Вы здесь

Пособие карьериста. Вся правда о поиске работы и карьере. Часть 1. Общая ситуация на рынке труда (А. Ю. Перова, 2017)

Часть 1. Общая ситуация на рынке труда

1.1. Экономика и рынок труда. Текущее положение дел

По состоянию на декабрь 2017 года, по данным крупнейшего онлайн-сервиса по поиску работы, было зарегистрировано более 27 млн резюме и около 500 тысяч вакансий, что дает соотношение 54:1.

Для нашего внутреннего пользования мы считаем так называемый «индекс напряженности», знание которого будет полезно и вам. Мы его определяем как соотношение резюме к вакансиям. В данный момент в разрезе профессий он выглядит следующим образом:




Вообще, мы очень любим цифры, факты и закономерности, а также не упускаем возможности проверить на практике все теории, какие только можем. Это, конечно, изрядно портит многие из них, ну а как иначе-то? Не можем же мы вводить вас в заблуждение, умничая о том, что сами не проверили «на собственной шкурке».

В отношении вышеприведенных цифр необходимо выделить несколько факторов, которые существенно влияют на картинку в целом. А именно: более 50 % размещенных на общедоступных ресурсах вакансий – липовые, тогда как большинство резюме – настоящие. Некоторые вакансии дублируются многократно, огромная часть из них не существует в природе. Причин тому много, и вот основные из них:

1. Сбор баз данных и контактов (в следующей главе мы распишем это явление подробно).

2. Изучение рынка.

3. Шантаж имеющихся работников.

4. Изображение трудовой активности и бурной деятельности.

5. МLМ, продажи страховок, финансовых услуг и т. д., вплоть до откровенного криминала.

Зная, что четвертый пункт вызовет массу вопросов и даже негодования, чувствуем себя обязанными дать по нему отдельный комментарий. ИБД (в народе более известное как «изображение бурной деятельности») особенно активизируется в те моменты, когда крупный заказчик объявляет тендер на услуги по подбору персонала. В тендерную комиссию, помимо прочих, включаются сотрудники службы безопасности заказчика, а они, в свою очередь, просматривают все возможные источники на предмет наличия реальной деятельности у каждого подавшего заявку на участие в тендере. Разумеется, агентство, закрывшее полторы вакансии за предыдущий год, у которого в активе пара позиций дворников-грузчиков, будет в глазах службы, отвечающей за экономическую безопасность в компании-заказчике, выглядеть определенно негативно. Вряд ли, увидев столь вялую деятельность, специалист ДЭБ (департамент экономической безопасности) придет в восторг и даст радужное заключение в отношении агентства – участника тендера. Это понимают и сами агентства, и именно отсюда берутся многие смешные вакансии, которые в реальности существовать не могут. Просто факт, никто не плохой и не хороший, и это необходимо иметь в виду.

В части резюме тоже не все так однозначно. Дело в том, что, как правило, один соискатель публикует несколько резюме. Это вполне оправданно и, более того, является весьма распространенной и обоснованной практикой.

Нам кажется, что интерес представляют еще несколько показателей, которыми нам придется загрузить ваш разум, но, поверьте, они сослужат вам добрую службу. Эти данные выведены экспериментальным путем в ходе нашей профессиональной деятельности. Характерно также то, что, несмотря на постоянное изменение значений в приведенной таблице, следующие показатели остаются практически неизменными в течение ряда лет.

Статистика вероятности трудоустройства через различные каналы при самостоятельном обращении соискателя

Агентства. Менее 0,1 % соискателей, направивших резюме. Тут все просто. На рынке всегда правит тот, кто платит деньги, его, собственно, и обслуживают. Агентства живут за счет работодателей, именно они оплачивают их услуги. А потому соискатели представляют весьма незначительный интерес для агентства до той минуты, пока к ним не обратится заказчик с соответствующим запросом. По распространенным профессиям и специальностям к помощи агентств работодатели обращаются не так часто, проще закрывать такие позиции самостоятельно. Опять же, мы говорим о средневзвешенных цифрах, то есть если на рынке бухгалтеров в поиске работы находится 100 человек, а метеорологов – 3, то при спросе на соответствующих специалистов, который примем для простоты картины точно соответствующим предложению, к агентству обратятся в пяти случаях за бухгалтером и в двух – за метеорологами. Вакансий бухгалтеров агентству в абсолютных значениях будет передано больше, но вот вероятность для одного бухгалтера, что на него выйдет агентство и будет его пытаться продать заказчику, составит 1 к 20. С метеорологами картина окажется уже совсем другой, за ними из агентства «придут» в двух случаях из трех.

Как видим, агентства хороши для соискателей в тех случаях, когда они обладают действительно редкими специальностями. Если же вы не счастливый обладатель сверхвостребованной или крайне редкой профессии, то смысла атаковать агентства своими резюме не так уж и много. Впрочем, подробно с агентствами мы разберемся немного позже в соответствующей главе.

Рекрутеры-фрилансеры – 0,23 %. Тут тоже все очевидно. Фрилансеры по своей сути – то же самое агентство, только состоящее из одного человека. Экономический смысл у них один и тот же, потому и цифры близки. Они чуть приятней для соискателей за счет того, что у фрилансеров, как правило, значительно меньший поток, чем у агентств, и немного более персонализированный подход, однако на общую картину это влияет несущественно.

Внутренние рекрутеры компаний («вход с улицы» по инициативе соискателя) – 0,47 %. В этом пункте имеется в виду ситуация, когда соискатель самостоятельно направляет свое резюме рекрутеру целевой компании, в которой он хотел бы работать. При этом в компании нет открытых вакансий. Показатель несколько лучше, потому как при том потоке соискателей, который сейчас проходит через руки каждого рекрутера, его действия в отношении специалистов, вакансий для которых в его компании в данный момент нет, внешне весьма похожи с агентством, хотя и несколько разнятся с точки зрения мотивации и экономической сути. Но соискателям эти тонкости психологии и политэкономии мало что дают, потому и не будем в них излишне углубляться. Показатели подросли за счет так называемого «внешнего кадрового резерва». То есть существует вероятность, что претендента внесут в список потенциальных кандидатов, а при открытии соответствующей вакансии о нем вспомнят и призовут в ряды сотрудников.

Лица, принимающие решения, или ЛПР, в целевой компании (будущие руководители соискателя, «вход с улицы» по инициативе соискателя) – 1,9 %. Подробней о том, «кто есть кто» на рынке труда и что движет каждым участником, мы поговорим чуть позже, а сейчас просто поставим для себя галочку, делая отметку о том, что показатели стали «вкусней» за счет того, что исчезло звено в виде внутреннего рекрутера.

По общему правилу: меньше звеньев – ближе результат.

Через друзей и знакомых, не являющихся ЛПР, «вход с улицы» по инициативе соискателя – 3,8 %. Наш менталитет все-таки во многом восточный. Это не плохо и не хорошо, это так, и это нужно принять. Для знакомых нам людей мы готовы сделать больше, чем для чужих, в том числе, например, выделить им больше времени на то, чтобы выслушать их, и с гораздо большей охотой поможем им, чем людям, которых видим впервые. Для тех, кто не понял, о чем идет речь, расшифруем: в компании «А», занимающейся, к примеру, ремонтом автомобилей, работает сотрудник Вася. Этот Вася не начальник, он простой жестянщик. Начальника кузовного цеха, в котором работает Вася, зовут Петя. Вася приходит к Пете и говорит: «Петя, я знаю одного человека, его зовут Федя, он хороший жестянщик, давай я его приведу, и ты с ним поговоришь, а когда будет возможность, ты его найми, потому что он хороший и водку на троих ровно делить умеет». Так вот, Федя в этом случае и есть тот самый соискатель.

Через друзей и знакомых, являющихся ЛПР, «вход с улицы» по инициативе соискателя – 9,4 %. Ставки растут, не правда ли? Опять та же ситуация, что и с рекрутером: нет звена – ближе путь. В этом случае в общей картине не участвуют ни рекрутер Маша, ни жестянщик Вася. Петя сам дружит с Федей и сам ему предлагает свои услуги. Снова восточный менталитет, будь он неладен. Хотя, может, это не так уж и плохо: у всех медалей есть две стороны.

Использование иных каналов (здесь мы объединили административный ресурс, назначение подчиненным к ЛПР без их согласия через руководителей ЛПР и т. п.) – 76,5 %. Мы и сами не любим эту цифру, она удручает, но это факт – реалии сегодняшней жизни.

Для особо въедливых и придирчивых сразу скажем: общая сумма не 100 %, поскольку доступна не вся информация.

Вывод прост как лом: чем больше звеньев, тем выше искажение задачи, хуже передача информации и ниже конверсия, а значит, в ваших интересах обходить ненужные фильтры и доносить нужные запросы до лиц, которые могут принять по ним необходимое вам решение. Об этом много чего скажем дальше. Поверьте, оно стоит того. А сейчас просто отметим, что средняя конверсия при движении по пирамидке «агентство – внутренний рекрутер – ЛПР» (зачастую привлекается еще и собственник) – 20 к 1. То есть ваши шансы на достижение цели тают в 20 раз при сдвижении всего на одну ступеньку ниже. А значит, жизненно важно сокращать этот путь.

А теперь сделаем паузу, друзья. Услышьте, пожалуйста, это и не говорите, что мы не предупреждали вас. В деталях всегда есть дьявол, и в некоторых структурах необходимо прохождение всей иерархии или обход ее таким образом, который не вызовет отторжение инородного тела в вашем лице в системе целевой компании. Двигаться к цели можно как внутри означенной воронки, так и вне ее. Каждый раз путь нужно выбирать исходя из вероятностей благоприятного для Вас исхода.

А вот что однозначно стоит запомнить как рациональное правило, так это то, что ваши собственные усилия необходимо распределять пропорционально вероятности положительного исхода.

Давайте подведем итог этой главе.

Все изложенное выше привело к серьезному снижению эффективности поиска работы соискателями и в меньшей степени сотрудников работодателями через классические интернет-ресурсы, а значит, не стоит пренебрегать альтернативными каналами. Тем более что они зачастую показывают куда как более впечатляющие перспективы и результаты. Главное – не теряйте веру в себя. У вас все получится, просто вам нужна помощь. Будьте готовы к отказам, даже если вам кажется, что вы идеальный кандидат на данную позицию. На другом конце стола – такой же человек, как и вы, – со своими страхами, стереотипами, проблемами, а увеличение числа этих людей «напротив» влечет и умножение их головных тараканов. Спокойно реагируйте на отказы, в них нет персональных обид, а справедливость вам никто и не обещал. Об использовании головных тараканов других людей на ваше благо поговорим ниже, а пока интересно перейти к одному очень показательному эксперименту, который мы сейчас и озвучим.

По статистике, действительно лучшего из имеющихся претендентов выбирают только в 3 % случаев. И боже вас упаси слушать инфо-бла-бла-болов с их вечной мантрой «проблема не в мире вокруг, все наши проблемы внутри нас». Ага, если бы оно было так… Нет, друзья, человеческие возможности не безграничны. А это значит, что не стоит принимать на себя груз вины за обстоятельства, на которые вы никаким разумным способом повлиять не можете. Мы можем такие обстоятельства лишь учитывать и учиться лавировать между ними, находя нужное нам русло. Это не просто, но по-другому не бывает, и это особенно сложно делать с грузом навязанной человеку извне вины.

Вообще, к призывам «пастырей» от шоу-бизнеса, именуемого инфобизнесом, следует относиться с огромной долей скепсиса и здоровой критики. Как же задолбали эти идиотские мантры про выход из зоны комфорта… Люди, человеки! Пожалуйста! Просим вас! Ну включите же вы головы!

Никто, никогда и ничего не добивался вне зоны комфорта. Это только мошенники манипулируют вами, используя этот бред. Да, состояния меняются, да и человек тоже не есть нечто раз и навсегда неизменное. Но если вам в вашем новом состоянии перманентно менее комфортно, чем в предыдущем, – грядет катастрофа! Изменения возможны и желательны только в прямо противоположном случае.

Не делайте то, что вам противно, не свойственно! Человек берет в руки первую сигарету, он кашляет, задыхается, его тошнит, потому что курение – это выход из зоны комфорта организма; то же самое с похмельем, наркотиками, ненавистной работой и т. д. Но мы упорно заставляем себя курить, идти на нелюбимую работу и совершать иные действия, против которых восстает все наше естество. И в конце концов делаем для себя это нашей зоной комфорта. И нам уже плохо не курить, мы не можем найти другую работу, бросить опостылевшего человека, выбросить из жизни накопившийся мусор и т. д. А все потому, что под влиянием разных факторов мы выходили из зоны комфорта и насильно приучали себя к этому состоянию.

Любите и цените себя, делайте то, что вам делать приятно, что вам нравится, получайте удовольствие от того, что делаете, и делайте то, что приносит вам удовольствие, и у вас все получится, а инфомошенники пусть помрут с голоду!

Вера в лучшее – двоякая штука. Она ломает людей. Вот верит человек, что все наладится, и терпит в ожидании лучших дней. Ходит на идиотскую работу, сносит чиновничий беспредел, живет с ненавистным супругом и т. д. А все почему? Да просто он верит, что на начальника-самодура когда-нибудь снизойдет озарение, и он признает, компенсирует, отблагодарит… Что чиновники таки наворуются и дадут людям жить нормально, что жена из бабы с веслом таки превратится в Золушку. Вера заставляет нас терпеть. А настоящая свобода – это когда ты принял весь негатив, смирился с ним – и вдруг тебе стало все равно. Ты перестал бояться, ты понял, что терять нечего, и ринулся вперед. Послал начальника-тирана туда, где солнце не светит, за шкирку отправил лес валить всякое ворье, пинком под зад выгнал из своей жизни старую стерву или мужа – опустившегося алкоголика. Тебе уже нечего терять, самое худшее уже случилось, дальше может быть только лучше. Тебя больше не сковывает страх, не греют глупые надежды, ты берешь свою жизнь в свои руки и меняешь ее. Вдруг тебя озаряет, что мотивационные мошенники всю жизнь имели твой мозг своими идиотскими идеями про выход из зоны комфорта, потому что ты никогда и не был в этой зоне. Потому что твоя зона комфорта только сейчас и наступает. Потому что ты вдруг понял, что зона комфорта – это и есть взять свою жизнь в свои руки и очистить ее от всего лишнего, выбросить из нее весь накопившийся мусор, избавиться от паразитов всех мастей, иметь смелость называть все своими именами.

Лягушку варят, медленно повышая температуру в кастрюле, и вдруг ты осознаешь, что до этого ты и был той самой лягушкой, но вот теперь ты стал сильным и умным и понял, что словами «все будет хорошо, только надо потерпеть» тебя заставляли исполнять чужие желания, чужую волю, чужие приказы. С этого момента все меняется. Ты имеешь смелость задавать себе вопросы: а зачем это именно мне? то ли я делаю, не манипулируют ли мной?

Реализма вам, друзья!

А о том, как использовать всех участников рынка труда с наименьшими усилиями и наибольшей выгодой для вас, мы и написали эту книгу. Читайте, думайте, все в ваших руках, ну и головах, разумеется.

У недальновидных работодателей часто складывается иллюзорное и абсолютно необоснованное ощущение их меньшей ответственности перед сотрудниками, чем у сотрудников перед ними. Это глубочайшее заблуждение. Единственное, почему учредитель имеет право на бóльшие доходы, – его бóльшая ответственность и риски. Если работодатель пытается переложить свои риски на работника, он обречен на провал и жестокое разочарование. Если работодатель не берет на себя свои собственные обязанности, то зачем работнику такой работодатель? Подобная ситуация нарушает закон устойчивого баланса, а потому в долгосрочной перспективе не может быть нормальной и жизнеспособной.

Реальный пример. В одной московской IT-компании в 2007 году один из авторов столкнулся с достаточно распространенной ситуацией. Сотруднику компании пришла в голову новаторская идея о развитии перспективного сопутствующего бизнеса. Он обратился с этой идеей к собственнику, лично осуществляющему управление своей компанией, и предложил запустить соответствующий проект. Убедительно изложил перспективы нового направления, показал все расчеты, продемонстрировал заманчивую финансовую модель, написал бизнес-план. Владелец выслушал и сказал: хорошо, давайте запустим проект. В случае его успешной реализации работнику полагалась премия, но если бы проект оказался убыточным, то работник, предложивший его, должен был бы покрыть за свой счет все расходы компании по данному проекту… Дальнейшее очень предсказуемо. Работник в тот же день уволился и начал собственный бизнес на основе придуманного им же проекта.

Почему так произошло? Да потому, что собственник попытался переложить на работника свои собственные риски, плюс к тому— ограничил его возможную выгоду размерами премии. Работник абсолютно здраво рассудил, что в этой ситуации имеет место совершенно нечестная игра со стороны работодателя. То есть работник должен был принять на себя все риски возможного проигрыша и отказаться практически от всех благ перспективного выигрыша. Зачем ему при таких условиях работодатель? Запустив проект самостоятельно, он принял на себя любые вероятности исхода, как положительные, так и отрицательные, тогда как нечистоплотный работодатель рассчитывал риски возложить на работника, а прибыль оставить себе…

Дальнейшее развитие ситуации показало, что работник был абсолютно прав. Теперь он собственник бизнеса с оборотом несколько сотен миллионов долларов в год. Согласись он с работодателем в 2007 году, при удачном раскладе он получил бы премию в размере десять тысяч долларов, а при неудачном за свой счет компенсировал бы расходы работодателя.

Вывод. Есть риски собственника, которые не могут быть делегированы. Иначе нарушается закон устойчивого баланса.

1.2. Эксперимент с интернет-ресурсами по трудоустройству

Любопытный результат был получен в ходе одного из экспериментов. Мы вообще эксперименты любим со страшной силой. Нас хлебом не корми, дай поэкспериментировать. Вот такой хлеб с маслом и икрой образует для нас вполне вкусную пирамиду Маслоу, в которой мы и находим свое упоение, маслоу, хлебоу, икроу. Но шутки штуками, а дело было так. Мы купили новую запечатанную симку, поставили ее в телефон и, недолго думая, сваяли на коленке резюме мистера Х, руководителя выше среднего уровня банковской сферы. Поместили его на несколько общеизвестных сайтов по поиску работы. Сидим, значит, ждем. Звонит телефон, в котором стоит эта самая новая, нигде и никак не засвеченная симка, снимаем мы трубку, а там человечьим голосом нам предлагают совершить безумно выгодные финансовые вложения в самый что ни на есть блокчейн, эджайл его забодай. Ну ладно, думаем, мало ли чего… А тут опять звонок, на этот раз в театр зовут. Дальше больше, в тот день нам предложили много разного: и страховку купить, и сходить на курсы эффективности продавцов, и разные части тела увеличить. ОК, думаем себе, бог с вами. Закрываем резюме от доступа всяких мутных личностей и начинаем его сами рассылать по агентствам всяким и прочим работодателям диковинным. Вроде успокоился телефон окаянный. Ан нет, недолго музыка играла. Ну, то есть наоборот, не играла рингтоном противным. Через несколько дней опять началось: деловая пубертатность приглашает на курсы «стань миллионером, если ты миллиардер», «успешный успех ждет тебя прямо в эту ночь, если ты посетишь курсы личностного роста от величайшего гуру», «последние гастроли васильки инкорпорейтед» и т. д. И ведь что характерно, сколько было звонков, столько и версий, откуда взялся номер телефона: от «ваши друзья нам дали», до «нашли на улице бумажку, где было написано, что вы мечтаете обрести духовное просветление», разве что не звучала вариация о приеме шифротелеграммы с борта затонувшего «Титаника».

К чему мы это все говорим? Да к тому, что кого там только нет, на этих сайтах по сватовству работодателей и соискателей! Так что будьте аккуратней, лучше уж временный телефонный номер завести на период поиска работы.

1.3. Эксперимент «трудоустройство»

Осень 2017 года. Евгения Михайленко все-таки уговаривают очередной раз побыть подопытным в эксперименте. Далее от его имени.

Итак, день первый. Наши девушки нашли вакансию в небольшой компании, торгующей автозапчастями в Москве и области. Им нужен коммерческий директор. Убедившись, что там меня не знают, девушки дают мне контакты. Договариваемся о встрече. Небольшой, но уютный офис, меня встречает инхауз рекрутер, обмен любезностями – здрасте-здрасте. Милая дама, вполне приветливо разговаривает, задает вменяемые вопросы, минут через 15 разговора приглашает генерального директора. Мужчина средних лет, выглядит интеллигентно, беседует профессионально, хорошо понимает, что хочет. Сразу переходит к делу. «Биография мне интересна постольку-поскольку. Скажите, что вы можете сделать для увеличения продаж?» Тут же обрисовываю ему варианты, озвучиваю, какой примерно бюджет потребуется при каком сценарии, даю варианты, как просчитать ROI, закидываю ему пару свежих идей. Гендир явно заинтересован, вопросы четкие и предсказуемые. Очень приятное впечатление. Через 10 минут говорит рекрутеру: «ОК, других смотреть нет смысла». Обращается ко мне: «Хочу, чтобы вы работали у нас». На запрашиваемую сумму соглашается сразу, спрашивает, когда смогу выйти. Время раскрыть карты. Говорю, так, мол, и так, «сорри, но не выйду», рассказываю ему предысторию. Минуту молчит и переваривает, после этого начинает долго смеяться. Говорит: «Жаль, нам именно такой человек нужен». А то достали уже всякие, приходят, два слова связать не могут, в голове ветер, никаких конкретных предложений не озвучивают, цифрами не оперируют, в особенностях рынка ни черта не понимают. Предлагает мне сотрудничество. ОК, мы, как Ассоциация, не против.

Первый эксперимент можно считать успешным. Час времени и джоб-оффер на 400 000 рублей в руках. Вывод: рынок живет и вполне себе работает. В тот день больше ничего интересного в части эксперимента не было. В середине недели было еще одно собеседование. Но состоялась и третья встреча, и вот там был цирк с конями. Но всему свое время.

Итак, середина «экспериментальной» недели. Наши девушки находят еще одну «живую» вакансию. Нужен исполнительный директор в сеть зоомагазинов. Компания исторически занималась двумя направлениями: собственный ритейл кормов и прочих товаров для животных и опт. Опт считают теперь приоритетом. ОК, встреча организована, по пути по своим делам заезжаю к ним. Офис в Чертово-Бубуево, но это вообще не проблема, не всем нужно на Красной площади сидеть, они же не Ленин, в конце концов. Хотя про себя удивляюсь, зачем ритейлерам залезать в дебри промзоны? Ну, может, там аренда была «вкусной», ладно, не мое это дело.

Охрана на входе – я такую на Билибинской АЭС не встречал. Минут 15 тщательно изучают мой паспорт, просят еще и права, куда-то звонят, о чем-то долго разговаривают, потом с видом «ходют тут всякие, а у нас потом калоши пропадают» нехотя открывают турникет и провожают меня долгим взглядом пристальных глаз. Офис, на удивление для этих Нижних Васюков, вполне приличный. Не роскошно, но удобно, чисто, опрятно и даже несколько эргономично, мысленно ставлю плюс. Девочка на подборе совсем юная, лет 20, на столе лежит книжка по психологии. Я внутренне напрягся, знаю я этих фанатов психологических изысканий, ничего хорошего от них не ожидаю, но нет, просто заочница, готовится к сессии. Фух, ну слава богу, внутренне выдыхаю, хотя и немного сожалею, что цирка с рекрутером не будет.

Разговаривает адекватно, видно, что чувствует неловкость ситуации. Оно и понятно, все-таки оценивать взрослого мужика на должность собственного будущего руководителя как-то не айс. Бросается в глаза тот факт, что девушка еще недавно в должности и чувствует некоторую скованность. Помогаю ей, говорю: «Вы не стесняйтесь. Вам что нужно знать? Давайте я расскажу». Беседа начинает налаживаться. Минут 20 беседуем. Говорит: «Жаль, что гендира нет на месте. Вы можете к нам еще разок завтра приехать?» Отвечаю: «Простите, я завтра не в Москве буду, но могу побеседовать с ним по скайпу». Так и решаем. А у меня реально времени нет туда-сюда кататься. На следующий день в означенное время стучатся в скайп. Ага, от этой компании. Сначала девушка-рекрутер нас представляет друг другу, ну а дальше удаляется, и мы остаемся беседовать и с гендиром, и с собственником одновременно. Люди вполне вменяемые, говорят внятно, вопросы задают по делу. Спрашиваю: «Какие задачи и цели от исполнительного хотите?» Говорят: «Удвоение продаж до конца года, отстройку бизнес-процессов, разработку регламентов, внедрение CRM, оперативный контроль и т. д.» Все логично и понятно, только несколько напрягает удвоение продаж. «ОК, – говорю я, – а какой ресурс на это выделяете?» – «Ну как, какой ресурс? Вы сами будете со всякими сетями договариваться, чтобы они наш товар на полку ставили. Нам нужен человек со своей базой и связями в FMCG». Упс… Знакомая ситуация. Задаю вопрос в лоб, а чего мне стесняться, я же реально не собираюсь к ним устраиваться. «Друзья, – говорю, – а вам точно исполнительный директор нужен или все-таки база и связи? Это, знаете ли, несколько разные вещи». Говорят, мы понимаем вашу озабоченность, готовы платить по факту вхождения в каждую сеть Х денег прямо в месяц вхождения. Ну что ж, подобные ситуации случаются, каждый сам решает работать или нет на таких условиях, никого осуждать не буду. Прекрасно их понимаю, им нужны продажи, и в первую очередь они, все остальное для них глубоко вторично. «И во сколько цените такие услуги?» – опять рублю с плеча. Несколько мнутся, потом говорят 350 тысяч + %. Думаю, пора заканчивать, ситуация уже очевидна.

Резюмирую им результаты нашей беседы. «Коллеги – говорю, – вы знаете, у меня, наверное, не получится, но я вам посоветую человека, которому это, скорей всего, будет интересно». На том и прощаемся. Сам про себя уже знаю, кого им отправлю, благо как раз недавно из этой области на карьерные консультации приходил человек.

Итог второй итерации эксперимента: в принципе, оффер на 350 000 рублей + % был в кармане; если бы было нужно, я бы его получил и в письменном виде.

Второй подряд работодатель достаточно адекватен, как и инхауз рекрутеры. Слухи о повальной странности работодателей несколько преувеличены, просто нужно хорошо понимать, что именно у них на уме, ибо это далеко не всегда коррелируется с декларируемым.

День прекрасен, птички поют, настроение хорошее. Цирк с конями был на третьем этапе эксперимента, и вот там было и весело, и страшно, и очень хотелось позвать санитаров.

Предстоит встреча на должность управляющего директора в компанию, занимающуюся сдачей в аренду и обслуживанием торговой недвижимости в Москве. Офис в приличном деловом центре на западе столицы. Приезжаю минут за пять до оговоренного времени, поднимаюсь на этаж. Встречает руководитель по HR и сразу проводит в переговорную. Офис совершенно стандартен, опенспейс, разделенный стеклянными перегородками. Перегородки до потолка – это явный плюс, ибо сотрудники не мешают друг другу, не слышат разговоры коллег по телефону, да и в осенне-зимний период не с такой скоростью награждают окружающих вирусом гриппа и другими прелестями, хорошо знакомыми каждому районному терапевту и инфекционисту. Одна из стен переговорной – непрозрачная, и на ней традиционно висит какая-то мазня. Про авторов подобной живописи Никита Сергеевич в свое время достаточно красноречиво высказался. Ну да я не искусствовед, лишь заметил про себя, что количество подобных «шедевров» в офисах Москвы давно превысило количество художников в мире, включая тех, кто пока еще постигает премудрости подобной живописи в средней группе детского сада.

Минут через пять появляется шеф. Я так понимаю, что он и генеральный, и учредитель, сам же он ясности по этому вопросу не посчитал нужным внести. Говорит: «Я лично сам всегда собеседую людей». Отвечаю: «Правильно делаете». Жму ему руку. ОК, приступим, думаю себе. Собеседник видит на столе мою книгу (прим.: «Архитектура высокоэффективного бизнеса»). Сразу вопрос: «Подарите?» Блин, мне нравятся эти люди! Ну что это такое? Я вижу тебя в первый раз в жизни, я ничем тебе не обязан, мы не друзья. Это как же нужно не уважать труд автора, чтобы считать, что он несколько месяцев не спал ночами, а до того несколько лет собирал материал, пару десятилетий посвятил тому, чтобы разобраться в вопросе, выработать свое мнение, сверстать это все, договориться с издательством и сделать еще 100 500 дел, чтобы книга вышла. Да, конечно же! Все это сделано для того, чтобы вот сейчас встретить тебя и подарить тебе один из оставшихся авторских экземпляров. Хотя бы ради приличия, ну хоть бы один сказал: «Давайте куплю». С чего они все думают, что их собеседник настолько счастлив одним фактом собеседования, что уже по умолчанию что-то должен? Ну да ладно, ради эксперимента и на это готов пойти, но и просто так сдаться тоже не прельщает. «Договоримся, и она ваша», – отвечаю.

Берет книгу в руки, переворачивает, там информация об авторе. С сарказмом: «Посмотрим, как бывшие юристы-теоретики учат бизнесу». В голове загорается красная лампочка. Сейчас опять начнется: «фигня все эти ваши науки, вот я академиев не кончал…» Плавали, знаем. «Нет, – говорю, вы свой бизнес лучше знаете, чему мне вас учить, давайте лучше к делу. Какие задачи, чего хотите?» Мой собеседник, задумчиво листая книгу: «А вы знаете, что по Киеву маршами фашисты ходят?» Упс. Лампочка опасности уже не горит, она сияет. Говорю, видел что-то такое по телевизору, но я не политик, я больше по бизнесу, давайте все-таки к нему и вернемся. Задумывается о чем-то своем. Утыкается глазами в строчку в книге, изрекает: «Вот вы считаете Ленина с бревном на субботнике примером неудачного управления, а я вам скажу что Сталин, Ленин и Че Гевара…» Дальше идет поток сознания, в котором мне лично найти какую-то связанность и вообще любую мысль не удалось. Тревожная лампочка уже не лампочка, это просто маяк какой-то! Кажется, что лучи опасности в голове уже реально просвечивают через уши. Полчаса политинформации, в ходе которой я делаю несколько робких попыток хоть что-то прояснить по делу, ну, там, например, спросить, что же все-таки требуется от искомого человека. В ответ получаю: «Я своим бизнесом сам занимаюсь, не лезьте в него». Чуть не сползаю под стол. «ОК, но хоть что-то вы озвучить можете, то, что не раскрывает ваши секреты? Заполняемость арендаторами, BOMA, чей мейнтенанс и т. д.?» Чувствую, что разговариваю с эскимосом на китайском языке. Получаю в ответ очередную политинформацию о тяжелой ситуации в мире, о бескрайних просторах России, о двух мировых войнах. Так, думаю, а когда до инопланетян дойдем? Пора, мыслю, от этого цирка аккуратно отползать. Попутно узнаю, что к нему на работу весь Millhouse просится (фамилии, разумеется, настолько известны в широких кругах, что озвучить их никак невозможно). Напоследок, ну, чтобы окончательно убедиться в верности получаемой картины маслом: «Так все-таки, для чего вам нужен человек? Например, предыдущему моему работодателю я помог заработать 500 млн долларов (что чистая правда, просто я не уточняю, что в найме работал уже давно)». Может, в эту сторону повернем беседу, мысленно надеюсь я. Ну вот зачем я это спросил, а? Ну ведь уже картину маслом видел во всех подробностях… Эх… В общем, ощущение «что это было?» не покидало меня еще несколько дней. Я вспомнил какую-то жалостливо-грустную улыбку HRD, которая встретила меня перед этой беседой и предпочла ничего не говорить, а просто молча проводила в переговорную.

Итак, сухой остаток или резюме ко всему эксперименту. Если вы встречаете адекватных людей и умеете себя продавать, то в двух случаях из трех джоб-оффер будет у вас в кармане, но есть такие места, в которые лучше не попадать ни при каких условиях.

Рекомендация. Если вы уверены, что вас возьмут везде, и вы сможете сработаться с кем угодно, тогда смело игнорируйте следующий текст.

Вспоминаем старую как мир истину: «Волка ноги кормят». Поэтому начните поиски работы с анализа ваших потенциальных работодателей. Для начала составьте список компаний, в которых вы хотите работать. На первом этапе не ограничивайте себя в своих желаниях и просто составьте список. Отложите его на пару дней. Вернувшись, внесите корректировки. С учетом корректировок проранжируйте список компаний. Возьмите первую десятку и начните собирать всю доступную вам информацию о людях, с которыми вам предстоит работать.

Дело в том, что многие руководители совершенно забывают о двух простых вещах:

1. Сотрудник на выставке или стойке информации в офисе – это не просто лицо компании. В глазах посетителя – это вся компания. И от того, как эти сотрудники себя ведут или говорят, как они выглядят, во что одеты, складывается репутация компании.

2. Самый информированный человек в компании – это уборщица. Да, ничего в этом мире принципиально не меняется. Наблюдатели, не вовлеченные в процесс, всегда имеют больше источников информации. Кроме того, они имеют глаза и уши. А поговорить «за жизнь» – это их любимый аттракцион. Ваша задача сложить пазлы в необходимую вам картинку.

Плюсы от этих экскурсий очевидны:

– если вам удалось попасть в желаемую компанию, вы знаете ее подводные камни, фронт работ, требующий корректировки, и это облегчает вам адаптацию;

– если минусы, с которыми придется столкнуться в компании, для вас неприемлемы, вы сами вычеркиваете компанию из списка желаемых;

– вы принимаете взвешенное решение, работать в этой компании или нет, основанное на вашем опыте, а не на информации от бюро «Одна баба сказала».

Опрос миллиона покупателей показал, что решение «уйти или остаться» принимается в первые секунды пребывания в организации. Но вы не товар покупаете, который можно вернуть в течение двух недель. Вы планируете вложить в эту организацию часть своей жизни, нравится вам такая трактовка или нет. И эта значительная часть называется ваша карьера, которая началась с момента вашего поступления в вуз. Подумайте об этом, прежде чем отмахнуться от рекомендации составить личное впечатление от планируемого места работы.