3. Льготы многодетным родителям в сфере пенсионного обеспечения
Пенсионные льготы для многодетных родителей определены ч.1 ст. 28 ФЗ РФ от 17.12.2001 г. № 173 «О трудовых пенсиях в РФ» в соответствии с которой досрочная трудовая пенсия назначается:
1) женщинам, родившим пять и более детей и воспитавшим их до достижения ими возраста 8 лет, по достижении возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж не менее 15 лет;
2) женщинам, родившим двух и более детей, по достижении возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж не менее 20 лет и проработали не менее 12 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 17 календарных лет в приравненных к ним местностях.
В первом случае обязательным условием возникновения права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости является не только рождение пятерых и более детей, но и воспитание их до восьмилетнего возраста. Ориентация на восьмилетний возраст ребенка обусловлена его особой значимостью, поскольку к этому времени ребенок приобретает навыки самообслуживании и начинает обучение в начальной школе.
Это означает, что если у женщины имеется пять детей, но в отношении двоих из них она была лишена родительских прав до достижения детьми 8 лет, то право на досрочное пенсионное обеспечение не возникает. С другой стороны, если лишение родительских прав имело место после достижения детьми 8 летнего возраста, то при наличии 15 лет страхового стажа и по достижении возраста 50 лет у данной многодетной матери имеется право на льготное назначение трудовой пенсии по старости.
Усыновление женщиной пяти и более детей до достижения ими восьмилетнего возраста и воспитание их до указанного возраста также дает женщине право на получение трудовой пенсии по старости досрочно, если усыновление было оформлено надлежащим образом.
В качестве документов, подтверждающих право многодетной матери на установление трудовой пенсии по старости досрочно, в территориальный орган Пенсионного фонда РФ предъявляются свидетельства о рождении детей, а также справки жилищных органов, органов местного самоуправления и иные документы, содержащие сведения о том, что женщина воспитывала детей до восьмилетнего возраста, а в необходимых случаях – решение суда об установлении данного факта.
Во втором случае следует обратить внимание, что в норме указывается на календарный порядок исчисления трудового стажа в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также на то, что требование о воспитании детей до определенного возраста в законе отсутствует.
Для подтверждения права на установление досрочной трудовой пенсии по старости в территориальный орган Пенсионного фонда РФ должны быть представлены свидетельства о рождении детей или документы об усыновлении, а также документы, подтверждающие работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и ее продолжительность.
Попытки оспорить указанные нормы закона мотивом необоснованности разделения граждан на группы и дискриминации мужчин и женщин в Конституционном суде РФ предпринимались неоднократно и преследовали цель расширить категории льготников, однако они не увенчались успехом. Как указал Конституционный суд РФ в своем Определении от 3.11.2009 г. № 1365-О-О «По запросу Государственного Собрания-Курултая Республики Башкортостан о проверке конституционности подпункта 1 пункта 1 ст. 28 ФЗ РФ «О трудовых пенсиях в РФ», само по себе установление льготного порядка реализации права на социальное обеспечение для отдельных категорий граждан, включая предоставление возможности досрочного назначения пенсии по старости, не затрагивает права тех лиц, которые не отнесены законодателем к числу нуждающихся в повышенной социальной защите граждан, пользующихся такой льготой, и не может оцениваться как нарушающее положения Конституции Российской Федерации о социальном характере Российского государства. Кроме того, дополнительные гарантии социального, в том числе пенсионного, обеспечения, в частности права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости для лиц с родительскими (опекунскими) обязанностями, на которых не распространяется действие подпункта 1 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в соответствии с предписаниями статьи 72 (пункт «ж» части 1) Конституции Российской Федерации, относящей защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, могут быть предусмотрены законом субъекта Российской Федерации за счет средств соответствующего бюджета.
В качестве примера дополнительных региональных льгот в сфере пенсионного обеспечения можно привести положения ст.11 Закона города Москвы от 23.11.2005 г. № 60 «О социальной поддержке семей с детьми в г. Москве», которые устанавливают ежемесячную компенсационную выплату к пенсии матерям, родившим 10 и более детей, независимо от вида получаемой пенсии.