гл.4 Уровни возбуждения потребностей, закон опредмечивания
1.Уровни возбуждения потребностей.
2. Слияние предметов с потребностями (закон
опредмечивания).
3. Одновременное удовлетворение нескольких
потребностей.
4. Классификация предметов потребления.
5. Смещение предметов удовлетворения.
1.Уровни возбуждения потребностей.
Это самый не проработанный пласт психологических исследований. Связывая потребности с функциями, можно сказать, что их уровни возбуждения коррелируют с нарастающим возбуждением рецепторов, отвечающих за определенную функцию. «Требования» функции нарастают поэтапно, активизируя поэтапно и саму потребность. С другой стороны, внешняя деятельность тщательно изучена современными психологами, но почему-то энергетические свойства потребностей, стимулирующих ее, не учитываются. Еще Р. С. Немов отмечал различную пороговую энерговозбудимость потребностей:
«Под силой потребности имеется в виду значение соответствующей потребности для человека, ее актуальность, частота возникновения и побудительный потенциал».
Под словом «побудительный потенциал» Р. С. Немов, очевидно, подразумевал электростатическую силу возбуждения нейронного центра потребности в начале деятельности. Но в большем материале психологических теорий потребности и другие чувства различаются модальностью (качеством), предметностью, но не силой возбуждения.
В. Г. Леонтьев также подчеркивал, что составными частями в формировании мотива является его направленность, значимость, динамичность (сила напряженности, подвижность, устойчивость).
Естественно предположить, что важным фактором при изучении деятельности является электростатический потенциал центра потребности. В литературе иногда одна и та же потребность наделяется особым термином. Возникал вопрос: «Почему одна и та же потребность иногда не приводит к деятельности, а в другом случае она не приводит к деятельности?» Существующее в психологии понятие – «стадийность мотивационного процесса» – не дает ответа на это вопрос. Необходимо связать физическую модальность, как силу заряда, с поэтапностью деятельности.
Если принять за аксиому, что всякое чувство, как нейронный центр подкорки, имеет свою мощность электрозаряда, то и воздействие будет различным на исполнительные механизмы функции. «Желания», «намерения» – это слабое возбуждение. Например, утром вы сразу не можете встать, мышцы еще «отдыхают», но когда их двигательная функция активизирует потребность до определенного порога доминирования, тогда вы потягиваетесь, напрягая мышцы.
Надо заметить, что негативные эмоции, как результат отрицательной реализации потребности, также имеют уровни возбуждения. Например, «неприязнь», «злость», «ненависть» и «гнев» показывают нарастающую силу возбуждения одной и той же эмоции – ненависти. Нарастая энергетически эта эмоция приводит к различным типам внешней реакции человека, от мимической до активной. Но так как они переживаются по-разному по экспрессии, то и термины получились разными.
Обратимся к органическим потребностям, по которым можно точнее определить взаимосвязь активной фазы с уровнем заряда потребности. Например, избыток углекислого газа возбуждает дыхательный центр, мы начинаем чаще дышать, но при этом у нас нет чувства «удушья», организм рефлекторно, подсознательно активизирует мышцы легких, увеличивая объем поступающего воздуха. Концентрация кислорода в крови, дойдя до самого низкого порогового значения, активизирует «подсознательную потребность» в более глубоком вдохе. Но если легкие не справляются, то возникает негативное чувство «удушья», затем реальная потребность что-то делать для восстановления кислородного баланса. На этом этапе потребность имеет более сильный потенциал возбуждения: мы открываем окно, или выходим на улицу подышать (включилась мышечная функция).
Второй пример. Когда вы не голодны, то потребность в еде нулевая. Затем появляется слабое чувство голода, но вы не хотите идти в столовую, так как заняты интересной работой. Чувство голода нарастает и, наконец, бросив все, вы идете кушать. Это можно выразить словами: «не сильно хочется», «хочу, но ничего не делаю», «все бросаю, иду кушать». Налицо три этапа возбуждения потребности.
Были произведены опыты с испытуемыми. Методика – анкетное тестирование на основании «интроспективного анализа потребностей». По сути это – самоанализ, осознание чувственных центров.
При работе на компьютере перед обедом они заполняли анкету. По итогам записи было отмечено, что испытуемые переживали три основных уровня одной потребности в еде, которая воздействовали на их поведение.
1. Первый отрезок времени. «Работая на компьютере, я почувствовал усталость, вялость, наверное, давно не кушал».
2. Второй отрезок времени. «Точно, я хочу есть, но еще поработаю».
3. Третий отрезок времени. «Все! Очень хочу есть, бросаю работу, иду на обед».
Изучая другие виды деятельности, автор сделал вывод о том, что любой нейронный центр потребности имеет три степени возбуждения, которое определяет активность и поведение индивида (не учитывается нулевой потенциал). Силу возбуждения потребности можно связать с отклонениями гомеостаза психофизиологических констант. То есть, электрический потенциал в некоторых функциональных органах, или гуморальные изменения, являются парадигмой внутренней, затем внешней активности. Но эти стимулы избирательно возбуждает одну доминантную потребность и мысленный образ необходимого предмета (условия) для исполнения функции.
Поэтапные явления подтверждаются физиологией мышечных процессов: при возбуждении живых тканей токами различной силы в нервах нарастает биопотенциал до тех пор, пока не достигнет «волны возбуждения», после которого мышца сокращается. То есть, нейронный центр сначала повышает свою возбудимость до определенной величины, затем, посылает импульс. Нейрофизиологи опытным путем определили, что в отношении социальных потребностей действует такой же «принцип порогового значения», когда активность потребности нарастает до условного порога, после чего человек не может ее игнорировать, после чего происходит деятельность. А допороговое состояние возбуждения можно сравнить с нашими «пассивными» потребностями, переживаемые, как смутные желания, мечтания, хотения. Утверждать, что слабый потенциал потребности не вызывает деятельности, будет неверно, так как «слабые хотения, мечтания, желания» – это интрапсихическоя деятельность со своими закономерностями и энергетикой. Поэтому идея о трех уровнях возбуждения потребностей напрямую связана с переходными видами деятельности от внутренней мысленной к внешней.
Итак, предлагается новое понятие для психологии – «трехуровневое уровни возбуждение потребностей».
НЕОСОЗНАННАЯ СТЕПЕНЬ – (нулевое желание) потребность не возбуждена сигналами от внутренних или внешних рецепторов какой-либо функции, находится в состоянии пассивности.
ПЕРВАЯ СТЕПЕНЬ – центр возбужден, но не сильно, в стадии простого желания, хотения, но еще «терпимо». Эта внутренняя манипуляция объектами удовлетворения выражена в умении мысленно и зрительно представлять объект, частично удовлетворяя это чувство. Это степень воображения объекта будущего удовлетворения без видимой деятельности, уровень скрытой потребности.
ВТОРАЯ СТЕПЕНЬ — (нормальное желание) это фаза, когда «надо что-то делать», как говорят «терпение лопнуло». Вот эта степень возбуждения активизирует человека на деятельность. Центры чувства по своему электронно-молекулярному заряду достигают максимума, за которым происходит внешняя деятельность. Этот уровень возбуждения сохраняется, пока не будет достигнуто удовлетворение, как результат исполнения функции.
ТРЕТЬЯ СТЕПЕНЬ — (страстное желание) это фаза сверхвозбуждения потребности (страсть). Деятельность достигает запредельной величины.
НЕОСОЗНАННАЯ СТЕПЕНЬ. Эта степень нулевого возбуждения, или его отсутствия. Иногда вы не знаете, что хотите сделать, потребности как таковой нет. Мы не можем идентифицировать предмет влечения, он неосознан. Бывает такое состояние, когда вы не знаете, чем заняться. Говорят, «маяться от безделья». Эта стадия описана в книги Ильина Е. П. как «неосознаваемая модальность нужды (мотивации)». Сила возбуждения возрастает до того момента, когда индивид осознает то, что ему необходимо.
Разберем более подробно все степени.
ПЕРВАЯ СТЕПЕНЬ. Когда потребность в каком-то внешнем предмете, или в двигательной функции, осознана, возникает смутное желание, влечение, хотение этого предмета, но внешней деятельности еще нет. Е. П. Ильин в книге об эмоциях очевидно имел в виду эту степень:
«имеются потребности пассивные, недейственные в обычном понимании, не приводящие к каким-либо результативным действиям и поступкам: желание, чтобы важное для меня событие свершилось, желание кому-то понравиться, потребность в уважении и любви со стороны других людей. Я хочу, чтобы это было, но сам для этого не предпринимаю никаких шагов, хотя бы потому, что от меня ничего в данной ситуации может и не зависеть. Но эти пассивные потребности тоже вызывают психическую активность человека (переживания, рефлексию, раздумья, мечты)».
Следовательно, те же самые потребности находятся в стадии слабого возбуждения, поэтому нет необходимости выделять их в самостоятельные феномены: влечения, побуждения, хотения, стремления, намерения, смутные желания. Эти термины отражают только слабые степени электрического возбуждения центров потребностей, уровни переживания потребностей в самой низшей степени. На этом фоне проводятся дискуссии, что их объединяет, что разводит. Предложенная теория о трех степенях возбуждения нейронных центров потребностей снимает этот спорный вопрос, так как «желание» и «хотение» – это процесс слабого электростатического возбуждения потребностей. Термин «влечение» имеет ту же психическую природу, но его можно применять в межличностных отношениях, а хотение – в предметном мире. Все эти термины, по существу вопроса, синонимы и различаются предметностью самой потребности. Когда мы хотим купить какую-то вещь, дорогую и нужную, то первоначально думаем о ней. Предположим, что не хватает денег. Это первая степень. Но, когда наше желание доходит до крайней точки, мы начинаем откладывать деньги на ее покупку. Это началась вторая степень, при которой возникла первичная деятельность для достижения этого объекта.
Можно сказать, что первая степень – это пассивное желание, фантазирование, хотение без активного действия, или скрытая потребность, без деятельности практической. Еще И. М. Сеченов в работе о рефлексах рассматривал «желания», «хотения», как проявления рефлексов без конечного удовлетворения. То, что рефлекс не закончен, можно согласиться, но любое воображаемое действие с предметами частично снимают активность потребности, так как воображение – это тоже деятельность, только внутренняя. Мысленно манипулируя с предметом «вожделения», у нас возбуждается слабый потенциал чувства удовольствия, что хватает на снятия напряжения самой потребности. Поэтому, находиться в этой степени можно долгое время. Сексуальная функция реализуется циклично по индивидуальным периодам биосинтеза половых гормонов (примерно один, два раза в неделю). Первый период пассивного желания, мечтания, составления плана свидания с партнером заканчивается тогда, когда нейронный центр потребности по своему возбуждению достигает порогового значения. Начинается активный поиск по сценарию второго уровня возбуждения пока не произойдет контактная деятельность. После оргазма потребность деактивируется (прострация, безразличие).
Все потребности в этой энергии будут называться «потребности в первой степени возбуждения».
Правомерно задать вопрос – «Если данная степень возбуждения не приводит к реальной деятельности, то зачем она нужна?» И почему активизируется именно эта потребность, а не другая? Как мы уже отметили выше возникшая потребность – это следствие возросшей активности какой-то определенной функции, проецируемой именно на эту потребность. Внутренняя рецепция биохимических изменений в функциональных системах посылает сигнал в психическую эмоциональную структуру мозга о том, что функция нуждается в реализации. Это есть органическая часть «интероцептивной» чувствительности потребности, выраженной как «желание», «смутное хотение». Когда смутное желание объединится с мысленным образом предмета, тогда оно приобретет статус потребности. «Слабая» потребность – это подготовительный этап, мысленный план действия, соизмерение желания со своими возможностями.
Предположим, что с возбуждением органических потребностей все понятно: внутренняя рецепция гомеостаза по восходящим путям активизирует центр потребности. Например, избыток углекислоты «синтезирует» электрический сигнал в газовом рецепторе, импульс из которого активизирует потребность во сне (зевота, желание поспать). Как же быть с механизмом реализации моральных потребностей, например, в «честности»? Где находятся рецепторы, возбуждающие эту потребность? В психике человека генетически закреплены установки на моральные, или аморальные действия человека, следовательно, и потребности в на них. Но имеются рецессивные потребности, даже те, которые аморальны, или криминальны. Клептомания также приносит «счастье» некоторым людям. Это, так сказать, «психический гомеостаз поведенческих реакций», генетически заложенный в установках на те, или иные ситуации в жизни, который должен сохраняться, иначе его нарушение произведет обезличивание «Я», потерю личных черт характера. Чтобы получить удовольствие, индивид поступает именно так, а не иначе, ведь он получит максимум эндорфинов для активизации жизненных сил. Он может поступить не так, как хотят окружающие его люди, но подчиняется той потребности, реализация которой принесет ему наибольшее удовлетворение. Поэтому возбуждается именно эта потребность, приобретя статус доминантной. Предположим, что в данном обществе возникла конфликтная ситуация между людьми. У постороннего человека имеется комплекс установочных реакций на данную ситуацию. Сначала он почувствует слабый импульс от потребности, направленной на вмешательство в эту ситуацию (слабое желание). Все зависит от внешней стимуляции конфликта и порога возбудимости потребности. Данный отрезок времени от осознания потребности до внешней активности может быть длительным, или кратким. Если такую ситуацию человек уже испытывал (установка создана), то он моментально включится в деятельность по «мирному урегулированию» словестно, или силовыми мышцами.
Так же бывает при удовлетворении органических потребностей. Когда мы обжигаемся об утюг, у нас не бывает смутных желаний, мы сразу одергиваем руку, так как рефлекторная дуга от терморецептора до сократительных мышц сведена до минимума.
Другой пример. Вы увлечены работой, забыв о еде. Но вдруг на каком-то моменте ощущаете голод, все бросаете и идете кушать. Где здесь «смутные желания»? Ведь сразу началась вторая степень возбуждения. Все равно данная потребность нарастала подсознательно, заблокированная доминантной потребностью в работе. Но когда уровень питательных веществ достиг порогового значения, то потребность в еде «перевесила» доминантную потребность в работе, возникло резкое переключение на другую деятельность.
В каждой деятельности участвуют мышцы, как исполнительные механизмы. Они могут также заблокировать любую потребность. Например, вы давно хотите сделать скамейку, эта потребность находится в степени хотения, желания. Энергия потребности нарастает, но у вас болят мышцы, и функция мышечных систем блокирует доминантную потребность до тех пор, пока мышцы не восстановятся. Поэтому надо установить, почему наши смутные желания могут долго не реализовываться. При этом желания перерастают в мечтания, к которых мы откладываем свои планы на будущее.
ВТОРАЯ СТЕПЕНЬ ВОЗБУЖДЕНИЯ.
Когда нейронный потенциал потребности достиг определенного порога возбуждения, тогда наступает активная внешняя деятельность. Можно сказать, что желания, хотения дошли до критической массы, изменяя физиологические параметры: мимику, пантомимику, речь, учащается сердечный ритм. Это, так сказать, «пусковой рычаг», когда сила нейронного заряда потребности приводит в активность исполнительный мышечный аппарат, или внутреннюю мыслительно-познавательную деятельность. В учении П. К. Анохина эти механизмы называются «системоквантами», возбуждающиеся под влиянием потребности. С энергетической точки зрения возбуждение потребности должно достигнуть доминантности, главного очага по отношению к другим центрам. Именно этот центр и будет основным сигналом к поведенческому акту.
В этой фазе потребность активизирует исполнительные механизмы: мыслительную деятельность, органы чувств, мышцы ног, рук, речевые мышцы. Активизируется эндокринная система, сердечная деятельность. Вспомните действие половых гормонов, когда влюбленные преодолевают массу преград. Но у человека есть несколько видов функций, реализация которых не носит явно выраженных внешних признаков: мышление, воображение, эмпатийное сопереживание. Если ученый сидит на кресле и размышляет о какой-то проблеме, то удовлетворяется потребность во второй степени активности.
Нельзя забывать, что в любой деятельности мы используем несколько функций, значит, несколько потребностей, одна из которых будет доминантная. Например, вы печатаете статью на компьютере, слушая музыку, и одновременно пьете чай. При этом мыслительная потребность доминантная, а две другие сопутствующие (дополняющие), которые также находятся во второй степени возбуждения. Это, так сказать, параллельное удовлетворение.
Конец ознакомительного фрагмента.