Вы здесь

По Петербургу с книгой в руках. Путеводитель по северной столице на все случаи жизни. Из истории петербургских гостиниц (А. Ю. Гусаров, 2013)

Из истории петербургских гостиниц

Гостиничное дело в Санкт-Петербурге ведет свою историю с 1713 года, когда Высочайшим указом от 4 декабря власти приказали строить дома «для приезжих в город гостей». Возможно, еще до этого царского повеления на Троицкой пристани у Петровского моста открылся Трактирный дом, где путешественники могли пообедать и переночевать, но с 1713 года гостиничное дело становится для государства и города важным: за десять лет в городе возвели еще несколько деревянных казенных постоялых дворов, в частности в Литейной части (Литейная ул.). Санкт-Петербург строился, разрастался, его население увеличивалось. Император Петр I, обеспокоенный нехваткой постоялых дворов, в 1724 году издает новое распоряжение о «гербергах» (так по-немецки назывались тогда гостиницы), и в городе появляются еще пятнадцать постоялых дворов, где путники – а это были в основном иностранцы – могли спокойно переночевать и перекусить.

Прошлое гостиничного дела в Санкт-Петербурге знало несколько форм организации проживания приезжих. Постоялый двор совмещал в себе место для принятия пищи (трактир), комнаты для ночлега постояльцев и двор для размещения лошадей и экипажей приезжих. Тот же самый герберг, перенятый от немцев, и был, говоря по-русски, постоялым двором, а трактир, если мы его рассмотрим отдельно, в те годы мог совмещать в себе небольшую гостиницу и столовую, и только много позже этим заведением стали называть ресторан низшего разряда.

Санкт-Петербург стал столицей Российской империи, но после смерти его основателя и устроителя Петра Алексеевича город пережил некоторую остановку в развитии, хотя гостиничное дело даже в те годы имело определенный успех. Только после воцарения Елизаветы Петровны количество приезжих в Санкт-Петербург иностранцев и россиян вновь стало увеличиваться, что потребовало очередного изменения в законодательстве. 13 апреля 1750 года Высочайшим указом (Сенатским законом) был определен порядок содержания гербергов и их количество. «Ради приезжающих из иностранных Государств иноземцев, – говорилось в законе, – и всякого звания персон и шкиперов и матросов, также для довольства российских всякого звания людей, кроме подлых и солдатства, гербергам и трактирным домам быть в Санкт-Петербурге – 25, в Кронштадте – 5, в которых гербергах содержать, кто пожелает, квартиры с постелями, столы с кушаньем, кофе, чай, шоколад, бильярд, табак, виноградные вина и французскую водку».

В эпоху правления императрицы Екатерины II постоялые дворы и трактиры обложили акцизами, для чего провели упорядочивание их по разрядам. Постоянный рост числа подобных заведений лишь усиливал внимание правительства к важной отрасли городского хозяйства столицы империи, за деятельностью гостиничного бизнеса здесь следила Управа благочиния – городское учреждение с полицейскими функциями. Но тут надо заметить, что в разные годы функции контроля за гербергами и трактирами переходили и к другим государственным органам.

Несмотря на открытие новых постоялых дворов, в столице их не хватало. И с существующими были определенного рода проблемы: незаконные азартные игры, продажа алкогольных напитков из-под полы и ограбления, а иногда и убийства постояльцев. В истории сохранились названия городских гостиниц XVIII столетия: «Лондон», «Париж», «Любек», «Шведский трактир», «Неаполь». Уже тогда стало модным давать им европейские имена.

Новый XIX век привнес определенные изменения в гостиничное хозяйство Санкт-Петербурга. В столицу прибывало все больше гостей, причем с деньгами, и существующие постоялые дворы перестали удовлетворять растущие потребности как приезжих, так и самих петербуржцев. В это время в Европе стандарты в гостиничной сфере выросли, и общеевропейские веяния не могли обойти стороной столицу нашего государства. В Петербурге появляются гостиницы высокого уровня. В 1823 году их здесь насчитывалось девять, а названия трех из них многие встречали в литературе: «Демут», «Ревельское подворье» и «Веймар». К этому же классу относились рестораны, трактиры и кафе-рестораны. Наименование «герберг» постепенно уходило из употребления и замещалось знакомыми нам определениями «гостиница» или «отель». Тогда же появилась некая разновидность ресторана – «обеденный стол», к концу царствования императора Александра I их в столице было всего восемь. Среди низшего класса заведений все еще функционировали постоялые дворы, харчевни. Питейные заведения именовались кабаками и погребами.

В 1861 году появилось официальное определение трактира: «…открытое для публики помещение, в котором отдаются внаем особые покои со столом либо производится продажа кушанья и напитков». К трактирным заведениям с отдельными комнатами были отнесены также гостиницы и меблированные комнаты, а к заведениям, не имевшим особых покоев для сдачи внаем, приписали рестораны, харчевни, духаны, овощные и фруктовые лавки, пивные лавки и ренсковые (винные) погреба. Сюда же относились и станционные буфеты, клубы и рестораны при театрах. Отметим, что российское законодательство о трактирном промысле точно не устанавливало отличия всех указанных заведений друг от друга, к тому же большие полномочия по регулированию имели местные власти, особенно в части продажи спиртных напитков и порядка работы заведений, в основном питейных, а гостиницы и постоялые дворы имели здесь определенные привилегии.

Вторая половина XIX столетия отмечена бурным ростом числа столичных гостиниц, не говоря о трактирах и кабаках. Тогда появились гостиницы: «Европейская», «Москва», «Северная Пальмира», «Венеция», «Купеческая», «Метрополь», «Ярославль». В начале XX века строятся знаменитые гостиницы «Астория» и «Англетер», причем первая становится самым известным столичным отелем.

После 1917 года количество гостиниц в городе резко уменьшается – все они национализируются, и большая их часть приспосабливается для постоянного проживания. Лишь в 1960-1970-е годы в городе немного оживляется гостиничное дело – возводятся новые отели, рассчитанные на туристов, хотя качество обслуживания, не говоря уже о доступности самих гостиниц, оставляло в те годы желать лучшего. Еще с 1920-х годов в России власти делили все гостиницы на интуристовские и обычные. Первые обслуживали иностранцев, и их уровень и качество услуг были сносными, вторые предназначались для простых россиян, и слова «качество» и «услуги» не имели к ним никакого отношения.

Номер в современном петербургском отеле


Только к концу XX века гостиничное хозяйство Санкт-Петербурга медленно и верно начинает возвращать утерянные за сто лет позиции – открылись новые отели всех классов, многие гостиницы основательно реконструировались, начиналась борьба за клиентов. И глядя в прошлое петербургских отелей, хочется верить, что славные традиции столичного гостеприимства с честью продолжат нынешние работники одной из важнейших отраслей городского хозяйства – гостиничного бизнеса.

В настоящее время в Санкт-Петербурге работает более 700 гостиниц различного типа и уровня, и это без учета пригородов. В центре города располагается несколько роскошных отелей высочайшего уровня (пять звезд): «Гранд Отель Европа», «Астория», «Рэдиссон САС Роял», «Гранд Отель Эмеральд», «Кемпински Мойка 22», «Коринтия Невский палас», «Ренессанс», «Талион Империал» и «Сокос Палас Бридж». Все эти гостиницы занимают исторические особняки и здания, имеют эксклюзивную отделку и высочайшего уровня обслуживание.

Следующая категория – четыре звезды – представлена большим количеством отелей, относящимся преимущественно к известным международным сетям: «Англетер», «Парк Инн Пулковская», «Парк Инн Прибалтийская», «Рэдиссон», «Марко Поло», «Новотель», «Холидей Инн», «Амбассадор», «Росси» и др.

Более низкую строчку в табеле о гостиничных рангах (три звезды) занимает ряд гостиниц, сооруженных в городе во второй половине прошлого столетия: «Санкт-Петербург», «Москва», «Карелия», «Выборгская», «Россия», «Азимут», а также гостиница «Октябрьская», ведущая свою историю с XIX века. Отличительной особенностью последних лет стало развитие в северной столице большого числа мини-отелей, отелей-бутиков и хостелов.

Множество мест в Петербурге, где путешественник может переночевать, до конца все же не решает проблему нехватки гостиничных номеров среднего уровня комфорта за приемлемые деньги, особенно в летний период, когда город посещает наибольшее число туристов.

Далее мы подробнее познакомимся с историей и сегодняшним днем ряда наиболее интересных и примечательных отелей Санкт-Петербурга.

Старейшая городская гостиница

«Гранд Отель Европа» * * * *

Михайловская ул., 1/7; (812)329-60-00; www.grandhoteleurope.com; метро: «Невский проспект» / «Гостиный Двор» (синяя / зеленая линия); номера – 301; рестораны – 6; фитнес и СПА


«Гранд Отель Европа» («Европейская») является старейшей действующей гостиницей нашего города. В отеле более 300 номеров, два президентских люкса – «Лидваль» и «Росси», названные в честь знаменитых петербургских зодчих, и десять исторических люкс-апартаментов. В гостинице для постояльцев работают рестораны: «L’Europe», «Икорный бар», «Чопстик», «Мезонин», «Росси» и «Лобби-бар», размещенные в исторических интерьерах, и несколько больших банкетных залов для проведения массовых (до 250 человек) мероприятий.

История появления первых зданий на Михайловской улице (и части Невского проспекта) относит нас ко времени ее формирования и строительства в первой четверти XIX века Карлом Росси монументального здания Михайловского дворца. В 1823 году зодчий А.И. Постников строит здание вдоль католического собора, а год спустя архитектор П.И. Габерцетель возвел четырехэтажный дом, фасад которого смотрел на Невский проспект. В 1825 году к этому зданию А.И. Мельников пристроил четырехэтажный корпус с фасадом по Михайловской улице, объединив две постройки.

«Гранд Отель Европа»


В последующие годы проходила застройка противоположной стороны улицы, той, где в наши дни находятся Государственная филармония – бывшее дворянское собрание и здание банка. Угловое здание на Невском проспекте и Михайловской улице – дом Акиндина Савельевича Рогова был перестроен, возможно, при участии архитектора и художника А.П. Брюллова. Дом Рогова после смены нескольких владельцев приобрел известность к середине XIX века своим рестораном и гостиницей, которые держали здесь с 1840-х годов немцы Клее, первым из которых был Гуго, затем Генрих и, наконец, купец 1-й гильдии Василий Андреевич Клее. До немцев ресторанным делом здесь занимался Жан Кулон, известнейший в свое время петербургский ресторатор. По признанию современников, гостиница Клее, а называлась она «La Russie», то есть – «Россия», была одной из самых лучших в городе. В ней было 60 номеров, в подвале размещались различные вспомогательные службы, часть комнат сдавалась местным торговцам на постоянной основе, в нескольких находился цветочный магазин Ланвера. Комнаты для приезжих находились на третьем и частично четвертом этажах дома. Располагавшийся здесь ресторан был ориентирован на постояльцев, что отмечали многие посетители. Французский писатель Теофиль Готье вспоминал: «Гостиница „Россия" величиной с Лувр в Париже – ее коридоры длиннее многих улиц, и, пока их не пройдешь, можно порядком притомиться. Нижний этаж занят обширным обеденным залом, украшенным комнатными растениями. В первом помещении на стойке были расставлены: икра, селедка, белый и черный хлеб, разного рода сыры, бутылки белой можжевеловой водки, кюммеля, простой водки. По русскому обычаю, эти кушанья подают для аппетита до еды. <…> Окна моей комнаты тоже были законопачены, между рамами насыпан песок, в который поставлены розетки с солью, так как соль впитывает влагу и предотвращает сообразование серебристых разводов на стеклах, когда наступают зимние морозы. Медные печные зевы, похожие на глотки почтовых ящиков, приготовились извергать потоки разогретого воздуха, но зима в этом году опаздывала против обыкновения, а двойные рамы уже создавали в комнатах приятную теплынь. В меблировке комнат не было ничего сколько-нибудь характерного, кроме огромного обтянутого кожей дивана, который встречается буквально повсюду в России. Эти диваны с множеством подушек более удобны, чем кровати, как правило, очень плохие».

Гостиница была чрезвычайно популярна. Кроме Т. Готье, в ней останавливались И.С. Тургенев, П.М. Третьяков и другие. Причем И.С. Тургенев не изменил свои привычки и позднее, останавливаясь уже в новой гостиницы «D’Europe», возникшей на месте «России».

«Гранд Отель Европа». Вход


А случилось вот что. В 1871 году в гостинице Клее произошел сильный пожар, но восстановить отель владелец так и не смог, и через год несколькими частными лицами было организовано акционерное общество гостиницы «Европейской» с уставным фондом в полтора миллиона рублей, которое и решило судьбу сгоревшей «России». К ней был присоединен (путем выкупа у собственника) дом Рогова, и архитектору Л.Ф. Фонтана поручили провести реконструкцию всех зданий по левой стороне Михайловской улицы, приспособив их под фешенебельную гостиницу для самой взыскательной публики. Строительные и отделочные работы прошли достаточно быстро, и уже 30 января 1875 года столичная газета «Голос» писала: «Обстановка отеля отличается замечательной роскошью отделки и приспособлениями. В первом этаже помещается кафе-ресторан с большой залой – с отдельными кабинетами с читальною комнатой, с мягкими диванами и креслами – снабженной всевозможными журналами. Широкая, из белого мрамора, лестница ведет в залу Table d’hote, украшенную живописью на стенах и позолотою».

Вся эта «замечательная роскошь и приспособления» стоили для постояльцев больших денег. Вот расходы одного господина за два летних дня в 1875 году по версии известной газеты «Петербургский листок»: «5 июня – свеча 30 коп. Стакан кофе – 60 коп. Переноска маленького чемодана – 15 коп. от подъезда до номера. За проезд на омнибусе – 75 коп. Прислуга, чтобы не просила каждый раз у приезжих, – 25 коп. Помещение под номер – 2 р. 50 коп. 6 июня – ванна 2 руб. Мыло – 30 коп. Кофе – 60 коп. Прописка паспорта – 1 р. 80 коп. Прислуга – 25 коп. Помещение – 2 р. 50 коп». Из этих представленных газетой цифр нетрудно увидеть, что гранд-отель во второй половине XIX столетия был действительно очень дорогой гостиницей.

Некоторые изменения во внутреннем убранстве относятся к началу прошлого века, когда в 1901 году управляющим гостиницей стал швейцарец Йозеф Вольфлисберг, прослуживший в этой должности до бурного 1917 года. В интерьерах отеля появляются лепные панно и великолепные витражи. В ресторане «Европа» в 1905 году был смонтирован большой витраж по рисункам Л.Н. Бенуа «Аполлон на колеснице», сохранившийся до нашего времени.

«Гранд Отель Европа». Ресторан «Икорный бар»


В Мраморном зале «Гранд Отеля Европа» (ныне – ресторан «Икорный бар»), интерьер которого полностью решен в благородном камне разных оттенков, на левой стене под лепным историческим панно разместили небольшой интерьерный фонтан «Горгулья». Золотая маска мифологического существа извергает воду в полукруглый мраморный бассейн у стены на полу. Упомянутое панно с рельефом на античный сюжет само по себе представляет значительный интерес. В 1907 году в работах по отделке помещений ресторана принимал участие известный впоследствии зодчий В.А. Щуко.

В 1909 году над пятым корпусом была надстроена мансарда, причем на части крыши надстройку сделали только наполовину, оставив пространство для летнего ресторана с беседками, открытого год спустя. Ресторан «Крыша» был неимоверно популярен и у приезжих, и у столичного бомонда. Беседки украшались зеленью, в кадках выставлялись пальмы, а вечерами звучала музыка и выступали знаменитые артисты. На Рождество в ресторане собирали работников гостиницы и администрация дарила им подарки. Вся эта красивая жизнь продолжалась до 1917 года, хотя и в последующие годы «Европейская» продолжала функционировать, оставаясь одной из самых известных гостиниц города (как и «Астория»). В 1933 году отель вошел в состав объединения «Интурист», созданного под эгидой НКВД для специального обслуживания иностранцев. С началом Великой Отечественной войны в гостинице разместили госпиталь, просуществовавший до 1942 года, затем там жили моряки и военные инвалиды, правда, недолго.

«Гранд Отель Европа». Ресторан


Первые серьезные реставрационные работы в гостинице «Европейская» начались только во второй половине 1980-х годов, хотя уже в 1980 году закрыли несколько номеров по причине аварийности, ресторан «Крыша» вовсе перестал существовать, отсутствовали современные системы отопления и кондиционирования, да и существующая инфраструктура отеля пришла в упадок. С 1989 по 1991 год продолжалась реконструкция и реставрация гостиницы под руководством архитектора В.Э. Струзман, и 21 декабря в торжественной обстановке возрожденный «Гранд Отель Европа» вновь принял гостей нашего города. За годы существования гостиницы его жильцами и посетителями было огромное число знаменитых государственных деятелей, политиков и предпринимателей, ученых и деятелей культуры. Проще назвать тех, кто не жил в отеле, чем перечислять всех, кто останавливался в его номерах или ужинал в одном из его ресторанов. Огромное число известных иностранцев также были гостями гостиницы.

В наши дни управление «Гранд Отелем Европа» осуществляет известная международная компания «Ориент Экспресс». Помимо гостиничного бизнеса она занимается организацией африканского сафари, предлагает прокатиться легендарным «Восточным Экспрессом», классическим английским поездом или роскошным кораблем по рекам Франции.

Уютный уголок

«Астория» * * * * *

Большая Морская ул., 39; (812)494-57-57; www.hotelastoriastpetersburg.ru; метро: «Адмиралтейская» (фиолетовая линия); номера – 188; рестораны – 3; фитнес и СПА

«Англетер» * * * * *

Малая Морская ул., 24; (812)329-26-56; www.angleterre-petersburg.ru; метро: «Адмиралтейская» (фиолетовая линия); номера – 196; ресторан

Гостиница «Астория». 1917 г.


Модный петербургский журнал «Столица и усадьба» в одном из номеров за 1915 год назвал новую тогда гостиницу «Астория» «… одним из самых симпатичных и культурных уголков столицы, где приятно жить, пообедать и даже просто посидеть». И хотя с момента начала работы отеля прошло уже больше двух лет, его скромное очарование продолжало действовать на самых разных посетителей. Торжественное открытие «Астории» прошло 23 декабря 1912 года при большом стечении состоятельных петербуржцев. Строительство шестиэтажного с мансардой здания началось в 1911 году. Автором проекта выступил известный петербургский зодчий, мастер петербургского модерна Ф. И. Лидваль. Непосредственно работы с использованием самых современных способов на строительной площадке вело Акционерное общество «Вайс и Фрейтаг», общее руководство осуществляли архитектор К.Г. Эйлерс и инженер Н.П. Козлов. После установки свай строители устроили сплошную железобетонную плиту, на которой возвели железобетонный каркас будущего здания. Все пространство стен и внутренние перегородки заложили кирпичом и затем приступили к облицовке фасада гранитом и штукатурным работам. Для покрытия первых двух этажей использовали камень розоватого цвета, далее стены покрыли штукатуркой под натуральный камень. Фасады отеля декорированы довольно осторожно – гостиница строилась в историческом центре столицы империи. Большие арочные окна первого этажа декорированы замковым камнем в виде масок; хорошо смотрятся гранитные медальоны с гирляндами и маскароны над окнами. Пилястры удачно переходят в сильно выступающий межэтажный карниз, окна дополнительно украшены балюстрадой, удачно сочетающейся с небольшими балконами. Угол здания скошен по требованию Академии художеств – оставлен только первый этаж. Из интерьеров здания можно отметить мраморную парадную лестницу, зимний сад и банкетный зал, представленные архитектором в смешанном стилевом решении. Новую гостиницу буквально напичкали техническими новинками: здесь была установлена централизованная система пылеудаления немецкой фирмы Борзига, систему вентиляции разработало и смонтировало петербургское общество «А.К. Тайпале», фильтрация воды осуществлялась на немецком оборудовании. Специально для «Астории» в Австрии и Швеции была изготовлена вся мебель, а ковровые покрытия сделаны на Варшавской ковровой фабрике. Удивительной красоты люстры банкетного зала и холлов первого этажа изготовили мастера фабрики из немецкого городка Вурцен.

Гостиница «Астория». 2012 г.


В трагические дни Февральской революции 1917 года гостиницу разгромили солдаты и матросы, особенно пострадал первый этаж и винный погреб – его запасы были выпиты полностью.

Второй большой бой в помещениях «Астории», переименованной в «Военную гостиницу», проходил уже в конце октября – все работники отеля бежали, большинство постояльцев съехало, кухня давно ничего не готовила.

Номер 5 отеля «Англетер» в 1925 г.


В 1920-е годы гостиница по сути перестала функционировать в общепринятом значении этого слова, превратившись в закрытое общежитие для ВЧК – ГПУ – НКВД. И хотя в номерах останавливались некоторые деятели культуры, например писатели П.П. Бажов, М.А. Булгаков, драматург А.Н. Афиногенов, поэт О.Э. Мандельштам, режиссер А.Я. Таиров и некоторые другие, все же большинство постояльцев составляли сотрудники спецслужб или партийные работники, в одночасье полюбившие комфорт и красивую жизнь. В предвоенное время в гостинице активно и удачно шпионили за иностранцами, многие из которых являлись дипломатами высокого ранга и государственными деятелями.

Как и «Европейская» гостиница, «Астория» во время Великой Отечественной войны была приспособлена под госпиталь, начальником которого назначили Л.Е. Шульмана. В тяжелые блокадные годы здесь проходили лечение от дистрофии многие ученые, писатели, архитекторы, композиторы, художники. В гостиничном стационаре находились архитекторы Л.В. Руднев, А.С. Никольский, Л.А. Ильин, академик И.А. Орбели, филолог И.М. Тронский, лингвист В.Я. Пропп и многие другие. Некоторые из знаменитых пациентов не дожили до спасительной эвакуации, как, например, архитектор О.Р. Мунц, умерший в «Астории» от истощения. С окончанием войны гостиница перешла к мирной жизни. В ней начали селиться иностранные делегации и туристы. Из наших знаменитостей назовем несколько имен постояльцев гостиницы – писателя М.А. Шолохова, певца Л.О. Утесова и актера А. А. Миронова.

Последняя большая реконструкция отеля прошла в начале 1990-х годов.

Гостиница «Англетер» большую часть своей истории была неким филиалом гостиницы «Астория», а после последней реконструкции и вовсе утратила свойства отдельного здания, войдя в единый комплекс с отелем «Астория». Свою историю «Англетер» ведет с 1876 года, после перестройки доходного дома С. Поггенполя в гостиницу «Шмидт-Англия». Известность отелю принесла гибель в его стенах поэта Сергея Есенина 28 декабря 1925 года и события 1987 года, когда впервые за многие десятилетия горожане выступили, хотя и безуспешно, против планов властей по сносу исторического здания.

События конца декабря 1925 года до сегодняшнего дня остаются запутанными и скрытыми от нас. По официальной версии, поэт покончил с собой в пятом номере, находясь в состоянии глубокой депрессии. По другой версии, Есенина убили чекисты, но архивы до сих пор хранят эту тайну, и подлинная причина смерти великого русского поэта остается пока неизвестной. В память о нем в 1989 году на стене отеля открыли мемориальную доску с текстом: «В бывшей гостинице „Англетер“ 28 декабря 1925 года трагически оборвалась жизнь поэта Сергея Есенина». К слову, в Санкт-Петербурге установлено два памятника поэту: на улице Есенина в районе новостроек и в Таврическом саду в историческом центре города.

В 1987 году отель привлек к себе внимание городской общественности. Здание «Англетера» после почти вековой эксплуатации пришло в аварийное состояние, и власти решили разобрать историческую постройку, возведя на ее месте новое строение. Несколько дней на Исаакиевской площади проходил пикет в защиту исторического здания, что, однако, не помогло, и гостиницу снесли и отстроили заново с фасадами, близкими к первоначальным.

На Знаменской

«Октябрьская» * * *

Лиговский пр., 10; (812)578-15-15; www.oktober-hotel.spb.ru; метро: «Площадь Восстания» (красная линия); номера – 373; рестораны – 4; фитнес

Филиал «Лиговский» (номера – 111)


На площади Восстания (бывшей Знаменской) напротив Московского (бывшего Николаевского) железнодорожного вокзала стоит шестиэтажное здание гостиницы «Октябрьская».

После открытия железнодорожного сообщения с Москвой и возведения Николаевского вокзала в Петербурге сформировалась еще одна центральная площадь, обустройство которой стало важным государственным делом. В середине XIX века архитектор А.П. Гемилиан построил огромное четырехэтажное здание с недорогими комнатами для приезжих в столицу. Открытый в декабре 1851 года отель был оборудован современной системой отопления и системой очистки и вентиляции воздуха, а коридоры были связаны друг с другом специальным трубопроводом для передачи голосовых сообщений. Кстати, некоторое время гостиницу называли «воксалом» – на английский манер, как и похожее сооружение в Павловске, где кроме музыкальных вечеров в ресторане сдавались и комнаты для отдыха любителей музыки. Первоначальное название гостиницы «Знаменская» продержалось недолго, и после смены владельца ее нарекли «Северной». Именно тогда архитектор А. Климов по заказу Н.В. Туляева (владельца гостиницы) надстроил еще один этаж с мансардой, существенно изменив и фасады отеля – появились русты «под шубу». В 1890-х годах известный петербургский архитектор А.С. Хренов перестраивает мансарду в полноценный шестой этаж и в который раз переделывает внешний облик «Северной»: стены вновь становятся гладкими, но на уровне второго и пятого этажей появляются профильные тяги. Тот фасад, что мы видим сейчас, является результатом работы нескольких архитекторов. Гостиница содержала собственный омнибус, а ресторан «Северной» вмещал до пятисот посетителей.

Гостиница «Северная». 1900-е гг.


Гостиница «Октябрьская». 2012 г.


Из-за близости вокзала район стал популярен среди купцов – содержателей гостиниц. На Невском проспекте, дом № 87 стояла знаменитая в столице Балабинская гостиница, которая меняла названия и была то «Юлией», то «Дагмарой». Рядом располагался еще один отель – «Александро-Невский». На Невском, дом № 116/2 работала гостиница «Эрмитаж».

После революции гостиницу «Северная» некоторое время занимали учреждения, и только в 1930 году она вновь приняла постояльцев, но уже под новым именем «Октябрьская». Перед этим здесь провели реконструкцию под руководством архитектора А.И. Гегелло, в результате чего сильно изменились фасады здания. Спустя тридцать с небольшим лет в отеле провели большую реконструкцию, затронувшую как фасады (их приблизили к историческим), так и внутреннее убранство.

Вне исторического центра

«Россия» * * *

Пл. Чернышевского, 11; (812)369-72-15; метро: «Парк Победы» (синяя линия)

«Азимут» * * *

Лермонтовский пр., 43/1; (812)702-77-11; метро: «Балтийская» (красная линия)

«Прибалтийская» * * *

Ул. Кораблестроителей, 14; (812)329-26-26; метро: «Приморская» (зеленая линия)

«Карелия» * * *

Ул. Маршала Тухачевского, 27/2; (812)718-40-48; метро: «Новочеркасская» (оранжевая линия)

«Пулковская» * * *

Пл. Победы, 1; (812)740-39-00; метро: «Московская» (синяя линия)


В двухстах метрах от станции метро «Парк Победы», в глубине небольшой площади, за памятником писателю и общественному деятелю Н.Г. Чернышевскому (1947 г., ск. В.В. Лишев, арх. В.И. Яковлев) высится девятиэтажная гостиница «Россия». Здание возведено в 1962 году по проекту архитекторов Б.Н. Журавлева, П.А. Арешева и В.Э. Струзман. Здание удачно завершает общий ансамбль зданий вокруг площади Чернышевского. В отеле, входящем в сеть «Туррис», 413 номеров разного уровня комфортности для почти 700 постояльцев.

Следующий отель «Азимут» хотя и расположен на окраине исторического центра города на берегу реки Фонтанки, но построен в 1963–1968 годах в современном на то время архитектурном стиле. Центральный корпус решен в виде высотного сооружения, вспомогательный сильно вытянут вдоль Лермонтовского проспекта в сторону набережной. На контрасте плоскостей 20-этажного и 5-этажного корпусов построен гостиничный комплекс, авторами проекта которого выступили архитекторы Е.А. Левинсон, А.И. Прибульский, В.В. Ганкевич и инженер П.Ф. Панфилов. Торжественное открытие состоялось 7 ноября 1967 года. Сплошные ленты оконных проемов выделялись на плоскости высотки, впервые в стране при отделке фасадов использовалось панели из стекла.

Отель «Park Inn „Прибалтийская“». 2012 г.


Тогда гостиница называлась «Советской», хотя в народе отель называли «Антисоветским». По городской легенде, иностранные шпионы могли из верхних этажей гостиницы наблюдать за работой над постройкой атомных подлодок на Адмиралтейских верфях, расположенных поблизости. В 2005 году отель сменил название на «Азимут».

Одной из современных достопримечательностей Васильевского острова стала гостиница «Прибалтийская», построенная шведской строительной компанией «Сканска» в 1976–1978 годах по проекту архитекторов Н.Н. Баранова, С.И. Евдокимова, В.И. Ковалевой и инженера П.Ф. Панфилова. Как огромная буква «Н», раскинулся на берегу Финского залива этот 17-этажный отель бизнес-класса. Боковые корпуса немного развернуты по отношению к центральной части сооружения, причем один фасад с центральным входом повернут на сформированную в 1980-е годы площадь, а противоположный направлен в сторону Балтики. Огромное здание (1200 номеров) облицовано анодированным алюминием и покоится на высоком стилобате. За отелем ближе к заливу открыт крупнейший в городе аквапарк «Вотервиль».

Перед главным входом на гранитном постаменте в 1983 году установлена бронзовая скульптурная композиция Э.М. Агаяна «Кораблестроители» (арх. Н.Н. Баранов). Две обнаженные мужские фигуры символизируют историю русского флота. В 2006 году перед гостиницей поставили шестиметровый памятник Петру I работы московского скульптора Зураба Церетели. Государь стоит в парадном мундире с актом об основании Санкт-Петербурга в правой руке.

В другом конце города, в районе Полюстрово, в 1979 году построили гостиницу «Карелия». «Карелия» близка гостинице «Азимут» своей архитектурной концепцией: центральный высотный корпус связан с невысоким корпусом ресторана на 600 мест. В гостинице, которая в наши дни позиционируется как отель бизнес-класса, 16 этажей и 209 номеров различных категорий. Авторами отеля, построенного к Олимпиаде 1980 года, являются архитекторы М.Е. Русаков и Г.В. Костюрин.

Последним отелем советской эпохи стала гостиница «Пулковская», возведенная в 1981 году на площади Победы финскими строителями. Авторами проекта выступил коллектив зодчих: С.Б. Сперанский, В.С. Волонсевич и финн И. Вальяк. Здание отеля, как и аналогичное по композиции здание НИИ «Электронстандарт» на противоположной стороне площади, удачно замкнули пространство вокруг памятника Победы, в результате чего образовался законченный городской ансамбль, предваряющий въезд в Санкт-Петербург со стороны Москвы, Новгорода и аэропорта «Пулково». Фасад гостиницы решен в строгом торжественном виде. Пространство вокруг окон закрыто темным и золотистым металлом, пилоны сложной формы облицованы белым камнем. Отель располагает 841 номером, 3 ресторанами, 21 конференц-залом и конгресс-холлом на 600 человек. Как и «Прибалтийская», гостиница «Пулковская» находится под управлением международной группы «Парк Инн» («Рэдиссон»).

«Витрина Интуриста»

«Санкт-Петербург» * * *

Пироговская наб., 5/2; (812)380-19-19; www.hotel-spb.ru; метро: «Площадь Ленина» (красная линия); номера – 399; рестораны – 4; конференц-зал; фитнес


В 1967 году на Пироговской набережной, на огороженной строительным забором территории тяжелая техника начала сносить несколько доходных домов XIX столетия, расчищая место для нового современного здания. На плавном изгибе берега Большой Невки строители из Югославии возводили отель международного класса «Ленинград», авторами проекта которого были известные архитекторы С.Б. Сперанский, Н.В. Каменский и В.Е. Струзман. К 1970 году строительство двадцатиэтажного здания, ставшего высотной доминантой, видной с Дворцовой набережной, было практически завершено. Для отделки гостиницы использовались самые современные на то время материалы, была заказана мебель. На втором этаже устроили зимний сад, из окон которого открывался удивительный по красоте вид на Неву. Двухэтажный двухзальный ресторан разместили под стеклянным куполом.

В гостинице впервые в нашем городе стали использовать систему завтрака «шведский стол», доступную, правда, в основном иностранцам, для которых работал и отдельный бар с расчетами в иностранной валюте.

Новый отель сразу стал местом проведения различных общественных мероприятий. В 1986 году здесь проходила вторая часть знаменитого Международного шахматного турнира на звание чемпиона мира между Анатолием Карповым и Гарри Каспаровым.

Кораблик перед гостиницей «Санкт-Петербург»


На седьмом этаже гостиницы 23 февраля 1991 года возник пожар, который быстро распространился по холлам и проник в шахты лифтов. Многие постояльцы верхних этажей оказались отрезанными от лестниц. Борьба со стихией продолжалась несколько часов и стоила жизни девяти пожарным. Всего в огне и дыму погибло тогда шестнадцать человек, тридцать шесть госпитализировали в ближайшие больницы. Точная причина пожара не установлена до сих пор. Официально заявили о возгорании электропроводки в номере 754, который снимал корреспондент журнала «Огонек».

Отель поменял свое название на «Санкт-Петербург» и до настоящего времени остается одним из самых популярных в северной столице.

Главный корпус отеля развернут к Неве, перед ним находится круглая постройка, примыкающая к гостинице, – центральный концертный зал «Аврора». Зал рассчитан на 1000 стоячих зрителей, куда при необходимости выставляются стулья, специальная зона со столиками вмещает дополнительно 150 гостей. С левой стороны от гостиницы пристроен еще один концертный зал «Санкт-Петербург».

Прямо перед гостиницей в 1977 году установлен небольшой фонтан со скульптурой «Нева» работы известного петербургского скульптора Г.В. Дадоновой, удачно вписавшийся в общий ансамбль гостиничного комплекса. Скульптор работала над фонтаном в 1970-е годы. Над высоким гранитным валуном парит скульптура девушки, олицетворяющая собой главную реку северной столицы – Неву. Тут же на набережной на высоком гранитном постаменте выставлена бронзовая модель парусного корабля XVIII века – символа морской столицы России.

За гостиницей находится круглое остекленное здание бизнес-центра «Петровский форт» (Финляндский пр., 4а), построенное в начале 2000-х годов. Это сооружение строилось в 1987–1989 годах, как вторая очередь гостиницы, но затем работы заморозили из-за прекращения финансирования, и только в 2000 году уже новые владельцы продолжили строительство объекта уже как офисного центра для предпринимателей нашего города.

Центр интересен своим необычным фонтаном «Наводнение», который можно увидеть, если пройти через парадный вход и вестибюль в центральную часть первого этажа – внутренний двор круглой формы. Фонтан «Наводнение» – крупнейший в России (среди интерьерных) и один из самых больших в мире. Центральную часть гидротехнического комплекса занимают часы, подвижный циферблат которых исполнен в виде скульптурной карты центра Санкт-Петербурга. Часовая стрелка весит 250 кг и имеет длину 2,5 м. Этот необычный часовой механизм изготовлен на заводе «Хронотрон» к 300-летнему юбилею города. Общая площадь комплекса фонтана более 600 кв. м.

Бизнес-центр «Петровский форт». Фонтан «Наводнение»


На фоне гостиницы «Санкт-Петербург» возвышается жилой комплекс «Монблан», авторы которого – С.И. Орешкин, С.В. Гайкович и С.В. Кислова – лишь испортили неповторимую панораму нашего города, крайне непрофессионально спроектировав свое здание.

При строительстве жилого комплекса снесены доходные дома 1896 и 1911 годов. «Монблан» признан «градостроительной ошибкой» как городской общественностью, так и властями Санкт-Петербурга.

Первый «Палас»

«Коринтия Невский палас» * * * * *

Невскийпр., 57; (812)380-20-01; www.corinthia.com; метро: «Маяковская» (зеленая линия); номера – 285; рестораны – 4; конференц-залы – 6; фитнес


В начале 1990-х на Невском проспекте открылся новый отель с необычным для русского языка названием «Невский палас». В переводе с английского слово «palace» обозначало всего лишь «дворец», хотя в России так называли одну из разновидностей ковров. И новый отель был для тех сложных лет настоящим дворцом, остановиться в котором считали своим долгом многие известные россияне и иностранцы.

Проект реконструкции бывшей гостиницы «Балтийская» выполнило архитектурное бюро «Реко, Рейнталлер энд партнерс» при участии архитекторов Ю. Земцова и М.О. Кондиайна. Фасады домов, выходящие на Невский проспект, остались без изменения, а внутренне пространство было кардинально реконструировано. История этого здания (дом № 57) началась в 1861–1862 годах. Тогда на этом участке главной городской улицы появился четырехэтажный дом А.А. Заешникова (арх. А.И. Ланге). В 1906 году дворовые флигеля реконструировал и надстроил архитектор В.Н. Бобров для ремесленного училища имени цесаревича Николая Александровича. В 1914 году надстроили мансардой и корпус на Невском проспекте. В те годы в здании появились первые меблированные комнаты «Реноме», переделанные позже в отель «Гермес». Кроме гостиницы в здании находился магазин автомобилей немецкой компании «Бенц и Ко» и кинозал «Ампир».

Соседний дом духовно-учебного управления, или дом Ю.А. Воейковой (№ 59), построен в 1822–1823 годах архитектором П.Д. Шретером для Синода Православной церкви. Здание неоднократно перестраивалось. В 2005–2006 годах его разобрали до основания и восстановили с прежними фасадами. Дом Воейковой известен тем, что здесь жили драматург Е.Л. Шварц и поэт М. А. Волошин.

Современные отели Петербурга

За последние годы в городе появилось множество превосходных отелей высочайшего уровня как известных мировых, так и национальных гостиничных сетей. На углу Невского и Владимирского проспектов (Невский пр., 49/2) в здании бывшей гостиницы «Москва» после реконструкции 1999–2001 годов открылся пятизвездочный отель «Рэдиссон САС Ройал».

В 1820-х годах трехэтажный дом по этому адресу принадлежал княгине Шаховской. В 1837–1838 годах здание надстроили для нового владельца – полковника Ассоргина еще одним этажом, а через пятнадцать лет в доме открылась гостиница и ресторан купцов Ротиных. В 1880–1881 годах архитектор П.Ю. Сюзор перестроил здание, изменив и его фасады, получившие новый, более нарядный декор. Над кариатидами второго этажа работал известный в городе скульптор, датчанин по происхождению Д.И. Иенсен.

С бывшей гостиницей «Москва» связаны имена многих известных людей и история знаменитого кафе «Сайгон». Некоторое время в доме снимал квартиру знаменитый композитор М.И. Глинка, частыми гостями у него были Д.В. Стасов и А.Н. Серов, приезжал к нему Ф. Шуберт. В 1841 году здесь снял квартиру Н.А. Некрасов и прожил в ней более года. В гостинице останавливались А.П. Чехов, В.И. Суриков, Г.С. Уланова.

На первом этаже бывшей гостиницы, от которой остался только ресторан «Москва», 1 сентября 1964 года открылось кафе. Местные жители сразу окрестили новое заведение «Подмосковьем» – над кафе находился обеденный зал самого ресторана. После того, как художник Евгений Михнов расписал кафельные плитки, кафе получило название «Петушки».

С 1964 году большинство горожан знает это место как «Сайгон» – место встречи творческой молодежи. В заведении, где подавали три вида кофе (маленький двойной, простой и большой двойной), бывали И. Смоктуновский, С. Довлатов, М. Шемякин, И. Бродский, Ю. Шевчук, А. Васильев, Е. Рейн, В. Цой, Б. Гребенщиков, С. Курехин и многие другие. По мнению литературного критика В.Л. Топорова, название связано с запретом на курение в кафе и репликой милиционера в сторону курящих: «Что вы тут делаете, безобразие, какой-то „Сайгон" устроили».

Стоя у «Сайгона»,

Я гляжу на небо.

Светит месяц ясный,

Времечко не ждет.

И может быть, с тобой,

А может быть, с другой,

Юность все равно моя пройдет.

Ф. Чистяков


Кафе закрыли в 1989 году. Сейчас в холле бара отеля «Рэдиссон» вывешена мемориальная табличка в память о знаменитом «Сайгоне». На улице Стремянной, дом № 9, находилось кафе «Эльф» – своеобразный филиал «Сайгона». Расположенный рядом садик получил название «Эльфийского» и был местом встреч посетителей этих двух заведений советского общепита.

Интересный тематический отель сети «Рэдиссон» открылся некоторое время назад на углу Литейного проспекта и улицы Чайковского (ул. Чайковского, 19/5). Интерьеры отеля разработаны по мотивам творчества Федора Михайловича Достоевского шведскими дизайнерами, а название гостиницы – «Рэдиссон Соня» посвящено одной из героинь романа «Преступление и наказание». В отеле 173 номера, а категории дорогих номеров получили здесь особые наименования – «Осознание», «Великодушие», «Возрождение» и «Эго». На дверях номеров прикреплены таблички с фрагментами романа, и, обойдя весь этаж, можно прочитать небольшой отрывок – текст Ф.М. Достоевского встречает вас даже на стенах и на полу гостиницы. В соответствии с концепцией Ф.М. Достоевского в оформлении номеров использованы фрагменты знаменитой «Сикстинской мадонны», но в номере «Эго» ее место занимает портрет Наполеона как олицетворение узурпации права и высшей степени эгоизма. Продолжает тему Ф.М. Достоевского небольшой отель в районе станций метро «Достоевская» и «Владимирская» – «Братья Карамазовы», чьи интерьеры погружают вас в атмосферу столицы Российской империи второй половины XIX столетия. Всего в гостинице 28 номеров, среди которых есть несколько интерьерных, с особыми названиями в честь героинь романов писателя: «Грушенька», «Катерина», «Настасья Филипповна», «Аглая» и «Неточка Незванова».

Из современных гостиниц Невского проспекта отметим современный отель для деловых людей «Новотель», расположившийся в глубине дворов (ул. Маяковского, 3а), и роскошный «Талеон Империал Отель» (Невский пр., 15), являющийся отелем по-настоящему высочайшего уровня, с безупречной и дорогой отделкой интерьеров. При относительно небольшом номерном фонде – 89, каждый из номеров представлен неповторимыми интерьерами и дизайнерскими решениями. Площадь номера «Люкс Императора» составляет 240 кв. м, а «Елисеевский Люкс», окна которого выходят на набережную реки Мойки – 120 кв. м. Стоимость номеров в «Талеон Империал Отеле» начинается от 12 тысяч рублей.

В непосредственной близости от Невского проспекта, в конце знаменитой улицы Зодчего Росси, на площади Ломоносова расположился отель, названный в честь великого архитектора.


«Росси» * * * *

Наб. р. Фонтанки, 55, (812)635-63-33; www.rossihotels.com; метро: «Гостиный двор» / «Владимирская» /«Достоевская» (зеленая / оранжевая линия); номера – 47; рестораны; конференц-залы – 6; фитнес


В 2005–2007 годах владельцы здания на площади Ломоносова провели его реконструкцию, приспособив под новую гостиницу и принимая самое активное участие в разработке интерьеров помещений нового отеля, каждое из которых уникально.

В далеком XVIII столетии земли в этой части Петербурга принадлежали графу П.Г. Чернышеву, но обустройство их относится уже к 1820-м годам, когда Карл Росси занялся строительством здания Александринского театра и домов за ним. В 1870-х годах построили доходный дом на Чернышевой (Ломоносова) площади, выходящий углом на набережную реки Фонтанки.

Четырехзвездочная гостиница «Росси» является отелем-бутиком. Основную концепцию таких заведений выразил дизайнер Ян Шраге: «Гостиница – дом вдали от дома». Сам Я. Шраге владел небольшим отелем «Морганс» в Нью-Йорке. Вот почему сочетание домашнего уюта и комфорта стали главными в работе новой петербургской гостиницы. К услугам гостей нашего города как стандартные номера, так и роскошный президентский люкс площадью 300 кв. м, с холлом, гостиной, столовой, двумя спальнями, кабинетом и двумя ванными комнатами. На первом этаже работает ресторан «Fiolet» с кухней разных континентов.

На Васильевском острове открылось несколько современных отелей. В Биржевом переулке, дом № 5, работает СПА-Отель «Сокос Палас Бридж», который интересен своим необычным рестораном «Данс Ле Нуар». Заранее выбрав сюрприз-меню («Белое», «Голубое», «Красное» и «Зеленое»), вы в сопровождении гида попадаете в темный зал ресторана и до конца не знаете, что за блюда будут вам поданы. В темноте вы не увидите их, а невероятные ощущения от еды в такой обстановке навсегда останутся в вашей памяти. Официанты и гиды являются незрячими людьми, хорошо ориентирующимися в темном пространстве обеденного зала, поэтому в целях безопасности других посетителей и обслуживающего персонала ходить во время обеда по залу нельзя. Стоимость обеда в ресторане варьируется от 1800 до 2600 рублей на одного человека. Второй отель финской сети «Сокос» находится в Санкт-Петербурге также на Васильевском острове, третий – на территории сада «Олимпия» у Московского проспекта.

Конец ознакомительного фрагмента.