Вы здесь

Посреднические договоры. Глава 3 Торговое представительство (С. В. Николюкин, 2010)

Глава 3 Торговое представительство

§ 1. Понятие и виды торгового представитЕльства

Торговое представительство следует квалифицировать как вид посредничества в экономическом смысле. Экономическую основу торгового представительства как раз и обеспечивает наличие посредничества. В ходе расширения международной торговли, сопровождаемой развитием посредничества в рамках правовых норм и принципов, и появился институт торгового представительства.

Представительство как самостоятельная гражданско-правовая категория и соответствующий правовой институт сформировалось преимущественно под влиянием торговых сводов и обобщения обыкновений практики коммерсантов. Именно торговля и экономический оборот с их отчетливо выраженными стремлениями максимально увеличить число контактов, устранить территориальные границы, нивелировать национальные, этнические и прочие различия вызвали к жизни так называемое свободное (договорное) представительство.

Как отмечает Е.Я. Токар, идеи и задачи, сформированные в торговле и предпринимательстве, и сегодня предопределяют основные тенденции развития правового регулирования представительства. Поэтому вскрытие потребностей по совершенствованию нормативной регламентации данных отношений, содержание законодательных инициатив и акценты в правоприменительной практике должны опираться на анализ прежде всего проблем представительства в этой сфере[40].

Правовые институты посредничества и представительства имеют единые корни и немало общих черт:

– во-первых, оба явления есть совокупность правовых отношений;

– во-вторых, эти правоотношения складываются и реализуются в сфере услуг, понимаемых в гражданско-правовых отношениях как группа обязательств, предметом которых является деятельность, чей полезный эффект не имеет вещественного характера;

– в-третьих, сущность данных отношений состоит в обеспечении, создании правовых связей между разными лицами при помощи совершения сделок, а равно иных правомерных действий посредника или представителя;

– в-четвертых, представительство и посредничество в основном возникают в сфере имущественного оборота[41].

Как справедливо подчеркивает А. И. Кривенький, торговое представительство в отличие от посредничества – более емкое понятие и более емкая категория, направленная на оказание содействия клиентам именно в области торговли[42].

И.Н. Галушина, проанализировав как общие, так и не совпадающие признаки у представительства и посредничества, пришла к выводу о том, что всякий посредник выступает в чужих интересах от собственного имени. Это и различает оба института[43].

Однако как подчеркивает Е.Я. Токар, в приведенном определении пропущена одна важная деталь – не показано юридического значения интереса и выгод самого посредника. Ведь в чужих интересах действует и представитель[44].

По мнению А.В. Руденко, важнейшим критерием, выражающим экономическую сущность посредничества, является следующий: «Посредник для признания его таковым должен на профессиональной, возмездной и постоянной основе осуществлять деятельность по опосредованию перемещения товаров от товаропроизводителя к потребителю. При этом…посредник не должен вступать в непосредственные отношения с потребителем»[45].

Как отмечается в литературе, в основе идеи о том, что посредником следует именовать исключительно того, кто действует профессионально, возмездно и на постоянной основе, очевидно, лежат те же критерии, которые применяются к предпринимательской деятельности в целом (ст. 50 ГК РФ)[46].

А. С. Ли оценивает представительство и посредничество как сравнимые, но не совпадающие понятия, отмечая, что при посредничестве одна из сторон – всегда предприниматель, посредничество часто требует лицензирования, тогда как представительство в нем не нуждается, посредник (в отличие от представителя) может действовать и без доверенности и т. д.[47]

Отношения по торговому представительству оформляются договором торгового представительства, по которому торговый представитель:

1) действует в рамках поручения, которое ему дается доверителем;

2) не принимает на себя право собственности на продаваемый товар;

3) не несет рисков, связанных с утратой товара или неоплатой поставленного товара конечным покупателем;

4) осуществляет свою деятельность за вознаграждение;

5) своими действиями может создавать права и обязанности для доверителя;

6) обязан отчитываться за свои действия перед доверителем.

7) при исполнении своих полномочий обязан соблюдать режим конфиденциальности информации.

Понятие «информация», которая имеет коммерческую значимость (ценность), является производным от общей категории «информация». Как отмечает О.А. Гаврилов, «информация является одной из фундаментальных характеристик мироздания наряду с материей, энергией, пространством – временем. Информация – атрибут материи и сознания. Но она не материальна и связана с такими свойствами материи, как отражение, структура, разнообразие. Информация не может существовать вне материального носителя – физического объекта…»[48].

В обобщенном виде выделяют следующие гражданско-правовые свойства информации[49]:

во-первых, это физическая неотчуждаемость информации. По мнению В.А. Копылова, процедура отчуждения информации должна состоять в передаче прав на ее использование;

во-вторых, это обособляемость информации. В.А. Копылов считает, что информация овеществляется в виде символов, знаков и т. п. и таким образом может существовать обособленно, т. е. независимо от своего создателя (производителя);

в-третьих, информация участвующая в гражданском обороте, всегда отображается на материальном носителе, вследствие чего возникает двуединство информации и того материального носителя, на котором она отображена;

в-четвертых, это тиражируемость (распространяемость) информации. Это означает, что одна и та же информация может принадлежать одновременно неограниченному кругу лиц;

в-пятых, это существование информации в организационной форме. Информация обобщается в строго определенных организационных формах (документ, база данных, фонд документов, архив и т. п.)[50].

В контексте настоящей работы речь будет идти об информации, имеющей коммерческую значимость (ценность).

Итак, информация, имеющая коммерческую значимость (ценность) и циркулирующая в сфере общественного производства, имеет специфические черты, позволяющие отличать ее от других видов информации, доступ к которым ограничен обладателем на законных основаниях.

Коммерческая ценность может быть определена как экономическое преимущество, возникающее у обладателя сведений, составляющих коммерческую тайну, по сравнению с третьими лицами, которым данные сведения неизвестны. Коммерческая ценность информации тесно связана с удовлетворением определенных имущественных интересов ее обладателя.

Что касается коммерческой тайны, то сведениями, относящимся к разряду коммерческой тайны, являются:

– планы закупок и продаж товаров;

– план развития предприятия;

– рыночная стратегия торгового предприятия;

– список поставщиков и посредников, условия поставки товаров (цены, количество, ассортиментная структура и т. п.);

– структура затрат;

– сведения о банковских операциях;

– экономические результаты хозяйственной деятельности;

– ценовая политика;

– сведения о результатах исследования спроса на реализуемые товары;

– информация о конкурентах, полученная не из открытых источников;

– сведения о персонале предприятия;

– другая информация.

Кроме того, при работе с документами, представляющими коммерческую тайну, следует соблюдать определенные правила:

разработка инструкций об использовании защищаемой информации; назначение ответственных лиц за делопроизводство; строгий контроль за допуском работников к служебной документации;

принятие работниками письменных обязательств о сохранении коммерческой тайны;

стимулирование и поощрение исполнителей, имеющих дело с информацией, представляющей коммерческую тайну;

внедрение автоматизированной технологии защиты коммерческих сведений;

повседневный контроль со стороны администрации предприятия за обеспечением безопасности использования конфиденциальной документации[51].

В целях эффективной защиты информации в деятельности торговых организаций необходимо иметь четкое представление о таких важнейших понятиях, как:

– режим коммерческой тайны, который представляет собой систему правовых, организационных, технических и иных мер, принимаемых обладателем коммерческой тайны и конфидентом[52] коммерческой тайны по обеспечению ограниченного доступа к соответствующей информации;

– носители коммерческой тайны, к которым относятся материальные объекты, в том числе физические поля, в которых информация, составляющая коммерческую тайну, находит свое отображение в виде символов, образцов, сигналов, технических решений и процессов;

– разглашение коммерческой тайны, под которым понимается действие или бездействие, которое совершается с нарушением закона или договора и в результате которого коммерческая тайна стала известна третьим лицам. Следует отметить, что потеря информации в электронной коммерции связана с различными причинами:

– несанкционированный доступ к информации, создаваемой, передаваемой и хранящейся с помощью электронных информационных технологий;

– воздействие компьютерных вирусов;

– неумышленные технические ошибки лиц, имеющих доступ к коммерческой информации;

– сбои программного обеспечения[53].

§ 2. Международно-правовое регулирование торгового представительства

Унификации материально-правовых норм в сфере торгового представительства посвящен ряд международных соглашений, к их числу относятся: Конвенция о представительстве в международной купле-продаже товаров 1983 г. (далее – Женевская конвенция 1983 г.); Конвенция о праве, применимом к договорам о представительстве и к договорам с посредниками 1978 г. (далее – Гаагская конвенция 1978 г.); Конвенция о праве, применимом к договорным обязательствам 1980 г. (далее – Римская конвенция 1980 г.)

Женевская конвенция 1983 г.

Структурно Женевская конвенция 1983 г. состоит из пяти глав:

Глава I. Сфера применения и общие положения (ст. 1–8).

Глава II. Возникновение и объем полномочий посредника (ст. 9-11).

Глава III. Юридические последствия сделок, совершаемых посредником (ст. 12–16).

В соответствии со ст. 12 Женевской конвенции 1983 г. если посредник действует за счет представляемого в рамках предоставленных ему полномочий и третье лицо знает или должно знать, что он выступает именно в качестве посредника, сделки, совершенные представителем, обязывают непосредственно представляемого и третье лицо, если только из конкретных обстоятельств, в частности путем ссылки в договоре комиссии, не следует, что посредник принял обязательство в отношении себя лично.

Вместе с тем для защиты интересов лиц, которых посредник связывает своими действиями, п. 2 ст. 13 Женевской конвенции 1983 г. определяет, что, если посредник не выполняет свои обязательства в отношении представляемого вследствие неисполнения обязательств третьим лицом или такой посредник не выполняет свои обязательства в отношении третьего лица, такой представляемый и третье лицо могут осуществить в отношении друг друга все права, соответственно приобретенные посредником от имени представляемого или имеющиеся у третьего лица.

Важное значение имеют положения ст. 14 Женевской конвенции 1983 г. о последствиях действий посредника без полномочий или с превышением полномочий.

Глава IV. Окончание полномочий посредника (ст. 17–20).

Глава V. Заключительные положения (ст. 21–35).

Особенности применения Женевской конвенции 1983 г.:

1) применяется в случаях, когда одно лицо – посредник имеет право действовать или намерен действовать за счет другого лица – принципала при заключении договора купли-продажи с третьим лицом;

2) регламентирует не только заключение посредником такого договора, но и выполнение таким посредником любого действия, направленного на заключение или касающегося исполнения такого договора;

3) распространяется только на отношения между представляемым и агентом, с одной стороны, и третьими лицами, с другой стороны;

4) применяется в случаях, когда посредник действует от своего собственного имени или от имени представляемого.

Необходимо отметить, что Женевская конвенция 1983 г. не применяется:

а) к представительству посредника (дилера) на фондовой или товарной бирже;

б) к представительству, осуществляемому любым лицом на аукционе;

в) к законному представительству по семейному праву, в отношении собственности супругов или по праву наследования;

г) к представительству на основании закона или решения судебной инстанции действовать от имени недееспособного лица;

д) к представительству на основании решения судебной или административной инстанции или представительству, осуществляемому под прямым контролем такой инстанции и не затрагивает правил о защите потребителя.

Итак, Женевская конвенция 1983 г. определяет посредника как лицо, которое имеет право действовать или намерено действовать за счет другого лица при заключении договора купли-продажи. При этом выделяются два критерия: первый, имеющий экономический характер, согласно которому посредник действует не за свой счет, а за счет третьего лица; второй – юридический, согласно которому он действует от имени представляемого. Оба указанных критерия, как отмечает Н.Г. Вилкова, направлены на то, чтобы выявить, кто именно является стороной договора, заключаемого представителем[54].

Вместе с тем для защиты интересов лиц, которых посредник связывает своими действиями, п. 2 ст. 13 Женевской конвенции 1983 г. определяет, что, если посредник не выполняет свои обязательства в отношении представляемого вследствие неисполнения обязательств третьим лицом или такой посредник не выполняет свои обязательства в отношении третьего лица, такой представляемый и третье лицо могут осуществить в отношении друг друга все права, соответственно приобретенные посредником от имени представляемого или имеющиеся у третьего лица. Условием реализации данного права является направление извещения о намерении реализовать указанные полномочия.

Важное значение имеют положения Женевской конвенции 1983 г., в которых речь идет о последствиях действий посредника без полномочий или с превышением полномочий. При этом следует выделить ряд ситуаций:

Во-первых, как и по ГК РФ (ст. 183), подобные сделки посредника не создают обязательств между представляемым и третьим лицом. Однако в отличие от ст. 183 ГК РФ, допускающей только явно выраженное (прямое) одобрение сделки, ч. 2 ст. 14 Женевской конвенции 1983 г. лишает представляемого в отношениях с третьим лицом права ссылаться на отсутствие у посредника полномочий, если из поведения представляемого следует, что третье лицо могло разумно и добросовестно полагать, что посредник имел полномочие действовать от имени представляемого и действовал в рамках таких полномочий.

Во-вторых, более подробно, чем в отечественном законодательстве, Женевской конвенцией 1983 г. определены последствия совершения посредником сделки без полномочий или с превышением полномочий. Общее правило ст. 15 Женевской конвенции 1983 г. совпадает с правилом ч. 2 ст. 183 ГК РФ, а именно: допуская одобрение представляемым сделки, совершенной посредником без полномочий или с превышением полномочий, Женевская конвенция 1983 г. предусматривает, что такая сделка, будучи одобренной, порождает те же последствия, как если бы она была совершена в рамках полномочий.

В-третьих, ч. 2 ст. 15 Женевской конвенции 1983 г. определяет, что, если при совершении посредником сделки третьему лицу не известно или не могло быть известно об отсутствии у него полномочий, у него не возникает обязательств в отношении представляемого, если в какой-либо момент до одобрения сделки он уведомит о своем отказе считать себя связанным сделкой в случае ее одобрения.

В-четвертых, при одобрении представляемым сделки, если такое одобрение в течение разумного срока не становится известным третьему лицу, это третье лицо может отказаться считать себя связанным таким одобрением, если оно известит об этом без неоправданной задержки.

В-пятых, устанавливая, что третье лицо может заявить об отказе от частичного одобрения, Женевская конвенция 1983 г. допускает полное и частичное одобрение сделки.

В-шестых, Женевская конвенция 1983 г. содержит специальное правило, определяющее момент вступления одобрения в силу, определяя два критерия: первый – момент получения одобрения третьим лицом; второй – момент, когда третьему лицу стало об этом известно. При этом после вступления одобрения в силу оно не может быть впоследствии отозвано.

В-седьмых, Женевская конвенция 1983 г. связывает одобрение сделки, совершаемой от имени юридического лица, с правом государства, где учреждено такое юридическое лицо, устанавливая, что одобрение такой сделки действительно в том случае, если оно допустимо по закону государства, где учреждено такое юридическое лицо.

В-восьмых, в отличие от ГК РФ, устанавливающего в ст. 183 правило о том, что совершенная при отсутствии полномочий или при их превышении сделка считается заключенной от имени и в интересах совершившего ее лица (если только представляемый впоследствии прямо не одобрит данную сделку), Женевская конвенция 1983 г. в ст. 16 устанавливает основные критерии ответственности посредника, действующего в такой ситуации, а именно: при отсутствии одобрения он несет ответственность за возмещение третьему лицу ущерба и таким образом, чтобы это третье лицо было бы поставлено в ту же ситуацию, в которой оно находилось бы, если бы посредник действовал в соответствии с полномочиями и в пределах этих полномочий. Как отмечает Н.Г. Вилкова, такой подход к определению предела возмещения является более конкретным и предоставляет сторонам правоотношений более определенные ориентиры, нежели общее указание ст. 183 ГК РФ, при котором становится необходимым обращение к общим правилам об ответственности[55].