Вы здесь

Посреднические договоры. Глава 4 Торговое агентирование (С. В. Николюкин, 2010)

Глава 4 Торговое агентирование

§ 1. Понятие и виды торгового агентирования

Торговое агентирование широко применяется в торговле.

К признакам агентских отношений относятся: основаны на агентском договоре (гл. 52 ГК РФ), в соответствии со ст. 1005 ГК РФ по агентскому договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала.

Охарактеризуем данный договор.

Правовая характеристика агентского договора

Агентский договор является:

– консенсуальным;

– возмездным;

– взаимным (двусторонне-обязывающим)

Существенные условия агентского договора

К условиям, при отсутствии которых агентский договор признается незаключенным, относятся положения о его предмете.

Предмет агентского договора

Предметом договора является совершение агентом по поручению принципала юридических и фактических действий, а принципал обязуется принять от агента все исполненное и уплатить ему вознаграждение.

Объектом договора является услуга.

Следует отметить, что предмет агентского договора в отличие от иных посреднических соглашений имеет следующие отличительные особенности:

а) стороны могут обязать принципала не заключать аналогичные агентские договоры с другими агентами, действующими на определенной в договоре территории, что не предусмотрено для договора поручения. Договором комиссии такой запрет установлен, однако, как указывалось выше, предмет договора комиссии значительно уже, чем агентского договора.

б) стороны могут обязать принципала не вести самостоятельно аналогичную деятельность на этой территории, что не предусмотрено ни одним другим посредническим договором (п. 1 ст. 1007 ГК РФ).

в) стороны могут обязать агента не заключать с другими принципалами аналогичных агентских договоров, которые должны исполняться на территории, полностью или частично совпадающей с той, что указана в договоре (п. 2 ст. 1007 ГК РФ). При этом нельзя заставить агента продавать товары, выполнять работы или оказывать услуги определенной категории покупателей (заказчиков) либо исключительно покупателям (заказчикам), находящимся или живущим на указанной в договоре территории. Ведь такие условия являются ничтожными (п. 3 ст. 1007 ГК РФ). Следует отметить, что подобных ограничений не предусматривает ни один другой посреднический договор.

г) агентский договор заключается на определенное время, а не ради исполнения одного или нескольких поручений, как договор поручения.

Срок договора

По соглашению сторон агентский договор может быть заключен как на определенный срок, так и без указания срока его действия. Как правило, в договоре предусматривается, что в течение срока его действия совершаются многократно повторяющиеся длящиеся действия агента. Наиболее оптимальный срок для агентского соглашения – два года. За это время торговый агент сможет подробно изучить и обработать рынок. И если агент работает успешно, то соглашение с ним продлевается, а если он работает неудачно, то возникает необходимость его замены.

Форма договора

В ГК РФ не содержится специальных правил о форме агентского договора. Применению подлежат общие правила о форме совершения сделок (ст. 158–165 ГК РФ). Тем не менее, как показывает практика, агентский договор заключается в письменной форме.

Цена договора

Цена в агентском договоре понимается как агентское вознаграждение. Его размер определяется соглашением сторон. В случае если в агентском договоре размер вознаграждения не предусмотрен и не может быть определен исходя из условий договора, вознаграждение подлежит уплате в размере, определяемом в соответствии с п. Зет. 424 ГК РФ.

Стороны договора

Сторонами в агентском договоре являются агент и принципал.

В качестве агента выступают как дееспособные физические, так и юридические лица.

Выбор торгового агента, как справедливо отмечает Е.Ф. Прокушев, весьма сложная и ответственная работа, исполняя которую желательно получить ответы на следующие вопросы:

а) какой сегмент рынка занимает данная фирма;

б) имеется ли у данной фирмы конкурентный товар;

в) какова платежеспособность фирмы-агента;

г) особенности репутации фирмы на рынке[56].

Принципалом могут выступать любые дееспособные субъекты

гражданских правоотношений.

Небезынтересно отметить, что право Англии и США различает:

– названных принципалов (named principal). Это – лицо, наименование которого указано третьему лицу агентом;

– явных принципалов (disclosed principal). Это – лицо, о существовании которого третьему лицу известно от агента, однако имени его третье лицо не знает;

– скрытых принципалов (undisclosed principal). Это – лицо, о существовании которого третьему лицу неизвестно.

– особенность правового регулирования. Согласно ст. 1011 ГК РФ к отношениям, вытекающим из агентского договора, применяются правила о договоре поручения (ст. 971–979 ГК РФ) или договоре комиссии (ст. 990—1004 ГК РФ);

– агент выступает в обороте от своего имени либо от имени того, в чьих интересах он действует, т. е. принципала. Как правило, агент действует от имени принципала, и, таким образом, заключенные им или при его содействии сделки создают права и обязанности непосредственно для принципала. Как показывает судебная практика, возможны и другие способы вступления агента в отношения с третьими лицами при осуществлении возложенного на него принципалом поручения, а именно:

а) агент вправе действовать от своего имени, не раскрывая перед третьим лицом существования принципала;

б) агент может, указывая на то, что он выступает по поручению и за счет принципала, не раскрывать его имени.

Рассмотрим разновидности агентов в зависимости от их специфичных функций:

1. Агент с исключительными правами или единоличными правами на ведение торговли (дистрибьютор). К основным условиям дистрибьюторского договора относятся следующие:

– дистрибьютор обязуется приобретать товары изготовителя-поставщика и реализовывать их определенным способом на указанной территории;

– изготовитель-поставщик обязуется не конкурировать с дистрибьютором на рынке определенного товара и территории.

2. Агент (франчайзи), использующий средства индивидуализации правообладателя – права на фирменное наименование, коммерческое обозначение.

3. Агент (делькредере) дополнительно к агентским функциям гарантирует принципалу исполнение третьим лицом обязательств, вытекающих из заключенной сделки.

4. Агент (аукционист) имеет полномочия по продаже товара с аукциона по заранее объявленным правилам с правом на получение покупной цены.

5. Консигнационный агент имеет право:

а) продавать товары принципала третьим лицам со своих товарных складов (так как владеет товарами принципала);

б) занимать денежные средства под обеспечение товаром, выдавать товарные кредиты.

6. Биржевой посредник (брокер иди дилер) является профессиональным участником рынка ценных бумаг и членом товарной биржи[57].

Право Англии и США выделяет такие виды агентов, как:

– генеральный агент (general agents). Право Англии рассматривает генерального агента как лицо, которое вправе совершать любые действия в определенной сфере. Право США говорит о том, что генеральным агентом является лицо, уполномоченное на совершение ряда сделок, результатом которых является постоянная (длящаяся) услуга принципалу;

– специальный агент (special agents). Право Англии рассматривает специального агента как лицо, которое уполномочено к совершению строго определенных действий, в СШАже в качестве критерия специального агента, отличающего его от агента генерального, является то, что результатом действия агента не является оказание постоянных услуг[58].

– объем действий. Агентский договор может быть направлен на совершение агентом как юридических, так и фактических действий, конечной целью которых является установление договорных обязательств между принципалом и третьим лицом;

– отношения носят длящийся характер;

– агент действует за вознаграждение.

В соответствии со ст. 15, 16 Типового коммерческого агентского контракта (Публикация МТП № 496) выделяют два вида вознаграждения: полное и сокращенное.

Право на полное вознаграждение возникает у агента в отношении продажи товаров, совершенной в период действия контракта, покупателям, находящимся на договорной территории.

Право на сокращенное вознаграждение возникает у агента в двух ситуациях: 1) в отношении выполнения на договорной территории заказов из договоров купли – продажи, заключенных с покупателями за пределами такой территории; 2) в отношении подписания на договорной территории договоров купли-продажи, являющихся результатом деятельности агентов вне договорной территории.

Важно отметить, что наряду с вознаграждением в агентском договоре необходимо предусмотреть следующие условия:

– долю ассортимента экспортной продукции экспортера, которую агент должен реализовать;

– распределение затрат на рекламу товаров между экспортером и агентом;

– проведение работ по гарантийному обслуживанию реализуемой продукции;

– регулирование на складе оптимальных объемов и структуры запасных частей;

– обеспечение необходимого для успешной работы профессионального уровня работников агентских фирм;

– предоставление агентской фирме исключительного или частичного представительства на рынке[59].

Арбитражная практика МКАС

Рассмотрим дело от 10 мая 2006 г. № 134/2005 по иску российской организацией (агент) к фирме с Британских Виргинских островов (принципал) в связи с неоплатой вознаграждения за оказанные в I квартале 2004 г. услуги по агентскому договору, заключенному сторонами 19 августа 2002 г. По поручению принципала агент заключил ряд сделок купли-продажи акций.

Сторонами был подписан расчет комиссионного вознаграждения, причитающегося агенту. Кроме того, принципалом был подписан акт, которым подтверждалось, что принципал не имеет претензий по оказанным агентом услугам. Однако предъявленный агентом счет за услуги, оказанные в I квартале 2004 г., оплачен не был. Требования агента включали: погашение задолженности за услуги, оказанные в I квартале 2004 г.; взыскание договорной неустойки; возмещение расходов по уплате арбитражного сбора.

Исходя из того что в агентском договоре от 19 августа 2002 г. в п. 8.1 стороны установили применимым правом для разрешения возникшего спора законодательство РФ, состав арбитража, руководствуясь п. 1 ст. 28 Закона об арбитраже и п. 1 § 13 Регламента МКАС, признал применимым по агентскому договору от 19 августа 2002 г. российское законодательство, в том числе ГК РФ в части общих положений обязательственного права (разд. III части первой ГК РФ) и агентирования (гл. 52 разд. IV части второй ГК РФ).

Конец ознакомительного фрагмента.