Вы здесь

Поучения Оптинских старцев. Рай и ад (Е. А. Елецкая, 2015)

Рай и ад

* * *

От нас самих зависит наш рай: потерпи, смирись – и обрящешь рай в себе самом. Как говорит один святой: «Не ищи ни Рима, ни Иерусалима, а уготовь дом души, и к тебе придут не только Петр и Павел, но Сам Господь с Пречистою Материю Своею и с сонмом Ангелов и святых»…

(преп. Анатолий «Старший»)

* * *

От борьбы с врагом не уклоняйся. Велика, ой как велика награда воюющим. Свет вечный, свет радостный, живой, животворящий, веселящий за все эти скорби.

(преп. Анатолий «Старший»)

* * *

Бог Сам живет в том человеке, у которого мирное сердце. Главное, считай себя хуже всех, не ищи ни любви, ни чести ни от кого, а сам ко всем оные имей – вот и улучишь мир! А как только начнешь искать, чтобы другие тебя заметили, да отыскали бы в тебе достоинства и некоторые добродетели, – тогда прощай мир душевный!

(преп. Анатолий «Старший»)

* * *

Видно, что стараешься и желаешь спастись, – только не умеешь, не понимаешь духовной жизни. Тут весь секрет в том, чтобы терпеть, что Бог посылает. И не увидишь, как в рай войдешь.

(преп. Анатолий «Старший»)

* * *

Кто здесь сладости любит, тот не насладится вечными несказанными сладостями.

(преп. Анатолий «Старший»)

* * *

Ты сознаешь себя виновным в том, что роптал и доходил до намерения лишить себя жизни, – это дело не христианское. Ужасное дело. Значит, ты совсем не имеешь понятия, что нас ждет в будущей жизни. Твое горе прошло, а тамошние ни горе, ни радости во веки и веки не пройдут. И все будет только начинаться: или весна жизни и веселия, или ужасы смертные и мучения.

(преп. Анатолий «Старший»)

* * *

Вечные муки и вечное блаженство есть не что-нибудь только извне приходящее, но есть, прежде всего, внутри самого человека. Какие чувства насадит в себе человек при жизни, с теми и отойдет в жизнь вечную. Больное тело мучается на земле, и чем сильнее болезнь, тем больше мучения. Так и душа, зараженная различными болезнями, начинает жестоко мучиться при переходе в вечную жизнь.

(преп. Варсонофий)

* * *

Заметьте, Колизей разрушен, но не уничтожен. Колизей, вы помните, это театр, где язычники любовались на мучения христиан, где лилась рекою кровь христиан-мучеников… Ад тоже разрушен, но не уничтожен, и придет время, когда он даст о себе знать…

(преп. Варсонофий)

* * *

…Мы слишком отвлеченно думаем об адских муках, вследствие чего и забываем о них. В миру совершенно забыли о них. Диавол всем нам внушил, что ни его. (т. е. диавола), ни адских мук не существует. А святые отцы учат, что обручение геенне, все равно как и блаженства, начинаются еще на земле, т. е. грешники еще на земле начинают испытывать адские муки, а праведники – блаженство… только с той разницей, что в будущем веке и то и другое будет несравненно сильнее…

(преп. Варсонофий)

* * *

Человеку, не победившему страсти, невозможно быть в раю…

(преп. Варсонофий)

* * *

Осуждатели, и злопамятники, и горделивые, хоть они постись, хоть раздавай деньги, если они не исправятся, то им нет и не будет места на Небе, но пойдут они во ад к бесам навеки мучиться без конца.

(преп. Иосиф)

* * *

В чем осудишь других, в то сам падешь.

(преп. Иосиф)

* * *

Гордым нет места на Небе – но во аде с бесами.

(преп. Иосиф)

* * *

Одно безропотное терпение и покорение участи спасет нас, слабых, а если и это последнее средство отвергнем, то не спасение, а погибель наследуем.

(преп. Иосиф)

* * *

За осуждение, укорение, злопамятность и за гордость никто не будет наследником Царствия Божия. Если не исправится таковой, то не миновать ему геенны огненной.

(преп. Иосиф)

* * *

Труден наш век для спасающихся, но знай, что рай сладости никто никогда не получал без труда, скорбей и болезней и слез.

(преп. Иосиф)

* * *

Если будешь осуждать других, да еще старших, то и без других грехов пойдешь во дно адово.

(преп. Иосиф)

* * *

Враг нашего спасения бодрено сторожит за нами, чем-либо воспрепятствовать вход наш в райские обители. Главные орудия врага – это суть рассеянность, забвение, нерадение, многозаботливость о настоящем веке.

(преп. Иосиф)

* * *

Царствие Небесное не дается лежащим на боку, а только трудящимся и скорби терпящим.

(преп. Иосиф)