Глава 2
Какая правда скрывается за детской ложью?
Начнем с себя
Давайте с вами немного пофантазируем. Представим на минуту, что наша мечта сбылась и любимое чадо не только не опускается до откровенной лжи, но и не позволяет себе и малейшей нечестности. И…
«Малыш, подойди, пожалуйста, к телефону и скажи, что мамы нет дома». «Зайчик, давай сегодня не будем говорить папе, что у мамы вытащили кошелек»?
Как мы объясним ребенку, что не всегда нужно говорить в лицо то, что ты думаешь; что маленькие хитрости помогают сохранять хорошие отношения и добиваться поставленных целей? Каково нам самим постоянно быть образцом честности и откровенности?
Получается, что сначала своим примером мы сеем семена нечестности, а потом пожинаем плоды патологического, как нам кажется, вранья ребенка. Начинать в этом случае нужно с самих себя. Нельзя требовать от сына или дочери того, что мы сами не выполняем.
Очень часто родители говорят ребенку неправду, потому что так легче. Мы можем напугать малыша страшным бабаем, который придет и заберет его, если он сейчас же не уснет. Можем пообещать золотые горы за годовую «четвертку» по математике, а потом – уменьшить награду. Конечно, определенные искажения действительности неизбежны. Проблема в том, насколько рисуемый родителями мир отличается от реальности. Потому что рано или поздно у ребенка появится критическое отношение к тому, что ему говорят взрослые, и уровень доверия словам родителей во многом зависит от того, как часто вы прибегали к помощи «безобидной лжи». Надеяться же, что вы сможете верить ребенку, тогда как он сам не верит вам, по меньшей мере наивно.
Конечно, быть образцом честности и добродетельности получится далеко не у всех родителей. Но это и не обязательно. Главное – показать ребенку, что мы, как и любые живые люди, можем совершать ошибки и не самые благовидные поступки. Но при этом умеем открыто признавать свою вину и стараться исправить последствия своего неидеального поведения.
Нехватка любви и внимания
Причиной детских обманов может быть нехватка тепла и любви в отношениях между ребенком и родителями. У нас порой столько дел, столько проблем, что побыть вдвоем с ребенком мы просто не успеваем. А если и успеваем, то ради того, чтобы проверить домашние задания или посмотреть дневник. Ребенку же, как воздух, необходимо наше внимание непосредственно к нему, ему очень нужно чувствовать, что им гордятся, его ценят и любят. Поэтому так приятно сказать, что занял первое место в соревнованиях, которых на самом деле не было, или что получил «пятерку», а учительница просто забыла поставить ее в дневник. Ведь тогда морщинки на лице мамы сразу разглаживаются и ее лицо озаряет улыбка искренней радости и гордости. А папа вообще может оторваться от телевизора и потратить целых полчаса на бесцельное дуракаваляние с сыном.
Если мы показываем любовь к ребенку только тогда, когда он чего-либо достиг, то неудивительно, что этим подталкиваем его к присваиванию несовершенных подвигов и достижений. Он чувствует, что таким, какой он есть на самом деле, его не любят, а чтобы стать похожим на идеал родителей, не всегда хватает сил и способностей. И ребенок находит очень простой выход: показывает родителям тот образ, который они хотят видеть. Проблемы начинаются в том случае, если неправда выходит на поверхность. Ведь тогда на ребенка обрушивается не только разочарование родителей в том, что он не такой, как им хотелось бы, но и праведный гнев за обман и ложь.
Небольшое лирическое отступление об опасности наших завышенных ожиданий. К сожалению, приписывание себе чужих заслуг – не самое тяжелое последствие наших неоправданно высоких требований. Бывает, что ребенок не ищет легких путей и искренне хочет соответствовать всем ожиданиям родителей. Он пытается быть первым в школе, в спортивной секции, стремится участвовать в конкурсах самодеятельности и т. п., в более старшем возрасте поступает в выбранный родителями вуз. Вот только внутренней гармонии все эти свершения ему не приносят. Стремясь к покорению все новых вершин, чтобы заслужить эфемерную любовь и похвалу родителей, он подчас рискует своим психическим здоровьем. А если нервная система крепкая и очередной «Эверест» позади, то рано или поздно все равно встает вопрос: «А зачем и кому все это было нужно? И почему настоящего счастья и удовлетворения так и нет, несмотря на все усилия?»
Так что, дорогие родители, если ваша цель – воспитание гармоничной личности, человека, внутренне удовлетворенного, умеющего ставить собственные цели и достигать их, то помните, что для этого нужно ребенка прежде всего просто любить, невзирая на все недостатки и достоинства, промахи и достижения.
Безусловная любовь со стороны родителей позволяет ребенку двигаться по пути самореализации, освобождаясь от чрезмерных запретов и жестких правил. Конечно, это не значит, что он должен расти в атмосфере полной вседозволенности. Задача родителей – дать маленькому человеку четкую систему нравственных ценностей и ориентиров. Но в то же время он должен жить не в категориях «правильно – неправильно», «хорошо – плохо», «полезно – вредно», а научиться иметь собственное отношение к тому или иному явлению действительности, понимать свои желания и потребности. Принятие собственной личности, даже не самых приятных ее сторон, позволит вашему сыну или дочери не тратить массу сил и времени на приукрашивание своего образа, поможет добиваться нужного результата, не прибегая к обманам и привираниям, цель которых – произвести более благоприятное впечатление.
То, как мы на самом деле относимся к ребенку и как выстраиваем отношения с ним, иногда остается скрытым даже от нас самих. Помочь разобраться в том, как в реальности обстоят дела в этом вопросе, поможет небольшой психологический тест. С его помощью вы выявите характерные черты вашего родительского отношения, проанализируете гамму самых разнообразных чувств по отношению к ребенку, увидите свои поведенческие стереотипы в общении с ним, особенности восприятия и понимания характера и личности ребенка, его поступков. Вся эта информация даст возможность лучше понять, в чем же причина проблем в общении с ребенком, почему порой так сложно найти с ним общий язык и почему в конце концов ребенок опускается до откровенной лжи и обмана.
Тест «Какой я родитель»[2]
Инструкция. На каждый вопрос вам необходимо ответить «да» или «нет». Старайтесь отвечать так, как есть на самом деле, а не так, как вы считаете правильным.
Перечень вопросов
1. Я всегда сочувствую своему ребенку.
2. Я считаю своим долгом знать все, что думает мой ребенок.
3. Я уважаю своего ребенка.
4. Мне кажется, что поведение моего ребенка значительно отклоняется от нормы.
5. Нужно подольше держать ребенка в стороне от реальных жизненных проблем, если они его травмируют.
6. Я испытываю к ребенку чувство расположения.
7. Хорошие родители ограждают ребенка от трудностей жизни.
8. Мой ребенок часто неприятен мне.
9. Я всегда стараюсь помочь своему ребенку.
10. Бывают случаи, когда издевательское отношение к ребенку приносит ему большую пользу.
11. Я испытываю досаду по отношению к своему ребенку.
12. Мой ребенок ничего не добьется в жизни.
13. Мне кажется, что другие дети потешаются над моим ребенком.
14. Мой ребенок часто совершает такие поступки, которые, кроме презрения, ничего не вызывают.
15. Для своего возраста мой ребенок несколько незрелый.
16. Мой ребенок ведет себя плохо специально, чтобы досадить мне.
17. Мой ребенок впитывает в себя все дурное, как губка.
18. Моего ребенка трудно научить хорошим манерам при всем старании.
19. Ребенка следует держать в жестких рамках, тогда из него вырастет порядочный человек.
20. Я люблю, когда друзья моего ребенка приходят к нам в дом.
21. Я принимаю участие в своем ребенке.
22. К моему ребенку «липнет» все дурное.
23. Мой ребенок не добьется успеха в жизни.
24. Когда в компании знакомых говорят о детях, мне немного стыдно, что мой ребенок не такой умный и способный, как мне бы хотелось.
25. Я жалею своего ребенка.
26. Когда я сравниваю своего ребенка со сверстниками, они кажутся мне взрослее и по поведению, и по суждениям.
27. Я с удовольствием провожу с ребенком все свое свободное время.
28. Я часто жалею о том, что мой ребенок растет и взрослеет, с нежностью вспоминаю его маленьким.
29. Я часто ловлю себя на враждебном отношении к ребенку.
30. Я мечтаю о том, чтобы мой ребенок достиг всего того, что мне не удалось в жизни.
31. Родители должны приспосабливаться к ребенку, а не только требовать этого от него.
32. Я стараюсь выполнять все просьбы моего ребенка.
33. При принятии семейных решений следует учитывать мнение ребенка.
34. Я очень интересуюсь жизнью своего ребенка.
35. В конфликте с ребенком я часто могу признать, что он по-своему прав.
36. Дети рано узнают, что родители могут ошибаться.
37. Я всегда считаюсь с ребенком.
38. Я испытываю к ребенку дружеские чувства.
39. Основная причина капризов моего ребенка – эгоизм, упрямство и лень.
40. Невозможно нормально отдохнуть, если проводить отпуск с ребенком.
41. Самое главное, чтобы у ребенка было спокойное и беззаботное детство.
42. Иногда мне кажется, что мой ребенок не способен ни на что хорошее.
43. Я разделяю увлечения своего ребенка.
44. Мой ребенок может вывести из себя кого угодно.
45. Я понимаю огорчения своего ребенка.
46. Мой ребенок часто раздражает меня.
47. Воспитание ребенка – сплошная нервотрепка.
48. Строгая дисциплина в детстве развивает сильный характер.
49. Я не доверяю своему ребенку.
50. За строгое воспитание дети благодарят потом.
51. Иногда мне кажется, что я ненавижу своего ребенка.
52. В моем ребенке больше недостатков, чем достоинств.
53. Я разделяю интересы своего ребенка.
54. Мой ребенок не в состоянии что-либо сделать самостоятельно, а если и сделает, то обязательно не так.
55. Мой ребенок вырастет не приспособленным к жизни.
56. Мой ребенок нравится мне таким, какой он есть.
57. Я тщательно слежу за состоянием здоровья моего ребенка.
58. Нередко я восхищаюсь своим ребенком.
59. Ребенок не должен иметь секретов от родителей.
60. Я невысокого мнения о способностях моего ребенка и не скрываю этого от него.
61. Очень желательно, чтобы ребенок дружил с теми детьми, которые нравятся его родителям.
Обработка результатов
За каждый ответ «да» начисляется один балл. Опросник состоит из пяти шкал. Вам необходимо подсчитать колличество баллов, набранных по каждой шкале.
Шкала 1. Принятие – отвержение: 3, 4, 8, 10, 12, 14, 15, 16, 18, 20, 24, 26, 27, 29, 37, 38, 39, 40, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 49, 52, 53, 55, 56, 60.
Шкала 2. Образ социальной желательности поведения: 6, 9,21,25,31,34,35,36.
Шкала 3. Симбиоз: 1, 5, 7, 28, 32, 41, 58.
Шкала 4. Авторитарная гиперсоциализация: 2, 19, 30, 48, 50, 57, 59.
Шкала 5. «Маленький неудачник»: 9, 11, 13, 17, 22, 28, 54, 61.
• Шкала 1 «Принятие – отвержение» отражает общее эмоциональное отношение к ребенку. При высоких показателях (24–30 баллов): родителю нравится ребенок таким, какой он есть; у него выраженное положительное отношение к ребенку. Родитель уважает индивидуальность ребенка, симпатизирует ему, стремится проводить много времени вместе с ребенком, одобряет его интересы и планы. При низких (0–8 баллов): родитель воспринимает своего ребенка плохим, неприспособленным, неудачливым. Ему кажется, что ребенок не добьется успеха в жизни из-за низких способностей, небольшого ума, дурных наклонностей. В основном родитель испытывает к ребенку отрицательные чувства: злость, досаду, раздражение, обиду. Он не доверяет ребенку и не уважает его.
• Шкала 2 «Кооперация» выражает стремление взрослых к сотрудничеству с ребенком, проявление с их стороны искренней заинтересованности и участие в его делах. При высоких показателях (7–8 баллов): родитель заинтересован в делах и планах ребенка, старается во всем помочь ребенку, сочувствует ему, высоко оценивает интеллектуальные и творческие способности ребенка, испытывает чувство гордости за него. Он поощряет инициативу и самостоятельность ребенка, старается быть с ним на равных. Родитель доверяет ребенку, старается встать на его точку зрения в спорных вопросах. Низкие баллы (1–2) говорят о том, что взрослый по отношению к ребенку ведет себя противоположным образом и не может претендовать на роль хорошего педагога.
• Шкала 3 «Симбиоз» отражает межличностную дистанцию в общении с ребенком, показывает, стремится ли взрослый к единению с ребенком или, напротив, старается сохранить между ребенком и собой психологическую дистанцию. При высоких баллах (6–7) можно считать, что родитель стремится к симбиотическим отношениям с ребенком, он не устанавливает психологическую дистанцию между собой и ребенком, старается всегда быть ближе к нему. Содержательно эта тенденция описывается так: родитель ощущает себя с ребенком единым целым, стремится удовлетворить все потребности ребенка, оградить его от трудностей и неприятностей жизни, постоянно ощущает тревогу за ребенка, ребенок ему кажется маленьким и беззащитным. Тревога родителя повышается, когда ребенок начинает автономизироваться волей обстоятельств, так как по своей воле родитель не предоставляет ребенку самостоятельности никогда. Низкие баллы (1–2) являются признаком того, что взрослый, напротив, устанавливает значительную психологическую дистанцию между собой и ребенком, мало заботится о нем.
• Шкала 4 «Авторитарная гиперсоциализация» отражает форму и направление контроля за поведением ребенка, показывает, насколько родители демократичны или авторитарны в отношениях с ним. При высоких баллах (6–7) в родительском отношении отчетливо просматривается авторитаризм. Родитель требует от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины. Он старается навязать ребенку во всем свою волю, не в состоянии встать на его точку зрения. За проявления своеволия ребенка сурово наказывают. Родитель пристально следит за социальными достижениями ребенка, его индивидуальными особенностями, привычками, мыслями, чувствами. Низкие баллы (1–2), напротив, свидетельствуют о том, что контроль за действиями ребенка со стороны взрослого человека практически отсутствует. Наилучшим вариантом оценки педагогических способностей взрослого человека по этой шкале являются средние оценки – от 3 до 5 баллов.
• Шкала 5 «Маленький неудачник» отражает особенности восприятия и понимания ребенка родителями, показывает, как взрослые относятся к способностям ребенка, к его достоинствам и недостаткам, успехам и неудачам. Высокие значения (7–8 баллов) свидетельствуют о стремлении инфантилизировать ребенка, приписать ему личную и социальную несостоятельность. Родитель видит ребенка младшим по сравнению с реальным возрастом. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся детскими, несерьезными. Ребенок представляется неприспособленным, неуспешным, открытым для дурных влияний. Родитель не доверяет своему ребенку, досадует на его неуспешность и неумелость. В связи с этим старается оградить ребенка от трудностей жизни и строго контролировать его действия. Низкие баллы по этой шкале (1–2), напротив, свидетельствуют о том, что неудачи ребенка взрослый считает случайными и верит в него.
Семейное неблагополучие
Обращаясь к причинам детских обманов нельзя обойти стороной и общее благополучие семейной обстановки. Для любого ребенка чрезвычайно важно, насколько гармоничны отношения между папой и мамой, между родителями и бабушками-дедушками, между ним и его братьями и сестрами. Конфликты и напряженность в семье нередко бывают той первопричиной, которая приводит ребенка на скользкую дорогу обманов. Объяснений этому может быть несколько.
Во-первых, даже самый маленький ребенок стремится всеми возможными способами сохранить или внести мир и гармонию в семейные отношения. Как правило, дети чувствуют себя виновниками всех семейных неурядиц, ощущают груз ответственности за ошибки взрослых. Они могут «уходить в болезнь», играть роль своеобразного козла отпущения или всеобщего примирителя. И тогда семья обретает хоть какую-то устойчивость, но цена этого очень велика: необоснованное чувство вины, комплекс неполноценности, неуверенность в себе и другие негативные факторы, которые в дальнейшем могут сыграть отрицательную роль в развитии личности.
Малыш может думать, что если бы он был «лучше», то папа с мамой не ругались бы или им не пришлось бы расстаться. Ему так хочется, чтобы все было хорошо, что он готов поставить себе в дневник незаслуженную «пятерку» или соврать по любому другому поводу, который, на его взгляд, как-то разрядит атмосферу семейных конфликтов. Естественно, такое поведение подчас кажется абсурдным, так как оно становится причиной еще больших проблем и напряженности. Но с точки зрения ребенка все это делается ради блага его самой большой ценности – семьи.
Некоторые дети, боясь усугубления семейных конфликтов, пытаются помирить отца и мать, сплетая очень сложную паутину из недоговоренностей и полуправды, цель которой – представить родителей друг другу с более выгодной стороны. К сожалению, эти старания зачастую приводят только к ухудшению ситуации и ко всем семейным проблемам прибавляется еще и то, что ребенок становится в глазах родителях обманщиком, запутавшимся в собственной лжи.
Во-вторых, в сложных семьях родителям бывает настолько «не до ребенка», что его ложь становится просто средством выживания в трудной ситуации. Раз за разом, не слушая, что на самом деле хочет нам сказать ребенок, не обращая внимания на его проблемы и чувства, мы приходим к тому, что ребенок перестает пускать взрослых в свой внутренний мир и говорит нам только то, что нам хочется услышать. До поры до времени так легче и ему, и нам. Со стороны все может выглядеть вполне благополучно, но ту пропасть, которая растет между родителями и ребенком, в дальнейшем будет очень сложно преодолеть. А потом… как же так сложилось, что все отношения с ребенком пропитаны ложью и сын или дочь вообще не видит смысла в честном общении?
Помните известный рассказ Л. Н. Толстого «Косточка» (текст см. ниже)? Меня все время удивляло, почему этот рассказ чаще всего приводится в назидание детям, а не родителям. Ведь в нем так точно описаны проблемы в семейных отношениях и неправильное поведение родителей, которые приводят к тому, что ребенку ничего не остается, кроме как обманывать. Прочитайте еще раз этот рассказ и задумайтесь, что могло подтолкнуть мальчика Ваню к такому поведению.
Л. Н. ТОЛСТОЙ. КОСТОЧКА
Купила мать слив и хотела их дать детям после обеда. Они лежали на тарелке. Ваня никогда не ел слив и все нюхал их. И очень они ему нравились. Очень хотелось съесть. Он все ходил мимо слив. Когда никого не было в горнице, он не удержался, схватил одну сливу и съел. Перед обедом мать сочла сливы и видит, одной нет. Она сказала отцу.
За обедом отец и говорит: «А что, дети, не съел ли кто-нибудь одну сливу?» Все сказали: «Нет». Ваня покраснел как рак и сказал тоже: «Нет, я не ел».
Тогда отец сказал: «Что съел кто-нибудь из вас, это нехорошо; но не в том беда. Беда в том, что в сливах есть косточки, и если кто не умеет их есть и проглотит косточку, то через день умрет. Я этого боюсь».
Ваня побледнел и сказал: «Нет, я косточку бросил за окошко».
И все засмеялись, а Ваня заплакал.
Поучительная история, не правда ли? Читая ее, нельзя не задаться следующими вопросами:
Зачем мама выкладывает сливы на виду, если их нельзя есть? Такое «искушение» ребенка не принесет ничего, кроме вреда. При этом у мамы изначально были подозрения, что слив может стать меньше, иначе зачем их пересчитывать? Из практики очень хорошо известно, что дети часто становятся именно такими, какими их видят родители. Поэтому отчасти мама сама «программирует» детей на то, чтобы стащить сливы.
Зачем отец задает вопросы, на которые знает ответы? Во-первых, он делает вид, что ему ничего не известно, когда на самом деле это не так. Во-вторых, он допускает, что кто-то из детей может соврать, тем самым опять же подталкивая детей к обману. В-третьих, подобные игры в «следователь – подозреваемый», когда родитель хочет, чтобы ребенок в результате сознался в содеянном или выдал себя с головой, только подталкивают детей к более продуманным обманам и проступкам.
И самый важный вопрос: как отец может рассчитывать, что дети будут говорить ему правду, если сам опускается до откровенной лжи? Или во времена Толстого смерть от сливовых косточек действительно была неизбежной? К тому же запугивание детей, тем более смертью, вообще недопустимо (а если бы мальчик действительно проглотил косточку?).
Конец ознакомительного фрагмента.