Вы здесь

Пособие по теории и практике перевода. ГЛАВА 3. ГРАММАТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПЕРЕВОДА (Е. Б. Кириллова, 2010)

ГЛАВА 3

ГРАММАТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПЕРЕВОДА

§ 9

ГРАММАТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Для правильного понимания и адекватного перевода текста переводчику необходимо умение находить главные и второстепенные члены предложения и устанавливать их взаимосвязь по формальным признакам. Это значительно облегчает и ускоряет процесс перевода.

Формальными признаками являются порядок слов в предложении, предлоги, артикли, суффиксы и т.д.

Первым этапом грамматического анализа является деление предложения на смысловые группы. В предложении, как правило, больше именных групп (т.е. групп с существительным), чем глагольных.

Перевод следует начинать с выделения именных смысловых групп, которые начинаются чаще всего со служебных слов:

а) предлога: at, on, in, of, for и т.д.;

б) артикля: a, an, the;

в) притяжательных местоимений: my, his, her, its, our, your, their;

г) указательных местоимений: this, these, that, those;

д) неопределённых местоимений: any, some, each, every;

е) отрицательного местоимения no;

ж) числительных: one, two, three, four и т.д.

При этом надо помнить, что указательные местоимения (this, these, that, those) могут употребляться в предложении самостоятельно без существительного, выполняя функцию подлежащего (когда за ним стоит сказуемое) или дополнения (когда оно само стоит после сказуемого).

Конец именной группы обычно находится:

1) перед служебными словами, которые являются началом другой именной группы;

2) перед сказуемым, которое может быть выражено личной формой самостоятельного глагола, т.е. всеми времена действительного и страдательного залогов (часто их определяют по формам вспомогательных глаголов to be (am, is, are, was, were), to have (has, have, had), а также модальных глаголов must, may, can, could, will, would, should);

3) перед личными местоимениями в именительном падеже I, you, he, she, it, we, they;

Конец ознакомительного фрагмента.