Меры, методы и их влияние в антикоррупционной политики России и общественных отношениях
Коррупция – использование лицом публичного (властного) ресурса с целью получения выгоды в материальной или нематериальной форме для себя или для третьих лиц, Коррупция – явление, существующее в системе государственного управления с момента появления института власти. На данный момент повышается аспект гражданское антикоррупционного образование социальных групп направленного на формирование активной гражданской позиции среди студентов, молодежи и населения в целом.
Современные коррупционные схемы трансформируются согласно развитию общества, и контролирующие органы не всегда успевают это отслеживать. Формирование же гражданской позиции, социальной активности среди граждан, а прежде всего среди молодежи позволяет более эффективно пресекать такие схемы, но прежде всего, проводить профилактику. Современная коррупция – это не элементарный уголовно-правовой феномен, который можно было бы квалифицировать конкретной нормой уголовного кодекса как отдельный состав преступления. Коррупцию следует рассматривать как криминологическое, социально-экономическое явление, обладающее многоструктурным и многоуровневым содержанием, в содержательный объем которого входит комплекс неоднородных видов общественно опасных деяний. Можно с уверенностью сказать, что коррупция распространяется во всех сферах общественной жизни. Коррупцией следует считать осуществляемое любыми способами и при любых условиях извлечении выгоды из своего положения в системе государственной власти или из связанного с ним своего общественного статуса в корыстных целях. По существу, все охраняемые законом общественные отношения могут стать объектом преступной деятельности коррумпированных должностных лиц. В частности, ими могут быть совершены: государственная измена и разглашение государственной тайны, контрабанда, воспрепятствование законной предпринимательской деятельности, регистрация незаконных сделок с землей, должностной подлог, привлечение заведомо невиновного к уголовной ответственности и вынесение заведомо неправосудных приговора, решения, или иного судебного акта и т. д. Однако если большинство этих преступлений есть лишь результат подкупа должностных лиц, как бы следствие коррупции, то некоторые из них выражают саму суть данного явления, когда работники аппарата управления используют свою должность для незаконного обогащения. Использование служебного положения в корыстной или иной личной заинтересованности может быть представлено следующими разновидностями: завладение с использованием служебного положения чужим имуществом путем его изъятия вопреки воле собственников; использование служебного положения при совершении других действий корыстного характера, не связанных с завладением чужим имуществом. Данное последствие может выражаться в виде реального материального ущерба, в у пущенной выгоде, а также в причинении иного вреда различным интересам (нарушении конституционных прав и свобод граждан, подрыве авторитета органов власти, создание помех и сбоев в работе, сокрытии крупных хищений и т. п.); «классическая» разновидность проявления коррупции – получение должностным лицом материальных ценностей и услуг материального характера в связи с занимаемой должностью с ведома лиц, передающих эти ценности или оказывающих услуги (например, с целью побудить должностное лицо к соответствующему действию, правомерному или противозаконному и др.); непосредственное участие должностных лиц и государственных служащих, депутатов в коммерческой деятельности для извлечения личной выгоды или корпоративной. Профилактика в сфере экономических преступлений, возможна только при подготовке грамотных кадров. Максимально эффективно на наш взгляд в борьбе с таким явлением может выступать молодежь. Молодежь, во-первых, более погружена в информационные технологии в отличие от представителей более старших поколений. Во-вторых молодежь более социально активна, быстрее воспринимает и передает информацию, быстрее обучается. Молодежь ощущает перспективность в личностном развитии, приобретении новых навыков и опыте, так как молодежи и студентам важны перспективы карьерного роста, что возможно только при постоянном развитии во всех сферах деятельности. В-четвертых, молодежь, проходящая через жизнь в новом информационном обществе, как не одна другая социальная группа, ощущает на себе минусы, и плюсы этого общества, а зная минусы и плюсы, можно более эффективно воздействовать на ситуацию.
Коррупционные схемы наносят большой экономический ущерб, а также утаивают возможные поступления в бюджет через коррумпированные схемы, что опять же «бьет по бюджету». Как заявил Руководитель Администрации Президента РФ С. Б. Иванов: «Коррупция – угроза национальной безопасности».[16] Именно такой оценки на сегодняшний момент заслуживает достигнутый этим явлением уровень, влияние которого крайне негативно сказывается на осуществлении основных функций государства: обеспечение безопасности и правосудия. Именно коррупция нарушает основной принцип существования общества – принцип справедливости.
В результате доминирования личных меркантильных интересов при осуществлении полномочий рядом должностных лиц (разного уровня управления) реализация ими государственных (общественно-значимых) задач извращается. Таким образом, степень управляемости бюрократического аппарата снижается. Коррупция в целом снижает международный статус России в глазах международного сообщества и предпринимателей, что снижает уровень возможных инвестиций в Россию, что опять же наносит экономический ущерб, как гражданам, так и государству, снижает возможность реализации социальных программ, социальных обязательств государства, и тормозит развитие в целом.[17]
К основным причинам коррупции можно отнести: отсутствие оптимальной системы антикоррупционных законов и подзаконных актов; существенные недостатки и грубые ошибки в проведении экономических и социальных реформ; слабость и нерешительность государственной власти на местах; кадровую, техническую и оперативно-тактическую неподготовленность правоохранительных органов к противодействию организованной преступности, в том числе коррумпированным структурам; минимальный риск разоблачения коррупционеров и отсутствие жестких по отношению к ним мер ответственности; привилегии на распоряжение собственностью и услугами, которые находятся в руках ограниченного числа чиновников.
Существует проблема участие в коррупционных схемах и процессах современной России всех групп и слоев гражданского общества, в качестве дающих и берущих взятки, при этом отсутствует сильное общественное порицание, приводящее к эффективному разрешению таких ситуаций. Важность решения такой проблемы – прежде всего выход из коррупционных схем социальных групп, которые дают взятки, чрезвычайно затруднит осуществление таких схем, заставит коррупционеров либо избегать их, либо идти на должностные преступления, что уголовно и дисциплинарно наказуемо. Также преступления коррупционного характера, также через коррупционные схемы и «разрешаются», а безнаказанность ведет к вседозволенности и дальнейшему нарастанию процессов взаимодействия «берущих и дающих взятки» на всех уровнях.
При изучении сущности коррупции как социального явления можно определить факторы, в той или иной степени препятствующие борьбе с ней: значительная распространенность коррупционных правонарушений в условиях ограниченности средств, выделяемых для нужды органов, призванных противостоять этому явлению; определенная ограниченность возможностей уголовного законодательства в части формулирования признаков коррупционных преступлений и конкретных форм их совершения; трудности в оперативном выявлении и уголовно-процессуальном доказывании фактов коррупции; недостаточное предупредительное воздействие мер уголовной ответственности.
Существует целый комплекс до сих пор неразрешенных вопросов или их решение проходит крайне медленно и не эффективно, а именно: несмотря на то, что провозглашается антикоррупционная политика, а законодательство постоянно ужесточается, до сих пор отсутствуют реальные показатели коррумпированности органов власти, что делает существующие антикоррупционные программы – неэффективными (ужесточение 2007 года, ужесточение 2008 года[18],[19], предложение 2011 года[20], 2013 год[21], 2016 год[22]). Отсутствуют совместные (с учетом зарубежных методик и практического опыта) программ обучение антикоррупционным технологиям; 4. Отсутствие совместных и интегрированных ресурсных центров (органы государственного и муниципального управления – образовательные учреждения – общественные структуры – гражданское общество – бизнес сфера) обучения антикоррупционным технологиям; Низкий показатель индекса восприятия коррупции в России во взаимоотношениях с европейским сообществом (в 2011 году Россия – 2,4 балла (143 место из 183 стран).[23]
К числу негативных социальных последствий коррупции относятся: дискредитация права как основного инструмента регулирования жизни государства и общества; отвлечение значительных государственных средств от целей общественного развития, увеличение и консервация резкого имущественного неравенств, бедность значительной части населения; укрепление организованной преступности, увеличение социальной напряженности и др. К негативным политическим последствиям коррупции можно отнести: смещение целей и задач политики от общенационального развития к обеспечению властвования коррупционных группировок; уменьшение доверия власти, рост ее отчуждения от общества; падение престижа страны на международной арене; снижение политической конкуренции.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что под угрозу в целом ставятся гарантированность прав и свобод всех членов общества, сохранение конституционного строя, законности и правопорядка в государстве. Коррупция без постоянного противодействия и усиления борьбы с нею имеет свойство расширяться и совершенствоваться, поэтому антикоррупционная функция является одной из основополагающих функций любого государства. Основной целью антикоррупционной политики каждого государства является обеспечение защиты прав и законных интересов граждан, общества и государства от угроз, воздействия и последствий коррупции, а также укрепления доверия общества к государству и его институтам.
С точки зрения бюджета, по мнению экспертов, сегодня коррупция в России – один из самых доходных и высокоорганизованных бизнесов с оборотом порядка 300 миллиардов долларов в год (только в системе государственных закупок ежегодно теряет 1 триллион рублей)[24]. По данным Банка России, в прошлом году 35 миллиардов долларов были выведены в рамках, так называемых, сомнительных финансовых операций.[25]. Ежегодно суммы сомнительных операций и вывода средств за рубеж только возрастают. Общероссийский народный фронт (ОНФ) в рамках проекта контроля за гос. закупками выявила факты сомнительных покупок на 175. млрд руб.[26]
Значимость борьбы с коррупцией трудно переоценить, и данная тема крайне актуальна: высокий коэффициент коррупции снижает привлекательность для инвестиций в экономику и иные социально и экономически значимые сферы, государство же теряет возможные налоговые поступления. Также при ужесточении антикоррупционного законодательства, наблюдается отток капиталов и их владельцев, что также ставит под вопрос способы получения этого капитала[27]. Создание действенных и эффективных механизмов, являются как один из способов борьбы с коррупцией, но прежде всего проект обусловлен не только пресечением уже свершившихся фактов преступления, но и их заблаговременная профилактика.
Общественные организация, являющиеся участниками общественного пространства, активно формирующие гражданскую позицию среди различных социальных групп обязаны участвовать в формировании, реализации, и оценки программ антикоррупционного обучения.
Основными методами борьбы, которые выделяется как общественными деятелями, политиками, экспертами, можно обобщить: данные меры должна включать в себя меры, направленные на решение следующих задач: организация борьбы с коррупцией на всех ее уровнях; сужение поля условий и обстоятельств, благоприятствующих коррупции; уменьшение выгод для обеих сторон, участвующих в коррупционной сделке, от заключения последней; увеличение вероятности выявления коррупционных действий и наказания за причиненный ими вред; влияние на мотивы коррупционного поведения; создание атмосферы общественного неприятия коррупции во всех ее проявлениях.
Четко разграничить функции принятия решений, реализации решений, контроля, предоставления услуг. Сейчас многие административные ведомства совмещают выполнение этих функций. Это не только снижает эффективность управления, но и способствует коррупции. Введение персональной ответственности должностных лиц в сфере распоряжения средствами и имуществом. Сейчас у нас, в отличие от большинства других стран, основная часть подобных решений принимается коллегиально: Администрациями или всевозможными комиссиями. Коллективная безответственность замечательный щит для коррупции. Необходимо также введение открытых конкурсов на государственные заказы и закупки. Там, где это невозможно, должны применяться жесткие спецификации и стандарты на продукцию и услуги. Уменьшение монополии и создание конкуренции в сфере оказания государственных услуг приведет к снижению возможностей для коррупционной деятельности. Рынок коррупционных услуг функционирует по законам «экономики дефицита», поэтому необходимо всячески облегчать доступ граждан к государственным услугам. Бюджетное недофинансирование органов исполнительной власти заставляет их создавать внебюджетные фонды, пополняемые за счет отчислений, связанных, как правило, с выполнением ведомством своих функций (платежи, штрафы и т. п.). Внебюджетные фонды контролируются гораздо слабее, что способствует разрастанию коррупции.
Реформа государственной службы является центральным звеном в комплексе антикоррупционных мер, имеющих профилактический характер. Существенное увеличение денежного содержания государственных служащих (что особенно важно для низшего и среднего звеньев) будет способствовать снижению коррупции. В Сингапуре, успешно реализовавшем антикоррупционную программу, существенное повышение заработной платы началось задолго до начала экономического процветания страны и в условиях крайне распространенной коррупции. Одновременно с увеличением денежного содержания и введением мощной системы социальных гарантий необходимо избавляться от устаревшей системы ведомственных льгот, связанных с бытом чиновников.
Необходима также отладка механизмов прохождения службы с учетом разграничения юридического статуса профессиональных чиновников и «политических назначенцев». Установление для руководителей в органах исполнительной власти ограничивающих квот на включение в круг своих подчиненных «политических назначенцев» дает полезный эффект, апробированный в мире.
Повышение престижа государственной службы необходимо для избавления от вредного мифа «воруют все», создающего дополнительный благоприятный фон для распространения коррупции. Средствам массовой информации нужно помогать «отделять зерна от плевел». Полезно введение профессиональных конкурсов на низовом уровне и корпоративных наград за честность и профессионализм на среднем и высшем уровнях бюрократии. Здесь могут быть полезны как государственные усилия, так и активность негосударственных организаций.
Конец ознакомительного фрагмента.