Глава 6. На острове Буяне
Отвлечемся от истории русов и займемся делами варягов.
У самого истока реки Волхов из озера Ильмень поднимался когда-то из воды небольшой остров. Всякий, кто шел ладьями по тяжелой ильменской волне, видел его с левого борта от фарватера на Новгород. На острове стояла дивная реликтовая дубрава. Варяги назвали остров Перынью в честь своего главного бога и поставили там святилище.
Сейчас острова нет. В 1960-х годах под Новгородом возвели дамбу, и ландшафт изменился. На карте Ленинградской области 1933 года (0–36-XIV) отмечен и сам островок, и реликтовая роща на нем.
А вот теперь я, как и обещал, дам возможность наблюдать и делать выводы не историку – правдомеру дремучей старины, а психологу. Пожалуй, даже так – делайте выводы сами. Снова применим метод индукции. Напомню для тех, кто забыл, – это когда на основе частных примеров допустимо использовать обобщенные выводы.
Итак, в 882 году варяжский князь Олег создает Восточнославянскую империю, объединяя под своей властью Новгород, Смоленск, Любеч, Чернигов (хотя этот город в IX веке, если судить по летописям, еще не известен, но уже к 907 году он упомянут «вторым после Киева») и Киев.
Казалось бы, зачем пришлым скандинавам объединять славян? Можно было бы предположить, что Олегу был нужен полный контроль над торговым путем «из варяг в греки». Так или иначе, не задержавшись в Киеве, варяги спускаются по Днепру до порогов и обнаруживают большой остров и реликтовую дубовую рощу на нем. Что они делают дальше? Попробуем догадаться. Правильно, ставят святилище Перуна. Используя обобщение, можно сделать вывод, что варяги не равнодушны к островам, на которых стоят дубы или растут дубравы.
Этот остров хорошо знаком традициям русской народной сказки. Помните: «В Окиян-море, на острове Буяне растет дуб в семь обхватов толщиной, а под дубом лежит бел-горюч камень Алатырь…» Впрочем, зачем нам сказки? Тем более что сегодня ни для кого не секрет, что остров Рюген с его реальной историей до 1168 года и есть тот самый вдохновитель «сакральных» русских тайн.
Я часто бываю на Рюгене. Люблю этот край. Главный его город Берген можно считать немецким захолустьем. Здесь, пожалуй, скучно будет среднестатистическому европейскому либералу: не встретишь гей-парадов, не бросаются в глаза переселенцы арабского племени, не бывает скандальных акций за право женщины быть мужчиной…
Само немецкое слово «bergen» переводится на русский как «выздоравливать». Но в названии города участвовало другое слово – «berg», то есть «гора». Берген действительно стоит на могучем холме. Живет в городе 15 тысяч человек, и он считается самым большим городом на острове. Почти в центре островной столицы, на Банхофштрассе, рядом с отелем «Романтик» стоит… руянский дуб! И это не миф, не фантазия. Дерево является памятником культуры, охраняемым местным муниципалитетом. Дубу, конечно, не тысяча лет, но, как гласит путеводитель по Бергену, занимает он место более древнего растения, имевшего культовое значение.
А всего в двух сотнях шагов от него, на старой торговой площади, радует детей и туристов «бел-горюч камень», размером с легковой автомобиль. И все это реальность.
Бергенский дуб из славянской легенды
Алатырь-камень
Общаясь когда-то с немецкими специалистами из археологического кабинета Музея истории Гамбурга, я спросил, какой же им интерес восстанавливать памятники славянской культуры? Ответ был примерно таким: «Германию населяют разные народы, но история у нас одна. И это наша общая история». Что ж, мудро.
Немцы очень старательны, но фантазии им недостает. Не каждый специалист у них считает возможным для себя делать выводы. Это прерогатива особого звена – профессуры. Может, оно и правильно. Ведь свобода фантазии часто порождает вымысел. А в науке вымыслы недопустимы. Археологи из Министерства образования, науки и культуры земли Мекленбург – Передняя Померания, много лет ведущие раскопки на месте культового славянского города Аркона, очень не хотели делать выводы о ценности своих новых находок. Не хотели, но сделали. Как нам сказала почти по секрету Хайде – ассистент профессора Рухёфта (Fred Ruchhöft), зооморфные статуэтки, поднятые из культурных слоев железного века, говорят о том, что на месте Арконы культ коня существовал еще до славянского появления на острове. Славяне только присоединились к сакральной теме особо почитаемого животного, теме, которую открыли жившие до них племена ругов. Аркона существовала до славян!
И хотя следовало бы дождаться официальной публикации, уже понятно, что это сообщение немецких археологов в какой-то мере подтверждает высказывание А. Г. Кузьмина из его работы «Об этнической природе варягов»: «Название Аркона интересно тем, что оно, во-первых, уходит в глубокую древность, а во-вторых, это явно не славянское, не германское и не романское наименование».
Итак, в 882 году варяжский князь Олег создает Восточнославянскую империю, объединяя под своей властью Новгород, Смоленск, Любеч, Чернигов (хотя этот город в IX веке, если судить по летописям, еще не известен, но уже к 907 году он упомянут «вторым после Киева») и Киев.
Профессор наотрез отказывался признавать у ругов прогерманский генезис. Кузьмин был очарован кельтской темой.
Собственно говоря, немецкое название острова и переводится как «остров ругов». Руги появились здесь, возможно, до I века нашей эры, ведь если в конце I века ругов знает Публий Корнелий Тацит, который черпал свои знания о германских народах у ветеранов римской армии, то ветераны эти наблюдали расселение варваров парой десятилетий раньше, не так ли? Значит, к середине I века руги уже прочно сидели на острове.
Знаменательны руги тем, что они еще до похода готов начали двигаться в юго-восточном от Скандинавии направлении, оказавшись на южном берегу Балтийского моря. Основная масса ругов на Балтике не задержалась, и виной тому готы, потеснившие ругов дальше на юг.
Эти миграции дали толчок Великому переселению народов, которое осуществило переход Древнего мира в Средневековье.
Наличие ругского языка (Rugians) документально подтверждено по надписям на надгробных плитах в Италии. Нам очень мало известно об этом языке. Уже в VIII веке язык жителей острова представляет собой конгломерат восточногерманской и славяно-вандальской речи.
В VII веке на остров хлынули ободриты. Известно, что общины Рюгена не разделяются на германскую и славянскую. В процессе этноинтеграции к VIII веку на Рюгене складывается смешанный тип культур и человеческой популяции. По-видимому, это происходит не всегда мирным путем. Например, укрепления ругов-свиров были в то время разрушены. А ругская богиня Герта, культовый центр которой находился на территории современного национального парка Ясмунд, обрела черты ободритской богини Сивы (Сины).
Здесь позволю себе небольшое отступление от темы. Герард Кремер, сын сапожника Губера, родился во Фландрии, когда костры инквизиции озаряли ее городские площади ярче весеннего солнца. Он тоже однажды не избежит обвинения в ереси, но до костра дело все же не дойдет. Этот Кремер больше известен как географ Меркатор. Современные мореходы пользуются картами с его проекцией. До Меркатора карты были «плоскими», как сам лист пергамента, на который они помещались. Однако Земля круглая, а потому расстояние от одного мыса до другого на плоской карте не соответствовало положению дел в «выпуклой» реальности.
Меркатор создал глобус Земли и даже глобус Луны. Но для нас этот голландец интересен не в качестве картографа, а как «соавтор» высказываний о ругах. При жизни Меркатор издавал атласы и описания к ним, но после его смерти появляется публикация атласа с текстом на латыни (его принято называть «Космографией»), якобы принадлежащим перу Меркатора, но с добавлениями, которые сам голландец ранее не делал.
Мы не будем углубляться в этот детектив. Какая нам разница, кто именно в XVI – XVII веках высказывается о нравах и языке народов раннего Средневековья? По сообщению Меркатора (или псевдо-Меркатора) о Рюгене, люди там говорили на славянском (Slavonica) и вандальском (Vandalica) языках. Видимо, составитель текста «Космографии» ничего не слышал о ругском языке. Вообще, популярный перевод высказываний Меркатора о ругах, который сегодня знают все, кто в теме, мягко говоря, не совсем точно соответствует оригиналу «Космографии».
Так или иначе, во времена исторически значимых событий, выпадающих на эпоху Каролингов, на острове проживает некий особый народ, потерявшийся на время для хронистов. Этот народ скоро очень мощно заявит о себе в летописных источниках уже как самостоятельное славянизированное племя. И это племя будет вовсе не ругами.
Чередование согласных «г» / «з» в корне слова – явление не редкое. Например, при образовании множественного числа существительного «друг». Таким же образом легко допустить, что в славянской огласовке пара «единственное – множественное число» может выглядеть как «руг – рузи». Оглушение согласного звука в конце слова мы наблюдаем на примере: «букет роз» (произносим как «букет рос»), «без слез» («бес слес») и т. п. В процессе оглушения согласного слово «рузи» звучит как «руси» или «русы».
Так и возникает странный этноним, связанный и с ободритами, и с ругами, и с таинственным островом в «Окиян-море».