Многозадачный формат
Все редакционные задания политтехнологов звучат примерно так:
– Ребята, вам доверяется самый важный фронт работы. Вы на передовой. Вам нужно создать продукт, который залезет на подсознанку электората. Все! Свободны!
– ???
Тогда есть несколько ходов. Для начала нужно узнать об «окнах» и «дырках». И то и другое касается телеэфиров. Конечно, если уж тебя рекрутировали на выборы, значит, эти окна есть.
Потом следует определить формат. Например, на выборах Президента нам дали две минуты ежедневного эфира. Да и вообще, подобная хронометражная скромность раньше была популярна. Таким «новостным» форматом вколочено много материала, и черного и белого, в головы граждан.
Однако нужно готовиться, маленький формат предполагает постоянную беготню – ежедневное производство сюжетов. Они выходят в конце новостных выпусков.
Так были рождены программы «100 секунд», «Обдумаем», позже – «Мысли вслух» – формат универсальный. Одна тема – один выпуск. Час съемки – и две минуты в эфире готово! Ну это я утрированно))))
Сейчас же мы столкнулись с другим форматом, более весомым по времени и объему. К тому же законодательство вставило палки в колеса пиарщиков. Лить грязь стало сложнее. Потребовалось позитивное мышление. О, как! Белый пиар стал востребованным.
Нам дали в эфире 15 минут, а это целая программа. Но прямая агитация – бельмо на глазу. Такой подход вызовет обратную реакцию людей.
И вот тогда мы выпили пива. Нам это всегда помогает.
Почему мы? Потому что любой продукт – работа коллективная. До сих пор не понимаю, когда начинают перетягивать одеяло на себя. Бери в пивную креативщика, режиссера, оператора. Заказывайте темное, сыр и куриные крылышки.
Мы решили, что люди могут интересоваться только собой и знакомыми. Так что начинать нужно с «социалки». В ней занято более половины жителей. Она понятна. Она нужна каждый день. И это касается многих городов.
Конечный продукт мы сформулировали таким образом.
Каждая программа посвящена одной тематике: религия, медицина, образование, архитектура и так далее. Все темы раскрываются через людей.
В начале программы ставим дайджест – «нарезка» из новостей за неделю. Не более пяти строчек. И по времени не более двух минут. Все это для того, чтобы придать динамизм.
Конечно, это не обязательное условие. Я вообще был поначалу против. Мне и сейчас кажется, что дайджест сбивает ритм программы. Но… повторюсь, коллективное это творчество!
Спецрепортаж или материал в стиле «Журналист меняет профессию» должен растолкать зрителя. Здесь важна тема программы. «Скучные» всегда надо замешивать в коктейль с «движением». Ну, например, тема одной программы – животноводство, где доярки и нудные коровы с тоской в мокрых глазах, следующей – работа МЧС, с выездом на место аварии. С криками, кровью (если повезет) и героем с медалями.
В развитие подбираются интервьюеры, как говорится, в тему. Они (постарайтесь нескучно) дают определенную аналитику, врут о новых технологиях и заглядывают в будущее. Сделать эту часть «смотрибельной» поможет только динамика интервью. Короткий вопрос, короткий ответ. Другая схема работает, если человек и правда интересный. Ох, и редкость это.
Далее следует герой – человек нужной нам профессии. И лучше, если этот герой действительно отличился своим поступком. В основном, у людей «в возрасте» есть рассказы, в которых и трагизм, и юмор. Они – «двери». То есть могут как открывать тему, так и закрывать ее. Однако нужно знать, что герой становится интересней, если он вынут из зоны своего комфорта. Врач? Ну, пусть фотографирует семью на набережной. Капитан дальнего плавания? Пусть сходит в художественный музей, полюбуется на творения Айвазовского.
А где же здесь агитация? Законный вопрос. И очень тонкий подход.
В каждом выпуске программы мелькает губернатор. С положительными или нейтральными оценками того или иного социального направления. И появляется он «вскользь» в середине программы. Так создается впечатление его единства с народом. Он тоже в курсе проблем.
Конечно, темы готовятся и утверждаются заранее. Всего их готовится пять (одна так, на всякий пожарный). Интервью с губернатором по темам записывается раз в месяц. Во время этого чиновник несколько раз меняет одежду, чтобы не сложилось впечатление записи в одном месте.
Хитрость, но пиар белый.