Глава 2
Возрастные изменения личности и поведения
Взросление биологически обусловлено и наследственно запрограммировано. Все мы из детства движемся к старости. И процесс этот необратим, его нельзя остановить, можно лишь прервать вместе с жизнью.
Мы не осознаем временного потока, несущего нас, мы движемся вместе с ним. Иное дело дети. Они растут на наших глазах. Процесс их роста и развития отмечается не только ползунками, распашонками, платьицами и костюмчиками, из которых они вырастают. Меняется внешний облик детей, меняется их характер и поведение. С последним нам не всегда легко смириться. Каждый этап развития знаменуется появлением у ребенка новых возможностей, включением его в новые ситуации, которые ставят перед ним новые задачи – задачи возраста. И в главе, посвященной особенностям возрастных изменений личности и поведения, речь пойдет о том:
✓ к чему стремится ребенок на каждом этапе
✓ своего развития;
✓ каковы возрастные особенности детей;
✓ как изменяются актуальные потребности детей с возрастом;
✓ как формируется их саморегуляция.
К чему стремится ребенок на каждом этапе своего развития?
Возраст определяется процессами созревания и взросления. Созревание происходит независимо от нас, взросление определяется наполненностью жизненными событиями, включением индивида в определенные формы взаимодействия и виды деятельности.
Некрасовский «Мужичок с ноготок» – вполне зрелая личность, включенная в общественно полезную деятельность и осознающая свою роль и место в ней, хотя биологически это еще ребенок, даже не достигший подросткового возраста, быстрому взрослению которого способствовали тяжелые социальные условия жизни того времени.
Типичные ситуации
Пока Павлик был маленьким, всюду пытался пролезть. Мы и ручки на шкафах заматывали, розетки электрические затычками закрывали, и все равно он чего-нибудь откуда-нибудь выуживал. А теперь ничего ему не интересно. Какие только конструкторы ему ни покупали, какие только книжки ни приносили, абсолютно равнодушен ко всему.
Сейчас Юле семь лет. Я всегда, укладывая девочку, целую ее перед сном, одеяльце поправляю. В последние полгода стала замечать, что она как-то странно лежит. Ножки сжимает и руки между ними просовывает, а глаза блестят ненормально. Она что – таким образом до оргазма себя доводит?
Тринадцатый год девчонке пошел, а она все в куклы играет. Наряды им какие-то невообразимые придумывает, прически делает. Я устала ругаться. В ее возрасте с парнями гуляют, а она все как младенец.
Темп развития каждого ребенка строго индивидуален. Поэтому далее речь пойдет лишь о среднестатистических закономерностях возрастных изменений. Реально же эти процессы могут протекать ускоренно или с некоторыми задержками. Называемые границы возрастов условны, их нельзя трактовать жестко хронологически, но они позволяют получить представление о том, что ждет вас и вашего ребенка впереди, к чему следует морально и психологически готовиться и как реагировать на изменения в его поведении. Эти трансформации могут быть закономерными (к ним-то и нужно быть готовыми) или случайными (с этими можно мириться или бороться в зависимости от целесообразности, полезности или потенциального вреда).
Первый год жизни малыша – очень ответственный период. Задача этого этапа, в соответствии с теорией Э. Эриксона[5], – обрести «базовое доверие к миру», то есть установить такие отношения со взрослыми, которые обеспечат ему своевременное и полное удовлетворение всех его потребностей. Благодаря этому ребенок приходит к бессознательному умозаключению, что он любим, что окружающий мир хорош, достоин того, чтобы жить в нем, радовать других своим присутствием и успехами в развитии.
Решение этой задачи очень важно. Не обретя «доверие к миру», ребенок не будет стремиться к контактам со взрослыми, а значит, не сможет своевременно овладеть речью и системой социальных норм. Отсутствие речевых навыков, бедность словарного запаса, незнание социальных норм, в свою очередь, может привести к задержке психического развития в целом, сформировать состояние безразличия и апатии к происходящему вокруг.
В раннем детстве (от одного до трех лет) ребенок ориентирован на обретение примитивных навыков, овладение своим телом и предметным миром вокруг и связанной с ними автономности, относительной независимости от взрослых. Теперь малыш учится садиться, вставать, подниматься из разных положений, ходить, бегать, лазать, доставать то, что его интересует, совершать с предметами различные манипуляции. Для этого его память должна быть обогащена разнообразными знаниями о назначении и свойствах вещей, своих возможностях. Именно поэтому в возрасте от одного до трех лет малыши проявляют природное любопытство, стремятся к экспериментированию как средству обретения личного опыта. Подобная тенденция сопряжена с определенной опасностью для его здоровья. Поэтому многие взрослые пытаются ограничить активность ребенка.
Однако чрезмерная опека может привести к тому, что задача возраста будет решена не полностью или вообще останется неразрешенной. Тогда малыш остается в полной зависимости от взрослых. В каких-то случаях это может выглядеть как послушание, трусость, робость, застенчивость, стеснительность, беспомощность и т. п.
В период дошкольного детства и начала обучения в школе ребенок стремится к одобрению, завоеванию любви, уважения и доверия к себе. Средством решения этой задачи является освоение социальных норм, помощь взрослым, попытки включиться в те виды деятельности, которыми занимаются взрослые. Так появляются мамины помощницы, маленькие подмастерья.
Именно в рамках этих видов деятельности происходит первичная половая идентификация детей. Одни виды их активности, соответствующие полу, поощряются и одобряются взрослыми, а другие, противоречащие представлениям о том, что могут и должны делать мальчики или девочки, вызывают насмешки или порицание.
Помешать решению задачи данного возраста может неполный состав семьи, стремление взрослых ограничить занятия детей одними лишь играми и развлечениями, а позже уроками, жесткое разделение жизнедеятельности на мир взрослых и мир детей. Следствием этого может стать неуверенность ребенка в себе и своих силах, безынициативность, формирование комплекса неполноценности.
В период школьного детства у ребят появляется еще одно средство решения указанной задачи (завоевания одобрения) – это достижение значительных успехов в учебе. А поскольку возможности учеников далеко не одинаковы, то некоторые ребята прибегают в учебной деятельности к помощи членов семьи, рассматривают контроль с их стороны как проявление внимания и заботы. Тем же, кому учеба дается легко, порой свойственны погоня за отметками, некоторая заносчивость. Строптивость является их реакцией на попытки контроля и вмешательства в их работу.
Завершение детства связано с периодом полового созревания, который предполагает решение новой задачи – обретения социального статуса, получения признания и одобрения в среде своих сверстников. Суждения и оценки взрослых при этом во многом утрачивают свое стимулирующее, воспитательное значение. Девочки и мальчики теперь больше ориентированы на своих друзей и подруг, модные тенденции, они с готовностью впитывают элементы подростковой субкультуры – жаргон, манеру одеваться и держать себя на людях, способы времяпрепровождения и др.
Взрослые по инерции продолжают считать, что успехи в учебной деятельности являются надежной гарантией успеха в жизни. Поэтому их установки могут прийти в противоречие с установками детей, которые уже понимают, что удачный ответ у доски не может заменить модную стрижку, наличие престижных вещей или крутых увлечений, внешность, привлекающую благосклонное внимание представителей противоположного пола.
Окончательная половая идентификация – важная составная часть задачи обретения необходимого и желаемого социального статуса. Подростки должны не только умело применять социальные нормы и стереотипы поведения, свойственные своему полу, но и стремиться к приобретению опыта поло-ролевого взаимодействия в разнополой компании и наедине с представителями противоположного пола.
Ограничивая круг общения подростков, ориентируя их на социальные нормы вчерашнего дня, взрослые могут уберечь ребят от возможных неприятностей, но могут и помешать решению задачи возраста. А это приведет к путанице ролей, формированию неправильного, лишенного объективности представления о себе.
На каждом этапе развития ребенок по максимуму стремится реализовать свои возможности, решить остро стоящую задачу возраста и продвинуться вперед по пути обретения физической и социальной зрелости.
Поведение детей меняется в зависимости от успешности их реализации. Изменения эти вполне закономерны. С ними нужно не просто мириться, а, заглядывая вперед, создавать условия для того, чтобы к решению следующей задачи ребята подошли подготовленными внутренне и приступили к ее разрешению без оглядки на наше недовольство, настороженность или придирчивость.
Возрастные особенности
Процесс развития каждого человека сугубо индивидуален. Но сквозь индивидуальные хитросплетения характера и поведения проглядывают общие закономерности, присущие в той или иной мере каждому из нас. Одной из таких закономерностей являются возрастные особенности, то есть такие черты и свойства человека, которые появляются в строго определенные промежутки времени и по прошествии их исчезают, вернее, изживаются.
Особенности эти имеют двойственную биосоциальную природу. С одной стороны, они продиктованы необходимостью решать задачи возраста, то есть развиваться в определенном природой направлении. С другой стороны, их возникновение обусловлено социальной ситуацией развития ребенка, то есть теми отношениями, которые складываются у него со взрослыми и другими представителями социального окружения, требованиями и ожиданиями, налагаемыми на него с их стороны.
Например, послушание дошкольников вызвано их стремлением соответствовать нормам, принятым в обществе, продиктованным спецификой ситуации, традициями, содержанием деятельности. Мера социального соответствия поведения детей вызывает соответствующее поведение взрослых. Они хвалят, поощряют их, выражают свое одобрение или указывают на ошибки и недочеты, лишают своего доверия, наказывают.
Потребность в любви и приятии побуждает ребенка к таким действиям и поступкам, которые вызовут положительную реакцию взрослых. Отношения дошкольника с родителями и педагогами можно назвать субординационной, или авторитарной, зависимостью. Девочки и мальчики признают право старших распоряжаться, руководить ими, поскольку интуитивно считают их более ловкими, умелыми и знающими. Взрослые, по их мнению, наделены сверхъестественными способностями. Они все знают, все умеют, способны предугадывать будущее, могут снять боль, улучшать настроение. Они обладают властью над вещами и предметами, которая появляется в их распоряжении в обмен на нелепые бумажки, называемые денежками. Дошкольники пока не обладают ни одной из этих способностей и потому столь страстно хотят походить на мам, пап, дядей и тетей, стремятся поскорее обрести магическую, столь притягательную взрослость.
Одновременно с этим дети учатся управлять старшими с помощью или капризов, или послушания. Первый путь более короткий, но и более опасный. Он часто приводит к обратным реакциям, противоположным ожиданиям ребенка. Второй более длительный и тернистый, но зато он гарантирует почти стопроцентное желаемое вознаграждение. Если вовремя и без напоминаний лечь в постель, то мама не только подойдет и поцелует на ночь, но еще и посидит у кроватки, расскажет сказку. С ней можно будет пошептаться и посекретничать, поделиться страхами, попросить о чем-то на будущее. А если начать спорить с бабушкой о том, что уже можно гулять без шарфа, то есть опасность остаться без прогулки дома. Зато, если не возражать ей по поводу одежды, то можно будет затянуть ее в парк или уговорить прокатиться на трамвае. Таким образом, ребята четырех-семи лет быстро усваивают, что послушание – та же разменная монета, на которую можно покупать желаемое у взрослых.
Послушание как возрастная особенность дошкольников связана с другой особенностью – любопытством и любознательностью. Процесс познания социальных и природных закономерностей и взаимосвязей предполагает усвоение причинно-следственных и временных соотношений, интуитивное приобщение к диалектической логике. Свободное владение речью позволяет детям перейти от примитивного экспериментирования к теоретическим изысканиям в форме вопросов. Так проявляется возраст «почемучек».
Сцепленность различных возрастных особенностей друг с другом – еще одна их характерная черта. Если есть одна, то есть и другая, связанная с ней (неслучайно в названии их используется множественное число – особенности).
Степень выраженности возрастных особенностей может сильно варьироваться. У некоторых детей они проявляются очень ярко, у других лишь слегка и в сглаженной форме. Меняются и сроки их появления. Одни черты проявляются раньше положенного срока, другие запаздывают с появлением.
В ряде случаев возрастные особенности могут сохраняться на длительное время, и даже на всю последующую жизнь. Сохранность черт, присущих раннему возрасту, трактуется как инфантилизм или некая акцентуация.
Типичные ситуации
Все дети развиваются по-своему? Что бы мне ни говорили, какие бы примеры ни приводили, слова эти остаются пустой говорильней. Что же, если одни в десять лет идут на панель или с шести лет дымят, как паровозы, и болтаются по помойкам, так и мой ребенок будет таким?!
Смотришь старые видеозаписи и понимаешь, насколько дети похожи друг на друга. Вот первый класс, первое сентября. Все стоят торжественные, серьезные и немного напуганные. На выпускном в третьем классе от серьезности не осталось и следа. Вроде и мордашки еще те же, но уже проглядывает какая-то лихость, бесшабашность. Каждый хочет проявить себя, продемонстрировать, на что способен. Потом седьмой класс. Гадкие утята, несуразные, угловатые, нескладные в своих попытках казаться взрослыми. Есть и такие, кто откровенно ребячится. Запись с последнего звонка без слез смотреть невозможно. Дети и не дети уже. Что-то такое пронзительное появляется в глазах. Движения плавные, точно не на линейке выстроились, а по подиуму идут. А кучкой все равно держатся. Чувствуют, что недолго им осталось быть вместе. А там уж кому что судьба уготовит.
Из приведенного выше примера четко видно, какие изменения сопровождают взросление ребенка. Завершается детство, наступает подростковый период. В корне меняется социальная ситуация развития, появляются новые задачи. Послушание, непосредственность, любопытство сменяются негативизмом, стремлением к обособлению от взрослых, обретению свободы и автономии. На место любознательности приходит скрытность и задумчивость. Попытки же родителей сохранить старую авторитарную систему взаимоотношений порождают агрессивность.
Возрастные черты подростков могут обретать разные формы, но от этого не меняется их суть. Эмоциональная и поведенческая автономизация обретается одними в тесном общении со сверстниками, в подростковых тусовках, другими – в слепом приобщении к миру моды и субкультуры, третьими – в чтении литературы, просмотре кинофильмов со специфическим содержанием. Но во всех этих случаях подростки отрицают ценность индивидуального опыта конкретного взрослого и стремятся к социальным обобщениям через обретение личного опыта, который в данном случае неотделим от группового и даже общечеловеческого.
Изменение поведения и характера ребенка с возрастом не только нормально, но и, прежде всего, полезно.
Без возрастных изменений невозможно поступательное движение вперед. Как бы ни милы были нам прежние привычки и черточки детей, избавление от них – процесс необратимый. Сохранить их может только наша память, но не воля и родительская власть.
Актуальные потребности и возраст
Потребности являются одним из основных регуляторов нашего поведения. Они осознаются нами в виде нужды и заставляют действовать в угоду им, в обход всех преград и условностей.
Типичная ситуация
С Гришей, это мой старший сын, я все делала по режиму, в общем, насиловала природу. А со вторым ребенком плюнула на все предписания. Позволяла Аське есть и спать, сколько душе угодно. Никогда не следила, сколько она проспала или высосала молочной смеси. Просит еще – значит, не наелась, а спит спокойно – значит, сыта и нечего ее будить. На личном опыте убедилась, что прислушиваться к ребенку и ему лучше, и самой проще. Бабушка всегда говорила, что режим ребенку не нужен, организм сам знает, когда спать, сколько есть, сколько бодрствовать.
Потребности бывают естественными, то есть присущими всем без исключения, и специально сформированными в ходе воспитания. Последние не только отличают нас от животных, но и значительно разнятся у представителей разных возрастов, слоев и социальных групп. К первой группе относятся, прежде всего, физиологические потребности (в пище, воде, воздухе, отдыхе, безопасности, продолжении рода). Наиболее ярким примером вторых являются культурные потребности – от элементарных (например, чистить зубы, одеваться красиво и со вкусом) до высочайших эстетических и этических – восприятия прекрасных произведений музыки, живописи, архитектуры, установления и восстановления истины, равенства, справедливости и тому подобное.
К числу естественных потребностей можно отнести и некоторые социальные. Например, потребность малыша во взрослом человеке определяется не только тем, что тот ухаживает за ним, но и является источником новой информации об окружающем мире. Эта потребность реализуется в предметно-манипулятивной деятельности детей от года до трех лет. Именно взрослый является необходимым звеном в освоении ребенком предметного мира, познании его свойств, освоении предназначения отдельных вещей. Позже эта потребность предстанет в виде интереса ребенка к себе самому и миру человеческих отношений. Детские рассуждения и вопросы поражают своей непосредственностью, стремлением проникнуть в суть происходящего. Вот несколько примеров, подслушанных К. И. Чуковским и занесенных в его книгу «От двух до пяти»:
– Папа, ты где родился?
– В Москве.
– А мама?
– В Саратове.
– А я?
– В Калининграде.
– Хорошо, что мы все встретились!
Или другой диалог:
– Бабушка, ты умрешь?
– Умру.
– И тебя в землю закопают?
– Закопают.
– Вот когда я буду крутить твою швейную машину!
В детских вопросах, адресованных взрослым, в их первых обобщениях скрыт пытливый интерес малышей понять, как устроен мир и почему он таков, как есть. Психологи подсчитали, что в возрасте от четырех до пяти с половиной лет дети задают до 150 вопросов в день. Так велика их потребность в познании и понимании.
На завершающем этапе детства потребность во взрослом как источнике информации вновь актуализируется. Но теперь она принимает форму интереса к обобщенно-теоретическому знанию. Особое значение для ребенка приобретают люди, выполняющие роль наставников, учителей, то есть содействующие ему в решении этой задачи.
Взрослый нужен и подростку, чтобы разобраться в самом себе, душевных переживаниях и нравственных проблемах. Теперь взрослый – не обязательно конкретный человек (бабушка, папа, учитель истории или тренер по карате), это может быть некий обобщенный индивид – философ и мыслитель, наделенный сокровенным знанием, столь необходимым подростку.
Степень актуальности потребности и конкретная форма ее выражения связаны с возрастом.
Но не только это. Возраст как средоточие и проявление биологического и социального в человеке порождает особый класс потребностей, актуальных на данном этапе развития индивида, становления его личности и индивидуальности. Они неразделимы с задачами возраста и лежат в их основе. Поэтому малыши полутора-двух лет ломают и строят, любят повторяющиеся действия и требуют бесконечного чтения одних и тех же полюбившихся сказок. По той же причине дети постарше могут силой своего воображения оживить любой предмет, перенестись в другой мир или эпоху. Даже самые нерадивые ребята в возрасте от семи до десяти лет стремятся овладеть как можно большим числом действий и видов деятельности, изобретенных другими людьми. А подростки неустанно ищут тех, кто бы мог их понять, с кем они могли бы поделиться своими мыслями, кто не шарахался бы от них в сторону и не читал нотаций.
Именно актуальные на данном этапе развития потребности побуждают ребенка к необходимой для их удовлетворения активности, ведь в переживании скрыт неисчерпаемый источник энергии.
Потребности обладают еще одной уникальной особенностью, которую можно обозначить как ненасыщаемость или возобновляемость. Полное удовлетворение потребности в какой-то момент времени означает лишь временное снижение ее актуальности. Как нельзя за раз насытиться на всю жизнь, так нельзя наговориться или наиграться настолько, чтобы в дальнейшем эта потребность исчезла совсем.
Исключение составляют актуальные потребности возраста, проявление которых мы видим, например, в том, что:
♦ только подростки испытывают потребность в самовыражении, толкающую их на необдуманный риск и демонстративное поведение;
♦ только дошколята способны играть везде и всем: камушками, листиками, тряпочками, бумажками, на диване, на полу, во дворе, в поезде.
Возраст находит для этих потребностей адекватную форму выражения. Если же кто-либо или что-либо мешает удовлетворению актуальных потребностей возраста, то на следующем этапе развития они приобретают неадекватную форму, сохраняя за собой присущую потребности побудительную силу. Не наигравшийся в дошкольном детстве ребенок потащит в школу куклы и машинки и будет заниматься с ними потихоньку, отрывая время от уроков и нарушая дисциплину. Не разобравшийся в себе подросток, не понявший, к чему лежит его душа, став взрослым, начнет метаться, меняя места проживания, профессии, жен, мужей, партнеров по общению, тем самым невольно причиняя им боль и страдания.
Поэтому задача взрослых состоит не только в знании и понимании актуальных потребностей детей, но и в создании благоприятных условий для их своевременного и полного удовлетворения. В этом случае общение с ребятами становится источником радости и удовольствия, а не тяжелой повинностью и причиной нервных расстройств.
Конец ознакомительного фрагмента.