Новое Время
«…Я знаю, что большинство людей этого сорта – ариане и отрицают божественность Христа».
Открытие Колумбом Нового Света в 1492 году ознаменовало начало Нового Времени36 и, возможно, послужило основанием для широко известного предсказания Нострадамуса на 1792 г. Прибитые к дверям церкви «95 тезисов» Мартина Лютера (1517 г.) срывают плотину замалчивания католической Церковью ее внутренних противоречий и позволяет протесту разлиться широкой рекой по всей Европе. Благословенная трудами и личным участием Эразма Роттердамского (1469 – 1536), на историческую арену выходит Реформация, целью которой было возвращение исходной формы христианской веры, что неявно подразумевало существование потребности во внутреннем движении по восстановлению частного лица верующего человека (его спасения) и неверия в способности католической церкви помочь в этом деле. И если Лютер подобен врачу, пустившему застоявшуюся кровь серьезно больной христианской цивилизации, то трое других, ставших символическими личностями Нового Времени, были реальными врачами – Фауст (1480 – 1540) в Германии, Парацельс (1493 – 1541) в Швейцарии и Рабле (1494 – 1553) во Франции.
«Опорин в Базеле, некогда бывший учеником и приват-ассистентом Теофраста [Парацельса], передает удивительные сведения об общении того с демонами. Они [ученики] занимаются бессмысленной астрологией, геомантией, некромантией и прочими запретными искусствами… Я сам подозреваю, что они последыши друидов, которые у древних кельтов в течение нескольких лет наставлялись в неких подземных обителях… Из этой школы происходят странствующие школяры (scholastici vogantes) … Среди них особенно прославился умерший не так давно Фауст» – писал своему коллеге в 1540 г. Конрад Кеснер, уважаемый в Цюрихе доктор медицины [Цит. по /11/ с. 82].
Фауст и Парацельс стояли рядом не только в обличительных письмах их уважаемых коллег и анафемах, извергаемых с университетских кафедр. Оба были странствующими врачами; оба не гнушались любых врачебных методов, в том числе пользовались и «врачебной Магией», и «медицинской астрологией», лишь бы достичь результата; оба интересовались Историей, высказывали или писали пророческие суждения. Знание алхимии и астрологии Парацельс считал необходимым для врача, желающего научиться исцелять, а не только пускать кровь. Нострадамус во многом пошел по проложенной ими дороге. Но когда он только начинал свою деятельность в Ажане, Рабле уже издал первую часть «„Пантагрюэля“» (1533, Лион), а Парацельс – «Предсказания» (1536). Когда Нострадамус вновь стал странствующим врачом после смерти первой жены и детей в 1537 году37, и путешествовал по Италии и югу Франции, где, вероятно, продолжает знакомиться с преданиями Прованса, Парацельс уже прекратил свои странствия, заносившие его в Россию, Африку и, возможно, в Азию. А Фауст стал тертым калачом, подобным Уленшпигелю, и уже особо не занимался научной деятельностью, отчего его популярность только выросла. Рабле, получив степень доктора в 1537 году, начал практиковать на юге Франции. Таким образом, четверка символических личностей Нового времени – Лютер, Фауст, Парацельс и Рабле, как четверка евангелистов Нового Завета, была определена38.
Изменение в религиозной политике французского короля Франциска I в 1535 году возродило старый метод католической церкви огнем лечить заблудшие души. Контрреформация набирала силу, и после свидания в 1538 г. Франциска I с Карлом V время терпимости во Франции окончательно отошло в область преданий.
Раскол и Церковная Реформация, распространение алхимии и магии, усиление полномочий инквизиции папой Павлом III, – вот основные ингредиенты того котла Истории, в который попадает врач Нострадамус. Насильственная смерть Фауста и, следом, Парацельса, – события, на фоне которых после 6-летнего отсутствия всплывает имя Нострадамуса… в Марселе, на юге Франции. В 1546 году врач по приглашению властей для борьбы с очередной эпидемией чумы приезжает в столицу Прованса – Экс. Далее следуют аналогичные призывы из Салона и Лиона. В 1547 г. он принимает решение осесть в Салоне Прованса. Здесь он во второй раз женится и в 1555 году выпускает в свет первую серию пророческих центурий. В 1557/1558 годах, подготавливая (по просьбе Екатерины Медичи?) небольшой прозаический текст предсказаний для короля Генриха II, он изменит своей привычке не писать дат и укажет открытым текстом на 1792 год, «когда покажется, что наступил момент обновления эпохи», дату, замыкающую эпоху 1492 – 1792 гг., которой он принадлежал.
Представления о 300-летнем цикле прочно входили в арсенал астрологических спекуляций того времени. Кардинал и астролог Пьер де Айи39 (1350—1420) разбивал всю историю на циклы в 300 лет, Матвей Властарь, живший также в XIV веке, считал, что точка весеннего равноденствия смещается на один день за 300 лет (в реальности примерно за 128 лет). Считалось что период «полного обращения» Сатурна, самой медлительной из блуждающих звезд, равен 300 годам.40 Виктор Гюго не случайно датой событий в романе «Собор парижской богоматери» берет 1482 год, т.е. ровно через 300 лет после постройки собора. И примерно за 300 лет до французской революции, далекий отголосок которой слышится королю в романе, когда парижская толпа идет спасать свою пастушку. Считалось, что и королевские династии правят по 300 лет, что давало астрологам основание для предсказаний королевским домам на далекое будущее41.
Кроме представлений об астрономических циклах на мировоззрение Нострадамуса влияло и мифологическое восприятие его современниками событий, записанных на страницах звездной книги. Европа, не зная на что опереться в Новом Времени, по привычке, искала указаний в небесных письменах. Перечислим из этой книги наиболее значительные страницы, открывавшиеся во время жизни предсказателя.
1504 год, 25 мая, – Юпитер соединился с Сатурном в знаке Рака.
Но на небе соединение было видно в созвездии Близнецов, рядом с Поллуксом. В 1505 году Эразм Роттердамский публикует «Комментарии к Ветхому завету» Лоренцо Валы.
1518 год, 26 мая, – Венера прошлась по диску Солнца.
Поздней весной это происходит раз в 243 года, и было, в том числе, в 789 году, который еще всплывет в нашем исследовании, как год великого соединения Юпитера с Сатурном на границе знаков Рыб и Овна, и как год, который в XII – XVI вв. могли принимать за год Р.Х.
1524 год, февраль, – соединение по широте Юпитера с Сатурном в знаке Рыб.
Это событие, по представлениям астрологов, акцентирует во времени тенденции эпохи Рыб, среди которых есть и тема врачевания. 7 – 10 февраля к ним присоединились еще две планеты – Марс и Венера42. А 19 февраля в группу вошел и Меркурий – состоялось «собрание всех планет».43 Но оно не было видно из-за близости к Солнцу. Астрологи, заранее рассчитавшие это собрание в Рыбах, интерпретировали его как указание на Великий Потоп. В результате только из Лондона в январе 1524 года бежало в горы около 20 тысяч человек.
В 1522 году Лютер публикует перевод Библии на немецкий язык. В 1523 году: во Франции начинаются репрессии против сторонников Мартина Лютера, публикуется французский перевод Нового Завета и гибнет от заморозков урожай во Франции. 1524 год: Эразм Роттердамский публикует свой трактат «О свободе воли». 1525 год: чума на юге Франции. Только что получивший степень бакалавра медицины Мишель де Нотр Дам успешно вступает в борьбу с ней, применяя нестандартные методы лечения «народной медицины», в основном лекарственными травами. Гуманист Ж.-С. Скалигер (1484 – 1558), сыгравший большую роль в жизни Нострадамуса, переезжает жить во Францию, где он приобретет славу «французского Эразма».
1531 год, август-сентябрь, – в созвездии Близнецов появилась комета Галлея.
Ее путь по небу был близок к прохождению кометы в 12 г. до н. э., в 531 и 989 гг. Этот факт и мифологическое наполнение ее пути прохождения по созвездиям могли поддерживать пробуждение ожиданий о возвращении идеалов раннего христианства и воскрешать легенды цикла Грааля. Агриппа публикует трактат «Об оккультной философии». Мишель де Нотр Дам, получивший в 1929 году степень доктора и место на медицинском факультете университета Монпелье, одного из самых старых университетов Франции (1289), покидает его в 1531/1532 году, предположительно, из-за конфликта с местной профессурой, не приемлющей его фармацевтические увлечения, и отправляется в новые странствия. Франсуа Рабле поступает на медицинский факультет этого университета и знакомится с Мишелем де Нотр Дам.
1532 год, сентябрь-ноябрь, – в созвездии Девы появилась комета, которая своим движением в сторону Арктура заставила поволноваться Карла V – императора священной германо-римской империи.
В Тулузе массовые аресты заподозренных в «протестантской ереси». Эдикт о включении Бретани в состав Французского королевства. В 1533 году будущий Генрих II сочетается браком с Екатериной Медичи. Рабле покидает университет в Монпелье и публикует пародию на астрологические альманахи и свою первую книгу – «Пантагрюэль». Нострадамус в 1534 году получает письмо от Жюля Скалигера с приглашением переехать в Ажен, которое он принимает.
1544 год, 24 января, – солнечное затмение, видимое во Франции как полное; 21 сентября – соединение Юпитера с Сатурном в знаке Скорпиона.
Это солнечное затмение было самым впечатляющим из наблюдаемых французами в XVI веке. Возможно, именно оно «вдохновило» Нострадамуса на предсказание, предположительно связанное с затмением «в седьмом месяце 1999 года»44. Англия и Испания начинают новую военную кампанию против Франции. Войско Карла V вторглось в Северную Францию, и было в двух переходах от Парижа, но вынуждено было отступить. Войска Генриха VIII Тюдора захватывают французский город Булонь. 18 сентября подписывается мирный договор в Крепи между Франциском I и Карлом V.
Происшедшее через три дня соединение Юпитера с Сатурном в Скорпионе обещало болезни и эпидемии. Считалось, что в год предыдущего соединения в этом знаке (1484) в Европе впервые (?) вспыхнула эпидемия сифилиса45. Это представление нашло отражение в гравюре Дюрера (1471 – 1528), на которой изображен молодой дворянин в язвах болезни, над ним – круг зодиака с соединением двух «блуждающих звезд» в Скорпионе и дата в центре этого круга: 1484 /29, с. 102/46. Гравюра была сделана в 1496 году, когда эпидемия распространилась на территории Франции, Италии, Германии, Швейцарии47, а затем была зарегистрирована в Австрии, Венгрии, Польше. В 1484 вышла булла Папы римского, в корне изменившая официальное отношение Церкви к колдовству.
Великолепный часослов герцога Беррийского, 1411—1416; Дюрер, сифилитик, 1496
Если до этого, ересью считалась вера в колдовство, которое принималось за обман, иллюзию, насылаемой Дьяволом, то после буллы колдовство признавалось реальностью, а ведьма – посредником между потусторонними демоническими силами и материальным миром. В 1486 был написан «Молот ведьм», как руководство к действию. Авторы этого труда – Генрикус Инститорис и Яков Шпренгер – инквизиторы, названые в выше упомянутой булле.
В 1542 году происходит реконструкция папской инквизиции по примеру испанской – она получает больше прав и становится более жесткой. В 1544 году Нострадамус живет в Марселе, где борется с чумой. Сорбонна публикует «каталог запрещенных книг». В 1545 году открывается Тридентский собор католической церкви, основной целью которого будет выработка и принятие мер в борьбе с протестантством, а одной из тем – решение вопроса об уменьшении числа распространенных хронологий. В 1546 году эпидемия чумы застает странствующего врача в Эксе, в Германии умирает Мартин Лютер.
1556 год – большая комета Карла V.
Император, под впечатлением от ее появления, слагает с себя испанскую и императорскую короны и отбывает в Нидерланды. Нострадамус в 1555 году приглашен ко двору Генриха II, и в августе прибывает в Париж. В 1556 году Нострадамус опять отправляется в Италию и живет в Турине. Некоторые комментаторы относят к этой комете его катрен II, 43 из книги 1555 года, где явно упоминается «хвостатая звезда» /33/.
1563 год, 25 августа, – великое соединение Юпитера с Сатурном в знаке Рака (на границе со Львом).
Впервые, после 1504 года, эти планеты опять были видимы слившимися воедино и примерно в том же месте. Цикл замкнулся. Рак символизирует попятное движение, предсказателю исполняется 60 лет, и он, вероятно, начинает подумывать о сворачивании своих дел. А молодой датчанин Тихо Браге этот год будет считать датой рождения себя, как астронома, о чем он напишет впоследствии в автобиографической книге «Механика обновленной астрономии» (1598): «В году Господа нашего 1563, то есть 35 лет назад, во время великого соединения верхних планет, которое пришлось на конец Рака и начало Льва, когда мне исполнилось шестнадцать лет, я занимался изучением классической литературы в Лейпциге…»48.
1564 год, 3 июня, – при повторном сближении Юпитера с Сатурном к ним в группу вошли Венера и Марс49.
Это могло напомнить стареющему человеку о 1524 годе, когда только все начиналось. Но в отличие от ситуации 24 года, теперь к ним не присоединился Меркурий – символ ртутной подвижности и спутник молодости. В этом году умирает художник-титан Микеланджело.
Врач и астролог Мишель Нострадамус умер утром 2 июня 1566 года, но эта глава звездной книги еще не была закрыта. К списку перечисленных дат следует добавить еще одну:
1583 год – соединение Сатурна с Юпитером на границе знаков Рыб и Овна.
Это соединение стоит в одном ряду с соединениями 7 года до н.э. и 789 года. Папа Григорий XIII (1572—1585) реформой календаря 1582 года пытается вернуть протестантов и Восток в лоно истинной (католической) Церкви. В 1583 году печатается основной труд Дж. Скалигера – отца современной хронологии и сына известного гуманиста, друга Нострадамуса, в котором окончательно был утвержден год рождения Христа на 1 г. н. э. Можно задаться вопросом: случайно ли год выхода труда Скалигера совпал с этим соединением? Ведь Скалигеру (и папе римскому) была известна традиция связывания рождения Христа с астрологически значимым соединением. Дж. Скалигер в своей Хронологии за год сотворения мира берет один из разрешенных Тридентским собором, – 4713 до н. э. И с тех пор 1 января 4713 года – точка отсчета юлианских дней в астрономии, сохранившаяся до наших дней50.