Только под утро он разделся и уснул, и вот
во сне явился к нему маленького роста кошмар
в брюках в крупную клетку и глумливо сказал:
Голым профилем на ежа не сядешь!..
Святая Русь страна деревянная, нищая и …опасная, а
русскому человеку честь только лишнее бремя.
– Ах, ты! – вскричал во сне Турбин, – г-гадина, да
я тебя. – Турбин во сне полез в ящик стола
доставать браунинг, сонный, достал, хотел выстрелить в кошмар, погнался за ним, и кошмар пропал.
М. Булгаков «Белая гвардия»
© Лев Волохонский, 2016
© М. Волохонская, дизайн обложки, 2016
© М. Волохонская, иллюстрации, 2016
Редактор О. Корзинина
Редактор Л. Морган
ISBN 978-5-4483-0983-0
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
Предисловие
Зоновские понятия и этические ценности посткоммунистического общества
…институциональная структура тюремного
сообщества конгруэнтна институциональной
структуре общества советского типа…
А. Н. Олейник «Тюремная субкультура»
Сегодня, когда хотят кого-нибудь напугать, говорят: «Ну ладно, не хочешь по человечески, по понятиям – давай по закону».
К настоящему моменту завершается процесс конвергенции этических ценностей преступного мира и остальной части российского населения. Общество, за неимением иных ценностей, учится жить «по понятиям».
Понятия, в свою очередь, трансформируются в нечто новое. Собственно говоря, сами понятия – компромиссный вариант воровского закона, возникший после сучьих войн и изоляции носителей воровской идеи.
Трансформация закона в понятия, а понятий в общественную мораль чётко прослеживается в мифах, фольклоре, сленге, литературе, документах, прессе и памяти людей, в течение жизни которых эта трансформация произошла.
Преступный мир России до 1917 года очень сильно отличался от того, что мы привыкли сейчас под этим подразумевать.
Революция и гражданская война не только в корне изменила жизнь всего населения Российской Империи, но и создала благоприятную ситуацию для расцвета нового криминального сообщества. При полном бардаке в стране временами возникает неустойчивое единство большевиков и преступного мира на основе идеи «отнять и поделить». Но по мере того, как большевики становятся властью, революционная мораль входит в противоречие с преступной.
К 1921 году коммунисты полностью захватили власть в стране. И с этого момента идеи власти и преступного мира начали окончательно расходиться. Вначале власть считала преступников социально близкими и рассчитывала на их участие в построении коммунизма, потом начала сажать, надеясь на исправление трудом. Беломорканал, Волгоканал и другие стройки века предполагали их «перековку». Преступный мир не только «не перековался», но и выработал свою систему ценностей.
Постепенно революционная мораль становится государственной и входит в непримиримое противоречие с воровским законом. Миф о Павлике Морозове, заложившем родного отца и всю семью, несовместим с мифом о Маттео Фальконе, где отец убивает любимого сына за то, что он выдал бандита жандармам.
Примерно с 1937 года государство становится полностью тоталитарным и входит в жесткую конфронтацию с преступным миром.
Революционная мораль власти полностью становится тоталитарной, общественная мораль исчезает вместе с обществом, сохраняемые немногими христианские ценности становятся сугубо индивидуальными, а воровской закон ужесточается и из асоциального становится антигосударственным.
В стране остается всего 2 системы ценностей: тоталитаризм и воровской закон.
Начавшаяся война нарушила устоявшуюся систему и на воле, и в ГУЛаге. В силу военной целесообразности государство идёт на идейные уступки, допуская религию, патриотизм и всё, что может способствовать единению ради победы. Возникает некое разномыслие и некие зачатки общественной морали. В начале войны достаточно много зэков, кого принудительно, кого добровольно, отправляют в штрафные батальоны защищать родину.
ЗК из штрафбатов попадают в обычные войска, а законопослушные граждане в штрафбаты. С той и другой стороны происходит некоторое размывание моральных ценностей. Солдаты становятся слегка приблатнёнными, а ЗК малость ссученными. (Сам по себе факт ношения военной формы уже был грубым нарушением воровского закона). Воровской закон законсервирован исключительно в лагерях. Победа 45-го года повлекла за собой не только огромное новое пополнение лагерей, но и возвращение прошедших войну зэков. Вернувшиеся с войны урки хотели либерализации воровского закона, так как сами серьезно его нарушили. Сначала на Колыме, а потом и по всему ГУЛАГу к 1947 году вспыхнула так называемая сучья война, которая в глобальном масштабе закончилась примерно к 1953 году. И примерно с этого времени начались попытки к изоляции носителей воровской идеи.
Смерть Сталина повлекла за собой амнистию, хрущёвскую «оттепель» и, одновременно, усиление давления на воров, которых осталось уже не так много. В сложившейся ситуации жесткий воровской закон постепенно стал заменяться зоновскими понятиями, которые уже распространялись на всех порядочных заключенных. В то же самое время амнистированные и освободившиеся ЗК непроизвольно внедряют тюремные понятия во все слои общества.
В последовавший затем так называемый застойный период происходит постепенное исчезновение тоталитарной морали, притом, что тоталитарное государство сохраняется. В итоге у законопослушных граждан нет никакой общественной морали, а у преступного мира сохраняются понятия.
В 1986 году начинается перестройка. Появляются кооперативы и одновременно с ними рэкет. Воровские понятия опять претерпевают изменения в связи с совершенно новой ситуацией в стране.
Происходит становление т.н. «организованных преступных группировок» и превращение их в легальные и полулегальные структуры.
Понятия распространяются во всех слоях возникающего общества и в то же время меняются в сторону их либерализации. В настоящий момент они полностью утратили антигосударственный характер.
Христианские ценности ещё не имеют достаточного распространения, чтобы стать общественными, но среди людей, живущих по понятиям, становится всё больше верующих. В перспективе из такого симбиоза может сложиться новая общественная мораль.