Вы здесь

Потерянное наследство и хронология. История вокруг двух хронологий в одном тексте. Поиски в окрестностях нуля (А. Н. Ковалев)

Поиски в окрестностях нуля

«Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят: где родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему»

Евангелие от Матфея 2;1—2

В VI веке римский монах Дионисий Малый, папский архивариус и скиф по происхождению, рассчитывая пасхалии, получил, что в 279 году эры Диоклетиана условия Пасхи будут такими же, что и, согласно преданию, в год распятия Христа. Т.е. полнолуние, непосредственно предшествующее пасхе, будет в субботу, 24 марта (условия «Царской Пасхи»). Используя Метонов цикл повторения лунных фаз в день весеннего равноденствия (19 лет), известный еще древним грекам и иудеям, и цикл повторения попадания одного и того же дня года (к примеру, 24 марта) на один и тот же день недели (28 лет), он получил период повторения расчетов пасхи – 19•28 = 532 года (Великий Индиктион). Отняв от 279 года пятьсот тридцать два, Дионисий определил год распятия – 253 г. до эры Диоклетиана или 784 от основания Рима. Отняв еще 31 год, он получил год рождения Христа: 753 от основания Рима. Этот год и стал первым годом новой эры, от которого мы и по сей день ведем счет наших лет.

Условия Царской Пасхи за один Великий Индиктион соблюдаются 4 раза (за 28 лет 24 марта попадет на один и тот же день недели 4 раза), разбивая последний на интервалы – 95, 95, 95, 247 лет. По расчетам Дионисия Царская Пасха должна была происходить в:

31, 126, 221, 316, 563, 658, 753, 848, 1095, 1190 гг. и т. д.

Поэтому Дионисий для своей датировки даты рождения должен был привлечь дополнительные факты, в первую очередь, из истории Римской империи, и легко датируемые события из Нового завета. Но Метонов цикл не равен точно 19 годам, и реальные даты Царских Пасх отличаются от рассчитанных монахом. При этом один 95-летний цикл (19×5) заменяется 84-летним (28×3). Современный расчет дает следующие годы Царских Пасх:

53, 137, 479, 574, 658, 753, 848, 1095, 1190 гг.

Жирным в двух строках дат выделены совпадающие результаты расчетов.

Приведенный ряд дат Царских Пасх, на первый взгляд, однозначно говорит, что пасха в 20-ые или 30-ые годы первого века (в интервале времени, внутри которого произошла казнь Христа) не могла начаться в субботу вечером 24 марта. Но и без этого уточнения историки при определении даты рождения Христа не принимают всерьез расчет Дионисия. В первую очередь, из-за современной датировки смерти Ирода Великого 4 годом до н. э. Но это уточнение имеет и второе следствие: соблюдаемая веками традиция, якобы имеющая свои истоки во времени зарождения христианства – является неверной – Пасха в год распятия Христа не могла происходить 24 марта в субботу. Не соглашались с расчетом Дионисия Малого и многие средневековые образованные хронологи, знакомые с другими вариантами, предложенными Секстом Юлием Африканским (III век), или александрийцами Панодором и Аннианом (IV – V вв.).

Другой подход к датировке основан на отождествлении рождественской звезды, по которой шли волхвы, с каким-нибудь астрономическим явлением. В августе 1301 г. в созвездии Близнецов появилась новая звезда, которая была хорошо видна утром на востоке. Потом она превратилась в пламенеющий меч, вошедший в сентябре в созвездие Девы. А в 1305 году итальянский художник Джотто ди Бондоне (1267 – 1337) изобразил на фреске «Поклонение волхвов» эту «блуждающую хвостатую звезду», а по-современному – комету, в качестве Вифлеемской звезды. Этот факт не был бы столь примечательным, не окажись комета 1301 г. той самой, с появлением которой в 12 г. до н. э. и могли связывать в ранние века рождение Спасителя… и связывают сейчас многие историки. К этому следует добавить, что факт возвращения комет был открыт Галлеем только в конце XVII века, благодаря определению периода возвращения именно этой кометы, получившей его имя. Но трудно сказать, были ли представление о Вифлеемской звезде, как комете, общепринятой средневековой традицией или во фреске Джотто отразилось некоторое скрытое учение. Стопроцентное «попадание в яблочко» с кометой, путь которой в 1301 году был очень близок к ее пути в гипотетический год рождения Христа (что далеко не всегда выполняется при появлении кометы Галлея) толкает предположить, что кроме простого отождествления кометы со звездой Рождества, на выбор художника могли влиять какие-то более конкретные представления11.


1304—1306 гг. Джотто ди Бондоне. Фреска капеллы дель Арена (Скровеньи), Падуя


Еще в III в. н. э. христианский теолог Ориген (ок. 185 – ок. 254) писал о Вифлеемской звезде: «Мы думаем, что звезда, появившаяся на востоке, была новой звездой, не похожей на любую из расположенных на неподвижной верхней сфере небесной тверди или на нижней сфере (планеты – А.К.). Ее следует причислить к кометам, которые иногда появляются на небосводе, метеорам, бородатым звездам или любым другим явлениям подобного рода, которые греки описывают в различных формах». И добавляет далее: «…в трактате „О кометах“ стоика Иеремона сказано о том, что в некоторых случаях кометы появлялись как доброе предзнаменование. Если же начало новой династии знаменуется явлением кометы, стоит ли удивляться, что перед рождением Того, кто дал человечеству новое учение, в небе засияла звезда?». И действительно, в некоторых странах Ближнего Востока, появление кометы было «добрым предзнаменованием». Так в Понте (маленьком государстве на южном побережье Черного моря), управляемой династией персидского происхождения, зачатие царя Митридата VI, Евпатора (134 г. до н.э.) и его восхождение на престол (120 год до н.э.), как пишет римский историк Юстин, было отмечено небесным знамением – появлением кометы. По словам историка, это было истолковано магами (волхвами), управляющими религиозной жизнью Понта, как знак будущего величия царя, получившего в последующем прозвище Дионис. В подтверждение этого факта приводятся монеты Митридата, украшенные изображением кометы.

Единственная комета, претендующая на роль Вифлеемской звезды, появилась в августе 12 года до н. э. В европейских источниках упоминаний о появлении комет в другие года в окрестности начала эры, подходящих для даты рождения Христа, нет.12 В поддержку выбора кометы Галлея, как ориентира для даты рождения, говорит тот факт, что перепись населения, которая упоминается в Евангелиях, была в 12/11 годах до н.э.13 /16, с. 75/. Но современная история не знает, были ли тогда у евреев основания для соответствующей мифологической окраски появления кометы.14 В то время как у эллинизированного Востока, появление осенью кометы могло быть сильно мифологически насыщено (см. Приложение «Комета Близнецов»). Да и персидские волхвы, как написано выше, могли принимать комету за знак рождения великого царя.

Возможно, первым, кто уже научно пробовал обосновать права кометы Галлея на роль Рождественской звезды, был немецкий астроном А. Штенцель (1907 г.). В конце XX века комета Галлея вновь стала претендовать на роль Вифлеемской звезды: «… в первых числах сентября комета вошла в созвездие Льва и приближалась к звезде Мелех, или Регул – «маленький царь», находясь приблизительно в 50° от Солнца по эклиптике… Именно тогда ее могли обнаружить волхвы… в предрассветные часы на восточной стороне неба. Созвездие Льва связывали с именами Иуды и его «колена». Изображение этого созвездия находилось на знаменах иудеев. Поэтому появление новой звезды в созвездии Льва вблизи Регул астрономы того времени могли расценить, как знамение о рождении нового «царя иудейского»». /16, с. 70 – 71/. В цитируемой статье Резников приводит множество доводов, опираясь в том числе и на апокрифы, в поддержку этой гипотезы. Так у псевдо-Матфея по поводу известного эпизода встречи Ирода с волхвами написано: «Когда Ирод, вернувшись из Рима на следующий год, узнал, что маги его обманули, то сердце его наполнилось яростью…", но Ирод ездил в Рим последний раз в 12 году до н.э.

На роль звезды рождества в католической теологии выдвигается также комета 5 года до н.э., существовавшая в китайском кометном каталоге Ма Туанлина (XIII век). На одной английской колоде карт Таро (XIX век) на 17 карте («Звезда») можно увидеть изображение кометы и знаки соединения Юпитера с Сатурном. Внутри кометы нарисована пятиконечная Вифлеемская звезда. Астрологические спекуляции, связывающие дату рождения Христа и соединение Юпитера с Сатурном, появились не позднее XI века. Считалось, что Сын Божий родился в год великого соединения этих планет в знаке Рыб, на границе с Овном. В начале XVII века Кеплер рассчитал год и день наибольшего сближения планет – 29 мая 7 года до н. э. Но соединения (по долготе) этих планет наблюдаются каждые 20 лет и усиление блеска довольно кратковременно, чтобы «идти» по нему из Вавилона или Африки. Поэтому маловероятно, что это явление могли считать Вифлеемской звездой.15 Кеплер и не рассматривал это соединение в качестве Вифлеемской звезды, предлагая принимать его за знак зачатия Спасителя, а рождение относил на 6 год до н.э.

Но само соединение Юпитера с Сатурном на границе зодиакальных знаков, происходящее примерно раз в 240 лет, было астрологически насыщено. В одном старинном раввинском комментарии к книге пророка Даниила, известном Кеплеру, говорится об особом значении для народа Израиля соединения этих планет в знаке Рыб. В 7 году до н.э. соединение было тройным, что происходит раз в 100 или 120 лет, но был ли этот факт в то время как-либо мифологически окрашен, сказать трудно. Среднее из соединений ближе всего к гелиоцентрическому соединению планет. Оно произошло 3 октября 7 года до н. э. Сейчас многими авторитетами православной церкви принимается за наиболее вероятную дату рождения Христа – сентябрь 7 года до н. э16. Интересно отметить, что еще Климент Александрийский [~ 150 – ~ 215] датировал рождение Иисуса 17 июня 7 года до н.э. (распятие – 28 годом).

Сравнительно недавно – в 70-ые годы XX в. – было выдвинуто предположение, что за Вифлеемскую звезду могли принять вспышку сверхновой весной 5 года до н. э. в созвездии Козерога /3/. Эту Новую звезду можно было наблюдать на востоке перед восходом Солнца в течении 70 дней. Интересно отметить, что толчком к расчету Кеплеру послужила последовательность соединения 1603 года и вспышки сверхновой в 1604, в чем-то подобная последовательности событий 7 и 5 гг. до н. э. Кеплер и предполагал, что Вифлеемской звездой была неизвестная в его время сверхновая, появившаяся после 7 года до н. э. Если принять сверхновую за Рождественскую звезду, то становится проблематичной трактовка утверждения в евангелии от Матфея, что звезда «шла» перед волхвами и указывала на место рождения. Эти утверждения легче всего трактуются при отождествлении ее с кометой.

То, что Ирод, после того как волхвы, ведомые звездой, посетили его, приказал перебить всех младенцев от двух лет, позволяет предположить, что волхвы могли идти по вспышке сверхновой 5 года, при дате рождения и в 7 году до н. э.

Что касается месяца рождения, то большинство современных исследователей сходятся на весеннем периоде, только некоторыми принимается начало сентября. Первые отцы церкви не приводили точные даты рождения Спасителя. В начале IV века были предложены для рождества: 25 и 28 марта, 2 и 9 апреля и, иногда, 29 мая17 /14, с. 63/. До этого рождение Христа отмечалось 6 января, в день, ранее связанный у фракийцев с мистериями бога-солнца (день «явления» или епифании)18. Утверждение даты на 25 декабря, впервые предложенной в III веке, – день, следующий за зимним солнцестоянием – было сделано в 337 году папой Юлием I, с одной стороны, в угоду солнцепоклонничества императора Константина Великого, с другой – для облегчения перенаправления в русло христианства языческих традиций.

В Новом Завете, возможно, есть следы представления о рождении Христа в сентябре. Так читаем в «Откровении» Иоанна: «… явилось на небе великое знамение: жена, облечённая в солнце; под ногами её луна, и на главе её венец из двенадцати звёзд. Она имела во чреве, и кричала от болей и мук рождения» (Откр., 12:1 – 2) Жена, облаченная в солнце, с венцом из двенадцати звезд, это может быть указание на Солнце в созвездии Девы. На небе действительно над головой Девы виден «венок» из двенадцати звезд. Но зодиакальная Дева в христианском мире часто сравнивалась с девой Марией19. Тогда муки рождения у жены, «облаченной в солнце», с луной под ногами можно трактовать, как указание на положение Солнца и Луны при рождении Христа. Таким образом, мы снова получаем месяц сентябрь.

Раннехристианские богословы отождествляли «жену, облаченную в солнце» или с матерью Христа или с христианской церковью, но в последующем возобладала вторая, чисто символическая трактовка. Последнее было обусловлено сложностью понимания всего Апокалипсиса Иоанна, что толкало воспринимать его текст символически, если и относящийся к истории, то времен написания Евангелия Иоанном (90-ые годы первого века).

На первый взгляд представляется, что последующее указание на 3.5 года бегства жены в пустыню (Откр, 12:6 и 12:14), которое в рамках отождествления «жены, облаченной в солнце» с матерью Христа, есть бегство в Египет, не позволяют принять в качестве года рождения 12/11 год до н. э. При смерти Ирода в 4 году мы получаем 7/8 год до н. э. Этот срок (3.5 года) приводится в Откровении в трех разных вариантах: 1260 дней (12:6 и 11:3), 42 месяца (11:2 и 13:5) и «времени, времен и пол-времени» (12:14). Последний вариант записи этого временного интервала имеет прямую отсылку к книге пророка Даниила (Дан. 7:25 и 12:7), где он, правда, не ассоциируется с 3.5 годами. Возможно, именно в процессе интерпретации книги Даниила в духе неопифагорейцев «время, времена и пол-времени» превращаются по формуле 1 +2 +0.5 в 3.5 условных периода, которые становятся «годами». А уже после эти 3.5 «года» превращаются в 42 месяца и 1260 дней. Если эта трактовка верна, то к записи о 3.5 годах бегства в пустыню нельзя относиться как к историческому свидетельству. С другой стороны, это, конечно, не значит, что Мария не могла пробыть в Египте именно 3.5 года. Более того, если бы она пробыла бы за пределами Палестины примерно от 1240 дней (42 лунных месяца) до 1280 дней (3.5 года), то это могло при последующем ретроспективном взгляде и породить ассоциацию с пророчеством в книге Даниила.

Но остается не выясненной причина повторения в 12 главе «Откровения» описания бегства в пустыню (12:6 и 12:14), да еще с различными деталями. Если принять, что речь идет о двух разных последовательных периодах из истории20, то можно получить в качестве года рождения и 12 год до н. э. Тогда Луна в ногах созвездия Девы дает:

23 августа и 19 сентября 12 года до н.э.;

При этом Солнце оказывается или за «плечами» Девы (август), или рядом со Спикой в районе живота (сентябрь), о чем вполне естественно сказать: «облаченная в Солнце».

По еврейскому календарю новый год в 12 году до н.э. начался 18 сентября, и рождение в первый день нового года придает ему дополнительное символическое значение. Ирод вернулся из Рима, согласно псевдо-Матфею, «на следующий год», т.е. не раньше 19 сентября. В рамках этого факта вполне оправданно выглядит бегство именно после 19 сентября, особенно, если Ирод вернулся в начале еврейского года. Т.е. 12 год до н.э. хорошо подходит для даты рождения по всем известным фактам.


Для года распятия сейчас существует пять дат: 30, 31, 32, 33 и 36 гг. н. э. Первые три основаны на утверждении о начале служения в 15-ый год правления Тиберия (Евангелии от Луки). Что дает август 28 – август 29 гг. в качестве интервала для определения даты крещения Христа. При принятии срока служения в 1 год получим 30 год, в 3 года – 32 год. 31 год предлагает Рапов /18/, исходя из утверждения о распятии на 3 Пасху после начала Служения. 30 год получается и в случае 3-летнего служения, если исходить в определении года крещения Христа из стиха 2:20 в Евангелии от Иоанна: «19. Иисус сказал им в ответ: разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его. На это сказали Иудеи: сей храм строился сорок шесть лет, и Ты в три дня воздвигнешь его?»

Здесь речь идет о 46 годах реконструкции иерусалимского Храма, начатой Иродом Великим в 19/20 году до н. э. Это дает 26—27 год для крещения Христа, к которому относится этот отрывок. 33 год получается на основании анализа современными хронистами рукописей Мертвого моря.

В 70-ые годы прошлого столетия среди историков-хронистов было распространено мнение, что, скорее всего, не удастся определить год распятия: «…«непогрешимый» календарь Иерусалимского храма уже в 1 в. до н.э. использовался с исправлениями. Поэтому невозможно вывести по какой-либо календарной схеме ни дату последней Пасхи Христа, ни дату распятия (фактически во всем Новом Завете нет ни одной календарной даты: дня, месяца или хотя бы названия месяца)» – писал профессор Колумбийского университета Э. Бикерман, специалист в области хронологии древнего мира /17, с. 22/. Но уже в 90-ые годы появились работы, говорящие о возможности достаточно достоверного выбора /19/.

Приведем один малоизвестный довод астрономического характера в поддержку выбора 33 года. Обычно «утреннею звезду» в судьбе Христа соотносят только с Вифлеемской звездой Рождества. Между тем уже в пророчестве Валаама (Числа 24:17):

Вижу Его, но ныне еще нет;

Зрю его, но не близко.

Восходит звезда от Иакова,…

сама поэтика стиха предлагает связать эту звезду со всей судьбой ожидаемого мессии более тесно. В откровении от Иоанна Христос сам говорит о себе: «Яркая и светлая утренняя звезда». Пятиконечная звезда, предположительно, была на печати Соломона, а в 300 – 150 гг. до н. э. она – официальная эмблема Иерусалима.

Начиная с вавилонского плена, с видений пророка нового храма Иезекииля, намечается тенденция разрыва с египетским наследством, которое в виде мистерий частично было восстановлено в храме Соломона. Иезекииль требует от жрецов отказаться от исполнения тайных мистерий языческого Египта, говорит о необходимости сначала утвердить храм служения единому Богу в своих сердцах, а уж потом строить храм из камня. Жрецы до этого исполняли секретную службу, переданную самим Моисеем предкам царствующего дома Давида. И одним из этих секретов, возможно, был ритуал восхождения «сына Бога» на престол Египта во время рождения Утренней звезды, что являлось символом возвращения нового фараона из царства мертвых в образе Гора – сына Осириса. Таинство сопровождения умершего фараона, становящегося Осирисом, молодым наследником к звездам в ночь, предшествующую появлению «утренней звезды» на востоке, и возвращения в образе Гора и было доказательством его божественной сущности, что делало невозможным дворцовые перевороты. Тексты пирамид 357, 929, 935 и 1707 говорят о новом фараоне, как об Утренней звезде. Иероглиф «Утренняя звезда» переводится так же, как «божественное знание», видимо, указывая этим на трансформацию, происходящую в приемнике во время таинства, предшествующего интронизации.

В Кумранской общине, возникшей в период между 187 и 152 гг. до н. э., книге Иезекииля, скорее всего, отводилась большая роль в предстоящем восстановлении Храма. План восстановления Храма, разработанный в общине, возможно, включал и расчет наиболее подходящих дат для вхождения Мессии в Иерусалим, в качестве богом данного царя. Вхождение должно было произойти из Гефсиманского сада, который находился в ста метрах от восточных ворот – ворот «праведных», именно при рождении «утренней звезды», в субботу, во время Пасхи, как это было написано еще в книге Иезекииля (43:4, 44:1—3, 46:1—2). Но… в Гефсиманском саду Иисус уже знал, что будет арестован.

Кумранская община играла заметную роль в религиозной жизни иудеев в 1 веке до н. э. и в 1 веке новой эры. В первой половине XIX века, когда некоторые ученые, не имея свидетельств, предполагали, что исторического Христа в 1 веке не существовало, то его прообразом считался Иисус – Учитель Праведности, лидер этой общины, распятый примерно в 102 – 95 гг. до н. э. Некоторые современные исследователи считают, что Иоанн Креститель был лидером кумранской общины в последние годы своей жизни, когда крестил Иисуса. Свитки Мертвого моря, найденные в пещерах Кумрана во второй половине сороковых годов прошлого века, говорят о возможности формирования христианских представлений в этой общине еще до крещения Иисуса.

Есть достаточные основания для отождествления этой «утренней звезды» (но не Вифлеемской) с Венерой. «Рождение» Венеры происходит раз в 1.6 лет, после смерти вечерней звезды Геспер и после визуального прохождения Венеры возле Солнца, которое в астрономии называется «нижним соединением». Это соединение примерно в дни весеннего равноденствия было в 25 и 33 и 41 годах. Рождение утренней звезды около дня весеннего равноденствия возвращается через 243 года. Поэтому события 25 – 41 гг. можно считать достаточно редкими.

Рассмотрим внимательнее 25 и 33 года. 23 – 25 марта 25 года за светом Солнца скрылись, почти слившись с ним, Меркурий, Марс и Сатурн. В эти же дни Венера родилась как «утренняя звезда». В 33 году Венера появилась на утреннем небосклоне на пару дней раньше, чем в 25 году, при этом положение других планет было достаточно обычным.

Расчет дат пасхи на те далекие годы представляет собой достаточно сложную астрономическую задачу. Приведем вариант расчета математика, академика РАН, А. Т. Фоменко /4/, дополнив его днями недели.

Иудейская пасха (Песах) была («14 день Луны» по формулам Гаусса):

25 год – 3 апреля, (вторник),

26 год – 23 марта, (пятница),

27 год – 10 апреля, (четверг),

28 год – 30 марта, (вторник),

29 год – 17 апреля, (воскресенье),

30 год – 6 апреля, (четверг),

31 год – 27 марта, (вторник),

32 год – 15 апреля, (вторник),

33 год – 4 апреля, (суббота),…

36 год – 31 марта, (суббота).

День в иудейском календаре начинался с захода Солнца, поэтому суббота начиналась с вечера современной пятницы. Для определения дня Пасхи важен также и час полнолуния, точнее, – час начала 14 дня Луны. Пасху считаем: «14 день Луны», в то время как полнолуние – 15 день. Это приводит к возможности неточности расчета на 1 день. Первый день Луны считался по визуальному обнаружению молодой Луны на вечернем небе. Отметим, что современные программы (2002 г.) NASA/GSFC дают расчет полнолуния, к примеру, в 33 году на 3 апреля (15:01 UT21). Т.е. на один день раньше, чем в расчете А. Т. Фоменко, и в пятницу. Почему?..

Отчасти, дело в том, что свою погрешность вносит неопределенность метода выбора первых лунных суток. Как утверждается в книге И. А. Климишина «Календарь и хронология» /19/, на широте 32 – 33 градуса (широта древнего Вавилона) Луну весной на закате нельзя наблюдать ранее, чем через 16 часов 30 минут после новолуния, а на широте 38 градусов (широта Афин, южной Италии и Малой Азии) – ранее чем через 23 часа. Следовательно, дата неомении (первого появления лунного серпа на вечернем небе) может зависеть от места наблюдения. Для Иерусалима22 это – 16 часовое смещение вперед плюс двухчасовое смещение по временному поясу. Если новолуние наступило в 33 году 19 марта в 13:20 UT, то наблюдать ее могли в Иерусалиме только вечером 20 марта, а 14 день Луны наступит вечером 2 апреля, т. е. Песах – вечером 3 апреля, в пятницу23. Но мы опять имеем расхождение с расчетом, приведенным у А. Т. Фоменко. Может быть, первосвященники могли по своим не всегда оглашаемым мотивам смещать Пасху на один день?..

Существует историческая неопределенность в выборе и дня недели для той единственной Пасхи – в пятницу или субботу? Дело в том, что некоторые современные исследователи Библии принимают, что иудейская пасха в год Воскресения Христа началась «вечером в четверг», а не следующим вечером, как это сказано в Евангелии от Иоанна. Это мнение связано с представлением, что Христос с учениками на Тайной Вечери в четверг проводил пасхальную трапезу. Традиционные библеисты (в том числе и православные) следуют Златоусту и Матфею Властарю, в каноническом «Собрании святоотеческих правил» которого иудейская пасха-полнолуние в год распятия Христа была именно в субботу, как это сказано в Евангелии от Иоанна. Т. е. Христос сознательно мог провести пасхальный вечер (Седер) раньше срока, в четверг. Это нарушение сроков особо подчеркивалось восточными богословами, и оно косвенно отражено в богослужении Православной церкви, которая при совершении литургии использует дрожжевой, а не пресный хлеб. Так как, согласно церковному преданию, на Тайной вечери, происходившей в четверг, еще до праздника Пасхи, не было опресноков: их полагалось есть, начиная с пасхального вечера. С другой стороны, специалист по календарям Климишин, разбирая сложность и запутанность еврейского календаря, отмечает, что иудеи не праздновали пасху в понедельник, среду и пятницу /19, с. 174/. В случае, если пасха попадала на пятницу, т.е. начиналась в четверг вечером, ее переносили на субботу изменением длительности предыдущего года на один день, вставляя или удаляя этот день в последнем месяце, который примерно совпадает с нашим февралем. Эта календарная вольность в утверждении дня пасхи связана была с необходимостью следовать всем религиозным запретам, которых насчитывалось 365! Перенос Пасхи конкретно с пятницы на субботу был связан со всей сложностью обрядовости вокруг чтения субботы. Мы знаем отношение Христа к догматичности следования субботним правилам, и можем предположить, что он мог и показать своим выбором отсутствие необходимости переносить день Пасхи. Тогда можно задать вполне уместный вопрос: а не являются ли все проблемы последующих споров христианских историков вокруг определения пасхального дня недели в тот памятный год отражением факта переноса Пасхи на субботу и реакции Учителя на этот перенос? Ведь это соответствует ситуации с датировкой Пасхи 33 годом, обрисовывающейся здесь.

Все эти детали говорят о сложности и запутанности вопроса с ретроспективным определением дня Пасхи на то время. К примеру, О. М. Рапов, опираясь на таблицы профессора Бикермана /17/, пишет: «… Таким образом, 11 марта 31 г. Иерусалимским синедрионом должно было быть объявлено первым днем весеннего месяца, 14-е сутки этого нового месяца должны были начаться 24 марта 31 г. вечером. Именно тогда и можно было праздновать иудейскую Пасху. В 31 г. 24 марта приходилось на субботу» /18/. Расхождение с расчетом даты Пасхи А. Т. Фоменко достигает 3 дней! Отметим, что О. М. Рапов делает ошибку в один день, поскольку молодой диск появился в 31 году 11 марта в 22:30 по местному времени, когда Луну уже было не видно. Поэтому в 31 году месяц Нисана начался вечером 12 марта, а пасха – 14 день Луны – началась вечером 25 марта, в воскресенье. Но в понедельник Пасху не могли праздновать – отсюда смещение ее на вторник 27 марта.

В 25 и 33 годах происходило двойное совпадение: пасха в субботу24 и при этом рождение «утренней звезды». К этому можно добавить, что Р. Майер /6/, анализируя средневековый роман «Парцифаль», который не раз еще будет упоминаться ниже, приходит к выводу, что автор закодировал в тексте дату страстной пятницы – 3 апреля. Р. Майер утверждает, что эта дата была принята в XII веке. Как видно из выше приведенного списка, этой дате может соответствовать только 33 год. Интересно отметить, что существующее в романе «Парцифаль» описание связки: болезнь короля-рыбака Амфортаса – укол копьем – Сатурн, заканчивающий круг, – Солнце, побеждающее смертоносное влияние Сатурна, можно трактовать как указание на астрономическую ситуацию. А именно: исчезновение Сатурна за Солнцем во время распятия, когда бок Христа был проколот копьем центуриона Лонгина. Но Сатурн скрылся за Солнцем во время Пасхи только 25 года. Есть несколько доводов против распятия в 25 году, самым сильным из них является датировка префектуры Понтия Пилата в Иудеи 26 – 36 годами. Можно предположить, что после Пасхи 25 года в Кумранской общине созрел окончательный план об исполнении пророчеств на 33 год. А в последующем в историю о распятии могли перекочевать обстоятельства Пасхи 25 года (Сатурн и Марс скрылись за Солнцем), уже до этого символически переосмысленные. Но собирался ли Христос следовать всем пророчествам и расчетам?..

Ко времени последних лет Христа Кумранской общине было уже около двух веков. Эта община, предположительно, миролюбивых ессеев, противостоящая династиям Хасмонеев и Иродов, занималась в основном врачебной деятельностью25, пчеловодством и земледелием, но одной из главных своих задач считала подготовку к «возрождению Храма» в широком смысле. Последнее подразумевало объединение еврейских земель и восстановление законной царской и жреческой власти. Как когда-то божественная природа фараона, пришедшего как Гор, утверждалась интронизацией во время рождения утренней звезды, так и в начале новой эры руководители общины могли выбрать, как наиболее благоприятный и знаковый, именно 33 год.

Цели Кумранской общины ограничивались заботой о будущем только еврейского народа. Аналогично были ограничены цели и других религиозных и политических групп, в центре пересечения осей желаний которых и оказался Иисус, вернувшийся в Палестину. За выбор 33 года для коренных перемен в Палестине могли быть и зелоты, тесно контактировавшие с кумранской общиной. Дело в том, что на Песах 33 года ожидалось лунное затмение. А еврейские астрологи могли вынести из Вавилона представление, что такое затмение является знаком, говорящем о смене правителя. Но откуда могло взяться такое представление?

Историк науки Питер Хубер предложил способ датировать рождение астрологии в Междуречье. Отталкиваясь от клинописного текста с описанием предзнаменования – «зловещего» лунного затмения в месяце нисан, предвещавшего смерть царя Аккада – он нашел промежуток времени, когда на протяжении всего 65 лет не менее чем трём сменам правления в Аккаде непосредственно предшествовало лунное затмение в первом месяце года (нисан). Двойное повторение исторического события после соответствующего астрономического (в данном случае – полного лунного затмения в месяце нисан) могло породить представление о том, что звезды указывают на вполне конкретные изменения на Земле… и будут указывать в будущем. Эта последовательность трех совпадений лунного затмения в месяце нисан и последующей смерти правителя и легла, по мнению историка науки, в основание астрологии. Независимо от степени верности этой гипотезы историка, верование о связи лунного затмения в месяце нисан и смены правителя можно считать одной самых древних частей астрологии, которое, скорее всего, продолжало жить и влиять на ожидания и в 1 веке нашей эры.

Таким образом, от Христа могли ожидать, что в 33/34 годах он сменит Ирода. Свидетельство тому Евангелие от Иоанна: «Иисус же, узнав, что хотят прийти, нечаянно взять его и сделать царем, опять удалился на гору один» (Ин, 6:15). Отзвук отказа от участия в планах зелотов, возможно, слышится в эпизоде с динарием кесаря, где Иисус говорит: «отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу» (Мк. 12:17). «Возможно», поскольку явно в этом отрывке прочитывается отказ от участия в революционных выступлениях против власти Рима, но это не означает однозначно отказ от принятия полномочий «законного царя иудейского». Так, согласно тому же Евангелию: «Пилат же написал и надпись, и поставил на кресте. Написано было: Иисус Назорей, Царь Иудейский. Эту надпись читали многие из Иудеев, потому что место, где был распят Иисус, было недалеко от города, и написано было по-еврейски, по-гречески, по-римски. Первосвященники же Иудейские сказали Пилату: не пиши: Царь Иудейский, но что Он говорил: Я Царь Иудейский. Пилат отвечал: что я написал, то написал» (Ин, 19: 19 – 22). Обычно это действие Пилата трактуется в ироническом смысле, но кто знает, кто знает…

Совпадали ли хоть чьи-либо из возможных ожиданий религиозных и политических групп с внутренним предчувствием своего пути самого Христа? Чувствовал ли Иисус, что его миссия превышает эти цели? Скорее всего, – да, если судить по жизни апостолов после распятия Христа, отправившимися ради распространения новой веры во все значимые государства того времени. Тогда он мог и осознавать, что исполнение сценария вхождения в Храм, разработанного в кумранской общине, сужает сферу его миссии, переводя ее импульс в глубину только еврейских исторических ожиданий. Иисус мог противиться и намеренной астрологизации важных событий его жизни, подчинению ее темпов условным совпадениям26. Тогда большая часть дошедших до нас «фактов», которыми мы здесь пользовались, стараясь датировать смерть Христа, могла бы относиться скорее к навязываемому ожиданию, чем к реальной жизни человека, учившего всех быть свободными. Причем свободными не только от древних ортодоксальных форм веры, затвердевших от выхолощенности, где «Суббота для человека, а не человек для субботы» – была только одной из фраз, сказанных по случаю, но и от необходимости следовать общим представлениям и ожиданиям. Это включало и возможность свободы от сценария жизни, навязываемого гороскопом рождения, который метафорически отождествлялся с колесом жизни. Потом Присцилиан (~340 – 385) напишет о Христе: «Сей один обладал силою, способною свести вместе Плеяды и высвободить скрепы Ориона. Зная о переменах на небесном своде и сумев разрушить колесо поколений, он преодолел действие дня нашего рождения обновлением через крещение». Так он, с современной точки зрения несколько высокопарно, выразил настроенность определенной части общества противиться навязываемой предопределенности.

Но в редких случаях астрономическая особенность положения планет действительно может играть роль знаков неумолимого Рока. После выхода в свет в 1924 году статьи Чижевского о влиянии солнечной активности (СА) на исторические события /8/, знание СА в конкретный предполагаемый год распятия может помочь углубить наши представления о реальном распределении сил в тот непростой период.

Согласно данным Эдди /9/, первый век нашей эры был временем максимума длиннопериодической компоненты СА (такой высокий средний уровень не наблюдался до этого 18 столетий), которая повторилась с тех пор только раз – во времена крестовых походов. Чтобы читатель мог примерно представить себе роль солнечной активности в исторических процессах, перечислим года максимумов СА обыкновенного 11-летнего цикла XX века: 1905 – 1907, 1917, 1928, 1937, 1947 – 1948, 1956 – 1958, 1968 – 1969, 1979 – 1980, 1990 – 1991 года. Попали на максимумы 11-летнего периода солнечной активности и все четыре французские революции 1789, 1830, 1848 и 1871 гг.

Для знатоков и любителей недавней российской истории отметим, что с 17 по 24 августа 1991 года наблюдался наибольший всплеск СА за весь 11-летний период27. Среднесуточный максимум пришелся на 21 августа28. В эти дни Меркурий, Венера, Земля, Юпитер и Сатурн были расположены примерно на одной линии с Солнцем. При этом Меркурий, Венера и Земля по одну сторону от Солнца. Это совпадение поддерживает и иллюстрирует мысль о существовании временной корреляции солнечной активности с констелляцией планет, высказанную астрофизиками еще в начале XX века (Френкель, Маундер).

Современные знания по физике Солнца не позволяют сказать что-либо определенное о солнечной активности в конкретный год I века. Но существуют косвенные данные, что в 44 году до н.э., в год убийства Гай Юлия Цезаря, была высокая солнечная активность («смущенья в Солнце», гало вокруг него). От года смерти Юлия Цезаря до 33 года – 76 лет и этот год с большой вероятностью попадают в 3-летнию фазу высокой солнечной активности. Второй отправной точкой можно взять 79 год – извержение Везувия. Вероятность попадания извержения в интервал высокой солнечной активности намного выше, чем в другие фазы (Чижевский). Так печально известное мощное извержение Кракатау в 1883 году и Пинатубо на Филиппинах в 1991 году пришлись на максимум солнечной активности29. 79 – 33 = 46 лет, что увеличивает вероятность попадания 33 года в 3-летний интервал высокой СА.

Если хотя бы бегло ознакомиться со всем спектром солнечно-земных связей и последствий высокой солнечной активности, то ситуация в год распятия высветится с новой стороны. По некоторой иронии судьбы, отмеченное выше совпадение рождения Утренней звезды и праздника Песаха могло оказаться тройным – с годом особенно значительного максимума солнечной активности, находящегося на гребне многовекового периода. В такие года общая возбужденность в природе и обществе сильнее всего выявляет недостатки существующего положения вещей, делает противоречия почти не переносимыми. Если люди и подчинены влиянию планет, то, в первую очередь, именно через солнечную активность. Давняя традиция пасхального поста могла помочь преодолеть трудности этого периода, но не высвобождала полностью от зависимости. Если даже Иисус и был лично свободен от склонности подпадать под влияние стихийных исторических сил, но он не мог быть просто сторонним наблюдателем разворачиваемой драмы, и лишь поэтому должен был оказаться на оси все более концентрирующегося действия. Одно дело – отказаться подыгрывать в спектакле появления законного царя в день праздника с утренней звездой на заднем плане, другое – не довести до конца попытку показать, что можно жить и действовать иначе. А то, что эти два сценария привели к событиям, совпавшим во времени, позволяет сейчас и точнее датировать их, и глубже понять всю историю, развернувшуюся в те далекие времена.

В эпохи высокой средней солнечной активности, возможно, напряжение душевных сил становится постоянным лейтмотивом жизни и рождается чувство, что «близко царствие небес». Усиление религиозных исканий в это время призвано не только стабилизировать ситуацию в обществе, но и сохранить душевную целостность самого человека. Очень высокая солнечная активность может быть, как мутагенным фактором, так и фактором, пробуждающим скрытые и спящие внутренние возможности, и человек оказывается перед выбором: положительные или отрицательные мутации (с точки зрения задач эволюции) в нем закрепятся; в каком направлении поведет его пробуждение внутренних сил. Приход Христа именно в это время может нести в себе и миссию обращения человечества в сторону закрепления положительного направления в ситуации такого выбора30.

Наиболее вероятной датой для распятия на сегодняшний день остается 33 год, 3 апреля. Тем более что в этом году 19 марта было солнечное затмение, а 3 апреля, в пятницу, – лунное. Т.е., если это был день распятия, то жители Иерусалима вечером, при заходе Солнца, может быть, видели, как всходящая на востоке Луна была окрашена в кровавый цвет31.

Итак… утро четверга, 2 апреля 33 года. Почти точно на востоке в свете зари сияет Утренняя звезда. Несколько правее и ниже Венеры виден Меркурий. Он не настолько ярок, как Венера и исчезает пораньше. Иисус мог молча наблюдать восход этих двух блуждающих звезд. Уже определено место, где в этот день произойдет Тайная вечеря и уже сделан выбор, изменивший всю нашу Историю.

Но некоторые исследователи придерживаются представлений о дате распятия, отходящих от интервала 30 – 33 гг. Так Б. Пилат в своих хронологических построениях /5/ пришел к выбору 26/27 года. В последнее время появилась реконструкция истории жизни Ирода Антипы, которая приводит к предпочтению 35 года, в качестве года смерти Иоанна Крестителя, и распятия Христа в 36 году. Это последний год префектуры Понтия Пилата в Иудеи. Видимо, первым это вариант предложил греческий ученый Никос Коккинос из Афин еще в 1980 году. Нижнее соединение Венеры с Солнцем, за которым следует рождение Утренней звезды, произошло в 36 году 30 мая. А в дни весеннего равноденствия и Пасхи она была достаточно яркой и высокой, но, увы, вечерней звездой.

Таким образом, до сих пор существует достаточно широкий диапазон для года рождения (12 – 5 гг. до н.э.) и года распятия (26 – 36 гг. н.э.), а также и для дня рождения и его привязки к мифологизированному астрономическому явлению (появление кометы, соединение планет на границе зодиакальных знаков, вспышка сверхновой, «мистическое» явление). Две-три из перечисленных астрономических привязок были известны во времена Нострадамуса, и могли быть использованы при попытке «уточнить» датировку новозаветных событий.