© В. Г. Милославский, 2017
© Оформление ООО «Бук», 2017
Особенности и этапы процессов управления социализацией в общественных организациях
В условиях глобальной трансформации современного российского общества повышается риск социальной дезинтеграции и распад традиционных норм, регулирующие социальные взаимодействия. Наиболее чувствительно и остро, ситуацию на себе ощущает молодежь [7]. Общественные организации играют большую роль в процессе социализации, построении демократического общества, с участием социально ответственными гражданами. Активность гражданских институтов растет с каждым годом, связи между ними и общественными группами каждый год претерпевают значительные изменения, и усложняясь. На данный момент базовые общественные отношения выделяются во взаимодействия так называемых секторов – Первый сектор – государство, Второй – коммерческие кампании, Третий – некоммерческий, Четвертый – СМИ. В данном работе рассматривается влияние Третьего сектора на процесс социализации в обществе, значимость и специфику социализации через деятельность общественных организаций. Социализация – процесс и результат усвоения и последующего активного воспроизводства индивидом социального опыта. Процесс социализации неразрывно связан с общением и совместной деятельностью людей.
Процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для его успешного функционирования в данном обществе, и функционирование общества как такового. Социализация является необходимым элементом современного гражданского общества, становления демократии, развития правового государства, как на местном, так и на общероссийском уровне. Основой правового, гражданского общества является – социально ответственный гражданин, социализированный через позитивные ценности этого общества. В современном мире нельзя взаимодействовать без знаний, опыта и понимания работы, социальных и государственных институтов, судов, институтов власти, с которыми часто приходиться сталкиваться в повседневности всем социальным группам и возрастам. У индивидов не было бы тех общих навыков и представлений, которые необходимы им для того, чтобы координировать свои действия и объединять отдельные жизни (общественную, коммерческую, правовую, семейную и т. д.) в единый общественный организм [8]. Индивидуальное поведение человека, таким образом, представляет собой основу и срез понимания жизни всей социальной группы и общества. Общественные организации имеют большое значение в процессе социализации личности к ценностям общества. По данным исследований Высшей Школой Экономики, опубликованным в конце 2007 года, в России социально активны 10–15 % дееспособного населения. Многие из этих людей так или иначе представляют некоммерческий сектор. Однако некоммерческих организаций по-прежнему мало. Одним из важнейших продуктов социализации общественными организациями является формирования зрелой, опытной, социально активной личности.
Общественные организации – неправительственное/ негосударственное добровольное объединение граждан на основе совместных интересов и целей. Иногда используется определение «третий сектор» (общественный) в дополнение к публичному и частному секторам. Термин имеет юридический смысл – в статье 8 Федерального закона от 19 мая 1995 года г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях». Есть мнение, что некоммерческие организации лучшим образом выполняют социальные, общественные, социализирующие функции, чем само государство и структуры, управляемые им, так как самими некоммерческими организациями управляют их члены и только в рамках основной цели конкретной организации, что увеличивает эффективность социализации в конкретной области. Личность как субъект социальных отношений, прежде всего, характеризуется автономностью, определенной степенью независимости от общества, способной противопоставить себя обществу, но, как правило, обществом социализируемая. Личная независимость сопряжена с умением властвовать над собой, а это, в свою очередь, предполагает наличие у личности самосознания, т. е. не просто сознания, мышления и воли, а способность к самоанализу, самооценке, самоконтролю, саморазвитию. Сущность социализации состоит в сочетании приспособления и обособления человека в условиях конкретного общества или организации. Важное значение социализации, лояльности общим ценностям, получение и принятие, а также передача опыта, требует высокий уровень организационной культуры, как организации, так и непосредственно менеджеров организации [6]. Процесс социализации и адаптации тесно взаимосвязаны. Адаптация предполагает согласование требований и ожидание социальной среды по отношению к человеку с его установками и социальным поведением; согласование самооценок и притязаний человека с его возможностями и с реалиями социальной среды. Таким образом, адаптация к социальным и гражданским ценностям – это процесс и результат становления индивида социальным существом. Обособление – процесс автономизации человека в обществе. Результат этого процесса – потребность человека иметь собственные взгляды и наличие таковых (ценностная автономия), потребность иметь собственные привязанности (эмоциональная автономия), потребность самостоятельно решать лично его касающиеся вопросы, способность противостоять тем жизненным ситуациям, которые мешают его самоизменению, самоопределению, самореализации, самоутверждению (поведенческая автономия). Таким образом, обособление – это процесс и результат становления человеческой индивидуальности через процесс социализации (гармонизации) с обществом. Процесс социализации человека осуществляется широким набором универсальных средств, содержание которых специфично для того или иного общества. Многие аспекты социализации в НКО и её реализация исходят из психологии, педагогики и философии. У НКО есть определенная структурированная модель социализации, и большинство организаций используют её осознано или нет. Социализацию в общественных организациях можно разделить на несколько этапов. Каждый этап социализации предполагает развитие как в вопросах теории, так и практики, или применение теории в практики, с использованием модели делегирования ответственности, на основе модели, с адаптацией по НКО – «Лидер – Ведомый» [1]
Первый этап: Теория: ознакомление (адаптационный период) когда человек в рамках организации знакомиться с другими членами организации, с корпоративной культурой, узнает азы работы НКО. Практика первого этапа: «Проба пера» (зона малой ответственности) когда человеку поручаются легкие задачи, не требующие специфических знаний или опыта, и в случаи их невыполнения, организации не будет нанесен имиджевый или материальный ущерб.
Второй этап. Теория: углубленное изучение – погружение в организационную структуру, изучение организационных моделей организации и стиля работы со стороны. Практика второго этапа: «Внедрение» (зона средней ответственности) практическая апробация организационной культуры, исполнение задач и поручений, требующие начальных специфичных навыков работы в НКО.
Третий этап: Теория: изучение специфики, передача принятого опыта от зоны ознакомления и углубленного изучения (теоретическая база) передача от зон малой и средней ответственности (практический опыт) членам организации, находящимся на первом и втором этапе социализации. Практика третьего этапа: руководство процессами, микрогруппами, группами (зона высокой ответственности)
Четвертый этап: Теория и практика объединены и происходят синхронно: актов несет представительские функции руководителя – уровень взаимодействия с партнерами, большими социальными группами, органами власти, объединениями общественных организаций (молодежные объединения, объединения организаций, молодежные парламенты, общественные палаты различных уровней и ассоциации – это зона повышенной ответственности. Как правило, на четвертом этапе, руководитель дистанцируется от участников первых этапов социализации, для наблюдения за ними со стороны, и кураторства участников третьего этапа. Это происходит из-за ощущения участником четвертого этапа – себя выше других, начало формирование своего личного/персонального имиджа, дистанция от возможных ошибок и своей непричастности к участникам других этапов. Участник четвертого этапа, может вызывать недоумение, агрессию или непонимание участников предыдущих этапов, так как видят его «над собой» но еще в рамках одной рабочей структуры (организации любой формы). При этом тут срабатывает лишь психологические аспекты взаимоотношения. На данном этапе теория и практика соединяются, так как руководителю нужно знать историю и развитие других организаций, органов власти, устройство коммерческих кампаний и их интересы для своей эффективности. В практической области – уметь вырабатывать концептуальные стратегические и тактические решения, как для своей организации, так и для партнерских, также и их эффективное взаимодействие внутри любых других структур, без ущерба для всех участников процесса. Зона повышенной ответственности свидетельствует о завершении процесса социализации в рамках структуры, и человек становиться агентом активной социализации социальных групп – участников как своей (донорской т. е. взращивающей) организации, других организаций (организации благополучатели) так и общегражданских социальных процессов (через объеденные или координирующие советы – молодежные советы, молодежные парламенты, молодежные правительства, молодежные собрания при органах государственной власти на консультативных началах – регионального и федерального значения) Со временем индивиды организации становятся активными агентами, формирующими как самих себя, так и окружающий мир. Своими действиями они изменяют мир, в котором живут, и в свою очередь формируются и изменяются в результате собственной деятельности. Такое динамическое взаимодействие между индивидом и его окружением составляет основу человеческого ума, знаний и культуры, и способствуют постоянной социализации окружающих, передают знания, оказывают публичные услуги [5].
Продукт процесса социализации в НКО. Организации в рамках общества работают как с большими группами людей – государственные институты, крупные компании, государственные компании; средние группы – средние коммерческие кампании, другие общественные организации и институты гражданского общества; малые – индивидуальны предприниматели, руководители организаций, члены непосредственно самой организации и другими организациями на неофициальном уровне. На каждом из этих уровнях при взаимодействии с НКО «производятся» продукты социализации. Сущность продукта социализации состоит в сочетании приспособления и обособления человека в условиях конкурентного общества. Процесс социализации достигает определенной степени завершенности при достижении личностью социальной зрелости, которая характеризуется обретением личностью интегрального социального статуса. Достижение такого статуса возможно при общественном участии всех элементов общества – коммерческих компаний, высших учебных заведениях, государственных органов, организаций некоммерческого сектора [1]. Однако в процессе социализации возможны сбои, неудачи. Проявлением недостатков социализации является отклоняющее (девиантное) поведение. Этим термином чаще всего обозначают различные формы негативного поведения лиц, сферу нравственных пороков, отступления от принципов, норм морали и права. К основным формам отклоняющегося поведения принято относить возможную правонарушаемость, включая преступность, пьянство, наркоманию, проституцию, самоубийство. Социализация в рамках общественных организаций – которые призваны вырабатывать четкие и ясные жизненные принципы, установки и векторы развития человека – способствуют профилактики таких негативных явлений.
В области личностного развития человека продуктом социализации НКО будет выступать – социально ответственная личность, обладающая специфическими навыками управления (схожие с коммерческими), хорошей подготовкой к публичным выступлениям, знание и обладание возможностями по созданию и реализации социальных проектов, хорошими навыками коммуникации, которая возникает при работе в большинстве НКО. В области общественного развития продуктом социализации через НКО – гражданское участие большего количества населения, ответственность, опыт социальных групп в изменение социальной действительности, формирование нового опыта посредством соединения различных практик, совершенствование институтов гражданского общества, активное формирование правового государства, увеличение электоральной активности, плюрализм мнений. В области культурной социализации в рамках НКО – многие организации кроме проведения социально значимых мероприятий работают в области сохранения культуры, передачи культуры, на международном уровне организации могут транслировать одну национальную культуру в другие государства, объединять соотечественников, участвовать в охране культурного наследия более эффективно, чем государство, так как делает это на некоммерческой основе, исходя из своих внутренних ценностей и мировоззрения, содействовать эффективной реализации государственных программ (к примеру «Переселение соотечественников из-за рубежа» реализуемая с помощью НКО) Для государства продуктом социализации будет хорошо подготовленный кадровый состав и кадровый резерв, с передовым социальным опытом, новыми общественно-политическими технологиями, а также знанием текущей социальной обстановки Для семьи продуктом социализации будет – профилактика девиантного поведения, ответственность по отношению к семье за свои поступки, практика в общественных организациях помогает пониманию между членами семьи, а для молодых родителей опыт НКО является схожим опыту педагога в воспитании подрастающего поколения, с передачей передового социального опыта. Для коммерческих компаний – сотрудники с передовым общественным опытом, понимающие развитие процессов в обществе, а также со схожим опытом управления, планирование, стратегического планирования, проектирования и реализации проектов. Для политической системы продуктом социализации будет выступать – социально активный человек, понимающий как поверхностные, так и глубинные политические процессы, понимание процессов политического управления, принятия решений, формирование и управление личным и общим имиджем (к примеру-партии). Для политической системы социализация через НКО носит крайне важный характер для получения социально активного гражданина, так как многие процессы политических организаций схоже с некоммерческими организациями. Многие политические партии создают при «себе» общественные организации для формирования кадрового резерва, отбора, подготовки и фильтрации хорошо подготовленных кадров, для того что бы уже опытный человек вступал в партию, а не социализировался в партии, что в случаи его девиантного поведения может привести к угрозе имиджу, и падению партийных рейтингов. Особенности социализации и образования в общественных организациях Особенности социализации произведены на примере СРОО по поддержке гражданских инициатив «Общественный институт развития» (методика 2014–2015 год), СРОО «Ассоциация управленческих кадров» Поволжского Института Управления им. П. А. Столыпина (поволжский филиал) РАНХиГС при Президенте РФ (методика 2013–2015 год) в программах «Школа актива института», «Школа делового этикета и стиля», «Школа молодых лидеров» (Москва 2014), СООО (Саратовская областная общественная организация) Российский Союз Молодежи (методика 2014, на основе занятий «Школа НКО для молодежи» в рамках программ РСМ) [2] выявлены следующие особенности при проведении программ обучения в процессе социализации:
Интегративность – возможность объединения организации, высшей школы (института), коммерческих партнеров, органов власти и СМИ, вокруг одной темы, цели, проблемы или мероприятия, для максимально эффективного взаимодействия (корпоративно-синергетические связи).
Инклюзивность – погружение в обучающую среду, посредством ролевого взаимодействия, создание и решение реальных ситуаций в практической форме. Интерактивность – включенность всех участников в обучающий процесс с их активными ролями, что повышает эффективность обучения, и затрагивает практический опыт.
Возможная дистанционность – изучение материалов, посредством их пересылки в социальных сетях или электронной почтой, компонентом может стать – прочтение научной работы, аудиоматериала, видеоматериала, презентации, выполнение теоретического кейса (сборника заданий с практическим контекстом) без участия лектора или тьютора (кроме онлайн конференций) Как итог исследования можно выдвинуть следующее утверждение, что процесс повышения конкурентоспособности современной образовательной, социальной системы России, с развитие демократических основ, правового государства, на местном и федеральном уровне настоятельно требует обеспечения её значительного динамизма, высокой адаптивности к меняющимся внешним условиям, восприимчивости к различного рода инновациям, научно-техническому и общественному прогрессу. Это в полной мере относится ко всем составляющим общественной сферы, среди которых особое место занимают некоммерческие организации (НКО). По сравнению с коммерческими организациями, они ставят иные цели, используют особые механизмы взаимодействия с окружающим миром, управления и образования, что необходимо учитывать в процессе совершенствования их деятельности, при внедрении новых образовательных подходов, а также научно обоснованных принципов, функций и методов, для повышения гражданской социализации общества и становления демократических ценностей. Растущий интерес при этом вызывает стратегический менеджмент в общественных организациях – управленческая технология повышения эффективности и социализации работы в условиях изменчивой и неопределённой среды. С каждым годом объем публикаций, посвященных тем или иным стратегическим аспектам, значительно увеличивается как в нашей стране, так и за рубежом. Но до сих пор сохраняется дискуссионность и не проработанность многих вопросов, связанных с процессами формирования видения, миссии, перспективных целей и реализации различных стратегий на основе предвидения изменений с использованием гибких экспертных решений – необходимые для развития общества во всех областях. Именно посредством систематического взаимодействия членов НКО с гражданами состоящими членами других объединений, между организациями, структурами у индивида формируются свои собственные убеждения, моральные стандарты, привычки – всё то, что создаёт уникальность личности с одной стороны, и пользу всему обществу с другой.
Таким образом, социализация имеет три функции: Передача культуры и опыта от одного поколения другому с принятием лучших практик. Развитие осознанного Я, для формирования зрелой личности, ценной для общественных взаимоотношений всех институтов общества и её представителями. Развитие правового сознания, принятие демократических ценностей, взаимопонимания и уважения, ответственность за принятия решения – для развития демократических ценностей на федеральном и местном уровне.
Литература:
1. Горный М. Б. Общественное участие некоммерческих организаций // Публичная политика – 2006: сборник статей / под редакцией А. Ю. Сунгурова. – СПб.: Норма, 2006. С. 10–30.
2. Гера Р. Предпрофильная подготовка-составляющая успешной социализации. – Народное образование, 2008, № 2. С. 216. Золотарев Б. Е. методическое пособие «модель «Лидер-Ведомый «Дельта – информ», г. Москва.
3. Никандров Н. Д. Воспитание и социализация в современной России: риски и возможности. – Педагогика, 2007, № 1. С. 3.
4. Шаститко А. Е. Организационные рамки предоставления публичных услуг // Вопросы экономики. 2004. № 7. – С. 150–155.
5. Друкер П. Ф. Менеджмент в некоммерческой организации: принципы и практика / пер. с англ. М., 2007. Человек, история, культура. Саратов: сборник научных статей. Том 2. ПАГС им. П. А. Столыпина, 2003. С. 45.
6. Волков Ю. Г., Добреньков В. И., Нечипуренко В. Н., Социология: учебник / под ред. проф. Ю. Г. Волкова. – Изд. 2-е, испр. и доп. – М., 2003.
[1] Автор модели Золотарев Б. Е., кандидат физико-технических наук МНУЦ «Дельта – информ», г. Москва.
[2] Программы СРОО по поддержке гражданских инициатив «Общественный институт развития», СРОО «Ассоциация управленческих кадров», программы СООО «Российский союз молодежи».