Часть I. Неприятная перспектива
Предисловие к части (I)
Многим из нас не нужно объяснять, насколько неприятным может оказаться такое явление, как конфликт. Но, как и других неприятностей, избежать его довольно трудно, а порой – просто невозможно. Хотя как раз-таки «бегать» от конфликтов и не рекомендуется. Необходимо понять, как и почему вы оказались втянутыми в конфликтную ситуацию. Затем – поразмышлять над теми способами, которые могли бы оказаться полезными для выхода из нее. И уж потом, взвесив все «за» и «против», можно либо идти напролом, либо выбрать компромисс, либо предпочесть полное бездействие.
Собранные в этой главе мнения и советы специалистов помогут разобраться в причинах конфликтов и выработать наиболее приемлемую тактику поведения в подобной ситуации. И самым первым станет следующий совет: ни в коем случае не воспринимайте произошедшее с вами как нечто противоестественное, из ряда вон выходящее. Увы, каждый, даже самый безобидный и добродушный человек, хочет он того или нет, рано или поздно сталкивается с непримиримыми противоречиями. И если он не готов к подобного рода столкновению, то пережить неприятное событие ему порой достаточно сложно. Кто-то из «великих» сказал, что «понимание причин проблемы – 99% ее решения.» Это действительно так! Иногда, попадая в пренеприятнейшую ситуацию и всячески стараясь скрыть досаду и обиду, мы рассуждаем над тем, что явилось причиной события.
Понять, кто виноват – очень важно. Однако не всегда в основе конфликта лежат внешние факторы, не всегда собственные неудачи и промахи можно объяснить поступками и словами окружающих. Нередко конфликт существует лишь в воображении, и те индивиды, которые, по нашему мнению, являются самыми что ни на есть непосредственными виновниками, в действительности и не подозревают о возникших противоречиях. В таком случае важно обратить внимание прежде всего на собственное психическое состояние и спросить себя: «Что происходит?»
Не исключено – в том, что в коллективе разгорелся конфликт, виновато ваше плохое настроение, вызванное резким изменением погоды или семейными неурядицами. Вам кажется, что все ведут себя вызывающе, провоцируют и оскорбляют вас, на самом же деле обостренная чувствительность мешает, как прежде, сдерживать эмоции и порывы. Но человек как самое разумное существо на свете должен не просто уметь замечать разного рода внешние раздражители, но и справляться с ними.
Среди внешних причин, влияющих на уровень конфликтности человека, могут оказаться и действия близких людей, связанные с их интересами. Как правило, на десять неконфликтных особ приходится двое-трое таких, кому конфликт не просто безразличен. Он им нужен, выгоден и в некоторой степени даже приятен, поскольку позволяет реализовать недюжинные психические способности (хладнокровие, решительность, жестокость и т. д.).
Зная причину, виновников, разобраться в сущности конфликта не так уж сложно. Данная глава посвящена рассмотрению внешних причин, лежащих далеко за границами нашей личности, но в достаточной степени влияющих на наши отношения с окружающими людьми. В ней мы попробуем найти один из возможных ответов на вопрос: «Почему меня втягивают в конфликт?»
Глава 1. Атмосферное явление
Конфликты и в бытовом, и в психологическом плане – явление довольно сложное. Они могут внезапно вспыхивать и столь же внезапно прекращаться; могут долго назревать, накаляя обстановку до предела, но так и не находить своего логического завершения. Но каким бы ни был конфликт – «долгоиграющим» или скоротечным – он всегда оказывает влияние на наши поступки и, конечно же, на результат действий. Особенно ярко это сказывается на рабочем процессе.
Если попросить сотрудника какой-либо организации или предприятия дать оценку климату, складывающемуся в коллективе, то в большинстве случаев можно услышать два варианта ответа на заданный вопрос. Первый – «работать тяжело, и если бы не деньги, я давно бы нашел себе другое место»; и второй – «работать легко и интересно, у нас такой замечательный коллектив» (при этом размер заработной платы не будет иметь особого значения).
Климат в коллективе, где человеку приходится трудиться изо дня в день, влияет и на качество выполняемой работы, и на производительность труда. Напряженная обстановка, когда постоянные нагоняи от начальника заставляют сотрудников забывать обо всем, кроме собственных обязанностей, и обостряют конкурентную борьбу, как правило, способствует формированию скрытых конфликтных ситуаций (в первую очередь – между подчиненными). Напротив, излишне непринужденные и дружеские отношения между сотрудниками нередко мешают рабочему процессу и становятся причиной развития конфликта между руководителем (справедливо считающим, что делу – время, а потехе – час), и коллективом.
Нередко большую роль в возникновении или нейтрализации сложной ситуации в коллективе играет именно руководитель. Только он может построить рабочий процесс таким образом, чтобы у людей не возникало недовольства обстановкой и, как следствие, – нежелание трудиться. К каждой личности следует пытаться найти индивидуальный подход. Однако это не означает, что руководитель должен в каждом отдельно взятом случае идти на компромисс, особенно – во вред собственным интересам.
Для руководителя немалое значение имеет мнение об организации и работе в ней каждого из его подчиненных. Он должен всегда держать руку на пульсе и учитывать тот факт, что если в подведомственном ему коллективе складывается напряженная атмосфера, то нужно ожидать спада работоспособности, снижения качества труда и как следствие – увеличения издержек. Напротив, благоприятная обстановка в коллективе, когда каждый занимается своим делом, не пытается тянуть на себя одеяло и вполне доволен настоящим положением вещей, способствует увеличению прибыли предприятия, его процветанию.
На возникновение напряженной атмосферы в коллективе влияют разные факторы. Как внешние – нестабильная экономическая ситуация в стране и на предприятии, сильное давление со стороны фирм-конкурентов и т. д., так и внутренние, связанные с эмоциональным и психическим состоянием каждого отдельного члена коллектива. Но и в том, и в другом случае нездоровая обстановка приводит к настоящему конфликту, следствием которого может стать резкое снижение интереса сослуживцев к выполняемой работе, потеря лучших специалистов, рост текучести кадров. Напротив, благоприятная обстановка в коллективе, когда люди относятся друг к другу доброжелательно и трудятся с большим желанием, делает предприятие притягательным для квалифицированных специалистов. Будучи довольными своей работой, отношениями с коллегами и руководством, сотрудники организации способны сделать весьма и весьма положительную рекламу своему предприятию.
Руководитель должен учитывать все факторы, влияющие на атмосферу в коллективе, и пытаться выработать такой стиль руководства, который максимально снизил бы вероятность конфликтных ситуаций. Политика администрации по отношению к членам коллектива оказывает прямое или косвенное влияние на каждого из них.
Идеальный руководитель должен быть чутким «метеорологом», способным предвидеть и предчувствовать зарождение в коллективе неблагоприятной моральной и эмоциональной обстановки. Однако бояться такого «атмосферного явления», как конфликт, не стоит, даже учитывая все негативные последствия, которыми оно может обернуться. Возьмем, к примеру, ситуацию, когда большинство коллег чувствуют себя никому не нужными и обманутыми, поскольку руководство при принятии тех или иных решений полностью игнорирует интересы и потребности подчиненных.
Возникновение конфликта неизбежно. Неясно одно: в какое именно русло он окажется направленным? Возможно, чувствуя себя солидарными в своей обиде, сотрудники начнут сплачиваться, становиться некоей силой, эмоционально направленной против другой силы, – руководства. При этом из чувства стадности в конфликт втянутся те сослуживцы, которые, в принципе, не испытывали особого недовольства по поводу действий администрации компании. Подобно туче, конфликт будет расти, становиться все серьезнее и серьезнее, до тех пор, пока не разразится настоящая гроза, после которой обе стороны либо почувствуют себя намного лучше, либо станут непримиримыми врагами. Но наиболее вероятно следующее развитие событий: каждый сотрудник непременно захочет показать себя и тем самым завоевать свое место под солнцем. Люди попросту начнут «подставлять» друг друга, отстаивая лишь свои собственные интересы.
Как правило, напряженная обстановка складывается в таких организациях, где у сотрудников преобладает ощущение, что руководство не способно позаботиться о завтрашнем дне; не может поставить конкретные цели даже на самый незначительный период времени; не в состоянии предложить сотрудникам определенные пути реализации планов. Люди начинают испытывать неуверенность в завтрашнем дне. Работоспособность снижается, пропадает желание трудиться на данном предприятии с прежней силой. Неуверенность рождает отрицательные эмоции, которые негативным образом сказываются на взаимоотношениях в коллективе.
Тяжелая атмосфера нередко порождается слухами относительно ухудшения благосостояния предприятия. Сослуживцы начинают переживать за свои места и заработную плату. Снижения работоспособности не избежать. И ситуация не изменится до тех пор, пока в коллективе не будут развеяны все страхи и сомнения. Заметно изменяется обстановка в отделе или подразделении организации, где недавно сменилось руководство. Иногда сотрудники чувствуют определенный подъем, надеясь, что с новым начальником ситуация изменится в лучшую сторону. Однако чаще происходит наоборот: не зная, чего ожидать от нового руководителя, люди настраиваются на самое худшее и тем самым подготавливают почву для возникновения конфликта с представителем администрации.
Ситуация обостряется, если новый руководитель с первых дней работы пытается «навести порядок» и сделать все по-своему, действуя по принципу «новая метла по-новому метет». Природа людей такова, что большинство из них всегда противились и будут противиться переменам, происходящим в их жизни. Необходима довольно длительная психологическая подготовка, чтобы добиться успешного внедрения каких-либо изменений и одновременно избежать серьезного противостояния.
Страх, что изменения негативно повлияют на их жизнь, заставляет людей нервничать и действовать вопреки здравому смыслу, что приводит к конфликтным ситуациям между работниками и руководством. У людей возникает такое ощущение, будто их хотят к чему-то принудить, заставить совершать что-то против воли. Это влечет за собой потерю стимула в работе и к обострению обстановки в коллективе. Неизвестно откуда и почему возникают сплетни и интриги, выявляются любимчики нового шефа, которых все дружно ненавидят, пытаясь тем самым скрыть зависть и желание оказаться на их месте. Лучше всего в данной ситуации – довести конфликт до его логического разрешения. То есть собрать людей и дать им возможность выговориться. Из подобного общения руководитель вынесет для себя максимум полезной информации, а сотрудники почувствуют облегчение в связи с тем, что начальство знает об их проблемах, и больше не нужно шептаться и интриговать за его спиной.
Еще одним фактором, влияющим на атмосферу в коллективе, является возраст руководителя. Как правило, начальники в летах и с огромным опытом работы склонны игнорировать конфликты внутри коллектива, считая, что со временем все само собой образуется. Напротив, для молодых управленцев характерно повышенное внимание к психологии отношений внутри коллектива. Это нередко приводит к тому, что они видят конфликтную ситуацию там, где ее на самом деле нет и быть не может. Замечено также, что когда руководитель (особенно, если он назначен недавно) гораздо моложе своих подчиненных, сотрудники просто отказываются воспринимать его всерьез, открыто обсуждая и критикуя слова и поступки, игнорируя те или иные распоряжения и указания. В такой ситуации конфликты неизбежны, и руководителю придется приложить немало усилий, чтобы доказать свою состоятельность и добиться признания. Конфликтные ситуации могут возникать не только между начальником и подчиненными. Зачастую атмосфера в коллективе накаляется самими работниками. Подобные ситуации нужно разрешать в зародыше, иначе они повлекут за собой необратимые последствия.
Конфликт между двумя или несколькими сотрудниками обычно разгорается на почве неодинакового отношения к выполняемым обязанностям и руководству компании. При этом одна сторона играет роль «правильных» и «хороших», другая, напротив, пытается всячески противостоять установленному порядку, считая его несправедливым по отношению к рядовым сотрудникам. Стремясь отстоять свою точку зрения, представители обеих сторон втягивают в конфликт все большее и большее число людей. При данных обстоятельствах ситуация противостояния может затянуться и стать практически неразрешимой. Как правило, сами сослуживцы стараются делать вид, что все идет как обычно, хотя на самом деле формируют два лагеря, враждующих между собой. Если руководитель попытается разрешить конфликт, предварительно не разобравшись в ситуации, не поняв изначальных причин и предпосылок противостояния, он вполне может оказаться «козлом отпущения», на которого, в итоге, и обрушится поток отрицательной эмоциональной энергии с обеих сторон.
Эмоциональная обстановка в коллективе очень важна, поскольку сказывается не только на взаимоотношениях людей, но и на рабочем процессе. Лишь единицы способны оставаться равнодушными к тому, что происходит вокруг, и в постоянном ритме и режиме выполнять свои обязанности. Как правило, большинство из нас проявляют необыкновенную чуткость к малейшим изменениям моральной атмосферы внутри коллектива и испытывают настоятельную необходимость в психологической стабильности и душевном комфорте. Ведь появление конфликтной ситуации не всегда связано с конкретным человеком, будь то начальник, подчиненный или коллега. «Виновниками» ее иногда оказываются окружающие нас предметы, среда в целом. Например, не стоит недооценивать значения устаревшего оборудования, на котором сотрудникам приходится выполнять свою работу, плохого освещения, поломанной мебели, отсутствия элементарных удобств.
Бывали случаи, когда, несмотря на приличную заработную плату и целый ряд социальных льгот, сотрудники резко разрывали какие-либо отношения со своим работодателем из-за отсутствия в офисе кондиционера или, например, из-за постоянно работающего радиоприемника. При создании нормальной рабочей обстановки необходимо внимание к самым различным мелочам, допустим, к наличию или отсутствию шума во время производственного процесса. Ничто не раздражает так сильно, как отвлекающие внимание крики руководителя через весь отдел, музыка и т. д. Бывали случаи, когда внешне вполне спокойный и уравновешенный сотрудник устраивал настоящий скандал с последующим увольнением только из-за того, что сидящий рядом с ним коллега имел привычку, размешивая сахар в стакане, довольно сильно стучать ложечкой.
Сильнейшим раздражающим фактором может выступать магнитофон или радиоприемник. Угодить всем сослуживцам при выборе музыкальных произведений невозможно, и когда каждый из находящихся в офисе старается выбрать музыку «по душе» и требует включить именно его любимый «хит», начинается настоящая борьба, перетекающая в затяжной конфликт.
Нередко повышенная чувствительность к шуму объясняется психической и эмоциональной неуравновешенностью человека, неумением или нежеланием сконцентрироваться на чем-то конкретном. Однако людей с обостренной слуховой восприимчивостью – единицы. Большинство приходят в раздражение и становятся участниками и даже инициаторами конфликтной ситуации только потому, что справедливо считают: каждый человек имеет право на уважение и внимание. Во всех перечисленных ситуациях именно невнимание – неосознанное или (что вдвойне обидно) сознательное – к чувствам и ощущениям человека, к его внутреннему состоянию становится причиной конфликта.
То же самое можно сказать и по поводу неприятных запахов. Индивиду, которому приходится постоянно работать в плохо проветриваемом помещении со специфическими, неприятными запахами, можно только посочувствовать. Ничего, кроме головной боли и постоянно нарастающего раздражения в течение практически всего рабочего дня, он не почувствует. У некоторых сотрудников непременно возникнет не ко времени желание сделать перерыв в работе, «проветриться», что неизменно вызовет негативные эмоции у руководителя. Конфликт практически неизбежен, поскольку неприятный запах в помещении вряд ли покажется руководителю достаточно веской причиной постоянных отлучек, а подчиненный, доведенный до крайности, будет настаивать на своем.
К отрицательным факторам, влияющим на работоспособность и настроение трудового коллектива, относится и освещение в помещении. Недостаточное количество света на рабочем месте не только ограничивает возможности сотрудника, но и вызывает негативное отношение к самому процессу работы. Зная, что нехватка света является одной из причин нарушения зрения, индивид будет испытывать постоянное беспокойство за собственное здоровье. Ссылка на недостаточное освещение для некоторых из коллег может послужить оправдательной уловкой в таких, например, случаях, когда нужно как-то объяснить низкое качество сделанного. Работодатель должен убедиться, насколько обоснованы жалобы персонала на нехватку света, и предпринять все необходимые меры в любом случае, даже если кто-то и неправ, и освещение в офисе соответствует нормам. Если человек на что-то жалуется, значит – он испытывает неудобство, которое вызывает недовольство чем-либо. И только разобравшись в причинах этого недовольства, можно предотвратить какие бы то ни было внутриколлективные конфликты.
Всплески негативных эмоций могут порождаться неисправными приборами. На первый взгляд может показаться, что такая ситуация не настолько серьезна, чтобы перерасти в настоящий конфликт. Однако если представить себе предприятие, где работники получают сдельную заработную плату, но из-за вынужденного простоя по причине поломки или неисправности оборудования остаются без денег, то поневоле задумаешься. Казалось бы, здесь нет правых и виноватых. Однако недовольство сотрудников, лишенных определенной части заработной платы, должно найти какой-нибудь выход. И, как правило, обрушивается оно либо на головы коллег, которые в итоге не могут спокойно заниматься своим делом, либо на руководство предприятия, неспособное обеспечить штат исправной техникой.
Самые разнообразные предметы и явления могут вызывать у людей негативную реакцию, которая, в свою очередь, порождает полное отрицание и агрессию, направленную на окружающих. Но если в наличии имеется не один, а несколько источников раздражения, – конфликт неизбежен.
Человек тем или иным способом стремится облегчить себе условия труда. Иногда это стремление ухудшает и без того напряженную обстановку в коллективе. Так, часть персонала уже успела привыкнуть к настоящему положению вещей и не желает ничего менять. Другие, напротив, настаивают на переменах. Раскол неизбежен, конфликт налицо. Два лагеря не понимают или не хотят понимать мотивов и стремлений друг друга, и их конфликт – скрытый или явный – мешает нормальной работе коллектива.
Любому атмосферному явлению свойственно проявляться в действительности постепенно и незаметно. И конфликт в этом плане ничем не отличается, например, от незаметно заморосившего дождичка. И далеко не каждый из нас осознает, насколько закономерно и естественно его возникновение в конкретной среде. Дело в том, что мало кто замечает те детали и нюансы, которые, словно кирпичики, воздвигают между, казалось бы, внешне похожими людьми, непроницаемую стену конфликта. Если подумать, подобного рода деталей можно вспомнить огромное количество. Приведем лишь наиболее характерные из них.
Каждый человек подсознательно окружает себя вещами, среди которых он ощущает комфорт и уверенность в себе. И если у человека есть определенное рабочее место, он будет всячески стремиться придать ему уютный, «домашний» вид. В то же время привычка «притаскивать» на работу откровенный хлам не может понравиться абсолютно всем. Плюшевые игрушки, сложные конструкции из спичечных коробков или сигаретных пачек на рабочем столе, может, и приведут некоторых коллег в умиление, но со временем неизбежно возникнет раздражение. То же самое можно сказать и по поводу плакатов, наклеенных на стены офиса. Во избежание конфликтов, связанных с обустройством «своей территории», необходимо заранее обговаривать с сослуживцами, в каком виде должно находиться их рабочее место, иначе конфликтов избежать не удастся.
Иногда тучи сгущаются в коллективе с появлением в нем индивида, который, руководствуясь корыстными соображениями, докладывает обо всем происходящем начальнику. И при этом не скупится на подробности и не смущается преувеличивать некоторые детали. Ситуация становится вдвойне напряженной, когда непонятно – кто именно является «информатором». Коллеги, бывшие до этого вполне доброжелательными, начинают подозревать друг друга, строить догадки, порой доходящие до полного абсурда. Однако в данной ситуации люди не способны рассуждать логически. Сплетни и слухи растут как на дрожжах, сотрудники становятся все более подозрительными и осторожными. В коллективе стараются говорить на отвлеченные темы, больше не слышно шуток и смеха в перерывах. Персонал чувствует постоянное напряжение, которое для многих оборачивается сильнейшим стрессом. В подобной атмосфере очень сложно сосуществовать. Особенно тем, кто чувствует себя несправедливо оскорбленным всеобщими подозрениями. Разрядить обстановку способен либо руководитель, который откажется от услуг «информатора», либо сам «информатор», допустивший ошибку и обнаруживший себя.
Иногда к отрицательным факторам, накаляющим отношения в коллективе, прибавляются самые что ни на есть настоящие атмосферные явления, такие, как грозы, затяжные ливневые дожди, сильная жара, слякоть или магнитные бури. Негативное воздействие этих явлений на физическое и психическое самочувствие людей давно подтверждено специалистами. Поэтому большинство из нас стараются не обращать внимания на повышенную раздражительность пассажиров в автобусе во время дождя. Во время природных катаклизмов у многих повышается кровяное давление. Головная боль и плохое самочувствие заставляют того или иного сослуживца срывать свое плохое настроение при любом удобном случае. А ведь в нормальном состоянии этот человек безусловно контролирует свои эмоции и старается избегать столкновений с окружающими. Словом, при плохом самочувствии мы мало задумываемся над тем, какое впечатление производим на окружающих, нам не до этого. Вот и возникают конфликты, мешающие нормальной жизнедеятельности.
Помимо всех перечисленных факторов, существует множество других, влияющих на атмосферу, складывающуюся в рабочем коллективе. Руководству любого предприятия необходимо заранее предусмотреть все возможные варианты, способные уберечь коллектив от серьезных конфликтов и резких столкновений.
Глава 2. Скрытая неприязнь
Конфликт – столкновение разных желаний, разных интересов. Но не всякое столкновение приводит к негативным последствиям. Нередко в нем, как в споре, рождается истина. В открытом конфликте часто выражаются экономические, политические, социальные, производственные и личные противоречия, разногласия, противоположные взгляды на пути достижения одной и той же цели. Люди могут иметь разные точки зрения и мнения по поводу одной и той же проблемы и в открытом противостоянии пытаться склонить на свою сторону противников.
Время, обстоятельства или третье лицо способны разрешить подобные противоречия, определить правых и виноватых. Более сложную природу имеет скрытый конфликт, как правило, лежащий в области человеческих взаимоотношений. Такие конфликты носят зачастую тлеющий характер и долго не разрешаются. Скрытые конфликты бывают различных масштабов: от незначительных, основанных на непонимании друг друга на психологическом уровне, имеющих глубинный характер, до грубых и разрушительных по своей силе, спровоцированных ненавистью, злобой, завистью и другими негативными эмоциями. Часто психологический конфликт возникает на идейной почве.
Бывают ситуации, когда люди несовместимы друг с другом психологически, что прежде всего обусловлено несхожестью темпераментов. Например, между двумя флегматичными людьми, наделенными мягким характером и такими качествами, как уравновешенность, терпимость, выдержка и т. п., вряд ли возможны конфликты без веских причин. Представители данного типа попытаются разрешить любую, даже самую сложную ситуацию без ущерба для психики окружающих. Между холериками – людьми эмоциональными, с возбудительными реакциями, плохо поддающимися торможению, может вспыхнуть ссора на пустом месте. Вспыльчивость холерика не позволяет ему дослушать до конца собеседника, заставляет делать преждевременные выводы и совершать необдуманные поступки.
Из-за предельной эмоциональной взвинченности холерики могут обидеть друг друга грубым словом или несправедливым упреком, тем самым породив конфликт. Однако скрытый конфликт между людьми холерического темперамента не может протекать долго. В силу своей предельной интенсивности их эмоциональные реакции мгновенно достигают накала и гаснут с такой же легкостью, с какой вспыхивают. Поэтому скрытый конфликт между холериками быстро нейтрализуется. Если на следующий день они еще могут таить в душе скрытую неприязнь друг к другу, то спустя некоторое время вернутся к дружеским взаимоотношениям, позабыв о ссоре и ее причинах.
Конфликты нередки во взаимоотношениях меланхоликов с холериками. В силу быстроты своих реакций холерик подсознательно будет торопить медлительного меланхолика. Последнему заторможенность психических реакций не позволяет мгновенно реагировать на вопрос или задачу. Взвинченный холерик, испытывая раздражение при таком общении, может оскорбить несчастного меланхолика, сам того не заметив. Холерик скажет резкость и мгновенно забудет о ней, тогда как меланхолик почувствует себя глубоко несчастным и надолго сохранит в душе скрытую обиду и неприязнь.
Приведенные примеры показывают, что конфликт на психологическом уровне, несовместимость темпераментов могут стать причиной скрытой неприязни. Гораздо более сильные внутренние конфликты разворачиваются на почве ненависти и зависти. Есть категория «темных» личностей, которые, затаив злобу на свою жертву, способны долгое время активно портить ей жизнь. Как правило, такие люди являют собой неудачников, несмотря на многочисленные усилия, так и не добившихся успехов на профессиональном поприще. Для них успех окружающих – хуже ножа в сердце. Зависть и ненависть, которые они испытывают к счастливчикам и любимчикам судьбы, тщательно скрываются ими. Ведь проявить подобного рода чувства – значит, унизиться и потерять чувство собственного достоинства. Негативные чувства капсулируются в скрытую неприязнь, которая мрачной тенью падает на отношения с окружающими.
Многие скрытые конфликты, на первый взгляд, имеют чисто деловой характер, но при более близком рассмотрении оказываются замешанными на чувствах и эмоциях. Скрытые конфликты выявить очень трудно, особенно если они носят односторонний характер. Так бывает, например, если два человека настроены по отношению друг к другу отрицательно, но при этом прекрасно осознают причину внутренней неприязни. Совсем иначе обстоит дело в том случае, когда негативные чувства испытывает один человек, а другой не понимает причин подобного рода антипатии к себе.
Иногда человек не только не догадывается о причинах негативного к нему отношения, но и не чувствует его, т. е. находится в полном неведении относительно истинных чувств своего скрытого противника. Ведь неприязнь окружающих весьма нередко скрывается под маской доброжелательности. Скрытому противнику ничего не стоит пожимать вам каждое утро руку и одалживать деньги, одновременно прямо или косвенно втягивая в конфликтную ситуацию. Такие люди способны ставить палки в колеса настолько незаметно, что вы не заподозрите ничего плохого до самого последнего момента.
Важно предугадать развитие ситуации и вовремя заметить первые признаки неприязни, иначе недоброжелатель может существенно повредить вашей карьере или личной жизни. Следовательно, чтобы справиться с подобными ситуациями, необходимо обладать развитой интуицией и элементарными знаниями в области психологии и конфликтологии. Человеку, желающему построить карьеру, без них просто не обойтись. Нужно помнить, что на работе ценятся не только профессиональные качества, но и навыки общения с людьми, способность принимать правильные решения в любой ситуации и выходить без существенных потерь из конфликтной борьбы.
Если вы ни с того ни с сего начинаете замечать, как вокруг вас сгущаются отрицательные эмоции, хотя при этом никто из окружающих не проявляет явного негативного отношения, обязательно примите меры для обеспечения психологической безопасности. Присмотритесь к окружающим: человек, испытывающий к вам неприязнь, так или иначе допустит ошибку и тем самым проявит себя. Любые отрицательные эмоции, насколько глубоко запрятанными они ни были бы, создают сильнейшее внутреннее напряжение. Рано или поздно оно потребует разрядки, выхода наружу. Чаша негативных эмоций переполнится и ее содержимое начнет выплескиваться наружу.
Именно по подобным эмоциональным выбросам можно догадаться, кто из окружающих скрывает к вам сильную неприязнь. Время от времени такой человек позволяет себе критические и даже оскорбительные выпады в ваш адрес. Что бы вы не предприняли, ваши действия будут оспаривать, не имея на это объективных оснований. Заметно повысится температура реакций противника. Он может вспылить по любому поводу, начнет проявлять всевозможные защитные реакции без видимой на то причины, периодически мучить неуместным контролем с целью вовремя заметить досадные промахи и ошибки. Если вам вдруг улыбнется удача, то у враждебно настроенного человека резко ухудшится настроение.
Тот, в чьей жизни имеют место перечисленные явления, попал, можно считать, в крайне неприятную ситуацию, которая способна еще более усугубиться, когда подобных неявных противников несколько. Иногда скрытое негативное отношение проявляется в желании недоброжелателя спровоцировать конфликт. Кстати, реальных объективных оснований для этого может и не быть.
Если, проанализировав ситуацию, вы пришли к выводу, что кто-то специально провоцирует вас на конфликт, проявляя таким образом свое недоброжелательство, срочно примите меры противодействия. Внешне это может никак не выражаться, однако внутри вас должна быть воздвигнута прочная стена, способная не допустить значительного ущерба для вашего внутреннего мира. Чтобы суметь выйти из сложной ситуации и не тратить свои силы и нервы, играя в навязанную кем-то игру, нужно сохранять самообладание и бдительность. Кроме того, потребуются спокойствие и объективность, чтобы понять, почему вы вызываете столь негативные эмоции? Конфликты, имеющие в своей основе только одну причину, крайне редки. Нужно приучить себя искать причины не только на поверхности, но и помнить о скрытых мотивах и побуждениях.
Среди наиболее распространенных мотивов скрытой неприязни следует отметить стремление к безопасности, престижу, чувство собственного достоинства и необходимость самореализации. Некоторые люди боятся утратить авторитет, хотят быть уверенными в завтрашнем дне, в том, что их ждет успех. Они боятся возможных перемен, поскольку, по их мнению, те способны привести к негативным последствиям. Такой человек может затаить неприязнь к сотруднику, продвинувшемуся по служебной лестнице и получившему возможность контроля над кадровым составом, испытать страх перед новыми рычагами воздействия, оказавшимися в руках бывшего сослуживца.
Бывают случаи, когда человек стремится к определенной должности, на которую претендует еще один кандидат. Ненависть к конкуренту в этом случае также будет мотивироваться желанием обезопасить себя от карьерного краха и удара по собственному престижу. Ущемленное чувство собственного достоинства также пробуждает энергию, нацеленную на конфликт.
Чтобы не возбуждать к себе скрытую неприязнь из-за ущемленного чувства собственного достоинства, необходимо следить за своими словами, быть предельно строгим к своим поступкам. Корректность и мягкость, проявляемая в общении с коллегами, – залог хорошей, дружественной атмосферы вокруг вас. Иногда несказанное слово понимается лучше, чем слово, сказанное не вовремя или в грубой форме. Вы можете настроить человека против себя фразой, в которую вы вовсе и не вкладывали отрицательного значения, а собеседник ошибочно увидел в ней негативное отношение к своей персоне. Поэтому чаще спрашивайте себя: «Правильно ли меня поняли?» Если ответ отрицательный, то не стоит искать виноватых.
Скрытая неприязнь может иметь и внутренние, субъективные причины, вызванные душевным состоянием самого недоброжелателя. Возможно, он страдает от глубоких внутренних конфликтов, появление которых спровоцировано низкой самооценкой человека или наличием комплексов, закрепленных в психике еще в детстве. В этом случае его недоброжелательность по отношению к вам объясняется крайней неуверенностью в себе. Обратите внимание на поведение своего потенциального противника. Если человек, постоянно провоцирующий вас на конфликт, ревностно следит за вашими достижениями, позволяет себе насмешливые комментарии по поводу ваших достаточно хороших отношений с другими членами коллектива, то наверняка он страдает от ощущения собственной неполноценности и неспособен к честной борьбе. Такому субъекту, в силу заниженной самооценки, тяжело проявить себя из-за зажатости и закомплексованности. Он не может адекватно реагировать на чужие успехи, поскольку удача «ближнего» подчеркивает его собственную несостоятельность.
Человек, страдающий от внутренних конфликтов, не может честно бороться за свое место под солнцем. Он предпочитает действовать скрытно, за спиной, используя запрещенные методы и способы достижения цели. Самый простой и любимый из них – сплетни, передаваемые начальству за спиной сослуживцев. Что нисколько не мешает ему лебезить и заискивать перед коллегами. Осознание, что кто-то страдает так же, как и он, улучшает настроение недоброжелателя и ослабляет ощущение собственной неполноценности. Такая ситуация ставит недоброжелателя в удобное положение, поскольку он сам непосредственно не ввязывается в конфликт. Более смелые противники обычно не ограничиваются косвенным участием в конфликте, они стремятся к открытому противостоянию. Втягивая вас в конфликт, они проявляют себя во всей красе, самоутверждаются. Однако пребывание рядом индивида, страдающего комплексами и внутренними конфликтами, все же менее опасно, чем присутствие особы психически здоровой, но одержимой сильными амбициями и желанием проявить свое «Я». Человек, замкнутый на самом себе, страдает от своей несостоятельности и не будет вести слишком острую борьбу.
Самое опасное, если в роли недоброжелателя окажется амбициозный и решительный противник, тонкий психолог, который сумеет найти ваши слабые места и нажать «на рычаги», заставляющие втягиваться в конфликт. Причины возникновения скрытой неприязни могут заключаться как во внутренних проблемах и личных амбициях человека, нацеленного на развитие конфликта вокруг вас, так и в вас самих. Порой истоки недоброжелательного отношения следует искать в конфликтной ситуации, которая давно разрешилась и, возможно, уже забылась, но продолжает тревожить человека на бессознательном уровне.
Если внешний конфликт закапсулировался и превратился во внутренний, то при определенном стечении обстоятельств он обязательно вырвется наружу. Получается замкнутый круг: внешний конфликт – внутренний конфликт – внешний конфликт. Его можно попытаться разорвать, но для этого необходимо понять психологические особенности данной ситуации и механизмы действия бессознательного.
Как уже говорилось, предпосылки к конфликту могут не осознаваться человеком. Это связано с уровнем психологической защиты, которую имеет каждый индивид. Психологическая защита – это определенная реальность, неподвластная сознательному контролю и управлению, особенно в момент своего включения во внешние конфликты.
Психолог Зигмунд Фрейд – основатель психоанализа, связывает функционирование психологической защиты с внутренней системой конфликтов, процессами социальных взаимодействий и неосознаваемыми бессознательными действиями. Как правило, бессознательные акты совершаются в состоянии аффекта, когда сознательные процессы уступают место бессознательным. Психологическая защита помогает снизить тревогу и позволяет человеку даже в острых ситуациях сохранять свой социальный облик. Иначе говоря, психологическая защита служит целям социальной адаптации. С точки зрения одних специалистов, психологическая защита служит механизмом для снятия душевного напряжения в повседневной жизни. С точки зрения других, она имеет отрицательное значение для развития. Известный исследователь Киршбаум считает, что в результате интенсивного использования психологической защиты вместо реального практического использования конфликтных ситуаций происходит постоянный повтор прошлого опыта в целом, и таким образом человек адаптируется в ущерб саморазвитию и самореализации.
Согласно учению Зигмунда Фрейда, психологическая защита помогает человеку сохранить свой социальный облик, но при этом неразрешенный внешний или внутренний конфликт вытесняется в сферу бессознательного и патологически действует на его психику, провоцируя невроз. В состоянии аффекта зажатые страхи и переживания могут стать причиной агрессивности и желания разрядиться в конфликте, да чтобы поэффектнее! Зная о существовании подобного рода психологических аспектов, можно понять побуждения личности, вызывающей вас на конфликт.
Как оградить себя от возможных конфликтных ситуаций, от скрытой неприязни недоброжелателей? Не секрет, что легче справиться с противником в открытом бою, чем вне поля битвы. Поэтому важно вовремя вычислить противника и выработать определенную тактику поведения.
Если вы почувствовали резкое ухудшение отношения к себе со стороны начальства или сослуживцев, для которого вы не давали повода, стоит задуматься. В этой ситуации необходимо сосредоточить свое внимание на словах и поступках людей, с которыми вы близко общаетесь. Источником ваших неудач могут быть сплетни, которые распускает человек, пользующийся вашим доверием и расположением. Как уже отмечалось, не всегда человек, испытывающий неприязнь, будет открыто вызывать вас на конфликт. Одно из вернейших средств проявить свою неприязнь – это свить сети сплетен вокруг «жертвы».
Как бороться со сплетнями и предотвратить их возникновение? Запомните одну простую истину: нехватка информации – избыток слухов. Поэтому защитить себя от сплетен вам будет гораздо легче, если вы представите себя не некоей таинственной личностью, а общительным, в меру открытым человеком. Это предотвратит до известной степени сплетни, компенсирующие нехватку информации. Ваша задача – не уступить инициативу «деятелям невидимого фронта». Однако, говоря об открытости во взаимоотношениях, не стоит забывать, что во всем нужна мера. Определенная дистанция в общении должна быть.
Но что делать, если, несмотря на ваше безупречное поведение, недоброжелатель все равно пытается втянуть вас в конфликт с помощью интриги? Просто не обращать внимания – это не выход. В этом случае противник продолжит строить козни. Надо попробовать вызвать недоброжелателя на откровенный разговор, в том случае, конечно, если вы уверены, что имеете дело именно с ним. С помощью ненавязчивых вопросов следует выяснить его намерения. Если же вы сомневаетесь, что ветер раздора дует именно со стороны этого субъекта, так создайте ситуацию, в которой пересекутся и подозреваемый вами человек, и люди, среди которых он распространяет сплетни, и вы. В разговоре можно ненавязчиво опровергнуть сведения, с которыми вы не согласны, и переубедить окружающих, изменив их негативное отношение к вам. При внимательном наблюдении за их поведением вы сможете понять, кто стал источником грязных слухов.
Из вышесказанного можно сделать следующий вывод: зная внешние и внутренние причины скрытой неприязни, гораздо легче разоблачить недоброжелателя. Хотя лучше всего – суметь предотвратить его появление в вашей жизни. Для этого необходимы терпение и такт, способность руководить своими эмоциями и, конечно же, относиться к окружающим так, как вы хотели бы, чтобы они относились к вам самим.
Глава 3. Черной завистью…
Одной из наиболее распространенных причин, вызывающих конфликты между людьми, является зависть. Это чувство может быть спровоцировано самыми разнообразными факторами, но, независимо от них, зависть всегда носила и будет носить разрушительный характер. В любом коллективе можно найти завистников и тех, на кого направлена их негативная эмоциональная энергия. Эти две категории людей легко отличить друг от друга.
В первую категорию (те, кому завидуют) входят уверенные в себе люди, очень самодостаточные, у кого легко все получается. У них есть все – перспективная работа, хорошие деловые качества, успех у противоположного пола. Эти люди довольны собой и собственной жизнью.
Во вторую категорию входят люди менее успешные. Их не устраивает что-то в собственной жизни, какой-то фактор, который они безуспешно пытаются изменить. Именно это и делает их слабыми и уязвимыми. Человек, имеющий то, чего лишен завистник, и становится объектом сильнейшей неприязни.
Впервые вся разрушительность зависти была ярко показана в библейской истории про двух братьев – Каина и Авеля. Из-за этого чувства один брат убил другого. Эта история ярко показывает бессмысленность и безосновательность зависти, а также предупреждает о ее чудовищных последствиях. Но, к сожалению, мало кто готов учиться на чужих ошибках.
Причинами возникновения чувства зависти у человека могут выступать самые разнообразные факторы, однако все они приводят к одному и тому же результату – человек всеми способами пытается избавиться от своего «соперника» на пути к лучшей, более успешной жизни. По какой-то неизвестной причине именно в том, кому человек завидует, он видит причину своих бед. Только унизив, втоптав в грязь и поглумившись над своим соперником, завистник сможет успокоиться и избавиться от навязчивого чувства.
Очень часто в коллективах, где работают сотрудники разного возраста, можно заметить, как старшее поколение подавляет постоянными придирками и упреками молодое. Например, в женском коллективе всегда найдется особа, готовая извести молодую сотрудницу своими подковырками и желанием унизить ее перед другими. В данном случае налицо конфликт, вызванный завистью к молодости. Казалось бы, умудренная опытом женщина должна уметь держать себя в руках и не поддаваться своим слабостям. Однако она не может справиться с желанием насолить своей молодой коллеге. И даже если на месте конкретной молодой особы была бы какая-то другая женщина, для представительницы старшего поколения это не имело бы значения. Главное в данном случае – это молодость, которая и стала причиной зависти, удушающей и не дающей мыслить здраво.
Другим поводом для возникновения зависти может послужить удачно складывающаяся семейная жизнь одного из сослуживцев. Так, к примеру, женщине, которая никак не может устроить свою личную жизнь, крайне неприятно соседство с коллегой, недавно успешно вышедшей замуж и очень счастливой в браке. Особенно остро встанет этот вопрос, если женщины в близком общении позволят себе быть откровенными друг с другом. Рассказы мнимой подруги о том, как она счастлива в браке, будут постоянно напоминать завистнице, как несчастна она в своем одиночестве. Завистница не успокоится до тех пор, пока не испортит жизнь удачливой «приятельнице». О нормальной работе в таких условиях просто нечего говорить. Если у одержимой завистью женщины и возникнут какие-то идеи, то они никак не будут связаны с работой. Она приложит все силы, лишь бы испортить радужное настроение своей сослуживице, которая, в свою очередь, в качестве защитного средства выберет открытый конфликт.
Человеческая натура такова, что чужие удачи вызывают у нас чувство досады. У кого-то оно совсем незначительно, а у кого-то способно превратиться в навязчивую идею. В описанных выше ситуациях причина возникновения зависти является достаточно явной. Однако бывают случаи, когда объяснить логически подобного рода чувство удается с трудом.
Представим себе коллектив, в котором трудится тихая, скромная женщина, вовсе не стремящаяся сделать карьеру, а думающая лишь об обеспечения собственного достойного благосостояния. Бок о бок с ней работает другая особа – очень целеустремленная, успешная, яркая. Казалось бы, в данной ситуации легко определить потенциальную завистницу. Ею вы наверняка назовете тихоню, которая боится сделать решительный шаг и изменить свою жизнь к лучшему, и потому предпочитает тайно завидовать более удачливой коллеге. Однако в шестидесяти случаях из ста завистницами оказываются женщины второго типа, – не знающие провалов и привыкшие добиваться поставленной цели. Представительницы такого типа могут завидовать просто потому, что кому-то легче и спокойнее живется. Ведь тихоне не нужно обдумывать каждый свой шаг, ей не приходится идти на какие-то компромиссы с собственным «Я» только для того, чтобы преодолеть очередное препятствие на карьерной лестнице.
В большинстве случаев конфликт становится неизбежным. Причем ни одна из сторон не будет отдавать себе отчет в том, что же в действительности привело к краху нормальных отношений? Завистница в один прекрасный момент поймает себя на мысли, что ей доставляет удовольствие досаждать тихоне, упрекать ее в инертности и слабохарактерности. Последняя, не понимая, что, собственно, происходит, навлечет на себя еще большее количество упреков и нападок. В итоге единственным выходом для уставшей от скрытых и явных оскорблений сотрудницы станет увольнение.
Подобные конфликтные ситуации распознать, а тем более разрешить, непросто. Ведь истинная причина противостояния известна только завистнице, которая, впрочем, может ее практически не осознавать. Стороннему наблюдателю подобная ситуация наверняка представится в неверном свете: нападки завистницы будут восприняты им как желание подстегнуть тихоню, заставить ее работать более эффективно. И только глубоко наблюдательный человек способен понять, что именно скрывается за повышенной активностью и напористостью завистницы.
Еще одним поводом для зависти может стать продвижение по службе более успешного сотрудника. В данном случае завистников будет очень много, поскольку слишком многие хотят добиться карьерного роста, что, к сожалению, получается только у единиц. Однако высказывания вроде: «Вот я работаю, как вол, а толку – никакого, а он пришел на все готовенькое, и т. д., и т. п.» не могут оправдать возникшей зависти. Каждый имеет то, что заслужил. А зависть способна только усугубить ситуацию: это чувство не дает человеку спокойно работать, его энергия, вместо того, чтобы разрушать препятствия на пути к успеху, направляется на изобретение разного рода ловушек и пакостей для достигшего успеха коллеги.
Интересно наблюдать за человеком, который изначально не прикладывает никаких усилий для достижения признания (поскольку считает, что его заслуги настолько очевидны, что их не нужно демонстрировать), а в итоге сталкивается с сильнейшим разочарованием, т. к. на «его должность» назначают кого-то другого. От «избытка чувств» бедняга становится способным на что угодно, лишь бы отомстить «обидчикам».
Зависть сопровождает любую деятельность. Всегда и везде есть уверенный в себе счастливчик, который одним своим видом вызывает у окружающих сильнейшее чувство досады. Так устроен человек. Он может завидовать «по-черному» или «по-белому», однако факт остается фактом: вместо осуществления реальных шагов на пути к успеху он предпочитает «любоваться» чужими лаврами. Завистник должен заставить себя вовремя остановиться. Теоретически сделать это довольно легко, на практике – не очень, поскольку зачастую человек просто не отдает себе отчет, что именно толкает его на совершение того или иного действия.
В трудовом коллективе людям приходится много общаться. Иногда чувство зависти вызывает умение одного из сотрудников поддерживать со всеми хорошие отношения и завязывать полезные знакомства. В данной ситуации завистники способны опуститься до разного рода сплетен и слухов, сознательно неверно истолковывая его действия и поступки. Репутация сотрудника будет испорчена, что приведет его к добровольному или вынужденному увольнению, если руководство вовремя не сумеет прояснить ситуацию.
Часто завистники без особого труда находят единомышленников и образуют целые группы. Излюбленным занятием членов таких групп становится традиционное «перемывание костей» всем и каждому. Как правило, участники подобного рода объединений вызывают у окружающих справедливые неприязнь и отвращение. Однако далеко не каждому из нас приходит в голову, что в основе довольно неприглядных поступков завистников лежит прежде всего желание быть понятыми, ощущение одиночества и неприкаянности.
Иногда чувство зависти вызывается не личными достижениями соперника, а его врожденными качествами. Так, например, в коллективе очень часто могут складываться конфликтные ситуации, связанные с чувством зависти к умению одного или нескольких из сотрудников одеваться всегда в соответствии со случаем и ситуацией, т. е. к наличию вкуса. Возможно, выбрав другой подход, завистники могли бы прийти к сотрудничеству с объектом своей зависти, который поделился бы с ними какими-то секретами своего успеха. Но чувство зависти не дает им покоя, и они готовы обсуждать тех, кто вызывает у них досаду.
У подобных людей часто возникает чувство, что они упустили в собственной жизни какой-то очень важный момент, который должен был стать поворотным. Обнаружив, что кто-то, более ловкий и находчивый, смог достичь этого «судьбоносного» поворота, люди испытывают неописуемое чувство досады.
Даже в самом дружном и сплоченном коллективе может возникнуть зависть. Такова, например, зависть к сотруднику, с более высокой заработной платой и при этом особо не обремененному работой. Или – зависть к более удобно расположенному рабочему столу и даже к усовершенствованной модели компьютерной мыши. Чтобы подобного рода чувства не привели к конфликту, необходимо относиться к зависти, тем более к ее предмету и объекту, с солидной долей иронии. Допустим, кто-то завидует недавно приобретенной вами сумке – так раскритикуйте ее во всеуслышание. Да так, чтобы завистник поверил и понял, насколько глупо завидовать подобного рода приобретению.
Зависть возникает по самым разнообразным поводам и часто приводит к разрушительным последствиям. Причем нередко из-за этого чувства страдает не только тот, кому завидуют. От зависти плохо в первую очередь самому завистнику, поскольку его переживания во много раз превышают те, которые он доставляет своему сопернику. Зависть не дает ему покоя, она гложет его изнутри и если не находит выхода, то способна довести беднягу до серьезной психической болезни. Когда же завистник дает выход своим эмоциям, он получает моральное удовлетворение. Если объект его зависти испытывает душевные муки, завистник злорадствует. Он не стремится к большему, все, что ему нужно, – это видеть, как будет уничтожен его соперник.
Конец ознакомительного фрагмента.