Вы здесь

Почему мы живем так мало? Почему мы живем так долго?. Глава 5. Ускользающая суть смерти (Алекс Энкиду)

Глава 5. Ускользающая суть смерти

Мы знаем удивительные примеры борьбы со смертью у людей.

В 1927 г. в местности Хухе Зуркен неподалеку от Улан-Удэ был похоронен Пандито Хамбо лама XII (1852—1927 гг). В сентябре 2002 года через 75 лет после смерти согласно его завещанию тело извлекли. Участники эксгумации стали свидетелями невероятного: тело Хамбо ламы Итигэлова полностью сохранилось и находилось в позе медитации. Из акта наружного осмотра тела судебно-медицинской экспертизы от 11 сентября 2002 года: «Мягкие ткани туго эластичной консистенции, подвижность в суставах сохранена. Волосяной покров на голове, ногтевые пластинки сохранены. Поза при извлечении из короба сохраняется без каких-либо поддерживающих приспособлений. Следов, свидетельствующих о ранее произведенном вскрытии полостей тела с целью возможной бальзамации или консервации, а также каких-либо повреждений, следов ранее перенесенных травм, оперативных вмешательств, заболеваний на теле не обнаружено».

Образцы, взятые через 75 лет после погребения, показали, что органика кожи, волос и ногтей этого умершего человека ничем не отличается от органики живого. Такой сенсационный вывод был сделан специалистами в 2004 году после исследования костей, волос и кожи Итигэлова методом спектроскопии.

Официальная дата смерти Итигэлова – 1927г. 75 лет тело, находившееся на глубине 2 м, закрытое землей было живым или мертвым? Современная наука на этот простой вопрос ответа не имеет. Ответ знают буддисты.

Случай с Пандито Хамбо лама XII широко известен во всем мире. Но, существуют подобные явления, про которые мы знаем только на слух. По словам путешественников в пещерах Гималаев подобные явления нередки. Из древних религий Тибета известно особое состояние человека – саматхи. Это состояние достигается посвященными людьми при помощи особых медитаций. Человек в этом состоянии не умирает, но тело его каменеет. Работа органов абсолютно прекращается – перестает биться сердце, останавливается дыхание, отсутствует кровообращение. Человек в этом состоянии очень похож на мертвого. Нам известно, что после смерти тело человека каменеет. Тело же человека в состоянии саматхи намного тверже. Это не клиническая смерть, не летаргический сон. Организм человека самоконсервируется и способен пребывать в таком состоянии сотни лет. При этом, человек способен выйти из этого состояния, при помощи знающих помощников, и продолжить жизнь обычного человека. Предполагается, что у людей, находящихся в состоянии саматхи, вся вода организма переходит в четвёртое, неизвестное науке, агрегатное состояние. Исследователи тела Хамбо лама отмечали, что кровь его стала необыкновенно густой, вязкой. Известно, также, что у животных, впадающих в зимнюю спячку и вмерзающих в лед, кровь становится похожей на глицерин.

Хамбо лама достиг состояния, о котором писал знаменитый буддийский монах Богдо Зонхавы в своем сочинении «Хвала Будде Шакьямуни за учение о взаимозависимости» еще в XV веке. А Итигэлов написал комментарий к этой книге – о том, как практически достичь этого необыкновенного состояния. Современные буддисты это состояние называют «пустотностью», а ученые – анабиозом.

Богдо Зонхава писал:

14

«Не относительное» подобно небесному цветку —

Значит, нет ничего независимого.

Реальное бытие вещей

Исключает их зависимость от причин и условий.

15

Поэтому, по Твоим словам, лишь в силу того,

Что ничто не существует вне взаимозависимости,

Ничто не существует и вне

Пустоты от самобытия.

16

И ты также изрёк, что если бы

Каждое явление обладало самосущей реальностью,

То, поскольку самобытие неизменно,

Нирвана стала бы невозможной,

Ибо умопостроения не могли бы исчезнуть.

17

Так, в кругу мудрецов,

Ты вновь и вновь бесстрашно возглашал

Львиным рыком: «Свобода от самосущности!»

Кому под силу оспорить сей подвиг?

18

Все системы совершенно жизнеспособны,

Если нет противоречий между двумя фактами:

Отсутствием самобытия и зависимым возникновением.

Что говорить о том, что они взаимодополняемы?

19

«В силу довода о зависимом возникновении

Крайние воззрения безосновательны».

Это великолепное изречение сделало Тебя, Защитник,

Непревзойдённым Философом!

Этот оригинальный текст, как и другие древние тексты буддизма, написаны на древнемонгольском языке с вкраплениями санскритского и тибетских языков. Перевести на современный язык такие тексты невероятно трудно. Поэтому, возможно многие понятия и смыслы скрыты от нас до сих пор. Ученые своими методами пытаются достичь того, что монахи, возможно давно знали.


«В силу довода о зависимом возникновении крайние воззрения безосновательны»?

Собственно, о чем речь? Какой смысл мы вкладываем в понятие жизнь? Чем живое отличается от неживого? Ответить на этот вопрос, было бы легко, имея простые определения понятиям «живое» и «неживое». Но, на этот вопрос однозначного, убедительного и исчерпывающего ответа нет. Определений жизни за историю человечества собралось много. В каждом из них применяются различные определяющие характеристики:

– порядок,

– рост и развитие,

– устойчивость состава внутренней среды, отличающегося от внешней, а также баланс биофизиологических функций, например, регулирование степени кислотности и концентрации солей, одним словом – гомеостаз,

– расходование энергии для роста и для замедления старения – метаболизм,

– изменение поведения в ответ на реакции на свет, температуру, химические вещества и – прочие составляющие окружающей среды,

– вегетативное размножение или спаривание с целью производства новых организмов с передачей генетической информации от одного поколения другому.

Одно из последних определений принадлежит Джеральду Джойсу (Gerald Joyce) из научно-исследовательского института Скриппса. Во время дискуссий об оптимальных способах поиска жизни в других мирах Джойс с коллегами создал очень популярное ныне рабочее определение жизни: самостоятельная система, способная на эволюцию Дарвина. Это самое краткое и исчерпывающее определение. Но, он же позднее сам согласился с тем, что давать определение жизни это пустая затея. А рабочее определение существует просто для языкового удобства.

Казалось бы, отличить живое от неживого элементарно. Но не всё так просто. Умение двигаться, питаться и даже обладать коммуникативными способностями – не всегда является достаточными признаками жизни. Доцивилизационные люди считали живыми абсолютно всё: камни, молнии, небо.

Формальные попытки дать точное определение жизни предпринимались еще во времена древнегреческих философов. Аристотель считал, что в отличие от неживого все живое имеет душу, а душа бывает трех видов: у растений, у животных и рациональная душа, которая есть исключительно у человека. Одно из определений жизни принадлежит российскому биологу М. В. Волькенштейну (1965 г.), «живые организмы представляют собой открытые, саморегулирующиеся, самовоспроизводящиеся системы, построенные из биополимеров – белков и нуклеиновых кислот». Каждый раз, когда мы пытаемся найти окончательное и единственное определение жизни, находятся исключения. Тихоходки, например, надолго впадают в спячку, и в это время они не растут, у них не происходит обмен веществ, и они вообще не меняются, но и мертвыми их тоже назвать нельзя. Но, самая главная загвоздка для ученых – вирусы. Они являются самой многочисленной биологической формой на Земле. Между учеными до сих пор не утихают споры – куда отнести вирусы – к живому, или неживому? В нормальных условиях (пребывая в почве, или воде) они не проявляют никаких признаков жизни – они не делятся, не пытаются сохранить свой гомеостаз. Т.е. ведут себя как любая высокоорганизованная, но мёртвая материя (например, кристалл, или снежинка). Однако, как только они попадают внутрь живой клетки – они тут же оживают, и встраивают свой генетический код в программу клетки. Эта дискуссия про границу живого и неживого очень напоминает историю из физики. В начале ХХ века, вдруг выяснилось, что свет одновременно обладает оптическими свойствами и химическими, т.е. одновременно является и частицей в ограниченном объеме и волновым пакетом, не имеющим границ. С точки зрения физики того времени, эта неопределенность выглядела как ересь. Реальность потеряла привычную очевидность. Один и тот же объект требовал два взаимоисключающих объяснения. Традиционные представления о том, что какой-то объект имеет объем или конечную область пространства, а другой объект распространяется по огромным областям, не зная границ, рухнули. Внезапно выяснилось, что это один и тот же объект. Для того чтобы объяснить это явление в квантовой физике пришлось умещать этот парадокс в какую-нибудь удобную форму описания. Таким фундаментальным принципом квантовой механики, наряду с соотношением неопределенностей, стал принцип дополнительности. Н. Бор дал следующую формулировку этого принципа – «Понятие частицы и волны дополняют друг друга и в то же время противоречат друг другу, они являются дополняющими картинами происходящего». В 1924 г. французский физик Л. де Бройль выдвинул идею о волновых свойствах материи. В работе «Свет и материя» он писал о необходимости использовать волновые и корпускулярные представления не только в соответствии с учением А. Эйнштейна в теории света, но также и в теории материи. Л. де Бройль утверждал, что волновые свойства, наряду с корпускулярными, присущи всем видам материи: электронам, протонам, атомам, молекулам и даже макроскопическим телам.

Очевидно, так же как в физике начала ХХ века, в биологии начала ХХ1 века, требуется разработка новых понятий для адекватного описания смыслов таких базовых понятий человечества как – живое и неживое.

Где кончается неживое и начинается живое? Разматывание сложной цепи причин и следствий ведет от организма к клетке, от клетки к сложным молекулам, от сложных молекул – к простым молекулам, от молекул – к атомам. И на каждом этапе свои особенности, свои специфические черты. Живет ли молекула, которая приобрела свойства репликации? Живет ли клетка, обладающая свойством деления?

Чем более расширяются горизонты научных знаний, тем понятнее становится, что граница между «живым» и «неживым» неуловима и разделение природы на неорганическую и органическую явно устарело. С какой-то точки зрения, один и тот же объект можно считать живым и неживым по принципу дополнительности.


До сих пор в обществе главенствует идея, что для каждого биологического вида и для Nomo Sapiens также, существует свой законный предел длительности жизни, сверх которого прожить нельзя, и, что такой предел остается неизменным во все времена, для всех рас и народов.

Сомнения по данному вопросу выглядели столь же нелепо, как сомнения в справедливости тезиса «все люди смертны». Казалось, разумная альтернатива просто отсутствует. Но при тщательном исследовании этой точки зрения оказывается – не все так просто и очевидно.

Ученые Гаврилов Н. А. Гаврилова Н. С. в книге «Биология продолжительности жизни» пишут: «Потенциальная продолжительность жизни» – это в корне неправильная концепция. Она должна быть заменена вероятностным утверждением: животные не живут бесконечно долго не потому, что они физически не могут преодолеть некоторый пороговый барьер, но потому, что вероятность его преодоления даже при постоянном риске гибели становится исчезающе малой».

Многие ученые давно пришли к выводу об отсутствии верхнего предела продолжительности жизни человека. Так, например, в 1961 г. крупнейший демограф ХХ века Альфред Сови, долгое время возглавлявший Комиссию ООН по населению, посвятил этой проблеме книгу «Пределы человеческой жизни». Внимательно проанализировав все известные к тому времени факты, А. Сови, в заключение своей книги сделал следующий вывод: «Иллюзорны попытки установить точный потолок для человеческой жизни».

Это тот самый А. Сови который первым ввел в обиход выражение «Третий мир» в отношении развивающихся стран.


За прошедшие 100 лет умнейшими людьми было разработано около ста теорий ограниченной продолжительности жизни. Первой из них была: теория отравления организма вредными выделениями кишечных бактерий и паразитов И. И. Мечникова.

«Организм – это лаборатория ядов», говорил французский ученый Шарл Бушар. Согласно его теории каждая клетка накапливает вредные продукты обмена веществ, которые отравляют организм.

Теория накопления генетических ошибок. В хромосомах ядер в каждой клетки организма на молекулах ДНК, записан план построения белковых молекул. План должен соблюдаться точно, сохраняясь неизменным всю жизнь. А он меняется под влиянием внешних воздействий: космических лучей, ядов, выделяемых болезнетворными микроорганизмами, других факторов. А раз появились ошибки в программе, записанной на молекулах ДНК, клетки начинают синтезировать чужеродные белки, которые мешают работе клетки. С возрастом ошибки накапливаются. Испорченные клетки плохо работают, они мешают работать и здоровым клеткам. Это и есть старение по этой теории. Когда испорченных клеток станет так много, что нарушаются жизненно важные связи между различными тканями и органами, наступает смерть.

Теория соматических мутаций, (считает старение результатом накопления соматических мутаций).

Теория накопления изменённых белков.

Митохондриальная теория.

Теория утраты теломер.

Эпигенетическая теория старения.

Теория свободных радикалов.

Теория старения иммунологическая.

Теория катастрофы ошибок (ошибки при биосинтезе белков, необходимых для репликации, транскрипции и трансляции).

Теория спонтанного мутагенеза (старение происходит в результате постоянной внутренней перестройки ДНК).

Теория плейотропного антагонизма (изменение давления естественного отбора на организм, вышедший из детородного возраста). И т. д.

Но, ни одна из теорий старения не охватывает всех известных науке фактов и не в силах пока предложить реальных способов борьбы со старением.

Самая популярная теория у общественности о генетической природе индивидуальных различий по срокам жизни, также абсолютных доказательств не имеет. Более того, многочисленные данные свидетельствуют скорее о том, что вклад генетической гетерогенности в наблюдаемые различия, по-видимому, невелик и к тому же уменьшается с возрастом.

Сторонники гипотезы о существовании специальных генетических программ саморазрушения приводят примеры из мира животных, у которых сразу за размножением бурно нарастают изменения, приводящие животных к гибели. Типичный пример – тихоокеанские лососи (нерка, горбуша) погибают после нереста. Пусковым механизмом быстрого старения в данном случае является изменение секреции половых гормонов, генетически обусловленное. Однако у человека в ходе эволюции развивались те механизмы саморегуляции систем жизнеобеспечения, которые увеличивали степень независимости человеческого организма от окружающей среды в репродуктивный период. Создавалась избыточная надежность.

По одной из теорий у человека наблюдается примерно 3-5-кратное дублирование отдельных функций. И старость, или пострепродуктивный период, есть следствие действия инерционных механизмов гомеостаза, качество которых со временем уменьшается. Продолжительность жизни человека есть сложный видовой признак, и ему свойственны одновременно полигенная и мультифакториальная формы наследственности. Искать специфические гены, определяющие индивидуальную продолжительность жизни, с позиций современных данных, занятие неперспективное. Низкие значения коэффициента наследуемости продолжительности жизни человека, в среднем колеблются около 0.30. То есть доля влияния генетических факторов на величину продолжительности жизни человека равна, примерно 30% в начале жизни.

Таким образом, согласно этой теории, старость человека побочный продукт его эволюции без жесткого генетического контроля. Из этого следует, что одним из основных направлений в борьбе человека за долгую и активную жизнь является поиск путей поддержания его гомеостаза на уровне репродуктивного периода.

Совсем недавно казалось, что тайна скоротечности жизни решена. Журналисты всего мира, как один, писали о долгожданном обретении человечеством эликсира молодости.

Эксперименты, in vitro, показали, что внутри клеток есть механизм ограничивающий процесс их делений. Как бы, будильник, заведенный на определенное время. Появился термин – ген смерти. Методом культивирования клеток животных и растений in vitro ученые выращивали клетки самых разнообразных тканей человека на специально подобранных питательных средах, подобно бактериям или другим одноклеточным организмам. В начале 1960-х годов доктор Леонард Хейфлик, работавший в Станфордском университете, в ходе экспериментов по изучению рака (специализировался на изучении рака легких и рака желудка), установил, что в клеточных культурах нормальные соматические клетки человека способны делиться лишь ограниченное число раз. При этом, предельное число делений (называемое, в последствии, «лимитом Хейфлика», сильно зависит от возраста индивидуума, которому эти клетки изначально принадлежали. Так, клетки, которые брали у новорожденных, делились в культуре 80—90 раз, а у 70-летнего человека – только 20—30 раз. Достигнув «лимита Хейфлика», клетки переходят в состояние одряхления (senescence), которое характеризуется резким изменением метаболизма, и в первую очередь нарушением репликации ДНК. Вслед за этим состоянием обычно следует гибель клеток.

Число делений, которое могли делать выделенные из человеческого организма соматические клетки, оказалось равным примерно 50. Исходя из 50 делений эмбриональных человеческих клеток в изолированных культурах, Хейфлик рассчитал, что продолжительность жизни человека должна составлять 110—120 лет – именно этот срок понадобится, чтобы такое количество делений произошло в организме человека. Однако лишь 0,1% человечества когда-либо доживала до 110-летнего возраста. Это обстоятельство обескураживало Хейфлика: ведь если клетки человеческого организма способны жить в культуре срок, эквивалентный 110—120 годам, то аналогично и сами организмы, из которых взяты клетки, должны жить до такого же возраста.

В 1930 году Герман Мюллер и Барбара Макклинток наблюдали, что фрагментированные хромосомы склонны к слиянию между собой, тогда как нормальные хромосомы стабильны. На основании этого они пришли к выводу, что это объясняется характеристиками, присущими «естественным концевым участкам» хромосом. Так были открыты теломеры. Теломеры, состоят из тысяч повторяющихся кусочков ДНК, соединенных вместе. Они расположены на концах хромосом и помогают клетке отличать концы хромосом от разрывов, требующих восстановления.

Конец ознакомительного фрагмента.