Изуверство – Ханжество
Что мужик, то вера; что баба, то устав (о раскольниках).
Макушки стрижены, усики не тронуты (о раскольниках).
По старой вере, да по новой моде (о раскольниках).
Образ божий не в бороде, а подобие не в усах.
Борода – трава, скосить можно.
Кто курит (или: нюхает) табачок, тот Христов мужичок.
В скитах, да в тех же суетах (о раскольниках).
Всяк крестится, не всяк молится.
Кто всуе бога призывает, всуе свой век проживает.
Аминь, аминь – а головой в овин (т.е. на распутство).
И черт под старость в монахи пошел.
Не всяк монах, на ком клобук.
Близко церкви, да далеко от бога.
Не для Иисуса, а ради хлеба куса.
Не для хлеба куса, ради самого Иисуса.
Хоть долбилом, хоть кадилом, а хлеба (или: деньгу) добыть.
Иной по две обедни слушает, да по две души кушает.
Часто (или: Густо) кадишь – святых зачадишь (или: задымишь).
Что больше народу в церкви, то он (ханжа) выше руку заносит.
Больно свято звонишь: чуть на небе не слышно.
Спасается, а кусается. Богослов, да не однослов.
Есть деньги – так в свайку, нет денег – так в схиму.
Он и богу-то норовит угодить на чужой счет.
Церковь грабит, да колокольню кроет.
Не строй семь церквей, пристрой семь детей (т.е. сирот).
Нам не гоже, так вот тебе, боже!
Свят муж: только пеленой обтереть, да в рай пустить.
Борода апостольская, а усок дьявольский.
Бес хлеба не ест, да не свят.
Смиренен духом, да горд брюхом.
Ну, порося, обратись в рыбу карася (сказал монах).
Он не кот, молока не пьет, а от винца не прочь.
Каков бог, такова ему и свеча.
Утаи, боже, так, чтобы и черт не узнал!
Добрый вор без молитвы не украдет.
Ладан на вороту (т.е. в ладанке), а черт на шее.
Колокол в церковь сзывает, а сам в церкви не бывает.
Господи, прости, в чужу клеть пусти; пособи нагрести да и вынести!
Помилуй, господи! а за поясом кистень.
Пошла бы в монастырь, да много холостых (т.е. жаль их).
Волк и в овечьей шкуре не укроется. Знать волка и в овечьей шубе (шкуре).