Вы здесь

Почему мы так поступаем? 76 стратегий для выявления наших истинных ценностей, убеждений и целей. Часть вторая. Стратегии выявления ценностей (Леланд Хау, 1972,1978,1995)

Часть вторая

Стратегии выявления ценностей

Стратегия 1

20 любимых занятий

Цель

Определяя шкалу ценностей, необходимо задать себе один важный вопрос: «А действительно ли я получаю от жизни то, чего хочу?» Когда мы подстраиваемся под окружение, мы не добиваемся своих целей и не живем в соответствии с теми ценностями, которые сами для себя выбрали. Как правило, все сводится к ощущению того, что жизнь лишена смысла и радости. Перед тем как сознательно устраивать свою жизнь, нужно понять, что́ на самом деле мы ценим и чего хотим. Это упражнение поможет вам пересмотреть значимость самых важных и любимых занятий.

Что нужно делать

На листе бумаги напишите цифры от 1 до 20. А теперь составьте список 20 занятий, которые вы любите. Это могут быть какие-нибудь большие или совсем незначительные дела. Можно написать, что вам нравится делать в разное время года.

Ничего страшного, если в вашем списке появится больше или меньше 20 пунктов.

Когда вы закончите список, используйте левую сторону листа для расстановки следующих знаков:

1. Поместите знак $ около тех дел, на которые вы тратите какие-то средства.

2. Поставьте букву О около дел, которые вы предпочитаете делать в одиночестве, букву Л около вещей, которые вы любите делать с другими людьми, а знак О – Л около дел, которые вам одинаково нравится делать и в одиночестве, и в компании.

3. Поставьте П около дел, требующих планирования.

4. Напишите Н5 около вещей, которые вы не поместили бы в этот список еще пять лет назад.

5. Поставьте цифры от 1 до 5 напротив пяти самых важных пунктов. Самое любимое дело должно быть отмечено единицей, второе по важности – двойкой и т. д.

6. Напишите около каждого дела, когда (день или дата) вы последний раз им занимались.


Это упражнение можно проделывать несколько раз в течение года. Было бы здорово сохранять списки и сравнивать их спустя какое-то время.

Больше пяти-шести обозначений обычно перегружает схему.

Дополнительные предложения

Возможно, вам захочется добавить в свою систему обозначений дополнительные элементы, приведенные ниже.

Вот некоторые обозначения, которые вы могли бы использовать или видоизменить:

1. Поставьте букву Р около тех пунктов в вашем списке, которые содержат элементы РИСКА. Это может быть физический, эмоциональный или интеллектуальный риск.

2. Поставьте букву И около вещей, связанных с ИНТИМНОСТЬЮ.

3. Отметьте буквой С все вещи, которые могут быть сделаны в определенный СЕЗОН года.

4. Поставьте символ IQ около любого занятия, от которого вы, по вашему мнению, получали бы больше удовольствия, будь вы немного умнее.

5. Поставьте букву Н около любого пункта, который, по-вашему, другие люди, скорее всего, сочтут НЕТРАДИЦИОННЫМ.

6. Напишите букву Т около пунктов, которые, на ваш взгляд, другие люди, наоборот, сочтут ТРАДИЦИОННЫМИ.

7. Поставьте БВ около вещей, которым вы хотели бы уделять БОЛЬШЕ ВРЕМЕНИ в будущем.

8. Напишите букву Д около тех пунктов, которые вам однажды хотелось бы увидеть и в списках ваших собственных ДЕТЕЙ.

9. За какие пункты в вашем списке вас, предположительно, никто не стал бы ОСУЖДАТЬ? Отметьте их буквами ОС.

10. Поместите буквы НУ около вещей, которые вам нравится делать НА УЛИЦЕ, и буквы ВД около дел, которыми вы, скорее всего, станете заниматься В ДОМЕ.

11. Поставьте КМ около дел, которыми вы не смогли бы заниматься, если бы переехали на тысячу КИЛОМЕТРОВ южнее от того места, где живете сейчас.

12. Выберите три вещи, которые хотели бы научиться делать ЛУЧШЕ. Поставьте около них буквы Л.

13. Какие пункты из своего списка вы хотели бы увидеть в списке человека, которого ЛЮБИТЕ больше всего на свете? Отметьте их буквами ЛЮ.

14. Около каждого из пунктов напишите имя человека, с которым вы больше всего хотели бы обсудить это конкретное занятие.

15. Напишите букву И5 около тех вещей, которые, по вашему мнению, исчезнут из этого списка через пять лет.

Стратегия 2

Таблица ценностей

Цель

Таблица ценностей обычно помогает нам осознать тот факт, что очень немногие из наших убеждений и действий согласуются со всеми семью процессами оценивания. Это упражнение показывает, какие шаги нужно предпринять, чтобы приобрести более четкие и понятные ценности.

Что нужно делать

Нарисуйте таблицу ценностей, как показано ниже:




Обозначьте в ней некоторые актуальные проблемы, такие как запасы энергии, загрязнение воды, ограничение рождаемости, аборты, межэтнические отношения, выборы, вопросы образования и т. д. Напишите названия этих проблем в левой части таблицы. Рядом с каждой напишите для себя несколько ключевых слов, выражающих ваше мнение или вашу позицию по этой проблеме.

Семь колонок в правой части таблицы соответствуют семи следующим вопросам:

1. Вы гордитесь своей позицией (поощряете, высоко цените ее)?

2. Вы когда-нибудь высказывали свою позицию публично?

3. Вы выбрали вашу позицию из нескольких альтернативных вариантов?

4. Вы выбрали свою позицию после тщательного обдумывания всех за и против и размышлений о последствиях?

5. Вы самостоятельно выбрали свою позицию?

6. Совершали ли вы какие-либо поступки в соответствии со своими убеждениями?

7. Вы всегда так решаете этот вопрос?


Ответьте на каждый из этих вопросов для каждой из проблем. Если ваш ответ на вопрос положителен, поставьте в соответствующей клетке галочку. Если вы не можете ответить утвердительно, оставьте клетку пустой.

Постарайтесь сохранить свою таблицу и посмотреть на нее спустя какое-то время. Вы увидите изменения не только в вашей позиции, но и, что не менее важно, в степени вашей убежденности.

Стратегия 3

Голосование

Цель

Голосование – простой и очень быстрый способ обсуждения самых разнообразных ценностных вопросов. Голосование, проведенное среди членов семьи или группы, помогает осознать, что порой другие люди совсем иначе смотрят на многие вопросы, – и заставляет принять этот факт как данность.

Что нужно делать

При самостоятельном выполнении упражнения поставьте д вместо «да» слева от каждого описания, если считаете, что это описание вам подходит и вы с ним согласны. Поставьте н вместо «нет» слева от каждого описания, если вам кажется, что оно вам не подходит и вы с ним не согласны. Если ваш ответ выражает полное согласие (например, вы точно попадаете под описание) или полное несогласие (вам бы такое никогда даже в голову не пришло), используйте заглавные буквы Д и Н. Если вы не можете определиться, не пишите ничего. Отвечайте только на те вопросы, на которые захотите ответить.

При выполнении упражнения членами семьи или команды добровольцы по очереди зачитывают вопросы вслух, начиная со слов «Кто из вас…». Например: «Кто из вас любит долгие прогулки или походы?» По каждому прочитанному вопросу участники выражают свою позицию, голосуя руками. Те, кто хочет ответить утвердительно, поднимают руки. Те, кто решил ответить отрицательно, опускают большой палец вниз. Те, кто не определился с ответом, складывают руки на груди. А те, кто желает пропустить ход, ничего не делают. Обсуждение продолжается до тех пор, пока ведущий не закончит читать весь список вопросов.

Голосование – отличный способ обсудить с членами семьи или команды специфические ценностные проблемы. Например, вам хотелось бы поднять вопрос о ценностях в межэтнических отношениях. Список вопросов о человеческих чувствах, мыслях и действиях, связанных с межэтническими отношениями («Кто из вас… когда-нибудь ходил в гости к другу другой национальности?», «Кто из вас думает, что люди разных национальностей отличаются не только цветом кожи?»), вызовет повышенный интерес к этой теме.

Когда участники поймут, в чем суть голосования, они смогут придумывать свои собственные списки для голосования. Их можно составить из вопросов на важные для них темы, а затем проводить голосование самостоятельно.

Список для голосования не должен быть слишком длинным. Примерно после десяти вопросов он теряет свою эффективность. После голосования можно устроить обсуждение.

Ведущий также принимает участие. Чтобы никак не влиять на процесс голосования, он придерживает свой голос до самого конца, когда большинство участников уже определились со своей позицией.

В некоторых случаях ведущий может менять ход голосования. Например, при желании он может добавить следующее правило к описанию последовательности действий: «Относительно некоторых вопросов ваша позиция может оказаться особенно твердой – за или против. Если вы абсолютно уверены в своем положительном ответе, помашите рукой. Если ваш ответ точно отрицательный, вы можете опустить большой палец и подвигать рукой вверх-вниз, чтобы подчеркнуть это».

Также ведущий может выбрать какой-нибудь конкретный вопрос и обсудить со всеми свою позицию.

Списки для голосования

Мы придумали множество вопросов для голосования. Приведенные ниже примеры разбиты на четыре категории. Первый список общий, его можно использовать среди большинства возрастных групп, за исключением детей. Следующий список предназначен для старших подростков и взрослых, хотя некоторые вопросы можно задавать и в младших возрастных группах. Подростковый список лучше всего подходит младшим подросткам и детям предподросткового возраста, хотя некоторые вопросы уместны для взрослых и старших подростков. Детский список предназначен для маленьких детей.

Многие вопросы можно перефразировать и оперировать ими в других стратегиях определения ценностей. Например, подставив слова «Вы когда-нибудь…» или любое другое подходящее начало, их можно преобразовать в вопросы для интервью (стратегии 12–14).

Перед каждым из приведенных ниже вопросов должны стоять слова «Кто из вас…».

Общие примеры вопросов для всех возрастов

1. ____ любит смотреть фильмы по телевизору?

2. ____ регулярно ходит в церковь?

3. ____ любит ходить в церковь?

4. ____ думает, что дети должны зарабатывать карманные деньги?

5. ____ когда-нибудь влюблялся?

6. ____ влюблен сейчас?

7. ____ когда-нибудь чувствовал себя одиноким даже в толпе людей?

8. ____ близко дружит с человеком другой национальности?

9. ____ приглашал человека другой национальности к себе домой на ужин или поиграть?

10. ____ хотел бы составит на завтра список для голосования?

11. ____ за последний год научился чему-нибудь у ребенка восьми лет или младше?

12. ____ обзавелся любимым хобби или развлечением?

13. ____ считает, что религия – важная часть жизни?

14. ____ думает, что ученики все меньше уважают учителей?

15. ____ имеет национальные предубеждения?

16. ____ думает, что близкое знакомство чревато потерей уважения?

17. ____ хотел бы прямо сейчас оказаться у себя дома и делать то, что хочется?

18. ____ на данном жизненном этапе чувствует себя полнейшим неудачником?

Конец ознакомительного фрагмента.