский ученый Владимир Михайлович Бехтерев, по его инициативе построили специальную галерею, соединяющую это здание с клиникой душевных и нервных болезней.

Строил же здание клиники в 1896–1897 гг. архитектор Валериан Зеленин. Вскоре после открытия клиники здание надстроил гражданский инженер Петра Балинский.

Валериан Николаевич Зеленин, в 1890-е гг. заведовавший постройками Военно-медицинской академии, к которой относилась и сейчас относится клиника нервных болезней, получил за проект хорошие деньги. И смог на них по своему проекту возвести на противоположной стороне проспекта свой собственный дом.

Откуда такая уверенность? Дело в том, что кроме клиники нервных болезней, включая несохранившийся комплекс зданий клиники заразных болезней при ВМА (ул. Академика Лебедева, 37-6), В.Н. Зеленин в Петербурге построил только свой дом.

Дом № 3 по Лесному проспекту – это пятиэтажное здание, относящееся к эпохе раннего модерна, украшено масками львов, растительным орнаментом и вензелем владельца и строителя.

Весьма оригинальна лестница. Как отмечает знаток петербургской архитектуры, искусствовед Борис Кириков, в доме Зеленина «пространство лестницы как бы пульсирует, ассиметричные криволинейные очертания перенесены на переплеты окон и полотна дверей». В этой «приверженности раннего модерна культу кривой линии», по мнению Бориса Кирикова, есть некоторый курьез.

Жаль, что «курьезная» лестница недоступна глазу петербуржцев, поскольку ныне парадные в домах закрываются на замок и доступны лишь местным жителям.

Сам архитектор и владелец дома прожил в нем чуть больше десяти лет. В 1911 г. военный инженер, генерал-майор В.Н. Зеленин умер. Его похоронили на Никольском кладбище Александро-Невской лавры.

Соседний дом, углом, выходящий на улицу Комиссара Смирнова, построен Леонидом Богусским (Богуским) в 1911 г. Автор более пятидесяти доходных домов в Петербурге. Однако, в длинном перечне его построек собственного доходного дома нет.

Другой угловой дом (№ 7) по этой же стороне Лесного проспекта, возведенный в 1896 г. инженером Александром Ивановым, выделяется большим количеством маскаронов, украшающих фасад.

Главным образом дом интересен тем, что в нем в 1902–1904 гг. жил Алгот Унтола Тиетявяйнен, таково подлинное имя того, кто прославился под именем Майю Лассила. Финского писателя в нашей стране знает практически каждый взрослый человек. Если не по книге, то по одноименному фильму, снятому Леонидом Гайдаем и Ристо Орко, главные роли в котором исполнили Евгений Леонов и Вячеслав Невинный. Это, конечно же, комедия «За спичками». Написал ее Майю Лассила в 1910 г., а перевел на русский язык в 1951 г., находящийся в опале, неподражаемый Михаил Зощенко.

В память о писателе на доме установлена мемориальная доска, созданная Владимиром Васильковским.

Первая улица, пересекающая Лесной проспект, с 1949 г. носит имя героя Великой Отечественной войны Николая Ивановича Смирнова. Секретарь Выборгского райкома комсомола погиб 22 сентября 1941 г. на Пулковских высотах в бою за деревню Камень.

Прежде, в течение полутора веков, этот проезд именовался Ломановым, или Ломанским, переулком, по фамилии землевладельцев. Большими участками здесь владели братья – полковники Борис и Роман Ломан.

На улице Комиссара Смирнова самое известное здание – это Выборгский Дворец культуры.

В нем и сейчас работают интересные народные коллективы. Один из них – Народный театр юного зрителя. Детский театр Выборгского Дворца культуры образован в сентябре 1945 г. В 1961 г. он первым в нашей стране получил звание Народного театра юного зрителя. Здесь начинал режиссерскую карьеру народный артист СССР Игорь Владимиров, много лет возглавлявший театр им. Ленсовета. Здесь ставил свой дипломный спектакль кинорежиссер Виктор Сергеев, позже руководивший «Ленфильмом» и поставивший на этой киностудии прекрасные фильмы «Гений», «Палач». В народном ТЮЗе вела уроки актерского мастерства народная артистка России Ольга Волкова. Отсюда на профессиональную сцену вышли актеры московских и петербургских театров. Среди них Рогволд Суховерко, Евгений Ганелин, артисты петербургского ТЮЗа им. A.A. Брянцева Сергей Надпорожский и Ольга Лысенкова и актриса Малого драматического театра – театра Европы, победительница Венецианского кинофестиваля, Ксения Раппопорт!

В Выборгском ДК работает старейшая в нашей стране народная филармония. Она существует с 1927 г., то есть, ровно столько, сколько сам Выборгский дворец культуры, открытый к десятой годовщине Октябрьской революции.




Лесной проспект, д. 9


Еще один «литературный дом» на Лесном – это здание под № 9. Доходный дом, выстроенный Павлом Мульхановым в 1901 г., связан с детством писателя и филолога Льва Васильевича Успенского, автора знаменитых книг «Записки старого петербуржца», «Слово о словах», «Ты и твое имя», «Занимательная топонимика», этимологического словаря школьника «Почему не иначе?»…

Здесь мальчик пристрастился к чтению, стал любознательным. Любимой книгой его стал роман Даниэля Дефо «Робинзон Крузо», а самым главным развлечением на прогулках – наблюдение за маневрами паровозов с платформы Финляндского вокзала.

Зодчий Павел Мульханов был весьма плодовитым, построившим в Петербурге более восьмидесяти домов. Одновременно с домом № 9 возвел доходный дом на углу Ломанского переулка. Дом, построенный в стиле модерн, как и некоторые соседние здания в этой части Лесного проспекта богато украшен лепниной и маскаронами.

К нему примыкает дом № 8, принадлежавший купцу 2-й гильдии Павлу Евгеньевичу Олофу. Здесь он проживал с многочисленным семейством, а в 1901 г. по его заказу во дворе дома архитектор Федор Павлов построил здание фабрики белья, уже через четыре года надстроенное Сергеем Баниге, известным в ту пору специалистом по отоплению и вентиляции.

Часть окон дома Олофа выходит на стадион. Сейчас это называется спортивным комплексом «Формула энергии», но большинство горожан знают его как стадион «Красная заря». Многие годы на нем выступала одноименная команда по хоккею с мячом.

Стадион возник в 1930-е гг., тогда же под спортивный зал была переоборудована церковь во имя Усекновения главы Иоанна Предтечи, располагавшаяся с начала XX в. на углу Нюстадской и Выборгской улиц. Ее строили архитекторы Густав фон Голи и Герман Гримм.

Стадион принадлежал фабрике «Красная заря», так с осени 1922 г. стало именоваться бывшее акционерное общество «Л.М. Эриксон и К0», специализировавшееся на выпуске телефонной техники. Общество основал швед Ларс-Магнус Эриксон в 1897 г., и первоначально оно располагалось на 20-й линии Васильевского острова, пока Карл Шмидт не построил фабрику на Большом Сампсониевском проспекте.




Лесной проспект, д. 19. Народный дом Нобеля


Шведское присутствие на Выборгской стороне вообще весьма и весьма заметно. В первую очередь, это связано с семейством Нобелей.

Рядом с пожарной частью, возведенной в 1920-е гг. Григорием Симоновым, стоит симпатичный особняк под № 19, построенный в 1901 г. Романом Мельцером, по сию пору его зачастую именуют Народным домом Нобеля, и слава богу, потому что Эммануил Нобель, инициировавший его постройку, впрочем, как и другие члены династии Нобелей, – достойнейшая личность.

Обратимся к газетам того времени. Вот что тогда писали: «На Выборгской стороне… закончена постройка просторного двухэтажного особняка для клуба рабочих этого завода (механического. – A. E.). Членами клуба будут состоять все чернорабочие и интеллигентные служащие завода. При клубе будет находиться библиотека и специальный зал, в котором будут устраиваться чтения, даваться концерты и тому подобные развлечения. В клубе спиртные напитки будут совершенно отсутствовать».

Все это было.

В зале с амфитеатром и сценой читались научно-популярные лекции по русской истории, естествознанию, другим научным дисциплинам. В библиотеку записались около семисот человек.

Вывеска над входом гласила: «Зал для народных чтений». Правда, висела она недолго. Стражи порядка, взволнованный нарастанием недовольства в рабочей среде и революционными настроениями, всюду, где собирались фабричные и заводские люди, видели предмет для беспокойства. В итоге Эммануил Людвигович переименовал свое детище в «Клуб Нобелей». Его сестра Марта Нобель, однако, свидетельствовала, что это мало соответствовало прекрасной идее, положенной в основу названия «Народный дом».

В Первую мировую войну «Клуб Нобелей» был переоборудован в госпиталь.

О Нобелях не рассказать в нескольких строках. Тем не менее, об Эммануиле Нобеле, хотя бы кратко сказать следует.

Долгие годы, работая в России, в Петербурге, он заботился не только о собственной выгоде, но и поднимал на мировой уровень российскую промышленность. С 1892 г. развернул производство двигателей внутреннего сгорания с принудительным зажиганием, работавших на керосине. Он был инициатором распространения в России двигателей конструкции Р. Дизеля, работавших на нефти, а с 1899 г. развернул их массовое производство на своем заводе (в советское время переименованным в «Русский дизель»).

Наконец, в свое время именно Эммануил Нобель настоял на том, чтобы в точности исполнялась воля его дяди Альфреда Нобеля по учреждению Нобелевской премии.

В 2011 г. небольшой безымянный проезд, идущий от Большого Сампсониевского проспекта в сторону Лесного проспекта, вдоль так называемого Нобелевского городка, построенного для рабочих заводов Нобеля, также, как и Народный дом, архитектором Романом Мельцером, получил наименование Нобелевского проезда.




Лесной проспект, д. 20


В прежние годы проезд просматривался из-под арки дома № 20, но теперь за аркой устроена автостоянка, перекрывшая сквозной проезд.

А дом № 20 – очередная шведская страничка в истории Петербурга, ибо автор его, самый знаменитый в нашем городе зодчий шведского происхождения, – Федор Лидваль. Флигель Нобелевского городка, выходящий на Лесной проспект, он возвел в 1913 г. Двумя годами ранее возвел доходный дом Эммануила Нобеля (дом № 20, корпус № 8), а за год до него – перестроил созданный в 1904 г. Романом Мельцером и его братом Эрнестом особняк Эммануила Людвиговича, находящийся рядом с Народным домом Нобеля (дом № 21).

За Нейшлотским переулком по правой стороне расположен Сампсониевский сад. Это имя он получил по расположенному на Большом Сампсониевском проспекте храму Сампсония Странноприимца. Собор построили в память о победе под Полтавой, одержанной русскими войсками 27 июня 1709 г., в день преподобного празднования Святого Сампсония. Деревянную церковь заложили через пять месяцев после полтавской победы. Через год храм освятили. Впоследствии храм неоднократно перестраивался. В 1761 г. церковь переделали в пятикупольную и расписали. В 1908 г. к 200-летию приходской церкви началась ее полная реставрация, руководил работами Андрей Аплаксин.




Храм Сампсония Странноприимца


При Сампсониевской церкви в 1710 г. открыли первое в городе кладбище «для всех христиан», там похоронили многих сподвижников Петра I. Кладбище просуществовало недолго. Уже в 1770-х гг., при Екатерине Великой, установили правила, по которым устройство кладбищ ближе, чем в ста саженях от городской черты, запрещалось. Поэтому вскоре все захоронения исчезли. Осталась лишь историческая могила трех русских патриотов, казненных Бироном в период правления Анны Иоанновны в 1740 г.: Артемия Петровича Волынского, кабинет-министра, Андрея Федоровича Хрущова, конюшенной конторы советника, и Павла Михайловича Еропкина, главы «Комиссии о Санкт-петербургском строении», архитектора, ему мы обязаны трехлучевой системой улиц, расходящихся от Адмиралтейства: Невского проспекта, Гороховой улицы и Вознесенского проспекта.

Бронзовый памятник патриотам, изготовленный по проекту Михаила Щурупова с рельефом работы Александра Опекушина, установили в 1885 г.






Могила А.П. Волынского, А.Ф. Хрущова и П.М. Еропкина


История Сампсониевского сада начинается с первых советских лет, когда на месте пустыря между Нейшлотским и Бабуриным переулками разбили сад, получивший название Бабуринского. 14 марта 1933 г., к 50-летию со дня смерти основоположника марксизма, ему присвоили название: сад им. Карла Маркса. Имя Карла Маркса носил и Большой Сампсониевский проспект.

Это имя сняли с сада осенью 1991 г., вернув историческое название. К этому времени сад поделили пополам проложенной через него вначале 1970-х гг. Гренадерской улицей в связи со строительством новой линии метро.




Памятник «Петербурга первостроителям»


В 1995 г. в Сампсониевском саду установили памятник Михаила Шемякина «Петербурга первостроителям» с упоминанием фамилий первых петербургских зодчих. Двое из них – Доменико Трезини и Жан-Батист Александр Леблон были похоронены на несохранившемся Сампсониевском кладбище, оно занимало примыкающую к собору часть нынешнего сада.

К сожалению, оригинальную скульптурную композицию, подаренную городу автором, вскоре растащили по частям маргиналы, они сдавали фрагменты памятника в пункты приема цветного лома. У памятника не оказалось хозяина, поэтому некому заявить претензии по фактам хищений и вандализма.

На территории Сампсониевского сада расположена тяговая подстанция городского трамвая. Ее в 1915 г. построил Александр Ламагин, автор нескольких сооружений, связанных с трамваями.




Станция метро «Выборгская»


На подстанции (дом № 26–28) установлена мемориальная доска, посвященная подвигу ленинградских трамвайщиков в годы блокады. Эта подстанция, наряду с другими, давала энергию в сеть и обеспечивала движение трамвая, возрожденного после первой блокадной зимы 1941/42 гг.

На противоположной стороне улицы, идущей вдоль полотна железной дороги, нет никаких построек.

25 апреля 1975 г. на углу Лесного проспекта и улицы, носящей имя Героя Советского Союза Феодосия Смолячкова (зачинателя снайперского движения на Ленинградском фронте) открылась станция метро «Выборгская». Архитекторы подземного зала: Александр Жук, Вячеслав Дроздов и Евгений Жук. Наземный павильон создавали Арон Гецкин, Валентина Шувалова и Валерий Хильченко.

Входов на станцию два – с улицы Смолячкова и из Выборгского тоннеля, самого длинного в Петербурге подземного пешеходного перехода, он протянулся от Лесного проспекта под линией Финляндской железной дороги до Чугунной улицы. Для метрополитена это уже второй случай, когда прямо из метро можно войти в подземный переход. Так строилась «Петроградская». Но здесь, на Выборгской стороне, переход ведет не только на другую сторону улицы, но даже – в другой административный район. За железнодорожной линией уже не Выборгский, а Калининский район.

Название станции дали по Выборгской стороне, поскольку она примыкает к фабрикам и заводам, благодаря которым прославилась рабочая окраина Петербурга. Во второй половине XIX в. этот район города стал известен благодаря промышленности: здесь возникли заводы Барановского и Лесснера, упоминавшихся уже Эриксона и Нобеля.

С середины 1880-х гг. на Выборгской стороне появились первые петербургские марксисты, а среди людей, встречавших 3 апреля 1917 г. возвращавшегося из эмиграции Владимира Ильича Ленина, подавляющее число составляли рабочие Выборгской стороны. Потому неудивительно, что оформление станции метро связали главным образом с выборгскими пролетариями. Восставшим рабочим посвящен барельеф на стене перронного зала.

Бабурин переулок некоторым образом вошел в историю отечественного кинематографа. В одном из фильмов трилогии о Максиме, созданных Леонидом Траубергом и Григорием Козинцевым, а именно, в кинокартине «Выборгская сторона» одна из героинь жила в доме № 8 по Бабурину переулку.

Из архитектурных сооружений этой части Лесного проспекта примечателен Бабуринский жилмассив, в 1927 г. он начал возводиться по обеим сторонам Тобольской улицы. Его спроектировала группа зодчих под руководством Григория Симонова.

За ним значительную часть квартала занимает Военный институт физической культуры. Часть огромного институтского корпуса располагается в бывших казармах Московского (Литовского) полка, который дислоцировался здесь с 1830-х гг.




Бассейн СКА


Датой рождения ВИФКа считается 17 мая 1909 г. Величайшим повелением Его Императорского Величества было утверждено Временное положение о Главной гимнастическо-фехтовальной школе, она подчинялась Главнокомандующему войсками гвардии и Петербургского военного округа. Зарождение и становление Главной гимнастическо-фехтовальной школы неразрывно связано с именем полковника Александра Павловича Мордовина, руководившего ГГФШ с 1909 по 1914 г. Потомственный военный, один из представителей военной династии Мордовиных, Александр Павлович к моменту своего назначения на должность начальника Школы был известен в России как крупный спортсмен, организатор физкультурного дела, теоретик-исследователь.

Среди питомцев института более сорока человек стали олимпийскими чемпионами в разных видах спорта.

Рядом с ВИФКом расположен бассейн СКА. Построенный по проекту Сергея Евдокимова и Аскольда Изоитко в 1964–1967 гг. этот бассейн стал первым в СССР зимним бассейном международного класса.

У бассейна СКА, перед Государственной педиатрической медицинской академией, Лесной проспект поворачивает под железнодорожный мост и далее проходит вдоль железнодорожного полотна, но уже с другой стороны.

Вообще Педиатрическая академия занимает огромный квартал. Начиналась же история первого в мире и единственного в России специализированного вуза, готовящего детских врачей в 1905 г., когда в комплексе строений, построенном Максимилианом Китнером, было Высочайше утверждено возведение городской детской больницы в память Священного коронования Их Императорских Величеств.

В проектировании детской больницы приняли участие многие известные врачи, в том числе один из основоположников детской педиатрии Карл Андреевич Раухфус. Больница сразу попала в разряд лучших лечебных заведений в столице Российской империи, однако драматическая история всей страны сказалась и на ней. В первые послереволюционные годы все здесь пришло в запустение.

Возрождение началось после окончания Гражданской войны, когда в молодом советском государстве вопрос охраны здоровья детей и матерей стал социально значимым, и на это было обращено внимание власти.

В 1925 г. в зданиях детской городской больницы открылся Научно-практический институт охраны материнства и младенчества им. Клары Цеткин. Что касается имени, то это – дань времени, присваивать имена деятелей международного движения улицам и учреждениям подчас вне всякой связи. Здесь же привязка имени очевидна: Клара Цеткин была инициатором создания международного женского дня 8 марта.

Надо сказать, что в организации нового института также, как и при создании детской больницы, приняли участие многие известные врачи того времени. Первым руководителем в течение почти четверти века являлась Юлия Ароновна Менделева.

Талантливый организатор, она была душой учреждения, ставшего в 1935 г. Ленинградским педиатрическим институтом.

Поразительный факт. В 1942 г. она объявила набор студентов в вуз, остававшийся, кажется, единственным в Ленинграде, не эвакуировавшимся на большую землю!

Вот фрагмент из воспоминаний выпускницы Педиатрического института Надежды Лещинской, поступившей в вуз как раз летом 1942-го: «Институт действовал, там лечили больных детей, и ни один ребенок, ни один студент не умер от голода. У нас было подсобное хозяйство, из которого привозили продукты для больных детей, а студентам в столовой давали щи из „хряпы“ и хвойный экстракт. Все выжили…».

Юлию Ароновну репрессировали в 1949 г. по печально известному «Ленинградскому делу».

Вторая часть Лесного проспекта начинается с крупного Батенинского жилмассива, который занимает квартал между Литовской улицей и улицей Александра Матросова.

Батенинский жилмассив с целостной инфраструктурой, включавшей баню, прачечную, детский сад, ясли и даже Выборгский универмаг, строился с 1930 по 1933 г.

На карте территория этого городка (дома № 37 и № 39) выглядит в виде ромба, разделенного на две части Диагональной улицей.

В одном из корпусов Батенинского жилмассива жил Леонид Николаев, вошедший в историю тем, что 1 декабря 1934 г. убил партийного руководителя Ленинграда Сергея Мироновича Кирова. Это убийство, совершенное вовсе не по политическим мотивам, – доказательства этого собрала много лет занимавшейся расследованием истории дела директор музея-квартиры Кирова Татьяна Сухарникова, – было использовано Сталиным для начала большого террора. А в Ленинграде в связи с этим убийством пострадали сотни, даже тысячи ни в чем не повинных Николаевых, которых подозревали в том, что они «враги народа» только потому, что они носили такую же фамилию, как и убийца Кирова. В 1935 г. и в 1939 г. в Ленинграде переименовали несколько улиц и переулков, носивших названия Николаевских.




Батенинский жилмассив. Квартал 7. Старое фото


Леонид Николаев – личность ничтожная и не заслуживает большого внимания. Иное дело – Александр Матросов, чье имя с 1952 г. носит улица, пересекающая Лесной проспект.

Вокруг личности А. Матросова в перестроечные годы и после ходили различные сплетни. Они возникли из-за того, что был он воспитанником Уфимской колонии, а в этих заведениях содержатся, как известно, трудные подростки. Да и то, что Сталин лично в приказе от 8 сентября 1943 г. выделил именно этого рядового, присвоив его имя 254 гвардейскому стрелковому полку 56 гвардейской стрелковой дивизии, добавляло какой-то нездоровый интерес к личности Героя. Почему Верховный Главнокомандующий выделил подвиг именно Матросова, ведь до него около ста советских солдат закрывали своим телом амбразуры вражеских дзотов?

Объяснение этому есть. Во-первых, ему лично доложили об этом подвиге. Во-вторых, когда вождю стали известны его биографические данные, Иосиф Виссарионович не мог упустить случая, чтобы не использовать имени воспитанника трудовой колонии, совершившего подвиг, в воспитательных и агитационно-пропагандистских целях. И это был совершенно оправданный шаг!

Так кем же все-таки был Александр Матросов?

Поиски исследователей в Днепропетровске, откуда якобы родом был Саша, ни к чему не привели. Не нашли улицы, на которой он будто бы жил.

Зато его следы отыскались в Башкирии. Вернее, не Александра Матросова, а… Шакирьяна Мухаметьянова, уроженца деревни Кунакбаево, который выбыл в неизвестном направлении в начале 1930-х гг.

Проведение экспертизы по сохранившимся детским фотографиям дало повод специалистам утверждать, что Шакирьян Мухаметьянов и Александр Матросов – это один и тот же человек. Каким же образом он из башкира превратился в русского парня?

Мальчишка рос в неблагополучной семье. В двенадцатилетнем возрасте его доставили в Ивановский детский дом неподалеку от Ульяновска. Прибыл без имени. Почему он его потерял? Скорее всего, хотел забыть тяготившее его прошлое.

Учитывая политическую ситуацию в стране, когда сверху насаждалась классовая ненависть, когда детей заставляли отрекаться от родителей, это возможно. Только в данном случае отречение выглядело добровольным. Безымянный мальчишка носил кличку «Матрос» – так он сам себя называл. Ему и дали фамилию Матросов, назвав Сашей и дав отчество Матвеевич.

Затем учился в Уфимской трудовой колонии, и – обратим внимание – был не трудным подростком, а наоборот – примерным. Учился хорошо, работал добросовестно, и по достижении совершеннолетия его назначили помощником воспитателя. Единственный в своем роде случай для воспитанника колонии. Но это было уже в 1942 г.

А еще летом 1941 г. он, семнадцатилетний мальчишка, рвался на фронт. Его, естественно, не отпускали, и тогда, в сентябре 1941-го, он написал самому Сталину:

«Дорогой товарищ Нарком!

Пишет Вам простой рабочий из города Уфы. Шести лет я лишился родителей… Но у нас, в Советском государстве, позаботились обо мне… И сейчас, когда наша Родина в опасности, я хочу защищать ее с оружием в руках. Здесь, в Уфе, я трижды просился на фронт, и трижды мне было отказано в этом. А мне 17 лет. Я уже взрослый. Я больше принесу пользы на фронте, чем здесь. Убедительно прошу Вас поддержать мою просьбу – направить на фронт добровольцем и желательно на Западный фронт, чтобы принять участие в обороне Москвы».

Но вновь пришел отказ. Лишь через год, осенью 1942 г., ему пришла повестка. Правда, путь его лежал не на запад, а на восток – в Краснохолмское военное пехотное училище.

В это училище, оно находилось в Чкаловской (Оренбургской) области, его приняли со следующей характеристикой из Уфимской колонии: «Матросов Александр Матвеевич, 1924 г. рождения, уроженец города Днепропетровска, происходит из семьи рабочего, образование семь классов, русский. В Уфимской детской трудовой колонии зарекомендовал себя исключительно с положительной стороны. Работал на мебельной фабрике в качестве слесаря стахановскими методами. За хорошую работу на производстве, отличную учебу в школе и поведении Матросов А.М. с 15 марта по 23 сентября 1942 г. был в должности помощника воспитателя. Кроме того, был избран председателем центральной конфликтной комиссии. Активная работа в учебно-воспитательной части и личное поведение Матросова окончательно подготовили его к самостоятельной жизни. Товарищ Матросов выдержан, дисциплинирован, умеет правильно строить товарищеские взаимоотношения. Характеристика дана для предъявления в РККА».

Однополчанин Матросова Александр Воробьев впоследствии рассказывал, как Саша нашел и спас полузамерзшего товарища – курсанта училища, таджика, заблудившегося в лесу на тактических учениях. Нес его на плечах.

И в этой связи невольно вспоминается другой таджик, Герой Советского Союза Туйчи Эрджигитов. Журналист Абрам Буров писал в книге «Твои герои, Ленинград»», ссылаясь на рассказы однополчан Туйчи, что Эрджигитов носил вместе с комсомольским билетом вырезанную из газеты заметку о подвиге Матросова. 5 октября 1943 г. рядовой Эрджигитов накрыл своим телом амбразуру вражеского дзота у деревни Смердыня неподалеку от Любани. К слову, в этом небольшом райцентре Ленинградской области одна из улиц носит имя Туйчи Эрджигитова.

А казах Султан Баймагамбетов, также повторивший подвиг Александра Матросова под Ленинградом, в районе Синявинских высот, любил, чтобы его называли не Султаном, а Сашей. Трудно сказать, почему, но это русское имя ему нравилось больше. Это – небольшой штрих, возможно, открывающий путь к пониманию того, почему мальчик Шакирьян из башкирской деревни Кунакбаево стал Александром.

К его судьбе и вернемся.

18 января 1943 г. обстановка на фронте требовала срочной отправки на передовую половины курсантов. Матросова не хотели брать, но он добился-таки отправки на фронт.

Потрясенный увиденным на полях сражений, где прошли гитлеровцы, он написал письмо заместителю начальника уфимской колонии, в котором выразил желание «добраться до Берлина и поймать Гитлера», чтобы «отомстить ему за все это».

Но не довелось. Он погиб в своем первом же бою.

А накануне Александр написал письмо любимой девушке Лидии Кургановой. Вот небольшой фрагмент из него:

«Я часто вспоминаю тебя, Лида, много думаю о тебе. Вот и сейчас хочется поговорить с тобой обо всем, что чувствую, переживаю… Да, Лида, и я видел, как умирали мои товарищи. А сегодня комбат рассказал случай, как погиб один генерал, погиб, стоя лицом на запад. Я люблю жизнь, хочу жить, но фронт – такая штука, что вот живешь-живешь, и вдруг пуля или осколок ставит точку в конце твоей жизни. Но если суждено мне погибнуть, я хотел бы умереть так, как этот наш генерал: в бою и лицом на запад».

О легендарном герое написано много стихов, но, наверно, лаконичней и точней всех написал Михаил Дудин:

Он был и ангелом, и Богом,

И палачом судьбы своей.

И там, у жизни за порогом,

Он остается верен ей.

23 февраля 1943 г., в День Советской армии и Военно-морского флота, когда по всему фронту развернулись атакующие действия наших войск, Александр Матросов ради выполнения боевой задачи с криком «Вперед!» закрыл своим телом амбразуру вражеского дзота.

Этой фразой можно было бы закончить рассказ об Александре Матросове. Если бы не одно «но». В архиве Министерства обороны России в Подольске хранится карточка рядового Матросова. На ней другая дата смерти – 27 февраля. Согласно документам, Матросов и не мог погибнуть 23 февраля, поскольку на передовую их полк прибыл только 25-го числа.

Зачем понадобилось на четыре дня укорачивать и без того короткую жизнь комсомольца Матросова? На этот вопрос ответить проще простого. Чтобы подчеркнуть значение 25-летия Красной армии, чтобы поднять боевой дух в войсках, чтобы иметь не только «реабилитированных» Сталиным героев прошлого, в числе коих Александр Невский, Александр Суворов, но и своих Александров-защитников. Матросов, как нельзя лучше, подходил на роль героя современности.

Но то, что вокруг него был официально создан ореол, ничуть не умаляет его подвига. Как бы некоторые историки не пытались изобразить его подвиг случайным стечением обстоятельств.

Александр Матросов – герой, о чем свидетельствует и надпись на его комсомольском билете: «Закрыл телом боевую точку противника».

И он не погиб, а шагнул в бессмертие. Это произошло у деревни Чернушки, неподалеку от Великих Лук.

Прежнее же название улицы Александра Матросова – Батенина улица – велось с середины XIX в. по фамилии наследников купца Сергея Батенина.

Возведение городка текстильщиков – Батенинского жилмассива – закончилось в роковом для Ленинграда 1934 г., а строительство его по проекту Николая Рыбина началось семью годами ранее.

Устройство городков или домов специалистов – примета того времени. Красив соседний с городком текстильщиков дом № 61, стоящий на углу с Кантемировской улицей.




Лесной проспект, д. 61


Здание построено по проекту Григория Симонова, Тамары Каценеленбоген и Бориса Рубаненко в 1934–1937 гг. В советской архитектуре это уже время возвращения к классицизму. Однако в этом доме заметны следы недолгой эпохи конструктивизма. Они запечатлены в окантованных классическими рамками сплошь остекленных лестничных клетках.

Угловое расположение дома побудило архитекторов сделать его доминантой перекрестка. Основной корпус, выходящий на Лесной проспект, – пятиэтажный, в примыкающем к нему корпусе со стороны Кантемировской улицы семь этажей, а башня – восьмиэтажная.

Примечательно, что здание украшено в соответствии с эпохой, символами мирного труда рабоче-крестьянского государства: снопами пшеницы, инструментами проходчиков и строителей. Но в отличие от большинства домов того времени, на фасаде нет государственного символа советского времени – скрещенных серпа и молота.

Это одно из трех зданий в городе, на котором сохраняется памятная доска с блокадной надписью: «Граждане! При артобстреле эта сторона улицы наиболее опасна!».

Дом украшают три мемориальные доски. Профессору Михаилу Александровичу Бонч-Бруевичу, академику Хлопину и художнику Натану Исаевичу Альтману.

Первым из них, в 1934 г., в доме поселился профессор Михаил Александрович Бонч-Бруевич, выдающийся русский советский радиоспециалист, организовавший в 1916 г. первое в России производство электронных ламп. Бонч-Бруевич в мировом масштабе достиг огромных успехов в области экспериментальных и теоретических исследований и технических конструкций усилительных и генераторных электронных ламп, а также в области исследования антенн и направленной радиопередачи.

Живя здесь, он разработал курс «Основы радиотехники». Бонч-Бруевич жил здесь до своей смерти, последовавшей в 1940 г. Его имя носит электротехнический университет.

С 1945 по 1950 г. в этом доме жил академик Виталий Григорьевич Хлопин, один из организаторов Радиевого института АН СССР (ныне носящего его имя), в котором работал директором, одновременно преподавая в Ленинградском государственном университете, где впервые в нашей стране читал курс по химии радиоактивных элементов и радиоактивности.

Виталий Григорьевич Хлопин руководил созданием первого в СССР радиевого завода, где вместе с Иваном Яковлевичем Башиловым получил первые советские препараты радия. Академик Хлопин открыл и исследовал радийсодержащие воды, создал научную школу в области радиохимии.

Дольше всех – с 1937 по 1970 г., исключая период эвакуации в Пермь, прожил в этом доме Натан Альтман. Он поселился здесь вскоре после возвращения из эмиграции. Новый этап его жизни в Советской России ознаменовался практически полным отходом от станковой живописи. Правда, стоит отметить, что в 1940 г. Альтман написал полотно «Лесной проспект». В основном же блестящий портретист, автор знаменитого портрета Анны Ахматовой, выполненного в 1914 г., занимался после 1937 г. оформлением спектаклей в ленинградских театрах и работал над книжными иллюстрациями. В 1937 г. он блестяще проиллюстрировал «Петербургские повести» Николая Васильевича Гоголя, а в 1948 г. – произведения Шолом-Алейхема.

В этом доме Альтман жил до конца своих дней. Он умер 12 декабря 1970 г. и был похоронен на Комаровском кладбище, неподалеку от Анны Ахматовой – героини его легендарного полотна.

На противоположной стороне, в бывшем доходном доме, находится отдел вневедомственной охраны. Во дворе в 2002 г. установили бюст сотруднику ОВО младшему сержанту Григорию Александровичу Гарбару (1958–1984), погибшему при задержании преступника. Бюст, выполненный скульпторами Александром и Владиславом Маначинскими и архитектором Владимиром Новосадюком, украшает стихотворная строка: «Работа эта очень непростая. Беречь покой, беречь людей от бед…».

Здание же было построено архитектором Анатолием Ковшаровым в 1900 г. Этот зодчий известен тем, что в начале XX в. представил проект реконструкции Аничкова моста, согласно которому конная группа приподнималась на большую высоту за счет повышения постаментов. К счастью, искажения облика Аничкова моста не допустили.

А вот небольшой ансамбль из двух домов, построенных Ковшаровым на Лесном проспекте, сохранить в неприкосновенности не удалось. Соседний дом, имевший № 62, снесли при расширении Кантемировской улицы.

Симоновские дома, которых на Лесном проспекте больше всего, к счастью, находятся в целости и сохранности. Это относится и к зданию целлюлозно-бумажного техникума (дом № 64).

Оба дома, построенных Григорием Симоновым, украшают не только Лесной проспект, но и Кантемировскую улицу. Современное название появилось в декабре 1952 г., а вообще эта улица на Выборгской стороне – одна из самых старых. В первой четверти XIX столетия на тогдашней глухой окраине Петербурга появилась канатная фабрика, ее владельцем был коллежский советник, купец Гаврила Иванович Флуг.

Впрочем, это – русский вариант имени, под которым купца записывали в адресные книги, а немецкое его имя – Габриэль Генрих.

Интересно, что этот Флуг приходится прапрадедом известному русскому художнику Илье Глазунову. У Гаврилы Ивановича были сыновья Егор и Карл. Вот что пишет художник в своей книге «Россия распятая»: «У деда Константина Карловича были портреты наших прадедов кисти Лампи, огромная коллекция старых русских монет и медалей воинской славы России. Но главное, о чем я скорблю, – это потеря многих рисунков и работ одного из моих любимых художников Павла Андреевича Федотова, который был другом семьи моего прадеда Карла Карловича Флуга. В Третьяковской галерее и Русском музее хранится множество рисунков и портретов семьи и знакомых К.К. Флуга. Когда умер член семьи Флугов Егор Гаврилович, то Федотов, используя натурный рисунок, сделанный со своего покойного друга, написал маслом портрет „Е.Г. Флуг со свечой“ (широко известный читателям по многочисленным репродукциям и находящийся ныне в Русском музее), передав в опущенных глазах и освещенном свечой лице его ум и благородство. Помню семейное предание о том, что для „Утра свежего кавалера“ позировала горничная Флугов, а при написании фигуры жеманной невесты в „Сватовстве майора“ был привлечен для наброска Карл Карлович».

Впервые фамилия Флуга, она в XVIII – начале XIX вв. варьировалась, как Пфлух, Пфлуг, Пфлюгс, Флук, Флух и Флюг, нередко упоминалось в газете «Санкт-Петербургские ведомости» в последней трети XVIII в., а как владелец канатной фабрики, впервые он упомянут в 1772 г. Тогда Гавриле Флугу исполнилось всего двадцать семь лет.

Прожил он довольно долгую жизнь и умер в 1833 г. в возрасте восьмидесяти восьми лет. К этому времени уже три года как фабрика Флуга стала Выборгской мануфактурой акционерного общества «Воронин, Лютш и Чешер». Самым известным рабочим этой фабрики можно считать Василия Герасимовича Герасимова, тот поступил сюда в 1875 г., а вскоре был арестован и осужден на каторжные работы за пропаганду социалистических идей среди рабочих и солдат Московского полка, квартировавшего на Выборгской стороне. Скончался на поселении в Якутске. В 1922 г. имя Герасимова присвоили Петроградской ткацкой фабрике, в 1924 г. присоединенной к «Красному маяку», как стало называться бывшее АО «Воронин, Лютш и Чешер». С 1990-х гг. «Красный маяк» снова стал акционерным обществом, но уже под названием «Петербургский текстиль».

Метаморфозы с переименованием Флюгова переулка начались позднее. В 1952 г. его переименовали в честь освобождения в 1943 г. станции «Кантемировка» Воронежской области от немецко-фашистских захватчиков, в ряду еще нескольких десятков подобных переименований.

1 июня 1981 г. Кантемировскую улицу переименовали в улицу Косыгина, в честь незадолго до этого скончавшегося председателя Совета министров СССР Алексея Николаевича Косыгина (1904–1980). Однако 25 октября следующего года принимается другое решение – как было сказано в постановлении, «учитывая многочисленные пожелания трудящихся». Имя Косыгина присвоили проспекту на Пороховых, а Кантемировской улице вернули прежнее название. Конечно, тогда и речи не могло быть о возвращении имени купца 1-й гильдии, первого владельца канатной фабрики. Однако же и впоследствии этот вопрос не ставился. Во-первых, название Кантемировской отстояли сами жители, недовольные переименованием. И это при том, что Косыгин в Ленинграде всегда пользовался уважением, в отличие от многих других членов Политбюро Центрального комитета КПСС. Во-вторых, узкий невзрачный переулок вырос в границах, расширился и превратился в широкую магистраль, за которой прочно закрепилось название, данное, надо сказать, совершенно произвольно, без всякой привязки к месту.

Другое имя, данное в 1969 г. проезду, идущему параллельно Лесному проспекту, дорого каждому жителю города на Неве. Это Михаил Семенович Харченко, Герой Советского Союза. С его именем неразрывно связана история ленинградской блокады и маленький день победы среди войны.

29 марта 1942 г., в осажденный Ленинград прибыл обоз с продовольствием. Более трех тысяч пудов зерна, мяса, крупы, масла собрали новгородские и псковские партизаны, колхозники и крестьяне и послали через линию фронта с оккупированной территории в блокадный город.

История знаменитого партизанского обоза началась в феврале 1942 г., когда в Партизанский край на самолете По-2 прилетел начальник оперативной группы по руководству партизанским движением при Военном совете Северо-Западного фронта Алексей Никитич Асмолов. Обсуждая в штабе 2-й бригады в деревне план нападения на фашистский гарнизон в поселке Дедовичи, он рассказал о бедственном положении с продовольствием в Ленинграде, о мизерных нормах выдачи хлеба на февраль. Напомним, что по карточкам выдавалось 250 граммов рабочим и 125 граммов служащим, иждивенцам и детям.

Первоначально было решено отправить сотню саней, но уже через месяц собрали около двухсот. Сегодня многим будет, наверно, трудно поверить в то, что собирали продовольствие даже люди из сожженных фашистами деревень, а некоторым это стоило жизни. До оккупантов дошла информация о снаряжении обоза, и карательные отряды жестоко расправлялись с крестьянами, которые осмелились поделиться с ленинградцами продуктами.

Трое суток ходила наша разведка по лесам и болотам вдоль линии фронта. На третьи сувтки уроженец Дедовичей Михаил Харченко, в 1930-е гг. работавший директором местного Дома культуры, а в войну ставший командиром пулеметного отделения партизанского отряда «Грозный» 2-й Ленинградской партизанской бригады, доложил руководству о том, что обоз можно провести через фронт между Холмом и Старой Руссой.

5 марта санный обоз с партизанскими дарами Ленинграду тронулся в путь. Узнав об этом, Ленинградский областной комитет партии направил в Партизанский край шифровку с просьбой прислать в осажденный город специальную делегацию. В число двадцати двух посланцев был включен и Михаил Харченко. И это логично. Имя его уже стало символом мужества и отваги.

С июля 1941 по март 1942 г. в боях на оккупированной территории нынешней Псковской области он уничтожил более сотни фашистов, вместе с другими партизанами захватил много военных трофеев.

Партизанский обоз, вышедший из деревни Семеновщина, двинулся к деревне Нивки – главному сборному пункту, куда свозили продукты из всех окрестных деревень. Путь был извилистый, пролегал по лесным просекам и болотам. Тем же маршрутом следовала и специальная делегация.

Ленинградский поэт Виссарион Саянов писал:

Кто в метелицу выехал? Кто там? —

Это мы – пусть крепчает мороз!

По деревням глухим, по болотам

Партизанский проходит обоз.

…Мы идем бездорожьем, где пламя,

Где пожарища грозная тень.

Братья кровные! Слышите? С вами

Партизаны родных деревень.

В ночь с 15 на 16 марта партизанский обоз дошел до линии фронта.

Алексей Жердев, боец 8-й гвардейской стрелковой дивизии имени генерала Ивана Васильевича Панфилова позднее вспоминал: «В ту ночь нас подняла на ноги стрельба за вражеской линией. Слышались разрывы гранат, пулеметные очереди. Не сразу мы поняли, что происходит в немецком тылу. Вскоре на нейтралку прошла полковая разведка, а за ней двинулись минеры и стали вехами обозначать проходы в минных полях. И вдруг на „ничейной“ земле показались… крестьянские сани, запряженные лошадьми. Они мчались к нашим окопам. А мы не верили своим глазам. Ведь не танки – обоз прорывал фронт! Волнение охватило бойцов. Многие даже поднялась на бруствер… „Давай!“ – слышалось из наших окопов. Скоро груженые сани уже проносились мимо. Возчики – среди них женщины и подростки – во всю мочь гнали коней. На следующий день командование объявило, что через фронт прошел обоз с хлебом для Ленинграда…».

Обоз был проведен через линию фронта и доставлен в Кобону, а оттуда через Ладожское озеро по Дороге жизни – в Ленинград.

В город делегация прибыла 29 марта и при встрече с партийным руководителем Андреем Александровичем Ждановым в Смольном передала ему письмо партизан и жителей края, а также чек на 127 тысяч рублей, собранных в Фонд обороны и сданных в Валдайское отделение Госбанка.

Несколько дней Михаил Харченко с боевыми соратниками выступали перед ленинградцами на Кировском и Балтийском заводах, на «Большевике», табачной фабрике им. Урицкого, в Московском районном комитете партии.

Вскоре за проявленное мужество участников обоза наградили орденами и медалями, а пулеметчик Михаил Харченко 8 апреля 1942 г. удостоился звания Героя Советского Союза.

Вернувшись в Партизанский край, он продолжал борьбу с фашистами. Харченко погиб 12 декабря 1942 г. Его могила находится в родном ему поселке Дедовичи. На стене поселкового школьного здания установлена мемориальная доска, поставлен обелиск и названа улица его именем.

В 1960-е гг. в 104-й ленинградской средней школе создан музей, посвященный 2-й Ленинградской партизанской бригаде. Школа вышла с инициативой о наименовании в городе улицы в честь Героя Советского Союза Михаила Семеновича Харченко, и в 1969 г. Антоновский переулок в Выборгском районе, называвшийся по фамилии землевладельца, получил имя Михаила Семеновича Харченко. Это имя присвоили и школьной пионерской дружине.

Вероятно, доброе патриотическое начало было заложено вместе с фундаментом здания, спроектированного Владимиром Мунцем. По некоторым сведениям, первоначально оно должно было стать детским военным училищем, но в итоге стало общеобразовательной школой. Сегодня – это памятник архитектуры, находящийся под охраной государства.

Отрадно, что в 1990-е гг., когда в некоторых школах варварски уничтожались музеи боевой славы, 104-я школа им. Героя Советского Союза М.С. Харченко сохранила и музей, и бюст героя, и само имя Харченко.

Имя, которым можно и нужно гордиться.

И снова обратим внимание на комплексность застройки Лесного проспекта в предвоенные годы. Дома, числящиеся под № 65, – это городок студенческих общежитий Политехнического института, строившийся в 1929–1932 гг. Сергеем Бровцевым в соавторстве с A.B. Петровым и М.Д. Фельгером.

До недавнего времени перекресток с улицей Капитана Воронина украшали два симпатичных домика начала прошлого века, один из них построил Федор Лыхин, другой – Антоний Носалевич. К сожалению, их снесли для строительства новых, ничем не примечательных жилых домов.

Эта улица проходит от Большого Сампсониевского проспекта до улицы Харченко. Средний ее участок, от Финляндской железнодорожной линии до Лесного проспекта, в 1980-е гг. вошел в территорию конструкторского бюро специального машиностроения.

Первоначально, с 1860 г., это была Средняя Муринская улица. Муринскими, с разными статусными частями и поясняющими словами, в то время называлось более десятка проездов Выборгской стороны, ведущих в сторону села Мурина. Существовали варианты Малая Муринская улица и Средняя Муринская дорога. 5 марта 1871 г. проезд стал официально именоваться Муринским переулком. А 16 января 1964 г. его переименовали в улицу Капитана Воронина, в честь прославленного полярного капитана. Выбор улицы был обусловлен тем, что Воронин жил в Выборгском районе с 1935 г.

Потомственный помор Владимир Иванович Воронин (1890–1952) вошел в историю освоения Арктики многочисленными походами. В 1928 г. ледокольный пароход «Георгий Седов» под командованием капитана Воронина принял участие в спасении экипажа дирижабля «Италия», а через год это судно отправилось на землю Франца-Иосифа с правительственной экспедицией, возглавлявшейся Отто Юльевичем Шмидтом. На земле Франца-Иосифа водрузили советский флаг, тогда же открыли четыре острова в Карском море. В этом походе установлен рекорд свободного плавания в высоких широтах: 82 градуса 12 минут северной широты. Еще ряд островов в северо-восточных районах Карского моря, до этого никем не посещенных, открыла экспедиция «Георгия Седова» в 1930 г.

В 1934-м В.И. Воронин – капитан «Челюскина», не приспособленного к плаванию во льдах парохода, отправленного в экспедицию по настоянию О.Ю. Шмидта и высших партийных кругов Советского Союза. Судно раздавили льды в Чукотском море. Операция по спасению челюскинцев стала одной из самых известных в стране.

Капитан Воронин 13 февраля 1934 г. последним сошел на лед с тонущего судна и последним же, 13 апреля 1934 г., его вывезли из ледового лагеря на самолете. После челюскинской эпопеи он три года командовал ледоколом «Ермак».

После Великой Отечественной войны Владимир Иванович назначается капитаном первой советской антарктической китобойной флотилии «Слава», что положило начало советскому изучению и освоению Антарктики.

Между тем, заканчивается Лесной проспект, как ему и положено по названию, в лесу. Вернее, в парке Лесотехнической академии. Ныряя второй раз под железнодорожный мост за 1-м Муринским проспектом, проспект превращается в тихий проезд. По левой стороне его стоят два деревянных дома с придомовыми участками. И, кажется, ничто не напоминает о близости большого города.

Территория, которую передали Лесному институту в 1811 г., довольно долго оставалась нетронутой. Только в 1825 г. утвержден проект министра финансов Егора Францевича Канкрина о перспективе ее развития – строительстве зданий, отведении места под институтские огороды и парк. В этом же году, 10 сентября, на окраине еще совсем неблагоустроенного парка состоялась дуэль между флигель-адъютантом Александра I Владимиром Новосильцевым и поручиком лейб-гвардии Семеновского полка Константином Черновым.




Лесотехническая академия. Фото 1930-х гг.


Причиной дуэли послужил отказ Новосильцева жениться на сестре Чернова, с которой уже состоялось обручение. Отказу способствовала мать флигель-адъютанта, не пожелавшая, чтобы ее сын женился «на какой-нибудь Черновой, да еще вдобавок и Пахомовне».

Отцом Екатерины Черновой и поручика Константина Чернова был незнатного рода генерал-майор Пахом Кондратьевич Чернов и знатная графиня Екатерина Владимировна Новосильцева, урожденная графиня Орлова, не пожелала иметь незнатную родню.

Секундантом Чернова стал адъютант генерал-губернатора Михаила Милорадовича и поэт Кондратий Федорович Рылеев, приходившийся Чернову двоюродным братом.

Дуэль закончилась смертью обоих участников. Новосильцев скончался на 14 сентября 1825 г., Чернов – 22 сентября.

В предсмертном письме Чернов написал: «Пусть паду я, но пусть падет и он, в пример жалким гордецам, и чтобы золото и знатный род не насмехались над невинностью и благородством души».

Похороны офицера Семеновского полка превратились в настоящую общественную демонстрацию. Рылеев написал стихотворение «На смерть Чернова», оно звучало как клятва чести будущих декабристов:

«Клянемся честью и Черновым

Вражда и брань временщикам,

Царей трепещущим рабам,

Тиранам, нас угнесть готовым.

Нет! Не Отечества сыны

Питомцы пришлецов презренных.

Мы чужды их семей надменных:

Они от нас отчуждены.

Так, говорят не Русским словом,

Святую ненавидят Русь.

Я ненавижу их, клянусь,

Клянуся честью и Черновым.

На наших дев, на наших жен

Дерзнет ли вновь любимец счастья

Взор бросить полный сладострастья,

Падет, Перуном поражен.

И прах твой будет в посмеянье,

И гроб твой будет в стыд и срам.

Клянемся дщерям и сестрам:

Смерть, гибель, кровь за поруганье.

А ты, брат наших ты сердец,

Герой, столь рано охладелый,

Взносись в небесные пределы:

Завиден, славен твой конец.

Ликуй, ты избран Русским богом

Нам всем в священный образец,

Тебе дан праведный венец,

Ты чести будешь нам залогом.

Кстати, некоторое время назад это стихотворение приписывали и Вильгельму Кюхельбекеру, но все же литературоведы сделали окончательный вывод в пользу авторства Рылеева.

Место дуэли Чернова и Новосильцова позже отметили круглыми гранитными плитами, а в 1834 г. мать Новосильцева, Екатерина Владимировна (урожденная Орлова) на месте корчмы, где скончался ее сын, на свои средства начала строить каменную церковь во имя святого князя Владимира. Впоследствии рядом с церковью построили дома богадельни. Все постройки производились по проекту архитектора Иосифа Шарлеманя 1-го с 1834 по 1842 г., после чего здесь было устроено Орлово-Новосильцевское благотворительное заведение, Екатерина Владимировна Новосильцева руководила им до своей смерти, последовавшей в 1849 г. Дальнейшие заботы о заведении взяли на себя ее наследники.

Есть сведения, что в конце XIX – начале XX столетий у русских офицеров существовал обычай посещать эту церковь перед грозящей им опасностью. К сожалению, церковь не сохранилась, ее снесли в июне 1932 г. Часть ценного имущества, в том числе две алтарные картины академика живописи Максима Воробьева (1787–1855) передали в Русский музей. А вот богаделенские здания дошли до наших дней. Их современный адрес: проспект Энгельса, 1–5.

Первые корпуса Лесного института построены в 1826-1830-х гг., их авторы – зодчие Константин Тон и Александр Неллингер. Затем в 1880-е гг. перестраивал и расширял Межевой и Лесной институты архитектор Роберт Першке. Гражданский инженер Адам Дитрих в начале XX в. построил водонапорную башню, Аспирантский корпус и корпус профессорских квартир. Все постройки Лесотехнического университета им. С.М. Кирова, как сейчас официально называется вуз, взяты под государственную охрану как памятники истории и архитектуры.

Конец ознакомительного фрагмента.