Вы здесь

После трёх уже поздно. Часть 2. Влияние раннего опыта (Масару Ибука)

Часть 2

Влияние раннего опыта

Главное – окружение, а не гены

В предыдущей главе я говорил о дремлющих способностях маленького ребенка. А вырастет ли из почки дерево или из бутона прекрасный цветок, зависит от того, какие условия вы создадите для этого и как будете ухаживать за своими подопечными. По моему мнению, в развитии ребенка образование и среда играют большую роль, чем наследственность.

В Японии проводился целый ряд экспериментов с близнецами, которых с самого рождения воспитывали в разных семьях. Исследования показали, что даже близнецы, если они растут в разных условиях и воспитываются разными людьми, будут очень отличаться друг от друга и по характеру, и по способностям.

Вопрос в том, какое образование и среда лучше всего развивают потенциальные способности ребенка. Ответом на него служат результаты, полученные учеными, проводившими разнообразные исследования в различных ситуациях и различными методами. Кроме того, есть немало примеров, как родители, не удовлетворенные школьным образованием, пробовали обучать детей сами. К тому же есть результаты экспериментов, проводимых на собаках и обезьянах, и эти результаты тоже говорят сами за себя. Теперь мне бы хотелось обсудить некоторые из этих экспериментов.

Ребенок, рожденный от отца-ученого, не обязательно станет ученым

Я часто слышу, как мамы говорят: «Должно быть, мой сын пошел в отца, у него совсем нет музыкального слуха» или «Мой муж – писатель, поэтому наш ребенок пишет хорошие сочинения». Конечно, как гласит пословица, «Яблоко от яблони недалеко падает», или, как говорят в Японии, «Из луковицы не вырастет роза».

Действительно, бывают случаи, когда сын ученого становится ученым, а сын торговца – торговцем. Но эти случаи не означают, однако, что данные профессиональные качества были переданы детям с генами. С момента рождения их, наверное, воспитывали в такой обстановке, которая внушала им, что они должны продолжать дело отцов. Окружающая среда, которую создали родители, становится средой ребенка. Она развивает его способности к профессии отца, пробуждая интерес к этой профессии.

Конец ознакомительного фрагмента.