Вы здесь

Пост: исцеление души и тела. Глава 1. ПОСТ: ОЧИЩЕНИЕ ДУШИ (М. А. Андреев, 2010)

Глава 1

ПОСТ: ОЧИЩЕНИЕ ДУШИ

ДОБРАЯ ПОЛЬЗА ПОСТА

Служба в Исаакиевском соборе началась в 9 часов утра. Вел службу митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир. Народу в это утро в соборе было очень много даже для «митрополитовской» службы, которые и вообще-то отличаются тем, что на них обычно яблоку негде упасть.

В полдень владыка обратился к прихожанам с проповедью.

В час дня пошел через огромный собор к выходу, благословляя каждого, кто сумел попросить благословения. Затем уехал в Царское Село – там в этот день открывался новый храм.

В 18:00 началась вечерняя служба в Никольском соборе. Поскольку он значительно меньше Исаакиевского, народ стоял впритирочку – едва-едва хватало места, чтобы поднять руку для крестного знамения.

В 20:00 – по ходу службы – елеопомазание, таинство, которое священник выполняет над всеми молящимися в храме как благословение, напутствие на дальнейшие труды. Почти 40 минут владыка совершал этот обряд, пока очередь наконец не иссякла. Затем – продолжение службы.

– Сколько же ему лет? – задумчиво сказала вслух стоящая рядом женщина.

– Да уже за 70.

– Ой-ой-ой!.. – восхищенно протянула она. – Мне 58, а я с трудом службу-то отстояла: ноги, спина, все гудит. А он…

Я уж не стал рассказывать соседке, что владыка отстоял сегодня не одну – три службы. Да и не «отстоял», а отслужил – что, сами понимаете, совершенно разные вещи. Что, для того чтобы начать службу в 9 утра, ему, по-видимому, пришлось встать где-то около шести, что потом он ездил за город, вернулся, что помимо самих служб много в этот день разговаривал с людьми, читал проповеди, благословлял. Полагаю, что занимался и еще какими-то нам неведомыми делами, которые за него в городе никто не решит.

Я взглянул на владыку: стоял перед нами убеленный сединами мудрый старец, улыбался. Удивительно спокойным было его лицо: чистая и какая-то словно светящаяся изнутри кожа, ясные глаза, будто не было позади 14-часового жаркого летнего дня, проведенного с огромной отдачей, в постоянном душевном напряжении, среди огромного количества людей.

– И правда, – подумал я вслух, – откуда же он столько сил берет?..

– А Бог дает, – охотно пояснила мне все та же женщина, – через покаяние, через молитву, через пост многолетний. Если бы мы хоть часть из того, что верой положено, выполняли…

Вот так когда-то начались мои поиски и размышления о путях, которые ведут человека к совершенству физическому и духовному, дают ему силы и в 70 лет жить, работать так, как большинству из нас, тридцати-сорокалетних, даже и не снилось.

Результатами этих своих размышлений мне и хотелось бы поделиться в этой книге с вами, читатель, чтобы облегчить ваш путь, подсказать, помочь вам сберечь месяцы и годы вашей жизни для важных добрых дел, которые всем нам, надеюсь, еще предстоит совершить в этом мире. И для того, чтобы вы были счастливыми. Потому что, глядя в тот вечер на митрополита Владимира, я, грешен, позавидовал ему белой завистью, я понял: этот человек счастлив таким полным и высоким счастьем, о котором каждый из нас может только мечтать в жизни.

Итак, мы приступаем к разговору о постах, которые испокон веку на Руси соблюдал каждый уважающий себя человек и которые мы с вами сейчас только-только учимся вести по-настоящему, правильно, с доброй пользой для себя – физической и духовной.

ПРАВОСЛАВИЕ… ПУТЬ К ДУШЕВНОМУ МИРУ

Очищать, лечить душу можно по-разному; для этого создано множество систем и методик. Большинство из нас, я уверен, рано или поздно обратится к христианству. Ведь всей историей, самим рождением своим, памятью, заложенной в наших генах, мы – православные люди. Хотя, как правило, мы очень мало знаем о древней и великой стране, имя которой Православие. Нам неловко войти в храм, мы не умеем правильно перекреститься и поставить свечку, а уж как трудно с искренним смирением склонить голову перед священником! Но вера зовет нас к себе, и мы начинаем искать свои пути к ней.

В этой книге я постараюсь рассказать вам не только о православных постах как таковых, но и о том, что совершенно необходимо знать и понимать человеку, если он хочет, чтобы пост действительно помог ему стать здоровым духовно и физически. Ведь пост – неотъемлемая часть православия. Он существует только в сочетании со многими другими понятиями и правилами христианской веры. Его нельзя изъять из гармоничной целостности православного мира, нельзя применять только для оздоровления тела, забыв о его духовной сути. И для того чтобы вступить в пост, нам предстоит пройти долгий и сложный путь.

ПРАВОСЛАВНЫЕ ПОСТЫ

Прежде всего нам необходимо понять: пост нельзя начать «с понедельника». Иначе это будет не православный пост, а обыкновенная лечебная разгрузка, диета или голодание. К посту нужно готовиться заранее и сознательно. А чтобы правильно подготовить себя к посту, нужно о нем хоть что-нибудь знать. Поэтому и начинаем мы наш разговор о постах с того, что необходимо знать каждому, кто решил держать пост или просто хочет поближе познакомиться с этой удивительной частью православного мира.

Издавна на Руси соблюдались четыре многодневных поста: Великий, Петров, Успенский и Рождественский.

ВЕЛИКИЙ пост – самый продолжительный и строгий. Он длится семь седмиц – 49 дней. Впрочем, собственно Великий пост составляет лишь первые сорок дней, так называемую Великую четыредесятницу. Он является образом сорокадневного поста Иисуса Христа в пустыне. Следующие восемь дней – Лазарева суббота, Вербное воскресенье и шесть дней Страстной седмицы – посвящены воспоминанию Страстей (то есть страданий) Спасителя и событий, непосредственно предшествующих им: Воскресения праведного Лазаря из Вифании, Входа Господня в Иерусалим, последних проповедей Иисуса Христа в храме, Тайной вечери. С одной стороны, они увенчивают Великий пост, а с другой стороны, предваряют христианскую Пасху.

Великий пост начинается сразу после Прощеного воскресенья, дня, когда все христиане просят друг у друга прощения за все зло, вольное и невольное, совершенное ими за прошедший год. В этот день каждый человек не только просит прощения у людей, но и сам прощает всех, кто обижал его, причинял ему боль, судил или притеснял его. Это очень важный момент, так как в пост можно входить только со спокойной, ясной душой, освободившейся от всех обид, горестей и сомнений, иначе пользы человеку от поста не будет никакой.

Начинается Великий пост всегда в разное время, так как каждый год Пасха приходится на разные числа апреля или мая.

Вслед за Великим постом идет ПЕТРОВ пост, или пост Святых Апостолов. Он также не имеет определенной даты, так как началом его считается 58-й день после Пасхи. Конец поста – 12 июля по новому стилю, в день святых апостолов Петра и Павла, которые также постились перед тем, как отправиться проповедовать Евангелие.

Установление Церковью Петрова поста может показаться странным. Действительно, только что прошли восемь недель после Пасхи, напоминающие о самых радостных для христиан днях – Светлом Христовом Воскресении, сорокадневном пребывании Воскресшего Христа на земле, Вознесении Его на небеса и, наконец, о сошествии Святого Духа, которое положило начало христианской церкви. Казалось бы, что бремя греха снято Страстями Спасителя, скорбь и страдания остались далеко позади вместе с днями Великого поста. После Пятидесятницы лишь радость должна наполнять сердце. Но представление о том, что пребывание в Церкви – это одна только радость, очень ошибочно. Ведь Сам Иисус Христос сказал, что для спасения необходимо несение креста.

Быть в Церкви – это значит возложить на себя тяготы и лишения за Истину, разделить боль своих близких. И христианская община понесла свой крест почти сразу после рождения. Страшные испытания обрушились на нее. Множество мучеников явила она из своей среды. Первым из них был архидиакон Стефан, которого иудейский совет осудил к побитию камнями. Первого епископа Иерусалима – главу Иерусалимской церкви – святого Иакова, брата Господня, сбросили с крыши, затем, как святого Стефана, забросали камнями. Много тысяч христиан по приказу императора Нерона было сожжено, распято, растерзано дикими зверями. Кровью мучеников утверждалось христианство на земле. Среди этих жертв – первоверховные апостолы Петр и Павел. Оба они были казнены в Риме за проповедь слова Божия: апостол Павел – усечением главы, а апостол Петр – распятием на кресте.

И об этих великих страданиях напоминает Петров пост, предваряющий день памяти святых апостолов Петра и Павла. Не напрасно заговенье на него (последний день, когда можно есть скоромную пищу) приходится на воскресение Всех Святых.

Но Петровский пост – это не только память о прошлых гонениях от внешних врагов. Главным врагом, как гласит Евангелие, является не тот, кто убивает тело, а тот, который коренится внутри души. Как часто вновь крещенные люди забывали о любви к Богу и ближнему и возвращались к прежним грехам. Пост напоминает о такой опасности.

И все же Петров пост, пожалуй, самый мягкий и щадящий, так как только три дня в неделю – в понедельник, среду и пятницу – не следует есть мясо, рыбу и постное масло. Только на несколько суток перед днем памяти святых апостолов пост становится более строгим.

Далее – с 14 по 27 августа – следует УСПЕНСКИЙ пост, или, как его называли в народе, Госпожинки. Этот пост мы держим в честь Пресвятой Богородицы, к которой всегда обращаемся с просьбой молиться за нас перед Ее сыном. Успенским пост называется потому, что он предваряет последний двунадесятый праздник церковного года – Успение Пресвятой Богородицы, – приходящийся на 28 августа. Слово «успение» значит «кончина». Успение Божией Матери отмечается в честь окончания Ее земной жизни и преставления к жизни небесной. И пост несет в себе оттенок легкой грусти прощания.

Наверное, такая грусть была у апостолов, когда они узнали о грядущем расставании с Матерью Божией на земле. Они еще не знали тогда, что Богородица не оставит их – через три дня после Успения, подобно воскресшему Христу, Она предстанет перед ними со словами: «Радуйтесь, Я с вами во все дни». И с тех пор навеки останется Заступницей и Ходатаицей о роде человеческом перед Богом.

Успенский пост строгий, рыбу разрешается есть только в праздник Преображения Господня – 19 августа, постное масло – лишь по субботам и воскресеньям. Но особенность Успенского поста в том, что, будучи постом достаточно жестким, он переносится очень легко – ведь в августе на наших огородах много овощей, в садах – ягод и фруктов, начинается грибная пора.

Следующий пост – РОЖДЕСТВЕНСКИЙ. Ровно сорок дней – с 28 ноября до 7 января – мы постимся перед Рождеством Христовым. Заговенье на этот пост – 27 ноября – приходится на день святого Филиппа, поэтому пост еще называется Филипповским, Филипповками.

«Две тысячи лет назад, когда египетские мудрецы узнали о Рождестве Иисуса Христа, они принесли Ему дары, и мы должны прийти к этому великому событию с дарами, достойными нашего Господа. Пусть этими дарами будут покаяние, смирение, молитва, добрые дела и любовь. Рождественский пост радостный, он предваряет радостное событие – приход в мир Спасителя», – говорил о Рождественском посте архиепископ Иннокентий (Борисов).

Рождественский пост не такой строгий, как Великий. Ограничения в питании такие же, как и на Петров пост. Но после праздника святителя Николая (19 декабря) рыба уже разрешается только в субботу и воскресенье.

Строгими в Рождественский пост считаются последние пять дней, когда принимать пищу положено лишь раз в сутки, поздно вечером, причем самую простую, из растительных продуктов. Накануне Рождества обязательно голодание до первой звезды – в память о той звезде, что возвестила волхвам о рождении Христа. Этот день перед Рождеством Христовым называется Рождественским сочельником (сочевником), так как вечером ели сочиво, то есть постную кашу.

На Руси ужину в Рождественский сочельник придавали большое значение. Избу тщательно убирали, на стол в память о яслях, в которых лежал новорожденный Иисус, клали солому, сверху – белоснежную скатерть, ели в строгом молчании.

И сейчас в православных семьях вечер в канун 7 января по-прежнему проходит радостно и торжественно. В сочельник вся семья собирается вместе: приближается самый чудесный праздник года. В этот заключительный день Рождественского поста полагается помириться с врагами, уладить все разногласия, создать особую атмосферу покоя, приветливости и доброжелательности. Особенно важно, чтобы мир снизошел на семью, – вот почему сочельник можно назвать семейным праздником.

Кроме четырех многодневных постов строго постными считаются еще три дня в году – накануне Богоявления, в день Воздвижения Креста Господня и в день Усекновения главы святого Предтечи и Крестителя Иоанна (эти даты вы можете найти в церковном календаре).

Среда и пятница – строго постные дни в течение всего года. В среду Господь был предан, в пятницу – распят, эти дни для верующих людей – дни скорби, памяти и размышлений.

Вы видите, как мудро выстроена система православных постов. Дни радости и веселья сменяются временем воздержания, смирения и строгого послушания; за днями поста снова следуют светлые праздники. Что же происходит с нами во время поста? Какова его внутренняя сущность? Да и вообще – зачем нужен пост?

СТРОГОЕ И СВЕТЛОЕ ВРЕМЯ

В былые времена в России во время постов замирала вся светская жизнь – как в небольших деревнях, так и в огромных городах. Считались недопустимыми любые развлечения. В посты не венчали новобрачных, не поощрялась и супружеская жизнь. Детишек, которые, по подсчетам священника, были зачаты во время поста, батюшки крестили очень неохотно, а их родители должны были нести долгое и суровое послушание за совершенный грех.

В пост люди знали только две дороги: на работу и в церковь. Все остальное время надобно было посвятить молитвам и чтению духовной литературы. Сурово? Да, пожалуй. Конечно, сегодня ни одному батюшке не придет в голову требовать от вас, чтобы во время поста вы отказались от своих супружеских обязанностей, перестали смотреть «Новости» по телевизору и читали только Священное Писание. Но любой священник обязательно объяснит вам, что в эти дни человеку следует чаще и больше, чем обычно, задумываться о своей жизни, о душе, о том, кто он и откуда пришел, и куда в конечном счете отправится. Ведь по самой своей сути пост – время особой заботы о душе. И если мы в эти дни станем все свое время тратить на развлечения, отдых и удовольствия, то у нас просто-напросто не останется времени на духовную работу.

И не стоит бояться того, что на несколько недель вам придется ограничить себя не только в еде, но и в некоторых других удовольствиях, ведь взамен вы приобретете гораздо большее!

Вспомнился мне, к слову, один случай.

Как-то раз после вечерней службы настоятель Никольского собора отец Богдан вышел, чтобы рассказать гостям из Франции об истории своего храма, его иконах и традициях. К французам тут же присоединились и прихожане. Отец Богдан – человек образованный, обладающий прекрасным чувством юмора, – повел импровизированную экскурсию по собору, и уже через минуту из той части храма, где он разговаривал с людьми, доносился оживленный негромкий разговор, шутливые реплики. Атмосфера вокруг настоятеля была, как всегда, радостная.

– Извините, а что сегодня за праздник? – спросили меня вошедшие в этот момент в храм парень с девушкой. – Мы вот впервые в церкви.

– Праздник?.. – честно попытался вспомнить я. – Да нет вроде. Разве что через два дня Петров пост начнется.

– Пост начнется? Так чего же они все радуются?! – поинтересовались ребята. – Это же кошмар какой-то – пост!.. Ничего нельзя, никакого удовольствия: ни поесть от души, ни выпить. Говорят, даже веселиться в пост нельзя, правда?

Уже давно мне не приходит в голову, что к светлым и полным особого смысла дням постов можно относиться таким вот образом. А ведь и я раньше, не скрою, думал точно так же, как эти молодые ребята: чему же, дескать, радоваться, если всего, чего тебе в данный момент хочется, как раз таки и нельзя?..

Лишь постепенно, шаг за шагом погружаясь в удивительно разумный и добрый мир православия, общаясь с людьми, которые живут и трудятся по его законам, наблюдая за их поступками, поведением, привычками, вслушиваясь в их рассуждения, я стал ощущать, что мне до боли хочется стать таким же спокойным, уверенным в себе, здоровым и счастливым, как они. Долго я не мог сформулировать для себя: что же все-таки так привлекает меня в этих людях? А потом понял: это «что-то» называется Гармонией. Во всем, что они говорили и делали, незримо присутствовала гармония. А человек, видимо, так уж устроен от природы, что с первых минут и до последних дней своей жизни он инстинктивно тянется к миру и равновесию внутри себя самого, в своей душе.

Почему так притягивают нас памятники архитектуры и произведения искусства? Да потому, что в них царит гармония! А лики икон? Разве найдется в мире хоть один человек, который мог бы спокойно, с недрогнувшим сердцем, смотреть в глаза Серафима Саровского или Николая Чудотворца?

Этим летом в день святого Исаакия в соборе, возведенном в его честь, по традиции собралось очень много служителей церкви. В службе участвовали священники практически всех храмов Петербурга. А чуть в стороне стояли гости – монахи, черное духовенство. Всю службу я вглядывался в их лица. Поверьте, они были прекрасны.

«Какими же тогда, – подумалось мне в то утро, – были лица у святых, которых мы видим лишь на иконах? И сколько духовного труда, ежечасного труда над собой надо потратить, чтобы стать хоть чуть-чуть, хоть самую капельку похожим на них?..»

И стал я искать и читать книги, чтобы узнать, как жили эти люди, как работали, молились, как они постились.

ВЕЛИКИЕ ПОСТНИКИ

История православия знает многих великих «постников». Расскажу о самых известных.

Много лет прожил отшельником в пустыне Серафим Саровский. Лишь по субботам приходил он в обитель, принимал причастие, брал хлеба на неделю и снова уходил в пустыню.

Одна монахиня рассказывала после смерти отца Серафима, что он поведал ей: все эти годы он питался лишь снытью. Летом варил ее свежую, на зиму сушил и варил суп из сушеной травы.

«Я этим одним питался, – сказал отец Серафим той монахине. – И о сем братии не открывал!» – закончил он с присущим ему тихим лукавством.

А хлеб?.. Хлебом он кормил лесных зверей и птиц.

Сергий Радонежский долгие годы питался только хлебом и водой. У него было строгое правило: вкушать пищу только тогда, когда он вдоволь потрудился физически. Случалось такое, что у него по несколько дней не было и крошки хлеба в его обители, но, говорят, это его нисколько не беспокоило. Гораздо важнее было для него постоянно иметь достаточно работы (он был прекрасный плотник) и времени для молитвы.

Как известно, прожил Сергий Радонежский до глубокой старости и до последних дней пребывал в неустанном труде.

Иоанн Кронштадтский постился очень строго. Однажды он простудился и в самом начале Великого поста заболел. Как известно, больному человеку разрешено послабление поста, тем более что и все врачи в один голос заявили, что отец Иоанн поправится, только если будет хорошо питаться во время болезни. Иоанн выслушал их мнение с полным равнодушием.

– Так неужели и после всего, что мы вам тут сейчас сказали, вы не станете есть мясо? – спросили его доктора.

– Конечно, не стану.

– Да ведь вы умрете!

– Воля божия.

Разумеется, он не отступил от своего решения. И очень скоро поправился.

СМИРЕНИЕ И ПРОЩЕНИЕ

Пост – время духовного просветления. Мы отказываемся от земных, бренных радостей и устремляем свои помыслы к радостям вечным – к Господу, к добру, к истине. Отказываясь от радостей плотских, телесных, мы пристальнее вглядываемся в нашу душу, вспоминая, что именно она, душа, делает нас Божьими детьми. Отказ от плотских удовольствий важен не сам по себе, но как символ отказа от греха вообще, от всякого греха. Тот, кто, постясь, скандалит в очереди, сплетничает на работе, кричит на своих детей или ссорится с родителями, – тот не понимает сущности поста. Пост дает нам возможность вспомнить, как быстротечна наша земная жизнь, он изменяет масштабы – и тогда становится ясно, как мелочны наши будничные проблемы и заботы, тогда из-за повседневных примет нашего быта выступают черты Бытия.

Думаю, что внутренняя сущность поста – смирение. Мы смиряем, сдерживаем не только желания нашего тела, но вообще – желания нашего Я, наши ЭГОистичные устремления. Мы вспоминаем, что не Я – центр Вселенной и что жизнь не обязательно должна быть такой, как хочется нам. Мы вспоминаем, что жизнь есть служение – служение Господу. Конечно, это не просто соблюдение внешней стороны обрядности, хотя служба в храме – это напоминание нам о сущности веры. Но важнее, наверное, другое. Смиряя свое Я, мы вспоминаем о других людях – о ближних и дальних, и, приглядевшись, в каждом из них можем увидеть Божью искру, забытую и забитую, быть может, но никогда не угасающую. Помогите человеку, просто скажите ему доброе слово – и эта искорка будет гореть чуть ярче. Оглянитесь – и вы увидите вокруг себя Мир – Божие творение. И если мы уберем мусор рядом с нашей парадной или починим сломанные детские качели у себя во дворе, этот мир станет чуть-чуть чище, чуть-чуть лучше. Наверное, только это мы и можем сделать в нашей жизни – чуть-чуть увеличить количество Добра на нашей земле и, может быть, попросить у Господа прощения за себя и других, по глупости и неразумию это Добро разрушающих.

Прощения мы просим не только у Господа. Как важно уметь просить прощения у наших близких – и уметь прощать их. Не случайно последнее воскресенье перед Великим постом называется Прощеным. В этот день читаемое на службе Евангелие еще раз напоминает, что нельзя браться за дело Божье, не примирившись со своими ближними, с миром. На Руси всегда, прежде чем начать пост, принято было просить друг у друга прощения. Это правило соблюдалось во всех слоях общества. В храмах в конце службы священник просит своих прихожан простить его, а они просят прощения друг у друга. Так заканчивается подготовка нашей души к посту.

Мне кажется, по такой же схеме следует начинать любой из четырех постов. Сперва надо мягко подготовить к посту свое тело, затем смирить и примирить с окружающими и с самим собой душу – только тогда можно считать себя готовым к дальнейшей работе.

КАК ВЫБРАТЬ ДУХОВНОГО ОТЦА

Издавна на Руси было принято просить благословения на пост у священника. Особенно это необходимо тем, кто будет поститься впервые, и тем, кто решил держать строгий пост – на сухоядении.

Но и тут есть секрет. Разумеется, благословение любого священника поможет вам: оно придаст сил, уверенности в себе, а уж если батюшка еще и помолится за вас… Но ничто не может по своей благодатной силе сравниться с благословением, которое дает вам «ваш» священник, духовный отец, духовник. Поэтому, если до начала поста есть еще какое-то время, а вы не определились с выбором духовного наставника, постарайтесь все-таки найти его в храмах.

Как человек выбирает себе духовного отца? Только по велению сердца! Пройдите по храмам, постойте на службах. Рано или поздно случится чудо: в присутствии какого-либо священника вся служба для вас покажется совершенно необычной. Ваша душа потянется к этому батюшке. Ошибиться тут практически невозможно – каждый из нас может сердцем выбрать себе духовника, надо только внимательно прислушаться к себе. Этот выбор имеет огромное значение для всей вашей жизни. Отныне батюшка, которого вы выбрали, будет всегда рядом. Вы всегда сможете прийти к нему за советом, поддержкой. Многие священники не только словом, но и делом помогают своим прихожанам в трудных жизненных ситуациях. Но самое главное, он будет молиться за вас, а молитва священника имеет огромную силу.

Конечно, так будет не сразу. Потребуется какое-то время, чтобы ваша духовная связь стала обоюдной, окрепла. Одна из прихожанок нашего храма рассказала об этом так: «В свое время мне было очень нелегко дать понять выбранному мной священнику, что я нуждаюсь именно в его духовной помощи и поддержке. И я обратилась с этим вопросом к батюшке из другого храма, к отцу Георгию. „Ты можешь просто сказать ему, что хочешь, чтобы он стал твоим духовным наставником, – ответил мне отец Георгий. – И он тебе не откажет, священник не имеет права отказывать в такой просьбе. Даже если ты придешь к патриарху с такой просьбой, он ее примет. Но возникнет ли у вас реальная духовная связь? Ведь вы должны общаться, батюшка – тоже человек, он должен принять тебя в свою душу. Ты просто ходи к нему чаще, и через какое-то время он сам поймет, что ты нуждаешься именно в нем, ничего говорить не надо… Нужно проявить терпение“».

По своему опыту знаю, как трудно в этом случае проявлять терпение. Вы выбрали человека, вы так нуждаетесь в его поддержке, а он относится к вам точно так же, как ко всем остальным прихожанам!.. Спокойно. Вспомните, что говорил Лис Маленькому принцу: «Молчи. Слова только мешают понимать друг друга. Просто с каждым разом садись ко мне немножечко ближе».

Еще раз хочется повторить: выбор духовника – один из важнейших шагов в жизни человека. И если батюшка, которого вы выбрали, действительно «ваш», вы должны терпеливо ждать контакта с ним. И однажды это обязательно случится.

Полгода ушло на то, чтобы мой духовный наставник стал для меня реальным учителем и поддержкой в жизни. Зато тот день, когда он впервые благословил меня сам, без принятой в таких случаях просьбы с моей стороны, я считаю одним из самых знаменательных дней в моей жизни! Дело в том, что благословения у священника, как известно, просят. Только тех, кто действительно стал «своим», батюшка благословляет сам, без слов. Будете в храме, обратите внимание: когда все после проповеди идут к кресту, большинству прихожан священник просто молча протягивает крест. Кто-то просит: «Батюшка, благословите!» – и получает благословение. И лишь некоторых он благословляет без всяких просьб, сам. Эти «некоторые» и есть его «птенцы».

Так вот, благословение вашего духовника, его молитва за вас, пожалуй, самая сильная помощь, защита и поддержка во всех делах и начинаниях. В том числе и во вступлении в пост, особенно если для вас этот пост – первый.

ВАШ ХРАМ

Иногда меня спрашивают: а как часто нужно ходить в храм? Это все равно как если бы я спросил вас: как часто мне надо дышать? У каждого из нас свой ритм дыхания. Но при тяжелых нагрузках наше дыхание учащается – мы подпитываем свой организм кислородом. Так и в духовном труде нам необходима подпитка.

Лично я захожу в Никольский собор всякий раз, когда иду мимо, а не только два раза в неделю – на субботнюю всенощную и воскресную литургию. Даже если времени совсем мало, я нахожу 5-10 минут для того, чтобы пообщаться со своим храмом. Меня непреодолимо тянет туда, душа моя требует этого. Наверное, она знает, что весь день после этих 10 минут нам с ней будет легко и спокойно.

Свой храм я выбирал себе сам. Мне кажется, это очень важно – выбрать свой храм. Ведь выбираете же вы себе дом, в котором вам предстоит жить, людей, с которыми будете общаться. Итак, как же выбрать свой храм? Есть несколько способов. Если вы человек интуитивный, вы можете просто-напросто послать «запрос»: засыпая или просыпаясь рано утром, в минуты, когда сознание находится на границе между сном и явью, попытайтесь представить себе свой храм. Я знаю людей (правда, их не так уж много), которым их храм «показался» именно таким путем.

Если вы сомневаетесь в своих интуитивных способностях, поищите его самым простым способом, как любят говорить журналисты, «ножками». Походите, посмотрите, постойте на службах в разных церквях и соборах. Один из них обязательно придется вам по сердцу больше, чем все остальные.

Третий способ – подружиться с храмом, который находится рядом с вашим домом. В принципе, это, наверное, лучший способ – ведь тогда у вас будет гораздо больше времени, чтобы с ним общаться. Только помните: дружба не возникает в одночасье. Стойте на службах, смотрите, слушайте. Если вы будете терпеливы, однажды ваш храм признает вас, позовет, и вы откликнетесь, и у вас завяжется первый доверительный разговор.

Мы разучились относиться к храмам с почтением и любовью, как это было принято встарь, и тем самым лишили себя огромной энергетической поддержки и защиты.

Ведь раньше было принято приходить в церковь не только для того, чтобы искать утешения в беде и просить помощи, – люди сообща заботились о своих храмах. И сейчас еще я вижу старушек, которые приносят в Никольский собор кто ветку зацветшего жасмина, кто букетик ландышей, а иногда – вышитый рушник или какую-нибудь кружевную салфеточку. Они украшают храм, как свой дом, и для них это вполне естественно.

В дни поста связь человека с храмом становится особенно тесной и доверительной, так как обостряются все наши чувства. Именно в такие дни наши молитвы особенно сильны и чисты, обладают удивительным зарядом энергии. Именно в такие дни нам становятся доступны и мудрость, и кротость, и покаяние, и милосердие. Если человек хорошо прошел пост, он выходит из него с обновленными душой и телом, он словно заново рождается.

Кроме того, храм обязательно поможет вам побороть искушение и неуверенность в себе, он не позволит потерять силы, стать раздраженным или впасть в уныние. Он станет поддерживать вас в стремлении очистить душу и тело, и поддержка эта действительно безгранична.

ИСПОВЕДЬ

Пост – самое хорошее время для исповеди. Если до этого вы не исповедовались, то в пост это надо делать обязательно, иначе сам пост не будет полным, да и постом-то его в полном смысле этого слова назвать трудно!

В одной из своих проповедей Иоанн Златоуст говорил: «Если иной скажет тебе: „Я постился всю четыредесятницу“, ты отвечай ему: „А я имел врага и примирился с ним, имел привычку злословить и перестал, имел навык божиться и истребил сей дурной навык“.

Купцам нет прибыли, что они пройдут большое пространство моря, но тогда им прибыль, когда они приплывут с большим грузом, со множеством товара».

Смысл поста не в том, чтобы механически соблюдать правила ограничения в пище. Это лишь позволяет нам достичь того духовного состояния, когда наш рассудок работает особенно четко, сознание – ясно, а душа пребывает в покое. Вот это-то состояние мы и должны использовать в полной мере для того, чтобы лечить от болезней свою душу.

И первый шаг в таком лечении – исповедь. Осознав свои ошибки, вы сделаете первый шаг по пути к исцелению. На исповедь не стоит идти механически, потому что «все идут» или потому что «положено». И торопиться исповедоваться тоже не стоит. К исповеди себя надо подготовить.

Не поленитесь, потратьте несколько дней на воспоминания и рассуждения о своей личной жизни. Наверняка в ней были ошибки, неудачи, огорчения. Если вы будете честны с самим собой (а иначе для чего мы все это затеяли?), вы сможете сами себе дать ответ, в чем кроется причина этих неудач. Любой человек знает свои основные недостатки. Попытайтесь представить себе, как сложилась бы и текла ваша жизнь, если бы в свое время вам удалось справиться с этими недостатками. (Уверен, что она сложилась бы намного удачнее и проще!) Но главное, что вы видите их сейчас и готовы бороться с ними.

Не пугайтесь, на исповеди и причастии вы вовсе не берете на себя обязательства с этой минуты и на веки вечные быть «ангелом» и ни разу не повторить ни одной своей ошибки! Вы просто показываете свою готовность попробовать справиться с теми отрицательными чертами своего «я», которые вы увидели, осознали. Вы не даете клятвы: «Господи, отныне я стану лучше!», вы просите: «Господи, я постараюсь стать лучше, помоги мне, пожалуйста!»

На исповеди вам будут прощены ваши ошибки не потому, что вы попросили, а потому, что вы пожалели о содеянном.

Хорошо, если исповедь приходится на время поста (желательно хотя бы на день, предшествующий исповеди, сделать пост намного строже), – это поможет вам более четко сформулировать для себя свои проблемы. Если же исповедь происходит в обычные дни, перед ней рекомендуется несколько дней поститься. К исповеди мы идем натощак. В этот день начиная с полуночи лучше не только ничего не есть, но и не стоит пить чай или соки. Не надо курить, если вы курите. И дело тут не в догмах (хотя и они имеют немаловажное значение), просто потребление пищи, никотина, стимуляторов, которые содержатся в чае, огрубляет наше восприятие, не позволяет по-настоящему глубоко осознать происходящее.

На самой исповеди не нужно подробно рассказывать священнику обо всех своих грехах. Повторюсь: священник знает о вас больше, чем вы себе представляете. Достаточно просто назвать основные проблемы.

Более того, вы можете вообще ничего не говорить, кроме: «Мне известны мои грехи, батюшка!» Этой фразы достаточно, чтобы грехи были отпущены, так как главное не слова, а то, что вы сами действительно осознали свои проблемы.

Иногда человек отказывается от исповеди только лишь потому, что священник показался ему излишне строгим с виду. Мне кажется, вступая в православие, вообще очень важно понять правильно некоторые истины. У нас бытует какой-то сусальный образ священника: дескать, батюшка – это такой всегда мягкий в разговоре, благостный в общении, тихий человек. Да ничего подобного! У каждого священника – как и у любого человека – свой характер. Но независимо от этого он всегда стремится помочь вам стать духовно богаче и чище. Главное в исповеди – ее цель: изменить вас к лучшему.

МОЛИТВА

Безусловно, в процессе подготовки к исповеди мы должны не только следить за своим рационом, но и соблюдать определенные духовные правила, например молиться. Какие молитвы особенно необходимы нам в этот период? Мне кажется, ответ на этот вопрос каждый должен найти сам, совет здесь дать невозможно. Вообще меня удивляет, когда человеку предлагают этакий «пакет» молитв на разные случаи жизни. Прочтите, дескать, то-то и то-то в определенном порядке. Молитва – это наш разговор с Господом, и кому же, как не вам, знать, как строить этот разговор. У каждого из нас есть особо близкие сердцу, любимые молитвы. Каждый, кто молится искренне, знает, что в один день почему-то хочется прочесть одни молитвы, в другой – другие. Говорят, есть молитвы более и менее «сильные». Но я думаю, любая ваша молитва, если она сотворена от души, достигнет цели.

Возьмите молитвослов. Читайте его каждый день. Очень скоро вам не надо будет спрашивать, когда, как и какому святому вам следует молиться, вы все поймете сами.

Единственное, что следует все-таки помнить: у каждого из нас существует свой ангел-хранитель. Он дается нам Господом при принятии крещения и сопровождает нас всю нашу жизнь, до самой смерти. Что бы мы ни делали – дурное ли, хорошее, – наш ангел-хранитель не оставляет нас. И именно к нему проще и естественнее всего обращаться за помощью в трудные минуты.

В большинстве молитвословов вы найдете только две молитвы ангелу-хранителю: утреннюю и вечернюю, а ведь их великое множество – практически на каждый день месяца.

В силу того что найти их тексты нелегко, я приведу здесь некоторые из них.

О святый Ангел мой, благотворитель и защитник мой! Я прибегаю к твоему милосердию, храни меня под святым покровом твоим во все дни живота моего и в самый час смерти. Я вверяю тебе мою душу и мое тело, мои надежды и мои утешения, мои печали и мои скорби, мою жизнь. Пусть разум твой и воля будут законом для помышлений и деяний моих, да исполню волю моего Господа Иисуса Христа, царствующего со Отцем и Святым Духом и во веки веков. Аминь.

* * *

Твои внушения, Ангел-хранитель, проникают в очерствевшее мое сердце, и я из глубокой бездны взываю к тебе: избавь меня от грехов и приведи к Отцу Небесному! Я скажу ему: помилуй меня, Отче Премилосердный, по велицей твоей милости и по множеству щедрот твоих, очисти меня.

Мои беззакония умножались без числа, но помолись обо мне, святый Хранитель моей жизни, вдохни мне живое чувство любви твоей и представь Господу слезу скорби моей: Он не презрит слезной моей жертвы и по милосердию Своему простит мне мои прегрешения.

* * *

О кроткий и сердобольный Ангел-хранитель, помолися обо мне.

Ты, созерцающий лицом к лицу Отца Небесного, помолися обо мне.

Ты, озаренный славой Христовой, помолися обо мне.

Ты, который видишь врагов, ополчившихся на меня, помолися обо мне.

Ты, который ведаешь слепоту ума моего, непостоянство моего сердца и растление моей плоти, помолися обо мне.

Любовию достопоклоняемой Троицы, сотворившей меня по своему подобию, молю тебя: спаси меня.

Любовию Иисуса Христа, пролившего кровь Свою, чтобы искупить меня, молю тебя: спаси меня.

Любовию Пречистой Девы Марии, сопровождавшей Божественного Сына своего на лобное место, принесшего Себя в жертву для спасения моего, молю тебя: услыши моление мое и спаси меня. Введи меня в дом Отца моего, сподоби меня небесной славы и вечного блаженства.

Существует также канон Ангелу-хранителю, который следует читать каждому из нас хотя бы раз в несколько месяцев.

В трудные минуты мы можем просто повторять, как присказку, краткое обращение к своему ангелу-хранителю:

Святый Ангеле – хранителю мой, моли Бога обо мне.

Или же:

От Бога посланный, утверди живот мой, раба твоего, пре-благий Ангеле, и не остави мене вовеки!

Если вы станете обращаться к своему ангелу-хранителю постоянно, вы очень скоро заметите, что вам стало легче и спокойнее жить. Объяснить это совсем не трудно: вы начнете интуитивно видеть опасности, подстерегающие вас, будете знать, когда что надо сделать, а чего делать не следует. Люди неверующие называют этот дар знания интуицией, верующие же знают: их ангел-хранитель непрестанно заботится о них. Представьте себе на минуту, что тот внутренний голос, который порой каждый из нас слышит, и есть голос нашего ангела-хранителя, и вам сразу станет легче представить его самого рядом с вами.

Существует множество разных молитв. Для того чтобы научиться читать их правильно, потребуется какое-то время. Но есть, пожалуй, одна молитва, которая читается удивительно легко и просто и признана поддерживать и гармонизировать наше состояние во все часы и во всех обстоятельствах. Это – молитва Оптинских старцев:

Господи, дай мне с душевным спокойствием встретить все, что принесет мне наступающий день. Дай мне всецело предаться воле Твоей святой. На каждый час сего дня во всем наставь и поддержи меня. Какие бы я ни получил известия в течение дня, научи меня принять их со спокойной душой и твердым убеждением, что на все Святая воля Твоя. Во всех словах и делах моих руководи моими мыслями и чувствами. Во всех непредвиденных случаях не дай мне забыть, что все ниспослано Тобой.

Научи меня прямо и разумно действовать с каждым членом семьи моей, никого не смущая и не огорчая.

Господи, дай мне силу перенести утомление наступающего дня и все события в течение дня.

Руководи моею волею и научи меня молиться, верить, надеяться, терпеть, прощать и любить. Аминь.

В пост, когда все силы нашего организма направлены на очищение нашего духовного «я», эта молитва звучит как-то особенно сильно и чисто. Мы смиряем свою душу, отдаем ее на волю Господа, и нам уже не кажутся утомительными и тяжелыми ограничения и труды наши.

Разумеется, еще большую силу имеет совместная молитва во время службы в храме. Именно в эти минуты воедино сливаются устремления, надежды и воля сотен людей. Они дают нам дополнительные силы, ибо в такие минуты мы чувствуем себя частью огромного целого, мощного информационно-энергетического поля. Каждый из нас может черпать силы в этом потоке, так как самим крещением мы уже подключены к этому полю, и связь эта очень прочна, даже когда мы не думаем о ней, не соприкасаемся с ней посредством разума. Она существует независимо от нас и наших убеждений, она без всяких просьб с нашей стороны поддерживает и защищает в трудные минуты. Представляете, насколько усиливается эта помощь, когда мы сами обращаемся с просьбой дать нам силы на то или иное доброе дело?..

С КАКОГО ПОСТА НАЧАТЬ?

Меня часто спрашивают: решив соблюдать пост, с какого из постов легче, полезнее начать?

Лично я всегда советую начинать, если это возможно, с Великого поста. Да, он самый строгий и самый долгий. Но в то же время он, пожалуй, самый благоприятный для духовного развития человека, самый торжественный, наполненный глубочайшим смыслом, богатый прекрасными церковными службами и праздниками.

Весь Великий пост пронизан ожиданием Светлого Христова Воскресения, праздника Пасхи. А Пасха – удивительный праздник! Пожалуй, ничто не может сравниться с этим днем, с полночным крестным ходом вокруг всех храмов, с тем счастьем, которое в эту ночь мы видим в глазах друг друга.

Ни один человек не может остаться равнодушным, когда в ночном весеннем воздухе над собравшимися проносится первое «Христос воскресе!» и колокола начинают свою торжественную песнь. Каждый, кто хоть раз испытал радость Пасхи, будет стремиться ощутить ее вновь и вновь. И для него посты станут уже не трудом, но долгожданной радостью и удовольствием. Их будет ждать и настоятельно требовать его душа, уже узнавшая, что значит – стряхнуть с себя все лишнее, все темное, все, что мучает и тяготит в повседневной жизни, полной проблем и суеты.

КАК РАЗУМНО ВЕСТИ ДЕЛО ПОЩЕНИЯ?

Мы много говорили с вами о том, что пост – это НЕ ТОЛЬКО ограничения в питании, отказ от некоторых видов пищи, а иногда и полное голодание. Теперь пришло время поговорить о том, что пост – это и ограничения в питании, и отказ от некоторых видов пищи, и — иногда – полное голодание. Но отказываться от пищи тоже надо уметь. И здесь все не так просто.

Блаженный Макарий говорил, что постящийся «должен так обуздывать свои душевные движения – забывать обиды, отгонять печаль, ни во что не ставить ограничения, скорби и потери, как будто каждый день его жизни – последний. Но вести дело пощения он должен так разумно, словно жить ему предстоит еще сто лет».

Что это значит? А это значит – не голодать без всякого смысла и порядка, а подобрать себе такой рацион питания в дни поста, который очистит и укрепит наравне с душой и тело.

Может быть, кому-то покажется, что здесь противоречие. «Как же так, ведь раньше вы говорили, что в дни поста мы отказываемся от телесных радостей, чтобы позаботиться о душе. А теперь – снова о теле?» Но никакого противоречия здесь нет. «Заботиться о теле нужно потому, чтобы, испортив его небрежением, не потерять возможности исполнять духовные и необходимые обязанности наши», – говорил еще Кассиан Римлян. Ведь наше тело – сосуд Божий, именно оно дает нам возможность творить на земле Божью волю. Или вы думаете, что Господу угодно увидеть вас по окончании поста изможденными, слабыми и не способными жить в полную силу, любить мир и своих ближних, творить добрые дела, работать и радоваться? Если вы довели себя постом именно до такого состояния, значит, вы просто-напросто не осознали того смысла, который Церковь вложила в посты.

И не случайно для детей (до 14 лет), больных, беременных женщин, странников и людей, занятых тяжелым физическим трудом, Православная церковь разрешает послабления в посте. Не стоит ими пренебрегать, хотя и чревоугодию предаваться тоже не следует. Нужно просто внимательно прислушаться к своему телу – чего ему не хватает, в чем оно нуждается? Очень часто сильное желание какого-нибудь вида пищи – сигнал о том, что организму не хватает определенных веществ.

Видели ли вы когда-нибудь, как собаки или кошки во время болезни начинают искать в поле или на газоне какие-то только им известные травки? И лечатся! Это инстинкт, телесная интуиция. Конечно, она гораздо лучше развита у братьев наших меньших, но и человек не утратил ее окончательно.

Такая телесная интуиция особенно обостряется у женщин во время беременности, именно поэтому у многих народов желания беременных женщин считаются священными и должны быть обязательно выполнены.

Так что во время поста не забывать надо о своем теле, а внимательно прислушиваться к его сигналам и среди капризных жалоб не пропустить настоящий сигнал тревоги. Но особенно осторожно нужно подходить к пощению детей. Любые крайности здесь могут привести к печальным последствиям.

Вообще, пост – это дело строго добровольное. Нельзя принуждать человека поститься или укорять его тем, что он не соблюдает поста, гневаться на него или смеяться над ним. Каждый сам должен принять это важное решение, получить некое внутреннее разрешение на пост, достичь внутреннего согласия и готовности в этот пост вступить с радостью, а не по обязанности, не потому, что так положено.

Не только послабления предусмотрены Православной церковью для облегчения поста. Думаю, вы заметили, если внимательно читали рассказ о многодневных православных постах, что в большинстве из них строго постные дни чередуются с такими, когда разрешается растительное масло или даже рыба (подробнее об этом рассказано во второй части книги). Да и сами посты чередуются по «степени строгости». Но главное – это постепенное вступление в пост, разумная подготовка к посту души и тела.

В сборнике епископа Иустина сказано: «К посту надо приготовлять себя постепенно, разом сделаться постником нельзя. Некоторые необдуманно и поспешно берутся за подвиги поста и начинают безмерно поститься. Таковых пост не прочен, не полезен, а скорее вреден: они расстраивают свое здоровье, или от голода делаются нетерпеливы и раздражительны – без толку злятся на всех и все, или же пост делается для них невыносимым и они бросают его… Каждый обрати внимание на свой желудок и определи – сколько ему требуется в сутки пищи и питания, потом понемногу уменьшай количество употребляемой пищи и доведи его до того, чтобы больше уже нельзя сокращать свое питание, чтобы не подвергнуться ослаблению, изнурению, неспособности к делу».

Именно такое постепенное вхождение в пост предписывает нам Церковь. Недаром перед Великим постом идут покаянные седмицы, в течение которых прихожане духовно и физически готовят себя к посту. На протяжении этих трех недель вы должны хорошенько продумать рацион своего питания во время поста и постепенно снижать количество потребляемой пищи, приучая организм к новым условиям работы.

Последняя неделя перед Великим постом называется мясопустной. Уже нельзя есть мясо, но еще можно употреблять в пищу рыбу, молоко, яйца, масло.

Думаю, что так же нужно готовить себя ко всем постам, постепенно исключая из своего рациона одни продукты, заменяя их другими, обновляя не только меню, но и прежде всего свое отношение к еде, позволяя себе почувствовать святость самой простой пищи. И тогда пост станет для вас временем тихой радости, приведет к настоящему очищению души и тела.