Рай и ад
От нас самих зависит наш рай: потерпи, смирись – и обрящешь рай в себе самом. Как говорит один святой: «Не ищи ни Рима, ни Иерусалима, а уготовь дом души, и к тебе придут не только Петр и Павел, но Сам Господь с Пречистою Материю Своею и с сонмом Ангелов и святых»…
От борьбы с врагом не уклоняйся. Велика, ой как велика награда воюющим. Свет вечный, свет радостный, живой, животворящий, веселящий за все эти скорби.
Бог Сам живет в том человеке, у которого мирное сердце. Главное, считай себя хуже всех, не ищи ни любви, ни чести ни от кого, а сам ко всем оные имей – вот и улучишь мир! А как только начнешь искать, чтобы другие тебя заметили, да отыскали бы в тебе достоинства и некоторые добродетели, – тогда прощай мир душевный!
Видно, что стараешься и желаешь спастись, – только не умеешь, не понимаешь духовной жизни. Тут весь секрет в том, чтобы терпеть, что Бог посылает. И не увидишь, как в рай войдешь.
Кто здесь сладости любит, тот не насладится вечными несказанными сладостями.
Ты сознаешь себя виновным в том, что роптал и доходил до намерения лишить себя жизни, – это дело не христианское. Ужасное дело. Значит, ты совсем не имеешь понятия, что нас ждет в будущей жизни. Твое горе прошло, а тамошние ни горе, ни радости во веки и веки не пройдут. И все будет только начинаться: или весна жизни и веселия, или ужасы смертные и мучения.
Вечные муки и вечное блаженство есть не что-нибудь только извне приходящее, но есть, прежде всего, внутри самого человека. Какие чувства насадит в себе человек при жизни, с теми и отойдет в жизнь вечную. Больное тело мучается на земле, и чем сильнее болезнь, тем больше мучения. Так и душа, зараженная различными болезнями, начинает жестоко мучиться при переходе в вечную жизнь.
Заметьте, Колизей разрушен, но не уничтожен. Колизей, вы помните, это театр, где язычники любовались на мучения христиан, где лилась рекою кровь христиан-мучеников… Ад тоже разрушен, но не уничтожен, и придет время, когда он даст о себе знать…
…Мы слишком отвлеченно думаем об адских муках, вследствие чего и забываем о них. В миру совершенно забыли о них. Диавол всем нам внушил, что ни его. (т. е. диавола), ни адских мук не существует. А святые отцы учат, что обручение геенне, все равно как и блаженства, начинаются еще на земле, т. е. грешники еще на земле начинают испытывать адские муки, а праведники – блаженство… только с той разницей, что в будущем веке и то и другое будет несравненно сильнее…
Человеку, не победившему страсти, невозможно быть в раю…
Осуждатели, и злопамятники, и горделивые, хоть они постись, хоть раздавай деньги, если они не исправятся, то им нет и не будет места на Небе, но пойдут они во ад к бесам навеки мучиться без конца.
В чем осудишь других, в то сам падешь.
Гордым нет места на Небе – но во аде с бесами.
Одно безропотное терпение и покорение участи спасет нас, слабых, а если и это последнее средство отвергнем, то не спасение, а погибель наследуем.
За осуждение, укорение, злопамятность и за гордость никто не будет наследником Царствия Божия. Если не исправится таковой, то не миновать ему геенны огненной.
Труден наш век для спасающихся, но знай, что рай сладости никто никогда не получал без труда, скорбей и болезней и слез.
Если будешь осуждать других, да еще старших, то и без других грехов пойдешь во дно адово.
Враг нашего спасения бодрено сторожит за нами, чем-либо воспрепятствовать вход наш в райские обители. Главные орудия врага – это суть рассеянность, забвение, нерадение, многозаботливость о настоящем веке.
Царствие Небесное не дается лежащим на боку, а только трудящимся и скорби терпящим.