Вы здесь

Пошаговое руководство по импорту оборудования из Китая. Учебное пособие. Шаг 3. Определение кодов ТН ВЭД (Владимир Спиваков)

Шаг 3. Определение кодов ТН ВЭД

Комплект оборудования перед установкой. Источник: http://ru.honcha.com/


На этом этапе нам надо будет принимать важное управленческое решение.

Для того чтобы рассчитать таможенные платежи и определить какие разрешительные документы нам необходимы, таможенный представитель должен будет определить код ТН ВЭД нашей линии. Это будет не так просто, в Примечании 4 к XVI разделу ТН ВЭД говорится, что если оборудование состоит из отдельных компонентов, предназначенных для совместного выполнения четко определенной функции, охваченной одной из товарных позиций группы 84, то она классифицируется в товарной позиции, соответствующей этой определенной функции.

«Сердцем» нашей линии является вибропресс (код 8474809080, ставка пошлины 0%), все остальные компоненты вспомогательные. Но совместное выполнение фукции вибропрессования всеми агрегатами является неочевидным и подвержено субъективному толкованию должностных лиц таможенных органов.

Здесь возможны три варианта:

1. Мы обратимся в любое таможенное РТУ за предварительным классификационным решением, можно электронно через сайт госуслуг с досылом объемных документов по почте. Там нам определят коды, и это никто не сможет оспорить. С большой долей вероятности нам определят единый код на линию.

Минусом здесь является сбор огромного пакета документов с переводом, длительный срок рассмотрения (до 90 дней) и наличие госпошлины, которую придется уплатить сначала по максимуму – 5 тысяч за каждый возможный код, а потом возвращать. ФТС заявляет, что средний срок рассмотрения – 24 дня, но это не для оборудования, и этот срок начинает течь, после того как вы представите все запрошенные документы. По оборудованию запрашивать что-то будут всегда, и не факт, что вы сможете получить это от производителя.


Бетоноформовочное оборудование в комплекте с бетоносмесительным узлом предназначено для изготовления мелкоштучных изделий из бетона методом вибропрессования. Оборудование состоит из следующих основных компонентов: бетоноформовочная машина, транспортер подачи поддонов на вибростол, гидрораспределительная станция, система управления машиной, система облицовочного бетона, клиноременной транспортер, щетка для продукта, поднимающий штабелер, транспортно-складирующая группа, опускающий штабелер, шаговый транспортер сухой стороны, сервопакетировщик, щетка для поддонов, поперечный транспортер с кантователем поддонов, магазин поддонов без снижателя, устройство опрыскивания поддонов, магазин транспортных поддонов, цепной транспортер пакетов готовой продукции, автомат обмотки полиэтиленовой пленкой, форма-оснастка (6 шт.), камера выдержки бетонной продукции, пакетировщик поддонов с пневматическим захватом, буферный транспортер штабелей поддонов, затвор челюстной (2 шт.), подвижные весы, цементные весы (2 шт.), шнековый конвейер (2 шт.), устройство дозировки 2 химдобавок, устройство дозирования сухого пигмента, смеситель (2 шт.), скиповый подъемник к смесителю (2 шт.), ленточный транспортер (2 шт.), система управления бетоносмесительным узлом, электрокабельные и монтажные материалы в количестве, необходимом для монтажа оборудования.


Пример предварительного классификационного решения по коду 8474809080. Источник: http://www.customs.ru/


Схема линии, доказывающая, что все агрегаты работают взаимосвязано. Источник: http://ru.honcha.com/


2. Заявить линию разными кодами по составным частям, на каждую часть взять свой разрешительный документ (орган сертификации группирует по первым 4 цифрам ТН ВЭД). Этот вариант самый беспроблемный, нам нужно будет только выделить точные веса брутто и нетто, количество мест и стоимость по каждой позиции. Так как пошлина на отдельные части линии будет не по ставке 0%, то возрастут таможенные платежи. Но эти затраты не такие значительные, и основные платежи будут по НДС, который мы в будущем заявим к вычету.

3. Таможенный представитель после изучения технической документации может на основании своего практического опыта решить, что декларирование линии единым кодом реально и нет смысла разбивать по частям. Естественно, тут будет и его интерес в виде значительного упрощения работы по заполнению декларации при одинаковой оплате (по таким товарам декларацию считают не по «листам» и дополнительным услугам, а стоимость услуг на поставку сложного оборудования обычно договорная – около 100 тыс. рублей).

Наша выгода заключается в том, что упростится составление отгрузочных документов, уменьшатся таможенные платежи и расходы на разрешительные документы. Но придется предоставлять намного больше технологических схем и чертежей. В идеале нужна схема сборки в привязке уже к конкретному месту установки в России.

В данном варианте есть риск того, что таможенный орган может не согласиться с заявленным нами единым кодом, особенно учитывая, что он с нулевой ставкой, и примет свое решение по классификации поагрегатно. В таком случае, чтобы «заработать» показатель, пост проведет досмотр и откажет в выпуске. Тогда нам придется подавать декларацию заново уже частями. Если товар описан в декларации достоверно, то никакой ответственности за неправильное указание кода ТН ВЭД не предусмотрено.

Но нас ждут такие неблагоприятные последствия:

– мы потеряем сборы за таможенные операции (максимум 22 500 рублей);

– при досмотре понесем расходы на погрузо-разгрузочные работы (могут достигать нескольких сотен долларов на один контейнер, а у нас их несколько);

– потеряем время (и, соответственно, будут расходы на демередж контейнеров) на досмотр, переделку декларации и доплату денег на таможенные платежи.

Очевидно, что проще сразу ввезти разными кодами и не нести подобные риски. Но наш таможенный представитель подкрепил свою позицию примерами из практики, мы проверили по базе, что такие случаи реально были, и решили довериться профессионалу, к тому же основные расходы ложатся при неблагоприятном развитии событий на досмотр, а он и так может быть, независимо от выбранного нами варианта.

Далее изучаем комплектность ЗИПа, который идет с линией.

Все запасные части сверх тех, которые будут устанавливаться на штатные места, декларируются отдельно. Как правило, китайцы дают в качестве ЗИПа прокладки и инструмент для сборки. Инструмент можно заявлять одним кодом с оборудованием, но каждая единица его не должна повторяться.

Если, к примеру, лежит два ключа на 32, то один ключ пойдет вместе с оборудованием, второй – отдельным кодом, если вы не докажете, что для установки какого-то узла нужно одновременно использовать два ключа.

Дополнительные товары усложняют декларирование основной линии, поэтому мы решили от прокладок отказаться (точнее получить их позже по почте), инструмент пришлось взять.

Еще мы успели вовремя отказаться от двух ручных вилочных тележек (рохлей). В противном случае они также декларировались бы отдельным кодом.

Внимание! Очень часто при досмотрах оборудования находят незаявленный копеечный ЗИП! Это ведет не только к административным протоколам с конфискацией ЗИПа, но и к задержке оформления самого оборудования. Сам факт наличия административных протоколов будет клеймом и не позволит предприятию попасть в «зеленый сектор» с минимальным применением форм таможенного контроля.

Таможенному представителю должна быть предоставлена полная информация о комплектности и о том, какие части сняты или не установлены для удобства в транспортировке. При досмотре неустановленные, отдельно транспортируемые части также будут рассматриваться на предмет того являются они штатными или запасными.

Вместе с самой линией мы покупаем три комплекта пресс-форм (пуансон и матрица) и 500 погрузочных платформ для продукции из лиственницы (еще было предложение взять из прессованного бамбука, но они, по отзывам, служат недолго).

Один комплект пресс-форм мы по правилам классификации заявим кодом как входящий в комплект линии, два комплекта пойдут отдельно. Деревянные платформы также пойдут отдельно.

Итак, мы определили все коды ТН ВЭД:

– линия (включая набор инструмента и 1 комплект пресс-форм): 8474809080;

– формы (2 комплекта): 8480600000;

– погрузочные платформы: 4415209000.

Этот этап был самым важным, фактически мы приняли стратегию не только, как будем декларировать, но и как готовить документы на поставку. Во всех документах «красной линией» должно проходить, что у нас идут не разнотипные агрегаты, а именно «автоматизированная линия – 1 шт.» (почти как в известном анекдоте: «пальмовая роща – 1 штука»), все агрегаты которой работают взаимосвязано. Мы будем готовить все документы отдельно на каждый из трех кодов, так значительно удобнее для декларирования и, возможно, нам будет проще отправить отдельно те позиции, которые будут готовы раньше.