Вы здесь

Пошаговое руководство по импорту оборудования из Китая. Учебное пособие. Шаг 2. Запрос информации, поиск логистических партнеров (Владимир Спиваков)

Шаг 2. Запрос информации, поиск логистических партнеров

Выбрав поставщика, пишем ему и запрашиваем полную техническую информацию, в первую очередь нам потребуются:

– схема линии (очень желательно получить не одну – есть рекламные, а есть подробные монтажные), ее состав, комплектность (особенно ЗИП), принцип взаимодействия всех составных частей;

– кто производитель отдельных агрегатов, их чертежи и характеристики, шаблоны шильд или фото с прошлых поставок;

– какое количество и тип контейнеров нам будет необходимо для вывоза, нужны ли контейнеры с верхней загрузкой OPEN TOP (их использование существенно удорожает перевозку и их может не быть в наличии на рейс);

– драфты контракта, инвойса и упаковочного или обезличенный пример таких документов по прошлым поставкам;

– образец используемой печати для международных контрактов;

– сообщить, кто будет выступать отправителем в коносаменте, и предоставить копию обезличенного коносамента по прошлой поставке.

Обычно достаточно найти себе экспедитора, он же порекомендует таможенного представителя, тот уже найдет нам орган по сертификации. В этой сфере все взаимосвязаны.

В вопросе выбора партнеров лучше воспользоваться рекомендациями знакомых, которые уже сотрудничали с ними.

Внимание: тут отзывы в интернете ничего не значат, и больше ценятся собственно специалисты, чем их организации! Если уже совсем не знаете, к кому обратиться первый раз, считается нормальным прийти к начальнику таможенного поста на прием, представиться, сообщить, что предполагается ввозить сложное оборудование, и попросить порекомендовать, к кому обратится, чтобы все было максимально законно.


Схема погрузки-выгрузки без использования контейнера OPEN TOP. Фото Николая Болховитина


Идем именно к начальнику и только с этим вопросом, никаких консультаций больше получать нельзя. Должностные лица поста не вправе нас консультировать, для этого есть специальный регламент, и происходит это не на посту, а в таможне, и результат будет нулевой, потому что там сидят юристы правового отдела, которые могут только цитировать нормативные акты из КонсультантаПлюс.

Внимание! Слухи о повсеместной коррумпированности таможни сильно преувеличены! В 99,9% случаев, когда кто-то просит наличные на «решение вопроса» в таможне для законопослушной организации, эти деньги пойдут лично ему в карман. Даже не поддерживайте разговор на эту тему!

Также на посту никогда не употребляйте термины «растаможивать» и «затаможивать». Эти слова употребляются профессионалами только в уничижительном смысле.

Возникает вопрос: на каком таможенном посту нам необходимо будет декларировать груз и, соответственно, искать таможенного представителя?

Если у нас есть контейнеры OPEN TOP, и мы находимся далеко от порта, то вывоз их обойдется очень дорого. И тогда товар необходимо однозначно декларировать в порту. Если мы находимся в разумной близости от порта, то можем воспользоваться процедурой таможенного транзита, когда контейнеры под таможенным контролем прибудут на ближайший пост к нашему местонахождению. Надо учитывать, что перевозка таможенным перевозчиком по транзиту обойдется значительно дороже, чем обычная, и обставлена жесткими формальностями. Если вы заявите при транзите, к примеру, лишний вес брутто, то часть оборудования снимут и привлекут вас к административной ответственности. С другой стороны, все услуги в порту значительно дороже таких же услуг внутри страны.

По моему мнению, если вы не обладаете наработанными связями в околотаможенной сфере по месту нахождения, нет административного ресурса как участника «приоритетного инвестиционного проекта», то лучше будет декларировать оборудование сразу в морском порту.

Есть еще вариант, когда само оборудование находится в порту, а декларируется по технологии удаленного выпуска внутри страны в центре электронного декларирования (ЦЭД), но не в любом, а у которого есть «связка» с портом. Вопрос наличия связок хаотично регулируется телетайпограммами ФТС и негласными указаниями, поэтому есть связка с конкретным постом или нет – проще узнать в ЦЭД.

В будущем планируется сконцентрировать все декларирование именно в ЦЭДах, которые будут для моря из расчета один на крупный регион. Но это будет в будущем и наша стратегия декларирования изначально не предполагает каких-либо договоренностей с конкретным таможенным органом и пригодна в равной степени для любого поста России.

Итак, с местом декларирования мы определились, находим в порту таможенного представителя и экспедитора (очень часто эти услуги фактически предоставляются одной организацией).

Если таможенный представитель будет предлагать нам декларирование по так называемой схеме «за печатью клиента», то отказываемся от его услуг. Такая схема не совсем правомерна и снимает с представителя всю ответственность в случае возникновения проблем.

Экспедитор нам посчитает транспортные затраты, таможенный представитель – затраты на таможенные операции, включая затраты на разрешительные документы.

Далее желательно составить калькуляцию, во сколько нам поставка обойдется и сравнить с ценами в России, чтобы убедиться, что отличие существенное.

К стоимости самого товара на FOB нам нужно добавить стоимость фрахта, таможенные платежи (НДС, пошлина, сборы), терминальные услуги в российском морском порту, стоимость доставки до места нахождения, услуги таможенного представителя, экспедитора и органа по сертификации. Эти расчеты лучше поручить сделать таможенному представителю, некоторые сразу делают их в виде коммерческого предложения.